Ход ОД
Воспитатель входит в спальню и говорит:
Глазки открываются, реснички поднимаются.
(Легкий массаж лица.)
Дети просыпаются, друг другу улыбаются.
(Поворачивают голову вправо – влево.)
Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.
(Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)
Что за чудная зарядка – как она нам помогает,
Настроенье улучшает и здоровье укрепляет.
Воспитатель: Давайте мы с вами отправимся в путешествие на поезде! Занимайте свои места!
(Выполняется дыхательное упражнение «Паровозик»)
«Паровозик». Дошкольники сидят на своих кроватках и имитируют движения колёс паровоза. Руки согнуты в локтях. Делается глубокий вдох. На выходе нужно ритмично приговаривать «чух-чух». (повтор 4-5 раз)
Воспитатель: Ребятки, посмотрите мы приехали в лес, где полным полно чудес. Кто это сидит под кустиком? (показывает картинку ежика). Выполняется дыхательное упражнение «Сердитый и довольный ёжик».
• «Сердитый и довольный ёжик». Дошкольники низко наклоняются, опускают голову, обхватывают тело руками и вместе с выдохом говорят «п-ф-ф» (сердитый ёжик). Затем это же упражнение сопровождается звуком «ф-р-р» (довольный ёжик). (повтор 4-5 раз)
Воспитатель: Ребятки, кажется,подул ветерок. Посмотрите,листики на деревьях закачались!
(раздает каждому ребенку листочек на ниточке) .Выполняется дыхательное упражнение «Листья и ветер»
• «Листья и ветер». Дует слабый ветерок и качает наш листок, дует сильный ветерок и качает наш листок (делаем глубокий вдох, вытягиваем губки трубочкой и выдыхаем воздух не раздувая щек, сначала дуем слабо, потом сильно) (повтор 4-5 раз)
Воспитатель: Ой, только что светило яркое солнышко, но набежали темные тучи и закрыли наше солнышко! Выполняется дыхательное упражнение «Солнышко и тучи»
• «Солнышко и тучи» (нужно сдуть тучки, которые закрыли солнышко). Делаем глубокий вдох, вытягиваем губки трубочкой и выдыхаем воздух не раздувая щек. (повтор 4-5 раз)
Воспитатель: Бродили мы с вами по лесу и заблудились. Выполняется дыхательное упражнение «Заблудились в лесу»
«Заблудились в лесу». Воспитатель просит дошкольников представить, что они потерялись в лесу. Необходимо вдохнуть, а на выдохе произнести «ау». Каждый раз меняется громкость или интонация (ребята повторяют за педагогом, слова сопровождаются поворотом влево или вправо. Повтор 4-5 раз
Воспитатель: А сейчас нам пора с вами подкрепиться. Давайте сварим кашу! Но сначала нарубим дров для костра. Выполняется дыхательное упражнение «Рубим дрова»
«Рубим дрова». И. п. — сидя. На вдохе руки поднимаются, а на выдохе — вытягиваются вперёд, как будто дети рубят дрова и произносят «ух» (повтор 4-5 раз)
Воспитатель: Дров мы нарубили много, теперь давайте варить кашу! Выполняется дыхательное упражнение «Варим кашу».
«Варим кашу». Ребята сидят. Педагог предлагает им сварить кашу.Кашка начинает вариться: малыши выпячивают животы, громко вдыхают и на выдохе медленно говорят «ш-ш-ш». Затем «прибавляется» огонь, и дошкольники уже в быстром темпе произносят на выдохе «ш-ш-ш».
Воспитатель раздает тарелки с кашей
Воспитатель: Тарелка с кашей горячая, давайте на нее подуем (делаем глубокий вдох, вытягиваем губки трубочкой и выдыхаем воздух не раздувая щек)
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться с детский сад! Садимся в поезд и поехали!
(Выполняется дыхательное упражнение «Паровозик»)
«Паровозик». Дошкольники сидят на своих кроватках и имитируют движения колёс паровоза. Руки согнуты в локтях. Делается глубокий вдох. На выходе нужно ритмично приговаривать «чух-чух». (повтор 4-5 раз)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 города Ельца»
Конспект дыхательной гимнастики для детей второй младшей группы
на тему: «Путешествие в лес»
Подготовила: воспитатель
второй младшей группы
Животенкова О. А.
Ноябрь, 2018 г.
Комплексы дыхательных упражнений для первой младшей группы
Существуют различные комлпексы дыхательных упражнений для детей.
Методика проведения упражнений на дыхание для первой младшей группы
В основе такой гимнастики лежит удлинение гласных или согласных звуков на выдохе.
На заметку! Для того чтобы малыши поняли задание правильно и захотели его выполнить, достаточно прочитать загадку в стихотворной форме или попросить показать «как гудит самолет». При этом воспитателю необходимо продемонстрировать действие, которое он просит выполнить детей.
При планировании комплекса дыхательной гимнастики педагоги обращаются к методикам дыхательной гимнастики:
- Толкачев Б.С. разработал методические пособия для реабилитации малышей после перенесенных респираторных болезней.
- Бутейко К.П. специализируется в насыщении кислородом клеток путем применения звуковой вибрации через произношение звуков.
- Лазарева М.Л. предлагает метод освоения путем статистических упражнений.
Детская гимнастика проводится исключительно при соблюдении ряда условий:
использование динамических (подвижных, игровых) упражнений. Двух- трехлетним детям трудно выполнять команды по задержке дыхания или замиранию в одной позе
Поэтому статистические задания не завладеют вниманием и желанием действовать;
комната, где проводится гимнастика, обязательно должна быть проветрена. Летом окна в помещении всегда открыты, а зима дает возможность только кратковременных проветриваний во время отсутствия детей;
температура не больше 20 градусов;
занятия проводятся через час после приема пищи;
занятия проходят 3 раза в неделю;
на выполнение упражнений уходит 5-7 минут;
комплекс состоит не более трех упражнений с повторением до трех раз (первый комплекс идет по порядку, порядок повтора можно изменить);
распределение нагрузки равномерное, с постепенным увеличением количества;
при обнаружении недомогания у ребенка (побледнение, дезориентация, учащенное дыхание), необходимо прекратить занятие.
Дыхательная гимнастика в детском саду
Картотека дыхательных упражнений в первой младшей группе
Карточка 1
- «Пузырьки».
Вдох через нос, выдох через рот «дуем пузырёк».
- «Как работает насос».
Руки на поясе. Вдох – полуприсев, выдох – выпрямление.
- «Разговор».
– Поздоровался наш поезд – «ту-ту» (руки выполняют круговые движения на уровне талии, вдох через нос, на выдохе звук)
– А машинка в ответ – «би-би» (руки перед собой «крутят руль»)
– Проползла мимо змея – «с-с-с» (руки вверх – вдох, на выдохе начинают извиваться и произносить звук)
– Ей на встречу стрекоза – «з-з-з» (машут кистями рук на уровне головы).
– Вот такие чудеса!
Карточка 2
- «Прогоним дождик».
Дети подходят к предмету, где висит блестящий дождик, и начинают дуть на него.
- «Качели для игрушки».
Ложатся на коврик, на животе легкая игрушка.
– ввысь (вдох через нос, живот втянуть)
– вниз (выдох через нос, живот надуть).
- «Дерево качается».
Садятся, спина ровная. Вдох – руки вверх, выдох – покачиваясь, опускают вниз.
Виды и приёмы проведения дыхательных упражнений в младших группах ДОУ
Для малышей 1,5–4 лет актуальными будут упражнения на:
- имитацию звуков («п-п-п», «ф-ф-ф» и пр.);
- чередование вдоха и выдоха в определённом ритме;
- сдувание лёгких бумажных фигурок (ватных шариков, мыльных пузырей) с твёрдой поверхности, например, листочков из цветной бумаги со стола.
Дошкольники с удовольствием сдувают бумажную бабочку с цветка или заставляют её летать по кругу
Дыхательная гимнастика в детском саду проводится в форме игры, но для её организации не обойтись и без других приёмов взаимодействия с малышами.
Речевые приёмы
Тренировка ритма вдоха и выдоха позволяет отрабатывать звуки, что имеет существенное значение для ребят младших групп, которые только начинают говорить, и произношение звуков у них нечёткое
Но важность словесных приёмов этим не ограничивается, так как:
Дети слышат монолог педагога, объясняющего задание, и закрепляют в сознании образец построения высказывания, то есть речевую модель.
Ребята вовлекаются в совместную деятельность при помощи мотивирующих рифмовок, которые связаны с тематикой упражнения (например, перед выполнением упражнения «Надуй шарик» своим воспитанникам я зачитываю стихотворение «Шарик»: Лёгкий шарик мой воздушный дёрнул нитку непослушно, оборвал, сказал: «Пока!» и умчался в облака).
Внимание малышей привлекается загадыванием загадок, связанных с названием упражнения (так, в своей работе я практикую с детьми второй младшей группы отгадывание названия упражнения «Жук» при помощи загадки: — В мае к вам я прилетаю, как пчела, жужжа, пугаю, грозный издавая звук. Кто я, детки? — Майский … жук).
Перед выполнением упражнения можно прочитать малышам тематическое стихотворение или загадать загадку
Наглядные приёмы
В младших группах дыхательная гимнастика сопровождается иллюстрациями, связанными с названием упражнения, а не схемами его выполнения, как это будет в старшем дошкольном возрасте. Кроме того, наглядность в контексте проведения гимнастики для дыхания представлена приёмом демонстрации: педагог обязательно показывает порядок выполнения упражнения и повторяет его до тех пор, пока все дети не будут выполнять упражнение правильно.
Атрибуты для проведения гимнастики
Придать полноценную игровую форму проведению дыхательных упражнений помогут атрибуты. Исходя из своего опыта, могу сказать, что для такого несложного реквизита я завела специальную шкатулку, интерес к которой также мотивирует ребят на активное участие в играх. Вот несколько примеров тренажёров для дыхательной гимнастики.
«Зимняя варежка»
Варежки можно украсить оригинальными аппликациями
Материалы:
- шаблоны варежки, снежинок;
- клей;
- картон;
- скотч;
- ножницы;
- нитки, иголка.
Инструкция:
- Вырезаем шаблон варежки, приклеиваем его на картон.
- Ламинируем его или обклеиваем широким скотчем.
- Вырезаем шаблоны снежинок, приклеиваем их на картон.
- С помощью нитки и иголки крепим снежинки на варежки.
Дети сдувают снежинки с варежки, тренируя направленность струи воздуха.
Тренажёр с бабочками изготавливается по аналогии с варежками
«Чашка»
Малыши с удовольствием наблюдают за тем, как из чашки выходит пар
Материалы:
- шаблон чашки;
- картон;
- ножницы;
- скотч;
- прозрачный пакет.
Инструкция:
- Вырезаем чашку, приклеиваем на картон.
- Ламинируем её или обклеиваем скотчем.
- Оставив цельным один край, нарезаем прозрачный пакет на полоски для имитации пара.
- Приклеиваем к чашке.
Дети «остужают» чай: дуют на пакет, он раздувается, как пар.
Практические приёмы
К этой группе относятся творческие способы переосмысления содержания того или иного образовательного материала. В нашем случае рисунки, аппликации, поделки могут быть связаны с названием упражнения, а точнее, с рифмовкой, с помощью которой оно было детям представлено.
Итогом работы над упражнением «Шарик» могут быть аппликации из цветной бумаги: дети наклеивают шаблоны на лист бумаги, педагог дорисовывает ниточки
Виды и приёмы проведения дыхательных упражнений в младших группах ДОУ
Дыхательные упражнения для младших дошкольников состоят из следующих видов:
- С произношением звуков.
- Без произношения звуков.
- Тренировка органов дыхания через сдувание легких предметов.
При проведении упражнений на развитие дыхания используются следующие способы:
Речевые приёмы
Трехлетний малыш разговаривает нечетко из-за слабого развития системы дыхания и артикуляционного аппарата. Применение словесного приема позволяет «нарисовать» в сознании образ техники задания и воспроизвести его словесно. Так тренируется дыхание, речь и происходит развитие образного мышления.
На заметку! Дети повторяют не только за взрослыми, но и перенимают действия от сверстников. Это положительно сказывается на формировании навыков коллективного общения и групповой работы
Большое внимание привлекают стихотворения, загадки и сказки
Наглядные приёмы
Обучение первой младшей группы происходит с регулярным применением наглядности. В этом возрасте они неусидчивы, а потому донести какую-либо информацию без иллюстрации практически невозможно.
Применение наглядных приемов дыхательной гимнастики способствует быстрому усвоению информации. В памяти откладывается предмет или действие, которое ребенок в будущем сможет повторить. Например: «помните, как мы делали снежную бурю в бутылочке? А кто сможет показать, как мы это делали?» Соответственно, дети начнут «вызывать бурю», не прибегая к вспомогательным средствам.
Наглядный приём
Практические приёмы
Практический прием скорее как способ закрепления полученных знаний. Детям дается задание нарисовать рисунок, выполнить аппликацию или раскрасить предмет, соответствующий теме гимнастики. Например, дети выполнили упражнение «ветерок», а воспитатель дала творческое задание сделать аппликацию «ветерок дует на дерево».
Цели и задачи дыхательных упражнений для младших дошкольников
Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие органов дыхания и артикуляции. В 2-3 года дети часто дышат ртом. Этому способствуют регулярные насморки и проблемы с аденоидами, что неблагоприятно сказывается на миндалинах, особенно в холодное время года.
Дети
Чтобы избежать серьезных последствий, согласно программе, разработанной на основе ФГОС ДОУ, ставят следующие цели:
- формирование навыка дыхания носом;
- профилактика гриппа и ОРВИ;
- повышение тонуса дыхательных мышц;
- положительное влияние на работоспособность;
- развитие органов артикуляции;
- формирование понятий о ЗОЖ;
Чтобы соответствовать целям, необходимы четко поставленные задачи:
- развитие навыков управления органами дыхания: контроль ритма, глубины и силы вдыхания и выдыхания;
- развитие органов речи через дыхательные упражнения с произношением звуков;
- наполнение организма кислородом;
- тренировка дыхательных мышц;
- профилактика формирования аденоидов, ринитов, синуситов;
- предотвращение переохлаждения органов дыхания;
- воспитание навыков коллективной работы.
На заметку! Усвоение целей и задач убережёт детский организм от серьезных и хронических заболеваний.