Проведение дидактических игр на тему экологии в средних группах

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Дидактическая игра с эколятами «Береги природу — сортируй отходы» для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет
Детский сад «Тополёк» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Паспаульская общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Евгения Фёдоровича Трофимова» Дидактическая игра с Эколятами «Береги природу – сортируй отходы» для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет…

Экологическая игра «Спаси планеты» для детей старшего дошкольного возраста
Экологическая игра для детей старшей группы детского сада «Спаси планету!» Задачи: развитие навыков коллективного взаимодействия; создание ситуаций, требующих принятия самостоятельного решения; создание ситуаций, в которых появляется возможность подчеркнуть значимость личности…

Конспект совместной деятельности «Игра КВН «Люби, знай и охраняй природу» в подготовительной к школе группе
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы Игра КВН «Люби, знай и охраняй природу» Цель: формировать у детей экологическое сознание в процессе игры КВН Задачи: Образовательные: 1. Расширять у детей знания и представления о многообразии животных и растений,…

Игра-путешествие по экологии в подготовительной группе «Планета Земля в опасности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Розочка» с.Крымская Роза Белогорского района Республики Крым ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «НЕЗАБУДКИ» ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ В ОПАСНОСТИ» Воспитатель:…

Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Береги природу»
Я, Жаворонкова Наталия, представляю Вам настольную дидактическую игру «Береги природу». Данная игра рассчитана для подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Оборудование: – Игровая карта; – Игральный(е) кубик(и) – Фишки по количеству играющих. Правила игры: 1)…

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы в форме игры-путешествия «Природа в опасности!»
Цели: Учить детей правильному поведению в природе. Воспитывать любовь к живой и неживой природе. Прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать. Задачи: 1. Дать детям представление о разнообразии природы. 2. Формировать понятие об основных причинах вымирания…

Развлечение в форме игры-путешествия «Спасатели леса» в подготовительной группе
Цель: Познакомить с правилами пожарной безопасности в лесу. Вооружить детей знаниями основных причин пожара в лесу. Задачи: • Образовательные задачи: • Дать детям представление о значении леса в жизни животных, человека, о том, какой ущерб наносит пожар природе и человеку. Учить…

«Юные защитники природы в гостях у Феи леса». Игра КВН для детей 6–7 лет
КВН «Юные защитники природы в гостях у Феи Леса»(для детей 6-7 лет) Задачи: 1. Закреплять знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе; 2. Развивать творческие способности детей, смекалку, сообразительность, эрудицию; 3. Воспитывать в детях интерес и…

Картотека игр для средней группы

Существуют федеральные государственные образовательные стандарты, которые предусматривают комплекс особых критериев в требованиях как в образовании, так и в спортивных нормативах. На основании ФГОС разрабатываются дидактические игры по экологии в средней группе. Существует целая картотека таких игр и включает в себя такие разделы:

  • дидактические;
  • подвижные;
  • народные;
  • пальчиковые;
  • сюжетно-ролевые.

Раздел экологических дидактических игр предусматривает изучение природы с использованием различных пособий – карточек, рисунков, животных, растений и другие материалы.

Проведение занятий

Познавательная деятельность ребенка

Начиная со средней группы, в детских дошкольных учреждениях воспитатели начинают обучать детей природоведческому восприятию мира через экологические игры.

Именно в 5 лет малыши начинают перерабатывать и усваивать материал быстрее, и игры с экологическим материалом становятся им доступны в большей степени.

Познавательная деятельность ребенка

Направления развития деятельности детей

Познавательная деятельность малышей имеет 2 направления развития: стихийная и целенаправленная.

Стихийная – это развитие ребенка, в котором взрослые участия не принимают. Малыш постепенно, взрослея и находясь в обществе людей, которые являются его окружением, постепенно учится. Но вот чему они научатся – это зависит от людей, которые находятся рядом.

Целенаправленное направление включает в себя целый список целей и задач, которые поставлены перед человеком, воспитывающим ребенка.

Обратите внимание! В зависимости от возраста малыша меняется и смысловая нагрузка на игры, с помощью которых взрослый человек общается с ребенком с целью научить его, помочь разобраться во всех непонятных маленькому человеку вещах

Направления развития

Важность дидактических игр экологического содержания в средних группах

Во время игры ребенок получает моральную разгрузку, учится новому без утомления, получает эмоциональное и психическое наслаждение. Играя, малыш учится общению с другими людьми, познает окружающие его предметы, понимает значение труда в жизни человека. Взрослые учат ребят первым шагам в жизни, именно от них дети учатся:

  • Общению с другими людьми.
  • Отношению к животным и растениям, которые их окружают.
  • Правилам поведения в обществе.
  • Культуре поведения.
  • Правилам пользования предметами, находящимися вокруг них.
  • Понимать, что человек – это часть природы, которую нужно защищать и заботиться о ней.
  • Правилам поведения на природе.

Есть еще очень многие вещи, которым учатся в детстве. Ведь всю жизнь человек постоянно познает что-то новое. А начало этому постоянному обучению – это детская пора.

Экологические игры

Привитие детям любви к окружающему миру

Для малышей – это сложные и серьезные задачи. Именно при помощи природоведческих и экологических дидактических материалов возможно достичь поставленной цели в изучении природных явлений, ознакомлении с растениями и животными, среде их обитания, способе их жизни, о том, чем люди могут им помочь.

Этими занятиями прививается любовь к природе, ее обитателям, ко всему, живущему на земле.

Важно! Есть еще один важный момент пользы игры: дети приучаются к самостоятельности. Они, глядя на то, как взрослый делает определенное действие, пытается сделать так же

Это им интересно, ребята постепенно, во время ролевой игры получают новые знания.

Именно игры помогают взрослым как бы за руку провести малышей в будущую взрослую жизнь. От старших людей детвора получает представление о мире, окружающем их, вместе с ними они выбирают дорогу, по которой пойдут в дальнейшем.

Любовь к окружающему

Методические приёмы, используемые при проведении дидактических игр

Чтобы игра прошла ярко, оживлённо, запомнилась дошкольникам и вызвала желание играть в неё снова, воспитатель использует различные приёмы для обогащения её содержания и привлечения внимания детей:

Игровые и сюрпризные моменты, появление игрового персонажа. Детям могут прислать посылку с новой игрой лесные зверята, добрый Лесовичок, Карлсон, а потом эти же герои (игрушка или взрослый в костюме) появятся при повторном проведении игры, чтобы посмотреть, научились ли малыши правильно в неё играть.
Использование наглядного материала, макета, моделирование.

Провести незабываемую красивую игру на закрепление сезонных явлений поможет модель дерева с набором предметных картинок, которые крепятся к нему на липучках или магнитах (фланелеграф или магнитная доска). Например, игру «Что нам осень принесла» воспитатель сопровождает словами: «Пришла осень, листья на дереве стали… Какими стали листья, ребята? (ответы детей). По небу побежали тучи, закапал (дождь). На земле появились большие (серые тучи). Детишки оделись в курточки, на ножках у них (сапожки). Под деревом нашим выросли (грибы). А вот и куст рябины. На нём много оранжевых спелых (ягод). Полакомиться ягодами прилетели (птицы). Красиво в лесу осенью, жёлтые и красные листья падают с деревьев на землю и тихо шуршат под ногами детей. Какую песенку поют? (ш-ш-ш)». Когда дети правильно назовут явление или объект, воспитатель выкладывает изображение на дерево или рядом с ним. В конце игры дети повторяют осенние явления, указывая их на смоделированном полотне. Такие игры не только укрепляют и расширяют знания детей, но и положительно воздействуют на эмоциональную сферу, учат видеть красоту окружающего мира, восхищаться ею.
Подобные игры можно проводить с макетом сада, огорода, леса, соответственно подобрав изображения плодов, лесных обитателей и растений.

Использование художественного слова, малых фольклорных форм. Стихи, загадки, отрывки рассказов, пословицы и поговорки, если их будет не слишком много в ущерб основным задачам, делают дидактическую игру насыщенной, полезной в плане умственного и эстетического развития. Они воспитывают любовь к родной литературе и природе своего края, что является первой ступенькой воспитания любви к Родине.

Пояснение правил, демонстрация выполнения игровых действий. Воспитатель должен убедиться, что все дети поняли, как нужно играть, в какой последовательности выполнять действия

Особенно важно проконтролировать это, если игра новая. Корректировать действия детей следует и во время игры, поскольку в дидактической игре выполнение правил и игровой задачи необходимо для достижения программных задач

Исключение составляют самостоятельные игры детей, когда малыши пытаются играть, подражая воспитателю, но изменяют правила или действия. Вмешиваться в них, перебивать детей нельзя. Но после игры можно провести беседу, напомнить малышам правила, предложить сыграть снова с соблюдением правил.

Самостоятельные попытки играть в обучающие игры на пятом году жизни — показатель высокого интеллекта и развитых творческих способностей воспитанников, поэтому педагог должен всеми силами их поощрять. Для развития самостоятельности дети должны иметь свободный доступ к дидактическим игрушкам, настольно-печатным играм, природному материалу.

Самостоятельность и умение сотрудничать в игре — показатель высокого уровня развития ребёнка

Помощь дидактических материалов в обучении

Дидактические материалы помогают преподавателям рассказать малышам об этом. Допустим, если взять одну группу карточек с фотографиями или рисунками зверей, а другую группу – с кормом, которые животные едят, можно провести ознакомление с тем, чем питаются животные.

Как другой вариант той же игры – карты с животными и их детьми. Малыши узнают, что ребенок коровы называется теленок, ребенок свиньи – поросенок и так дальше.

Дидактические материалы

Место проведения игр

От вида игры зависит место ее проведения.

Обратите внимание! Настольные игры, занятия с карточками, игрушками, лучше проводить в помещении. Так и гигиенические нормы проще соблюсти, и материалы для игр будут в большей сохранности

Но на улице, видя предметы в природе, ребята быстрее и лучше узнают о них. Пусть малыши потрогают каштаны, различные листочки, рассмотрят цветы и травы. Пусть посмотрят на небо, облака, скажут, на что они похожи, понаблюдают, как постоянно меняют свою форму

Узнают, какие существуют насекомые, и как они выглядят, а воспитатель обратит на все это внимание малышей и расскажет о них в доступной форме для детей этого возраста

Различные варианты игр

Это могут быть картинки с изображением различного времени года – зима, весна, лето, осень. Показывая каждую картинку по очереди, воспитатель просит детей рассказать, что они знают о различных порах года. Так малыши знакомятся с разными состояниями природы.

Здесь же можно ввести в занятие загадки о зиме, лете, осени, весне. Так ребятам будет веселее и увлекательнее познавать мир.

Так же можно и изучать, например, птиц. Раздать малышам картинки с изображением воробья, голубя, ласточки, вороны – любых самых известных птиц того региона, где проживают ребята. Попросить показать какую-то одну птицу. Детвора покажет ее и расскажет, где видел птичку. Так всем вместе, в коллективе, легче запомнить новый материал.

Обратите внимание! Такие же познавательные занятия можно проводить не только в группе, но и на улице. Допустим, собрать всех детей вместе, рассказать о деревьях, которые растут во дворе

Потом сказать: «Раз, два, три, к березе беги». Дети с радостью побегают

Допустим, собрать всех детей вместе, рассказать о деревьях, которые растут во дворе. Потом сказать: «Раз, два, три, к березе беги». Дети с радостью побегают.

В игре необходимо уделять внимание каждому ребенку

Все люди на Земле абсолютно разные, не бывает двух одинаковых человек. И в возрасте 4-5-6 лет уже видно, насколько ребенок активен, как быстро усваивает знания, как ведет себя по отношению к другим детям в группе

Занимаясь с малышами, воспитатель уделяет внимание всем малышам, но одни сразу, с первого слова понимают и запоминают новое для них, а другому ребенку необходимо разъяснить это более подробно еще раз

Если поставить перед собой задачу не просто проводить время с ребятами, присматривать за ними, чтобы малыши в силу своей активности не травмировались, а научить жить рядом с другими людьми, любить окружающий их мир, заботиться о нем, то такой цели добиться вполне возможно. И какой путь пройдут они в дальнейшем, во многом зависит именно от уроков экологического направления в детском саду и от того, насколько родители дома поддержат и продолжат начинания воспитателей в воспитании детей.

Картотека игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Ниже представлены варианты таких игр.

«Отгадай и нарисуй»

Цель: развить мелкую моторику.

Задачи:

  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие произвольного мышление.

Дидактический материал: Палочки для рисования на земле.

Рисовать палочками можно как на песке, так и на снегу

Методика проведения:

  • Ведущий зачитывает загадку, дети пытаются изобразить свой ответ на снегу или песке.
  • Говорить вслух ничего нельзя, кто не выполнил это условие, выбывает до следующего тура.

«Что за семена?»

Цель: учить дифференцировать овощи, фрукты и семена растений.

Задачи:

  • Развитие памяти, внимания и мыслительных процессов,
  • Формирование наблюдательности.

Дидактический материал: карточки с изображениями овощей, фруктов, емкость, наполненная различными семенами.

Методика проведения: ребята выбирают из набора семечек знакомые и выкладывают их на соответствующую карточку с растением.

Игра «Это детки с какой ветки?»

«Кто летает и ползет?»

Цель: узнавать и называть представителей класса насекомых, запоминать отличительные признаки.

Материалы: карточки с разрезанными изображениями насекомых.

Ход игры: Учитель читает загадку в стихотворной форме про жука, муху, божью коровку, таракана и др. А учащиеся должны собрать ответ из кусочков на скорость.

«Чья тень?»

Материалы: картинки с изображением насекомых, птиц, рыб и животных и их тенями (темный силуэт).

Детям нужно найти соответствие.

Ребенку необходимо определить кому из нарисованных существ принадлежит тень

Что в мешочке?

Цель: сенсорное развитие дошкольников.

Учитель готовит тканевый мешочек с различным материалом. В нем могут быть шишки хвойных деревьев, фигурки животных, пластиковые овощи и фрукты, камешки, листочки, засушенный мох. Ребятам по очереди предлагается нащупать предмет, назвать его свойства и признаки, определить что это.

Внимание! Экологическими играми в старшей группе ребят можно привлечь с помощью интересных и новых форм подачи материала

«Вершки — корешки»

Цель: научить составлять целое из частей.

Дидактический материал: два обруча, картотека овощей.

Методика проведения:

  • Необходимы гимнастические обручи красного и синего цветов. Кладут на пол, чтобы они пересеклись. Красный — для тех растений, чьи корешки используют в пищу, а в синий кладут те, что вершки. Прежде чем положить ребенок объясняет свой выбор.
  • Из составных частей необходимо собрать пару. Вершки соединить с корешками. Готовый результат объяснить.

«Четвертый лишний»

Необходимы изображения объектов живой и неживой природы. Первые три предмета относятся к одному классу, четвертый к другому. Например: бабочка, стриж, воробей, ворона. Все объекты летают, но это не определяющий признак. Ребенку необходимо понять главное, что бабочка не является птицей, а значит она на картинке лишняя.

Кто на рисунке лишний 

Внимание! Согласно ФГОС, планирование занятий для групп старшего дошкольного возраста должно включать различные виды дидактических игр, в том числе настольно-печатных и подвижных. Смена видов деятельности необходима, чтобы избежать утомления детей

Детский сад — первое учебное заведение, которое несет функции гармоничного развития, обучения и воспитания растущей личности. Здесь через игру ребенок впервые знакомится с окружающим его миром, учится осознанности и грамотному взаимодействию с природой.

Актуальность экологического образования и воспитания

Экология как наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой возникла сравнительно недавно, в середине XIX века. Первоначально она рассматривала вопросы взаимоотношения живых организмов между собой и их приспосабливаемость к условиям внешней среды.

Стремительный рост технического прогресса в конце XIX — начале XX столетий повлёк за собой усиленную и бездумную эксплуатацию человеком природных ресурсов. Массовые вырубки лесов, осушения болот, загрязнение воды и почвы отходами производственной деятельности крупных заводов и фабрик, уничтожение огромных популяций животных с целью наживы поставили нашу планету на грань катастрофы. Но человечество смогло остановиться и осознать, что безрассудная трата природных богатств неизбежно к гибели всего живого на нашей планете.

Человечество вовремя осознало, что природа — бесценный и неповторимый дар, который следует передать детям и внукам

В середине ХХ века защитникам природы удалось привлечь к проблемам охраны окружающей среды внимание как общественности, так и правительств различных государств. Природоохранные меры позволили восстановить баланс и спасти нашу планету от необратимых изменений

В настоящее время наука экология рассматривает не только взаимосвязи в мире природы, но и то, как сберечь и передать будущим поколениям бесценный дар нашего общего дома, планеты Земля — её природные богатства.

Система образования не может находиться в стороне от проблем защиты природы, которые в наше время провозглашены приоритетными в большинстве развитых государств. Главная задача современной педагогики — формирование всесторонне и гармонично развитой, мыслящей, культурной личности. Общая культура человека невозможна без экологической культуры, поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения является первоочередной задачей образовательных учреждений, в том числе и дошкольных.

Подвижные игры по экологии

Ниже представлены несколько подвижных игр по экологии.

«Чей листик?»

Цель: Уметь отличать деревья друг от друга по признакам.

Дидактический материал: бумажные листья, карточки с изображением известных детям деревьев.

Методика проведения: Игру лучше проводить на прогулке, чтобы ребята могли сравнить изображения с настоящими объектами. На веранде расставляют стулья, на которые выкладывают карточки, где изображены растения. Воспитанники получают бумажные листочки. Ведущий дает команду: «раз, два, три, листик к дереву беги». Побеждает тот, кто первым нашел соответствие. Далее происходит обмен карточками.

Карточка для игры «Чей листик?»

Игры с мячом: «Я знаю»

Цель: упражнять в дифференциации классов объектов природы.

Задачи:

  • Развитие памяти, внимания, речи.
  • Формирования умения выделять признаки предмета.

Методика проведения подвижной игры: Все становятся в круг. Сначала роль ведущего выполняет воспитатель, затем кто-то из группы. Ведущий называет класс (птицы, рыбы, растения, земноводные) и бросает мяч, поймавший ребенок должен назвать пять представителей класса. Например, пять знакомых ему птиц.

Занятия с мячом относятся к малоподвижным

«Большой и маленький»

Цель: закрепить полученные знания о животных.

Задачи:

  • �Развитие основных мыслительных процессов, речи.
  • Вспомнить названия зверей и их детенышей.

Методика проведения такая же, как в предыдущей игре. На прогулке либо в группе все становятся в круг. Ведущий бросает мячик участнику, произнося название животного, а ребенок — его детеныша. Например: кошка — котенок, кролик — крольчонок, собака — щенок. Процесс проходит в быстрой форме, чтобы играющие старались отвечать быстро и не путаться.

«Стихия обитания»

Воспитатель бросает мяч, произнося название животного или птицы, а участник, принявший бросок, называет стихию обитания: земля, вода, воздух. Например: ласточка — воздух, щука — вода, крот — земля. Игра идет быстро, мячик все время подвижный, чтобы играющие развивали внимательность.

Внимание! Копилка педагога-профессионала должна содержать дид. игры по всем направлениям, в соответствии с возрастом учащихся

Дидактические игры по экологии в старшей группе — необходимый элемент учебного процесса.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий