Дидактические игры по речевому развитию для средней группы

Дидактическая игра как средство развития речи у детей средней группы

Дидактическая игра представляет собой одну из обучаемых форм, с помощью которой педагог воздействует на ребенка. Дети играют естественно и непринужденно, поэтому начать занятие готовы в любой момент, придумав сценарий самостоятельно или следуя за интересным сюжетом, который подготовил воспитатель.

Обратите внимание! С помощью такой игры восприятие учебного материала представляет собой увлекательный процесс, стимулирующий работоспособность и облегчающий восприятие нового. В ходе дидактических развлечений у дошкольника лучше развивается психика и улучшаются навыки речи

На что направлены дидактические игры

Во время развлечений, которые направлены на трудовое воспитание, ребенок начинает понимать важность и необходимость работы, уважать конечный результат деятельности других людей. Игры, подразумевающие нравственное воспитание, направлены на привитие культурно-гигиенических навыков, ознакомление с отношениями и чувствами

Дидактические игры по речевому развитию в средней группе своими руками

Предметы для дидактических игр можно с легкостью сделать из подручных материалов, приложив при этом минимум средств и усилий. Например, для создания викторины «Тактильные крышечки» нужно взять крышки из-под пластмассовых бутылок, мех, наждачную бумагу, кусочки разнофактурной ткани и кожи, мелкий бисер. Из ткани нужно вырезать кружочки, размер которых равен размеру крышек, и приклеить их.

Ход игры заключается в том, что воспитатель кладет все крышки в непрозрачный мешок и просит каждого воспитанника вытащить крышечку с гладкой фактурой.

Тактильные крышечки, сделанные своими руками

Чтобы ребенок выучил дни недели и порядок их следования, а также закрепил понятия «вчера», «сегодня» и «завтра», можно из этих же крышек делать гномиков и сыграть в игру «Какой гномик спрятался». Дети должны закрыть глаза ладошками, пока взрослый убирает одного из семи персонажей. После того как дошкольник откроет глаза, он должен будет отгадать, какой гномик исчез.

Таким образом, дидактические викторины крайне важны при развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста. И, чтобы не упустить момент, нужно регулярно заниматься с ребенком, придумывая для этого разнообразные развлечения.

Что включают в себя игры для средней группы

Воспитатель средней группы детского сада должен тщательно продумать и организовать игру, главными составляющими которой являются материал, место проведения, музыкальное сопровождение и активность детей для общего достижения результата. Учебное начало заключается в том, что дошкольник интеллектуально развивается, просматривая картинки или складывая пазлы, параллельно изучая окружающий мир.

К сведению! С помощью дидактических игр дети в доступной форме получают всю необходимую информацию. К примеру, чтобы ребенок изучил правила поведения в магазине, взрослый должен организовать одноименную ролевую игру, где дети принимают участие в сцене входа в заведение, покупают продукты и вежливо общаются с продавцом.

Игровое начало заключается в том, что дошкольники достигают поставленной цели, продумывают внешность сказочного персонажа, таким образом развивая свое воображение. Складывая конструктор или пазлы, у воспитанников средней группы развивается мелкая моторика рук, а с помощью подвижных игр улучшается координация движений.

Принципы дидактических викторин

Картотека игр для речевого развития с целями по ФГОС

Дидактические игры для дошкольников средней группы детского сада могут быть направлены на то, чтобы развивать связную речь, правильно употреблять глаголы, наклонения и склонения. Одна из подобных популярных викторин — «Предлоги», для которой понадобится расчерченная тарелка с предлогами. Сектор, на который выпадает очередь, становится игровым, и каждый дошкольник должен сказать как можно больше слов, с которыми используется этот предлог.

Примеры предлогов для детей

К примеру, выпадает грамматический предлог «под» и группа начинает игру: «под столом», «под кроватью», «под деревом». После чего они должны составить простые предложения с использованием конкретного предлога. С помощью такого развлечения закрепляется пространственное мышление и усваиваются правильные речевые обороты.

Чтобы расширить словарный и звуковой запас дошкольника, нужно обучать его антонимам и синонимам с помощью игры «Кто такой?». К примеру, взрослый должен задать слово (животное, фрукт или время года), а ребенок произносит эпитеты, которые описывают загаданное слово. Например, яблоко бывает сладким, кислым, зеленым или красным, или осень бывает сырая, дождливая и золотая.

Места проведения игры

Играть в образовательные и развивающие игры можно в помещении детского сада, а для подвижных игр группу дошкольников рекомендуется вывести на улицу, если на дворе тепло и стоит хорошая погода. Воспитанников средней группы нужно выстроить в шеренгу, стайку или полукруг, после чего последовательно объяснить им следующее:

  • название викторины;
  • содержание и основные правила;
  • распределить роли и раздаточные атрибуты;
  • разместить участников и приступить к игре.

Обратите внимание! Если викторина слишком сложная, крайне не рекомендуется давать детям объяснение в подробностях, поскольку они могут запутаться и совсем ничего не понять. В таком случае нужно поступить следующим образом: вначале рассказать самое главное, а по ходу игры дополнять свой рассказ отличиями и конкретными деталями

Ход игры:

«Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«Распространи предложение»

Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, слова-ми-признаками, словами-действиями.

Оборудование: цветной камешек

Ход игры: Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например,воспитатель начинает предложение так: «Дети идут. (Куда? Зачем)»Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы.» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом, позволя-ющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям.

«ПОРУЧЕНИЯ»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.

Материалы: грузовик, мышка, мишка.

Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой.Обращаемся к детям:

— Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их.Надо сказать: «Мишка, поезжай!»А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» — Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

«ЧЕЙ ГОЛОС?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Материалы:игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

– Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные’ игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

«ПОТЕРЯЛИСЬ»

Цель: соотносить название животного с названием детеныша.

Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.

– Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.

– А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их,произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям.

«ПОЕЗД»

Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего.

Чух, чух, пых-чу, Ко-ле-са-ми

Пых-чу, вор-чу (произносится 2 раза). Верчу, вер-чу (произносится 2 раза,

Стоять на месте не хочу! Са-дись скорее,

Ко-ле-са-ми Прокачу!

Стучу, стучу. Чу! Чу (Е. Карганова. Поезд.)

На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает медленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу»—топают ногами, на слова «Колесами верчу, верчу»—делаю/г круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.

«КАЧЕЛИ»

Цель: Соотносить слова стихотворения с собственными движениями.

Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровождают чтение ритмическими движениями.

Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.

(Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)

Настали осенние дни. Качели остались одни.

(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до постепенной остановки.)

Лежат на качелях

Два желтых листка.

И ветер качели Качает слегка. (В. Данько. Качели.)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий