Что делать, если маленький ребенок 2 – 3 годика до ужаса боится мух

Содержание статьи

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Органические поражения головного мозга

Ребенок 6 лет боится громких звуков? Это может быть из-за пережитого негативного опыта или проблем со здоровьем: осложнений, заболеваний или травм лор-органов, органического поражения головного мозга. Неврологи утверждают, что последний диагноз можно поставить практически 90 % пациентов разного возраста. Но если изменения затрагивают более 20-25 % мозга, то проявляются признаки болезни.

У детей поражение мозга обычно связано с перинатальными причинами: это заболевания матери во время беременности, инфекции, генетическая предрасположенность, ишемия или гипоксия при родах, действие радиации или других вредных веществ (табака, химикатов, алкоголя, наркотиков). При осложнениях такие нарушения могут перерасти в эпилепсию, ДЦП, олигофрению, гидроцефалию. Характерным признаком этих болезней у детей является боязнь громких звуков.

Среди симптомов органического поражения мозга можно назвать снижение интеллекта, низкий иммунитет, проблемы с памятью, задержку интеллектуального развития и речи, постоянную слабость, головокружение, головные боли, повышенную раздражительность. Могут быть трудности с выполнением централизованных движений глазными мышцами, припадки с судорогами, нарушения слуха, зрения и обоняния, частичное или полное непонимание речи. К счастью, большинство нарушений, обнаруженных в раннем возрасте, можно откорректировать.

Если ребенок боится громких звуков, коррекционная программа должна подбираться исключительно специалистом. Эффективнее всего лечатся нарушения, выявленные до поступления ребенком в первый класс. Терапия в этом случае должна быть комплексной. Ребенку рекомендуется посещать логопеда и дефектолога, заниматься по нейроакустическим программам, в среде Монтессори. Полезны ритмотерапия, цветотерапия, арт-терапия, сенсорная интеграция.

Что такое детские страхи?

Конечно, важно определить, что же такое детские страхи? Детские капризы и выдумки? Попытка обратить на себя внимание взрослых? А может это повод для серьезного беспокойства? Где же граница нормы и патологии, безобидных возрастных страхов и психопатий?

По началу, необходимо понять самим родителям, что тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и удивление, радость и грусть. Некоторые страхи с возрастом исчезнут. Но если они болезненны для малыша, сохраняются длительное время, то заслуживают особого внимания, а часто и требуется помощь профессионального психолога.

Признаки страха

Страх – это острая эмоция, он обязательно сопровождается одним или несколькими физиологическими признаками:

  • общее беспокойство, дрожь, тремор рук;
  • внезапный плач и крик, которому не предшествовали демонстративные действия;
  • потеря ориентации в пространстве, растерянность;
  • расширенный зрачок, несвойственная ребенку мимика;
  • жалобы на головокружение, головную боль во время или после приступа страха.

Почему ребенок боится других детей, нужно выяснить у малыша в доверительной беседе

Но если тревожные реакции стали частыми, следует обратить внимание на психологическое здоровье чада, посетить детского психотерапевта и невролога

Осторожность и боязнь – это норма, страх – устойчивая реакция. И ему нельзя давать переродиться в фобию!

Основные формы детских страхов

Если мы имеем дело именно с психологической особенностью возраста, то ее легко определить по закономерным формам поведения, вызванного страхом.

От 0 до 1,5

Испуг впервые возникает в первом полугодии жизни, а к концу первого года окончательно приобретает свои черты: вздрагивание, плач, крик, отмахивающие движения ручками и ножками, учащенное дыхание.

Такую реакцию могут вызывать звуки, смена освещения, чужие люди или ситуации, связанные с болью (появление врача). Боязнь других детей в конце первого года жизни или чуть позднее проявляется в «прилипании к маме».

От 1 до 4

Контакт с родными продолжает формироваться и теперь, становясь более осмысленным. Ведущий страх – одиночество и его физический аналог – темнота. Формирующиеся чувства любви, нежности, жалости, сострадания, сочувствия с одной стороны и кризис самостоятельности с другой ставят малыша в неловкое психологическое положение.

В этот период на отношения со сверстниками большое влияние оказывает мнение старших, «хороший мальчик» обязательно станет другом, а «плохого» (по мнению мамы или бабушки) нужно обходить стороной и даже побаиваться.

Основная форма страха этого возрастного периода – избегание, иногда подкрепляемое выдуманными историями о том, как двухлетний «плохой» ровесник обидел или напугал.

От 3 до 6

В период, когда тенденции «Я сам!» наиболее активны в поведении чада, заставлять его с кем-то дружить совершенно бесполезно. Дружба – это чувство, которое должно сформироваться глубоко внутри. Страха по отношению к сверстникам в этот период обычно не бывает – трехлетки активны и общительны. Страхи могут сохраниться из предыдущего этапа, либо, если ребенок развивается чуть быстрее сверстников, на общении могут сказаться новые страхи: очень индивидуальные, абстрактные и фантазийные.

От 5 до 8

Это самый боязливый возраст. Буквально все вокруг заставляет малышей испытывать тревогу: болезнь мамы, перестановка в комнате, страшные сны и сказочные персонажи. Особенности взаимоотношений с детьми-сверстниками проявляются либо в агрессивных действиях (обычно защитного характера), либо в форме привлечения внимания («Он меня обидел, накажи его!»).

К 7–8 годам страх перед одноклассниками уже не считается нормой. В этом случае следует разобраться, не было ли негативного опыта, педагогических проблем или нарушений процесса социализации.

Иные причины негативного поведения

В поисках причин коммуникативных затруднений нужно рассматривать не только истинный страх, но и другие возможные состояния, способные нарушать равновесие в настроении ребенка:

Необщительность (интроверсия) как черта характера, замкнутость, предпочтение самостоятельных игр. Эту черту характера нужно четко разграничивать с нарушениями аутичного спектра!
Подражание интровертным родителям.
Гиперопека, следствием которой стала гиперзависимость ребенка от родителей.
Страх есть, но это страх не перед другим ребенком, а перед самим фактом игры с ним. Бывает и такое!
Ошибки социализации, болезнь, строгие карантины – все это возможные причины несформированности коммуникативных качеств ребенка по возрасту.
Негативный опыт

Память места и ситуации довольно часто оказывает влияние на детское поведение.

Важно как можно скорее рушить дурные стереотипы, утилизировать конфликты между малышами и формировать у них добрую память друг о друге.

Малыши — юные исследователи

Можно выделить четыре основные причины, почему дети давят насекомых. Вот первая.

Малыши в возрасте до четырёх лет только познают окружающий мир и поэтому отличаются повышенным любопытством. Им интересно не только рассматривать окружающие предметы, но и разбирать их на части. Таким образом они пытаются узнать, что находится у предметов внутри. Аналогичным способом они поступают и с насекомыми. И никакого злого умысла в таких действиях искать не нужно. Жестокость — осознанный способ причинения вреда. У детей до четырёх лет мышление наглядно-действенное, в основе которого не лежит анализ. Поэтому малыши в таком возрасте не способны быть жестокими.

Малыши могут причинить вред насекомому не из-за жестокости, а по причине любопытства

В такой ситуации не следует ругать ребёнка, а нужно спокойно ему объяснить, что насекомые — живые существа, которые чувствуют боль и не хотят умирать.

Почему ребенок боится воспитателя в садике?

Если практически каждое утро малыш отказывается идти в детский сад, плачет и рассказывает о том, что он боится воспитателя, необходимо постараться выяснить причины данной фобии. Возможно, кроха слишком рано попал в такое учреждение и оказался не готов к новому коллективу. Бывают и более сложные случаи, когда малыш с опаской относится именно к педагогам. Попытаться разобраться со сложившейся ситуацией и выяснить причины возникающего страха можно следующими способами:

  • забирая малыша из садика, расспросите, как прошел его день, чем он занимался;

  • постарайтесь выяснить, реагирует ли малыш подобным способом на всех педагогов или на кого-то одного из них;

  • поговорите с другими родителями и узнайте, как ведут себя их дети;

  • обсудите сложившуюся ситуацию с воспитателями;

  • попросите малыша нарисовать детский сад и проанализируйте получившийся рисунок (яркая и радостная картинка говорит о хороших эмоциях и впечатлениях, а темные и мрачные тона свидетельствуют о негативном восприятии окружающего. Такие тревожные сигналы требуют особого внимания взрослых);

  • поиграйте дома в детский сад. Пусть роль педагога достанется малышу, а мама/папа выступят в качестве воспитанника дошкольного учебного заведения. Присмотритесь, как себя ведет и что говорит сын или дочь: они неосознанно скопируют взрослого, вызвавшего у них яркие эмоции.

Что делать, если ребенок боится воспитателя?

Выяснить причину возникновения фобии – сделать половину дела для разрешения проблемной ситуации. Перед родителями становится новая задача: что делать дальше?

Если педагог не виноват

В случае если страх – это форма адаптации или предлог, чтобы не ходить в сад и быть поближе к маме, стоит уделить внимание формированию положительного имиджа воспитателя в глазах малыша. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью найти в руководителе группы что-то хорошее, отметить его заботу, доброту, улыбчивость и дать ребенку понять, что его очень любят. Такие доверительные разговоры постепенно снимут тревожность и панику

Такие доверительные разговоры постепенно снимут тревожность и панику.

Если ребенок боится воспитателя в детском саду, не оставляйте его наедине с негативными эмоциями. Постоянно разговаривайте со своим чадом, расспрашивайте обо всем, что его тревожит, интересуйтесь мыслями и переживаниями. Дети – эмоциональные и открытые маленькие человечки, которым необходима помощь и поддержка.

Также обратите внимание на собственное поведение. Если мама или папа ругаются с воспитателем, кричат или грубят ему, плохо говорят о нем за глаза, то ждать хорошего отношения к педагогу абсолютно наивно: даже самые маленькие дети очень четко считывают, как родители ведут себя с человеком, и копируют эту манеру либо начинают бояться. Если есть вина педагога

Если есть вина педагога

Если конфликт возник из-за манеры поведения воспитателя (громко разговаривает, кричит, пугает физической расправой, наказывает несоразмерно поступку, надолго ставит в угол или даже шлепает), то ситуацию нужно решать уже не с малышом. Попробуйте поговорить с наставником группы. Если другие дети ведут себя аналогично, отказываются ходить в детский сад и при этом воспитатель не желает менять свое отношение к воспитанникам – стоит обратиться к заведующей. 

Помните, что физическое и психоэмоциональное состояние крохи – важнее всего. Не получается решить проблему? Попробуйте сделать небольшой перерыв или переведите малыша в другую группу. 

Когда страх становится осознанным?

  1. Чаще других страх перед темнотой испытывают дети, которые спят одни. Поэтому косвенно страх темноты — это страх перед одиночеством. Испытывать его могут даже новорожденные.
  2. Если родители увлекаются «страшилками». «Не будешь есть кашу — позову Бабая» или «Если ты не перестанешь баловаться, за тобой придет злой колдун!». В темноте, когда ребенок расслабляется перед сном и мысленно, как и взрослые, прокручивает в голове дневные переживания, именно этот «Бабай» или «злой колдун» могут материализоваться в воображении малыша в темной комнате.
  3. Если в присутствии ребенка старшие смотрят фильмы ужасов, рассказывают жуткие истории. Помните, мозг ребенка, даже маленького и несмышленого, фиксирует яркие образы и потом воспроизводит их в самый неподходящий момент.
  4. Если ребенок часто просматривает со взрослыми выпуски новостей. Любой случайно увиденный образ в сюжете о катастрофе, убийстве или нападении может стать причиной страха темноты.
  5. Если ребенку слишком многое запрещается.
  6. Если в семье разгораются нешуточные конфликты, в которые оказываются втянуты дети.

Кроме того, страх темноты часто свойственен детям «возрастных» родителей. Чем больше лет маме на момент рождения ребенка, тем сильнее она и домочадцы о «поздней» крохе беспокоятся. Бегут по первому зову, охают-ахают и всплескивают руками. В результате у них растет неврастеничный, легковозбудимый, инфантильный малыш, очень подверженный страхам, и не только темноты.

Темноты часто боятся дети из неполных семей. Причем первые «звоночки» боязни приходятся, как правило, на период или ухода одного из родителей.

Симптомы инсектофобии

Страх, который возникает у человека при виде насекомых или даже при мыслях о них, сопровождается характерными симптомами:

  • Признаки паники, с которой больной не способен справиться своими силами. Он пытается убежать от причины своего страха, спрятаться от нее.
  • Побледнение или покраснение кожи. Это один из симптомов панической атаки.
  • Возникновение резкой потребности в использовании инсектицидов или другого средства, которое отпугивает насекомых. Это действие рассматривается, как попытка временно решить свою проблему.
  • Надевание на себя защитной одежды и масок во время прогулок на свежем воздухе.
  • Отказ от выезда на природу, чтобы лишний раз не подвергать себя встрече с насекомыми.

К числу симптомов фобии также относится необоснованное ожидание опасности, в данном случае появления в поле зрения ненавистных насекомых.

1 Мама не дает достаточно любви и заботы

Не все матери могут дать ребенку столько любви и заботы, сколько ему требуется, не все матери способны распознавать сигналы ребенка и чутко на них реагировать. Мать может находиться в состоянии послеродовой депрессии, может переживать утрату, горе, иметь серьезное заболевание.

Так или иначе, ребенок «прилипала» не получает опыта надежных и безопасных отношений. У него нет уверенности в том, что мать в нужное время окажется рядом. У него нет опыта чуткого реагирования на его потребности. Не успел он напитаться и насытиться материнской любовью и заботой.

Поэтому он будет просить ее еще достаточно долго, даже в том возрасте, когда все сверстники уже давно становятся самостоятельными. Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.

Как помочь ребенку ↑

Если ребенок боится насекомых, нельзя оставлять его наедине с этими фобиями. Чаще всего подобные страхи возникают в возрасте до 5 лет, когда малыш владеет минимальной информацией об этих существах. Ему трудно рассмотреть передвигающееся насекомое, которое в дополнении ко всему может повести себя непредсказуемо.

Взрослые могут помочь ребенку справиться с обуревающими его фобиями перед насекомыми:

  1. Сказкотерапия, как один из эффективных психологических приемов борьбы со страхами. Необходимо читать малышу произведения, где насекомые выступают в роли положительного героя. Если такие сказки подобрать проблематично, то можно сочинить их самостоятельно, переделав уже известные. Например, можно заменить героев «Теремка» кузнечиками, комариками, муравьями. Пускай каждый из них обладает собственным характером. Можно дополнить повествование рисунками.
  2. Демонстрация иллюстраций. В продаже существует множество энциклопедий и атласов с изображениями насекомых. Они есть для детей разных возрастов. Подобрав подходящую литературу, можно совместно с ребенком изучать насекомых по картинкам, например, доступно рассказать, как гусеница превращается в бабочку. Можно нарисовать или распечатать изображение пугающего насекомого, позволить малышу поиграть с ним, порисовать на картинке, просто потрогать.
  3. Следует контролировать собственные эмоции в присутствии ребенка. Если на садовом участке без объяснения давить жуков и гусениц, а при приближении осы начинать размахивать руками, то у ребенка сформируется устойчивый образ врага. Вместо этого, нужно посадить жучка на ладонь, продемонстрировав отсутствие страха перед ним. Это со временем поможет ребенку побороть фобии.

Страх насекомых как в детском, так и во взрослом возрасте преодолим. Главное не пытаться уйти от фобий, так как со временем они могут только обостриться. Стоит самостоятельно попытаться справиться с идущими из детства страхами и не допустить развития инсектофобии у ребенка.

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:

  1. Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры. 

  2. Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха — это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги. 

  3. Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться — это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

  4. Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей. 

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:

  1. Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света — обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

  2. Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект — порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.

  3. Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

  4. Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка. 

  5. Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”. 

Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга — “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу. 

Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями. 

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов. 

Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

Видео

Откуда появляется фобия мух?

Малыши в возрасте до 3 лет очень доверчивы и привязаны к своим родителям, поэтому как губка впитывают все, что внушают им мама и папа. В том числе и различные страхи. В таком раннем возрасте дети с огромным любопытством изучают окружающий мир и его маленьких обитателей

Поэтому если ваш ребенок при виде мухи начинает трястись от страха, паниковать или плакать, стоит обратить на это особое внимание

Возможно, в близком окружении малыша есть человек, который тоже испытывает страх и брезгливость перед насекомыми, и с криками: «Лови ее и бей, бей!» — демонстративно расправляется с мухой. После такой бурной реакции взрослого и агрессивной расправы с насекомым двухлетний ребенок приходит к выводу, что это опасно и этого нужно бояться.

Случается, что ребенок при просмотре мультфильма увидел муху в «неприглядном» виде: с большими глазищами и страшными лапами. Этот негативный образ откладывается в маленькой головке и при встрече с насекомым в реальной жизни, малыш будет испытывать страх.

Еще одной причиной, по которой ребенок может обрести фобию, является ситуация, когда взрослый постоянно запугивает его приходом «огромного насекомого». И в случае плохого поведения и непослушания оно съест или заберет малыша с собой.

Чего нельзя делать

  • Не оставляйте ребенка наедине с его страхами;
  • Не игнорируйте переживания малыша и не обесценивайте их, какими бы пустяковыми они вам не казались;
  • Не заставляйте ребенка сию же минуту преодолевать страх;
  • Не пытайтесь убедить чадо в том, что объект не страшный и его не стоит бояться, так как это может вытеснить страх в бессознательное и оставить его на всю жизнь;
  • Не торопитесь в попытках сделать ребенка бесстрашным и не ждите быстрого результата: может понадобится ни один месяц, чтобы избавиться от фобии.

Главное, чтобы малыш понял, что страх — эмоция естественная и нормальная и стыдиться ее не нужно. А наша задача — научиться правильно прорабатывать эмоциональные переживания детей. Чтобы в будущем избежать их негативного влияния в виде повышенной тревожности, психосоматических заболеваний и трудностей в общении с людьми.

Почаще обнимайте и целуйте своих детей. Уважайте их чувства и прислушивайтесь к ним. Вселяйте в них веру в себя и сами верьте в их возможности! И тогда никакая муха им не будет страшна!

Рекомендации

Психотерапевты советуют придерживаться нескольких советов, что смогут значительно упростить жизнь для тех, кто испытывает боязнь бабочек. В первую очередь нужно позитивно мыслить. Не стоит заблаговременно представлять атаку насекомого, лучше настроиться на приятную волну, подумать о красоте природы.

Хорошим способом для избавления от фобии служит занятие спортом. Физическая нагрузка снижает риски возникновения состояния панической атаки.

Также важно постоянно обмениваться с людьми хорошими мыслями и впечатлениями. Можно поговорить о бабочках с другими людьми, выслушать их доводы и их истории о взаимодействии с природой. Как только достигнут прогресс в преодолении фобии — важно его фиксировать

Для этого достаточно мысленно проговаривать победы над собственным страхом, подбадривать себя, настраиваться на лучшее

Как только достигнут прогресс в преодолении фобии — важно его фиксировать. Для этого достаточно мысленно проговаривать победы над собственным страхом, подбадривать себя, настраиваться на лучшее. Именно так можно перебороть лепидоптерофобию

Именно так можно перебороть лепидоптерофобию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий