11 месяцев ребенку

Нейро-психомоторное и психическое развитие

В 11 месяцев малыш уже осознает причинно-следственные связи от элементарных заученных вроде – собачка говорит «гав» коровка говорит «му», до самостоятельных, относительно слов и поступков взрослых.

Многие родители ошибочно полагают, что в этом возрасте карапуз ещё ничего не понимает, поэтому спокойно выясняют перед ними отношения или нецензурно выражаются, совершенно не отдавая себе отчёта, что наносят малышу психологическую травму или пополняют его пассивный словарный запас.

К признакам правильного психомоторного развития ребёнка 11 месяцев относится:

  • Выбор ведущей руки. Уже в этом возрасте можно проследить, левшой или правшой будет кроха. Он всё чаще берет предметы, держит ложку, зубную щётку и т. д. одной и той же рукой.
  • Умение манипулировать. Не самая положительная черта характера, но в той или иной мере прослеживается у всех малышей у этого возраста. Это может быть демонстрационный плач, крик, неделание двигаться с места, чтобы получить желаемое. Главное в этот момент не поддаваться на провокации и показать ребёнку, что его действия не имеют над вами власть.
  • Понимание и исполнение элементарных просьб вроде «дай», «положи» «покажи», «возьми». Чем чаще вы проводите подобные упражнения с ребёнком, тем быстрее он научится ориентироваться в пространстве и окружающих его предметах.
  • Стремление получить положительную оценку. Кроха запоминает, что взрослые воспринимают с улыбкой, смехом или похвальбой и стараются как можно чаще повторять аналогичные действия.
  • Использование простых игровых сюжетов– покачать куклу, покатать машинку и т. д.
  • Активное использование мелкой моторики пальцев. Маленькому исследователю нравится брать мелкие объекты двумя пальчиками, мять что-то в ладонях, осязать предметы руками.

Тест на развитие малыша в 11 месяцев

Узнать, нормально ли проходит развитие у 11-месячного младенца при помощи следующих нехитрых тестов:

  1. Самостоятельное передвижение. Понаблюдайте за тем, какребёнок садится самостоятельно, как сидит, стоит у опоры и ползает на четвереньках.
  2. Способность логически мыслить. Покажите малышу, как строить башенку из кубиков, а затем попросите его повторить ваши действия и поставить несколько кубиков друг на друга. Способность повторять ранее заученные бытовые действия такие как вытирать лицо полотенцем, есть ложкой, надевать ботинки и т. д.

Если вышеперечисленные задачи не вызывают у вашего чада трудностей, то можете быть спокойны – ваш малыш развивается правильно. Если же вы заметили какие-либо отклонения от нормы – покажите ребёнка педиатру. Он поможет скорректировать ситуацию или перенаправит вас к другому врачу, в зависимости от типа проблемы.

Режим малыша в 11 месяцев

Прикормы, как таковые закончились, и ребёнок уже стал полноправным членом семьи, занимающим своё место за общим столом. Конечно, правила приготовления блюд для него сохраняются. Детям готовят еду, путём отваривания, тушения, постное мясо в виде тефтелей, фрикаделек и котлет готовят на пару. Пища всё ещё измельчается, а основное число кормлений остаётся прежним – 5 раз в день. Не считая жидкости – воды, соков, ребёнок съедает до 1, 2 килограмма, так что одна порция составляет около 200-250 граммов, в зависимости от комплекции и аппетита малыша. Такая система питания будет использоваться и дальше, примерно до двух лет.

По сути, карапуз познакомился со всеми продуктами, но в число запрещённых всё также входят цитрусовые плоды, грибы, орехи, кофе и чай, шоколад. Помидоры, апельсины, некоторые другие овощи и фрукты, в том числе, мёд, могут вызывать аллергию, поэтому не желательны.

Те матери, которые планируют отучение от груди, постепенно сокращают количество молока, а затем и число кормлений, ограничиваясь лишь одним разом перед сном. В мамином молоке уже недостаточно необходимых ребёнку веществ, и он получит питательные вещества из обычной пищи.

Даже при продолжении грудного вскармливания отмечается, что в возрасте 11 месяцев дети по ночам спят намного спокойнее и уже не доставляют столько хлопот, исключение составляют случаи зубной боли и болезни, от которых в этот момент их нужно оберегать особенно тщательно – низкий иммунитет является, наиболее, уязвимым местом в данный период.

Ночью дети спят от 10 до 11 часов, а днём ещё 3-4 часа. Для возраста характерен переход каждого детского организма на свои собственные природные биоритмы. Поэтому одни дети могут ложиться и вставать позже или раньше.

Уход за ребёнком включает:

  • утреннее умывание, расчёсывание, чистку зубов (некоторые процедуры детки уже могут осуществлять самостоятельно);
  • подмывание после туалета – паховую область ребёнка моют тёплой водой, изредка используя мыло или другие средства;
  • купания проводятся в удобное для детей и родителей время, но, в основном, вечером;
  • в качестве закаляющих процедур используются обтирания, воздушные ванны, массаж для улучшения кровообращения и пищеварения;
  • гимнастические упражнения для укрепления мышц и позвоночника должны проводиться регулярно, так как они помогают восстанавливать организм карапуза после активных занятий во время бодрствования.

Умения и двигательные навыки ребенка в 10 месяцев

  • Самостоятельно садятся и удерживают свое тело в таком положении долгое время;
  • Встают у опоры и стараются передвигаться вдоль нее, самостоятельно садятся из положения стоя;
  • Используют игрушки, ориентируясь по их предназначению. Кубики ставят один на другой, машинку катают, куклой играют, мяч катают;
  • В игре задействуют обе руки;
  • Реагируют на простые глаголы «дай», «покажи»;
  • Координируют свои пальцы для захвата предмета всоответствии с размером;
  • Используют пинцетный захват для игры с совсем маленькими предметами;
  • При помощи взрослых играют с другими детьми;
  • При помощи взрослых пытаются спускаться и подниматься по лестнице;
  • Повторяют слоги и звуки за взрослыми;
  • Пьют из кружки, пытаются есть ложкой;
  • Хорошо жуют, глотают небольшие кусочки твердой пищи;
  • Спокойно реагируют на горшок. Начинают высаживать на него свои игрушки;
  • Уверенно повторяют простые игровые движения за взрослыми;
  • Могут сделать выбор между предложенными вещами.

Как поддерживать развитие ребенка в 13 месяцев

Привитие полезных привычек

Сейчас самое подходящее время, чтобы начать приучать малыша к гигиене: ежедневное купание и чистка зубов станут полезными ежедневными ритуалами. Также хорошим правилом будет утренняя гимнастика. Уже можно пробовать высаживать малыша на горшок после сна. Детки в 13 месяцев с удовольствием повторяют все за родителями, поэтому не стоит забывать про личный пример в плане полезных привычек.

Спорт и активные игры

У малыша начинается возраст неутомимого исследователя. Ему нравится движение, все новое, свежие впечатления обогатят его развитие. Здесь хорошо подойдут развивающие игры с активными движениями. В этой затее помогут потешки, детские песенки с игровыми движениями. Можно посещать с малышом развивающие занятия для самых маленьких. Активные прогулки также стимулируют двигательную деятельность. Детские площадки для малышей с низкими горками и лесенками в несколько ступеней помогут ребенку совершенствовать навыки владения собственным телом. Отличное решение – записаться в бассейн для малышей.

Развитие мелкой моторики

Это одна из ключевых составляющих для своевременного становления речи. Будут полезны игры с сортерами, шнуровками, лабиринтами, нанизыванием бусин на нитку. Также можно предложить малышу игру с пересыпанием мелкой крупы, фасоли или гороха. Но стоит помнить, что любые манипуляции с мелкими предметами возможны только под присмотром взрослых.

Можно купить ребенку пальчиковые краски и мягкий пластилин. Первые занятия лепкой и рисованием познакомят ребенка с миром творчества.

Общие рекомендации

Чаще разговаривайте с ребенком, читайте, рассматривайте картинки, пойте малышу песенки или слушайте их в записи. Все это помогает становлению речи. Хвалите кроху за любые успехи, хлопайте в ладоши, когда у него что-то получается. Говорите, как любите его и как он дорог для вас и важен. Помогайте ребенку пережить негативные эмоции и радуйтесь вместе позитивным. Такой подход способствует развитию эмоционального интеллекта, что является залогом здорового психического развития.

Чем мальчики отличаются от девочек

Мальчики действительно отличаются от девочек. Разница затрагивает несколько аспектов:

Эмоциональная сфера. Эмоции девочек зачастую объясняемы и просты, агрессивное поведение или отсутствует, или проявляется редко. Эмоциональный фон мальчиков сложен: они могут демонстрировать агрессию (в том числе необоснованную), иногда не способны контролировать и объяснять свои чувства.
Скорость развития. Физически мальчишки развиваются быстрее, а также более ловкие. Но их умственное продвижение несколько запаздывает, если сравнивать с девочками. Дети женского пола ориентируются в пространстве хуже, позже демонстрируют сложные физические навыки, зато осваивают речь и контроль потребностей раньше, то есть говорят, учатся по назначению пользоваться горшком.
Познание окружающего мира. Основной способ изучения для мальчиков – тактильные ощущения. Они всё трогают руками, стараются разобрать на части, но быстро переключаются с одних предметов на другие, хуже концентрируются

Девочки же наблюдают, рассматривают, оценивают со стороны, дольше удерживают внимание на объектах.
Физические показатели. Обычно по росту и весу девочки более миниатюрны, чем мальчики.

Развитие – сугубо индивидуальный процесс. Поэтому описанные выше различия могут не просматриваться между отдельными детьми или же меняться в противоположную сторону. Например, одна конкретная девочка может оказаться более развитой физически и крупной, чем другой конкретный мальчик.

Рацион питания

В этом возрасте ребенка надо кормить не только полезно, но и вкусно.

Фрукты и овощи должны обязательно присутствовать в рационе, перетирать их уже не нужно – малыш уже может справляться с твердой пищей.

Просто сварить брокколи без соли – уже не вариант.

Наверняка ребенку понравится одно из следующих блюд:

  1. Суп с фрикадельками. В 150 мл бульона добавить мелко нарезанный картофель, пассированные лук, перед и морковь, и сварить до готовности. Чтобы приготовить фрикадельки потребуется измельченный кусочек говядины, соль, перец, половина яйца. Фрикадельки отварить, перед подачей положить в суп, и украсить блюдо зеленью.
  2. Банановые оладья. Замесить на кефире или молоке тесто для оладий, добавить в него пюре из измельченных бананов, хорошо перемешать. Выпекать на растительном масле. Оладья можно полить сметаной или медом, если у ребенка нет аллергии на продукты пчеловодства.

Особенности психоэмоциональной сферы

  • У ребенка в 1 год и 11 месяцев психологическая сфера продолжает активно развиваться, но происходит это немного медленнее, чем это было на первом году жизни. Длительность бодрствования увеличивается до 4-5 часов.
  • Малыш становится более независимым и начинает проявлять свой характер.
  • Некоторые дети капризничают – сжимают губы, если не хотят чистить зубы и кушать нелюбимую еду, отказываются мыть голову шампунем и так далее. Родители должны научиться договариваться с ребенком, не кричать, но и ни в коем случае не потакать капризам.
  • К этому возрасту у ребенка обостряется чувство свободы. Малыш может убегать от взрослого при каждой удобной возможности, но, если он увидит, что его никто не ищет, а родителей нет в поле зрения, он может почувствовать себя брошенным и сильно испугаться.
  • Малыш этого возраста в семье – это время, когда родители должны быть очень терпеливыми и понятливыми, ведь бунтарство и борьба – это естественный этап развития человека, в результате чего ребенок вырабатывает в себе привычку к устоям социума.

Одиннадцать месяцев ребенку

Первые шаги

Если ваш малыш все ещё не ходит самостоятельно, то скоро, все-таки, настанет то время, когда он захочет сделать свои первые самостоятельные шаги. Если ребенок 11-12 месяцев всё ещё не ходит не волнуйтесь. Вполне нормально для малышей начинать ходить в 16 или 17 месяцев. Вам необходимо поддерживать малыша при ходьбе или ползании, находитесь перед ним и плавно убирайте руки. Или берите обе его ручки и обучайте ходьбе. Как и большинство детей, ваш малыш будет осваивать эти первые в его жизни шаги при помощи поддержки взрослых рук (для баланса). Он может ходить и с согнутыми коленями, и с вывернутыми наружу носками, и выпирающим животиком, в то время, как попка торчит назад (все для того же баланса).

Как всегда убедитесь в том, что малыш находиться в безопасной обстановке и его окружают мягкие вещи, где он может осваивать свои первые навыки хождения. Следуйте стандартным рекомендациям «Записной книжки молодой мамы» и никогда не оставляйте вашего малыша без присмотра. Сейчас не выпускать их внимания ребенка главнее всего.

Ребенок 11-12 месяцев. Бросить соску

Возможно, вы ощущаете, что соска — это то, с чем взрослел ваш малыш и к чему он испытывает нежные чувства. Но эксперты говорят, что возраст ребенка 11-12 месяцев — это хорошее время для того что бы бросить соску. Чем дольше ваш малыш сосёт пустышку, тем сложнее будет это прекратить. Если отучить сейчас, то это положит начало захватывающему периоду развития речи. Малышу может понравиться меньше болтать, когда у него постоянно что-то во рту.

Отучение от соски может быть тяжелым испытанием для малыша. Переходите постепенно. Ограничивайте дневное использование и затем потрудитесь не использовать и ночью. Вы так же можете попробовать подменять его соску его же игрушками. Существует множество способов, как отучить ребенка от пустышки.

Развивающие игры 11 месяцев

Круг интересов вашего малыша возможно сместиться. От освоения мелкой моторики (когда он занимается тем, что перебирает небольшие предметы своими пальчиками или что-то поглаживает ручками) малыш может перейти к тренировке больших мышц.

Некоторые дети 11-12 месяцев быстро переключают внимание от спокойной игры к достаточно шумной. И период этот может быть даже от 2 до 5 минут

Малыш, конечно же, думает, что это очень весело стучать, бросать и сбрасывать все вниз. Все это — развивающие игры 11 месяцев.

Он дает вам игрушку, так же как и берет обратно, и ему нравятся игры, где он может сложить вещи в контейнер и обратно их вынуть. Хорошо развивают ребенка 11-12 месяцев кубики в корзине или в коробке, которые он может складывать друг на друга или один в другой. Малыша возбуждают и радуют громкие звуки. Он будет испытывать волнение от громких стуков горшков и кастрюль, и стучать ими может бесконечно. Да прибудет с Вами терпение!

Игра – дело серьезное!

Игра – ключ к становлению личности, формированию жизненно необходимых навыков, речевых, двигательных и мыслительных. Вы можете применять предложенные ниже варианты в неизменном виде или адаптировать их, учитывая склонности и пристрастия своего крохи:

  1. Речевые игры. Изучить новые слова проще в игровой форме. Для пополнения словарного запаса ребенка нужно повторять простые слова, чтобы они отложились в памяти. Будет лучше, если включить в процесс игрушки – пусть любимый мишка покушает мед и скажет об этом, зайчик ляжет в кроватку и пропоет ребенку “баю-бай”, а собачка помашет лапкой и попрощается маминым голосом.
  2. Предмет и рисунок. Возьмите игрушку, нравящуюся вашему малышу (например, грузовик), покатайте его вместе с ребенком по полу, а потом спрячьте, положив на его место изображение грузовика. Спросите у ребенка про грузовик. Если малышу сложно сразу понять, в чем дело, помогите ему, показав пальцем на картинку.
  3. “Попроси”. Выберите любимые игрушки вашего ребенка, поиграйте с ним, а потом уберите одну из них за спину. Крошка должен понять, что если ему нужны игрушки, об этом надо сказать. Выучите слово “дай” – как правило, дети быстро учатся его произносить.
  4. “Фото-гид”. Возьмите несколько фотографий близких родственников и расставьте их перед ребенком. Пусть ваше чадо учится узнавать и различать близких людей на фотопортретах. Помогите ему, расскажите где бабушка, где дедушка. Поощряйте кроху самого произносить слова в упрощенной форме. Закрепляйте навыки.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие игрушки нужны ребенку в 1 год и 3 месяца: составляем список нужных

Занятия с малышом

Развивающие занятия с ребенком должны проводиться регулярно, так как в этом возрасте мозг малыша активно развивается, и ребенок готов получать и усваивать информацию.

Обязательно нужно читать ребенку книжки, и обязательно анализировать прочитанное и отвечать на вопросы

Очень полезно учить детские стихи, важно заинтересовать ребенка, поэтому читать стихи надо с паузами и эмоциями

Учить малыша цифрам конечно рано, но некоторыми математическими понятиями он конечно уже должен владеть – мало, много, большой, аленький и так далее. Можно научить ребенка считать до трех, а также дать понятие о простых геометрических фигурах.

С этого возраста можно учить ребенка лепить из пластилина, дать ему краски и карандаши. Лучше всего покупать раскраски с простыми рисунками, где все детали большие.

Для развития мелкой моторики можно заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой – как вариант «Ладушки», «Сорока-белобока».

Ребенок к 1 году и 11 месяцам начинает испытывать потребность в общении со сверстниками, родители должны учить ребенка правильно строить отношения, не ссорится, учиться играть вместе.

К этому возрасту ребенку будут интересны игрушки из следующих категорий:

  • развивающие – лото, мозаика, пазлы, краски,
  • обучающие – игрушечная посуда, лего, конструкторы с крупными деталями,
  • для активных игр – мячи, мини-кегельбаны, железные дороги, мини-баскетбол на липучке,

Кроме того, малыш будут с удовольствием играть с различными говорящими и музыкальными игрушками, мальчики в этом возрасте любят играть с машинками, наборами инструментов, девочкам придется по душе кукольный домик, гладильная доска, посудка, игрушечный медицинский набор.

Как развивать малыша

Речевые игры. Разнообразные задания, позволяющие карапузу тренировать речевой аппарат, находить знакомые предметы на картинках, в книжках, среди предложенных вещей, позволяют совершенствовать умение говорить, развивать понимание обращенной речи. Отдельно стоит предлагать крохе разнообразные артикуляционные упражнения: повторить за взрослым звук, слог, слоговую цепочку.
Игры на развитие мелкой моторики. Занятия с бусинами, шариками, пирамидками и кубиками, сенсорными мешочками и бизибордами развивают пинцетный захват, координацию пальчиков и рук, способствуют развитию речевого центра головного мозга. На 11-м месяце жизни все игры с небольшими предметами должны проводиться под присмотром взрослых, чтобы избежать заглатывания;
Игры с водой. Переливание воды из разных стаканчиков и ковшиков, мельницы и фонтанчики, ролевые игры с резиновыми игрушками во время купания положительно влияют на общие знания об окружающем мире, дают возможность познакомить с новыми формами игр, поднимают настроение карапузу;
Творчество. Рисование пальчиками, лепка из теста, мелки – виды творчества, теперь доступные крохе. Через простые занятия малыш знакомится с разнообразием цветов, форм, развивает мелкую моторику. Творческие занятия с 10-ти месячным ребенком нужно проводить совместно, водя ручкой крохи по бумаге, показывая, как менять форму теста, рисовать при помощи мела

Во время занятия рассказывайте, что вы делаете, акцентируйте внимание на полученном результате;
Тренировка двигательных навыков. Прятки и догонялки, гимнастика и прогулки при помощи взрослых

Рекомендуется предлагать малышу тренировать свои навыки с использованием игровых элементов. Возьмите игрушку и поставьте ее на стул, позовите малыша измененным голосом, предложив ему взять игрушку в руки. Заинтересованный кроха поднимется с пола и попытается забрать вещь. Пусть игрушка, управляемая вами, отойдет от него на некоторое расстояние, стимулируя карапуза сделать несколько шагов.
Развитие зрения и слуха. Классическая музыка и игры с музыкальными инструментами хорошо развивают слух малыша. Заводные и движущиеся игрушки тренируют внимание и остроту зрения;
Сюжетные игры. Пора начинать знакомить кроху с возможностями сюжетной игры. Покажите, как можно манипулировать куклой или игрушкой, чтобы повторить знакомые действия: положить спать, покормить. Во время такой игры разговаривайте с малышом от имени игрушки, комментируйте ее ощущения (больно, приятно);
Игры исследования. Предложите малышу найти предмет, спрятанный в коробку или мешок. Покажите, как играть с сортером, логическим кубом. Первый раз выполните необходимое действие самостоятельно, потом повторите движение, управляя руками крохи, предложите выполнить задание самостоятельно;
Развитие логики и обобщения. Общаясь с малышом, покажите ему разницу между большим и маленьким, употребляйте слова обобщения для предметов (овощи, фрукты, мебель, посуда), покажите, как можно сортировать вещи по цвету, размеру;
Чтение. Сказки, стихи, потешки – способ знакомить малыша с удивительным миром книг, показывая новый способ познания.

Игрушки

  • Найти игрушкам место, в котором они будут доступны малышу, но не будут постоянно находиться на виду;
  • Разделить игровые предметы на 2 части. Одну оставить в доступе ребенка, вторую спрятать. Раз в 1-2 недели осуществлять полную смену игрушек для поддержания интереса к ним;
  • Производить постоянный контроль предметов, находящихся в пользовании малыша. Проверяйте игрушки на возможные трещины, сколы, разрывы. Деформированные и сломанные вещи изымайте из игр для обеспечения безопасности крохи;
  • Предметы для игр на улице должны находиться отдельно от домашних игрушек и обрабатываться после каждого похода на улицу водой;
  • Раз в месяц хорошо все игрушки мыть, протереть от возможной пыли, мягкие игрушки выбить или постирать;
  • Внимательно проверять игрушки, использующие элементы питания. Все батарейки должны быть не только спрятаны под пластиковой крышкой, но и дополнительно закреплены при помощи винтика.

Мячики и шарики разных размеров. Большой шар для аэробики, мяч для тренировки умения кидать и пинать, небольшие шарики разного цвета и текстуры для развития мелкой моторики, светящиеся – для остроты зрения. Хорошо при помощи мячиков учить карапуза умению сортировать, различать большое и маленькое;
Резиновые игрушки. Хорошо подходят для ролевых игр и занятий во время купания. Можно приобрести набор резиновых зверей, издающих писк во время нажатия

Подбирая резиновые игрушки для малыша, стоит обратить внимание на их расцветку. Выбранные животные должны быть окрашены по подобию реальных животных, для закрепления внешних признаков в памяти малыша;
Шумящий или свистящий молоток, пищалки, погремушки

Желание стучать игрушками по окружающим предметам все еще очень сильное. Пищащий молоток развивает умение малыша пользоваться крупной моторикой рук, развивает понимание причинно-следственных связей в головном мозге;
Пирамидки разных размеров, сортеры, вкладыши, предметы, развивающие мелкую моторику и логику. Применение игрушек этого типа стимулируют развитие речи, первичных навыков мышления;
Кубики и конструктор. Умение выстраивать башенки и создавать новую форму через скрепление блоков — важный навык на пути освоения крупной и мелкой моторики. Через зрительное восприятие процесса построения новых форм, малыш развивает математические способности, пространственную ориентацию, координацию;
Музыкальные игрушки и развивающие центры. Хорошо влияют на развитие слуха и мелкую моторику;
Куклы и звери. Сюжетная игра – основа развития ребенка до 3-х лет. Чем лучше развит навык занятий с игрушками, изображающими живые существа, тем быстрее малыш осваивает основные умения, связанные с общением, самообслуживанием;
Заводные и движущиеся игрушки. Наблюдая, как неподвижные игрушки после простых манипуляций «оживают», малыш тренирует остроту зрения, закрепляет причинно-следственные связи, развивает фантазию;
Посудка, игрушечная мебель и пластиковые бытовые предметы. В игре младенец повторяет увиденные действия взрослых и пытается подражать, чем больше возможностей тренировать различные движения при помощи игрушек будет у карапуза, тем легче ему будут поддаваться базовые умения;
Машинки и ходилки. Эти виды игрушек нужны и мальчикам, и девочкам. Действия с предметами, которые можно катать, толкать, использовать в качестве опоры для тренировки навыка ходьбы позволяют развивать координацию, логическое мышление.

Развитие недоношенного ребенка в 11 месяцев

Ребенок в 11 месяцев

Развитие недоношенного ребенка в 11 месяцев почти ничем не отличается. Он может просто больше спать и быть не таким подвижным, как обычные дети, так как с рождения более слабый. Но обладает почти всеми теми же навыками и умениями:

  • Делает первые шаги — возле опоры или даже самостоятельно.
  • Быстро ползает, встает и садится.
  • Охотно играет в кубики, пирамидки, машинки и каталки.
  • Знает много бытовых действий и выполняет их по просьбе взрослых.
  • Начинает говорить слогами или даже небольшими отдельными словами, обозначающими животных или предметы.

В общем, недоношенный ребенок в 11 месяцев такой же как и дети, рожденные в свой срок.

Нейро-психомоторное и психическое развитие на 11-ом месяце жизни

Психическое развитие малыша по сравнению с предыдущим месяцем претерпевает небольшие изменения. К этому возрасту малыш стал уже практически самостоятельной личностью, период полной зависимости от мамы остался позади. Перед вами – почти годовалый человек со своими предпочтениями и привычками.

Чтобы проверить, нормально ли проходит развитие ребенка в 11 месяцев, родителям необходимо пройти с младенцем небольшой тест:

  • оцените, насколько хорошо ребенок садится и сидит сам, стоит и ходит у опоры, ползает на четвереньках;
  • проверьте, стремится ли малыш хотя бы немного имитировать движения, показываемые вами, или которые он видел ранее. Например, ребенок знает предназначение ложки, расчески, полотенца, и пытается провести с ними логически правильные действия;
  • предложите ребенку сложить простую башню из трех-четырех кубиков. Малыш должен попытаться поэтапно положить 2-3 кубика друг на друга.

Если ребенок без труда выполняет вышеперечисленные задачи, то вас можно только поздравить – ваш маленький наследник развивается правильно.

На что еще можно стоит обратить внимание, оценивая физическое развитие малыша, вы можете увидеть в таблице ниже

РечьМалыш постоянно лепечет, правда, вся его маленькая «болтовня» пока лишь понятна только ему самому. Местами речь становится понятной, можно разобрать звукоподражательные «би-би», «му-му», «да-да» и т.д.
СлухРебенок осознает все то, что говорят ему родители, но пока о поддержании беседы речи идти не может. Все новые услышанные слова запоминаются крохой и уходят в «пассивный словарь», поэтому взрослым необходимо следить за своей лексикой.
ЗрениеЛюбознательность младенца растет. Присутствуя в незнакомом месте (например, в гостях), ребенок уже не пускается в плач, а стремится рассмотреть новый интерьер. Малыш еще не способен отличать на глаз твердые предметы от мягких, поэтому при купании в ванне пытается ухватить ладонью струйку воды.
ЭмоцииЭмоции у малыша в 11 месяцев подкреплены действиями: если ребенок недоволен, он сердится и кусает/бьет маму; если он рад – смеется и хлопает в ладоши. С помощь взрослых ребенок научится разделять эмоции и действия (к примеру, злиться, но при этом не стараться ударить), и начинать учить этому стоит уже сейчас.
МоторикаКроха научился достаточно ловко наклоняться за игрушкой, не падая на четвереньки и не приседая. Может самостоятельно держать чашку и учится пить из неё. Стоит без посторонней помощи. Делает первые шаги, но еще боится ходить без поддержки, поэтому, не отпуская руку мамы, увлекает её туда, куда хотел бы направиться сам.
ИграВ игре ребенок пытается походить на взрослого, и стремится все делать самостоятельно. Если ему дать тряпку, он с удовольствием поелозит её по полу. Малыши в одиннадцать месяцев любят рассматривать книжки с большими яркими картинками, строить башенки из крупных кубиков и собирать пирамидку.

11 месяцев ребенку: физическое развитие, вес и рост

11 месяцев ребенку – развитие

За прошедший месяц кроха изрядно преуспел в ходьбе. В 11 месяцев он уже стоит сам, ходит, держась за руку. А ухватившись за обе руки, может перешагнуть ступеньку-другую. Кроха учится поднимать игрушки с пола, слазить с дивана, забираться на стульчик. Не огорчайтесь, если ребенок еще всего этого не освоил. Помните, ваш сын или дочь неповторимы, для первых шагов ему нужно еще немного времени, а пока тренируйте малыша и следите за его физическим развитием.

  • В 11 месяцев ребенок весит в пределах 9,5 — 10,0 кг, за этот месяц набирает около 300-400 г.
  • Ростом 11-месячные дети в пределах 72 — 78 см.

Малыш уже достаточно много двигается, поэтому набор веса незначительный. Следует заметить, что эти цифры средние и для каждого отдельного ребенка могут несколько отличаться.

Занятия по развитию речи

Человек – существо социальное, и одна из важнейших потребностей – общение. Потому все родители прилагают много усилий, чтобы побыстрее научить малыша разговаривать.

Вначале детям свойственно разговаривать упрощенно, используя своеобразную лексику: “ам”, “бай-бай” и т.п. Ребенок охотно занимается словотворчеством, используя как распространенные, так и придуманные им самим “детские” слова. При этом некоторые дети так изобретательны, что удивляют не только собственных мам и пап, но и профессиональных лингвистов. А родители, в свою очередь, с гордостью делятся с друзьями фантазиями своего отпрыска.

Первый шаг – научится понимать своего ребенка. Если вы не совсем поняли свое чадо, не бойтесь ошибиться, выскажите все свои догадки. Малыш приходит в восторг, видя, что мама и папа, в отличие от других людей, понимают то, что он пытается выразить.

Его речь для родителей уже не просто набор звуков, она стала осмысленной. И ребенок очень старается, чтобы понять его было проще, пытается говорить правильно. Обязательно похвалите ребенка за его попытки, даже если они не увенчались успехом.

Возможные проблемы

Малыш не ходит самостоятельно

13 месяцев – это еще не тот возраст, когда стоит бить тревогу по этому вопросу. Если ребенок здоров, активен, с охотой передвигается за ручку и уверенно стоит на ногах, дайте ему время. Навык самостоятельной ходьбы не заставит себя ждать. Пограничной нормой в этом вопросе считается возраст 1.5 года.

Ограниченность речи

Некоторые малыши могут общаться исключительно с помощью звуков и слогов вплоть до 2х-летнего возраста. Другие детки уже в 1.5 года говорят связными предложениями. Развитие речи – это сложный и индивидуальный процесс. На него влияет огромное количество факторов. В большинстве случаев мальчики заговаривают несколько позже, чем девочки. И если малыш в 13 месяцев произносит всего пару слов, а в остальном разговаривает на собственном языке – это не считается отклонением от нормы.

Что нужно уметь ребенку в 11 месяцев?

У малыша складывается своя схема мира, которую он способен пополнять или менять при поступлении новой информации. Развитие малыша в 11 месяцев, по мнению врачей, в том числе доктора Комаровского, состоит в следующем: (рекомендуем прочитать: как правильно развивать ребенка в 11 месяцев?)

  1. Ребенок отличает помещения в доме одно от другого и знает, за какими предметами куда надо идти: за соской – в спальню, за ложкой – на кухню и так далее, то есть у него развивается память.
  2. Он может самостоятельно сидеть без опоры и садится самостоятельно.
  3. Встает на ножки и стоит, держась за опору, ходит с мамой за ручку, делает 1 – 2 шага самостоятельно.
  4. Пьет из чашки, ест с ложки.
  5. Знает, как использовать различные предметы, то есть, что ложкой кушают, расческой причесываются.
  6. Понимает, что ему говорят взрослые, реагирует на их предложения типа «давай наденем кофту», «пойдем на улицу», выполняет короткие просьбы типа «дай мячик», «положи книжку».
  7. Самостоятельно играет в кубики и пирамидку, при этом берет игрушки большим и указательным пальцами.
  8. Сопоставляет предметы с их изображениями на картинках. Может принести вам предмет, если вы покажете его изображение и попросите принести.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как легко и просто научить ребенка ходить самостоятельно?

Как помочь заговорить?

Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.

Активная речевая среда вокруг него

Очень важно, чтобы малыша постоянно окружала речь: правильная (без «сюсюканий» и слов-паразитов) и активная. Нужно рассказывать ему обо всем, что есть рядом, что сделано или планируется, какие свойства у предметов, для чего они нужны и т

д.
Речевая провокация. Одним из важнейших стимулов развития речи ребенка является необходимость донести до взрослого какую-то свою потребность. Поэтому чем меньше мама или папа в этот момент будет демонстрировать понимание «пролепетанного», тем больше крохе придется изощряться в формулировании своего желания.
Второй момент провокаций заключается в том, чтобы постоянно побуждать малыша отвечать взрослым. Вопросы могут быть любыми: что ты хочешь сегодня на обед? Зачем ты это берешь? Посмотри, какое сегодня небо? Тебе нравится мячик? Какой он?
Тренировка мелкой моторики – давно доказанный способ развития речевых центров мозга. Этому способствуют всевозможные манипуляции с мелкими предметами или деталями: собирание конструктора, мозаики, перебирание круп, рисование пальчиками по песку или рассыпанной муке, лепка, отрывание бумаги или пластилина, развитие тактильной чувствительности (то есть восприятия на ощупь текстур с разными свойствами — гладкое, пушистое, шершавое, твердое, мягкое, липкое, шерстяное, колючее и т.д.).
Пальчиковые игры. Всевозможные детские потешки, в игровой форме заставляющие ребенка производить мелкие манипуляции с пальцами: сгибать, хлопать, растопыривать и т. д. Хорошей игрой может стать массаж ладошек и пальчиков шипованным мячиком, твердыми круглыми предметами (орехами, к примеру).
Артикуляционная гимнастика – упражнения, развивающие силу и подвижность органов речи. Это могут быть специальные упражнения или те же игры на звукоподражание (животным, транспорту, погоде). Или игры перед зеркалом, когда мама просит ребенка повторять за ней звуки, которые при этом усиленно артикулирует. Ребенок видит в зеркале сразу и маму, и себя, контролируя правильность своих действий.

Осмотр у врачей и вакцинация малыша

В первые месяцы жизни закладываются основы здоровья ребёнка. Поэтому при наличии каких-либо жалоб следует немедленно записаться на приём и получить консультацию педиатра. Визиты в поликлинику способны выявить врождённые заболевания или склонность к ним, а также раннюю стадию только зарождающейся болезни.

В возрасте 11 месяцев малышу необходимо посетить педиатра для профилактического осмотра. Доктор проводит общий осмотр, оценивает состояние здоровья ребёнка, проверяет прибавил ли малыш в весе. Кроме этого, у специалиста можно проконсультироваться по поводу закаливания и лечебной физкультуры.

Согласно календарю прививок, в возрасте 11 месяцев никаких прививок малышу не ставят. Исключение возможно лишь в ситуации, которая предусмотрена индивидуальным графиком прививок.

Однако, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий