Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно относиться к деньгам

Как научить детей тратить деньги?

Психологи считают, что для каждого возраста существует своя руководящая установка, на которую родителям и стоит акцентировать внимание

Детям 3-5 лет важно объяснить, что вы не можете купить вещь прямо сейчас. Им придется подождать, чтобы приобрести то, что они хотят

Важно научить их откладывать деньги и терпеливо ждать, пока накопится нужная сумма

Им придется подождать, чтобы приобрести то, что они хотят

Важно научить их откладывать деньги и терпеливо ждать, пока накопится нужная сумма

Детям 6-10 лет важно привить самостоятельность при принятии решений. Ребенок должен научиться выбирать, как ему потратить свои деньги

Объясните ему, что нужно тщательно взвесить все плюсы и минусы грядущей покупки. Истратив деньги на ненужную вещь, ребенок будет вынужден снова копить и зарабатывать их помощью по дому в течение долгого времени.

Детям 11-13 лет нужно чаще рассказывать об экономии. Чем раньше они научатся откладывать деньги, тем больше их будет у них в будущем

В этом возрасте нужно объяснить ребенку важность долгосрочных накоплений. Расскажите им о сберегательных счетах и возможности получения прибыли с помощью инвестирования

Подростки 14-18 лет должны научиться думать о своем качестве жизни в будущем. Поговорите с ними о стоимости образования, о деньгах, которые понадобятся им для приобретения собственного автомобиля или жилья. Пусть ребенок откроет сберегательный счет, куда будет откладывать небольшие суммы уже для своей будущей самостоятельной жизни.

Карманные расходы

Чаще всего под карманными деньгами понимают те, что выданы ребенку просто так, для личных мелких расходов. Большинство опрашиваемых родителей относятся к этому положительно.

Ирина, мама двоих детей возрастом 9 и 15 лет, учеников третьего и девятого классов (Рязань): 

Елена, мама девочек 11 и 17 лет (Мурманск): 

При этом, согласно исследованию, которое провел банк «Русский стандарт», отцы дают детям карманные деньги в четыре раза больше, чем матери. Но средний чек перевода на карту от мам выше, чем у пап. 

Дети, участвовавшие в опросе, единогласно голосуют за карманные деньги. 

Никита, ученик третьего класса (Орехово-Зуево): 

Психолог Марина Кораблева обращает внимание, что родителям важно научить детей осознанно относиться к тратам, грамотно распоряжаться собственным бюджетом. Но сумма на карманные расходы не должна зависеть от отношений с ребенком, его успешности. Оптимальный вариант — выделять ежемесячно фиксированную сумму

Она должна быть комфортна для родителей и для ребенка — не бить по семейному кошельку, но и быть достаточной на обеды и всякие мелочи. 

Оптимальный вариант — выделять ежемесячно фиксированную сумму. Она должна быть комфортна для родителей и для ребенка — не бить по семейному кошельку, но и быть достаточной на обеды и всякие мелочи. 

Карманные деньги ребенку, аргументы ЗА

  1. Ребенок ощущает себя полноценным, равным с другими детьми и взрослыми. Он видит, что у других, окружающих его, людей, есть деньги, поэтому, чтобы чувствовать себя наравне со всеми, необходимо, чтобы они были и у него.
  2. Самостоятельное распоряжение деньгами с юных лет закладывает у ребенка азы планирования личных финансов, выступает в качестве определенной практической подготовки к будущему, уже более ответственному, распоряжению личным бюджетом. Оперируя небольшими суммами, он подсознательно, с вашей помощью, начнет контролировать собственные доходы и расходы, и, наделав ошибок, сделает выводы, научится грамотно оценивать свои финансовые возможности.
  3. Если не давать карманные деньги ребенку, это может стать причиной определенного негативного отношения к родителям, развития зависти к другим детям, которым деньги дают, жадности, возведению денег в культ. Не исключено, что ребенок, чтобы заполучить такие недоступные деньги, начнет воровать их у своих родителей и не только.

Первые шаги

По мнению психологов, начиная с 3 лет кроху можно начинать приобщать к домашней бухгалтерии. Для начала покажите ребенку монеты и купюры, и расскажите, что такое деньги, для чего они нужны, как ими можно пользоваться. Можно также отксерокопировать или найти в интернете картинки с изображениями валюты разных стран — заодно проведете начальный курс географии. Объясните крохе на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной им в порыве гнева и пр. Наконец, чтобы сделать обучение веселым, играйте в настольные игры, такие как «Монополия для детей», «Монополия для детей: вечеринка», «Денежный поток для детей», «Волшебные колпачки», «Веселый бизнесмен», «Фермер», «Супер Фермер» и пр.

Доверяйте ребенку рассчитываться в магазине за небольшие покупки. Пусть малыш вручит деньги продавцу, когда делаете покупку. Ребенок еще не поймет, что он делает, но со временем осознает, что вы не берете эти вещи просто так — вы платите за них деньги. Другая потенциальная возможность поучиться — банкомат. Пусть малыш наберет ваш секретный код. Затем объясните ему, что это не деньги банка, это ваши деньги. Вы с папой их заработали, банк их только хранит для вас, а вот теперь вы немного берете.

Проблема карманных денег для родителей

В разных странах имеются различные традиции предоставления детям карманных средств. В одних государствах это приветствуется, и даже составляются специальные рекомендации для родителей на государственном уровне. В других странах это не принято. В третьих дети с ранних лет приучаются самостоятельно зарабатывать на карманные расходы (нянями, официантами, почтальонами, разносчиками пиццы и т.д.).

В России единого ответа на этот вопрос нет. В каждой семье все решается индивидуально. В одних семьях карманные деньги считаются необходимостью. Родители исходят из того, что наличие у их детей карманных средств учит их самостоятельно распоряжаться финансами. Однако в этом случае следует быть последовательными. Если вы выдали детям деньги на карманные нужды, то следует оговорить, что именно они на них будут покупать. Тогда они не должны просить об этом родителей. Другие же считают карманные деньги баловством и излишеством.

Психологи и специалисты в сфере финансов сходятся в том, что если подойти к решению вопроса карманных денег правильно, то они будут способствовать повышению финансовой грамотности ребенка.

Кроме того, во многих школах даже введена специальная дисциплина, ликвидирующая финансовую безграмотность у подрастающего поколения.

Негативное влияние денег на ребенка: как избежать?

Часто у юных потребителей складывается ошибочное представление о ценности денег, и малыш начинает брать их без спроса, вымогать или выпрашивать наличность. Чтобы избежать подобного отношения к финансам, следует учитывать следующее:

Родители часто задаются вопросом: «За что можно давать или платить деньги детям?». Психологи считают, что оплачивать выполнение домашних обязанностей и хорошие отметки неправильно. Лучше делать выплаты еженедельно в качестве карманных средств.
Давайте школьнику на карманные расходы столько, сколько возможно с учетом суммы семейного бюджета

Важно чтобы он осознавал цену финансовым ресурсам.
Если подросток берет в долг, он должен понимать, что возвращать их все равно придется. И лучше в установленный срок, ведь друзья могут попросту перестать доверять.
Когда малыш просит у вас что-то сверх карманных расходов, не стоит говорить, что у вас финансовые затруднения, особенно если в вашем кошельке он заметил крупные купюры

Объясните, что все средства до зарплаты в семье распланированы, и возможности приобрести что-то сверх бюджета, у вас сейчас нет.
Для того чтобы пресечь попрошайничество учите ребенка распределять финансы. Перед тем как отправиться за покупками расскажите, что именно вы там собираетесь купить и сколько средств на это потратить.
Во время совместных путешествий дайте малышу пару купюр, чтобы он смог самостоятельно купить сувениры для своих друзей.
Давая средства, не указывайте, на что именно они должны быть потрачены.
Если сын решил накопить на какую-либо серьезную и долгожданную вещь, помогите ему собрать необходимую сумму. Например, можно позволить класть в копилку сдачу. Ведь для того, чтобы осуществить свою мечту он может пойти на воровство или вымогательство.
В ситуации, когда малыш решил потратить сумму, которую копил на другие нужды, не стоит его останавливать или запрещать покупку. Однако донесите до него мысль, что долгожданной вещи ему не купят. С этим придется смириться.
Если ребенок забрал содержимое вашего кошелька без спроса, проведите с ним серьезный разговор. Не угрожайте уголовной ответственностью или физическим наказанием. Объясните, что доверие к нему при подобных проступках будет потеряно, ведь те средства, которые он взял, были необходимы для важных для семьи трат: покупки нового телевизора, зимней одежды или ремонта автомобиля.

Как правильно планировать семейный бюджет?

Многие экономисты рекомендуют разделить свой семейный бюджет на несколько частей:

  1. обязательные платежи (квартплата, расходы на электроэнергию, арендная плата, кредиты, алименты и т.д.);
  2. расходы на питание;
  3. развлечения;
  4. бытовые нужды;
  5. одежда.

Последние два пункта зачастую не выделяются как отдельные категории. Поэтому можно выделить три основные части семейного бюджета: обязательные расходы, питание, развлечения. Поделив бюджет на такие укрупненные категории, будет легче экономить. Так, вы заранее выделите размер допустимых трат на развлечения и будете стараться не выходить из этого бюджета.

Однако все это индивидуально. У каждой семьи могут быть различные категории, и их удельный вес может меняться в зависимости от предпочтений ее членов.

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы

Сумма карманных денег для ребёнка лучше поставить в зависимость от материального состояния семьи, т.е. вычисляться как определённый процент от семейных доходов. Тем самым дети будут приучаться к тому, что доходы могут расти и падать.

Стоит помнить, что у ребенка еще не сформировано восприятие времени и функция планирования. Выданные деньги он может тут же потратить. Поэтому рекомендуется детям младших классов выдавать карманные деньги два раза в неделю, а старшеклассникам — один.

Сумма, которую вы ежемесячно частями будете давать своему ребенку, должна быть вами установлена и не может подлежать увеличению в случае растраты — это поможет вашему ребенку учиться быть экономным.

Лишение карманных денег нельзя применять, как метод наказания. Так же как и наличие карманных денег — не метод поощрения. Это своего рода дидактический материал для занятий по финансовой этике.

Это очень важно. Перечень посильных домашних дел вашего ребенка в зависимости от возраста можно разбить на две категории: оплачиваемые и нет

И к тем и к другим вам следует применить мотивацию установленных правил чистоты и порядка в доме, а не мотивацию заработка. При этом всегда следует подчеркивать вашему ребенку, что всякий труд должен быть по достоинству оплачен. Тем самым вы будете учить своего ребенка уважать себя.

Дети, которые еще в детстве были правильно обучены обращению с деньгами, в будущем проявляют прекрасные предпринимательские способности, умеют грамотно распоряжаться этим ресурсом и приумножать его.

Как научить ребенка правилам безопасности?

Как научить ребенка делиться?

Как научиться экономить деньги?

Мне нравитсяНе нравится

Как приучать ребенка распоряжаться деньгами?

Взрослым часто непросто представить себе, как в голове маленького ребенка выглядят финансовые отношения. Факт в том, что его представления о деньгах сильно отличаются от наших – взрослых. Поэтому я рекомендую обратиться к интересным и грамотным книгам, которые написаны специально для семейного чтения и обсуждения вопроса денег с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Что почитать о финансах с ребенком?

Книга, которую можно взять и читать с ребенком вместе в свободное время еще в дошкольном возрасте, – это “Волшебный банкомат” Татьяны Поповой и Анастасии Булавкиной. Авторы ориентируются на детей 5-7 лет и подают материал действительно понятно. Советую родителям читать детям вслух, даже если дети могут читать самостоятельно. Это поможет сразу же обсудить возникающие у ребенка вопросы и дать ему свои комментарии.

Детям в начальной школе советую книгу “Пес по имени Мани” немецкого автора Бодо Шефер, которую очень удачно перевели и адаптировали для русскоязычной аудитории. Опять же лучше читать вместе с ребенком – от книги взрослые получают удовольствие и даже узнают много нового о финансовой грамотности. Это как сходить на детский фильм под предлогом “ради ребенка”.

Книги помогут обсудить, откуда берутся деньги в семье и другие вопросы, которые приводят к конфликтам, если у ребенка нет правильного представления о финансах.

Как выдавать первые карманные деньги?

Дошкольнику можно поручать сделать покупки на свой выбор в условиях ограниченных финансов. Например, прийти в большой магазин, дать ему определенную сумму и разрешить распределить деньги самостоятельно. Очень мотивирует заниматься арифметикой и контролировать свои импульсы.

Важно в этой ситуации не контролировать ребенка, не критиковать его выбор, а просто комментировать результат. Например, ему не хватило денег и пришлось на кассе отказаться от какого-либо товара

Он захотел вещь, которая стоит дороже, чем выделенная сумма, – что такое откладывать деньги и копить. 

Здорово первые опыты проводить с наличными деньгами, а не с карточкой. Психологи знают, что обучать времени лучше на обычных стрелочных часах, а обращению с деньгами – на наличных. Дело в том, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще нет умения оперировать абстракциями. Как раньше в первом классе мы все работали со счетными палочками и другим наглядным материалом, так и нужно действовать сейчас – ребенок лучше усваивает счет и ограниченность ресурса, когда у него есть наглядный материал в физическом мире: банкноты и монеты.

На расчеты по карточке лучше переходить тогда, когда ребенок уверенно владеет счетом, понятием сотен и десятков. Обычно это первый-второй класс начальной школы. Если мы вынуждены давать карточку раньше, то стоит вести параллельный счет на “условной валюте” дома. Например, отрисовать банкноты и монеты, сделать игровой “банк” дома.

Техника безопасности:

Давая ребенку карманные деньги, объясните, что он не только сможет самостоятельно покупать необходимые вещи, но это и определенный риск их ношения и хранения. Деньги можно потерять, их могут украсть или отнять взрослые. Чтобы избежать подобных неприятностей, объясните ребенку следующие правила:

  • Деньги нельзя показывать посторонним, детям или взрослым. Нельзя хвастаться деньгами;
  • Деньги лучше хранить дома, в копилке. Не нужно носить все деньги с собой;
  • Научите ребенка носить деньги в кошельке, а не в карманах одежды;
  • Если ребенка шантажируют и угрожают насилием, требуя деньги, пускай он отдает деньги без сопротивления. Жизнь и здоровье – дороже!

Нужно ли контролировать детские расходы

В этом вопросе взгляды психологов и родителей несколько расходятся. Специалисты считают, что абсолютный контроль не нужен, поскольку ребёнок должен учиться на собственных ошибках, растрачивая деньги на бесполезные вещи и выходя за оговорённый бюджет. Многие же родители уверены в том, что контролировать расходы нужно, поскольку есть риск того, что деньги уйдут на покупку не просто ненужных, а небезопасных вещей.

Истина, как всегда, находится где-то посередине. И ориентироваться родители должны на своего ребёнка. Если с ответственным подростком достаточно просто в начале месяца поговорить о возможных тратах, то с другим стоит откровенно побеседовать о том, что вас настораживает отсутствие материальных результатов. То есть деньги просто уходят в никуда.

Одновременно с этим тотальный диктат со стороны родителей замедляет развитие самостоятельности у ребёнка. И пусть лучше небольшие ошибки будут сейчас, в детстве, когда взрослые могут посоветовать и направить на «путь истинный». Намного хуже, когда процесс финансового образования затягивается на годы, а молодой человек бездумно тратит зарплату, берёт неподъёмные кредиты и влезает в долги.

Отказ от денежной поддержки

Некоторые родители считают, что дети прекрасно обойдутся без собственных денег. По итогам исследования, проведенного банком «Русский стандарт», треть россиян не дает деньги детям. 

Алексей, отец семилетнего мальчика (Москва): 

Также часть родителей считает, что вместо денег можно дарить материальные подарки, которые хочет ребенок. Однако все опрошенные подростки получают деньги на карманных расходы от своих родителей и не готовы от них отказываться. 

Вика, семиклассница (Санкт-Петербург): 

Дети более младшего возраста чаще всего не получают карманных денег без особой необходимости, но надеются, что они появятся в будущем. 

Марина Кораблева считает, что оставлять детей совсем без денег нельзя, поскольку это способствует развитию комплексов, финансовой безграмотности и появлению конфликтов между ребенком и родителем.

Материалы по теме:

  • 5 приложений для повышения финансовой грамотности у детей
  • Как приучить ребенка к физическому труду
  • Ребенок-«манипулятор»

Дошкольный возраст (3–7 лет)

В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда

Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей

Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете

Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».

Придумывайте игры с деньгами

Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии

Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру

Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.

Включайте детям мультики про финансы

Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».

Поиграйте в «Магазин»

Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.

Как и когда начать приучать ребенка к карманным деньгам?

В принятии решения можно исходить из Гражданского Кодекса. Согласно ему, детям с 6 лет разрешается совершение мелких сделок. Под ними подразумеваются некрупные покупки и каждодневные траты, например, покупка хлеба. Поэтому можно уже давать ребенку простые поручения под присмотром взрослых. Благо в этом возрасте дети начинают жаждать большей самостоятельности.

Поэтому многие специалисты сходятся во мнении, что «представителям» старшей дошкольной группы их родители уже могут выдавать небольшие суммы

Здесь важно придерживаться простого правила. чем старше ребенок, тем больше ему нужно выдавать карманных денег (в разумных, разумеется, пределах)

Однако увеличение карманных денег должно сопровождаться и ростом ответственности. Об этом нужно поговорить с ребенком.

Величина карманных денег, прежде всего, зависит от бюджета семьи

Также немаловажно выяснить, сколько примерно получают сверстники ребенка на карманные расходы. Об этом уместно поинтересоваться у учителя или других родителей

Здесь важно соблюсти баланс. Ваш ребенок будет ревновать, если его сверстники будут получать существенно больше карманных средств. А если вы переборщите с выдаваемой суммой, то ребенок может зазнаться. Большая сумма карманных денег будет выглядеть неуместно.

Сколько карманных денег давать ребенку?

Теперь пару слов о том, в каком объеме давать карманные деньги детям. В этом вопросе необходимо, во-первых, руководствоваться финансовыми возможностями семьи, а во-вторых, выделять ребенку на карманные расходы сумму, отвечающую определенному здравому смыслу.

Если семья находится в скромном финансовом состоянии, постарайтесь аргументированно объяснить ребенку, что вы не сможете давать ему карманных денег столько, сколько дают, к примеру, его друзьям из более обеспеченных семей. Покажите ему на цифрах свои семейные доходы и расходы, так, чтобы было видно, что даже та сумма, которую вы выделяете ему на карманные расходы, создает дополнительную нагрузку на семейный бюджет, что, к примеру, оттягивает сроки приобретения ему же велосипеда или компьютера

Это позволит ребенку уже с детства приучаться к грамотной экономии денег ради достижения будущей важной финансовой цели

Если же вы, наоборот, живете достаточно состоятельно, не стоит слишком баловать ребенка карманными деньгами. В этом случае вы должны оценить его ежедневные потребности в личных финансах, сопоставляя их с расходами большинства сверстников, и поставить определенную верхнюю планку, выше которой заходить не будете. И, кстати, если ваши семейные доходы будут увеличиваться — это не значит, что пропорционально должны увеличиваться карманные расходы ребенка. Он должен научиться ценить деньги.

Когда начинать давать ребенку первые карманные деньги?

Детей нужно приучать распоряжаться личными финансами еще до школы. Если это не сделает разумный взрослый, ребенок может оказаться не готов к неизбежным испытаниям, которые его ждут в обществе.

Уже в начальной школе ребенок неизбежно вступит в финансовые отношения: он сможет покупать себе вкусное в школьной столовой или там, где он занимается в кружках и секциях. Он столкнется с тем, что у него есть потребности что-то приобрести, когда родителей нет рядом – и с этим нужно будет как-то разобраться. Именно поэтому родителям стоит самостоятельно начать обучение ребенка финансовым операциям еще до школы.

Сколько карманных денег давать школьнику и как?

Начать стоит даже не с самого ребенка, а с взрослых, которые его окружают, чтобы создать единые правила. Очень часто родители договариваются о правилах выдачи денег, а ребенок понимает, что можно выпросить что-то у бабушек и дедушек или манипулировать мамой и папой в ситуации конфликта. В итоге представление о финансовой грамотности у него оказывается размытым, и мы не достигаем своей цели. Так что начинаем с договоренности между взрослыми. 

Пять правил выдачи денег на карманные расходы

  • Установите четкие и понятные правила: в течение года ребенок раз в неделю получает определенную сумму. Эта сумма не зависит от его поведения, успеваемости, ошибок в тратах и т.п. Она точно будет.
  • Это деньги, которыми ребенок распоряжается полностью самостоятельно, его расходы не контролируются. Это действительно его деньги.
  • Дополнительные деньги он получает только в случае особых обстоятельств и под конкретную цель, которая не является обычной и рутинной. Например, у друга день рождения и нужен подарок. Или на свой день рождения он хочет получить деньги. Это уже вопрос для обсуждения, когда родители могут согласиться или отказать.
  • Раз в год пересматривайте сумму. Ребенок растет, все больше передвигается по городу самостоятельно, больше времени проводит без родителей – ему нужно больше денег. Назовем это условно “индексацией карманных денег”.
  • Если ребенок потерял деньги, нерационально потрати и т.п., он не должен получать компенсацию за неуспех. Это не повод получить дополнительные деньги на карманные расходы. Звучит жестоко, но иначе мы не научим маленького человека ответственно относиться к деньгам.

Будет полезным!

Дети и Деньги – Пособие для родителей с любым уровнем финансовой грамотности, для обучения детей всех возрастов, начиная с 4-х лет. От профессионального финансиста в соавторстве с практикующим семейным психологом, автором популярных книг.Узнайте больше – здесь.

Список всех подкастов – здесь
Спасибо, что смотрите и слушаете MoneyPapa!

  Если Вы узнали для себя что-то полезное, то, пожалуйста, поддержите проект MoneyPapa и сделайте следующее:

   подпишитесь на мои новости здесь
   подпишитесь на меня на ютубе, в инстаграм и в телеграм
   поставьте лайк и напишите комментарий под любым постом

здесь

Так я буду знать, что я и моя команда делаем что-то важное и нужное для людей! Заранее большое спасибо!

***

 А я желаю Вам благополучия в финансах, в семье и по жизни!
Тимур Мазаев, он же MoneyPapa

ADD_THIS_TEXT

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами?

На тему использования денег в качестве поощрения или наказания ребенка можно встретить самые разные точки зрения. Отдельные люди считают, что учеба — это своего рода работа, поэтому ребенка нужно с детства приучать к тому, что если он будет хорошо учиться (хорошо работать) — значит, будет хорошо зарабатывать, поэтому за каждую высокую отметку в школе дают детям определенное материальное поощрение. В какой-то степени это, конечно же, стимулирует ребенка хорошо учиться.

Другие придерживаются мнения, что поощрять деньгами стоит только какие-то наиболее высокие достижения, например, успешное окончание учебного года, победу в олимпиаде, сдачу экзамена на высокую оценку и т.п.

Есть немало семей, которые дают детям деньги и за какую-то выполненную работу по дому, особенно сложную, требующую большого количества времени и труда (например, во время строительства или ремонта). Так, мол, ребенок лучше ощущает свой вклад в формирование домашнего хозяйства.

В то же время, наоборот, плохие оценки, вызов родителей в школу за плохое поведение или прочие провинности приводят к денежному «штрафу», например, лишнию ребенка карманных денег на определенный период, в зависимости от серьезности проступка.

В этих принципах денежных взаимоотношений с ребенком можно найти свои плюсы и минусы. С одной стороны деньги и то, на что их можно потратить, определенным образом стимулируют детей. С другой стороны, при длительном применении такого подхода, дети просто отказываются делать что-либо (учиться, помогать и т.д.) без денежного поощрения.

За что можно платить деньги?

Платить ребенку можно за следующие виды работы:

  • более тяжелая работа по дому;
  • то, что может не являться прямой обязанностью ребенка и будет освобождать других членов семьи (родителей, например) от работы;
  • то, для чего наняли бы другого человека. Например, вскопать огород (не в случае, если при этом вся остальная семья трудится на огороде бесплатно).

Важно понимать, что на карманных деньгах воспитание детей не заканчивается. Параллельно с выплатой карманных денег (за работу) должна вестись обычная воспитательная работа, чтобы избежать ситуаций, когда ребенок отказывается помогать родителям или бабушкам и дедушкам, т

к. ему лень или у него достаточно денег.

Итак, примеры:

  • мойка машины;
  • самостоятельная полноценная уборка всей квартиры;
  • мойка посуды после праздника, гостей;
  • работы по даче, огороду (на которые вы бы наняли других людей);
  • любая другая работа, для выполнения которой вы были бы готовы нанимать других людей;
  • чистка обуви для всей семьи.

Во всех описанных выше примерах важно соблюдать разумную грань между взаимовыручкой и вкладом каждого члена семьи в общее дело и работой за деньги, чтобы избежать ситуаций, когда ребенок отказывается помогать родителям, если у него нет потребности в деньгах. Помощь своим родителям, бабушкам, дедушкам, сестрам и братьям, а также другим людям не должна иметь только внешние мотиваторы (деньги, подарки и пр.)

Дети и Деньги – Пособие для родителей с любым уровнем финансовой грамотности, для обучения детей всех возрастов, начиная с 4-х лет. От профессионального финансиста в соавторстве с практикующим семейным психологом, автором популярных книг.Узнайте больше – здесь.

Как приучать подростка к финансовой самостоятельности?

Конечно, с возрастом ребенок становится все более самостоятельным. Ему хочется больших благ, чем он может позволить себе за карманные деньги – и он находит подработку. Это нормально и правильно.

Нужно ли ограничивать ребенка? Многие родители, которые запрещают детям подрабатывать, чтобы они не отвлекались от учебы, редко бывают правы. Во-первых, остановить ребенка они не смогут. Во-вторых, дети начнут им больше врать. В-третьих, ребенок не потратит это время на учебу все равно.

Советы родителям, которые опасаются подработок в подростковом возрасте:

Прислушайтесь к себе: вы правда беспокоитесь об успеваемости, а не выражаете свою тревогу по поводу взросления ребенка и выхода его из-под контроля? Ведь деньги – это ресурс, который позволяет человеку стать независимым.

Помогите ребенку спланировать время, а не заставляйте отказываться от подработки.

Обсуждайте с ним полученный опыт – он поможет профориентации ребенка, даже если он просто курьер. Он начинает мыслить взрослыми категориями – будущее, заработок, ответственность.

Выражайте негатив только по поводу незаконного заработка. Помогите ребенку разобраться в возможных последствиях, если он ввязался в подозрительную аферу

Важно: если вы сами не компетентны, не запрещайте “на всякий случай”, а вместе сходите к независимому юристу. При таком отношении ребенок не будет скрывать от вас свою жизнь, а поймет, что он может к вам обратиться, если попадет в беду.

Не изымайте у ребенка то, что он заработал сам

Это его деньги. Можно договориться с ним, что он будет сам, например, оплачивать свой мобильник, но подход “раз ты начал зарабатывать, плати коммуналку” включать до достижения ребенком 18ти лет не стоит. Формально он – несовершеннолетний, вы должны о нем заботиться. Вот когда он становится взрослым, нужно обсудить, в каком объеме и при каких условиях вы готовы его поддерживать материально. Например, студент дневного отделения вуза с серьезной академической программой может рассчитывать если не на карманные деньги, то на денежные подарки по особым случаям. Ведь он не может много зарабатывать, когда ему нужны время и силы на учебу.

В общем и целом, вопрос карманных денег исчерпать сложно. Как бы цинично это не звучало, но деньги – сложная и интимная вещь, которая проявляет и регулирует отношения. Главное, понимать, как денежные отношения, которые вы выстраиваете с ребенком по поводу карманных денег, влияют на ваши отношения и его развитие.

Выдавайте карманные деньги за помощь по дому

Детям, которые привыкли получать карманные деньги просто так, в будущем будет труднее распоряжаться своими средствами. Малыши с ранних лет должны понимать, что деньги не появляются из воздуха. Их нужно заслужить только трудом. Чем упорнее он будет, тем больше денег они смогут получить.

Это означает, что вы должны составить для своих детей определенный список дел по дому, заранее указав их стоимость. Так ребенок будет понимать, сколько обязанностей ему нужно выполнить, чтобы, например, заработать определенную сумму денег и самостоятельно купить себе игрушку. Такой подход научит детей ценить свои деньги и разумнее тратить их в будущем. Зная, что их можно получить только за помощь по дому, они будут тщательнее обдумывать желаемые покупки. Это поможет им в будущем экономить свои деньги.

Выдавайте деньги за выполненную работу не сразу. Например, можно повесить на холодильник блокнот, в котором будет учитываться вся помощь по дому за неделю. В воскресенье можно подсчитывать количество выполненных дел и выдавать ребенку “зарплату”

Чтобы у вас сложились доверительные отношения, важно вовремя отдавать заслуженные деньги и не обманывать

Подавайте пример

Что бы вы ни внушали ребенку на словах, он все равно будет повторять ваши действия. Если вы ведете учет трат и аккуратно откладываете часть дохода в копилку, то ребенок с большой вероятностью переймет эти навыки.

Если вы любите шикануть в день зарплаты, а за неделю до нее начинаете искать, кто одолжит вам пару тысяч, то вряд ли у вас получится вырастить ребенка с другими привычками.

Эти 15 приемов помогут заботливым родителям научить своих детей правильно обращаться с деньгами. К 18 годам подросшие дети смогут сами задуматься над тем, как зарабатывать много и куда лучше вкладывать заработанное. И, быть может, даже откроют себе брокерский счет.

Не хотим терять вас, давайте дружить! Подпишитесь на наш Telegram-канал, тут финансовые лайфхаки каждый день!

Финансовое поощрение

Большинство родителей думают, что поощрять ребенка за оценки деньгами — не самая лучшая идея. Им кажется, что дети начнут гнаться за выгодой, а не за знаниями — не готовить домашние задания дома, а списывать у отличников. 

Кроме того, все опрошенные мамы и папы были категорически против денег, выдаваемых за домашний труд. 

Сергей и Татьяна, родители девочки пяти лет и мальчика девяти (Орехово-Зуево): 

Дети считают, что труд и учеба должны оплачиваться. Чем младше ребенок, тем меньше он понимает ценность денег, и соответственно не видит трудностей в оплате каждой оценки. К примеру, пятиклассница Даша говорит, что с огромным удовольствием приносила бы домой пятерки, только бы за них платили. При этом девочка против оплаты за домашний труд, потому что не считает помощь по дому чем-то особенным. 

Подростки не поддерживают систему денежных поощрений за хорошую учебу. 

Настя, ученица девятого класса (Рязань): 

Психолог Марина Кораблева считает, что плата за учебу и домашний труд подменяет мотивацию. Главная цель учебы — знания, которые несомненно отойдут на второй план, если прибегнуть к внешнему поощрению. При этом ребенка обязательно нужно хвалить за его успехи, чтобы он не чувствовал, что все его старания напрасны: 

Кроме того, Марина Кораблева считает, что требуемая сумма оплаты за оценки может возрасти. Родители будут подвергнуты манипуляциям, вследствие чего образуется семейный конфликт. Что касается выплат за выполнение домашних обязанностей, то при таком подходе ребенок никогда не приучится к порядку и не будет считать нужным убирать за собой даже в общественных местах. 

Правильно ли это, оплачивать домашние обязанности своему ребенку?

Родители, помните, вы обучаете своих детей правильному обращению финансам с целью разумного распоряжения ими в будущей жизни.

Деньги не могут являться методом поощрения или мотивации, чтобы что-то сделать по дому, хорошо учиться или вести себя.

Домашние дела, учеба в школе, примерное поведение вашего ребенка – это его обязанность, которая прокладывает ему путь в будущее. Карманные деньги не могут мотивировать вашего ребенка стать трудолюбивым и любознательным.

Если вы считаете, что начиная с трехлетнего возраста, будете оплачивать своему ребенку каждый вынос мусора или уборку в комнате, то помните: сначала он будет стараться сделать побольше, чтобы побольше от вас получить. Но с возрастом вы вообще не сможете заставить его что-либо сделать без оплаты. Ведь домашние обязанности равномерно распределяются в семье на каждого ее члена и не могут быть оплачены ни в коем случае. Для этой цели вам нужна другая мотивация.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий