Ход занятия:
Дети стоят в кругу, по считалки выбирают ведущего.
Садятся на ковер задают ведущему вопросы по темам «Дикие животные весной».
Встают. Садятся на стулья.
Ребята,попробуем отгадать слово из букв на доске: С, А, Л, И
— Что у нас получилось?
—ЛИСА
–Посмотрите на доске у меня нарисованы символы по которым мы составим короткое стихотворение, рассказ.
Начнем: слово-предмет кто (лиса)
Придумайте слова- признаки, которые подходят к слову лиса (рыжая, хитрая, умная, красивая)—2слова
Вспомните слова- действия. Выберите три слова действия к слову лиса.
Придумайте предложение о лисе.
Назовите слово-предмет, которое вы вспоминаете, говоря слово лиса.
ЛИСА
Рыжая, хитрая
Бегает, крадется, прячется
Лиса встречается во многих сказках.
Дикое животное.
(Итог мы сочинили синквейн)
Создание собственного синквейна.
Я назову вам слова по первым звукам слов сочините новое слово (Зонт. Апельсин, Яблоко. Цапля— заяц, (Ваза, Окна, Лампа, Камень— волк, загадка
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
Физ. Минутка
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Или «Медвежата в чаще жили»
А сейчас я вас познакомлю с рассказом
Николай Сладков «Медведь и солнце»
Просочилась в берлогу Вода — Медведю штаны промочила.
— Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! — заругался Медведь. — Вот я тебя сейчас.
Испугалась Вода,зажурчала тихим голосом:
— Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять. Воду пустил. А моё дело водяное — теку под уклон.
— А, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! — взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался.Заскрипел с перепугу:
— Не я виноват, Медведь. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло — растаешь тут!
— Ах, так это Солнце мне штаны промочило! — рявкнул Медведь. — Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать.
Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего — убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.
Вопросы к детям:
1) Куда просочилась вода?
2) Почему рассердился медведь?
3) Что ответила вода?
4) Что проскрипел снег с перепугу?
5) Рассердился медведь на солнце?
6) Что пошел делать медведь?
Наступила весна ни человеку, ни зверю не изменить это время года, приходиться мириться с временными неудобствами.
Прочитать рассказ еще раз, предложить детям пересказать (по пиктограмме) 1-2 человека.
Упр в кругу с мячом: «Назови какой»
Еж с иголками, какой он? —колючий.
Много зубов у волка, какой он—зубастый.
Заяц боится, какой он?—трусливый.
Белка ловко прыгает по веткам, какая она— ловкая.
Медведь может сломать молодое деревце, какой он?— сильный.
Бобры трудятся целыми днями, какие они?— трудолюбивые.
Итог занятия с использованием синквейна.
Попробуем уточнить, о чем мы сегодня говорили с помощью схемы.
Какое слово-предмет больше всего подходит к нашему занятию? (животные)
Какие слова-признаки можете назвать? (дикие, испуганные, голодные)
Какие слова-действия? (прячутся, просыпаются, бегают)
Какое предложение можно составить? (У многих диких животных весной рождаются детеныши)
Каким словом завершим всю тему? (Наступает весна)
Оценка детьми своего участия во время занятия.
Словарная работа по теме «Дикие животные»
Заяц—признаки предмета
-длинноухий
-пушистый
-косой
-белый (серый)
-быстрый
-ловкий
-беззащитный Заяц—действия предмета
-бегает
-прыгает
-запутывает
-прячется
-перепрыгивает
-скачет
Лиса—признаки предмета
-огненно-рыжая
-великолепная
-пушистая
-худая
-голодная
-осторожная
-хитрая
-ловкая ЛИСА—действия предмета
-охотится
-бродит
-мышкует
-разоряет
-крадется
-ворует
-подпрыгивает
-хитрит
ВОЛК—признак предмета
-серый
-зубастый
-злой
-умный
-смелый
-заботливый ВОЛК—действия предмета
-воет
-охотится
-прячется
-защищается
-догоняет
-преследует
-нападает
-заботится
МЕДВЕДЬ—признаки предмета
-громадный
-косолапый
-неповоротливый
-свирепый
-мохнатый
-лохматый
-бурый
-голодный
-тощий МЕДВЕДЬ—действия предмета
-бегает
-лазает
-плавает
-ходит
-косолапит
-разоряет
-ходит
-ловит
-ревет
-рычит
Подготовила воспитатель Белавина Г. П.
22 марта 2019год.
Примеры логопедических дидактических игр
Развитием ребенка нужно заниматься с раннего возраста. Для этого используют специальные игры для тренировки высших психических функций.
Логопедическое домино
Такая игра легко делается своими руками или ее можно купить в магазине. Она состоит из разрезных карточек, которые нужно соединять по совпадающему рисунку.
Логопедическое домино используют для автоматизации звука. Для этого подбирают соответствующие комплекты карточек. Подобная игра делает закрепление нового звука интересным.
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе
Связка двух схожих картинок позволяет ребенку научиться выстраивать логические связи.
Как составить логопедическое панно
На деревянной или крепкой картонной основе крепят съемные материалы — листы с извилистыми дорожками, дерево с подвижными листочками, бусы на нитке и многое другое.
Логопедическое панно используют на индивидуальных занятиях со старшими дошкольниками.
Квест
Увлекательная игра, где нужно решать разные задачи, очень нравится детям. Для нее разрабатывают специальный сценарий.
Важно! Для начала педагогу нужно продумать ход занятия, после — подготовить весь необходимый реквизит. Детей в средней группе можно разделить на две команды
Им задают разные загадки, дают задания и следят за качеством выполнения. Соревновательный момент позволяет их мотивировать
Детей в средней группе можно разделить на две команды. Им задают разные загадки, дают задания и следят за качеством выполнения. Соревновательный момент позволяет их мотивировать.
Сказки
С помощью таких текстов проводят артикуляционную гимнастику или знакомство со звуком. В таком облике ребенку проще воспринимать тему. На фронтальном занятии детям логопед рассказывает сказку о язычке и других органах речевого аппарата.
Ход занятия:
(ребята сидят на креслах, звучит музыка природы)
– Здравствуйте уважаемые гости, мы рады вас приветствовать в нашей литературной гостиной.
– (обращение к гостям) Вы любите стихи? (ответы гостей)
– Ребята, а вы любите стихи? (ответы детей)
– Чем отличаются стихи от сказок, рассказов (ответы детей)
– Какие бывают стихи? (рифмованные и нерифмованные «синквейн»)
– Что такое «синквейн»?
Это стихотворение, которое состоит из 5 строчек и эти строки не рифмуются между собой.И составляется оно по правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль
3 строча – три глагола, описывающие действия в рамках темы
4 строка – фраза, несущая определенный смысл
5 строка – заключение (ассоциация с первым словом)
Форма «синквейна» была разработана в начале 20 века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновленной японскими стихами хайки и танка. Происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка, который позволяет получить быстрый результат.
В России стала использоваться с 1993 года.
– Ребята, научим наших гостей составлять стихотворение в форме «синквейна»?
– Перед тем как нам начать сочинять стихи по «синквейну» я вам предлагаю немного потренировать память.
– Давайте вспомним, какое сейчас время года? (весна)
– Правильно, а через несколько месяцев какое время года наступит? (лето)
– Вспомните и назовите признаки весны? (на улице стало теплее, солнце светит ярче, снег тает и т. д.)
– Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)
– Правильно ребята, весной вся природа просыпается после долгого сна.
– Я вам предлагаю сочинить стихотворения в форме «синквейна» о диких животных, некоторые из них тоже просыпаются после весной после зимы.
О каких животных вы будете сочинять стихи, узнаете,отгадав загадки:
1. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в берлоге снеговой. (Медведь)
2. Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
3. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса – А зовут ее. (Лиса)
4. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
5. Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж)
6. Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)
7. На его пути не стой,
Глазки ты ему не строй,
Два клыка, нос пятаком,
И характер не простой! (Кабан)
– Предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка “Подснежники просыпаются”
Вот подснежники проснулись, (встают на ноги)
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись,
Два – изящно покружились,
Три – нагнулись и присели,
И на солнце посмотрели
И тихонечко присели.
– Теперь я вижу, что вы готовы составлять «синквейны».
– Сейчас каждый выберет себе картинку с животным, при помощи схемы сочинит стихотворение «синквейн».
Предмет (тема) – слово предмет.
Слова – признаки по теме.
Слова – действия по теме.
Предложения по теме.
Ассоциация по теме: одно слово – предмет.
Чтение готовых «синквейнов».
– Все были молодцы, знаете времена года. Много знаете о животных.
– Умеете работать по схемам.
– Ребята, какие замечательные стихотворения – «синквейны»
вы сами научились составлять, и научили наших гостей.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы должны отгадать загадки. Отгадки мы будем вписывать в кроссворд, а когда всё разгадаем, то узнаем о чём мы сегодня будем говорить. «Светит, сверкает, всех согревает» (солнце). «Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю» (воробей). «К маме –речке я бегу и молчать не могу, я её сын родной, а родился – весной» (ручеёк). «Белые горошки на зелёной ножке» (ландыш). «Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка). (Воспитатель вписывает отгадки в кроссворд и получается слово «ВЕСНА»).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы верно отгадали загадки. Давайте мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сдувает росу.
В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят.
Как они сядут,тоже покажем: Крылья сложили назад.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за схема, как она называется?
(Демонстрируется схема (алгоритм) составления «синквейна»)
Дети: Это синквейн, он помогает нам рассказывать о предметах, составить нерифмованное стихотворение по теме.
Воспитатель: Молодцы, верно. Давайте с вами вспомним, какое слово на первой строке мы должны сказать. (Название предмета)
На второй строке какие слова должны быть? (Слова – признаки)
На третьей строке какие слова должны быть? (Слова – действия)
На четвертой строке? (Нужно составить предложение с данным словом)
И на пятой строке мы делаем вывод или обобщение (Слово-ассоциация).
У нас с вами есть 3 картинки: ручей, подснежник, дождь. Давайте разделимся на 3 команды, для этого нужно взять из коробочки разноцветные кружочки. Дети, у которых кружочки голубого цвета, будут составлять синквейн о ручейке; дети с зелеными кружочками – о подснежнике; ребята с белыми кружочками – о дождике.
РУЧЕЙ
Весенний, звонкий
Течет, шумит, льется
Шумит весенний, звонкий ручеек.
Вода
ПОДСНЕЖНИК
Красивый, нежный
Растет, пахнет, радует
Весной появились первые подснежники.
Цветок.
ДОЖДЬ
Теплый, мокрый
Идет, мочит, брызгает
На улице начался дождь.
Зонт
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. А сейчас присядьте на коврик, как вам удобно. Представьте, что мы в весеннем лесу, давайте послушаем, что в нём происходит? (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»). Чьи птичьи голоса вы услышали? (ответы детей). Какие птицы прилетели весной самые первые? Почему говорят, что грачи «открыли весну»? А какую пользу приносят птицы? (ответы детей). Как много вы знаете о них. Молодцы! А давайте составим синквейн на слово «птицы».
ПТИЦЫ
Зимующие, перелетные
Летают, мерзнут, ищут
Корм по крошкам собирают.
Друзья.
Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель: Вы отгадали все загадки, назвали признаки весны, составили интересные синквейны о весне, рассказали о птицах. Скажите дети, какое задание для вас было трудным? Посмотрите, и солнышко стало ярче светить, радует весна нас своими весенними преобразованиями. За вашу активность на занятии я хочу вам подарить весенние смайлики (наклейки).
Подвижные игру в ДОУ
Не только в детском саду, но и в начальных классах дети отличаются высокой подвижностью. Поэтому для них проводят специальные игры с мячом или другим предметом. Можно передавать его и называть определенные характеристики предметы, вспоминать слова на определённый звук и т. п.
Программа для подготовительной группы
Педагог в своей работе обязан опираться на конспекты, которые отражают основные этапы занятия. Написание их позволяет правильно выстраивать процесс обучения.
Поэтому специалист может воспользоваться рабочей программой воспитателя логопедической подготовительной группы под авторством Нищевой. В ней рассматривается учебный план, методы и приемы работы, необходимые пособия. Обязательно указываются детали взаимодействия воспитателя и логопеда.
Конкурсы для дошкольников
Не только подвижные логопедические игры помогают развивать интерес к учебе. Разные соревнования тоже этому способствуют. Например, в детском саду можно провести логопедические конкурсы для дошкольников.
Важно! Дети могут участвовать в эстафетах и других подобных мероприятиях. Можно провести соревнование в лесу, например, кто больше соберет шишек или найдет спрятанные вещи
В саду для конкурсов делают специальные загадки, задачи — «найди 4 лишнего», «исключи предмет» и т. п
Можно провести соревнование в лесу, например, кто больше соберет шишек или найдет спрятанные вещи. В саду для конкурсов делают специальные загадки, задачи — «найди 4 лишнего», «исключи предмет» и т. п.
Детей обязательно материально поощряют наклейкой или медалями
Подгрупповое логопедическое занятие
Для проведения урока логопед использует определенные формы организации дошкольников. Эффективно делить их на небольшие группы, так как это позволяет малышам лучше трудится.
Тема «Весна»
Логопедическое занятие по теме «Весна» направлено на расширение словаря и усвоение основных представлений об этом времени года. Для его проведения можно использовать презентацию.
Для начала логопед задает тематическую загадку, после чего детям задают наводящие вопросы о том, что они знаю о времени года: какая погода бывает весенней, что происходит в этот период и т. п.
Специальные распевки способствуют развитию речевого слуха и интонации. Тексты подбирают в соответствии с уровнем развития детей. Желательно петь их по нотам.
Обязательно подбираются тематические задания — «какие птицы прилетают весной», «что происходит в это время года, а что нет» и т. п. Логопедическое занятие «Весна» в старшей группе может проводить в форме праздника.
В логопедии используют разные методы и приемы. Каждый из них помогает решать определенные проблемы.
Ход занятия
В:Ребята,всем,кто с нами здесь сегодня,пожелаем мы здоровья! Чтоб здоровья пожелать,нужно «Здравствуйте»сказать!
Дети (здороваются)
Релаксация «Друг»
Собрались все дети в круг.
Я-твой друг и ты -мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В: Вот мы и настроились на позитивное настроение.
На экране –картина домика с закрытыми ставнями.
В: Ребята,хотите узнать,что спряталось за закрытыми ставнями домика?
Тогда вам нужно отгадать загадку:
Белоснежная хозяйка
Все укроет одеялом,
Все разгладит,приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет.
В: Верно,зима (воспитатель открывает ставни,а там картина с зимним пейзажем)
В: Зима,какое красивое время года.
В: Ребята,а вы любите зиму? А за что вы ее любите? (ответы детей)
В: Ребята,скажите,а какие изменения происходят в природе зимой?
(ответы детей)
В: Молодцы,хорошо знаете приметы зимы.
В: Я предлагаю вам поиграть в игру «Укрась дерево». Вам нужно подобрать признаки и действия о зиме. Кто правильно назовет признаки и действия о зиме,снежинка упадет и украсит наше дерево. (ответы детей)
В: Посмотрите,какое красивое дерево у нас получилось.
В: Ребята, я вам приготовила еще одну игру «Образуй новые слова» (предполагаемые ответы детей)
Зима-зимушка-зимний-зимовать-зимородок-зимующие-озимые.
Снег-снежинка-снеговик-снегурочка-снежный-снегирь-снегопад.
Вьюга-вьюжить-вьюжный-завьюжит.
Лыжи-лыжня-лыжник-лыжница-лыжный.
Мороз-морозный-мороженое-морозилка-заморозки-морозко.
В: Молодцы! Как много новых слов придумали.
В: А сейчас я приглашаю вас на веселую разминку «Снеговик»
Д/игра «Лесенка противоположностей» (Прием наоборот)
В: Ребята,вы так много знаете о зиме,а весну с зимой не перепутаете? Давайте поднимемся по лесенке противоположностей.
(предполагаемые ответы детей)
Зима холодная, а весна теплая.
Зимой день короткий,а весной становится все длиннее и длиннее.
Зимой солнце морозит,а весной греет.
Зимой сугробы высокие,а весной низкие.
Зимой небо хмурое,серое,а весной чистое,голубое.
Зимой деревья спят,а весной просыпаются.
Зимой надевают шубы,а весной куртки.
В: Замечательно.
В: Конечно,зима это чудесное время года. Многие поэты и писатели писали про зиму рассказы,стихи. Многие художники писали картины об этом времени года. Я предлагаю вам прямо сейчас стать писателями, и придумать синквейн о зиме. Давайте вспомним,что такое синквейн? (ответы детей)
В: Правильно,синквейн –это стихотворение без рифмы,которое состоит из 5 строк; можно его назвать нескладушка,т. к. в нем нет рифмы.
В: Кто назовет что обозначает 1 строка? А вторая? и т. д. (ответы детей)
В: Приступим к составлению синквейна. Посмотрите на таблицу,подумайте и прочтите свое стихотворение.
В: Молодцы!Какой красивый синквейн у нас получился.