Чему учит сказка «Березовая роща» и как объяснить ребенку ее смысл

Краткое содержание

Общая композиция сказки «Теремок» во всех вариантах остается неизменной: в пустое пространство — кувшин, голова лошади, дом — по очереди заселяются различные звери до тех пор, пока он не выдерживает такого количества жильцов и ломается. Самым первым вариант этой сказки записал А. Н. Афанасьев еще в 1855—1873 гг. Многие русские писатели (Е. Чарушин, М. Булатов, В. Сутеев, В. Бианки) немного меняли ее основное содержание, а в особенности окончание, оставляя неизменными значение, смысл и мораль.

Кратко план сказки можно представить так:

  1. Существует изначально пустое пространство (кувшин, дом).
  2. В него последовательно заселяются разные животные (от самых маленьких до достаточно крупных).
  3. Последним в «Теремок» приходит Медведь.
  4. Теремок не выдерживает и разваливается.

Простота и незамысловатость этого произведения неизменно вызывают интерес у малышей самого раннего возраста. Неслучайно в детских садах она считается одной из самых популярных. Ее уникальность также в том, что, в зависимости от аудитории, ее можно рассказывать кратко либо наполнять различными персонажами и деталями для детей более старшего возраста, а также менять обстановку, где происходят все события. Не зря она рекомендована к обязательному прочтению в 1 классе и присутствует в читательском дневнике.

Эту несложную сказку можно достаточно глубоко интерпретировать. С точки зрения детской психологии, Теремок представляет собой личность ребенка, которая последовательно овладевает различными навыками. С появлением каждого героя ребенок в своем развитии переходит на следующую ступень. Со временем душа и сознание ребенка начинают представлять сложную структуру, в которой взаимодействуют все герои.

Что делать после увольнения в запас?

Для сказочного персонажа «солдата» война продолжается всегда – поэтому он всегда на страже, бдителен, знает, что «мир» – понятие относительное и что в отставку его отправит лишь сама смерть.

Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку…

Итак, солдат никогда не «в отпуску». Если ты подлинный защитник слабых и правых и борец со Злом – работа и хлеб для тебя всегда найдутся.

Таков глубинный архетип всех сказок о весёлых, хитрых и неунывающих о жизни «служивых солдатах»…

Наверняка вы помните как 4-лапый старик-ветеран охраны (пёс) спасал бэби от «злого волка», «тащившего его в лес». Но это уже юмор…

Главная идея сказки «Березовая роща»

Сказка Е. А. Пермяка переносит читателя в мир природы. С помощью аллегории автор рассказывает о жизненном пути березок — красивых деревьев, которые считаются исконно русскими. Их путь начинается с семян. Они опадают с ветвей материнского древа осенью на землю. Весной семечки превращаются в небольшие, еще не окрепшие побеги.

Всю зиму они спали под теплым снежным покрывалом, а весной потянулись к солнцу своими первыми листочками, почувствовав его тепло. Спустя год проростки преобразились и стали крохотными деревцами. Березки постепенно крепнут, растут и превращаются в рощу: дружную, ровную, разговорчивую и густую.

Смысл сказки заключается в примирении с завистью окружающих и их злобой. Произведение учит равнодушно относиться к ним и стремиться к цели, несмотря ни на что. Не стоит зависеть от чужого мнения, ведь мы сами творцы собственной жизни. Следует прислушиваться к себе и зову сердца. Тогда человек сможет достичь любых высот.

По мере того как березки крепли, их окружали густые заросли сорняков: репейника и крапивы. Соседние растения настолько стремительно разрастались, что молодым деревцам было тесно и темно.

Травы постоянно отпускали колкости в адрес берез. Злобные жители леса придерживались такого же мнения.

Они обижали маленькие побеги и насмехались над ними:

  1. Змея и жаба желали им засохнуть.
  2. Бессовестная и эгоистичная крапива занимала все пространство, обрекая побеги березы на засыхание.
  3. Надменный репейник утверждал, что слабые ростки сгниют, а выживут лишь подобные ему — сильные растения.

Побеги березок слушали слова обидчиков молча и не отвечали на их издевки. Они не падали духом и старались расти, направляя на это все свои силы.

Терпение и воля главных героинь были вознаграждены. Они стали большими и сильными деревьями, а их недруги оказались далеко внизу. Сорнякам да лесным гадам осталось лишь ползать и шипеть у корней статных берез.

Топ вопросов за вчера в категории образование

Образование 02.09.2023 05:24 1019 Салымгереев Акылбек.

Как правильно: по получении или по получению?

Ответов: 1

Образование 31.08.2023 01:19 364 Романенкова Маша.

“Со своей стороны” выделяется запятыми или нет?

Ответов: 1

Образование 26.08.2023 14:06 1846 Пинчук Никита.

Какие фрукты начинаются на букву “Р”?

Ответов: 1

Образование 01.09.2023 05:01 1756 Зонова Виктория.

Какие фрукты начинаются на букву “Д”?

Ответов: 1

Образование 06.09.2023 11:36 1763 Петрина Макс.

Как пишется: “средне-техническое” или “средне техническое ” образование?

Ответов: 1

Образование 20.08.2023 17:20 470 Плотникова Юля.

Как правильно: “не подходит” или “неподходит”?

Ответов: 1

Образование 09.09.2023 09:10 1715 Дианочка Диана.

Какие фрукты начинаются на букву “Ф”?

Ответов: 1

Образование 11.10.2023 21:09 1114 Ситникова Евгения.

Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?

Ответов: 1

Образование 06.10.2023 16:43 603 Романов Ярослав.

Как правильно гулять” по лесу” или в” лесу”?

Ответов: 1

Образование 07.11.2023 10:30 80 Ширяев Данил.

Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?

Ответов: 1

Мельник

0 У Мельника вода плотину прососала; Беда б не велика сначала, Когда бы руки приложить; Но кстати ль? Мельник мой не думает тужить; А течь день ото дня сильнее становится: Вода так бьёт, как из ведра. «Эй, Мельник, не зевай! Пора, Пора тебе за ум хватиться!» А Мельник говорит: «Далёко до беды, Не море надо мне воды, И ею мельница по весь мой век богата». Он спит, а между тем Вода бежит, как из ушата. И вот беда пришла совсем: Стал жернов, мельница не служит. Хватился Мельник мой: и охает, и тужит, И думает, как воду уберечь. Вот у плотины он, осматривая течь, Увидел, что к реке пришли напиться куры. «Негодные! — кричит, — хохлатки, дуры! Я и без вас воды не знаю где достать; А вы пришли её здесь вдосталь допивать». И в них поленом хвать! Какое ж сделал тем себе подспорье? Без кур и без воды пошёл в свое подворье. ________ Видал я иногда, Что есть такие господа (И эта басенка им сделана в подарок), Которым тысячей не жаль на вздор сорить, А думают хозяйству подспорить, Коль свечки сберегут огарок, И рады за него с людьми поднять содом. С такою бережью диковинка ль, что дом Скорёшенько пойдет вверх дном? 1821 0 Был у крестьянина Осёл, И так себя, казалось, смирно вёл, Что мужику нельзя им было нахвалиться; А чтобы он в лесу пропасть не мог — На шею прицепил мужик ему звонок. Надулся мой Осёл: стал важничать, гордиться (Про ордена, конечно, он слыхал), И думает, теперь большой он барин стал; Но вышел новый чин Ослу, бедняжке, соком (То может не одним Ослам служить уроком). Сказать вам должно наперёд: В Осле не много чести было; Но до звонка ему всё счастливо сходило: Зайдёт ли в рожь, в овёс иль в огород, — Наестся досыта и выйдет тихомолком. Теперь пошло иным всё толком: Куда ни сунется мой знатный господин, Без умолку звенит на шее новый чин. Глядит: хозяин, взяв дубину, Гоняет то со ржи, то с гряд мою скотину; А там сосед, в овсе услыша звук звонка, Ослу колом ворочает бока. Ну, так, что бедный наш вельможа До осени зачах, И кости у Осла остались лишь да кожа. ___________ И у людей в чинах С плутами та ж беда: пока чин мал и беден, То плут не так ещё приметен; Но важный чин на плуте, как звонок: Звук от него и громок и далёк. 1829-1830

Раздел 1: Основы древней мудрости

Что такое древняя мудрость?

Древняя мудрость – это накопленный опыт и знания, передаваемые из поколения в поколение. Она базируется на философии и религии, которые формировались на протяжении тысячелетий. Древняя мудрость отличается от современных теорий и концепций тем, что она была проверена временем и использовалась для решения разнообразных жизненных задач. В основе древней мудрости лежат универсальные ценности и принципы, которые актуальны для любого времени и национальности.

Какие принципы лежат в основе древней мудрости?

В основе древней мудрости лежат такие принципы, как гармония природы и человека, уважение к старшим и мудрецам, следование нравственным нормам, бережное отношение к своему здоровью и эмоциональному равновесию

Также в древней мудрости акцентируется внимание на воспитании духа и общечеловеческих качеств, таких как терпение, смелость, милосердие. Одним из главных принципов древней мудрости является идея об энергетическом единстве всего сущего во Вселенной

Зачем нужна древняя мудрость?

Древняя мудрость несет в себе не только знания, но и опыт, полученный многими поколениями предков. Она помогает нам понять смысл жизни, научиться жить в гармонии с природой и окружающим миром, оценить свои качества и развить их до идеала. Древняя мудрость – это возможность получить уникальный опыт, благодаря которому мы сможем стать мудрее, сильнее, эмоционально более стабильными и уверенными в своих действиях.

Философский аспект

Сказка «Березовая роща» не только описывает историю жизни, смерти и возрождения природы, но также имеет философский аспект, касающийся цикличности жизни и ее бесконечного круговорота.

Березовая роща становится символом цикличности жизни, где смерть является не концом, а лишь переходом в новый этап. Каждый год природа умирает, но вскоре пробуждается к новой жизни, и это повторяется снова и снова.

Эта сказка учит нас принимать жизнь такой, какая она есть, с ее радостями и горестями, воспринимая все, что происходит, как естественный этап цикличности жизни. Она помогает нам осознать, что каждое начало имеет конец, и каждый конец имеет новое начало. Все, что происходит в жизни, не является окончательным и бессмысленным, но частью цикла, который продолжает вращаться.

Таким образом, сказка «Березовая роща» напоминает нам о вечном круговороте жизни, который требует от нас бесконечного приспособления и возможности увидеть прекрасное в жизни в самых неожиданных местах.

6 приемов, которые научат ребенка читать осмысленно

Педагоги рекомендуют после прочтения вместе с детьми рассмотреть картинки и обсудить прочитанное, задавая наводящие вопросы. Ребенка нужно научить понимать главную мысль того или иного произведения.

Сделать это поможет ряд рекомендаций:

Совместное чтение. Такой способ позволит узнать, понял ли ребенок смысл рассказа или сказки, уловил ход развития событий или нет.
Обсуждение
Чтобы ребенок научился читать между строк и действительно понимать произведение, следует обращать его внимание на речь персонажей, их поступки, описание природы и другие детали.
Наводящие вопросы. Этот метод позволит уловить ход событий и главную идею текста
Они могут касаться общего сюжета и отдельных эпизодов. Примеры: Какие растения выросли из семян? Какие из них были сорняками? Что произошло через год?
Мини-спектакли. С детьми дошкольного возраста можно разыграть небольшие представления, чтобы лучше помочь им понять прочитанное.
Собственное мнение. Необходимо также рассказывать ребенку о своем восприятии произведения. Пример: Сказка научила меня, что не нужно обращать внимание на завистников и злых существ

Вместо этого важно четко следовать своей цели.
Регулярность. Ежедневно применяйте минимум 1 методику из указанного списка.
Поощрение

Чтение должно ассоциироваться у ребенка с приятным процессом. Стоит хвалить его за интерес к сказкам и отклики.

Лучше всего начать с произведений, которые интересны детям, чтобы им хотелось обсуждать их. Мы рассмотрели на примере сказки Пермяка «Березовая роща», как находить основную мысль.

Кто такой Колобок?

По своей сути это и есть маленький ребенок, который желает поскорее узнать устройство жизни. Ведь дорожка в лесу, по которой он катится это и есть жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок, который выносят дети из этой сказки это то, что нельзя не спросив разрешения у взрослых уходить из дома. Как и сделал сказочный герой сказки. Поэтому для колобка и сказка плохо закончилась. Ребенок представляет, что мир огромен, и очень хороший, но в нем существует и опасность. Поэтому нужно быть внимательным и слушаться старших тогда и опасность обойдет стороной

При прочтении сказки следует обратить внимание ребенка на то, что речь у колобка слишком самоуверенная. А самоуверенность всегда лишается бдительности и обязательно попадает в опасность

К тому же колобок на протяжении всей сказки использует одну и ту же модель поведения со всеми другими персонажами сказки, так как она была успешной

Но в определенный момент колобок из-за своих успехов потерял бдительность, т.е. не смог разглядеть в лисе опасность — и был съеден. Жизненный урок сказки должен давать определенное развитие ребенку в том направлении, что необходимо вовремя сориентироваться и сменить выбранную позицию на другую, оптимальную для новых условий. Но с другой стороны, предназначение колобка и было в том, чтобы его съели, ведь для этого его бабка и испекла. А колобок его и выполнил. Ребенок должен вынести также из этой сказки то, что у каждого есть свое предназначение, и он должен ему следовать. Но, уже для более взрослого ребенка (младшего школьника) к этому уроку добавляется еще один: придет время ребенок сам отправиться исследовать мир, и ему на пути будет встречаться разные типы людей. Сказка его предупреждает, что есть люди-волки, люди-зайцы, люди-медведи, но и также есть очень сложные — люди-лисы. Сказочные персонажи формируют у ребенка внимательность к изучению людей. Подсказывают, что общаться можно со всеми, но с конкретной жизненной позицией и обязательно держать свой стержень

К тому же колобок на протяжении всей сказки использует одну и ту же модель поведения со всеми другими персонажами сказки, так как она была успешной. Но в определенный момент колобок из-за своих успехов потерял бдительность, т.е. не смог разглядеть в лисе опасность — и был съеден. Жизненный урок сказки должен давать определенное развитие ребенку в том направлении, что необходимо вовремя сориентироваться и сменить выбранную позицию на другую, оптимальную для новых условий. Но с другой стороны, предназначение колобка и было в том, чтобы его съели, ведь для этого его бабка и испекла. А колобок его и выполнил. Ребенок должен вынести также из этой сказки то, что у каждого есть свое предназначение, и он должен ему следовать. Но, уже для более взрослого ребенка (младшего школьника) к этому уроку добавляется еще один: придет время ребенок сам отправиться исследовать мир, и ему на пути будет встречаться разные типы людей. Сказка его предупреждает, что есть люди-волки, люди-зайцы, люди-медведи, но и также есть очень сложные — люди-лисы. Сказочные персонажи формируют у ребенка внимательность к изучению людей. Подсказывают, что общаться можно со всеми, но с конкретной жизненной позицией и обязательно держать свой стержень.

История создания

Сказка была создана ещё в глубокой древности. Такие произведения устного народного творчества раньше называли «байками», так как в народе говорили, что их следует «баять», то есть рассказывать. И лишь только после семнадцатого века появилось слово «сказка», которое тут же применили и к лучшему творению народного творчества, поэтому точную дату создания этого произведения установить невозможно.

Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.

Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.

В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.

В 1982 году по этому произведению был создан одноимённый мультипликационный фильм. Мораль сказки понятна и проста, поэтому русскому народу не только запомнилось фраза «каша из топора», но она стала и устойчивым выражением. Оно означает, что несмотря даже на то, что чего-то не хватает, из всего можно сделать стоящее, если только этого сильно захотеть и приложить усилия.

Ответы на вопрос

Отвечает Холодкова Валерия.
11.11.2023 в 03:25

Сказка Е. Пермяка “Березовая роща” рассказывает о приключениях маленького ежика Миши, который отправляется на поиски своей семьи

В ходе своего путешествия Миша встречает разных персонажей и проходит через различные испытания.
Одним из основных посылов сказки является идея о значимости семейных ценностей и важности заботы и поддержки семьи. Миша ищет свою семью, ощущая постоянную тоску и одиночество, и только в березовой роще он находит истинное счастье, объединяясь с семьей.
Сказка также учит людей ценить и беречь свою природу

Весь сюжет происходит в красивой березовой роще, которая служит символом чистоты и гармонии. Главный герой Миша учится жить в соответствии с законами природы, находить радость в ее прекрасных проявлениях, и постепенно понимает, что природа нуждается в защите и уважении.
Особенно актуальной является тема дружбы и взаимопомощи. Во время своего путешествия Миша встречает разных персонажей, которые оказывают ему помощь и поддержку. Он учится быть открытым к новым знакомствам и дружить с разными представителями животного мира. Сказка показывает, что взаимная поддержка и дружба помогают преодолеть трудности и достичь счастья.
Кроме того, сказка содержит некоторые моральные уроки. Она учит детей быть терпеливыми, находить в себе силы преодолевать трудности и быть верными своим идеалам. Миша не сдаётся, несмотря на трудности и риски, и в конечном итоге находит свою семью и радость в единении с ней.
Таким образом, сказка “Березовая роща” Е. Пермяка передает несколько важных уроков: о значимости семейных ценностей, о бережном отношении к природе, о важности дружбы и взаимопомощи, а также о терпении и настойчивости в преодолении трудностей. Эта сказка воспитывает доброту, заботу и открытость к окружающему миру.

Символизм элементов

В сказке «Березовая роща» каждый элемент имеет свой символический смысл. Береза олицетворяет чистоту и непорочность, пролетарий — работу и труд, а благородный господин — высший класс общества.

Лес символизирует неизведанное и необъятное, темные углы напоминают о скрытых угрозах, которые скрываются в тайных уголках мира. За каждым поворотом пути может скрываться новая опасность или приключение.

Птицы летящие высоко олицетворяют свободу и неограниченность, а большая черная птица в качестве главного злодея символизирует гибель и опасность.

По мере продвижения по сказке, читатель начинает понимать все больше символических значений элементов и получает глубокое понимание того, как «Березовая роща» является частью более обширной темы, описывающей борьбу между добром и злом и навсегда оставляя след на земле.

Описание

Крошечка Хаврошечка – это русская народная сказка на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют делать тяжелую работу и обижают в доме где приютили. Ей досталась злая мачеха. Сестры тоже ее не любят. Тяжело ей приходится. Но к счастью у нее есть помощница- коровушка. Она помогает ей выполнять самую непосильную работу и выручает девочку. Сказка учит добру, трудолюбию, смирению и говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует.

Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой маленькой; взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день занудили, заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает.

А были у хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка; но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно — ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого!

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:

— Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:

— Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.

Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка — все готово: и наткано, и побелено, и покатано.

Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет принесет.

Дивится старуха, зовет Одноглазку:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:

— Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила. Ничего мачеха не дозналась, послала Двуглазку.

Эта тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, матернино приказанье забыла и глазки смежила; а Хаврошечка баюкает;

— Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала; а Двуглазка все еще спала.

Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте еще больше работы дала. И Триглазка, как ее старшие сестры, попрыгала-попрыгала и на травушку пала. Хаврошечка поет:

— Спи, глазок, спи, другой! — а об третьем забыла.

Два глаза заснули, а Третий глядит и все видит, все — как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Все, что видела, Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

— Режь рябую корову! Старик так, сяк:

— Что ты, жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

— Режь, да и только!

Побежала Хаврошечка к коровушке:

— Коровушка-матушка! Тебя хотят резать.

— А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.

Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая — боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — тот заглядывается.

Случилось раз — девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин — богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек:

— Девицы-красавицы! — говорит он. — Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались — ручки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать.

Вернуться Назад в категорию Сказки для 1 класса

Смотрите другие варианты

Почему девочку в сказке зовут Крошечка Хаврошечка?

С Крошечкой все понятно — она маленькая сирота. А как насчет Хаврошечки? «Общепринятый» ответ гласит, что Хаврошечка — это всего лишь искаженная народная форма греческого имени Феврония (означает «добро», «благо»), которое трансформировалось в Хавронию, Хавроху, Ховру, Хиврю или — уменьшительно — Хаврошу, Хавроньюшку.

В принципе версию с некоторыми натяжками можно было бы и принять, ввиду того что в исконно русских словах отсутствовала греческая буква «ф», поэтому многие имена, содержание эту букву, трансформировались аналогичным образом: Афанасий — Апанас, Филипп — Пилип

Однако, совершенно непонятно, почему девочку — и особенно из столь необычной и явно нехристианской сказки вдруг должны были бы назвать Февронией? И ведь почему-то это важно, иначе бы не сохранилось в сказке (и даже в ее названии) – девочку могли назвать просто “девочкой” или “крошечкой”.. Андрей Клименко

В святилище.

Андрей Клименко. В святилище.

Заметим, что в русских народных сказках вообще крайне мало женских имен — Василиса, Аленушка (Елена) и Марья. И, конечно же, все они (как и мужское «сказочное» имя Иван), каким бы удивительным это не показалось, восходят к дохристианской древности — эти имена лишь созвучны греческим и библейским аналогам, и скорее всего именно потому, что возникли еще во времена индоевропейской общности, а затем вошли в разных транскрипциях в разные языки. Их смысл можно прекрасно разложить с использование как русский корней, так и санскрита — причем он тесно связан с образами девушек, которые носят эти имена в сказках (читать подробнее про русские женские имена). То есть их никто ни у кого НЕ заимствовал – они были с людьми всегда и так и вошли в разные культуры.

Давайте попробуем подойти к имени Хаврония/Ховра таким же образом? Могут ли у него быть аналогии в санскрите? На первый взгляд — нет. Однако… Как на санскрите звучит «корова»? Ее обозначали слогом «ГО» — отсюда же русское — «ГОВядина», «ГОВеть» — то есть отказываться от мяса (напомним, что в Индии вовсе не употребляют в пищу коров, считая их священными животными), да и, скорее всего, само русское слово «корова» = «ГО-РоВа». Более того, одно из имен Всевышнего Бога в Индии — это ГОВинда, что означает «покровитель коров» (сравните — «благо-ГОВеть», «уГОждать»).

То есть мы уже имеем соответствие первых трех букв ГОВ-КОВ-ХОВ-ХАВ (К-Г-Х — взаимозаменяемы, как и А-О) и несомненную связь с коровой, которая является активным действующим лицом сказки о Крошечке-Хаврошечке.

Но откуда могла возникнуть буква «Р»? Ее путь из санскрита сегодня проследить довольно сложно, но, видимо, в некоторые европейские языки она могла попасть: сравните английское GOVERnment — «власть, правительство» и санскритское «ГОВинда» — «имя Всевышнего/покровитель коров». В итоге имеем — ГОВ(Е)Р-ГОВР-ХОВР. Откуда уже один шаг до женского имени ХОВРА и его сокращения Хаврошечка, Хавроньюшка.

Аналогичный смысл можно получить и если прибывать к рассмотренному уже выше слогу ХОВ слог РА, который в русских словах обозначает «свет», «солнца», «божественность», «РАдость» (РАссвет, РА-река = Волга, веРА, хРАм, пРАвда, РАвный, жаРА, РАакета, РАстение, фаРА, кРАсивый, искРА, РАдуга и проч.)

Должно быть это и есть священное женское имя обозначающее «божественный свет», «божественную корову», «Великую Всевышнюю Мать» (ХОВ + РА), а Хаврошечка в разобранной нами сказке — это и есть будущая «Коровушка», просто еще маленькая, нуждающаяся в помощи своей матери.

Н. К. Рерих. Матерь мира

Предлагаем также подумать над тем, по какой причине это имя — Хаврония/Хавронья — получило впоследствии стойкую неприятную ассоциацию со свиньей, причем в самом негативном контексте — грязная, толстая, отталкивающая… Более того, в различных словарях русского языка прямо указано, что, а) «хавронья» — в народе и означает «свинью, чушку, грязнулю»; б) это наиболее распространенная кличка для свиней.

Будто кто-то намеренно поменял его смысл на противоположный, превратив божественную красоту в «отталкивающее свинство». И разве не то же самое хотела проделать в сказке мачеха с Крошечкой? — заставить светлую божественную душу бесконечно ковыряться «в (ее) грязи» — в тяжкой и зачастую ненужной работе, забыв о сияющих звездах над головой. Как в пословице: «На то хавронье дано рыло, чтоб она рыла». Но темные души никогда — НИКОГДА! — не могут победить светлые. Яблонька с золотыми яблочками не даст соврать.

P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.

_________

История возникновения

Сказка «Березовая роща» была создана в 1924 году русским писателем и поэтом Александром Куприном. Она вошла в сборник его произведений под названием «Сказки для взрослых». Сам Куприн считал эту сказку одной из своих лучших работ.

«Березовая роща» рассказывает о приключениях главного героя Витека, который попадает в загадочную рощу, где он впервые сталкивается с магическим миром. Сказка полна символизмом и философскими мыслями.

Куприн написал эту сказку в трудное для него время – после революции и гражданской войны, когда Россия была в огромном кризисе. Возможно, автор хотел дать свой взгляд на мир и напомнить, что даже в трудные времена можно сохранить веру и надежду на лучшее.

История создания сказки «Березовая роща»

Сказка «Березовая роща» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. В это время поэт находился на своей родине, в селе Михайловское, где и была создана эта произведение.

Некоторые исследователи отмечают, что образ березовой рощи был вдохновлен местным лесопарковым комплексом, в котором молодой Пушкин часто гулял и наслаждался красотой природы.

Сама идея сказки возникла у Пушкина после прочтения трактата немецкого философа Э. Хейга «Основания идеализма». В нем автор рассуждал о природе человека и жизни, в частности, обозначал переходы в жизни: от ребенка к взрослому, от жизни к смерти и возрождению в новой жизни. Именно эти переходы и стали основным сюжетом сказки «Березовая роща».

И пали чары

Расколдовать царевну было суждено одному из главных положительных героев – царевичу. Услышав рассказ старика, он не побоялся и отправился искать дворец. Нашел его быстро и удивился, что все, начиная от людей и заканчивая животными и насекомыми, спят.

На крыльце лежал царь. Перекрестившись, молодой человек перешагнул через него и направился к своей избраннице. Далее Жуковский довольно долго описывает, как та была хороша собой. Как говорится, годы не властны над красотой. Царевич влюбился с первого взгляда, поцеловал милую девушку, та проснулась, и не только она. Дворец вмиг ожил, каждый стал продолжать заниматься тем, что делал до того.

Конечно же, царь и царица благословили свою дочь, та вышла замуж за спасителя, и все закончилось, как во многих русских народных сказках, пиром на весь мир. Вот такое сочинил стихотворение Василий Жуковский. Спящая царевна проснулась, и все закончилось хорошо.

Интерпретация сказки

Сказка «Березовая роща» имеет множество интерпретаций. Она может трактоваться как символ молодости и красоты, означающий те времена жизни человека, когда он еще не подвержен старости и болезням. В данном случае хозяйка-вдова, которая желает вернуть свою молодость, символизирует всю человеческую природу, стремящуюся противостоять времени и сохранить свою красоту.

Другая интерпретация сказки заключается в том, что она является эталоном духовной жизни. Лучший путь к спасению, как показывает сказка, заключается в уходе из этого мира и жизни в строгой аскезе. Березовая роща – это символ мира за гранью нашего мира, и только осужденный на смерть человек, готовый к замысловатому путешествию, сможет найти этот мир.

Некоторые исследователи видят в сказке «Березовая роща» символ революции и идею освобождения народа от крепостной зависимости. Удаленность и трудность доступа к березовой роще указывают на ложь и обман, присущие угнетателям.

Каждый может трактовать сказку «Березовая роща» по-своему, но нельзя отрицать, что она несет глубокий смысл и имеет многосторонний подтекст.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий