Развитие ребенка 3 лет: что должны уметь мальчики и девочки в этом возрасте?

Бытовые навыки

Сейчас малыш стал еще более самостоятельным и независимым. Он уже не требует вашей постоянной помощи, знает, какие вещи принадлежат ему, и умеет ими пользоваться. Например, кроха вытирает лицо собственным полотенцем, чистит зубы собственной щеткой и знает, на какой полке в шкафу хранится его одежда.

В 3 года дети умеют:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • расстегивать пуговицы;
  • складывать свою одежду;
  • сморкаться салфетку;
  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки перед едой;
  • сидеть за столом;
  • есть, используя ложку или вилку;
  • пить из чашки без помощи взрослого.

Сейчас вы должны помочь ребенку освоить как можно больше навыков, которые пригодятся ему в повседневной жизни

Особенно это важно, если вы собираетесь отдать малыша в детский сад. Учите ребенка завязывать шнурки, собирать свои вещи в рюкзачок или пакет, убирать за собой игрушки

Просите его помогать вам с уборкой по дому или предложите вместе помыть посуду. Поощряйте каждое, даже самое маленькое, достижение чада.

Что необходимо для полноценного развития ребенка в 3 месяца

Чтобы малыш правильно развивался согласно возрастным нормам, родители должны постоянно уделять ему внимание. С детьми следует заниматься регулярно

При этом огромное значение имеет составление грамотного распорядка дня, где расписываются все важные моменты с учетом возраста малыша.

Особое место в ежедневном распорядке отводится питанию, сну, гигиеническим и закаливающим процедурам. Обучением следует заниматься в часы бодрствования ребенка. Основные пункты развития:

  1. Зарядка. Проводить ее необходимо каждое утро. Можно выполнять простые упражнения — сгибание и разгибание ручек и ножек. При этом малыша следует класть на ровную поверхность.

  2. Упражнения, которые стимулируют выполнение поворотов. Для этого кроху кладут на спинку и слегка тянут его за ножку в одну сторону. Так малыш будет пытаться перевернуться на бок.
  3. Выкладывание на живот. Такая манипуляция помогает стимулировать развитие мышц шеи и живота, улучшает работу желудка, предотвращает появление колик. На протяжении дня кроху кладут на живот на несколько секунд, пока он не устанет.
  4. Массаж. Эта процедура помогает развивать мышцы, предотвращает их зажатость, стимулирует кровообращение, улучшает обменные процессы. Некоторым деткам рекомендуют специальные лечебные массажи (например, при гипертонусе или ортопедических проблемах), которые выполняет профессионал.
  5. Развивающие игры. Полезно разнообразить ощущения крохи — зрительные, тактильные, слуховые. Для этого над кроваткой устанавливают музыкальную игрушку, которая не только издает приятные звуки, но и двигается. Он будет не только рассматривать яркие предметы, но и пытаться до них дотянуться.
    Совет!Отличным занятием также может стать развивающий коврик, который содержит много интересных объектов.

Важно также разговаривать с малышом, петь ему песенки. Эмоциональное общение, поцелуи и объятия помогают вырастить здорового и жизнерадостного ребенка

Рацион питания в шесть месяцев: что приготовить малышу?

Режим питания включает 4 — 5 приемов пищи (3 основных и 1 — 2 перекуса). Он должен быть организован строго по времени.

Включать в себе блюда из качественных продуктов, способных обеспечить растущий организм ребенка всеми необходимыми витаминами, минералами, полезными веществами.

Это вырабатывает пищевой рефлекс, способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи, положительно влияет на развитие малыша.

В приоритете — легкие диетические продукты: каши (овсянка, гречка, рис, кукурузная, пшенная, ячневая), нежирные супы, мясные (курица, индейка, телятина) и рыбные котлетки, овощи (как в свежем виде, так и в виде пюре, запеканок, салатов), фрукты, блюда из кисломолочных продуктов (кефир, йогурт, творог).

Примерное меню

Завтрак:

Жидкая каша на молоке (гречка) – 150 мл, паровой омлет – 50 граммов, сок фруктовый – 100 мл.

Обед:

Свекольный салат – 30 граммов, суп овощной – 50 – 100 мл, макароны с маслом – 50 г, пюре из говядины – 50 г, компот из сухофруктов – 70 мл.

Полдник:

Кефир — 150 мл, галетное печенье – 15 граммов, фрукты (яблоко, банан) – 100 г.

Ужин:

Винегрет – 100 граммов, биточки из рыбы – 50 граммов, пюре из картофеля – 60 граммов, чай с молоком – 100 мл.

Общая калорийность – 1300 килокалорий. Если малыш попросить кушать в ночное время, то ему можно предложить нежирный кефир, йогурт, молоко.

Рецепты блюд

Диетические творожные сырники, запеченные в духовке

Блюдо является диетическим, потому что термическая обработка производится без добавления большого количества масла, к тому же в состав блюда добавляются полезные для ребенка морковь и яблоко.

  1. Вам понадобится для приготовления 300 граммов творога 5%-жирности, 2 столовые ложки сахара, по 1 штуке яблока и моркови средней величины, 3 столовые ложки муки.
  2. Морковь и яблоко следует натереть, отжать сок.
  3. В емкости смешать все ингредиенты.
  4. При помощи ложки, смоченной в холодной воде, полученную смесь в виде лепешек необходимо выложить на противень, устланный пергаментом.
  5. Выпекать в разогретой до 180 градусов духовке в течение 30 минут.

Психофизиологические особенности развития мальчика в 3 года

Важно учитывать пол при оценке умений и навыков детей в определенном возрасте, поскольку данный фактор является важным и оказывает влияние на адаптацию малыша. Все знают, что при рождении вес мальчика обычно больше и в возрасте 3 лет  он, как правило, достигает 12 — 18 кг

Стандартный вес у девочек того же возраста примерно на килограмм меньше.

Наглядно-действенное и образное мышление является доминантным у малыша мужского пола, и он познает мир через действие, не опираясь на речь. Поскольку у мальчишек более развито правое полушарие мозга, то уже к 3 годам они хорошо ориентируются в пространстве. Мальчик физически более вынослив и его двигательная активность зачастую превышает возможности бегать и прыгать у девочек того же возраста.


Психологические особенности детей 3 лет

При утомлении ребенка первым признаком будет его вялость и отсутствие подвижности, а также снижение концентрации внимания. Для полноценного формирования мальчику необходимо больше пространства для игры, что обусловлено его физическими особенностями. Не следует огорчаться, если малыш не знает так много стихов, как соседская подружка его возраста, ведь память мальчика 3 лет развивается медленнее, чем у девочек и это будет продолжаться еще пару лет.

Логическое мышление и математические способности

  • счет до 10. Уметь считать до 5 и обратно на пальцах, карточках, игрушках, откладывать названное количество предметов, отсчитывая по одному;
  • понятия: много -мало, больше -меньше, высоко- низко, широко — узко и т. д.;
  • основные цвета спектра и до 15 оттенков;
  • основные геометрические фигуры. Уметь выделить очертания названой фигуры в окружающих предметах.
  • сравнивать предметы между собой по 1-2 признакам;
  • подбирать пары из игрушек с 1-2 схожими признаками;
  • складывать разрезные картинки, пазлы;
  • находить и объяснять несоответствия двух похожих картинок;
  • запоминать последовательность 3-5 картинок;
  • находить изменения, запоминать движения, детали, признаки по заданию взрослого.

Ходит на носочках – что делать?

Причин тому, что четырёхлетний малыш ходит на носочках всего 4:

  1. Психологическая – полностью здоровый ребёнок ходит на носочках потому, что подражает кому-то, пытается казаться выше или ему просто не нравиться прикасаться чувствительными стопами к какой-либо поверхности (колючему коврику, холодной плитке).
  2. Поведенческая – если хождение на носочках является лишь одной из сторон странного поведения, это может указывать на наличие аутизма.
  3. Неврологическая – ДЦП, мышечная дистрофия, нарушения координации движений. При таких состояниях икроножные мышцы всегда напряжены, из невозможно расслабить и из-за этого ребёнок не может опустить пятку.
  4. Ортопедическая – воспаление пяточной кости, короткое пяточное сухожилие, косолапость. Все эти недуги отражаются болью при опускании на пятку.

Что умеет делать малыш в 1 год и 6 месяцев

  • Ребенок уверенно держится на ногах и перемещается, огибая предметы или перешагивая через них, при этом держа в руках какой-либо предмет.
  • Садиться и вставать со стульчика, не держась ни за что.
  • Подниматься и спускаться по невысоким ступенькам.
  • Уверенно держит ложку в руке, пытается есть самостоятельно.
  • Самостоятельно может пить из кружки.
  • Спокойно реагирует на любую гигиеническую процедуру (умывание, купание, чистка ушей).
  • Нанизывает пирамидку из 2 – 3 колец, соблюдая соразмерность.
  • Играет с мячом, по просьбе взрослых бросает его вверх, вниз, в руки родителям.
  • Перекладывает предметы, складывает их в коробку, достает оттуда.
  • Выполняет простые просьбы окружающих: принеси, дай.
  • Различает 2 – 3 цвета.

Основные умения и навыки ребенка 5 лет

В этом возрасте дети становятся очень любознательными. Они готовы впитывать различные знания, изобретать новые приспособления для своих игрушек и сочинять собственные истории. При этом малыши проявляют самостоятельность и выражают желание помогать взрослым. В пять лет ребенок должен хорошо освоить основные умения и навыки:

  • Использование столовых приборов. Дошкольник не только должен уверенно держать ложку и вилку, но и понимать, для каких блюд они применяются. Он должен уметь разделить большой кусок пищи на маленькие, переложить еду из одной тарелки в другую.
  • Уход за своим телом. К данному пункту относятся чистка зубов, мытье рук, намыливание и смывание гигиенических средств с туловища, обтирание полотенцем.
  • Одевание и снимание одежды. Для нормально развивающегося ребенка не составляет трудности самостоятельно одеться и раздеться. Он знает, в каком порядке одеваться (сначала нижнее белье, потом штаны и футболка и т. д.).
  • Внятная речь. Дети умеют говорить предложениями по 6-8 слов. Их речь осмысленная, они могут объяснить, что их беспокоит.
  • Ролевые игры. Дети могут играть группами, распределяя роли для каждого участника.
  • Использование карандашей, ручек, ножниц. Ребенок не только должен правильно держать канцелярские принадлежности, но и уметь нарисовать и вырезать фигуру.
  • Уверенная координация движений. В этом возрасте ребенок бегает и прыгает, ходит по лестнице с предметами в руках.

ИНТЕРЕСНО: что должен знать и уметь ребенок, идя в первый класс?

Интеллектуальное развитие и развивающие игры

Есть целые наборы, которые развивают умственные способности малыша и влияют на психическое развитие. Можно приобрести в магазине, а можно изготовить самостоятельно.

  1. Сбор и разбор пирамидок и матрешек.
  2. Пазлы и конструктор (согласно возрасту).
  3. Пробуйте учить цвета: подбирайте игрушки одинаковой формы и цвета.
  4. Изучайте качества предмета: мягкий-твердый, пушистый-ровный, горячий-холодный, легкий-тяжелый.
  5. Можно начинать рисовать геометрические фигуры.

Немного о раскрасках

Раскрашивать картинки — это не только интересно, но полезно. Детки в 2 года с удовольствием рисуют, но будет вдвойне здорово, если к малышу присоединится мама и папа. Это будет уже семейная терапия, которая может сдружить членов семьи и подарить незабываемые позитивные моменты.

Чем меньше малыш, тем жирнее и четче должен быть контур

Особенно важно это для тревожных и нерешительных детей, боящихся начать собственный рисунок. Раскраска — безопасный шаг в новое.
В некоторых книжках-раскрасках требуется что-то дорисовать

Это «терапия уверенности» и принятие решений, дальше — уже свои собственные шаги, после осваивания таких форм.
Для деток, которые сопротивляются и переживают своеобразный кризис, раскраска с четкими контурами — это «вписывание» в заданные правила и следование им.
Просто отлично, когда родители рисуют, а ребенок разукрашивает, можно и наоборот. Можно поделить лист пополам и разрисовывать вместе, не заходя за контур друг друга.

Можно просто порисовать что-то интересное. Сейчас стало модным рисовать пальцами. Для этого необходимо приобрести специальные пальчиковые краски, которые легко отстирываются, не вредны для здоровья.

Также представляем следующие игры, которые демонстрируют, как можно развивать и заниматься с ребенком. И не обязательно скупать для этого в магазине целую гору игрушек и пособий.

Игра с прищепками

Дети очень любят играть с прищепками. Для такой игры приобретите специальную емкость и поднос, куда сложите разноцветные прищепки. Нужно, чтобы они были разных цветов. Удивительно то, что дети сами знают, что с ними делать. Ну, конечно, можно посмотреть несколько вариантов в интернете дополнительно.

Одно к другому

Потребуются парные предметы: шнурок и ботинок, чашка и тарелка, карандаш и лист бумаги, мыло и полотенце. Все это нужно сложить по 2 предмета в один мешок. Вы достаете 1 предмет, а ребенок должен назвать к нему пару.

Можно все предметы разложить на столе вразброс. Задание: малыш должен подобрать пару к каждому предмету. Игра продолжается, пока не будут собраны все пары.

Что развивается в данной игре?

  1. Классификация и сортировка, малыш учится классифицировать и сортировать предметы по группам.
  2. Развивается координация движений в связке «глаза-рука».
  3. Идет развитие мышления и мелкой моторики.

Все предметы должны быть безопасны для ребенка!

Что внутри?

Найдите до 10 интересных по форме предметов: расческа, игрушка необычной формы, мячик, бутылочка, крышечка, небольшой кубик.

Разложите предметы в пакеты и заклейте скотчем. Спрячьте за спину и выдавайте по одному ребенку. Сначала он щупает и пробует отгадать. Если не получается, то откройте и дайте потрогать, не заглядывая в пакет.

Советуйтесь, и говорите о своих предположениях. Но не называйте правильно. Потом пусть и малыш приготовит для вас такие же задачки.

  1. Развитие когнитивных и мыслительных навыков.
  2. Мелкая моторика.
  3. Решение задач.
  4. Узнавание предмета.

Играя с детьми, взрослые и сами на время превращаются в детей, отдыхают душой после трудового дня. Совместные занятия и игры полезны для всей семьи: снимают напряжение и усталость, сближают и дарят позитив.

Картинки

Обучение через картинки и иллюстрации — важный этап в развитии четырёхлетнего ребёнка, поэтому помимо игрушек обеспечьте своё чадо:

  • картинками, на которых нужно найти различия;
  • изображениями животных, растений и людей для сортировки по категориям;
  • картинками с «лабиринтами», где нужно провести линию из одной точки в другую;
  • иллюстрированными книгами и энциклопедиями с крупным шрифтом;
  • раскрасками;
  • картинками, где нужно дорисовать недостающий предмет.

Ребёнок в 4 года – уже полноценная личность, хоть ещё и слишком маленькая для принятия серьёзных решений. Всё что должен сделать родитель – помочь малышу пройти сложный путь становления из младшего дошкольного возраста к старшему. Помните – чем больше вы прилагаете усилий, тем меньше малыш будет испытывать трудностей в учёбе и социальной адаптации.

Что должен уметь малыш?

Вне зависимости от пола, четырёхлетний ребёнок должен уметь:

концентрировать внимание на своей деятельности как минимум на 5 минут; находить и описывать различия между двумя предметами; складывать простую мозаику; складывать башенку из кубиков или пирамидку, придерживаясь последовательности от большому к маленькому; распределять предметы, животных по группам; находить и исключать лишний предмет из предложенных объектов; находить и использовать антонимы слов; строить и объяснять простые причинно-следственные связи (зачем надевать курточку зимой? почему ночью нужно спать? и т. д)

Мальчики

Маленькие сорванцы в этом возрасте уже понимают своё отличие от девочек и предпочитают общаться с мальчиками, играть машинками, пистолетами или конструктором.

Ровесницы у них вызывают любопытство и симпатию. Как правило, мальчики социализируются проще, чем девочки, быстрее приходят к пониманию физических свойств предметов.

Однако, медленнее осваивают речь, письмо и способность концентрировать внимание

Девочки

Девочки часто находят себе занятие самостоятельно. Это может быть спокойная игра с куклами, «чаепитие» или ролевая постановка с игрушками. В отличие от мальчиков они проявляют большую привязанность к родителям и насторожённость в общении с незнакомцами.

Также будет интересно прочитать про развивающие занятия для детей 4-5 лет.

Когда волноваться

Оценивая возможности своего ребёнка, нужно не волноваться, если его умения дисгармоничны. Это проявления индивидуальности. Точно так же он может уметь то, что не умеют другие дети в его возрасте.

Но есть некоторые признаки того, что развитие молодого человека пошло в неправильное русло:

  • во время разговора он проглатывает окончания, мямлит или тарахтит;
  • обильное слюноотделение;
  • не может держать ложку и одеться;
  • проблемы с подвижностью, неспособность прыгать и кидать мяч;
  • у ребёнка не получается сложить простейшую пирамиду, вывести базовую логическую цепочку и запомнить основные понятия;
  • болезненная привязанность к родителям, избегание любых других социальных контактов;
  • неспособность узнать своих родителей и родственников, трудности с установлением зрительного контакта.

Можно послушать мнение доктора Комаровского, что должен уметь ребенок в 3,5 года, а он как раз занимается отклонениями в детском развитии.

https://youtube.com/watch?v=WHMqJQRTHdA

Не нужно огорчаться заранее, если ребёнок в чём-то отстаёт от остальных. Вполне возможно, что в будущем он даже перегонит своих сверстников.

Originally posted 2018-04-08 13:53:31.

Физическое развитие

В этом возрасте дети уже ходят, бегают и прыгают, перепрыгивают через препятствия, взбираются по лестнице, опускаются с нее самостоятельно. Но кроме этого есть и много других умений и навыков. Только девочки и мальчики уже немного различны в своих проявлениях и предпочтениях. Хотя кушать ложкой и пить из чашки и те, и другие должны уже самостоятельно.

Общим является и одевание на улицу, чистка зубов и умывание, мытье рук. Также, дети с удовольствием помогают родителям по дому и делают гимнастику по утрам. Физическая активность в самом расцвете: неугомонное чадо не сидит ни минуты на месте, но при этом уже четко знает, какие предметы под запретом (аптечка, косметика, моющие средства). Действия уже обдуманны, и с помощью общения вполне можно контролировать занятия ребенка.

Специалисты рекомендуют делать каждый день с ребенком небольшую зарядку-гимнастику. Это разовьет его физически и, поверьте, делать он эту процедуру будет с удовольствием.

Зарядка

  • Глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз. Этим занятие начинается и заканчивается.
  • Ходьба под музыкальное сопровождение: ноги высоко поднимать в коленях, а руки разводить в стороны.
  • Попрыгать по комнате не меньше минуты.
  • «Гусиная» ходьба и «велосипед».

Малышу можно предложить и другие упражнения, подобрать различную музыку или считалочки. Для снятия напряжения и агрессии проводите периодически «бой» подушками, но потом умойте ребенка и сделайте расслабляющий массаж. Чередуйте активные игры с творчеством и чтением. Такая методика проведения досуга не даст малышу скучать.

Режим дня

Четкое соблюдение режима дня благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а значит, и на психическом развитии. Когда ребенок видит, что все в его мире идет привычным ходом и понимает, что за одними действиями неизбежно следуют другие (например, после обеда нужно идти спать, а после полдника можно поиграть), он спокоен, потому что ощущает стабильность и чувствует себя в безопасности.

Чаще всего, дети сами подбирают свой режим дня. Родителям надо только внимательно проследить, когда и что предпочитает делать ребенок. Некоторые дети в этом возрасте еще спят два раза в день, а кому-то достаточно одного. Кто-то встает ни свет, ни заря, а кто-то спит до 8 утра. Кто-то выходит гулять в полдень, а кто-то в это время уже идет обедать.

Внутренние ритмы каждого ребенка индивидуальны, поэтому проще под них подстроиться, чем идти в разрез с потребностями малыша.

Это примерный распорядок дня, но временные интервалы у каждого ребенка будут свои.

7.00Подъем
7.00 – 7.30Умывание
7.30 – 8.00Зарядка
8.00 – 8.30Завтрак
8.30 – 9.00Рисование, чтение книг
9.00 – 11.30Прогулка
11.30 – 12.00Завершение прогулки, подготовка к обеду
12.00 – 12.30Обед
12.30 – 14.30Дневной сон
14.30 – 15.30Подъем и самостоятельные игры
15.30 – 16.00Полдник
16.00 – 18.00Прогулка
18.00 – 19.30Завершение прогулки, игры, подготовка к ужину
19.30 – 20.00Ужин
20.00 – 21.00Водные процедуры
21.00 – 21.30Кефир (грудное молоко)
21.30Ночной сон

Как правило, к возрасту 1 года и 3 месяцев дети, в отличие от годовалых малышей, уже отказываются от ночных кормлений, но некоторые все еще просыпаются, чтобы перекусить. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то ночное кормление вреда не принесет. Но вот смесями лучше не увлекаться, так как это может привести к развитию кариеса.

На данном этапе развития происходит перестройка режима и переход с двойного дневного сна на один. Поэтому вопрос, сколько должен спать ребенок этого возраста, может иметь лишь примерный ответ — около 13 часов в день, большая часть которых должна приходиться на ночь. Малыш может часто просыпаться по ночам не только от голода, причинами плохого сна могут быть и другие факторы.

Привычка засыпать на руках, с соской, с бутылочкой. В тех случаях, когда в сознании малыша засыпание тесно связано с каким-либо предметом или действием, ребенок, проснувшись ночью, уже не может самостоятельно уснуть. Единственным выходом из такой ситуации должен стать отказ от ритуалов, сопутствующих засыпанию.
Переутомление. Если ребенок получил за день избыточное количество впечатлений, спал меньше, чем привык или лег позже, чем следует, не стоит ждать, что он всю ночь будет спать «без задних ног»

Напротив, он будет просыпаться и капризничать, поэтому важно четко соблюдать распорядок дня.
Рост зубов и новые навыки. Когда у ребенка режутся зубы, особенно клыки, он испытывает сильный дискомфорт, облегчить который можно при помощи специальных анестезирующих средств, разработанных специально для таких случаев

Если ребенок только учится вставать, ходить, бегать, он также может проявлять во сне беспокойство.
Гигиена сна. Возможно, малыш привык спать в определенных условиях, таких как определенная температура, уровень шума, свет, а потом что-то поменялось. Например, стало жарче, светлее, тише/громче. Постарайтесь оценить обстановку и понять, изменилось ли что-то в окружающей среде. Если нет, то этот фактор можно исключить.

Если режим сна малыша нарушен, но ни один из вышеперечисленных факторов не проясняет ситуацию, значит стоит задуматься о возможных медицинских проблемах и своевременно обратиться к врачу.

Развитие ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев — это один из самых интересных и серьезных этапов жизни малыша, ведь буквально за два месяца он обретает некоторую самостоятельность действий и начинает по-новому воспринимать и познавать мир. Каждый родитель должен разумно и ответственно походить к вопросам развития и воспитания, не забывая об индивидуальности ребенка, понимая, что главное — это любовь и терпение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий