Что такое блокада Ленинграда: для детей

Использование исторических фактов и временных рамок

Для рассказа ребенку о блокаде Ленинграда важно использовать конкретные исторические факты и ясно определить временные рамки событий. Начать можно с того, что блокада Ленинграда была одним из самых суровых испытаний в истории России

Она началась в сентябре 1941 года во время Второй мировой войны и продолжалась почти 900 дней, до января 1944 года

Начать можно с того, что блокада Ленинграда была одним из самых суровых испытаний в истории России. Она началась в сентябре 1941 года во время Второй мировой войны и продолжалась почти 900 дней, до января 1944 года.

Важно объяснить ребенку, что блокада означала полное окружение города вражеской армией и отсутствие снабжения продовольствием и другими необходимыми товарами. Люди были вынуждены жить в условиях голода, холода и постоянного обстрела

Они выживали благодаря своей силе воли и общей солидарности.

Можно рассказать ребенку о героизме и мужестве ленинградцев, о том, как они делили последние куски хлеба и помогали друг другу. Также можно упомянуть о том, что Ленинград стал символом сопротивления и духовной выдержки народа в тяжелейшие времена.

Важно отметить, что благодаря героическому сопротивлению и помощи со стороны других регионов Советского Союза блокада была преодолена, и Ленинград был освобожден от фашистской оккупации. Говоря о временных рамках, можно показать ребенку на календаре, что блокада длилась около двух с половиной лет, а затем объяснить, что ребенок сейчас живет в свободной стране благодаря подвигам и жертвам тех людей, которые пережили блокаду и позволили нам наслаждаться миром и свободой

Говоря о временных рамках, можно показать ребенку на календаре, что блокада длилась около двух с половиной лет, а затем объяснить, что ребенок сейчас живет в свободной стране благодаря подвигам и жертвам тех людей, которые пережили блокаду и позволили нам наслаждаться миром и свободой.

Блокада Ленинграда: почему это важно рассказать детям

Блокада Ленинграда – это крупнейшая гуманитарная катастрофа прошлого века. Это не природные катаклизмы. Это деятельность одних людей, повлекшая массовую гибель других. Кто виноват в том, что такое стало возможным в развитом человеческом обществе. Это не могло быть решением одного человека. Это результат равнодушного невмешательства одних и массового фанатизма, предрассудков и раздувания ненависти у других. Учат ли чему — то уроки истории? Не является ли жутким продолжением сегодняшние войны, теракты, насилие?

Вызывая у детей сопереживания далеким историческим событиям, можно надеяться на то, что они не вырастут равнодушными пользователями попавшейся по случаю информацией.

Кратко о блокаде Ленинграда

Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной Войны. Войска фашистских оккупантов преследовали цель завладеть городом для полнейшего его уничтожения.

На протяжении 1941-1942 годов предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду, но успеха получилось достигнуть только в январе 1943-го. Уже в феврале того же года в него удалось отправить составы с продовольствием и боеприпасами.

Ленинградско-Новгородская операция 1944-го года увенчалась успехом и позволила полностью снять блокаду. Планы фашистского командования по уничтожению потерпели полнейший крах. Ожидаемой капитуляции не последовало, а проявленный героизм ленинградцев стал символизировать мужество и стойкость советского народа, непоколебимого даже в ужасных условиях блокады.

Период осады Ленинграда можно охарактеризовать, как один из самых трагичных моментов за всю историю Великой Отечественной Войны. Советские войска проявляли величайший героизм и ценой неимоверных усилий сдерживали вражеские силы на подступах к городу, но 20 августа 1941 противнику удалось занять город, перекрыв железнодорожное сообщение со столицей. Вопреки планам руководства фашистских захватчиков, им не удалось молниеносно захватить Ленинград, однако подступить вплотную к городу они смогли.

Последнее железнодорожное сообщение со страной было прервано 30 августа с прорывом вражеских сил на станции Мга. 8 сентября 1941, с захватом города Шлиссельбург, сообщение с городом со стороны суши перестало быть возможным. Остался лишь вариант воздушного сообщения и по Ладожскому озеру. Ленинград был отрезан от страны и вынужден был существовать в тяжелейших блокадных условиях. Ситуация ухудшалась суровой зимой. Температура снижалась до рекордно низких цифр, усугубляя положение осажденных и увеличивая количество смертей.

Дорога жизни

Запасы продовольствия, топлива и боеприпасов, находившееся в городе на момент начала блокады, были недостаточными и не могли удовлетворить потребности города в период длительной осады. Единственное сообщение со страной, осуществляемое авиацией и путь через Ладожское озеро обеспечивали потребности города не в полной мере.

Была установлена норма хлеба – 200 грамм рабочим, 125 – иждивенцам и детям. Этого катастрофически не хватало. Смертность от голода набирала обороты с ужасающей быстротой. По данным Нюрнбергского процесса за время блокады погибло более, чем 630 тысяч жителей. По данным другого источника приводятся ошеломляющие цифры в 1,5 миллиона ленинградцев. Всего 3% смертей были следствием обстрелов, причина остальных 97% голод и лишения.

Имели место ужасные случаи людоедства, причем голод мог толкать людей даже на преднамеренные убийства. 22 ноября 1941 года считают днем когда запустили легендарную “Дорогу жизни”. Первая колонна грузовиков, состоящая из 60 автомобилей, покинула город, пересекла Ладогу, а затем вернулась в Ленинград уже груженая хлебом. Двигаясь по льду, рискуя провалиться под воду, грузовики везли муку и прочие продукты, давая надежду на выживание огромному количеству жителей осадного города.

Водители стремились сделать больше рейсов, проявляя мужество и героизм во спасение соотечественников. По дороге также проводилась эвакуация жителей, и перебрасывались войска. Просуществовав 152 дня, дорога растаяла, а вновь была создана лишь в декабре следующего года.

Герои у станка

Являясь одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза в довоенное время, Ленинград не остановил работу предприятий и во время блокады. Многие заводы были эвакуированы, но все же производственный процесс продолжался, пусть и в меньших объемах. Голодные и истощенные ленинградцы демонстрировали пример мужества и героизма во благо Родины.

У станков стояли даже дети. Было выпущено сотни танков, тысячи полковых и противотанковых орудий, более 10 тысяч минометов, сотни бронемашин, десятки бронепоездов, миллионы различных снарядов и многое другое. Это была высшая степень патриотизма и самоотдачи. Подвиг ленинградцев увековечен в истории и сердцах новых поколений.

27 января 1944 года — День полного снятия блокады. Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года Ленинград был удостоен чести носить гордое звание город-герой за проявленное жителями города мужество во время блокады.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже «Ленинградской». Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Начало блокады

8 сентября началась блокада. Все это время руководителем Ленинграда оставался Андрей Жданов. В город быстро прибыл первый заместитель наркома внутренних дел Всеволод Меркулов, командующий осуществлением плана «Д». Ленинград заминировали, и, если бы немцы прорвали оборону, его начали бы подрывать по частям. Постепенно идея немцев о взятии города изменилась. Советская военная тактика была тактикой «выжженной земли», когда страданию мирного населения не придавалось большого значения. И Гитлер, конечно, это знал. Было понятно, что Ленинград будет сопротивляться, и фюрер решает не брать город, а окружить его. Тогда все население умрет от голода, холода и периодических обстрелов. А если люди попытаются прорвать линию фронта и сдаться, следует стрелять. Верующий католик фон Лееб пишет, что стрельба по мирному населению понизит моральный уровень солдат вермахта, поэтому нужно использовать эсэсовцев, которые для этого и созданы. Таким образом,

Существует легенда о непобедимости маршала Жукова. Командующим Ленинградским фронтом вместо Ворошилова его действительно назначили уже в критический момент, 11 сентября 1941 года. Но на самом деле никаких больших успехов Жуков здесь не одержал. Именно при нем оставили Петергоф, Павловск и осуществили ряд неудачных десантов — петергофский, шлиссельбургский, два стрельнинских и др. После чего Жуков, стабилизировавший фронт, отправился под Москву, где одержал знаменитую победу.

Гатчинские депутаты и журналисты обращались в разные инстанции с просьбой присвоить еще живому Колобанову (он умер в 1994 году) звание Героя СССР, но никому это так и не удалось. В Гатчине остался лишь маленький памятник на месте боя, в Белоруссии есть орден Колобанова, но у нас ничего этого нет. А ведь именно благодаря тому, что в 1944 году у нас появилось много таких Колобановых, мы стали наступать быстрее, чем немцы в начале войны.

С какого возраста можно начинать говорить о блокаде? Как строить разговор о блокаде с детьми разного возраста?

На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Прежде всего, потому что существуют различные формы и методы этого разговора. Их выбор зависит от того, с кем мы разговариваем. Все дети очень разные. И если с дошкольниками, живущими в Петербурге, разговор о блокаде, вполне возможен, то вряд ли необходимо обсуждать эту тему с детьми 6-8 лет, которые живут на Дальнем Востоке или в Калининграде.

Кто перед нами? Сколько лет этим детям? Они растут в Петербурге или приехали в город из других городов и стран? Или мы общаемся вдали от Петербурга? Где мы ведем разговор о блокаде – в классе, в музее, дома, в автобусе, на местах боёв? Сколько детей участвуют в разговоре?

Каждый разговор с детьми о блокаде требует большой педагогической подготовки. Готовых решений здесь нет, и каждая такая встреча индивидуальна.

Разговор о блокаде с детьми младше 8 лет должен быть, прежде всего, психологически безопасным. Задача такого разговора – помочь ребенку понять окружающую его действительность, в которой могут быть представлены блокадные памятники, городская символика, памятные даты, семейные архивы. Еще одна важная задача – формирование навыков нормативного поведения, в первую очередь уважения к объектам исторического наследия. Именно поэтому блокадные занятия для дошкольников требуют разработки специальных дидактических материалов и организации специальных образовательных пространств, в которых отсутствуют темы насилия и смерти.

Учащиеся 6-8 классов в силу своего возраста и приобретенного социального и когнитивного опыта уже готовы к разговору о блокадной трагедии. Педагоги, ведущие этот разговор, могут опираться на литературные произведения (художественные и документальные), которые посвящены различным стратегиям выживания ленинградцев в блокадные годы (см. раздел «Книги для детей, посвященные блокаде Ленинграда»), на документальные источники.

С подростками 14-17 лет (10-11 классы) разговор о блокаде Ленинграда можно вести в контексте размышлений о всей Великой Отечественной войне: как блокада стала возможна? С какой целью она была организована? Каковы были варианты развития событий и почему случилось именно то, что случилось? В этом возрасте подростки активно участвуют в дискуссиях, и не стоит ограничивать их вопросы. Напротив, даже самые трудные темы необходимо проговаривать и обсуждать: надо ли было сдать город, чтобы сохранить жизни жителей? Эта дискуссия должна строится на основании точной исторической информации (см. раздел Энциклопедия блокады).


Основные принципы разговора с детьми о блокаде


  1. Избегайте простых ответов на сложные вопросы.

    История ленинградской блокады поднимает множество непростых вопросов о поведении человека в конкретном историческом контексте.


  2. Стремитесь к точности формулировок и избегайте обобщений

    , например, «все немцы – преступники», «все блокадники – герои». Участники блокадной истории были живыми людьми, способные к принятию самостоятельных решений и моральному выбору. И каждый из них совершил свой выбор.


  3. Не романтизируйте и не героизируйте жизнь блокадников и защитников города

    . Оперируйте точными фактами и достоверными источниками.

  4. Помните, что дети не обладают Вашими знаниями и Вашим опытом. Они
    имеют право не знать

    того, что педагогу кажется само собой разумеющимся.


  5. Переводите статистику в конкретные факты и судьбы

    . Абстрактные цифры сброшенных на город бомб скажут ребенку меньше, чем фотографии разрушений и сохранившиеся на городских зданиях следы бомбежек.


  6. Выбирайте такие темы, методы и формы организации разговора о блокаде

    , которые соответствуют возрасту детей, их опыту, конкретному времени и месту. Воздерживайтесь от игровых, симулятивных педагогических действий (в том числе, словесных игр), создающих у детей тривиальное и пошлое представление о блокаде.


  7. Не заставляйте детей испытывать эмоции,

    не навязывайте им чувств, избегайте эмоциональных манипуляций. Помните, что Ваши эмоции принадлежат только Вам.

Вместо заключения

История блокады Ленинграда оставила глубокий след в сердцах многих людей. Беспощадные холода, длительные лишения и голод, стоявший великим городом весь год, вызвали сильные эмоции у тех, кто пережил эти трагедийные годы

Важно передать детям и школьникам историю блокады, чтобы они поняли, какие страшные испытания прошли их предки

Блокада Ленинграда, начавшаяся в 1941 году, стала одной из крупнейших трагедий в истории России. Каждый человек, оставшийся в блокадном городе, сильно пострадал от голода, холода и лишений. Дети в это время были особенно уязвимыми. Они были лишены тепла, еды и медицинской помощи. Тысячи детей умерли от голода и болезней, остальным пришлось страдать и восстанавливаться долгие годы после блокады.

Воспоминания о блокаде Ленинграда в детстве и юности — это страницы известной истории блокадного города. Читая слова детей и взрослых, которые выжили, можно почувствовать всю боль и горя, которые вызвало это время. Нельзя забыть о тех, кто погиб или пострадал от блокады

Именно сопереживания к тем, кто пережил эту великую трагедию, позволяют нам осознать, как важно помнить и чествовать память о блокаде, чтобы никогда не повторить подобную трагедию

Ребенка можно начать знакомить с историей блокады Ленинграда через беседы с родителями и бабушками, чтение книг о блокаде, посещение музеев и выставок

Важно, чтобы дети узнали о героическом и сильном духе ленинградцев, которые не сдались перед трудностями и боролись за жизнь каждый день. Только с пониманием истории блокады Ленинграда мы сможем ценить то, что имеем и быть благодарными за мирные дни

Первые дни

Все началось 8 сентября, когда фашистская армия захватила Шлиссельбург, замкнув кольцо вокруг Ленинграда. Расстояние от расположения немецких частей до центра города не превышало 15 км. В пригородах появились мотоциклисты в германской форме.

Тогда это казалось ненадолго. Вряд ли кто-то предполагал, что блокада затянется почти на девятьсот дней. Гитлер, командующий германскими войсками, со своей стороны, рассчитывал, что сопротивление голодного, отрезанного от остальной страны, города, будет сломлено очень быстро. И когда этого не случилось даже спустя несколько недель, был разочарован.

Советское командование также не предполагало такого варианта развития событий. Руководство частей, которые обороняли Ленинград, в первые дни блокады не сообщали о замыкании гитлеровскими войсками кольца: была надежда, что оно будет быстро разорвано. Этого не случилось.

Противостояние, затянувшееся больше, чем на два с половиной года, унесло сотни тысяч жизней. Блокадники и войска, которые не пускали германские войска в город, понимали, для чего все это. Ведь Ленинград открывал дорогу к Мурманску и Архангельску, где разгружались корабли союзников СССР. Всем также был понятно, что, сдавшись, Ленинград подписал бы себе приговор – этого прекрасного города просто не было бы.

Оборона Ленинграда позволила перекрыть путь для захватчиков к Северному морскому пути и отвлечь значительные силы врага с других фронтов. В конечном итоге, блокада внесла серьезный вклад в победу советской армии в этой войне.

Как только новость о том, что германские войска замкнули кольцо, разнеслась по городу, его жители начали готовиться. В магазинах были скуплены все продукты, а в сберкассах со сберегательных книжек – сняты все деньги.

Не все смогли уехать заранее. Когда же германская артиллерия начала вести постоянные обстрелы, что произошло уже в первые дни блокады, покинуть город стало практически невозможно.

В эти дни от одного из снарядов загорелись Бадаевские склады, где хранился стратегический запас продовольствия. Именно это называют причиной голода, который пришлось пережить оставшимся в нем жителям. Но в документах, гриф секретности которых был снят недавно, говорится, что больших запасов и не было.

Сохранить продукты, которых хватило бы на трехмиллионный город, в условиях войны было проблематично. В Ленинграде никто и не готовился к такому повороту событий, поэтому продукты завозились в город извне. Задачи создать «подушку безопасности» никто не ставил.

Это стало ясно к 12 сентября, когда закончилась ревизия продовольствия, которое было в городе: продуктов, в зависимости от их вида, хватало только на месяц-два. Как завозить еду, решалось на самом «верху». К 25 декабря 1941-го нормы выдачи хлеба были повышены.

Ввод продовольственных карточек был сделан сразу – в течение первых дней. Нормы продуктов были рассчитаны исходя из минимума, который не позволил бы человеку просто умереть. Магазины перестали просто торговать продуктами, хотя «черный» рынок процветал. За продовольственными пайками выстраивались огромные очереди. Люди боялись, что им не хватит хлеба.

Вместо заключения

Что такое наша память? Это часть нашего культурного наследия. То, как мы относимся к прошлому, что мы о нем знаем и помним, определяет нас в настоящем

Какие мы, что для нас важно, чем дорожим. Совершенно очевидно, что народ жив, если знает и помнит о своем прошлом

Проще сохранить воспоминания, переданные непосредственно участниками тех или иных событий. Сложнее обстоит дело с событиями очевидцев которых с каждым днем все меньше. Пройдет еще десяток лет и уйдет последний блокадник. Останутся только документальные свидетельства.

За последние десятилетия в нашей стране произошли глобальные изменения. Новое поколение граждан растет и воспитывается в новых реалиях. В том числе сталкиваясь с попытками переписать историю «под себя». Как разобраться молодому человеку в этих политических хитросплетениях, как отличить историческую правду от вымысла. Для этого и необходимы такие уроки памяти. Не искажающие факты, не распределяющие роли нанятым актерам, а рассказывающие о реальных событиях реальными людьми. Не нужно давать свою эмоциональную оценку всем тем ужасам ленинградской блокады. Нужно правдиво, доходчиво рассказывать об этом детям. Пусть они сами делают выводы и дают оценки.

Рассказывая детям о страшных событиях Великой Отечественной войны, нужно, прежде всего, четко для себя понимать, зачем это нужно. Зачем детям знать подробности о немыслимых страданиях, выпавших на долю таких же, как они детей. Вариантов ответов может быть много, но, может быть, один из главных это то, что пока мы можем плакать и сопереживать чужому горю, мы остаемся нормальными людьми. Невозможно без содрогания вспоминать о ленинградской блокаде, как невозможно забыть о современных трагедиях в Беслане, в Москве в Норд Осте, в аэропорту Домодедово в Москве, в США 11 сентября, на лондонском мосту. Уроки истории нельзя «проходить», их нужно учить.

https://youtube.com/watch?v=sWL1TueCCaA

По материалам: childage.ru

Важность эмпатии и сочувствия

Рассказ о блокаде Ленинграда может оказаться очень тяжелым для ребенка, поэтому важно включить в него элементы эмпатии и сочувствия. Ребенок должен понимать, что эта история касается не только его семьи, но и всех жителей города, которые переживали трудности и страдания во время блокады

Чтобы помочь ребенку почувствовать сочувствие к жителям Ленинграда, можно использовать следующие техники:

  1. Показ памятников и мемориалов, посвященных блокаде.
  2. Рассказ о том, как люди поступали друг с другом в трудные времена: делились едой и одеждой, оказывали поддержку и помощь.
  3. Предлагайте ребенку представить себя на месте людей, живущих в блокаде, и задать себе вопрос: «Как бы я себя чувствовал в таких условиях?»
  4. Читайте истории выживших, чтобы помочь ребенку понять, что война не только ужасная катастрофа, но и моменты силы и героизма.

Помните, что важно развивать у ребенка эмпатию к прошлым событиям и показывать, что эти истории помогают нам учиться и становиться лучше в настоящем. Он должен понять, что благодаря сочувствию мы можем сделать мир более добрым и справедливым для себя и других

Символ дня снятия блокады

После просмотра выставки, прочувствовав военную атмосферу, можно сделать детскую поделку блокада Ленинграда в технике аппликация. Такое изделие можно сделать с детьми-дошкольниками, дети же младшего школьного возраста смогут сделать ее своими силами.

Для нее понадобятся:

  • Лист картона.
  • Плотная бумага.
  • Клей.
  • Простой карандаш.
  • Фломастеры.
  • Ножницы.

Ход работы:

Из бумаги вырезать два прямоугольника 10 на 2см, один прямоугольник 7 на 2см и пять квадратов 8 на 8 см. Вырезать из квадратов фигурки-лепестки.

Из узких прямоугольников сделать стебель и лист, собрать все части вместе. На лепестках сделать надпись «Пусть всегда будет солнце», и на одном из пустых изобразить лицо ребенка с улыбкой.

Далее можно сходить к любому мемориальному комплексу, связанному с этими событиями, либо с войной в целом. Также можно рассказать ребенку о предке, ушедшем на фронт или трудящимся в тылу.

Полученную поделку можно оставить у монумента, чтобы почтить память блокадных детей Ленинграда.

Таким образом, создание небольшой аппликации или поделки может стать существенным событием в жизни ребенка

Знание своей истории является важной частью в жизни каждого человека и играет огромную роль в его развитии. Для этого не нужно приобретать какие-то дорогостоящие материалы

Можно ли было избежать голода?

Вопрос о том, возможно ли было не допустить ужасающего голода во время блокады в Ленинграде, до сих пор задается историками и самими блокадниками, еще оставшимися в живых.

Есть версия, что руководство страны даже не могло предположить столь длительной осады. К началу осени 1941-го в городе с едой все было, как и везде в стране: были введены карточки, но нормы были достаточно большими, для некоторых людей этого было даже слишком много.

В городе работала пищевая промышленность, и ее продукция вывозилась в другие регионы, мука и зерно – в том числе. Но существенных запасов продовольствия в самом Ленинграде не было. В воспоминаниях будущего академика Дмитрия Лихачева можно найти строки о том, что никакие запасы не делались. По каким-то причинам советские власти не последовали примеру Лондона, где пищей запасались активно. По сути, СССР заранее готовился к тому, что город будет сдан фашистским войскам. Вывозить продукты перестали только в конце августа, после того, как германские части перекрыли железнодорожное сообщение.

Жители города в августе сами начали запасаться продуктами, предчувствуя голод. У магазинов выстраивались очереди. Но запастись удалось немногим: те жалкие крохи, что получилось приобрести и спрятать, очень быстро были съедены потом, в блокадную осень и зиму.

Не подготовились

Вопрос обеспечения едой стал во время блокады самым актуальным. Одной из причин такого страшного голода специалисты по военной истории называют промедление решением о завозе продуктов, которое было принято чересчур поздно.

Это произошло из-за привычки замалчивать и искажать факты, чтобы не «сеять упаднические настроения» среди жителей и военных. Если бы о стремительном наступлении Германии все детали были известны высшему командованию раньше, возможно, жертвы были мы намного меньшими.

Уже в первые дни блокады в городе четко работала военная цензура. Жаловаться в письмах родным и близким на трудности не разрешалось – такие послания просто не доходили до адресатов. Но часть таких писем сохранилась. Как и дневники, которые вели некоторые ленинградцы, куда они записывали все, что происходило в городе в блокадные месяцы. Именно они стали источником сведений о том, что происходило в городе перед началом блокады, а также в первые дни после того, как гитлеровские войска заключили город в кольцо.

Интересные факты

  • В Ленинграде были установлены громкоговорители. На улице или дома по радио люди могли узнать об обстановке в городе. Вещание шло круглосуточно, а когда дикторы молчали, то было слышно звук метронома. Жители города говорили, что этот звук —живое сердца Ленинграда, которое бьётся.
  • На берегу Ладожского озера стоит копия «Полуторки» — машины, которую использовали для перевозки грузов в осаждённый город и эвакуации населения.
  • На Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге стоит стелла — памятник жителям и защитникам Ленинграда. На стелле высечен отрывок из стихотворения Ольги Бергольц:
  • Многие жители блокадного Ленинграда, несмотря на жесточайшие условия, сдавали донорскую кровь. Она предназначалась для раненных солдат Советской армии.
  • Одно из правил блокадного Ленинграда — «не ложиться». По воспоминаниям блокадников из-за дистрофии, цинги и обессилевшего организма те, кто ложился, уже не вставал.
  • Цифры о количестве погибших разные. По данных некоторым историков, в Ленинграде погибли 632 тысячи человек. Из этого числа только 3% были убиты при артобстреле и бомбёжке, остальные умерли от голода.
  • Самым известным воспоминанием о блокадном Ленинграде стал дневник Тани Савичевой. В нём всего 6 предложений: «Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 г. Савичевы умерли все. Умерли. Все. Осталась одна Таня». Таня Савичева тоже умерла. От дистрофии и туберкулёза, но уже в больнице после того, как она была эвакуирована.

Читайте подробнее про Операцию «Барбаросса». Узнайте также про Сталинградскую битву.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий