Как зарождается творческое воображение
Реальный и воображаемый миры не имеют у них такую же четкую границу, как у взрослых людей. Эмоциональные переживания в воображаемых ситуациях так же сильны, как если бы они были реальны. И эти переживания значительно сильнее, чем у взрослого человека.
У детей от трех до пяти лет вполне может быть свойство оплакивать потерю колобка или козлика. Они могут начать угрожать злому волшебнику в спектакле, стараться его даже побить, придумать способ спасти зайчика от волка. Воображаемое пространство вызывает у детей мощный поток эмоций. Дети на самом деле переживают о том, что может стать угрозой для воображаемого персонажа.
Известно то, что взрослые люди часто в воспитательных соображениях вводят в сознание детей выдуманных персонажей: злых героев, которые могут забрать непослушного ребенка. Придумывают и добрых фей, которые могут дарить хорошие подарки и творить чудеса. Все эти персонажи для ребенка являются реальными героями. Они на самом деле испытывают страх перед Бабой Ягой и ждут добрую фею.
Если старшие дети начинают жестоко шутить, говоря, что сейчас прилетит Баба Яга, ребенок может начать плакать и панически бросается в бегство. Даже когда дети находятся дома, они могут испугаться воображаемого события. Многие детские страхи связаны как раз с тем, какой силой и живостью обладает воображение ребенка.
Возрастные особенности творческого воображения
Творческое воображение детей обладает некоторыми возрастными особенностями. Заметно то, что дети в одной и той же группе могут по-разному проявлять себя во время творческой активности. Созданные ими образы также индивидуальны. Когда дети создают песни и сказки, танцы и рисунки – во всем этом прослеживаются индивидуальные черты.
Н.И. Стрелянова изучала индивидуальные особенности творческого воображения дошкольников в изобразительном искусстве. Она выделила четыре группы дошкольников, которые различаются по своим индивидуальным проявлениям в рисовании: медленные и быстрые преобразователи, медленные и быстрые воссоздатели.
Рассмотрим каждый этот тип подробнее.
Медленный преобразователь
Воображения ребенка направляется на преобразование во время работы по аппликации и рисованию. Ребенок создает медленно образы, предварительно он их долго обдумывает. Обычно эти дети гораздо дольше работают над созданием собственных аппликаций и рисунков. Изобразительные линии тонкие и робкие. Но со временем они становятся более яркими и уверенными. Причем ярко выражаются главные образы, и менее насыщенным становится фон. Дети увлечены работой, легко и быстро обучаются.
Быстрый преобразователь
Воображение приобретает заметную направленность на преобразование объектов. Ребенок быстро формирует образы. Дошкольники гораздо быстрее выполняют свои аппликации и рисунки. Линию на рисунки они изображают резко, сильно нажимая на карандаш. Штриховка приобретает смазывающие свойства. Яркость и резкость раскрашивания усиливается по мере приближения к завершению работы. Дети работают увлеченно. Особенно продуктивны их действия в первые минуты занятия. Они легко и быстро обучаются.
Медленный воссоздатель
У детей воображение направлено на воссоздание и повторение. Очень медленно формируются образы. Дети в основном работают по созданию образов дольше, чем другие их ровесники. Изобразительные линии робкие и тонкие, особенно в первых работах для каждого задания. Все элементы изображения одинаковые по силе нажима. Штрих очень аккуратный. Главное содержание более ярко раскрашено, чем фон. Дети осваивают изобразительную деятельность медленными темпами.
Быстрый воссоздатель
У дошкольников воображение направлено на повторение и воссоздание. Их образы довольно быстро формируются. Работу выполняют достаточно быстро наравне с большинством ровесников. Линия изображения резкая, нажимают на карандаш сильно. Штриховка приобретает смазывающие свойства. По мере приближения к завершению работы яркость и резкость увеличивается. При этом процесс обучения протекает медленно.
Таким образом, у детей дошкольного возраста наблюдаются разные проявления творческого воображения. Поэтому и условия их развития в дальнейшем будут своеобразны для любого вида деятельности. Формируя воображение с ранних этапов развития, мы не просто положительно воздействуем на процессы познания и творчества, но и оказываем благоприятное воздействие на формирование личности детей.
У детей старшего дошкольного возраста творческое воображение имеет свои особенности. Старший дошкольный возраст (6-7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В данном возрасте совершенствуются все психические процессы, в том числе и воображение.
Потребность детей в творчестве
Сегодня как никогда важен творческий подход к решению многих задач. Членам общества необходимо уметь самостоятельно ставить перед собой и решать новые задачи. Уже при работе с дошкольниками необходимо развивать активную творческую личность, способную формироваться и развиваться самостоятельно.
В детском возрасте человек развивается усиленно. Его сознание постоянно претерпевает изменение. Он постоянно обучается чему-то новому. Его жизнь состоит из противоречий и парадоксов, без которых невозможно представить себе процесс формирования личности.
Особенно ярко это проявляется в творческой деятельности, что позволяет полностью раскрыть ребенку собственный внутренний мир.Творчество рассматривают как содержательную форму психологической активности. Это универсальная способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разных типов деятельности.
В дошкольном возрасте проще всего заложить основы для формирования творчества. Именно в этот период у ребенка происходят прогрессивные перемены. Развиваются его психические процессы, активно формируются качества личности, ребенок становится более самостоятельным, формируются его способности и наклонности.
Изобразительная деятельность и детское воображение
Чтобы начать изобразительную деятельность, можно словесно формулировать намерение. Желание изобразить знакомые ему графические образы проявляется в кругоподобных кривых, с помощью которых дети изображают дядю или тетю и т.п.
Со временем эти картинки перестают удовлетворять детей, и они начинают находить новые графические образы. Так появляются головоногие существа на бумаге.
Большой скачек в формировании ребенка отражается и в изменении процесса рисования, который происходит в дошкольный период. При помощи взрослых дети начинают рисовать деревья, дома, машины, цветы. Дошкольник учится преодолевать шаблоны и сам рисует то, что ему интересно.
Все, что только можно вообразить и нафантазировать, дети пытаются нарисовать. Многие из них интересуются фантастическим миром. Они с удовольствием рисуют принцесс и волшебников, колдунов и фей. Дошкольники также рисуют то, что с ними происходит в реальной жизни. Рисование принимает форму игры. С помощью изобразительной деятельности дети осваивают свое социальное окружение, а также мир, в котором они живут.
Изобразительное творчество позволяет создавать фантастические образы, используя элементарные приемы. Ребенок меняет цвет, искажает формы, создает необычные расположения предметов. Эти образы еще пока бедны и не выразительны.
Но постепенно содержательность рисунков растет. Дети начинают рисовать фантастические автомобили. Для этого они прибегают к таким методам, как комбинирование и олицетворение, агглютинацию и парадоксы. Содержания рисунков часто заимствуется из литературных произведений. Старшие дошкольники в своих рисунках придумывают все более оригинальные образы.
Все нужные качества воображения рождаются не спонтанно. Взрослые могут оказывать на этот процесс целенаправленное систематическое влияние. И влияние это должно помогать детям уточнять и обогащать их восприятие окружающего мира. Не стоит использовать метод навязывания ему готовых решений.
Дети должны научиться самостоятельно знакомиться с действительностью, чтобы изображать ее, формировать способность оперировать разными образами, чтобы создавать на их основе что-то новое. Необходимо развивать у дошкольников познавательные интересы.
Если же эта работа не будет проводиться с ребенком, то его воображение будет развиваться медленно. В результате при поступлении в школу дети не смогут усваивать учебный материал, который подразумевает хорошее развитие воображения. В этом возрасте уже должны быть развиты такие психические процессы, как рефлексия, внутреннее планирование и произвольность.
С помощью этих новообразований у ребенка рождается произвольность в творческом воображении. Так начинает формироваться целенаправленность, замыслы ребенка приобретают устойчивые черты, его образы становятся более наглядными и динамичными, приобретают яркие эмоциональные окраски. Все это способствует творческой переработке представлений.
Особенности детского воображения
Довольно сложным считается вопрос о том, насколько богато воображение ребенка. Есть предположение, что детское воображение более богато, чем у взрослых людей. И на самом деле, дети часто любят пофантазировать: они любят сочинять истории, придумывают фантастические сюжеты, легко могут приписать камню или дереву человеческие отношения и переживания. Они часто разговаривают с вещами.
Но эти элементы, которые входят в детские фантазии, заимствуются ими из реального опыта. Например, из сказок, которые они услышали от родителей. Или из увиденных фильмов или услышанных слов.
В-общем, основой для фантазии всегда становится то, что ребенок встретил в своей реальной жизни. Новые комбинации старых образов, перенос событий и свойств с одних персонажей на другие – все это позволяет создавать оригинальные фантастические картины, которые не похожи на реальный мир.
Но любые фантастические комбинации строятся на основе реального детского опыта, на том, что они уже узнали. А так как знаний у детей пока мало, и у них бедный жизненный опыт, то и материалов для воображения значительно меньше.
Ребенок способен вообразить гораздо меньше, чем взрослые люди. Его воображение ограничивается скудными представлениями о жизни, и основываются на его примитивном жизненном опыте. Значит, детское воображение не может быть богаче, чем у взрослого. Оно намного беднее.
Но вот если говорить о роли, которую воображение играет в жизни человека, то она значительно больше для детей, чем для взрослых. Воображение намного чаще проявляется у детей, позволяет им как-бы отлетать от действительности. Особенностью детского воображения является и то, что они верят в то, что придумывают.
Главные функции детского воображения
Воображение детей с самого раннего возраста обладает двумя главными функциями: аффективная и познавательная. Главная задача познавательного воображения – это мысленное воссоздание реальности, достраивание представлений о мире, приобретение новых впечатлений. Воображение позволяет детям творчески осмыслить схемы действий людей, выстроить целостные образы каких-либо событий или явлений.
Аффективная же функция воображения связана с тем, чтобы утверждать и защищать собственное «Я». Эта защита может осуществляться разными путями. Во-первых, когда ребенок множество раз воспроизводит травмирующее его событие. Это позволяет ему как бы отстраниться от него и увидеть его со стороны.
Во-вторых, дошкольники продуцируют воображаемые ситуации, в которых стараются утвердить себя. Это помогает им чувствовать себя смелыми и сильными, умелыми и ловкими, даже в какой-то мере всемогущими. Многие детские фантазии о совершаемых победах и успехах, например фантазии о том, как можно спасти Кая или Иванушку, основаны на этой функции.
Когда дети подражают действиям взрослых, они начинают уже с раннего возраста использовать бумагу и карандаши, чтобы создавать каракули. Постепенно дети уходят от бездумного чирканья и начинают осознавать функцию карандаша. Так движения ребенка приобретают черту осознанности и точности. Начинается период изобразительной деятельности.
Рисунки появляются в жизни ребенка, когда тот начинает связывать собственные каракули с предметами и осознанно начинает создавать воображаемые предметы с помощью карандаша на бумаге.