Основной учебник
Логопедия. Учебник для ВУЗов под ред. проф. Л. С. Волковой — основной учебник по логопедии для студентов.
Структура книги представлена четырьмя разделами и соответствующими главами. В 1-ом разделе описаны базовые основания теории и методологии логопедической науки. В следующих изложены учение о конкретных речевых дефектах и способах их коррекции, организационный аспект логопедической работы, исторические сведения в соответствии с рассматриваемой тематикой. В конце издания приложен словарь терминов.
Главы учебного пособия состоят из следующих элементов: характеристика дефекта в историческом подтексте, причины, патогенез, симптоматика, классификационные признаки, методика логопедической диагностики и коррекции и мероприятия, предупреждающие развитие речевого нарушения. Окончание глав оформляется выводами, проверочными вопросами и упражнениями, а также списком дополнительной литературы.
Экран звукопроизношения в группе
Логопеду нужно хорошо представлять с какими нарушениями у него дети. Экран звукопроизношения в логопедической группе позволяет вписывать данные дошкольников и отмечать какие звуки проблемные у конкретного ребенка.
Важно! Обязательно нужно сделать отметку о том, дошкольник заменяет или искажает звук. Обозначение для нормы достаточно простое – N или плюсик
Все это позволит быстро вывести статистику состояния детей в группе. Начинающим специалистам можно воспользоваться образцом заполнения, который есть у старших коллег
Обозначение для нормы достаточно простое – N или плюсик. Все это позволит быстро вывести статистику состояния детей в группе. Начинающим специалистам можно воспользоваться образцом заполнения, который есть у старших коллег.
Для облегчения восприятия желательно выделять группу с речевыми нарушениями разными цветами – это позволит составить списки для занятий.
Упражнения при дизартрии для детей
Компенсация в логопедии – это восстановление или замещение утраченных функции. При дизартрии наблюдаются проблемы с иннервацией мышц, поэтому такого ребенка сложно учить правильно говорить.
Поэтому необходимы специальные упражнения для коррекции
В артикуляционной гимнастике особое внимание уделяют переключаемости с одной позы на другой. Желательно проводить логопедический массаж
Примерные упражнения – покашливание, свист, надувание поочередно щек, мычание и т.п. Полезно надувать шарики, сдувать бумажные мячики.
Тремор языка
Дизартрию достаточно легко выявить по ряду признаков. Тремор языка у маленького ребенка в логопедии может указывать на проблемы с иннервацией.
При подобном нарушении кончик языка будет видимо дрожать
Подобная проблема может означать то, что у ребенка проблемы по невралгической части. В таком случае ему нужна медицинская помощь. Занятия не стоит проводить в формате онлайн, так как необходимо чтобы логопед очно контролировал действия ребенка. При необходимости он исправит ошибку.
Специалист может заниматься развитием образования относительных прилагательных, логопедическое занятие по этой теме проводится в старшей группе детского сада.
Не всегда родители придают значение проблемам с речью. В будущем они могут вызывать массу проблем в виде комплексов и ограничения в выборе профессии. Поэтому не стоит откладывать процесс коррекции.
Дидактические материалы по коррекции звукопроизношения
Родители всегда интересуются тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы. Для этого используют разные пособия и игры, которые помогут закрепить правильное произношение звука.
Формы речевых нарушений
Научиться правильно говорить не так легко. Многое зависит от вида нарушения и для каждого диагноза требуется особая помощь. Упражнения при выраженной дизартрии у детей направлены на то, чтобы снять тонус мышц и восстановить их подвижность.
Правильное определение нарушения определяет успешность коррекционного процесса
Мало просто проговаривать слоги или слова, нужно заниматься системно с ребенком. Только от этого зависит успешность исправления.
Кафедра логопедии поздравляет М.Ф. Фомичеву!
Фомичева Мария Федоровна родилась в 1932 году в Москве. В 1951 году поступила на дефектологический факультет МГПИ им. В.И. Ленина, в 1955 году окончила институт с отличием, получила квалификацию логопед, учитель русского языка и литературы средней школы.
В те годы в институте преподавали такие преподаватели, как Ольга Владимировна Правдина, Анастасия Гавриловна Ипполитова, Сергей Семенович Ляпидевский, Раиса Ивановна Мартынова. Сокурсниками Марии Федоровны были: В.И. Селиверстов, Ю.Б. Некрасова и др.
Трудовую деятельность М.Ф. Фомичева начала в 1955 году логопедом в детской поликлинике, совмещая с работой ассистента на кафедре родного института.
В 1958 году она стала заниматься организацией логопедической помощи во впервые открытом логопедическом отделении детской городской клинической больницы №9 имени Ф.Э. Дзержинского. Отделение имело 35 коек, там работало 4 логопеда. Это был единственный детский речевой стационар в СССР. Группа заикающихся, 2 группы детей с алалией и 1 группа детей с тяжелыми нарушениями произношения без ДЦП и сочетанного дефекта. В ЛОР отделении коррекцию нарушений голоса проводила Елена Самсоновна Алмазова. Мария Федоровна с 1965 года являлась старшим логопедом Дзержинского района Москвы. Обследовав детей дошкольного возраста, выяснилось, что 30-55% имеют речевые нарушения. Мария Федоровна с коллегами обратилась в райком партии с предложением об открытии логопедических групп в детских садах.
В 1966 году она начала преподавать в МГПИ им. В.И. Ленина. М.Ф. Фомичева – педагог — новатор. Одна из первых внедряла сказкотерапию и игротерапию, разрабатывала дидактический материал для воспитателей и родителей детей с различными нарушениями речи, стимулировала у студентов инициативу, творчество, любовь к профессии.
Много лет М.Ф. Фомичева работала заместителем декана дефектологического факультета по учебной работе, руководила курсами переподготовки и повышения квалификации дефектологов, была профоргом факультета.
На протяжении 53 лет Мария Федоровна совмещала эту работу с практической деятельностью логопеда в различных учреждениях как в системе здравоохранения, так и в системе образования.
Высоко оценила вклад М.Ф. Фомичевой в развитие современной логопедии О.В. Правдина. Из воспоминаний О.В. Правдиной: «За последние годы я увидела много тепла со стороны своих подруг, как и я, пенсионерок, а также и со стороны некоторых из моих учениц. Меня радуют их профессиональные успехи. М.Ф. Фомичева и С.Н. Шаховская продолжают мое дело по воспитанию и обучению логопедической молодежи». Имя М.Ф. Фомичевой было известно и студентам МГЗПИ ( МГГУ им. М.А. Шолохова), где долгие года она также работала по совместительству. Преподавательский талант Марии Федоровны сочетался с исследовательскими способностями. В 1969 году Фомичева М.Ф. работала по совместительству в Научно-исследовательском институте дефектологии.
Она известна как автор книг и методических пособий по проблемам нарушения речевого развития ребенка. Мария Федоровна имеет 38 публикаций, из них: 23 учебно-методических и 15 научных публикаций, используемых в педагогической практике, в том числе методические пособия для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов.
Мария Федоровна всегда любила детей и студентов, была требовательным и справедливым преподавателем, готовым поделиться профессиональным мастерством и знаниями. М.Ф. Фомичева воспитала многих известных логопедов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.
Ко дню рождения Фомичевой М.Ф. мы подготовили видеоролик, в котором Мария Федоровна показывает образец логопедического занятия. Для создания ролика были использованы фрагменты грамзаписи Л. Мелихова, М. Фомичева «Речь дошкольника и ее исправление».
Преподаватели, студенты, аспиранты кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ поздравляют Фомичеву Марию Федоровну с днем рождения!
Поздравляя, мы благодарим Вас от имени кафедры логопедии за многолетнее сотрудничество в научной и образовательной области, помощь в подготовке кадров логопедов высшей квалификации и желаем Вам крепкого здоровья, многих светлых и радостных дней впереди!