Изучаем филимоновскую игрушку с детьми

Содержание

  • Слайд 1

    учитель:
    Грашина Ю.В.

  • Слайд 2

    Филимоновская деревушка!Синий лес, холмы, косогор.Лепят там из глины игрушкиИ расписывают до сих пор.
    Да, из красной обычной глиныПоявляются вдруг на светЗайцы, коники и павлиныИ солдатики – войска цвет.

  • Слайд 3

    Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки — свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок.

  • Слайд 4

    Белые фигурки филимоновской игрушки играют основными цветами росписи: желтым, зеленым, красным. Старинная филимоновская игрушка расписывалась только красным и зеленым, а желтоватый цвет имела сама глина после обжига. Интересно, что традиционная пластика фигурок напрямую зависела от породы жирной чёрной глины, которая при лепке и сушке давала большую усадку, вот почему все формы традиционной филимоновской игрушки вытянутые и худоватые.

  • Слайд 5

    Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

    люди

    животные
    многофигурные композиции

  • Слайд 6

    Барыни
    Солдаты и юноши

  • Слайд 7

  • Слайд 8

  • Слайд 9

    В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг — солнце, треугольник — земля, елочки — символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

  • Слайд 10

    Символ солнца
    Древо жизни
    Конь — образ солнца

  • Слайд 11

    Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды.
    Барыня –берегиня, хранительница домашнего очага. Её плодородие народ издревне олицетворял в образе матери.
    Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца

    Птица – символ света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье.

  • Слайд 12

    Первый этап
    Игрушку «желтят».По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет — жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи. Расписывают широкой кисточкой (белка и собака) №3.Основные элементы — линии, кружки, полосы. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению.

  • Слайд 13

    Второй этап
    Используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый»)Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1.Линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

  • Слайд 14

    Третий этап
    Накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно — называется зелёнка. Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

  • Слайд 15

    Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

  • Слайд 16

    Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

  • Слайд 17

    Пройдя долгий и сложный путь филимоновская игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики).
    Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров.

  • Слайд 18

    Народная игрушка — явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей.
    Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

  • Слайд 19

Посмотреть все слайды

Занятия росписью в детском саду

Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.

Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока – знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.

Для занятия понадобятся:

  • плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
  • настоящие свистульки;
  • шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
  • ватные палочки или тонкие кисточки;
  • гуашь красного и зелёного цвета;
  • палитра;
  • баночка для воды;
  • салфетки.

Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:

Начать можно с разговора о народных промыслах в России. Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки

Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках. Следующий шаг – чтение стихов, загадок об этих игрушках. После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов

Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой – Владимир Сутеев

После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов. Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой – Владимир Сутеев.

Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше

Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку

Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию

Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи – русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета

Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи – русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.

Первое, что нужно сделать, – рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап – знакомство с основными элементами и узорами

Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку

Конспект занятия по рисованию в старшей группе “Филимоновская роспись”.

Конспект занятия по черчению “Филимоновская живопись” в старшая группа.

– научить повторять орнамент узора по шаблону

– развивать чувство композиции и правильно передавать его

– закрепить знания детей по изучению темы “Филимоновская роспись”

– продолжают обогащать свои знания в изучении русской культуры.

Акварель, готовый трафарет, кисти, баночки, образец филимоновской росписиКартина Филимоновны“.

Предыдущая работаЗнакомство с элементами живопись; рисование полосзнакомство с историей “Картина Филимоново.

Курс действий:

– Ребята, я хочу познакомить вас с русским языком. живописьи она называется “Филимоновская“. Как она появилась и где. Фотография Филимоновской появился очень давно. (Данные археологов)Более 700 лет назад. Ремесленники из деревни Филимоновская Одоевский район Тульской области изготовил игрушки для детей. Игрушки были простыми, бараны и свистки. Чтобы сделать их более элегантными, изделия были окрашены. Это были простые полоски, круги и полукруги. Но каждое украшение имело свой собственный символизм. Круги символизировали “солнце”, “землю и плодородие” и “воду”.

Ребята, давайте посмотрим на объекты. картины Филимонова.

Обратите внимание, какие они яркие и праздничные. Каждая работа мастеров, передает нам настроение

– Дети, вспомнили ли вы, что означают эти украшения? Изображение Филимоновской.

(дети) -Символ земли, изогнутые полосы и треугольники.

– Символом солнца являются круги.

– Символ воды, они представляют собой различные полукруги.

– Парни, которые помнят, какие цвета использовали мастера (ответы детей)Красный, зеленый, желтый.

Мы – осенние листья,

На ветках мы сидим. (Садитесь).

(Когда дует ветер, мы улетаем.

Мы летим, мы летим (Свет бежит по кругу)

И на земле мы сидим тихо. (приседание)

d Снова поднялся ветер d

И все листья выросли. (свет бежит по кругу)

И тихо сел на землю. (приседает)

А теперь, ребята, приступим к работе.

Вот наше резюме этой работы.

Наша страница занятие окончено.И ребята выполнили свою работу. Спасибо вам всем!

“Филимоновская игрушка – коза”. Конспект занятия по рисованию в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 119 “Поморочка” г. Архангельск. Проспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект по декоративному рисованию “Роспись силуэтов посуды на основе гжельской росписи” в старшей группе Конспект по декоративному рисованию “Роспись силуэтов посуды на основе гжельской росписи” в старшей группе. Содержание учебной программы.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе “Роспись кувшина в хохломской росписи” Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе “Роспись кувшина в хохломской росписи” Содержание учебного плана: Образовательный.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе “Городецкая роспись” Цель: создать условия для знакомства детей с городецкой росписью

Задачи: – Развивать умение рисовать элементы кистью с вниманием

ООД предложение по рисованию в средней дошкольной группе “Филимоновский конь” Цель: расширять представления детей о филимоновской игрушке. Задачи: 1. учить детей рисовать силуэт игрушки Филимонова, поочередно.

Тема: Роспись олешки. Цель: формировать у детей умение рисовать силуэт игрушки по мотивам дымковской росписи. Задачи: Продолжить ознакомление.

Конспект занятия по рисованию в средней группе “Филимоновская лошадка” Цель: 1.:Воспитывать интерес к работе народных умельцев 2. Учить детей рисовать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые линии.

Конспект занятия по декоративному рисованию “Филимоновская игрушка” в средней группе Цели: расширить знания детей о разнообразии филимоновских игрушек; показать особенности росписи различных бумажных силуэтов.

Конспект занятия по рисованию “Роспись хоровой вазы” для детей старшей группы Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Задачи: расширить и углубить знания детей о народных ремеслах.

Цели программы: закрепить навыки представления простых пересекающихся линий, образующих узор на определенной форме; научить сочетать цвета;.

Музей филимоновских игрушек

По всей России находится множество музеев с филимоновскими игрушками. Самый крупный, специализированный музей, находится в Тульской области в Одоеве.

Здесь можно полностью окунуться в эпоху филимоновской росписи, а также попробовать самому слепить игрушку из синей глины. В результате каждому на память об этом удивительном месте останется не только сделанная собственными руками филимоновская игрушка, фото в музее и впечатление от увиденного чуда, но и самое главное – опыт общения с настоящими мастерами старинного промысла.

Филимоновская роспись возникла в самом центре России недалеко от городка Одоев, который находится в Тульской области. Согласно существующей легенде, еще при царе Иване Грозном в том месте возникло великое ремесло – гончарство, и во владении у князя Воротынского был знаменитый гончар Филимон, в честь которого и прозвана данная роспись. Считается, что именно он смог найти качественную глину, которая потом расписывалась в превосходные филимоновские узоры или орнаменты.

Свое происхождение она имеет еще задолго до палеолита, так как были найдены древние гончарные черепки изделий, которые датируются именно к IX-XI вв. Более большого распространения достигла в XIX веке, потому как появились уже более качественные акриловые краски, которыми можно было пользоваться для совершенной росписи.

Созданные игрушки-свистульки с филимоновской росписью хранятся в течение длительного времени. Они пережили множество различных событий. Их все лепили и разукрашивали. Начинали мастера из Филимоново это делать поздно осенью и сушили на печках, а затем в феврале и марте их обжигали. Затем брали краски и разукрашивали их. По традиции жители деревни Филимоново игрушками торговали на организованных ярмарках в Пасху и это был один из основных их заработков.

Маленькая радуга — филимоновская игрушка

Ярче светит солнце. Небо стало глубоким и насыщенным, и по нему, словно сугробы снега, убегают на север облака. Наступает весна. В городе Одоеве открывается ярмарка. Со всех окрестных деревень и сел съезжаются на ярмарку люди: кто купить необходимые вещи, кто продать свои изделия. Чего только не встретить на ярмарке!

А в этом уголке словно радуга упала на землю – такое буйство красок, и во всю поют-заливаются птицы. Неужели прилетели с юга? Нет, это вывезли на ярмарку свои игрушки филимоновские мастерицы.

Игрушки – на любой вкус: здесь и люди — солдаты, барыни; и животные — олени, коровы, петухи и наседки; и многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка. И все со свистками! Ну как не купить такую красоту ребенку!

Что же это за чудо такое – филимоновская игрушка?

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века, а на самом деле еще более древняя.

Мужчины в деревне Филимоново издавна изготовляли на гончарном круге посуду, а женщины, несмотря на обилие забот и хлопот, находили в долгие зимние вечера время и лепили из глины игрушки.

Все филимоновские игрушки — свистульки, лепятся они из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Любимые цвета филимоновских игрушек — малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый. Расписывают игрушки, как и раньше, куриным перышком.

Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. В росписи преобладают три-четыре цвета. Сама роспись — это чередование горизонтальных полос по белому или желтому фону. В орнаменте преобладают круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних, языческих идолов. Филимоновская игрушка, филимоновские свистки горят всем многоцветьем радуги. Любители называют филимоновскую игрушку «маленькой радугой» или «солнышком». Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров.

Самая популярная форма для глиняной игрушки — это птицы. Петушки, курочки, индюки — излюбленные свистульки у мастериц филимоновской игрушки. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму.

 

Традиционная филимоновская игрушка всегда лепится со свистком. Это свистулька, у которой есть самостоятельный образ в виде птицы или какого-нибудь зверька; филимоновский свисток может быть также частью образа, например, традиционные Барыньки и Солдаты имеют под мышкой птичку-свистульку. Если внимательно рассмотреть работы старых и современных российских мастеров, можно увидеть огромное разнообразие свистковых устройств. Это зависит от «пичужки» — стека для прокалывания отверстий в свистульках. «Пичужку» каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов.

Создание современной традиционной игрушки — это постоянный поиск равновесия между традиционными приемами и личными творческими находками; между чувством и разумностью, эстетикой и практичностью. Авторская игрушка, выполненная в русской традиции — это всегда уникальность образа, созданного руками, чаще всего — в единственном экземпляре.

В 2009 году в городе Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века и изделия из глины других промыслов.

Урок лепки филимоновской игрушки Петух

Лепить буду из пластилина – из одного куска, вот примерно такой величины :

Чем характерны филимоновские игрушки? Кроме очень специфической росписи, в глаза сразу бросается их удлинённость и извилистость. Особенно это относится к шее, филимоновские звери явно произошли от жирафов или змей.

Кусок пластилина разминаю и леплю фигуру вроде рогатки:

Вы уже догадались где будет голова, а где хвост? Сейчас уточним:

Хвост загнём, туловище вытянем до толщины шеи, шею тоже вытянем и странно изогнём. Лапы заменяет стилизованная круглая подставка.

Теперь детализируем. Вытянем из головы небольшой гребень, клюв и бородку. Ну, вот вам игрушка – филимоновский петух из пластилина. Я его даже слегка подкрасила в фоторедакторе, чтобы выглядел готовым.

На этом не остановимся, дальше лепим курочку.

Филимоновская игрушка: cr2

Сегодня — рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов.

Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки.

Говорят, промыслу 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню — Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области.

Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины — глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. А затем уже небольшая группа людей решила продолжить умирающее дело.

Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.

1. Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки

2.

3. Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимоново и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами

4. Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна — гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой

5.

6. Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета — желтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо

7. Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи — зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь — традиционный рисунок

8.

9.

10.

11. После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев

12. Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду

13. Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой

14. Готовая игрушка

16. Основные герои — барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка — это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках

17. А это все стадии изготовления

16. Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики

18. Несколько игрушек из местного музея

19.

20. С наступающим праздником)

Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников.

Будем надеяться, что она еще ни раз внесет вклад в сохранение русской культуры, на которую большинству наплевать.

Про Филимоновскую игрушку рассказала нам Наташа pamsik, за что ей спасибо.

Узнать больше, посмотреть продукцию или записаться на мастер-класс можно здесь.

Отдельный привет губернатору Тульской области. Мы бы отняли у вас вертолет и заставили проехаться на личной машине без водителя по вашим дорогам.

Другие промыслы:

cr2.livejournal.com

Музей филимоновской игрушки

Филимоновская роспись – один из видов народного творчества родом из Тульской области, а именно из деревни Филимоново, где активно развивалось гончарное дело. Глина в этих местах очень пластичная и жирная. Изначально она черно-синего цвета, а после обжига становится белой или чуть розовой. Мастера делали посуду, мастерицы – игрушки-свистульки. Получившиеся глиняные изделия расписывали особым образом желтыми, красными и зелеными полосками.

Филимоновская игрушка отличается своими вытянутыми формами. Все животные – собаки, олени, козлики, петухи, лошади – имеют длинные шеи и тонкие ноги. Отличаются животные между собой только формой головы, рогами и ушами. Из людей основные персонажи – барыни, солдаты, всадники, редко изображали крестьянок. Люди тоже имеют непропорционально вытянутые формы. Почти все игрушки – свистульки. Свисток расположен у животных в хвосте, а у людей – в курице, которую они несут подмышкой.

До сих пор сохранились общества мастеров в Тульской области, которые промышляют игрушкой, придумывая новые сюжеты, но по-прежнему придерживаясь традиционной росписи.

Техника изготовления

От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину — синику.

Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);

После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.

Технология заготовки синики

Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек

Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.

Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.

Технология росписи

Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло — цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.

Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено — традиционно их три.

  • Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.
  • На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».
  • Последний этап — «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.

Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.

Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя — уши, и тому подобное.

В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.

Особенности

В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.

Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.

Отличие от других промысловых игрушек

Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:

  • орнамент с языческими мотивами;
  • простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
  • вытянутость и худоватость фигурок;
  • отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
  • использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.

Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.

Филимоновские узоры в картинках

Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.

Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.

Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.

Конспект ИОС в средней группе по художественно-эстетическому развитию «Филимоновская игрушка»

Организация: МБДОУ № 5 «Аленький цветочек»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Тихорецк

Цельпознакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами, животными). Вызвать положительные эмоции и отношение к игрушкам, изготовленными народными мастерами, желание нарисовать такую игрушку.

Задачи:

– Учить выделять отличительные особенности филимоновских игрушек: красивые плавные формы, яркие нарядные полосы.

– Развивать у детей эстетическое восприятие, глазомер, чувство цвета, пропорций, формы.

– Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, самостоятельность, аккуратность.

Материалы: на каждого ребенка листочки (на которых изображен баран), ватные палочки и 3 цвета краски (красный, желтый и зелёный), непроливайки с водой.

Ход ИОС:

ВоспитательРебята, со мной сегодня произошла удивительная история! Хотите услышать эту историю? (ответы) Я пришла в детский сад, и увидела возле двери красивую коробку (показывает) Неизвестно, откуда она взялась, но в этой коробке…. игрушки! Не простые, а филимоновские!

Воспитатель достает игрушки, и предлагает детям рассмотреть их.  Дети рассматривают игрушки, а  воспитатель читает стихотворение Галины Сидоровой «Филимоновская игрушка».

Воспитатель: Как называются эти игрушки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Почему их так назвали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как расписывали филимоновские игрушки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какими элементами?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какие цвета использовали?

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь загадка:

     Травку сочную жует

              Песни странные поет

              Очень- очень он упрям

              И зовут его….. (Баран)

Воспитатель: Правильно, ребята, баран.  Представим, что мы филимоновские мастера, и распишем игрушку! А для начала разомнем пальчики!

Пальчиковая гимнастика «Филимоновская игрушка»

Их слепили мастера,  (сжимают пальцы рук)

Их раскрашивать пора (движение «Маляр»)

Кони (барабанят пальцами по столу)

Птицы («взмахи» руками)

И барашки (показывают «рожки»)

Все красивы, хороши («фонарики»)

Красно-желтые полоски

На боках видны (движение «Маляр»)

Воспитатель раздает каждому ребенку листок с изображением барашка, краски (три цвета), ватные палочки (три), и объясняет правила выполнения работы.        

Далее все детские работы вывешиваются на стенд и рассматриваются детьми.

Воспитатель: Ребята, почему игрушка называется филимоновской?

(Ответы детей)

Воспитатель Какие главные цвета используют мастера при росписи игрушек?

(Ответы детей)

ВоспитательВам нравятся филимоновские игрушки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, вы все очень хорошо поработали!

Опубликовано: 24.08.2022

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий