Что такое патриотическое воспитание, цели и задачи

Полезные советы родителям: как воспитать маленького патриота

В детстве в процессе взаимодействия с окружающим малыш получает необходимый эмоциональный опыт. В таком активном контакте возникает основа для более серьезных чувств ребенка. Процесс воспитания юного патриота начинается с самых любимых для него мест – милого дома, родной улицы, где он проживает.

Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край, можно придерживаться следующих советов:

необходимо часто заострять внимание ребенка на красотах родного села;
во время активных прогулок на свежем воздухе объясняйте малышу, что находится на родной улице, обсудите значение каждого предмета;
дайте малышу общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, районной библиотеки. Можно вместе наблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их ежедневного труда;
вместе с малышом можно принимать активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего окружающего двора;
постоянно расширяйте кругозор своего ребенка;
необходимо учить ребенка адекватно оценивать свои поступки и действия окружающих;
часто читайте ему интересные книги о родном крае, ее выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа;
малыша нужно активно поощрять за его намерение наводить порядок, за примерное поведение в людных местах.. Изучение родного края – важный элемент воспитания любви к Родине

Изучение родного края – важный элемент воспитания любви к Родине

Патриотизм является чувством, очень схожим с привязанностью, преданностью и ответственным отношением к своей родине. Цель взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы еще в маленьком возрасте научить его быть привязанным к родным местам, проявлять ответственность в своих маленьких поступках. До того как малыш научиться сопереживанию бедам и задачам его Родины, ему необходимо прививать чувство сопереживания к своим ближним.

Восторженные чувства при виде просторов страны, природными богатствами у ребенка само проявится, если его научить замечать все прекрасное вокруг себя.

Именно поэтому так важно научить ребенка видеть всю прелесть окружающих мест, их важные достопримечательности, отмечать природную красоту края в разные сезоны, замечать характерные особенности улиц, в этом и заключается каждодневная работа учителей и родителей. Своим отношением к увиденному они показывают некий образец, истинный эталон гражданственности

Экскурсии к историческим местам воспитывают уважение к истории

Родителям напоследок

Если родители искренне любят свою Родину, они преданы ей, то они смогут показать ребенку всю ее привлекательность. В таком случае можно быть абсолютно уверенным, что они смогут воспитать настоящего патриота. Нравственно-патриотическое воспитание – это довольно сложный педагогический процесс, где родителям всегда нужно быть примером. В его основе лежит развитие важных нравственных чувств.

Комплексное понятие «Родина» включает в себя все окружающие условия жизни: занимаемую территорию, климатические особенности, общую организацию общественной жизни, уникальные языковые особенности, но и этим оно не ограничивается. Чувство Родины у малыша начинается со всего того прекрасного, чем искренне восхищается малыш, что вызывает отклик в его сердце.

Изучение национальных обычаев – важная часть воспитания патриотизма

Духовную и творческую составляющую патриотизма необходимо прививать детям с ранних лет. Это напрямую связано с духовностью человека, ее глубиной. Необходимо знакомить малыша с народным фольклором, особенностями национального изобразительного искусства. Именно национальный фольклор является настоящим кладезем нравственного и познавательного развития детей. Также не стоит забывать про национальные празднества и обычаи, именно в них сосредоточены многочисленные наблюдения за тонкими особенностями природных сезонов, общими погодными изменениями, поведением окружающих птиц, насекомых и растений. Все эти наблюдения неизбежно ведут к труду, ведь все это познается в процессе активной деятельности.

При знакомстве детей с национальными сказками, пословицами и уникальными загадками происходит их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям, что в нынешнее время обретает особое значение. Основная задача каждого родителя – передать эти важные ценности своему ребенку, воспитывая в нем настоящего патриота.

Что подразумевают под патриотическим воспитанием

Естественным в этом контексте развития любого общества, нации становиться вопрос, что же такое патриотическое воспитание, а главное какие цели и задачи преследует этот вид воспитательной работы. В связи с этим сразу определим, что в конечном итоге мы ожидаем в результате патриотического воспитания:

  • научить подрастающее поколение горячо любить свою Родину, свой народ;
  • сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам;
  • на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, культурном, физическом отношении.

Патриотическое воспитание старшеклассников

Воспитательная деятельность в старших классах несколько отличается от начальной школы. Пример и воспитательные методы уступают место темному взаимодействию педагога и учеников в совместной деятельности. Такое взаимодействие направлено на воспитание у старшеклассников патриотических чувств и гражданского сознания. Наиболее успешной формой патриотического воспитания является внеклассная деятельность, которая может сочетать разные виды деятельности.

Неформальная обстановка, дружеская атмосфера и позитив положительно влияют на учащихся-подростков. Такая работа помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого из учащихся, которые не всегда заметны педагогу на уроке. Включать старшеклассников в различные школьные мероприятия правильно и полезно. Это обогащает их личный опыт. Патриотизм тесно переплетается с духовно-нравственным и трудовым воспитанием, поэтому решая одну задачу, помогаем в решении других.

Важное педагогическое условие патриотического воспитания подростков – наличие программно-методического обеспечения. Должна быть разработана (желательно, педагогом) программа по патриотическому воспитанию учащихся старших классов, направленная на формирования и у них сознания, чувства верности своей Отчизне, готовности к выполнению своего гражданского долга, укреплению дружеских отношений к народам Российской Федерации

Духовно-нравственное направление

Упор в этом направлении воспитания делается на развитие сознания молодых людей. Они должны непрерывно работать над собой, видя перед глазами примеры поведения старших людей. Особенно действенным будет пример со стороны тех взрослых, которые пользуются властью или уважением в обществе. Например, больший эффект получит не афишируемая посадка молодых деревьев в местном сквере руками городских чиновников, чем часовые пафосные речи о любви к России с трибуны.

Духовно-нравственное направление воспитания молодежи включает в себя следующие действия:

  • Воспитание уважения к родителям – с уважения к отцу и матери начинается любовь к Родине. Этому учат с детского сада, чувство уважения к семье укрепляется в школе и институте.
  • Рост социальной активности на благо Родине – молодежь не должна дожидаться указаний свыше, чтобы сделать полезное дело. Желание улучшить Родину должно идти изнутри и каждый молодой человек просто обязан внести свой посильный вклад в развитие Отечества. Например, купить малоимущей бабушке скромный продуктовый паек, убрать свой подъезд и т. д.
  • Воспитание правильного отношения к труду – целью работы должно быть не просто зарабатывание денег любыми способами. Зарплата является вознаграждением за социально-полезный труд, который приносит добро гражданам и Родине в целом. Молодежь нужно учить выбирать не только модные и высокооплачиваемые профессии, но общественно-полезные: учитель, врач, геолог и т. д. Юноши или девушки не должны гнаться за деньгами и, тем более, уезжать на работу в другие страны. Нужно учить молодежь работать на благо России и создавать полезный для страны продукт.

Культурно-историческое направление

Огромное внимание нужно уделять изучению истории России – это один из способов понимания величия Родины и ее места в мировой политической системе. Для этого нужно не только штудировать сухие исторические учебники, но и почаще выходить на улицу для изучения достопримечательностей родного края

Большую ценность имеет изучение традиций своего народа, его фольклора, особенностей диалекта, традиционных блюд. Нужно сходить в местные краеведческие музеи, узнать о выдающихся людях своего родного края, поучаствовать в благоустройстве местных памятников.

Но правильное формирование духовно-нравственных ценностей означает любовь к своей Родине без ненависти к другим соседствующим народностям. Ни в коем случае нельзя возвышать свой народ на фоне угнетения других, соседствующих культур. Эту ошибку часто допускают некоторые недальновидные политики, не стоит им уподобляться. В каждой культуре есть что-то, чему можно поучиться, при этом не забывая своих исконно русских традиций.

Сущность вопроса

По определению Википедии, патриотизм – чувство любви к Родине, умение подчинить личные интересы общественным, государственным. Говоря о Родине, следует четко понимать, что это понятие широкое. Слово употребляется в нескольких смыслах, каждый из которых тесно связан с другим. Перечислим самые употребляемые из них:

  •  Территория проживания;
  •  Местная природа;
  • Специфика языка и бытовых отношений;
  •  Организация социально-общественной жизни;
  •  Расовая связь;
  •  Общность исторического прошлого.

Все эти составляющие слова «Родина» способствуют тесному взаимодействию людей, живущих на одной территории, формированию их духовного единства. Это значит, что задатки патриотизма возникают у детей на подсознательном, неосознанном уровне. Ведь даже животным свойственно охранять свою территорию, так как по-другому они не смогут обеспечить свое выживание.

Однако человеческое отношение к патриотизму несколько отличается от животных инстинктов. Интуитивная потребность любви ко всему, что окружает малыша в жизни, требует дальнейшего развития, в некотором роде подтверждения. В этот момент в дело «вступает» воспитание, которое призвано приобщить ребенка к родному языку, культуре, социальным особенностям, наполняя понятие «патриотизм» осознанным смыслом.

Осознанный патриотизм включает в себя такие позиции:

  1.  Любовь к постоянному месту жительства или рождения, забота о нем. Уважение к местным особенностям социальных отношений. Сохранение трепетного отношения к данной территории.
  2.  Уважение к истории, предкам и традициям. Искренняя терпимость к землякам.
  3.  Ежедневные дела, связанные с благополучием Родины, ее обустройством. Они могут быть совершенно разными, начиная от уборки своего двора и заканчивая культурным, материальным, промышленным развитием деревни (города), области, страны.

Кто же должен заниматься этим вопросом? Патриотическое воспитание «стоит» на трех китах, которые тесно связаны между собой, дополняя друг друга: семья, педагогические организации, общество.

Оспаривать влияние какой-либо отдельно взятой системы воспитательного процесса на психологическое взросление детской личности бессмысленно. Несмотря на тесную связь, каждая из них имеет свои специфические особенности и методы воздействия. Повлиять на этих «китов» патриотического воспитания может только одна система – общественное мнение, которое и формирует отношение людей к большой и малой Родине.

Поговорим о том, что представляет собой каждая из составляющих патриотического воспитания.

Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников

Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников  заключается в развитии у младших школьников следующих качеств:

  • воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
  • формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
  • через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям,  уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.

Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание – определение

Некоторые важные особенности воспитания чувства патриотизма в младших классах Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно осуществляться в игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста. В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского народа.

Обязательная часть любой школьной программы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.

Экскурсия в музей – метод изучения военной истории

Семья и сила ее влияния

Патриотизм – понятие тонкое, глубокое и очень личное, несмотря на глобальность поставленных им задач. Наверное, именно поэтому семья является основоположницей самых важных патриотических чувств, которые зарождаются у маленького гражданина. На личном примере родители показывают, как нужно «правильно» любить Родину. Звучит немного парадоксально, не правда ли? Разве уместно в отношении любви использовать такие эпитеты? В отношении чувства патриотизма, думаю, да.

Раньше призывали «отдавать» Родине все, начиная от чувств и заканчивая жизнью. Такую установку нельзя назвать правильной. Страну, большую или малую Родину, составляют ее население. То есть Родина – это люди, которые проживают в ней. Разве может быть счастлива страна, в которой отдельно взятый человек несчастлив? Нет! Значит, истинный патриот тот человек, который стремится быть счастливым сам и помогает добиться счастья другим.

Именно в этой позиции состоит, на наш взгляд, специфика «правильного» патриотического воспитания в семье. Ребенок должен понимать, что защитить свою Родину, приумножить ее богатства можно только в том

случае, если отдельно взятый гражданин будет соблюдать следующие правила:

  •  Заботиться о своем физическом, психологическом и интеллектуальном здоровье;
  •  Получать достойное воспитание и образование;
  • Заботиться обо всех членах своей семьи, с уважением к ним относится;
  • Знать историю своей семьи, города (деревни), области, страны;
  •  Поддерживать веками установленные традиции, создавать новые;
  •  Стремиться улучшать свое благосостояние и уровень жизни;
  •  Совершенствовать культуру поведения, образ жизни;
  • Содержать в чистоте свое жилище, двор, улицу, город;
  •  Участвовать во всех патриотических, социальных и других мероприятиях, направленных на улучшение жизни в городе, области, стране.

В процессе семейного воспитания важно не только опираться на принципы патриотизма, но и не нарушать общечеловеческие ценности. Малыш с самых ранних лет должен знать правило пяти «не»:

  •  Не обижай людей, не похожих на тебя;
  •  Не смейся над чужими традициями и нравами;
  •  Не оскорбляй чужую для тебя семью, ведь она для кого-то родная;
  •  Не сквернословь, уважай родную речь;
  •  Не искажай историю, ведь ее творили живые люди, поэтому в ней есть хорошие и плохие стороны.

Семья – самая благодатная почва для развития у ребенка патриотизма по трем причинам:

  1.  Это самый первый коллектив, в котором ребенок учится взаимодействию с другими людьми. Его составляют самые близкие и родные люди, которым малыш безоговорочно доверяет.
  2.  В семье первые годы жизни ребенка происходит безоговорочное подражание взрослым.
  3. В семье воспитательный процесс не прекращается ни на минуту, являясь цельным и непрерывным.

Постепенно ребенок начинает посещать другие социальные группы: детский сад, школу, кружки и секции. Новые социальные группы продолжают формирование осознанного патриотизма в другом, «общественном» ключе. Однако во многом эффективность этого воздействия вес равно определяет семья и ее установки, данные ребенку в раннем детстве.

Важность нравственного воспитания

Воспитание у детей чувства патриотизма способствует формирования правильной гражданской позиции, чувства любви и уважения к старшему поколению, поэтому важность этого аспекта развитии личности недооценивать не стоит.  Участие в этом процессе семьи, где воспитывается ребенок, также немаловажно, поскольку практически в каждой семье присутствуют моменты, когда их предки совершали героические подвиги, служа и защищая отчизну во время войны. Необходимо чаще рассказывать детям младших классов об их знаменитых прабабушках и прадедах, об их вкладе в историю времен Великой отечественной войны, вместе пересматривайте военные снимки, изучайте полную историю собственного клана, это также способствует воспитанию юных патриотов.  Изучение семейных писем и дневников дает детям возможность соприкоснуться с историями собственной семьи, пережить их нелегкие судьбы

Воспитание патриотизма – важность

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания

Основная проблема воспитания патриотизма у младших школьников заключается в том, что общее внимание к патриотизму как проявлению нравственности значительно ослабло в последние годы. В итоге у многих молодых людей сформировался дефицит таких важных нравственных качеств, как гуманность, законопослушность коллективизм, направленных на сохранение связей во многих общностях – от узкого семейного круга до государства в целом

Одним из частых проявлений духовной опустошенности современной молодежи и пониженного уровня культуры является резкое падение значимости патриотизма в роли определяющих ценностей нашего народа

Сейчас часто наблюдается отчужденность молодого поколения от общей отечественной культуры, от важного общественно-исторического опыта

Направления воспитания патриотизма

Патриотическое воспитание детей в начальной школе

? Патриотическое воспитание начинается не в школе . Рождаясь в семье, оно развивается в детском саду. Учителя начальной школы лишь принимают эстафету, продолжая прививать своим ученикам любовь к Родине и Отчизне.

Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны. Задача учителя начальных классов правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона (республики), где проживают учащиеся. Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия. Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. Учащиеся начальной школы еще достаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере.

Если говорить об эффективных формах патриотического воспитания младших школьников, то к ним относятся такие нестандартные формы, как:

  • уроки героико-патриотической тематики;
  • интегрированные уроки;
  • проблемные уроки;
  • дискуссии;
  • театрализованные уроки;
  • групповые семинары.

Принцип интеграции в современном образовании занимает ведущие позиции. Он предполагает объединение нескольких предметов общей идеей или тематикой. Так  тема «Семья и быт в древней Руси» проходит единой нитью через такие предметы, как русский язык, литературу, историю, музыку, изобразительное искусство .

К эффективным средствам также относятся дидактические методы и приемы. В начальной школе эти приемы применимы на уроках изобразительного искусства (изображение эпох, символов, имитация стилей декоративно-прикладного творчества).

Основы нравственно-патриотического воспитания

Патриотическое воспитание должно стать частью образовательного процесса, а также прочно войти во внеурочную и внеклассную деятельность.

При решении  задачи патриотического воспитания любому педагогу необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:

  • учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;
  • воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
  • к каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;
  • разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.

Система нравственных ценностей – перечень составляющих

В качестве основных параметров успешности воспитательной деятельности каждого педагога стоит выделить социальную активность младших школьников, их стремление к постоянному самосовершенствованию, развивающееся чувство собственной значимости, наличие общих моральных качеств, объективная оценка ребенка в качестве гражданина, патриота.

Детский сад и школа

В период дошкольного возраста происходит первый этап становления ребенка как личности. Малыш учится осознавать себя частью социума, «вливаясь» в детский коллектив. Поэтому задача воспитателей детского сада – максимально приобщить малышей к соблюдению нравственно-моральных норм

Важной составляющей этого направления в воспитании является развитие патриотических чувств у детей

Цели патриотического воспитания в дошкольном учреждении:

  •  Учить малыша осознавать себя полноценной личностью, имеющей права и обязанности;
  •  Прививать чувство уважения к семье и семейным традициям;
  •  Формировать чувство гордости за свою малую и большую родину;
  •  Воспитывать толерантное отношение к людям других национальностей и вероисповедования.

Так как дошкольники в силу возрастных особенностей не могут осознать глубину и целостность понятия патриотизм, основную работу в этом направлении выполняет школа.

В учреждении образования процесс патриотического воспитания становится целенаправленным и комплексным. Задача воспитания патриотизма в школе – подготовить ребенка к жизни в социуме. Цели процесса следующие:

  • Научить детей взаимодействовать с другими членами общества;
  •  Прививать трудолюбие как главный ценностный ориентир;
  • Формировать ответственное отношение к общественной жизни;
  • Воспитывать ответственность за принятый нравственный и правовой выбор.

Работа по выбранному направлению патриотического воспитания должна вестись в школе постоянно во время учебных занятий и в процессе внеурочной деятельности.

В заключении следует отметить, что главная задача всех действующих направлений патриотического воспитания – воспитать у детей осознанное чувство любви к Родине

Молодое поколение должно осознавать, насколько важно его участие в жизни страны, знание истории и традиций. Только осознанная преемственность, целенаправленная работа всех институтов образования, семьи и государства в целом может скоординировать работу по патриотическому воспитанию, сделав ее плодотворной и действенной

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.

Понятие “Я – патриот”

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.

Что включает воспитание патриотизма

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий