Основы психологии и педагогики. Эмоции и интеллект

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Экономика образования

Что такое синдром самозванца и как от него избавиться

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могут вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны

Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов»

Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

Экономика образования

Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект

Понятие и сущность эмоций и эмоциональной сферы личности

Определение 1

Эмоции – это незапланированная реакция нервной системы и психики человека, на происходящие внешние и внутренние процессы, представляющая собой часть человеческой природы.

Определение 2

Эмоциональная сфера – это характеристика эмоционального реагирования человека на события, явления, поступки других людей и т.д.

Эмоциональная сфера человека определяет эмоциональность личности. По своей природе, испытываемые человеком эмоции могут быть различного спектра, «от положительных до отрицательных», «от моральных до аморальных», «от добрых до злых» и т.д. Спектр испытываемых человеком эмоций во многом зависит от окружающей конкретной ситуации, в результате которой они и были порождены.

Статья: Взаимосвязь эмоциональной сферы личности и типа мышления

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Эмоции представляют собой следствие мышления. Позитивное мышление вызывает у человека позитивные эмоции, негативное мышление – негативные эмоции. Причины возникновения позитивного или негативного мышления во многом связаны с наличием у человека жизненного опыта.

Отношение у людей к эмоциям принято подразделять на два типа:

  1. Конструктивное отношение – это полное осознание собственных эмоций, что позволяет адекватно и понятно для окружающих выражать их внешне.
  2. Деструктивное отношение – человек понимает свои эмоции, но не способен ими управлять должным образом, в результате чего эмоции управляют его поведением и поступками.

Вне зависимости от отношения человека к эмоциям они имеют внешнее выражение, сознательно или бессознательно. Обусловлено это тем, что эмоции представляют собой «энергию», которой необходим выход.

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман пытается выяснить, почему мы не проявляем сострадание чаще и как это изменит нашу жизнь

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Взаимосвязь эмоций и мышления

Исследованием взаимосвязи мышления и эмоций (эмоциональной сферы) занимались многие отечественные психологи (А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, И.А. Васильев, В.Е. Клочко и многие другие). При соотношении мышления и эмоций было выделено и описано два основных подхода:

1.Функциональный подход – в соответствии с данным подходом человеком управляют либо его эмоции и эмоциональные состояния, либо разум, который берет над ними верх. Одним из наиболее ярких представителей данного похода является американский психолог Г. Гарднер, который описывал наличие у человека интераличностного интеллекта способного успешно решать вопросы самоуправления. Именно благодаря данному интеллекту человек управляет своими эмоциями и чувствами, осознает и анализирует их, а также использует в ходе своей жизнедеятельности.

  1. Системно-деятельностный подход – подразумевает, что регуляция эмоций осуществляется посредством мышления в рамках осуществления определенного вида деятельности. Важным является то, что возникновение деятельности должно происходить на основании внешней или внутренней мотивации.

В настоящее время актуальным является системно-деятельностный подход, в рамках которого сформировалась смысловая теория мышления.

В смысловой теории мышления возникли и успешно развиваются следующие исследовательские работы в области эмоциональной регуляции мышления:

Исследования направленные на выявление условий возникновения и функционирование эмоций в рамках мыслительной деятельности

Особое внимание уделяется интеллектуальным эмоциям. Обусловлено это тем, что по мнению ученых именно они выступают в качестве внутренних сигналов от актуализированной познавательной потребности индивида

В исследованиях показывается тесная взаимосвязь между интеллектуальными эмоциями и мыслительными процессами разного уровня.

Исследования, направленные на выявление роли эмоций в процесса целеобразования. Так, данные исследования показывают, что первая реакция человека на познавательное противоречие именно эмоциональная. На ее основании уже в дальнейшем выстраивается и развивается поисковая познавательная потребность, инициирующая целеобразование.

Исследования, направленные на изучение мотивационно-эмоциональной регуляции мышления. В частности, изучена эмоциональная регуляция мыслительной деятельности в условиях различной мотивации – внешней и внутренней. Показано, что существуют разные типы эмоциональной регуляции, характеризующиеся разным местом и ролью эмоций в системе регуляции мыслительной деятельности.

Таким образом, на пути к исследованиям проблем эмоций и мышления с самого начала встает принципиальной важности вопрос о том, какая фактическая ценность скрывается за признаваемой ценностью переживаний, за человеческим влечением к некоторым из них

Сэр Кен Робинсон, ведущий британский и мировой эксперт в сфере образования, автор многих книг, выделяет 8 видов интеллекта.

  1. Музыкальный интеллект. Он связан со звуком, слухом и аудиальными способностями.
  2. Телесно-кинестетический интеллект – тактильный, связан со способностью к спорту, танцам, действиям руками, физическими действиями.
  3. Логический, математический. Такой интеллект предполагает вычислительные способности, алгебра, шахматы, классический iq.
  4. Словесно-лингвистический интеллект – способность к языкам, чтению, дебатам, презентациям и публичному выступлениям.
  5. Межличностный интеллект – им отличаются экстраверты, такие люди любят взаимодействовать с другими, хорошо чувствуют настроение людей, любят играть в игры и командную работу.
  6. Внутриличностный интеллект – у его обладателей высокая способность к самоанализу, они любят психологию, способны хорошо ориентироваться в собственных переживаниях, интроверты.
  7. Визуально-пространственный интеллект – способность к геометрии и картографии, такие люди хорошо видят общую работу систем.
  8. Натуралистический интеллект. Предполагает способность входить в контакт с природой и окружающей средой. Им в высокой степени обладают экологи и путешественники, выживающие в диких условиях.

Понятие «эмоциональный интеллект» включает в себя 5-ый и 6-ой пункты этой шкалы, т.е. межличностный и внутриличностный интеллект.

 Автор Елена Бугаева

Цена: 200 грн./ 650 руб.

Узнать о книге больше можно тут.

5
1
голос

Рейтинг статьи

Как определить уровень развития эмоционального интеллекта?

Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ:

  1. Осознаете свои чувства и эмоции.

  2. Делаете паузу, прежде чем говорить или действовать.

  3. Стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на эмоции.

  4. Используете критику как возможность что-то улучшить.

  5. Придерживаетесь своих ценностей и принципов.

  6. Умеете сочувствовать.

  7. Хвалите и вдохновляете других.

  8. Даете полезную обратную связь.

  9. Извиняетесь и признаете ошибки.

  10. Прощаете и забываете.

  11. Выполняете свои обязательства.

  12. Помогаете другим.

  13. Защищаете себя от эмоционального саботажа.

Виктория Шиманская добавляет один универсальный, но субъективный критерий — степень удовлетворения собственной жизнью. В EQ важнее собственное ощущение, чем показатель развития навыка. Если вы несколько лет не можете попросить прибавку к зарплате или страшно злитесь, когда убираете квартиру — присмотритесь к работе со своими эмоциями.

Экономика образования

Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке

Понятие и сущность мышления

Определение 3

Мышление – это процесс моделирования систематических отношений в окружающем человека мире, на основе его безусловных положений.

Начало возникновения процесса мышления и его окончание представляет собой особый вид ориентировочной деятельности, целью которой является оказание помощи индивиду в понимании окружающего мира, обеспечении удовлетворения его потребностей и опознание ценностей, необходимых человеку.

В настоящее время существует множество концепций, которые по-своему классифицируют виды и типы мышления. Общепризнанной является следующая классификация, подразделяющая мышление на такие виды как:

  • теоретическое мышление;
  • понятийное мышление;
  • образное мышление;
  • практическое мышление;
  • наглядно-образное мышление;
  • наглядно-действенное мышление.

Основными формами мышления являются:

  1. Понятие – отображает в мышлении единство всех существенных связей, свойств и отношений между явлениями предметами.
  2. Суждение – высказывание, утверждение или отрицание определенных отношений между явлениями или предметами. Суждение может быть: существенное, истинное, ложное, ошибочное, предположительное и т.д.
  3. Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет индивиду сделать новый вывод из имеющихся суждений. Выделяют следующие виды умозаключений: индукция, дедукция, анализ и т.д.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий