Читаем художественную литературу во второй младшей группе

Значимость чтения в дошкольном возрасте

Коллективное литературы во 2 младшей группе позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные образы своим воспитанникам мир взаимоотношений и человеческих чувств, красоту природы, особенности жизни в обществе. Именно оно обогащает эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы отличаются по механизму воздействия на психику ребенка.

Например, чтение художественной литературы во 2 младшей группе в форме рассказов знакомит детей с точностью и лаконичностью слова. Стихи дают представление о музыкальности и ритмичности.

Картотека художественных произведений, рекомендованных к прочтению во второй младшей группе детского сада

Сентябрь

Стихотворение Саши Черного «Приставалка». Занятие направлена на знакомство с творчеством поэта Саши Черного, воспитатель с помощью своего рассказа должен вызвать у детей симпатию к своим сверстникам.

Русская народная сказка «Рукавичка». Занятие направлено на знакомство детей с русской народной сказкой, дети учатся понимать содержание услышанного материала и отвечать по нему на вопросы, воспитатель прививает детям интерес к чтению художественных произведений.

Русская народная сказка «Маша и медведь». Занятие направлено на продолжение знакомства детей с русской народной сказкой, дети сопереживают девочке, которая потерялась в лесу, радуются ее находчивости.

Октябрь

Стихотворение С. Мировича «Листопад» Занятие направлено на заучивание стихотворения.

Стихотворение А. Плещеева «Осень». В ходе занятия дети развивают свой поэтический слух.

Чтение русской народной сказки “Теремок”. Дети развивают память и речевые навыки.

Ноябрь

Русская народная песенка-потешка «Ой ты заюшка-пострел…»

Дети учатся угадывать животных по описанию, развивать внимание

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Цель занятия познакомить детей с новой русской народной сказкой, лети учатся понимать содержание текста, отвечать на вопросы, воспитатель продолжает прививать интерес к художественной литературе.

Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?». В ходе этого занятия дети учатся выразительно передавать диалоги художественного произведения.

Декабрь

Е. Трутнева «С новым годом!»

Дети заучивают стихотворение наизусть, дети делятся опытом о новогодних праздниках, развивают память, внимание, речь

К. Чуковский «Ёлка». Дети слушают воспитателя, рассматривают иллюстрации в книге.

С. Козлова «Как ежик, ослик и медвежонок встречали Новый год». Дети продолжают знакомство с художественной литературой.

Январь

Потешка «Как по снегу, по метели трое саночек летели». Дети продолжают знакомиться с малыми устными народными жанрами.

Сказка «Снегурочка и лиса». Дети продолжают знакомиться с русской народной сказкой.

С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Воспитатель раскрывает детям образ героев сказки, продолжается приобщение детей к художественной литературе.

Февраль

Русская народная сказка «Морозко», Знакомство детей с сказкой, дети учатся отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Стихотворение А. Кондратьев «Метель». Дети заучивают стихотворение наизусть, учатся понимать эмоциональное содержание произведений, происходит развитее речевых навыков, обогащение речи.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Дети учатся понимать характеристики главных персонажей.

Март

Стихотворение А. Плещеева «Весна». Дети учатся распознавать признаки весны, им прививается поэтический вкус и интерес к искусству.

Сказка Ш. Перро «Мальчик с пальчик». В ходе занятия дети знакомятся с новым произведением, им прививается поэтический вкус, любовь и интерес к чтению, дети учатся отвечать на вопросы по сверлению книги.

Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже». Дети стараются запомнить и пересказать рассказ, развивают память и мышление.

Апрель

А. Майков «Ласточка». Дети знакомятся с содержанием произведения, расширяют свои знания о птицах.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Дети знакомятся с замыслом сказки, воспитатель помогает детям дать оценку персонажам, дети учатся воспринимать добрые чувства к своим близким.

Сказка Чуковского «Мойдодыр». Цель занятия обучить детей понимать основную тему и содержание проявления.

Май

В. В. Маяковский «Что такое хорошо — что такое плохо?». Дети знакомится с содержанием, учатся различать хорошие и плохие дела.

Рассказ «Праздник» Я. Тайца. Воспитатель поддерживает праздничное настроение детей, дети учатся описывать праздничное событие.

Русская народная сказка «Гуси лебеди». Дети учатся слушанию, продолжают учиться отвечать на вопросы по содержанию текста.

Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы

Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:

  • художественное слово — чтение текста;
  • рассказ воспитателя — тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы;
  • заучивание наизусть;
  • индивидуальное чтение и хоровое проговаривание;
  • соединение двух видов искусств — просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением;
  • инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок);
  • дидактические игры.

Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.

Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению

Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ

Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
  2. Отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла — молока принесла…» («Волк и семеро козлят»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её).
  3. Интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
  4. Подбор иллюстраций к книге.

Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:

смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»);
чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно);
включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т

д.) — это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание;
использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например — «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» — и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.

Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»

Задачи занятия — познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.

Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями

Занятие можно составить следующим образом:

  1. Вводная часть. Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, кто такой Колобок, слышали ли ребята о нём раньше (из домашнего чтения, мультиков).
  2. Затем зачитывание отрывка сказки: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок…» (малыши демонстрируют руками, как лепят колобок).
  3. Выразительное чтение сказки (здесь стоит эмоционально выделить моменты радости, когда Колобку удаётся убежать от животных, чтобы дети радовались, и момент огорчения, когда лиса своей хитростью обманула его).
  4. Воспитатель повторяет вместе с детьми, что говорили разные животные колобку («Колобок, колобок, я тебя съем!»).
  5. Словесная игра («Ребята, а теперь играем! Я буду вам говорить слова, которые обозначают большой предмет, а вы произносите слова, обозначающие те же предметы, только поменьше: стол — столик, чашка — чашечка»).
  6. Затем воспитатель показывает детям рисунки к сказке «Колобок», говоря, что многие известные художники изображали Колобка.

Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.

Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал

При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.

Роль художественной литературы на занятиях во второй младшей группе

В дошкольных образовательных учреждениях на занятиях часто прибегают к использованию художественной литературы. Этот мощный инструмент помогает в воспитательной и обучающей деятельности, художественная литература в детском саду способствует полноценному личностному формированию. Изучение художественной литературы в детском саду помогает ребенку развить правильное мышление, речь, помогает в тренировки памяти, благотворно влияет на эстетическое развитие. К тому моменту, когда дети переходят во вторую младшую группу у них все больше возрастает потребность в чтении художественной литературы, на этом этапе в задачу воспитателя входит формирование у детей интереса и прививание любви к книгам и чтению. Занятия по приучению детей к художественной литературе могут протекать в самых разных формах, в основном это зависит от целей, которые воспитатель желает реализовать и от тем произведений.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Во второй младшей группе у детей происходит активное развитие таких психических процессов как память, воображение, образное мышление. В этом возрасте дети уже могут сопереживать героям, давать оценку их поступкам, формировать простые выводы.

Основной метод знакомства детей с художественными произволениями на занятиях во второй младшей группе это метод коллективного чтения книг. С помощью книг и воспитателя дети познают особенности взаимодействия между людьми

О важной роли книги в развитии ребенка говорили еще в самом начале становления дошкольной педагогики, В. А. Сухомлинский, он считал, что книга — это путь, по которому воспитатель может установить дружеский контакт с ребёнком

Сухомлинский, он считал, что книга — это путь, по которому воспитатель может установить дружеский контакт с ребёнком.

Во время занятия по чтению во второй младшей группе воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

  • сформировать правильное представление об окружающей действительности
  • формировать навыки грамотной разговорной речи
  • познакомить ребёнка с языком художественных произведений
  • научить ребёнка правильно отвечать на поставленные вопросы
  • научить ребёнка правильным образом воспринимать художественный образ
  • прививать детям любовь и интерес к книге и чтению
  • развивать у детей эмоциональный отклик на события, описанные в художественном произволении

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Литература во второй младшей группе, картотека 480 ₽ Реферат Литература во второй младшей группе, картотека 260 ₽ Контрольная работа Литература во второй младшей группе, картотека 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет

У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.

Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру.
Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.

Чтение художественной литературы развивает образное мышление

Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:

  • вырабатывание полного представления о мире;
  • развитие навыков разговорной речи;
  • продолжение знакомства с художественным словом;
  • развитие способности конструировать ответы на вопросы;
  • развитие восприятия художественных образов;
  • приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
  • развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.

Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир

Задачами проведения конкретного занятия могут быть:

  • ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями;
  • пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами;
  • формирование навыка выразительного чтения, интонации;
  • расширение знаний об окружающем мире (например, знакомство с профессиями во время изучения стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»).

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Работа с художественным произведением во второй младшей группе

Прежде чем воспитатель будет осуществлять коллективное чтение произведения в группе, ему следует предварительно ознакомиться с его содержанием самому, а также произвести анализ этого произведения. Педагог должен выделить какие моменты в произведении ребёнок уже может понять самостоятельно, а какие нюансы нуждаются в объяснении. В тексте произведения необходимо так же вычленить слова и выражения, которые способствуют развитию речи детей, затем во время коллективного чтения проговорить их вместе с воспитанниками

Особое внимание воспитателя следует обратить на интонацию во время прочтения произведения, выделить особо эмоциональные моменты. Заблаговременно воспитателю следует подобрать наглядный материал для занятия

Для того, чтобы детям было максимально интересно, и дети не переутомилось, педагогу следует чередовать различные виды деятельности, дети должны периодически менять позу и двигаться, групповые ответы должны чередоваться с индивидуальными, а также носить не только словесные характер, но и двигательный. Детям очень нравится, когда на занятиях используют наглядный материал, картинки, диафильмы, игрушки.

Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет

У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.

Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру.
Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.

Чтение художественной литературы развивает образное мышление

Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:

  • вырабатывание полного представления о мире;
  • развитие навыков разговорной речи;
  • продолжение знакомства с художественным словом;
  • развитие способности конструировать ответы на вопросы;
  • развитие восприятия художественных образов;
  • приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
  • развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.

Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир

Задачами проведения конкретного занятия могут быть:

  • ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями;
  • пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами;
  • формирование навыка выразительного чтения, интонации;
  • расширение знаний об окружающем мире (например, знакомство с профессиями во время изучения стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»).

Как младшие дошкольники воспринимают литературу

Нужно учитывать, что маленьким детям бывает сложно понять совсем простые вещи, поэтому они часто будут отвлекаться от текста и задавать свои вопросы, особенно это касается второй группы. Воспитатель должен быть к этому готов. Не стоит нервничать или сбиваться, ко всем вопросам нужно относиться с пониманием. Разумным является опрос группы для поиска ответов.

Также нужно обращать внимание на значимые детали, поскольку дети сами их не могут уловить. Обязательно нужно задавать наводящие вопросы, лучше заранее подготовить список:

  • почему так поступил герой;
  • хорошо это или плохо;
  • как бы нужно было сделать;
  • кто был героем;
  • что они делали;
  • хотелось ли побывать в этой сказке.

Такие вопросы позволят включать детей в процесс чтения и беседы. Особенностями восприятия можно считать:

  • рассеянность внимания;
  • деление только на плохих и хороших;
  • все примеряется на себя;
  • неусидчивость, слушать могут недолго;
  • больше нравятся иллюстрации и мультфильмы;
  • тяготеют к волшебному;
  • чувствительны к исправлениям со стороны воспитателя или педагога;
  • придерживаются своего мнения.

Обратите внимание! Необходимо учитывать особенности восприятия, чтобы эффективно взаимодействовать с ребенком. Лучше всего работать в небольших группах

В идеале — это группа интереса, то есть книга выбирается по желанию всех. Так можно достичь большой продуктивности в работе, поскольку детям будет интересно слушать, смотреть картинки и запоминать сюжет

Лучше всего работать в небольших группах. В идеале — это группа интереса, то есть книга выбирается по желанию всех. Так можно достичь большой продуктивности в работе, поскольку детям будет интересно слушать, смотреть картинки и запоминать сюжет.

Что касается картинок, то для первой группы они особенно важны. Именно картинки помогают воспроизвести в голове образ персонажа, соотнести его с услышанным текстом и сделать вывод о произведении. Зачастую детям необходимо видеть изображение, чтобы понимать суть.

Обратите внимание! Можно столкнуться с тем, что малыши не хотят брать в руки книгу, а предпочитают, чтобы им читали. Это может быть связано с тем, что раньше педагог, родитель не проявил должного терпения в обучении ребенка чтению

То есть малыш еще не смог прочитать слово, а у родителя не хватило терпения, и он забрал книгу. Такой негативный опыт может отбить желание читать.

Важно, чтобы дети тоже участвовали в чтении. Это можно осуществить, показывая картинки персонажей с подписью

Даже такое небольшое чтение всем вместе и каждого в отдельности способно потренировать речь и память на буквы.

Методика знакомства дошкольников с литературными произведениями

Почему такое большое значение имеет в детском саду чтение детям? 2 младшая группа – это время, когда психологи рекомендуют развивать образное мышление. Для того чтобы книга, которую читает воспитатель, была интересной для детей, можно использовать ролевые игры, кукольный театр.

Во время чтения книги воспитатель меняет интонацию, делая акцент на положительных и отрицательных чертах героя, выделяя определенные сюжетные линии. Обязательным элементом после прочтения произведения является его обсуждение. Воспитатель задает ребятам вопросы, отвечая на которые, дети формируют свои речевые навыки. Они не только учатся излагать свои мысли, но и развивают коммуникативные навыки.

Как превратить в настоящий спектакль чтение сказки «Пряничный домик»? 2 младшая группа может принять активное участие в «оживлении» этого произведения. С помощью мимики, движений, вооружившись мягкими игрушками, ребята могут вместе с воспитателем «прочитать» данное произведение.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Ознакомление детей младших дошкольного возраста с художественной литературой

В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!»,или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

В конце занятия можно повторное чтение произведения(если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника — научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка — иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот — иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий