Безопасность детей на дороге
Дети динамичны и очень рассеяны. Часто они не понимают опасности, так как не способны оценить реальное расстояние движущегося транспорта, его скорость. Кроме того, малыш в силу своего возраста не способен оценить технические характеристики автомобиля.
Изучение ПДД в детском саду
Безопасность детей на дороге, ее основы, обучение дошкольников правилам дорожного движения относятся к обязательным частям образовательного процесса в детских садах. Занятия должны строиться в зависимости от возраста.
В течение учебного года в дошкольных учреждениях должны быть запланированы мероприятия, направленные на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
С целью изучения ПДД должна разрабатываться нормативно-правовая база:
- В каждой группе в соответствии с возрастными критериями организуются уголки дорожной безопасности, в котором размещаются иллюстрации, рекомендации для родителей.
- Воспитатели проводят открытые занятия, составляют конспекты, изготавливают развивающие игры и дидактические материалы.
- В рамках акций «детям о безопасности на дорогах» в группы детских садов и классы в школах приглашаются сотрудники ГИБДД, которые проводят тематические беседы.
Самым эффективным способом преподнесения информации является игра. Могут организовываться театрализованные сценки, в которых сами дети будут участниками.
Тематические беседы
Занятие по правилам дорожного движения в саду
Уголки по правилам дорожного движения в детском саду организуются таким образом, чтобы дети играли и одновременно получали знания. В процессе игровой деятельности они получают информацию о том, что есть тротуары, светофоры, пешеходные переходы.
Задача воспитателей — научить правильно переходить проезжую часть, рассказать о том, что на дорогах есть знаки, которые важны, как для водителей, так и для пешеходов. Обучение должно проводиться как зимой, так и летом.
Важно! Ребенок должен с раннего возраста понимать, что опасно бежать через дорогу, особенно в зимний период, так как она скользкая, и автомобиль не сможет остановиться. Основная часть работы по изучению правил дорожного движения проходит в старшей и подготовительной группе
Это самый подходящий возраст, когда у детей уже сформировалось представление о дороге, автомобилях и пешеходах
Основная часть работы по изучению правил дорожного движения проходит в старшей и подготовительной группе. Это самый подходящий возраст, когда у детей уже сформировалось представление о дороге, автомобилях и пешеходах.
В этом возрасте можно создавать более сложные уголки ПДД, в которых будут различные виды перекрестков, тротуаров, остановок. При организации сюжетных игр большую роль играет создание предметной среды. Для этого изготавливаются макеты с улицами, дорогами и перекрестками. К такого рода деятельности можно привлечь родителей, сделать выставки. Из пластилина или теста для лепки можно изготовить тротуары, светофоры, переходы. В дальнейшем макеты пригодятся для проведения занятий. Дети вместе с воспитателями будут разбирать ситуативные задачи на уроках.
Макеты для изучения безопасности на дорогах
Как дети видят дорогу
Детский возраст сложен для понимания опасности. У малыша нет страха, поэтому на дороге он невнимателен. Привить правила дорожного движения только с помощью рассуждений невозможно. Это должна быть кропотливая и комплексная работа.
Программа обучения «Безопасность — дорога — дети» должна соответствовать следующим правилам:
- Воспитывать в первую очередь правила поведения на дороге, а не заставлять механически заучивать ПДД.
- Изучать правила с одновременной тренировкой внимания, наблюдательности.
- Использовать в работе все доступные методы: игры, беседы, викторины, практические занятия.
Обратите внимание! Это необходимо, чтобы правильно закрепить в понимании детей навыки безопасного поведения на дороге
Внимание: дорога
Лучше всего правила дорожного движения изучать в сюжетно-ролевых играх. Ситуативное представление поможет детям правильнее понять, как нужно вести себя на дороге.
Регулируемый переход
В детском саду можно организовать сценку, в которой железный светофор приходит в гости к дошкольникам и рассказывает об основных правилах. Сами дети могут принимать участие в сценках, изображая определенные ситуации.
Например, одной из них может быть пересечение проезжей части по регулируемому переходу. Это поможет повторить и закрепить знания о сигналах светофора, развить наблюдательность, самостоятельность мышления.
Пешеходный светофор
Особое внимание уделяется рассказам о переходе дороги на сигнал светофора
Важно объяснить малышам, что даже при зеленом сигнале, нужно убедиться, что машины остановились и пропускают пешеходов
Красный свет светофора
Красный сигнал должен закрепиться в знаниях малышей, как знак опасности. На этот сигнал переход проезжей части категорически запрещен.
Дорожные знаки
В процессе показа сценок детям объясняют, что на дороге о всех правилах напоминают дорожные знаки. Это подсказки, которые помогут правильно вести себя и не попасть в беду.
Знак «Пешеходный переход»
В игру могут включиться сказочные герои, например, «Пешеходный переход», который расскажет, как правильно им пользоваться.
Знак «Движение пешеходов запрещено»
Одним из героев сценок будет знак, запрещающий движение пешеходов. Он должен рассказать об опасности, которая подстерегает при его нарушении.
Дорожная разметка
Внимание детей в процессе игры нужно заострить на том, что пересекать дорогу можно только по размеченным пешеходным переходам или специальным эстакадам
Разметка «зебра» без светофора
Один из самых интересных знаков «зебра». Его можно в сценках сравнить с животным. Так дети лучше запомнят, проводя ассоциации.
Проезжая часть во дворах
Нельзя забывать о том, что машины ездят не только по дороге, но и во дворах. Одной из сценок должна быть ситуация с правилами поведения во дворе дома во время игры.
Сценки по ПДД
Ход занятия.
– Ребята, всем доброе утро! Скажите мне пожалуйста, какое у вас настроение? А вы знаете, для того чтобы хорошее настроение было у всех нужно друг другу улыбнуться. Я предлагаю взяться за руки и передать друг другу хорошее настроение.
Встанем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся!
– Ну что, получилось?
– Скажите, а вы хотели бы отправиться в путешествие?
-А на чём же можно совершить путешествие?
– Я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе в «Городок безопасности». Автобус нас уже ждёт. Но посмотрите, у нас же нет водителя. Давайте с помощью считалки выберем его.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
– Итак, водителя мы выбрали, он занимает своё место, а мы с вами пассажиры. Пассажиры покупают билеты, а у нас вместо билетов будут вопросы. Я задаю вопрос, вы поднимаете руку и отвечаете, если мы ответим на все вопросы, то сможем занять места в автобусе.
Вопросы:
1. Можно ли играть у дороги в мяч?
2. Можно ли детям включать электроприборы?
3. К чему приводят игры со спичками?
4. Можно ли открывать дверь незнакомцу?
5. Можно ли детям брать нож в руки? А что может произойти?
6. Дорогу нужно переходить на красный свет? Можно ли разжигать костёр в квартире?
Молодцы, вы ответили на все вопросы. Занимайте свои места и мы можем отправиться в путь. А поедем мы с вами в «Городок безопасности».
– Водителю нужно пристегнуть ремень безопасности.
(звучит музыка и звук едущего автобуса)
– Вот мы с вами и приехали в «Городок безопасности». Выходим из автобуса и смотрим вокруг. А что же это здесь? Посмотрите, нам кто то оставил шкатулку с сообщением. Интересно, а что же может быть в ней? А чтобы это узнать, нужно отгадать загадку.
Газ в плите зажгут умело
Если чиркнуть ими смело
Деревянные сестрички
В коробке скучают … (спички)
– Правильно! Скажите, а для чего нужны спички?
– Огонь приносит пользу или вред человеку?
– В чём польза огня? В чём вред?
– Молодцы, а сейчас я предлагаю вам поиграть.На столе лежат различные предметы:
1 кор. Предметы, которые не могут стать причиной пожара (машинка, карандаш, мяч, конструктор)
2 кор. Предметы, которые могут стать причиной пожара. (спички, зажигалка, увеличительное стекло, свечи).
– Молодцы! Но все же бывают ситуации когда возникает пожар. И если такая ситуация произошла, куда нужно звонить? А по какому номеру? («01», пожарная служба).
– А теперь нам пора отправляться дальше! Но дальше мы будем путешествовать пешком.
(на столе лежит жезл инспектора ГИБДД)
– Смотрите, а что это такое?
– Для чего он нужен инспектору?
– Я предлагаю вам поиграть, а игра называется «Передай жезл». Вы встаете в круг, пока звучит музыка вы передаёте жезл друг другу, как только музыка стихает, жезл останавливается и тот у кого он оказывается, тот называет правила движения, которое он выполняет.
– Итак, мы с вами поиграли, а теперь скажите, если что-то с нами случится, кто сможет нам в беде помочь (Полицейский).
– А как мы его найдём? По какому номеру можно позвонить? («02»).
– Правильно, можно позвонить по номеру «02» и вызвать полицию. А нам пора двигаться дальше, посмотрите, что у нас здесь. Это различные лекарства. А можно ли детям самостоятельно принимать лекарства.
– Ребята, вспомните случай из жизни, когда вы сильно заболели, что делала мама?
– А если мама не может справиться с болезнью, то что тогда делать? (Вызвать скорую).
– А по какому номеру нужно позвонить? По номеру «03».
– Молодцы. вы правильно отвечали на вопросы, знаете все экстренные номера, но я хочу у вас спросить, что же такое безопасность. (это когда твоей жизни ничего не угрожает, когда у тебя хорошее здоровье и в стране всё спокойно).
– А знаете ли вы, что ещё существуют правила безопасности при общении с незнакомыми людьми. Скажите, как вести себя с незнакомцами?
– Молодцы! А теперь послушайте вот такое стихотворение.
Если вдруг звонит звонок,
Посмотри сперва в глазок
Кто пришёл к тебе, узнай
Но чужим, не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать,
Дверь не вздумай открывать!
Если в дверь начнут ломиться,
То звони скорей в милицию!
– Ребята, если вы одни дома и кто-то пришёл, даже если у человека ласковый голос, и он представился знакомым, почтальоном или слесарем, дверь открывать нельзя!
– А сейчас садимся в автобус и отправляемся обратно в детский сад!
– Вот мы и приехали обратно, а теперь у меня для вас есть весёлые смайлики на память о нашем путешествии!
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете название улицы на которой вы живете?
ответы детей
Молодцы ребята, сегодня я хочу пригласить вас в страну «Правил дорожного движения».
Но сначала вам нужно отгадать загадку
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают.
Молодцы ребята,а для чего нужен светофор?
Правильно,для регулирования дорожного движения.
Воспитатель:У светофора есть три сигнала огонька:
Красный свет – Самый строгий, Стой! Дроги дальше нет, Путь для всех закрыт!;
Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для движения;
Зеленый свет – говорит «Проходите, путь открыт!»
Воспитатель: дети, на какой же сигнал светофора можно переходить дорогу?
Дети: На зеленый свет.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте мы с вами поиграем в игру?
игра “собери правильно дорожные знаки”
Молодцы, все правильно собрали. А у меня еще есть загадки для вас.
1. По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело
Кто из вас, ребята, знает
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход –
Дети: Пешеходный переход
Воспитатель: ребята, посмотрите, нашего дорожного знака «Пешеходный переход» не хватает. Кто поможет его найти.
(выходит ребенок и выбирает соответствующий знак)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, правильно? Зачем нужен этот знак?
Дети: Он показывает нам, где можно переходить дорогу
2. Ездят здесь одни машины
Грозно их мелькают шины
У тебя велосипед?
Значит стоп! Дроги нет!
Дети: Движение на велосипедах запрещено
Воспитатель: посмотрите, знака «Движение на велосипедах запрещено» не хватает! Кто поможет его найти?
Воспитатель: правильно ребята, посмотрите? А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак нас предупреждает о том, что здесь ездить на велосипедах очень опасно
3. В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно
Этот знак дорожный
Знают все на свете
Будьте осторожны,
На дороге –
Дети.
Воспитатель: Ребята, кто поможет его найти? (выходит один ребенок)
А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак обозначает «Осторожно, дети» в этом месте дорогу могут переходить дети. Воспитатель: А где обычно ставят такие знаки?
Воспитатель: А где обычно ставят такие знаки?
Дети: Около школ, детских садах.
Ребята,давайте сейчас мы с вами представим, что мы водители. А вы знаете кто это такие?
Дети: Те, кто сидят за рулем автомобиля?
Физминутка «Мы – шоферы»:
(дети должны показывать движения)
Качу, лечу
Во весь опор
(дети шагают)
Я сам-шофер
(имитируют управлением рулем)
И сам – мотор
(круговые движения плечами)
Нажимаю на педаль
(сгибают ногу в колене)
И машина мчится в даль.
(бег на месте)
Воспитатель: Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?
Дети: наземный, воздушный, водный.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про специальный транспорт?Для чего он служит человеку?
Ответы детей.
ПДД. Консультации для родителей – Консультация для родителей «О соблюдении правил дорожного движения»
Публикация «Консультация для родителей «О соблюдении правил дорожного…»
Обучение детей безопасному поведению детей на улице может быть эффективными при условии, если работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целенаправленно проводится с детьми,родителями и взрослыми ,сопровождающими детей. Родители для детей всегда являлись…
Консультация «Ошибки в преподавании правил дорожного движения»
Дорожное движение одинаковое как для детей, так и для и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как тем, так и другим. И Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчёта на детей. Поэтому задача всех, кто…
Консультация для родителей «Правила дорожного движения»
Очень трудно научить ребенка правильно вести себя на дороге. Надо не только познакомить его с правилами, но и показать на собственном примере. Ведь мы, родители, каждый день на глазах ребенка нарушаем эти самые пресловутые правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком…
Консультация для родителей по правилам дорожного движения
Главным в воспитании ребенка (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать – у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге….