Классификация
Различают три степени выраженности симптомов. Это легкая, средняя, тяжелая.
Легкая степень ФФНР
Характеризуется небольшими дефектами. Затрудняется с анализом, произношением отдельных фонем. По остальным показателем речь в норме.
Средняя степень
Может произносить все звуки, но путает их при повторе слов из обращений к нему окружающих, собственном составлении фраз, предложений. Нарушено восприятие не одного или двух фонем, а целой группы.
Тяжелая степень
Наблюдается сложность с выделением фонем, очередности их произношения в словах, анализ, синтез звуков затруднен до крайней степени.
Коррекция нарушений
Логопедическая программа, направленная на коррекцию ФФНР, реализуют следующие задачи:
- формируют базу речи (психологическую и лексическую);
- корректируют звукопроизношение;
- формируют навыки анализа фонем;
- развивают связную речь;
- обучают навыку полноценного речевого общения;
- формируют грамматические категории.
Кроме артикуляционных упражнений и речевого общения в занятия с логопедом следует включать развитие моторики (крупной и мелкой), снятие мышечного напряжения, осуществление постоянного контроля за собственной речью, приобретение навыка отличать нормированное произношение от ошибочного.
В зависимости от степени выраженности нарушений работа над устранением дефектов фонетико-фонематического восприятия занимает от нескольких месяцев до 2 лет. Многим детям приходится продолжать занятия с дефектологами и логопедами в первых-вторых классах начальной школы.
Одновременно с логопедическими методами проводятся занятия с психологом и неврологом по развитию уровня внимания и увеличению объема памяти.
Артикуляционные упражнения
Одним из направлений комплексной логопедической деятельности по преодолению ФФН речи является выполнение артикуляционных упражнений. Сначала малыш их делает под руководством логопеда, а потом – самостоятельно под контролем родителей. Распространенными упражнениями, которые выполняются для исправления фонематических проблем при диагностировании ФФН, являются следующие.
Для активной работы губ
Чтобы заставить потрудиться губы малыша, у которого есть ФФН речи, можно выполнять такие задания:
- «Улыбочка». Зубки смыкаются, губки растягиваются в улыбке.
- «Поцелуйчик». Губки вытягиваются максимально вперед, как будто малыш хочет кого-то поцеловать и тянется к этому человеку.
- Чередование «Улыбочки» и «Поцелуйчика». Сначала выполняется медленно, потом – с ускорением.
- «Пятачок». Губы смыкаются в трубочку, ребенок вращает ими сначала по часовой стрелке, потом – против часовой. Это упражнение не только способствует преодолению ФФН детской речи, а и активно применяется взрослыми, работающими в театральной сфере или тренирующими ораторское мастерство.
Чтобы потренировать язык
Для предупреждения и решения фонематических проблем ФФН особое внимание уделяется языку. Для него предусмотрены такие тренировки:
- «Лопатка». Подобно лопатке язык выкладывается на нижнюю губу в широком виде. В таком положении его нужно удерживать до десяти секунд.
- «Игла». Нужно показать язык, максимально выдвигая его изо рта. При этом он должен быть напряженным, с острым кончиком. Так подержать до десяти секунд.
- «Поскакали». Необходимо пощелкать и поцокать язычком.
- «Медок». Верхняя губа облизывается сверху вниз. Язык при этом широкий.
- «Язык – в трубочку». Сделать языком круглую щель.
Игровая логопедия
В силу возраста детям тяжело даются традиционные занятия, где педагог и они сидят за столами. Игровая логопедия создает особые условия, которые позволяют проводить все уроки нетрадиционно.
Логопед с ребенком занимается на разной территории — на диване, полу или под столом. Специалист использует мыльную пену, бумаги и другие материалы. Подвижные игры сменяются спокойными моментами.
Сенсорные бассейны можно делать из круп и украшать маленькими фигурками
Например, логопедическое занятие по теме «Транспорт» можно проводить с разными машинками и дорогами. При хорошей погоде можно пойти на улицу. Такие интересные уроки проводятся в открытой форме, и ребенок может сам выбирать, чем ему заниматься.
Тема «Весна»
Каждое занятие должно быть посвящено определённой теме и это позволяет подбирать задания, которые будут развивать все стороны речи. Логопед обязательно пишет конспект, который позволит ему выстроить структуру урока.
К концу садика дети должны хорошо знать времена и месяцы года. «Весна» логопедическое занятие в подготовительной группе проводится в марте или апреле.
С детьми обсуждают тематическую картину, спрашивают слова во множественном числе (лужа-лужи, капля-капли и т. п.) и просят назвать эти же слова в ласковой форме.
Весеннюю тему лучше обсуждать на улице в теплой погоде. Тогда дети смогут наглядно увидеть, что это за время года. Если рядом есть парк, то нужно пойти туда. Так дошкольники хорошо познакомятся с темой «Весна».
Тема «Транспорт»
Для занятия можно использовать презентацию, которую включают на компьютере. Такая деятельность позволяет разнообразить учебу в старшей дошкольной группе.
Сначала с детьми обсуждают виды машин, потом просят классифицировать их (наземный, воздушный, водный). Можно добавить игры на исключение или изображения с недостающими элементами.
Важно! Желательно включать задания на словообразование: «один-много», «скажи ласково» и т. п. В старшей группе еще не занимаются развитием звукового анализа
Еще вариант занятия — с помощью тематических игрушек. В таком случае на каждого ребенка нужен отдельный конспект
В старшей группе еще не занимаются развитием звукового анализа. Еще вариант занятия — с помощью тематических игрушек. В таком случае на каждого ребенка нужен отдельный конспект.
Тема «Посуда»
Для проведения урока понадобится комплект кукольной посуды. С детьми обсуждают назначение каждого предмета и особенности его использования. Обговаривают варианты применения, например, в сковороде жарят или варят? Тарелки нужны для приготовления пищи? Половником едят?
С игрушечной посудой можно осуществлять разные манипуляции и ее приятнее держать в руках, чем картинки
Подобную тему можно совместить с темой «продукты». Тогда с детьми обсуждается и то, как готовить разные продукты.
Логопедическое обследование при ФФН
Логопед — основной специалист, который понадобится такому ребёнку, но диагностировать нарушение может и педиатр, консультируясь с отоларингологом. Если нет возможности посетить логопеда сразу, можно смело обращаться к этим врачам.
Определить тяжесть заболевания может только логопед. При осмотре он выявит дееспособность артикуляционного аппарата, исключит проблемы с речью по другим, более физиологическим причинам (травмы гортани и проблемы с дыхательной системой, например). Заключается обследование в тщательном осмотре гортани, изучения выписок от других специалистов, а также проведении специальных тестов, по результатам которых можно будет точно судить о ФФН.
Причины фонематического недоразвития речи детей
Фонетико-фонематическое нарушение может быть как приобретённым (чаще всего), так и врождённым — на восприятие звуков могут влиять как внешние факторы, так ошибки внутриутробного развития или родовые травмы.
Причины приобретённого ФФН:
- Травмы головного мозга. Сотрясения, просто сильные ушибы — всё это может оказать влияние.
- Длительные инфекции или вирусные заболевания. Долгая болезнь во время первого года, пока иммунитет ещё не сформирован, сильно травмируют все системы, в том числе и нервную.
- Плохая наследственность — в семье был кто-то с похожими проблемами в детстве.
- Сильные нервные потрясения и хронические стрессы в период активного развития речевой системы. Именно поэтому ФФН часто можно найти у детей из неблагополучных семей.
Половина ситуаций находится вне зоны влияния родителей, они могут лишь вовремя обратиться за коррекцией. Однако и в среде внешне благополучных семей находятся дети с ФНН — создать стрессовую атмосферу страха, недоверия и злобы можно в любых условиях.
Особенности проведения занятий
Опытные логопеды обычно строят работу по преодолению ФФН речи следующим образом:
- Занятия проводятся в строгой последовательности, по определенному графику.
- Специалист изучает: в каких условиях проживает ребенок, какой образ жизни ведет его семья, как разговаривают взрослые. Не исключено, что у них тоже могут быть связанные с фонематическими проблемами произношения ФФН-дефекты.
- Во время проведения занятий логопед исключает ненужную звуковую нагрузку: выключаются телефоны, телевизор или радио. Ребенок должен находиться в спокойной, тихой обстановке.
- Для ребенка с ФФН развития речи рекомендовано соблюдение правильного режима дня, когда отдых чередуется с разноплановыми занятиями, выделяется достаточно времени для сна.
Способствуют успешной работе по ликвидации ФФН развития детской речи такие занятия:
- Складывание пазлов, разрезание картинок.
- Упражнения со счетными палочками (можно использовать спички, обрезав головки). Из них складывают разные фигуры, орнаменты, домики.
- Малыша учат различать речевые и неречевые звуки. Например: звуки пылесоса, трактора, стиральной машины, звон монет в копилке, шуршание газеты.
Что такое фонематический слух
Неречевой слух позволяет людям различать звуки, не связанные с речью: шумы, природные звуки, музыку.
Фонематический слух («фонема» в переводе с древне-греческого означает «звук») – это способность слышать и распознавать звуки речи, понимать обращенную речь.
Он тоже дается человеку с рождения и позволяет определять конкретный звук в слове, различать слова с похожими звуками в составе (мышка — мишка, роса — роза), слова с одинаковым набором звуков (урок — укор, шина — ниша).
Развитие фонематического слуха начинается практически с рождения и полностью формируется к 4-5 годам.
Если этого не произошло, ребенок будет произносить слова так, как слышит, а не так, как ему говорят
И если окружающие взрослые постараются разобрать его речь или хотя бы не заострять внимание на проблеме, среди ровесников он может стать объектом насмешек
В школьном возрасте будут неизбежны проблемы с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия).
От чего зависит успех коррекции фонетико-фонематического недоразвития
Успешное преодоление проблем с фонематическим развитием речи ФФН возможно при наличии таких факторов:
Дефект ФФН речи был своевременно выявлен.
Специалист предпринял правильные меры для того, чтобы предупредить возникновения вторичных дефектов ФФН.
Проводились упражнения с целью развития мимической мускулатуры, способствующие улучшению речи.
Параллельно с решением непосредственных задач по преодолению ФФН велась работа по развитию общих когнитивных функций: внимание, память, восприятие, воображение.
Малыш активно играл, развивалась его эмоционально-волевая сфера.
Взрослые прикладывали усилия, чтобы не просто ликвидировать ФФН как проблему фонематического недоразвития речи, а подходили к вопросу комплексно. То есть старались научить ребенка уважать самого себя и других, ценить настоящую дружбу со сверстниками, уметь адекватно оценивать свои действия и поступки.. Только при наличии всех перечисленных факторов возможно решить вопросы, связанные с фонематическими нарушениями у дошкольника ФФН
Только при наличии всех перечисленных факторов возможно решить вопросы, связанные с фонематическими нарушениями у дошкольника ФФН.
Формирование фонематического слуха в процессе развития ребенка
Речевой слух формируется у малыша практически с рождения: уже в возрасте до одного месяца кроха начинает различать первые речевые звуки.
В 2 — 3 месяца младенец реагирует на слова мамы, в первую очередь, обращая внимание на интонацию и мимику. Уже сейчас можно развивать фонематический слух, повышая и понижая тембр голоса, громкость, комментируя свои действия, называя окружающие предметы
Важно, чтобы малыш при этом видел лицо мамы: для того, чтобы научиться произносить звуки, ему нужно видеть артикуляцию – движение губ, языка в разговоре. От 3 до 6 месяцев малыш начинает узнавать голоса близких, слушает музыку, пытается различать звуки внешнего мира
Происходит важный этап развития — гуление, когда кроха отчетливо произносит гласные нараспев (ааа — ууу — ыыы)
От 3 до 6 месяцев малыш начинает узнавать голоса близких, слушает музыку, пытается различать звуки внешнего мира. Происходит важный этап развития — гуление, когда кроха отчетливо произносит гласные нараспев (ааа — ууу — ыыы).
В 6 — 9 месяцев малыш узнает свое имя, начинает понимать осмысленные звуки. Новым этапом развития становится лепет — гуление переходит в звуки, напоминающие слоги. Сейчас самое время познакомиться с песенками, где есть повторяющиеся слоги («Гуси, гуси, га-га-га…», «Буль-буль-буль карасики…»).
В 9 — 12 месяцев у малыша уже есть любимые песенки, лепет становится все более разнообразным, начинает приближаться к родной речи. Появляются первые слова, способность подражать речевым звукам. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, комментировать происходящее: «Это прудик. Он большой, а вон те лужи маленькие. А вот лягушки квакают: ква-ква-ква. Это ворона – кар-кар. Ой, дождик пошел: кап-кап-кап по лужам».
В возрасте от 1 до 3 лет фонематический слух активно развивается. Сейчас ребенок во всем подражает взрослым: копирует их поведение, речь, интонации. Происходит знаменательное событие — малыш начинает разговаривать.
Сейчас важно четко проговаривать сами слова, их окончания, следить за правильным построением речи. Нужно ограничить употребление «малышковых» слов (не «бибика», а «машинка»), исключить намеренное коверканье слов, подражая крохе (не «неть», а «нет»)
От 3 до 5 лет становится ясно, есть ли проблемы с речевым слухом. Речь становится связной, появляются сложные предложения. Дошкольник должен различать свистящие и шипящие согласные, мягкие и твердые, глухие и звонкие.
Если на картинке он не отличает, где коса, а где коза или путает мышку с мишкой — это достаточный повод обратиться к логопеду. К 5 годам заканчивается формирование звукопроизношения, поэтому если ребенок выговаривает не все звуки, это тоже является поводом для беспокойства и требует консультации логопеда.
Психолого–педагогическая классификация
Психолого–педагогическая классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.
Виды нарушений средств общения
- Фонетико–фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
- Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Виды нарушений в применении средств общения
Заикание — нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией (удлинением) звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
Нарушения письма и чтения в психолого–педагогическая классификация не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе фонетико–фонематического и общее недоразвития речи.
Симптомы
Четыре вида дефектов звукопроизношения при дислалии: пропуски, замены, смешения и
искажения звуков.
Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции: в начале, в середине
либо в конце слова.
Замена звука — стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в
фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким
артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту
артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
О смешении звуков говорят, если
постоянно путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке, то есть употребление их то уместно,
то неуместно.
Искажение звуков — ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в
фонетической системе русского языка. Например велярное или увулярное произнесение , межзубное или
боковое произнесение и другие. Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в
случае механической дислалии — группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус
будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции , , , , ,
, , , , , , поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.
Работа с проблемными детьми
Занятия по развитию речевого слуха в основном проводятся в игровой форме. Игры на развитие фонематического слуха достаточно просты. Поэтому не только логопед, но и родители могут активно содействовать развитию ребенка.
Развитие слуха для самых маленьких
С ребенком выполняют такие упражнения:
- «Громко-тихо». Дети идут по кругу под исполняемую на музыкальном инструменте мелодию, выполняя условие: во время громкой игры становятся на цыпочки, при тихих звуках — присаживаются на корточки и передвигаются гусиным шагом. Условия игры и музыку с каждым занятием меняют.
- «Высоко-низко». Принцип тот же, только распознаются низкие тона (бас, барабан) и высокие.
- «Повтори за учителем». Логопед произносит слова и короткие фразы, варьируя интенсивность звука. Задача ребенка — повторить сказанное с той же громкостью.
Слова подбираются с наиболее труднопроизносимыми для данного ребенка звуками.
Игры для детей 3-5 лет
С такими детьми можно практиковать более сложные игры:
- «Эхо». Педагог распределяет роли между двумя детьми: один — путник в горах, другой — эхо. Второй повторяет все слова, слоговой состав и звуки, произнесенные первым, можно по нескольку раз. Затем игроки меняются ролями. Поначалу можно потренироваться с логопедом, а заканчиваться занятия должны самостоятельной игрой.
- «Звуковое лото». Используется детское лото с картинками. Логопед произносит звук, а дети ищут картинку с животным, в названии которого он есть. Например, при звуке «с» пустой карточкой закрывается слон. Побеждает тот, кто первый закроет все изображения на своем поле.
- «Найди пару». Усложненный вариант предыдущей игры для детей, знающих буквы. Готовятся два набора карточек: с буквами и изображениями животных или предметов. Вытащив из набора букву, ребенок подбирает соответствующее изображение (сначала то, название которого с этого звука начинается).
В процессе обучения задачу усложняют: требуется подобрать предмет с данным звуком в конце, а затем и в середине.
Упражнения для старших дошкольников
Наиболее эффективно влияют на развитие фонематического слуха у дошкольника игры. Есть несколько вариантов:
«Поймай звук». Логопед говорит, какой звук необходимо поймать, затем медленно произносит разные звуки. Услышав заданный, ученик хлопает в ладоши
Внимание акцентируют на похожих звуках. Например, если нужно распознавать «ш», логопед часто называет «щ», «ч», «ж»
Вариация: вместо отдельных звуков врач произносит слова.
«Хлопай-топай». Усложненный вариант предыдущей игры. Логопед называет два звука: на один ученик хлопает, на другой — топает.
«Лови слог». Ученик хлопком «ловит» заранее оговоренный слог. Логопед также произносит близкие по звучанию варианты. Например, договорившись ловить «чу», почаще называет «ча», «щу» и т.д.
«Поймай слово». Принцип тот же: среди похожих слов требуется распознать нужное. Например, договорившись ловить «щуку», логопед называет последовательность: «щека» — «щука» — «штука» — «шуба» — «щука» — «зубы» и т.д.
Проверка эффективности обучения: произносят знакомое ребенку слово с ошибкой. Если он ее обнаружит, значит, работа ведется в правильном направлении.
Диагностика
Для логопедического обследования детей с ФФНР используется традиционная методика, разработанная Л.А. Лопатиной. Она включает в себя знакомство с артикуляцией, составление речевой карты, исследование слухового, зрительное восприятия, уровня развития моторики, обследование фонематических функций, состояния лексики.
Анализ фонетико-фонематического восприятия проводится в группе и индивидуально. Ребенок даже не всегда понимает, что находится под наблюдением. Логопед детского сада может прислушиваться к разговорам детей в игре, задавать простые вопросы, анализировать ситуацию.
На индивидуальных встречах обследуемому демонстрируются карточки с картинками. Он произносит слова и предложения. Логопед обследует звукопроизношение, заносит данные в карту ребенка. Делает анализ и выводы, на основе которых составляется индивидуальный план коррекции нарушений.
Разберемся в каждом этапе диагностики ФФНР подробнее:
1. Наблюдение за беседой в процессе игры, на групповых занятиях
Анализируется словарный запас, темп разговора, уровень умственного развития ребенка
Обращаем внимание на возможные дефекты: заикания, ЗРР
Данные заносятся в карту после каждого этапа обследования и наблюдения.
2. Составление речевой карты
Включает в себя обследование и опрос семьи. Логопеда-дефектолога должен интересовать:
– процесс протекания беременности;
– наличие осложнений во время родов;
– хронические заболевания матери;
– применение лекарственных препаратов во время вынашивания плода и т.д.
3. Логопедическое обследование
Педагог обращает внимание на несколько аспектов речевого, умственного развития малыша. Слуховое внимание и восприятие
Слуховое внимание и восприятие. Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику
Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д
Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д.
Анализ восприятия речи.
Обследование проводится индивидуально. Анализируется степень понимания предложений и слов. Например, выполнение просьбы, точность ответа на поставленный вопрос.
Анализ воспроизведения звуков.
Для этого используются доступные картинки. С помощью них можно вербально оценить серию звуков, произносимых обследуемым. Например, звонкие согласные б, в, д, г. Подойдут картинки одежды с изображением валенок и ботинок. Малыша проговаривает название предмета, который он видит. Если он затрудняется, то педагог называет, а ребенок повторяет.
Затем следует попросить составить небольшое предложение с названиями предметов из другой карточки. В этот момент анализируется степень нарушения артикуляции, грамматический строй синтаксических конструкций, умение пользоваться предлогами
Важно обратить внимание на постановку ударений, правильность расположения фонем и наличие их замены, использования падежных форм, наличие сокращений слов. Обязательно фиксируется группа фонем, заменяющаяся на более простые звуки или их пропуск в словах
Отдельное внимание следует уделить выявлению причин проблем в развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Окончательный диагноз ставится на ПМК, для направления ребенка в специализированное дошкольное учреждение
Логопедические методы коррекции ФФН
Если причиной нарушения установлена психологическая травма, параллельно с логопедом ребёнка должен наблюдать психолог. Когда нарушения речи происходят из-за психотравмы, логопед не справится в одиночку.
Коррекция в дошкольных заведениях
Именно дошкольника легче всего избавить от ФФН быстро и «безболезненно» для самого ребёнка. Для дошкольника речевые функции очень важны, но их необходимость не сравнить с младшим школьным уровнем, когда включается фактор успеваемости.
Логопеду очень важно успеть с полным курсом коррекции в зависимости от степени тяжести до младшего школьного возраста, понять структуру индивидуального дефекта при ФФН. Для этого используется речевая практика, целенаправленная работа с проблемными звуками
Логопедическая коррекция в младших классах
Если ребёнок уже владеет навыками чтения или даже письма (неважно, насколько качественно), несмотря на своё нарушение, работать с ним уже необходимо иначе. Проблема уже считается нарушением чтения и письма, основанном на фонетико-фонематическом недоразвитии
Так как ребёнок получает в разы больше информации теперь, логопед может разными способами внедрять в речь проблемные фонемы. Младший школьник способен к более серьёзному звуковому анализу, чем дошкольник, но работа всё равно усложняется необходимостью «подгонять» ребёнка под нормы социального развития.
Лечение
Исправить нарушение можно только комплексным подходом. Изначально необходимо определить степень заболевания, после чего выстраивать программу дальнейшей терапии. Для этого применяются медикаментозные средства и различные коррекционные уроки.
Медикаментозное лечение
Препараты назначаются только в тяжёлых клинических ситуациях, когда на использование серьёзных лекарственных средств имеются особые основания. Преимущественно назначаются таблетки для терапии сопутствующего психического или психологического отклонения.
При затяжных неврозах и депрессиях показан приём седативных средств, антидепрессантов, лекарств, улучшающих кровоснабжение в голове. Также следует обеспечивать организм ежедневной нормой комплекса витаминов, отвечающих за деятельность головного мозга.
Коррекционная работа
Занятия с малышом можно проводить в кабинете логопеда или самостоятельно дома. Они заключаются в восстановлении утраченных навыков разговора, чтения, письма.
Одна из популярных методик
Необходимо написать на листке 5 несложных слов. Несколько раз чётко их проговорить, попросить ребёнка повторять. Затем малыш должен переписывать с бумажки всё те же слова. При каждом правильном написании рядом со словом нужно ставить плюс. Автор методики утверждает, что после 5 плюсов, кроха уже всегда будет писать данное слово правильно.
Максимальное достижение положительной динамики возможно только при комплексном подходе к лечению. Рекомендуется совмещать коррекционную логопедическую работу с медикаментозным лечением, если на то имеется необходимость.
В занятиях с малышом, имеющим фонематическое нарушение слуха, рекомендуется проявлять выносливость и терпение. Не допускается давление на ребёнка, ругань или отчитывание. Следует концентрироваться именно на достижениях, а не на ошибках. Только длительными регулярными упражнениями можно добиться положительного терапевтического результата.
Особое внимание необходимо уделить питанию. Пища должна быть полезной, сбалансированной, содержать большое количество микроэлементов и витаминов
В квартире нужно осуществлять регулярные проветривания, также стоит ежедневно гулять с малышом на свежем воздухе. На улице тоже можно заниматься в форме игры.
Ребёнок должен находиться в состоянии покоя, поэтому изначально необходимо избавиться от психологических проблем, если они имеются. Следует наладить режим дня и отдыха, в доме должен быть положительный эмоциональный фон. Чем легче степень нарушения фонематического слуха, тем выше шансы на полное избавление от патологии.