Занятия по познавательному развитию в подготовительных группах

Приёмы в работе по познавательному развитию в подготовительной группе

Для развития сферы познания у детей подготовительной к школе группы используется стандартный набор из четырёх групп методических приёмов. О практических (продуктивных) и игровых способах говорилось выше, поэтому остановимся на оставшихся двух.

Словесные приёмы

С ребятами 6–7 лет эта группа способов взаимодействия, а точнее, объяснение, становится наиболее продуктивной, что связано с подготовкой малышей к последующей образовательной ступени: именно разъяснение является основным речевым приёмом в школе. При этом для объяснения педагог пользуется не только устным монологическим высказыванием, но и чтением, например, зачитывая те или иные справочные материалы. Так, при рассмотрении темы «Права ребёнка» воспитатель, рассказывая, что «права — это система принятых правил в отношении каждого человека, в том числе ребёнка», дополняет это цитированием ряда прав (о праве на доступе к информации, на образование и др.).

Тесно связанный с объяснением приём беседы также активно используется в работе по расширению познавательной сферы, помогая при этом реализовывать задачи речевого развития. Ознакомиться с методическими тонкостями применения этого приёма можно здесь.

Загадки и стихотворения могут выступать в качестве средств мотивации к работе над темой. Обычно эти виды приёмов используются на этапах ознакомления с новым материалом и для закрепления знаний, умений и навыков. К примеру, в начале изучения темы «Часы: секунда, минута, час» своим воспитанникам я предлагаю такое стихотворение:

Посмотри-ка на часы: Стрелки здесь не для красы: Они указали для нас Секунду, минуту и час. Секунду — тоненькая, Минуту — длинненькая, А коротенькая — час. Так бывает всякий раз: Шестьдесят секунд прошли — Мы к минуте подошли. Ну, а шестьдесят минут Вместе целый час дадут.

А для закрепления этой темы мы с ребятами отгадываем загадки:

  • Братья у Календаря На стене висят не зря. Календарь считает сутки, А они часы, минутки. (Часы);
  • Первая ходит, Вторая бродит, Третья носится. (Часовая, минутная, секундная стрелки).

Загадки не только развивают у ребёнка познавательную сферу, но и мотивируют на дальнейшую деятельность

Приёмы наглядности

Зрительное восприятие для детей очень важно: с его помощью малыши воспринимают мир вокруг цельной картинкой. Поэтому этими приёмами на занятиях также пренебрегать нельзя:

  • картинки (любая тема познавательного развития должна сопровождаться иллюстрациями, например, рассмотрение вопроса, касающегося предметов, определяющих комфортность быта человека, но не во всех домах имеющихся, без картинок с изображением кондиционера, посудомоечной машины, вытяжки на кухне представить нельзя);
  • лэпбуки (организованные в папки или буклеты материалы по отдельным аспектам определённой темы, к примеру, «Национальный костюм», «Перелётные птицы» и др.);
  • атрибуты (например, чтобы детям было проще понять значимость каждого музыканта в оркестре, для игры «Наш оркестр» потребуется набор инструментов разных групп — струнные, ударные, клавишные);
  • демонстрация, то есть выполнение задания педагогом (к примеру, для ознакомления ребят с техникой выполнения рисунков нашей планеты ладошками, образец расположения отпечатка показывает воспитатель);
  • показ (целый ряд тем, например, связанный с изучением жизни на Земле, красочно описан в видеоматериалах, которые могут презентоваться отрывками к той или иной теме, а затем обсуждаются с малышами).

Ход ОД:

IВводная часть

1. Введение в игровую ситуацию.

Ребята, сегодня мы снова отправимся в путешествие. Это в путешествие в музей. Скажите, какие вещи надо брать с собой в музей. Попробуйте собрать необходимые предметы в такое путешествие?

IIОсновная часть

1. Мотивационная игра.

– Посмотрите, какие красивые туфли на каблуках. В них точно только в музей ходить. Обязательно возьмите по игрушке, чтобы скучно не было. Надо и шезлонг прихватить- разложил и отдыхаешь посреди зала.

А теперь давайте разберёмся, что вы набрали!

2. Затруднение в игровой ситуации.

Скажите, для чего нужен музей и для чего он нужен? (Там хранятся картины, чтобы их могли видеть многие люди.)

-Это правильно, но не совсем. На самом деле музеев большое количество. Давайте, я буду о них рассказывать, а вы уже сами исправите свои ошибки. Договорились? Победит та команда, которая первой выберет только самые необходимые предметы.

-В музее люди собирают все предметы, которые рассказывают нам о том, как люди жили раньше. Как вы думаете, какие предметы, кроме картин, могут рассказать нам об этом? (Книги).

-Верно. Обычно книги хранятся в библиотеках, но самые ценные и редкие- в музеях. Любой человек может прийти туда и посмотреть на них. Но вот беда – прочитать их ему не разрешать, ведь это музей, а не библиотека.А в музеях есть правило: руками ничего нельзя, чтобы не испортить предмет, который хранится, экспонат. Такое правило существует потому, что в музее каждый экспонат – единственный. Если его испортить, то другой уже на это место не положишь – его просто не существует. Как же люди запоминают, что видели в музее? (фотографируют, снимают на камеру.)

– Да, а можно просто записать или зарисовать самое интересное. Чтобы посетителям музеем было легче разобраться в том, что они увидели, один из сотрудников музея, экскурсовод, расскажет историю каждого экспоната.

Но существуют музеи не только с книгами, но и с другими предметами. Например, как вы думаете, посуда может рассказать о жизни людей? (Да, на ней люди тоже рисуют)

-Вы уже знаете что только в России существует несколько народных промыслов, где по-разному расписывают посуду. Как они называются? А теперь представьте, что люди едят и в других странах, и на других континентах из посуды. Даже в древности они ели из посуды. Интересно посмотреть, какая она была в те времена?

-Существуют музеи посуды, где представлены предметы и разных времен, и разных народов. А бывают музеи, где выставлена посуда только одного промысла. Скажите, а разве только посуда изменялась в разные эпохи?

-И одежда, и обувь, и мебель, и транспорт, и здания- все, что окружает человека, меняется с ходом времени, и все предметы постепенно становятся экспонатами различных музеев. Одним из них является Политехнический музей в Москве. Каждый зал в нем посвещён одной теме: транспорту, мебели, космосу и т. д. Чтобы обойти весь музей одного дня нам будет мало. Поэтому в такие музеи люди приезжают не один раз, и каждое посещение открывает для них что-то новое. Как вы думаете могли бы вы долго ходить по музею в неудобной обуви? Есть и другие музеи, которые посвещены только одному предмету. Их ещё называют коллекционными. Обычно их существование начинается с чьей-нибудь коллекции. Один из примеров коллекционного музея-Музей мыши в городе Мышкин недалеко от Москвы.Многие жители этого городка коллекционировали мышей: резиновых, меховых, фарфоровых, пластмассовых и даже нарисованных. Потом они собрали свои коллекции в одном месте и устроили музей.

Самые большие музеи в мире – музеи под открытым небом: это исторические памятники, здания, раскопки древних городов. Эти музеи находятся под защитой мировых организаций, потому что принадлежат всему человечеству. Таким музеем является Московский Кремль.

И обязательно в каждом крае, городе есть краеведческий музей, у него тоже говорящее название это музей о крае в котором мы живем.

3. Физкультминутка.

4Применение новых знаний.

Таня и Ваня фотографировали по порядку экспонаты в музее, но когда делали фотографии то их перепутали, расставьте их в правильном порядке, сначала то что было раньше, потом то что было позже.

В верхнем ряду расположены символы разных музеев. Назовите эти музеи. В нижнем ряду- новые экспонаты. Покажите стрелками в какой музей нужно поместить эти экспонаты.

IIIЗаключительная часть.

Ребята, можете ли вы мне сказать, нужны ли нам все предметы, которые вы набрали вначале? Выберете самые необходимые. А какие бывают музеи?

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение о весне

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит, и поёт

Ребята о чем это стихотворение? Правильно о весне, все люди радуются приходу весны, говорят о ней добрые слова. А какие слова о весенней поре вы знаете?

Хорошо молодцы, а сейчас я вам скажу, какие я знаю слова о весне:

«Матушка-весна всем людям красна»,

«Весна – сестра солнца»,

“Весна красна цветами, а осень плодами”,

“Весна и червяка живит”,

«Весной солнышко как трава растет»,

“Весенний день, что ласковое слово”,

«Весна все оживит».

Вот видите сколько хороших и красивых слов о весне мы с вами знаем. А какие

времена года вы ещё знаете? Молодцы. А сейчас я вам предлагаю разделиться на 4 группы и подойти к столам с карточками на которых нарисованы явления природы (весенние, летние, осенние, зимние).

Вам необходимо отобрать те явления природы которые относятся именно к вашему времени года. У каждого на столе стоит картина с временем года, пока играет музыка вы все вместе работаете, как только музыка заканчивается вы прекращаете свою работу. Итак начинаем. Очень хорошо, давайте проверим, все ли правильно справились с заданием. Молодцы, и мы с вами продолжаем нашу беседу.

Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май).

Я вам предлагаю сейчас отправиться в гости ко всем весенним месяцам. Какой же у на 1 месяц весны. Конечно же март, а какой самый главный праздник мы с вами знаем в марте. Да это день 8 марта, женский день. В этот день поздравляют всех женщин на земле и дарят им цветы. Давайте встанем все в круг, у меня в руках цветок, какой кто знает? Правильно подснежник, это первый весенний цветок. Мы будем передавать его по кругу, т. е дарить друг другу и говорить ласковые слова, начнем.

Здорово у нас получилось, а я предлагаю пойти в гости к следующему весеннему месяцу, какому? Правильно апрель, а как вы думаете что происходит у нас в апреле. Правильно ярко светит солнце, громко поют птицы, природа просыпается и бегут ручьи. Все вы очень любите ходить по лужам, и пускать кораблики по ручейку. Так давайте же сделаем каждый свой корабли, вы уже знаете как их делать у вас на столах лежит бумага приступаем (звучит музыка весенней капели)

Как индивидуализировать работу по познавательному развитию

Все дети разные, а значит, и процесс развития познавательной сферы индивидуален. При этом существует определённый требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и образовательной программой, по которой работает детский сад, перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать каждый ребёнок. С целью выполнения этой задачи педагогом осуществляется индивидуальный подход, то есть, иными словами, поиск подходящего «ключика» для активизации процессов познания у каждого малыша. Исходя из личного опыта, могу сказать: основная причина того, что, например, один ребёнок в 6–7 лет может складывать и вычитать в пределах 10, а другой не может по условию задания определить, какое арифметическое действие нужно выполнить, заключается в том, что в силу разницы темперамента одни ориентируются в материале быстрее, а другие медленнее. При этом совершенно не факт, что тот, кто долго колеблется, надо сложить или вычесть, не решит задачу. Просто у него на это уйдёт больше времени. Поэтому педагогу следует варьировать и дозировать. Варьировать задания (давать задачи разной сложности — на одно и два действия, если брать в качестве примера занятия по ФЭМП) и дозировать (шустрым холерикам можно дать и две задачи, а вот флегматикам лучше одну и обеспечить спокойную обстановку для её решения, то есть, возможно, посадить отдельно от остальных детей).

Кроме того, индивидуализацию можно осуществить при помощи:

  • практики заданий на дом (если у ребёнка не получается запомнить рифмовку, то стоит поручить родителям проработать текст несколько раз дома);
  • определения круга обязанностей (застенчивым ребятам часто сложно работать в мини-группе, поэтому педагогу стоит назначить роли в каждой, например, «исследователь» – обычно умеющий читать малыш, работающий со справочниками, «практик» – подтверждающий теорию опытом, «оратор» – представляющий материал публике);
  • смены ролей (очень полезно иногда меняться с детьми местами, например, поручить гиперактивному ребёнку подготовить и провести физкультпаузу на занятии).

Один из способов индивидуализировать задания — организовать работу в парах

Формы реализации познавательного развития в подготовительной группе

Задачи развития сферы познания реализуются не только в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть на занятиях разных видов (комплексных, интегрированных и др.) по всем направлениям, но и в процессе организации:

  • досуговых мероприятий (к примеру, дети могут быть вовлечены в сбор материалов по теме утренника, посвящённого проводам Масленицы);
  • режимных моментов (так, прогулка является самой удобной формой наблюдений за природой, человеком).

Кроме занятий, цели познавательного развития реализуются и в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий

Как индивидуализировать работу по познавательному развитию

Так как каждый ребенок индивидуален, и каждый имеет персональный уровень развития познавательных интересов. Задачей воспитателя является подобрать определенный подход и совместить взаимодействие со всеми. Добиться этого порой очень сложно

Важно найти оптимальный способ компенсирования и взаимообогащения познавательных интересов в группе

Педагогу требуется уметь варьировать и дозировать задания.

Обратите внимание! Помимо всего прочего можно выйти из сложившейся ситуации с помощью практики выполнения определенных заданий на дому, определения круга обязанностей и смены ролей в процессе занятий

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Давайте отгадаем загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

(чтение загадки)

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла. (весна)

-Правильно, молодцы ребята.

-Вы рады весне? А почему? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное).

-Ребята к нам на занятие пришел еще один гость, а кто это вы узнаете разгадав загадку. (чтение загадки).

Живет он там, где холода,

И ловит рыбу из-под льда.

Он в шубе белой щеголяет,

Умеет плавать и ныряет.

Ответ: Белый медведь

-Ребята медведь не знает какое сейчас время года. А вы знаете?

Ответ детей: весна.

Мишка пришел не с пустыми руками, он принес с собой загадка. Давайте я буду вам читать, а вы будете поднимать руку и отвечать.

Я распускаю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движением полна, а зовут меня (Весна)

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап звенит…. (Капель)

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли. (Почки)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький. (Подснежник)

Воспитатель: ребята посмотрите на картинки, какое время года изображено на каждой из них?

Ответ детей: весна.

–Ребята, какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

-Давайте мы с вами послушаем стихотворение о весне, которое нам приготовил (а) (воспитатель выбирает ребенка).

“В апреле”

В. Орлов

Первый солнечный денёк,

Дует вешний ветерок.

Воробьи развеселились

В эти тёплые часы,

А сосульки прослезились

И повесили носы.

-А сейчас мы с вами вместе прочитаем стихотворение о весне.

И. Токмакова “Весна”.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые, ноги у весны.

(медведь шепчет воспитателю на ушко)

– Ребята мишка спрашивает, а как вы узнали что пришла весна?

-Давайте мы посмотрим на картинку и ответим. Что происходит весной?Ответ детей: снег тает, на деревьях набухают почки, прилетают птицы, солнышко светит ярче

(мишка шепчет на ушко)

Воспитатель:

-Ребята мне мишка сказал, что вы большие молодцы, вы знаете много признаков весны.

(медведь шепчет на ушко)

-Мишка говорит, что он хочет поиграть с вами в игру про своего друга бурого медведя.

Игра ”Мишка вылез из берлоги”

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед, (наклоны)

Вот он по лесу идет (имитируем движение – ходьбу)

Ищет мишка корешки,

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки. (наклоны вперед)

Наконец медведь наелся,

И на бревнышке уселся (сели на ковер)

-А теперь садимся на свои места

-Ребята, давайте мы сейчас с вами прослушаем звуки природы. (спокойная, медленная, а что в этой композиции описывается, как вы думаете какое время года? (весна, а какие вы звуки услышали (дети перечисляют)

– Правильно, пение птиц, журчание ручейка, легкий ветерок.

(Медведь шепчет на ушко).

-Ребята медведь предлагает нам поиграть еще в одну игру

Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап звенит капель»

Кап-кап-кап – звенит капель

Это к нам пришёл апрель.

(Дети барабанят пальцами по столу, имитируя игру на пианино)

– Молодцы! Ребята, а давайте мы сейчас с вами нарисуем нашему мишке подарок, у него ведь нет на северном полюсе весны. Мы с вами нарисуем первые листочки, которые появятся после почек на веточках деревьев.

Воспитатель раздает шаблоны нарисованных деревьев. Показывает, как рисовать на собственном примере. И так, перед вами листы, кисточки, краски приступаем к работе.

(выполнение работы)

Выполненные работы, дети дарят гостю медведю.

Рефлексия.

-Чем мы сегодня занимались?

(Медведь передает вазочку с конфетами “Мишка на севере” воспитателю.

Воспитатель: На этом всем спасибо за внимание!

Приемы в работе по познавательному развитию в подготовительной группе

Во все виды активности для реализации целей и задач познавательного развития в подготовительной группе включены обязательные компоненты. Согласно ФГОС они представляют собой специальную платформу, которая используется в учебно-воспитательном процессе.

Одними из наиболее значимых приемов для старших дошкольников считаются игры. Приемы бывают такими:

  • обучающие — развивают познавательные интересы, расширяют арсенал познавательных действий, знакомят детей с новой информацией и закрепляют пройденный материал;
  • театрализованные — способствуют познавательному развитию и развитию творческих способностей;
  • подвижного характера — способствуют физическому развитию, гармоничному росту и повышают эмоциональный тонус.

Обратите внимание! Не менее важны словесные способы взаимодействия. В подготовительной группе они помогают отрабатывать навыки построения логичных и открытых диалогических высказываний, а также пополняют словарный запас

Важным аспектом в познавательном развитии являются практические способы взаимодействия. С их помощью дети учатся следить за общим порядком и тщательно подготавливать свое рабочее место.

С помощью моделирования дошкольники познают окружающий мир, получая наглядное представление об изучаемом материале. Благодаря такому подходу дети могут разобраться во всех нюансах. Например, если темой занятия являются времена года, то воспитанники по картинке должны определить, о чем идет речь.

Если, например, о зиме, то после того, как время года определено, дети должны рассказать об особенностях и нюансах, а также о животных и птицах, кто предпочитает зимовать, а кто улетает на юг. Если речь идет о весне или осени, то в таком случае дети должны не только определить время года, но и рассказать о весенних, осенних или летних особенностях.

Важно! Любой вид деятельности дошкольников обязательно должен сопровождаться наглядными приемами. Чаще всего познавательные занятия в подготовительной группе проводятся на примере животных, птиц, семьи, профессий, космоса, посуды или транспорта

Если темой являются животные, то воспитанникам предлагается определить, кто из них дикий, а кто домашний.

Метод моделирования

Ход НОД:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком – вы догадайтесь сами. Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Прослушивание мелодии «Весенняя капель».

Воспитатель: Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

Дидактическая игра «Составь слово»: Из названий картинок вы должны выделить первый звук и составить из них слово.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какое слово получилось?

Дети: Весна.

Воспитатель: Она приходит ласково.

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о весне.

Воспитатель:Ответьте на вопросы:

– После какого времени года наступает весна?

– А перед каким временем года?

– Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?

Воспитатель: Дети, давайте вспомним приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной…».

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Дети: Снег тает, потому что солнышко стало сильнее пригревать.

Воспитатель: Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать?

Дети: Нет, солнце – главный помощник весны.

Дети: Что-то загрустило наше солнышко.

– Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.

Дидактическая игра «Подбери слово»

– Солнце, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)

– Есть такая пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло»

– Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

Физкультминутка

Улыбаются все люди,

Весна! Весна! Весна!

Она везде она повсюду,

Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянке,

Идёт! Идёт! Идёт!

На солнышке зовёт погреться,

Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,

Звенит! Звенит! Звенит!

По камушкам река широко,

Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,

Цветы! Цветы! Цветы!

И всё живое сразу слышит,

Весенний звон!

Воспитатель: Ребята,ответьте на вопросы:

– Какая погода бывает весной?

– Какие облака весной?

– Какая весной капель?

– Какое небо весной?

– В какую одежду одеваются весной люди?

– Какая весной вырастает травка?

Дидактическое упражнение.

Скажите со словом «Весенний» – день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы.

Воспитатель:Послушайте загадки:

1. Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)

2. Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)

3. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Птицы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (МАЙ)

Дети повторяют все месяцы весны.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Викторина.

1. Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)

2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными? (ель и сосна)

3. Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)

4. Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?

5. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки?

6. Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)

7. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей? (чтобы нащипать шерсти для гнезда)

8. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю? (после пахоты ищут червячков)

Игра «Исправь ошибку»

– Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?

-Весной идет листопад?

– Звери делают запасы весной?

– Весной на юг улетают птицы.

– Дети весной надевают весеннюю одежду

Воспитатель: Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т. д.)

– Что было легко, а что трудно?

Рабочая программа кружка познавательного направления

Для изучения дополнительных материалов к основной программе познавательного развития в рамках учебно-воспитательного процесса организуется свободное объединение детей по общности интересов, которое называется кружком. Цели такой формы работы аналогичны тем, что определены для старшей группы и сконцентрированы вокруг развития умения самостоятельно находить интересующую информацию, формирования навыка пользоваться справочными материалами, а также полученным ранее опытом.

С ребятами подготовительной группы занятия кружка по познавательному развитию длительностью 30 минут проводятся 2 раза в месяц.

Кружковая работа по познавательному развитию направлена на практическое осмысление тем, например, с помощью опытов

Ход занятия.

Дети проходят в группу. Приветствие. Встают вокруг воспитателя.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о профессиях. И я хочу вам рассказать одну историю.

Когда я была маленькой, я хотела быть учительницей, и я пошла учиться в институт, где готовят педагогов. Но мне еще нравилась работа воспитателя. И вот уже много лет я работаю воспитателем.

Скажите теперь вы, когда вы подрастете кем хотите стать? (ответы детей 5-6)

Вероника: (Я хочу стать врачом)

Илья: (Я хочу стать летчиком)

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Поэт Маяковский написал такое замечательное стихотворение «Кем быть». Я сейчас начну его вам рассказывать, а мои помощники мне помогут.

У меня растут года-

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

Нужные работники-

Столяры и плотники!

Дети в костюмах рассказывают стихи.

1. ребенок плотник

Сработать мебель мудрено:

Сначала мы берем бревно

И пилим доски,

Длинные и плоские.

Эти доски вот так

Зажимает стол-верстак.

От работы пила

Раскалилась добела.

2. ребенок инженер

Плотнику хорошо,

А инженеру – лучше

Я бы строить дом пошел –

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

План готов, и вокруг

Сто работ на тыщу рук.

3. ребенок врач

Инженеру хорошо,

А доктору – лучше,

Я б детей лечить пошел –

Пусть меня научат.

Я приеду к Пете,

Я приеду к Поле.

«Здравствуйте, дети!

Кто у вас болен?»

Погляжу из очков

Кончики язычков.

4. ребенок кондуктор

Быть врачом хорошо

А в трамвае лучше,

Я б кондуктором пошел –

Пусть меня научат.

«Большие и дети,

Билеты разные,

Зеленые и красные.

5. ребенок шофер

Кондуктору хорошо,

А шоферу – лучше,

Я б в шоферы пошел –

Пусть меня научат.

Фырчит машина скорая,

Летит скользя.

Хороший шофер я –

Сдержать нельзя.

6. ребенок летчик

Быть шофером хорошо,

А летчиком лучше,

Я бы в летчики пошел –

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели.

Воспитатель:

Книгу переворошив.

Намотай себе на ус –

Все работы хороши,

Выбирай на вкус!

Спасибо мои помощники! Вы нам рассказали о многих интересных профессиях.

А сейчас, давайте, отдохнем.

Физкультминутка

Вьюга веет над полями (поднимают и покачивают ими) Над горами и лесами (руки на пояс)

Вправо, влево посмотри (повороты туловища)

Сидят на ветках снегири (машут руками как крыльями) Очень холодно зимой (ежатся от холода)

Птицам хочется домой (приседание)

Мы покормим снегирей (имитация)

Птицам будет веселей (прыжки)

Воспитатель: Скажите мне ребята, чем важны профессии?

Чем важна профессия врач?

Чем важна профессия водитель?

Какие и вы еще знаете профессии?

Ответы детей

Воспитатель: На свете очень много интересных профессий, не только интересных, но и очень важных. Есть профессии, без которых не могут обходиться дети

И я хотела бы, чтобы вы, когда вырастите, выбрали профессию, которая вам по душе, которая вам нравится, и которую вы считаете очень важной

На столе лежат картинки с изображением предметов, необходимых для работы музыканта, врача, повара и т. д

Воспитатель предлагает нескольким детям найти нужные предметы:

– Ты найдешь те предметы, которые нужны для работы врачу.

– Ты найдешь те предметы, которые нужны для работы музыканту.

– Ты найдешь те предметы которые нужны для работы повара.

(игра на скорость, быстроту реакции. Картинок должно быть равное количество).

Словесная игра. «Назови профессию, зная, чем занимается человек»

– Кто учит детей? (Учитель).

– Кто пишет книги? (Писатель).

– Кто строит дома? (Строитель).

– Кто красит стены? (Маляр).

– Кто водит троллейбусы? (Водитель).

– Кто водит самолеты? (Летчик).

– Кто лечит людей? (Врач).

– Кто готовит обед? (Повар).

– Кто разносит почту? (Почтальон).

– Кто продает билеты? (Кондуктор).

Воспитатель: Мы сегодня с вами поговорили о многих профессиях, рассказывали стихи. Все очень старались. Молодцы!

Подведение итогов.

Литература.

1. Конспекты интегрированных занятий. А. В. Аджи. Воронеж. Тц «Учитель» 2008

2. Развивающие игры. З. М. Богуславская. Москва. «Просвещение», 1991

3. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2005

4. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Москва. «Просвещение», 1993

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий