Как проводить занятия по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Чтение стихов во время игровой деятельности

В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, «Лизочек», С. Маршак, «Кошкин дом», Л. Левин, «Сундук».

Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

Как спланировать и провести занятие по ЧХЛ

Планирование мероприятий по чтению художественной литературы необходимо начинать с начала учебного года. На первоначальном этапе используются легкие произведения: потешки, песенки, а затем подключаются народные сказки.

Подбор иллюстраций для работы

Обязательно в процессе подготовки к мероприятию подбираются игровые приемы для сопровождения чтения. Дети могут слушать одно произведение несколько раз, сохраняя эмоции. Но только при условии, если ребенок эмоционально вовлечен в процесс.

Интересно! Игровые приемы при чтении литературы обязательны в старших группах

План занятия по ЧХЛ:

  • подготовить список литературы и подобрать яркие цветные иллюстрации;
  • рассмотреть книгу и иллюстрации с ней с подгруппам детей, задать вопрос: «О ком (о чем) сказка?» и т. д.;
  • составить конспект мероприятия с выделением проблемных моментов, с включением игровых приемов и техник;
  • выбрать наиболее благоприятное время для проведения ЧХЛ.

Знание основных задач ознакомления с художественной литературой не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду, направленной на создание условий для формирования личности ребенка и его речевого развития, согласно требованиям ФГОС

Подборка видео по теме

Предлагаем вам ознакомиться с подборкой видеоматериалов о чтении в детском саду.

Видео: занятие «Путешествие в страну сказок»

Дошкольника можно назвать читателем условно, он скорее внимательный и активный слушатель. Его знакомство с миром книги целиком зависит от литературного вкуса и предпочтений взрослого, будь то родителя или воспитателя. Именно окружающие малыша взрослые определяют круг художественных произведений, помогают истолковать сложные тексты, пробуждают интерес к восприятию книги. Во многом от воспитателей будет зависеть и то, станет ли малыш в будущем грамотным, глубоко мыслящим и чувствующим ценителем книги, или его знакомство с миром литературы останется поверхностным, проходным эпизодом его жизни. Увлечённый своим делом педагог сможет подарить ребёнку праздник общения с книгой, откроет для него богатый мир, в котором он никогда не почувствует себя одиноким.

Список литературы для чтения в старшей группе детского сада

Сказки для детей подготовительной группы, список которых устанавливается программой Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), успешно применяются для сказкотерапии. Поэтому при составлении плана занятий, работник ДОУ должен опираться на этот стандарт и брать произведения из данной картотеки. Так какие же произведения должен знать воспитанник детского сада?

Хаврошечка

Сказки для детей старшей группы, список по ФГОС.

  • «Лиса и кувшин»;
  • «Крылатый, мохнатый да масляный»;
  • «Хаврошечка»;
  • «Заяц-хвастун»;
  • «Царевна- лягушка»;
  • «Рифмы»;
  • «Сивка-Бурка»;

Финист- Ясный Сокол

  • «Финист — Ясный сокол»;
  • «Кукушка»;
  • «Чудесные истории про зайца по имени Лек»;
  • «Златовласка»;
  • «Три золотых волоска Деда-Всеведа»;
  • «Цветик- семицветик»;
  • «Федорино Горе»;
  • «Волк и семеро козлят»;
  • «Теремок»;
  • «Золушка»
  • «Козлёнок, который умел считать до 10»;
  • «Серебряное копытце».

Важно! Все эти произведения помогут развить не только его речевые навыки, но и нравственность и мораль. Данный перечень включает в себя как русские народные, так и зарубежные произведения. Изучение иностранных сказаний может помочь привить любовь и уважение не только к своей стране, но и к другим

Изучение иностранных сказаний может помочь привить любовь и уважение не только к своей стране, но и к другим

Данный перечень включает в себя как русские народные, так и зарубежные произведения. Изучение иностранных сказаний может помочь привить любовь и уважение не только к своей стране, но и к другим.

Как привить любовь к сказкам для детей в старшей группе ДОУ

Доказав, что сказки имеют огромное влияние на формирование ребёнка, стоит подумать о том, как привить любовь к ним?

Сделать это не сложно, но достаточно хлопотно. Дело в том, что, согласно мнению психологов, дети от рождения любопытные. В период воспитания нужно развивать это любопытство. А чтобы ребёнку нравились сказки, нужно обучение сделать достаточно доступным и интересным. Дети любят подвижные игры. Можно также устроить инсценировку по сюжету какой-либо истории. Детям нравится и чтение по ролям. Тогда они лучше воспринимают эмоции главных героев. Иногда стоит устраивать уроки из серии «В гостях у сказки», на которых дети будут развивать свою фантазию, придумывая различных литературных героев, новые сценарии.

Квест по сказкам

Летом можно устраивать уличные квесты, связанные с героями сказок. Там ведущие задают вопросы по разным произведениям. Также можно организовывать экскурсии в места, связанные со сказаниями и былинами. Такие события разнообразят детский досуг.

Кроме инсценировок и новогодних утренников, хорошо помогут различные сказочные проекты. Вообще проектная деятельность очень эффективна для обучения детей любого возраста. Такой вид деятельности даёт детям шанс удовлетворить их природное любопытство и исследовать окружающий их мир.

Кроме того, можно вырезать или слепить свою собственную сказку и рассказать её. Задача такого задания заключается в том, чтобы спровоцировать детей на постановку монолога, развитие фантазии и речевых навыков.

Роль сказки очень велика. Этот жанр преследует детей до самого конца и постоянно учит житейской мудрости. Без него мировоззрение малышей не смогло бы сформироваться. Кроме того, понимание добра и зла, любви, дружбы и других чувств стало искажённым. Именно поэтому сказка важна в жизни каждого, а её влияние ощущает даже старик.

Предварительный просмотр:

Чтение художественной литературы

Составила воспитатель: Мотасова Н. Г.

Рассказывание русской народной сказки

Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Ушакова стр. 156

Беседа о А.С. Пушкине

Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

В.В. Гербова стр. 25

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина

Ушакова стр. 168

Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций.

« О чем печалишься осень».

Цель: Закреплять знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.

Ушакова стр. 158

Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Осень».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е. Трутневой « Осень» – передавая интонационную спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей.

Ушакова стр. 161

Рассказывание украинской сказки « Хроменькая Уточка»

Цель: Познакомить с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

Ушакова стр. 169

Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка

« Про зайца – длинные уши».

Цель: Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Ушакова стр. 166

Ознакомление с новым жанром – басней.

Чтение басни И. А. Крылова « Стрекоза и муравей».

Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Группы произведений

Основываясь на вышеперечисленных критериях, в современных подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений выделяются следующие группы продуктов художественного творчества, а именно:

Произведения русского фольклора и творчества народов мира

Традиционно наиболее активное внимание уделяется малым формам фольклора, а именно пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, песенкам, небылицам, пестушкам, прибауткам, перевертышам, однако лавры за звание наиболее любимого детского жанра с ними разделяет и сказка.
Произведения русской и зарубежной классики литературы для детей.
Произведения русской и зарубежной современной литературы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(Стук в дверь и появляется игрушечная сорока)

– Ребята у нас гостья сорока. Но это не простая гостья. А гостья которая заблудилась и очень расстроена. Давайте мы с вами развеселим нашу гостью. Ребята приготовьте ваши ладошку, поставьте на неё пальчик и повторяйте за мной слова и движения.

Сорока – ворона кашку варила, (водят пальцем по ладони)

Деток кормила.

Этому дала, он дрова рубил. (загибает по очереди пальцы)

Этому дала, он дрова носил.

Этому дала, он печку топил.

Этому дала, он воду носил.

А этому не дала, он дров не рубил (грозят пальчиком)

Печку не топил, воду не носил,

Сиди голодный.

– Что мы с вами рассказали?

(ответы детей)

— Правильно ребята это русская народная потешка. Как вы понимаете слово «потешка»?

(ответы детей).

— Для чего она нужна?

(ответы детей)

— Развлекать или как раньше говорили потешать малышей. Слово потеха произошло от слова потешать. Русский народ сочинял не только потешки, но и песенки, сказки, чтобы занимать своих детей. Поэтому оно и называются народными, их придумал люди. С давних времен люди рассказывали их своим детям, те вырастали и рассказывали своим детям, и так далее. Вот так сказки дошли до наших дней. Это старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня ребята я познакомлю вас и нашу гостью с русской народной сказкой «Вершки и корешки».

2. Чтение сказки.

— В тексте сказки нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (это то что у растений находится над землей).

— А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений которые нельзя есть называю ботвой. «Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за воз такой?

(ответы детей)

— Ребята как вы понимаете выражение «жать рожь»

(ответы детей и если необходимо воспитатель дополняет ответы детей)

3. Физкультминутка: речь с движениями «В огороде».

— У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем.

урожай соберем. (идут по кругу взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем. (имитация движений)

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг)

Щавеля нарвем немножко (имитируют)

И вернемся по дорожке. (идут по кругу взявшись за руки)

4 Беседа по содержанию сказки.

— Как называется сказка?

— Кто её сочинил?

— Значит это …русская (народная сказка)

— Каким вам показался медведь? Какими словами можно назвать медведя?

(ответы детей)

-Ребята давайте, что делал в сказке медведь.

(Грозился: «Мужик, я тебя заломаю». Договорился с мужиком «и ушел в дуброву». Пришел свою долю забирать. Как репу попробовал, так громко заревел. Дождался, когда мужик опять придет за урожаем и стал требовать сою долю).

— Можно еще что-то добавить о том, какой медведь?

(злой, сильный, ленивый)

— А что можно сказать о мужике?

— Чем он занимается в сказке?

(Репу сеет. Пашет, да работает. Репу капает. Репу наложил, на, воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал, жать рожь.)

— Как можно назвать одним словом все, что делал мужик?

(Мужик трудился)

— Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз?

(ответы детей)

— А во второй раз?

(ответы детей)

— А как вы думаете почему мужик не захотел делиться с медведем по честному, обхитрил его?

(ответы детей).

— Кто в сказке вышел победителем?

(ответы детей)

— Почему сильного медведя победил слабый мужик?

(ответы детей)

— Ребята в жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В нарде есть такая пословица: «Разум силу победит». Что такое «разум»?

(ответы детей).

— Кто повторит пословицу? Что она означает? А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы её понимаете?

(ответы детей).

5 Дидактическая игра «Вершки и корешки».

— в сказке медведь не знал о овощах: у кого вершки съедобные, а кого корешки и наша гостья сорока то же не знает. А вы ребята знаете?

Сейчас мы это проверим.

(на фланелеграфе расположены в разброс овощи)

Вам ребята необходимо расположить слева овощи со съедобными вершками, а справа со съедобными корешками.

(Дети находят и обосновывают свой ответ)

6. Подведение итогов. Оценка работы детей.

— Молодцы ребята! С заданиями вы все справлялись очень хорошо правильно давали ответы на все вопросы. Давайте вспомним чем мы сегодня занимались.

(Играли с пальчиками. Слушали сказку.)

— Слушали какую сказку?

(Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай». Находили вершки и корешки)

— Ребята вы молодцы и наша гостья очень рада нашему знакомству но ей пора возвращаться и она вам в подарок оставляет картинки к сказке с которой мы сегодня познакомились и вы после занятия раскрасите эти картинки.

Нужно ли и для чего читать перед сном

Педагогический процесс детского сада включает в себя 3 участника: родитель, ребенок и педагог. Часто развитием детей занимаются только педагоги, но происходит это из-за того, что родители педагогически неграмотны. Педагоги могут провести для родителей следующие мероприятия:

  • лектории по использованию художественной литературы для детей;
  • мастер-классы по чтению отдельных произведений для формирования у детей тех или иных навыков;
  • мероприятия по обмену опытом, выставки детских книг картотека книг.

Важно! Часто родители задают вопрос, нужно ли читать ребенку перед сном. Педагоги и психологи сходятся во мнении — читать необходимо, но необязательно перед сном

Чтение литературы должно быть спланировано

Необходимо выбирать те книги, которые рекомендованы педагогами для определенного возраста. Чтение можно начинать с рождения

Чтение литературы должно быть спланировано. Необходимо выбирать те книги, которые рекомендованы педагогами для определенного возраста. Чтение можно начинать с рождения.

Также можно найти информацию по поводу того, как именно стоит читать книгу. В основном реализуется такой алгоритм:

  • прочтение книги родителями самостоятельно;
  • выявление основных вопросов;
  • проведение предварительной работы с детьми: характеристика незнакомых слов, объяснение сложных моментов;
  • выразительное чтение детям и последующая беседа по содержанию.

Родители должны читать детям

Сначала родитель должен определить, какую цель преследует прочтение той или иной книги. Даже в самой простой детской книжке заложен определенный смысл. Лучше выбирать книги с картинками, которые ребенок может посмотреть и проанализировать.

Также необходима и последующая беседа: какой герой больше понравился и почему, правильно ли поступил герой в той или иной ситуации и поступил бы ребенок также как герой. Это способствует формированию умения оценивать свои поступки и слова, а также способствуют формированию правильной адекватной самооценки.

Картотека литературы с целями по ФГОС

Как было сказано выше, детям в старшем возрасте необходимо читать рекомендуемые педагогами книжки. Именно поэтому, в каждой группе должна быть картотека литературы с целями по ФГОС.

Картотека литературы в старшей группе

Представим примерный список литературы для картотеки:

  • нравственное воспитание: «Лиса и кувшин», «Господин Ау», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «А что у вас», «Живая шляпа», «Ребёнок в обществе», «Что такое этикет», «Вовка добрая душа», «Чук и Гек», «Дело было вечером»;
  • самообслуживание и труд: «Мойдодыр» «По щучьему велению» «Федорино горе»;
  • основы безопасности: «Дядя Стёпа — милиционер», «Машины на нашей улице», «Профессии»;
  • ознакомление с социальным миром: «А что у вас», «Рассказ танкиста», «Детский сад», «Сон и слон»;
  • знакомство с миром природы: «Сова», «Кот-ворюга», «Лев и собачка», «Черёмуха», «Приобщение к искусству», «Лето красное», «Как весна и зима спорили», «Осень», «Про космос».

Как видим, программа включает различные жанры и авторов. Это необходимо для того, чтобы дети максимально полно формировали навыки восприятия художественной литературы. Кроме того, средства художественной литературы должны быть использованы в каждой образовательной области, например, в познавательной, речевой, физической и т. п.

В. Катаев, «Цветик-семицветик»

Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.

Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.

Произведение В

Катаева «Цветик-семицветик» учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек

Важность художественной литературы для старших групп ДОУ

Художественная литература, по мнению ведущих психологов и педагогов, является важнейшим средством воспитания детей. Исследования показали, что это действенное средство освоения детьми окружающей действительности, а также средство усвоения норм поведения, норм морали.

Развитие посредством художественной литературы

Важно! Литература имеет большой потенциал для развития детей, поэтому педагог должен быть компетентен в вопросах ее применения. Важность литературы в старшей группе дошкольного учреждения заключается в следующем:

Важность литературы в старшей группе дошкольного учреждения заключается в следующем:

  • развиваются художественные способности детей,
  • выявляются их интересы,
  • формируются нравственные чувства, нормы нравственного поведения,
  • воспитывается эстетическое восприятие,
  • развивается речь и грамотность.

В целом художественная литература дает детям уже готовые языковые формы и словесные характеристики. Кроме того, чтение художественной литературы именно в старшей группе эффективно для развития связной монологической речи

Это важно для интеграции на более высокую ступень обучения начальной школы

Воспринимая произведение на слух, дошкольник проникает в его содержание

Дети в старшем дошкольном возрасте не всегда умеют читать, поэтому очень важной является интерпретация произведения взрослым. При этом прочтение — это не только его техническое чтение, но и его понимание, проникновение в самую суть того, что автор хотел донести до читателя

При этом педагог должен стремиться сформировать у детей именно полноценное восприятие, поскольку только оно способствует развитию у детей:

  • возможности сопереживать герою и автору произведения;
  • оценивать динамику эмоций в тексте;
  • воспроизводить в своем воображении представляемые автором картины;
  • размышлять над мотивами и последствиями поступков персонажей, оценивать такие поступки и отстаивать свою внутреннюю позицию.

Полезно знать! Любое произведение должно найти отклик в душе воспитанника, чтобы наиболее полно сформировать те качества, на которые было нацелено чтение конкретного произведения.

Сегодня существуют различные жанры художественной литературы и для полноценного чтения необходимо использовать их разнообразие при организации НОД.

Подведение итогов работы с детьми

Грамотно проведённая итоговая беседа по произведению не менее полезна, чем вступительная. Она позволяет детям закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе чтения, развивает память, умение выделить главное из услышанного.

Иногда после прочтения произведения достаточно нескольких вопросов, но они должны быть содержательными и направлять детей на выделение главной мысли. Так, итоговые вопросы к рассказу Н. Н. Носова «Фантазёры» могут быть примерно такими:

  • Чем вам понравилась эта история?
  • Кто такие фантазёры?
  • Почему автор так назвал свой рассказ?
  • Кого из героев рассказа вы бы назвали фантазёрами и почему?
  • Как отличить ложь от выдуманной истории?
  • Почему после истории, которую рассказал Игорь, мальчики не захотели дружить с ним?
  • Чем отличалась его история от рассказов других ребят?

Также можно провести итоговую часть в форме беседы-повтора, помогающей вспомнить и закрепить представления о структуре сказки Например, беседа по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» может быть такого содержания.

Звучит фрагмент музыкального произведения. Воспитатель задаёт вопросы:

  • Ребята, какое настроение создаёт эта музыка? (Волшебное, чудесное, таинственное)
  • С какой сказкой вы познакомились?
  • Как понять, что это сказка, а не стихотворение или рассказ? (Сказка начинается и заканчивается определёнными словами, например, «Жили-были старик со старухою…», «И стали они жить-поживать да добра наживать…»)
  • Какие чудесные изменения происходят с героями в сказках? (Лягушка превращается в прекрасную царевну, чудище заморское в молодого принца)
  • Какие волшебные предметы помогают добру одержать победу? (Сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, блюдечко с яблочком, волшебное зеркало и т. д.)
  • Сколько дочерей было у отца в сказке «Аленький цветочек»?
  • Какой была младшая дочка?
  • Что дочери попросили отца привезти из далёкого путешествия?
  • Как относилась младшая дочка к чудищу?
  • Что заставило её вернуться к отцу и сёстрам?
  • Какой поступок совершили сёстры? Почему? Хотели ли они помочь своей младшей сестре?
  • Что вы думаете о характере чудища?
  • Что с ним произошло, когда обещание, данное ему младшей дочкой, было нарушено?
  • Как всё закончилось?

Поскольку занятия чтением проводятся не единственно ради выработки навыка слушать и запоминать текст, а по большей части в воспитательных целях, основное внимание следует уделять морально-этической стороне произведений и формированию у детей положительных качеств и моделей поведения. Воспитатель должен высказывать и собственную оценку произведения и происходящих в нём событий, своё отношение к персонажам и их поступкам, давая тем самым детям нравственные ориентиры

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий