Как заставить ребенка покакать для анализа

Почему у ребенка возникает запор в поездке и как его избежать?

В дороге мы кормим детей не так, как дома, и даем им меньше жидкости. Это приводит к замедлению процессов пищеварения и уплотнению стула.
Решение: заранее продумайте, что будет есть ребенок, если вам предстоит длинная дорога. Оптимально взять с собой в удобном контейнере приготовленную дома еду и напиток. Если такой возможности нет, и вы планируете перекусить по пути, предложите ребенку йогурт, кефир, ряженку, сухофрукты, а в кафе закажите суп или другое горячее блюдо вместо бутербродов или выпечки. И не ограничивайте детей в напитках, особенно в жаркий день!

Во время долгих перелетов или поездок (на поезде или машине) ребенок почти все время сидит или лежит. Это также тормозит работу кишечника.
Решение: Каждые 1-2 часа путешествия давайте младшим членам семьи возможность встать и размяться. Если вы перемещаетесь на автомобиле, запланируйте несколько остановок. В самолете можно прогуляться с ребенком по салону и сделать несколько простых упражнений в проходе между рядами кресел.
Иногда ребенок в дороге стесняется попроситься в туалет или не хочет пользоваться общественной уборной

Сдерживаемые позывы, а также стресс и перевозбуждение, связанные с поездкой, — дополнительные факторы риска развития запоров.
Решение: Важно продумать поездку заранее, чтобы избежать нервозности непосредственно в тот день, когда вы уезжаете из дома. Дети очень хорошо чувствуют настроение взрослых, но, если вы будете вести себя уверенно и спокойно, ребенок тоже расслабится

Еще на этапе планирования путешествия изучите свой маршрут, чтобы при необходимости без проблем найти благоустроенный общественный туалет. Для маленьких детей дошкольного возраста существуют специальные дорожные горшки и переносные детские сиденья для унитаза, которые не занимают много места и удобны в поездках.
Непривычные вода и продукты могут вызвать запор у ребенка в первую неделю отпуска, а также в первую неделю после возвращения домой.
Решение: к сожалению, профилактические меры, направленные на предупреждение проблем с пищеварением, не всегда срабатывают. Кишечник маленького путешественника может замедлить работу даже в случае, если вы отправились не на экзотический курорт, а в гости к любимой бабушке в деревню. Если у ребенка в дороге или отпуске появились симптомы запора, хорошо иметь под рукой слабительное в удобной форме выпуска. Примером такого может бытьДюфалак.

Дюфалак мягко лечит запор, естественным образом очищая кишечник

Важно, что этот препарат выпускается в том числе и в одноразовых пакетиках по 15 мл с готовым сиропом2. Такие пакетики удобно брать с собой и всегда иметь под рукой: их можно положить в ручную кладь в самолете, и, в отличие от свечей, они не требуют хранения в холодильнике

Дюфалак подойдет для всей семьи: врачи разрешают применять его и детям с самого рождения, и взрослым, включая беременных и кормящих женщин.

Мнение 1 «Не хочет, значит рано»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит еще рано, не пришло время» Одно из распространенных мнений в определенном понимании верно. Ребенок психологически не готов делать то, что ему предлагается и так, как ему это предлагается. В три, четыре года не каждый ребенок с удовольствием играет в карточки или учит буквы. Эта деятельность еще не соответствует возрастным потребностям. Если настаивать и принуждать к тому, что ребенку сложно и не интересно в этом возраста — то действительно можно сформировать негативную установку по отношениям к занятиям.

Другое дело, если ребенок отказывается от заданий, которые могут выполнять большинство его сверстников, то причиной отказа нередко являются задержка созревания необходимых для дальнейшего обучения функций. В этом случае надо более внимательно изучить причины и искать доступные для ребенка подходы к занятиям, когда то, что будет предлагать взрослый, легко примется ребенком.

На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет

Другие симптомы невроза

Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни

Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.

Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?

Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.

Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.

Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.

Что делать родителям

Груднички могут какать раз в несколько дней

При появлении признаков нарушения дефекации – лучшим и правильным выбором будет обращение к педиатру. Врач должен осмотреть ребенка и поставить предварительный диагноз.

Обследование может включать в себя следующие мероприятия:

  1. анализ кала – гельминты, нарушение баланса микрофлоры;
  2. УЗИ органов ЖКТ;
  3. рентгеновское обследование;
  4. анализы крови, в том числе на гормоны щитовидной железы, витамины.

Тактика лечения зависит от результатов обследования малыша. Если не обнаружены причины патологии, то вероятный диагноз – это незрелость кишечника или погрешности кормления, неподходящий выбор молочной смеси.

2 Мама все время «исчезает»

Способность ребенка отпускать маму, потребность в личном пространстве формируется у ребенка на основе положительного опыта взаимодействия с матерью. Когда мама ведет себя предсказуемо. Если она и уходит, то обязательно вернется в течение времени, которое он способен выдержать без нее.

Но как ребенку справиться с тревогой, как ему перенести хоть самое небольшое расставание с мамой, если она ушла и ничего не сказала? Если его личный опыт состоит из чувства, что мама его не слышит, не понимает, что она может в любой момент просто уйти и не вернуться. Тогда приходится держать ее возле себя каждую минуту. Только так можно избежать самого страшного — потерять ее навсегда.

Многие мамы убеждены, что лучше им просто исчезнуть из поля зрения ребенка, пока он отвлекся или уснул, чем выносить его плач. Ребенок засыпает, рядом с ним находится мама. Просыпаясь, он видит бабушку или няню, или вообще оказывается один. Мама ушла, исчезла. Бросила. Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.

Неудивительно, что ребенок не отходит от мамы, увидев ее снова, и будет делать все возможное, чтобы не потерять.

Предложить плохой выбор

Моя мама, педиатр на пенсии, бывало, спрашивала меня или моих братьев и сестер, когда мы были маленькими, хотим ли мы получить ремня. Это один из тех приемов создание ложного выбора. Хотя он быстро теряет свою эффективность, а к тому же дети постарше или поумнее, конечно, сразу поймут, в чем подвох, но в некоторых случаях (например, нужно выбрать между ремнем и лекарством) дети выберут меньшее из двух зол.

Как альтернативу этому приему вы можете предложить два равнозначных выбора. Например: «Нам нужно сделать уборку до вечеринки, что ты хочешь делать: мыть посуду или убраться в комнате?». Обе эти стратегии дают ребенку почувствовать, что он делает выбор, хотя варианты и не совсем те, какие они бы хотели.

Запор от витамина Д3

Иногда мамы отмечают запоры у малышей, когда начинают давать им для профилактики витамин Д3. Это скорее совпадение, чем следствие приема витамина, так как прием в назначенной педиатром профилактической дозе такого эффекта не вызывает.
А вот передозировка витамина Д3 может спровоцировать запор. Дело в том, что витамин Д3 способствует всасыванию кальция в кишечнике. В свою очередь избыток кальция в содержимом кишечника приводит к образованию трудноусваиваемых соединений, которые уплотняют стул. 
Не нарушайте рекомендованную дозировку. В случае с витаминами, как и с другими лекарственными препаратами, больше не значит лучше. 

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1.     Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 – 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.

2.     Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету…Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3.     Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4.     Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Что нужно, чтобы ребенку было ИНТЕРЕСНО?

1. Подбор игр, пособий, заданий должен соответствовать возрасту и потребностям. Лучше всего консультироваться со специалистами, выбирая игры и пособия. Стоит читать рекомендации и описания, интересоваться тем, как в эти игры играют другие дети. Просто купить и положить на полку, обозначив, что ребенок «не хочет» — это досадно. Чтобы этого не происходило — поинтересуйтесь, что лучше покупать для развития своего сына или дочери. Послушайте рекомендации. Понаблюдайте за своим сыном или дочерью. Многие игры, сделанные своими руками да еще вместе с ребенком взывают гораздо больший интерес. Тем более, что это не сложно и для многих развивающих игр достаточно использовать материалы, которые Вас окружают.

2. Чтобы было интересно, вовсе не значит, надо покупать «яркие, броские, гремящие игрушки

Психологи отмечают, что обилие пестрых игрушек рассеивает внимание и ограничивает деятельность, например, до простого нажимание кнопки. Игры и задания должны быть в зоне того, что доступно для понимания и для деятельности по возрасту

3. Имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Если игрушку поставить на полку или дать в руки — она не всегда вовлекает ребенка в деятельность. Лучше всего, когда Вы привносите новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку. Часто родители говорят, что испробовали уже все возможные методы, а ребенок по-прежнему все разбрасывает и отказывается от игры. В этих случаях надо более внимательно разбираться в причинах.

3. Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, чтобы ребенок поискал или доставал новую игру. Интерес стимулирует, когда родители сами увлеченно начинают играть в разные игры ребенка

В этом случае важно своего малыша чувствовать и понимать, в какой момент надо передать инициативу, как вы можете помогать, чтобы инициатива не угасла

4. Приучите себя выделять время на подготовку занятия заранее. По опыту работы со многими родителями, я знаю, что подготовка занимает не очень много времени, надо лишь себя приучить к этому. Подготавливая занятие можно подумать о том, что может увлекать и быть интересным.

Лечение хронических запоров у детей

При лечении хронического запора у ребёнка необходим комплексный подход. Действовать нужно в нескольких направлениях одновременно1,6:

  • Во-первых, необходимо сбалансировать рацион питания, увеличить количество потребляемой клетчатки и жидкости (подробнее про питание при запоре читайте в статье «Питание детей, склонных к запорам»).
  • Во-вторых, увеличить физическую активность ребёнка с помощью зарядки или лечебной физкультуры. Кстати, выполнять лечебную гимнастику можно вместе с ребенком, чтобы сформировать полезную привычку у всей семьи (подробнее ознакомиться с данной темой можно в статье «Гимнастика для детей»). Также для профилактики запоров рекомендуется делать массаж животика (подробнее в статье «Массаж для профилактики запоров»).
  • В-третьих, нормализовать микрофлору кишечника ребёнка, так как дисбактериоз может часто выступать причиной запора и восстановление здорового баланса может быть как никогда актуально.
  • В-четвертых, нормализация работы нервной системы, если ребёнок столкнулся со значительным стрессом (например, пошел в детский сад и т.д.), так как психологическое состояние оказывает значительное влияние на нормальное функционирование кишечника (подробнее можно почитать в статье «Как помочь ребёнку решить проблему запора, вызванного социальными или психологическими причинами»).
  • В-пятых, иногда вышеперечисленных мер бывает недостаточно и необходимо прибегнуть к использованию слабительных препаратов. Особенной популярностью среди мам пользуются микроклизмы ввиду быстроты действия. Однако здесь следует быть очень внимательными, так как микроклизмы работают только в прямой кишке и выступают в качестве «скоропомощного» средства для коррекции острых ситуаций, которое не рекомендуется принимать длительно5,6. Поэтому для лечения запора рекомендуется принимать осмотические слабительные6 (подробнее ознакомиться с материалом можно в статье «В чем опасность частого применения микроклизм для детей?»).

Одним из главных условий успешного лечения хронического запора у детей является достижение нужной консистенции стула и регулярного, желательно ежедневного очищения кишечника. Для этого необходимо сформировать у ребёнка привычку ходить в туалет в одно и тоже время. Оптимальным временем будут утренние часы7. Облегчить процесс формирования привычки поможет восстановление и чёткое соблюдение режима дня. Утром, сразу после пробуждения, ребёнок должен выпить стакан воды комнатной температуры, примерно через полчаса – позавтракать.

Правильное питание, достаточное количество жидкости, уменьшение воздействия стрессов, введение физических упражнений (массаж и гимнастика при запоре)8 могут выступать и как профилактика, и как лечение одновременно.

Однако, когда для решения проблемы всё же необходимо прибегнуть к использованию слабительных препаратов, следует очень внимательно и тщательно подойти к процессу выбора. Оптимальным для ребёнка может быть слабительное средство Дюфалак. Препарат обладает двойным действием: работая на всем протяжении толстого кишечника, он способствует его мягкому и комфортному очищению, оказывая послабляющий эффект. А за счет своего пребиотического действия, Дюфалак нормализует баланс микрофлоры кишечника, восстанавливая регулярный стул4.

Дюфалак имеет благоприятный профиль безопасности. Разрешён к приёму детям с рождения, а также беременным и кормящим женщинам

Препарат можно принимать так длительно, как это необходимо4,9, что особенно важно, если проблема у ребёнка приобрела хронический характер.

RUS2138017 v1.1

Правильная мотивация – или как мотивировать ребенка

Сразу ответим: ничего. Есть вещи, которые делаются без удовольствия — чистка зубов, уборка комнаты, домашнее задание. Вот так, просто берутся и делаются без лишних эмоций.  Конечно, бывают исключения — например, ваш ребенок очень любит историю, и чтение книг по интересующей теме доставляют ему неимоверную радость.

Но в целом, чтобы домашнее задание целиком, да с радостным блеском в глазах — это, скорее, редкое исключение. И ребенку лучше усвоить с детства: «Не все розы при нашем образе жизни», – как говорил Л.Н. Толстой. Есть вещи, которые делать надо, и делать качественно.

Приведите ребенку примеры из собственной жизни. Например, вам очень нравится быть руководителем отдела продаж. Вы с удовольствием встречаетесь с клиентами, ведете переговоры, продаете оптом товар на гигантские суммы, и вообще, испытывайте от работы настоящий кайф! Но и в процессе любимой работы есть вещи, которые вы делать не любите, но делаете: ежемесячные отчеты, ведение статистики, документооборот. Пример собственных родителей — он воодушевляет и заставляет задуматься, так как мама и папа — самые значимые люди, и дети невольно стремятся им подражать.

Что делать, если ничего не помогает?

Дети не меньше взрослых жаждут тёплых гармоничных отношений с родителями. Даже, если кажется, что уже невозможно выйти из замкнутого круга взаимного недовольства и претензий, это не так. Никогда не поздно. Если вы задумались об изменениях — это уже первый шаг к лучшему. Существует множество техник и приёмов, способствующих укреплению отношений. Они учат честно говорить о своих чувствах, вдумчиво слушать ребёнка, принимать себя и окружающих со всем набором их чувств. Казалось бы, примени всё это, и не только ребёнок начнёт слушаться с первого раза, но и вы научитесь слышать ребёнка. Почему же столько людей до сих пор воспринимают родительство, как тяжёлую ношу?

Во-первых, вы индивидуальны. В каждой семье свой камень преткновения. Прежде, чем применять техники, надо разобраться, какие модели поведения управляют именно вами. Им сложно противостоять вслепую, не осознавая их в себе. Начнёте меняться вы, изменятся и реакции вашего ребёнка.

Во-вторых, каждый ребёнок индивидуален. Одним родителям достаточно научиться применять при общении с ним «я-сообщения» и как по волшебству между ними установятся доверительные отношения. Другие перепробовали всё и ничего, абсолютно ничего, не помогает.

Да-да бездумное применение воспитательных мер, может и навредить. Например, ребёнок страдает от неуверенности в вашей любви. Он не слушается, закатывает истерики, не желает выполнять даже простейшие просьбы. Вы устанавливаете границы, требуете, следите за выполнением. И этим только ещё больше отдаляете его от себя. Где-то помогают объятия, где-то строгость. Детский психолог поможет, понять, что необходимо не вообще в таких-то ситуациях — он ищет вместе с вами, что подходит именно для вашей семьи.

Что нужно, чтобы ребенок ХОТЕЛ заниматься?

1. Регулярность и привычка заниматься. Когда родители вводят занятия в режим своего дня и ребенок начинает привыкать к тому, что сейчас его ждет интересная игра с родителями — он лучше начинает идти на контакт и с большей охотой вступает в занятия. Выбирая время для занятий нужно понять, когда у ребенка выше работоспособность. В некоторых случаях, когда дошкольник быстро устает и пресыщается, нужно настроить себя таким образом, чтобы Вы могли предлагать задания в течение дня в любой благоприятный и удобный момент времени.

2. Удобная, располагающая обстановка также помогает сформировать желание заниматься

Удобный стол без отвлекающих картинок, стул подобранный по высоте, правильно организованные полки с играми и пособиями — это то, что организует внимание ребенка

3

Ритуал занятий, определенные привычные действия дают возможность организовать внимание дошкольника. Например, любимая песенка, которая настраивает на начало занятий

4. Поощрения (радость родителей, выраженная в чем-нибудь вкусном) в конце занятия. Наклейки, штампики, поход на горку после занятия — это все, что поддерживает мотивацию.

5

Разумеется, ребенка важно хвалить и поддерживать. Теплые слова, умение замечать старание и усилия — самые сильные мотиваторы

Базовое отношение «Ты — молодец», положительное отношение к самой деятельности. Не стоит бояться перехвалить, поддерживая малыша вдохновляющими словами.

6. Проводите занятия на улице, используйте все окружающие предметы, чтобы закрепить с ребенком какие-то понятия. Непринужденная естественная обстановка, в  которой Вы играете с ребенком помогает ребенку воспринимать занятие, как увлекательную игру.

Как помочь ребенку при запоре

Запор нельзя игнорировать, надеясь, что пищеварение малыша наладится само собой. Это состояние всегда причиняет ребенку неприятные ощущения

Обратите внимание на то, что запор не обязательно связан с редким стулом. Ребенок может какать ежедневно, но при этом натуживаться, испытывать боль, а его каловые массы будут оформленными и твердыми – и это уже признаки запора

А вот если младенец с аппетитом сосет грудь, крепко спит, активно играет и марает подгузники, к примеру, через день-два – это, скорее всего, не запор, а особенность его пищеварения.
Если вы не уверены, в норме ли стул ребенка – обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Не нужно делать клизму, а уж тем более применять “бабушкины” рецепты с участием мыла и градусника для профилактики – “на всякий случай”. (Кстати, случаев для градусника и мыла не существует вовсе, эти методы просто недопустимы!) 
Чтобы помочь малышу при запоре, нужно понять, какое состояние уже не является нормой и определить причину, по которой случился сбой пищеварения. Устранив её, вы избавите ребенка и от следствия – запора.
На грудном вскармливании для малыша нормой считается желтый однородный кашицеобразный стул от 1-2 до 5-7 раз в сутки. В нем не должно быть примеси слизи и крови, допускаются лишь вкрапления белых творожистых комочков. Запах должен быть не зловонным, а просто кисловатым. У детей на искусственном вскармливании стул более плотный и темный, как правило, он бывает реже: 1-3 раза в сутки.
Изменяться, то есть становиться более жидким или более плотным, стул малыша первого года может в переходные периоды, когда ребенок приспосабливается к новым условиям, в частности, к новому питанию:

Например, запор может быть:

  1. В первые недели жизни;
  2.  При переходе на искусственное вскармливание;
  3. При смене молочной смеси; 
  4. Во время введения прикорма. 

Вызвать запор могут самые разные обстоятельства – от банальной ошибки в разведении смеси до врожденных заболеваний органов пищеварения. Среди наиболее распространенных причин можно отметить:

  • Недостаток жидкости, например, приготовление более концентрированной смеси, чем это рекомендовано инструкцией, или введение густого прикорма (например для приготовления каши взяли меньшее количество воды для её разведения) 
  • Связанные с дефекацией физические или психологические неприятные ощущения, в том числе раздражение кожи вокруг ануса при пеленочном дерматите.
  • Нарушение микрофлоры кишечника из-за перенесенной инфекции, приема антибактериальных препаратов может приводить к замедлению перистальтики, то есть более медленному движению пищи по кишечнику. 
  • Частое бесконтрольное применение клизм и некоторых лекарств, например, ферментных или слабительных препаратов. Всё это нарушает естественный ход пищеварения: замедляет перистальтику, приучает ребенка опорожнятся только после дополнительного лекарственного или механического воздействия.
  • Заболевания, не связанные непосредственно с органами пищеварения: рахит, гипотиреоз, железодефицитная анемия и др.

Таким образом, для профилактики запора кормящей маме нужно самой пить достаточно жидкости: не меньше 2 литров в сутки. В первый месяц жизни младенца нужно кормить по требованию, а когда наладится более-менее стабильный режим и до введения прикорма – давать грудь с интервалами не больше 3 часов днем и 4-5 ночью. Для ребенка на искусственном вскармливании нужно разводить смесь по инструкции, не нарушать пропорции сухого продукта и воды.
После введения прикорма, независимо от вида вскармливания, нужно предлагать дополнительно воду – в общей сложности в день примерно в объеме одного кормления, то есть 150-200 мл. Если ребенок склонен к запорам, то первым прикормом должны быть овощи, а не каши.
Тщательно следите за чистотой малыша: подмывайте, а не пользуйтесь влажными салфетками при смене грязного подгузника, при необходимости применяйте крем под подгузник или детскую присыпку. Не усаживайте насильно на горшок.
Если грудничок какает реже, чем раз в 36 часов, а малыш на искусственном вскармливании – не каждый день, если во время процесса ребенок с усилием тужится или плачет, если фекалии оформленные, твердые – обратитесь к педиатру.
Врач определит запор это или нет и посоветует, как именно в вашей ситуации отрегулировать питьевой режим и питание, а если потребуется, то назначит процедуры и лекарства. 

Это важно!

Не занимайтесь самолечением. Запор – это не безобидное отклонение, он может привести к серьёзным проблемам со здоровьем ребенка.

Особенности лечения

Следует понимать, что основное и симптоматическое лечение должен назначать специалист. Одной из главных ошибок многих людей являются попытки помочь себе самостоятельно с помощью симптоматического лечения, слабительных или очистительных клизм, минуя обследования. Почему это ошибка? Выбор слабительного препарата должен учитывать вариант хронического запора.

Слабительные препараты, стимулирующие перистальтику химически, врачи стараются не назначать. Парфенов В. И. в своей статье объясняет, почему «главным недостатком перечисленных слабительных является довольно быстрое привыкание к ним, необходимость постепенного увеличения дозы, значительно превышающей допустимую, и, как следствие, дегенерация механорецепторов толстой кишки» (Парфенов, 2013, с. 100).

Но не только химические слабительные могут вызывать привыкание при длительном приеме. Стоит быть особенно осторожными с любыми слабительными препаратами на основе сенны, так как продолжительный их прием приводит к привыканию и необходимости постоянно увеличивать дозировку для достижения положительного эффекта.

Регулярное использование очистительных клизм тоже приведет к появлению инертной толстой кишки — отсутствию позывов к дефекации и усугублению проблемы.

Слабительные, увеличивающие объем кишечного содержимого и осмотическое давление, не вызывают привыкания и могут быть использованы при запорах. Но многие пациенты требуют отмены лечения в связи со вздутием живота, болезненными спазмами и другими возможными побочными действиями.

Принципы эффективного лечения:

  • грамотный подбор слабительных в соответствии с вариантом запора;
  • отказ от самолечения;
  • следование назначениям врача.

Одним из слабительных средств, не провоцирующих привыкания, является «Фитомуцил Норм». Он содержит растворимые и нерастворимые пищевые волокна — оболочку семян подорожника и мякоть плодов домашней сливы. Английский препарат действует мягко и предсказуемо, способствуя восстановлению нормального стула. «Фитомуцил Норм» не вызывает побочных эффектов в виде спазмов, болей, ложных и многократных позывов к дефекации. Псиллиум впитывает воду, превращаясь в гель, что позволяет мягко вывести каловые массы. Нерастворимые волокна стимулируют перистальтику кишечника. Допускается длительный прием препарата по согласованию с врачом.

Симптомы и лечение атонических запоров всегда строго индивидуальны: важно определить причину нарушений и корректировать ее. Для этого врач назначит комплексную диагностику

Может потребоваться консультация других специалистов узкого профиля: эндокринолога, невролога.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий