Методика проработки и проведения занятий ЧХЛ
Существуют разнообразные программы и конспекты по проведению чтения в детском саду. Среди основных методов по проведению занятий по ЧХЛ можно выделить:
- воспитатель читает книгу или ведет рассказ наизусть. Если читающий рассказывает наизусть, то он должен сохранить язык автора и передать все его мысли. Значительная часть произведений читается по книге;
- воспитатель что-то рассказывает. Здесь текст передается в свободной форме;
- инсценирование — вторичное ознакомление с произведением;
- заучивание наизусть.
Важно! Работа с книгой в детском саду может быть осуществлена в виде следующих форм: произведение читается и рассказывается или заучиваются произведения устного народного творчества и стихотворения. Занятия по чтению можно разделить по нескольким типам:
Занятия по чтению можно разделить по нескольким типам:
- читается или рассказывается одно произведение;
- читается или рассказывается несколько произведений, которые имеют общую тему. Например, чтение рассказов о весне. Возможно объединение произведений одного жанра или нескольких жанров;
- произведения, которые относятся к разным видам искусства, объединяются в одно занятие. Например, читается произведение, а затем рассматривается картина известного художника, которая связана с этим произведением. Также возможно чтение в сочетании с музыкальным произведением. При проведении подобных занятий необходимо учитывать, с какой силой будет воздействие на эмоции детей. Также требуется учесть отзывчивость детей, культуру поведения;
- чтение производится с использованием наглядного материала. В качестве такого материала могут быть: игрушки (например, чтение сказки три медведя можно сопровождать показом игрушек медведей), настольный театр (он может быть сделан из картона или фанеры), кукольный театр, показ диафильмов и кинофильмов;
- чтение является занятием по развитию речи. Оно может быть включено в содержание самого занятия, а может быть самостоятельным занятием.
Для проведения занятия требуется подготовка к нему. Для этого осуществляются следующие этапы:
- Выбрать произведение с учетом требующихся критериев, с учетом возраста детей, времени года и метода работы с книгой.
- Определить план работы. Поставить литературные и воспитательные задачи.
- Подготовиться к чтению. Воспитатель должен прочитать произведение так. Чтобы дети поняли основной его смысл и идею. Для этого необходимо проанализировать текст, понять, что пытался передать автор, характер героев, их взаимоотношения и мотивы поступков.
- Проработать выразительность передачи текста. Для этого необходимо проработать способы выражения эмоций (тон и интонации), правильно расставить ударения и паузы, проработать дикцию и правильное произношение.
- Подготовить детей. Расширить их представления о мире с помощью проведения экскурсий, изучения картин и иллюстраций.
Предварительный просмотр:
Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет
по программе «От рождения до школы»
/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Песенки, потешки, заклички. «Наш козел»; «Зайчишка-трусишка»; «Дон! Дон! Дон. », «Гуси, вы гуси»; «Ножки, ножки, где вы были. », «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко-ведрышко», «Иди, весна, иди, красна».
Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н.Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
Фольклор народов мира
Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».
Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия . В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Картотека с целями для средней группы ФГОС
Далее рассмотрено чтение художественной литературы в средней группе картотека с целями на 3 месяца.
Месяц январь
Построить план по изучению художественной литературы можно следующим образом:
- Цель первой недели обучение детей рассказыванию стихотворений наизусть, развитие воображения, речи, привитие навыков слушания. Тема недели может быть посвящена зиме. Все произведения должны быть связаны с зимой (например, стихотворение С. Есенина «Поет зима, аукает…»);
- Тема второй недели: семья. Цели: привитие интереса к чтению, формирование умений отвечать на вопросы, обогащение словарного запаса. Здесь могут быть прочитаны такие произведения как: К. Чуковский «Я один у мамы сын», К. Ушинский «Петушок с семьей».
- Тема третьей недели о животных. Цель: привитие любви к русским народным сказкам, обогащение словарного запаса, развитие выразительности речи. В этот блок можно включить такие произведение как сказка «Репка», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», разгадывание загадок, Г. Остер «Котенок по имени Гав».
Месяц февраль
В феврале план занятий следующий:
- Тема первой недели: знакомство с птицами. Цели: формирование умений сопереживать героям, воспитание интереса к чтению, формирование умений высказывать свои мысли. Произведения могут быть следующими: А. Яшин «Покормите птиц зимой», М. Горький «Воробьишко».
- Вторая неделя посвящена зимней природе. Цели: развитие интереса к сказкам и героям, развитие воображения. Здесь могут быть зачитаны: С. Козлов «Зимняя сказка», стихотворения о зиме, Л. Воронкова «Снег идет».
- Третья неделя посвящена защитникам Родины. Цели: знакомство детей с пограничниками, воинами, которые защищают Родину. Список произведений: С. А. Маршак «Пограничники», В. Бороздин «Звездолетчики».
Месяц март
Мартовские занятия включают следующее:
- Первая неделя: 8 марта — женский день. Цели: знакомство с новыми стихотворениями, заучивание их наизусть, развитие памяти, воспитание любви и уважения к маме, расширение кругозора о весне. Произведения: В. Шуграев «Маме», Е. Благинина «Мама спит, она устала».
- Вторая неделя: необходимые предметы. Цели: знакомство детей с новыми произведениями, развитие слухового внимания, развитие способностей отвечать на вопросы. Произведения: А. Матутис «Поглядите, что за дом», А. Барто «Хромая табуретка».
- Третья неделя: космос. Цели: расширение представлений детей о космосе. Чтение различных рассказов о космосе, сказка о солнечной системе М. Грдаже.
Важно! В осенние месяцы стоит посвятить занятия изучению осени, в летнее время — лету. Другими актуальными темами будет изучение профессий, процесса сна, рождения
Художественная литература играет огромное значение в развитии ребенка
Важно прививать любовь к чтению с раннего детства
Задачи художественной литературы в средней группе
Дошкольные учреждения выделяют особое место чтению художественной литературы. На основании федерального государственного стандарта данная деятельность выделяется в отдельную образовательную часть. Она преследует свои цели и задачи. Данные задачи становятся более сложными по мере того, как взрослеет ребенок.
Важно! Новые поколения обязаны читать больше других, чтобы хорошо ориентироваться в потоке информации
Чтение художественной литературы развивает мышление и речь
Основная цель чтения детям в средней группе — формирование всесторонней личности и привитие любви к чтению. Его задачами являются:
- развитие опыта слушания произведений различных жанров фольклора (прибаутки, загадки, сказки и т. д.), прозы (сказки и рассказы), поэзии (стихи, сказки в стихах);
- вызывание интереса к литературным произведениям, привитие любви к постоянному общению с книгой вместе со взрослым и самостоятельно;
- развить умения слушать и воспринимать текст. Ребенок должен понимать основной смысл текста, уметь восстанавливать причинно-следственные связи, уметь характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
- развивать художественно-речевую деятельность. Это достигается путем пересказа, выразительного рассказа наизусть прибауток, стихов, потешек;
- развитие умений составлять поэтические рифмы и описательные рассказы;
- поддержание желания у ребенка высказывать свои впечатления по поводу услышанного произведения. Это можно сделать в виде рисунка, игры изготовлении фигурок.
Детям требуется прививать любовь к чтению с детства
Перечисленные выше задачи являются образовательными. Кроме них есть воспитательные и развивающие задачи.
В развивающие функции входят:
- развитие представлений о мире природы;
- развитие речи на основании норм языка;
- развитие грамматических и лексических умений до того, как ребенок пойдет учиться в школу;
- развитие умений видеть прекрасное.
Среди воспитательных задач выделяются:
- формирование представлений о нравственных нормах поведения;
- формирование положительных качеств (доброта, честность, щедрость и т. д.);
- формирование отрицательного отношения к плохим качествам (ложь, зависть и т. д.).
Чтение преследует сразу несколько задач
На четвертом году жизни ребенок воспринимает художественную литературу еще поверхностно. Он способен выявить только самые простые связи между происходящими событиями
Его внимание устремлено на одного главного героя и на двух-трех второстепенных. Он не может оценить их поступки, не понимая мотивов их поведения
Художественная литература по-другому воспринимается на пятом году жизни. Ребенок начинает задумываться, почему кто-то поступил именно так, и что за эти последовало. Ребенок уже пытается установить причинно-следственные связи.
Важно! На пятом году жизни у ребенка начинается иная стадия восприятия художественных произведений. Он проявляет интерес к ним и пытается понять глубокий смысл
Важность чтения перед сном
Важность чтения ребенку перед сном заключается в следующем:
- отход ко сну — это самое лучшее время для чтения. Здесь требуется выбрать лучший момент, когда ребенок готов будет слушать. Если сделать чтение ежедневным ритуалом, даже непоседливый малыш, будет с нетерпением ждать, когда ему почитают сказку перед сном;
- у ребенка поднимается настроение. Чтение способствует успокоению ребенка. Все что было плохого за день, он забывает и у него улучшается настроение. Чтобы не испортить его, лучше подбирать сказки, у которых хороший конец;
- положительное влияние на формирование характера. Уделив всего 20 минут в день чтению пред сном, ребенок становится более послушным и внимательным;
- развиваются умственные способности. В процессе чтения у ребенка появляются вопросы, по поводу непонятных слов или касаемо сюжета. В связи с этим, вечернее чтение разовьет у него словарный запас, фантазию и мышление;
- изучение мира. Благодаря сказкам и рассказам, дети познают, что такое добро и зло, дружба, любовь, ненависть, эгоизм;
- возможность воспитания ребенка с помощью сказки. Хорошие поступки героев могут быть примером для ребенка;
- сближение с ребенком. Связь между ребенком и взрослым можно установить благодаря чтению перед сном. Если ребенок просит почитать одну и ту же книжку, значит его что-то в ней интересует.
Чтение пред сном — хорошая традиция
Чтение перед сном должно стать хорошей традицией. С помощью нее можно привить любовь к книге.