Характеристики проблемного обучения
Определение 1
Проблемное обучение – это современная технология образования или подход к организации учебно-воспитательного процесса, основанный на постановке проблемной ситуации, требующей от учащихся ее самостоятельного решения.
Использование данного типа обучения нацелено на развитие познавательной активности учащихся и навыков самостоятельной деятельности. Учащимся не дается информация в готовом виде. Знания им необходимо добывать, используя для этого свой опыт деятельности, творческий потенциал, ранее усвоенные знания.
Сущность проблемного обучения можно обозначит следующими параметрами:
Создание условий для учащегося, активизирующих его творческий потенциал, требующих проявления его творческой активности.
Достижение наибольшего развивающего эффекта от учебного процесса.
Представление учебного материала в виде личностно-значимой проблемы, которую учащийся принимает в силу ее важности для него.
В основе технологии проблемного обучения лежит постановка проблемной ситуации.
Определение 2
Проблемная ситуация – это задача, содержащее некое противоречие, которое необходимо разрешить путем поиска недостающей информации, выбора оптимального метода решения. Данная ситуация отражает какое-то затруднение, возникающее в процессе образовательной деятельности и, требующее незамедлительного устранения для обеспечения его нормального хода.
Рисунок 1. Технология проблемного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основными характеристиками проблемного обучения являются:
- Знания даются учащимся через решения разнообразных проблем теоретического и практического характера;
- Развитие высокого уровня самостоятельности учащегося и проявление его инициативности в решение проблемы;
- Решение проблемы реализуется разными темпами и способами. Все зависит от индивидуальных особенностей конкретного учащегося и уровня его интеллектуального развития;
- Повышение мотивации к познанию, за счет развития интереса учащихся к решению проблемных ситуаций;
- Снижение контроля за учебным процессом, за счет мотивированности и активности учащихся;
- Возможности применения учащимися своих знаний в новых ситуациях, что активизирует творческую направленность деятельности;
- Повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Эти характеристики обуславливают использование технологии проблемного обучения в качестве направления организации образовательной деятельности.
Типовая структура занятия по методу проблемного обучения
Проблемный урок, как правило, состоит из следующих этапов:
- актуализация прежних знаний учащихся;
- усвоение новых знаний и способов действия;
- формирование умений и навыков.
Внутренняя часть структуры проблемного урока базируется на поисковой деятельности и вмещает в себя следующие шаги:
- возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;
- выдвижение предположений и обоснования гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемы.
Представленная структура, соединяющая в себя как внешние, так и внутренние элементы процесса обучения, даёт ученику возможность самостоятельно руководить своей учебной деятельностью.
Технология проблемного обучения в ДОУ
Проблемный метод обучения это организованная последовательность взаимодействия с дошкольниками, которая предполагает наличие проблемных ситуаций и умение самостоятельно их разрешить в любом возрасте. На итоговом этапе можно включать анализ пройденной методики. Уроки в старших группах развивают критичность мышления детей.
Активный поиск решения проблемы
Важно! В педагогике преподавание образовательного процесса строится на технологиях ИКТ, игровых, реализации метода проектов и приеме интеграций. Они помогают обучать дошкольников на примерах трудных ситуаций, внедрять и эффективно использовать новые знания
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов технология способствует развитию творческих способностей.
История
История проекта по данному виду обучения начинается в 20-х годах прошлого столетия. Определение дал Джон Дьюи. Автор считал, что ожидать усвоение материала ребенком стоит не только с помощью речи и органов чувств, но и дать ему возможность самому удовлетворить потребность в знаниях с помощью различных источников, дискуссий, необходимой литературы и кратких технологических карт.
Плюсы и минусы
Плюсы:
- Обучающийся обретает высокую самостоятельность,
- Формируются мотивация и познавательный интерес,
- Развиваются мыслительные способности.
Минус:
Чтобы усвоить некоторый объем знаний, нужно затратить большое количество времени.
Структура проблемного урока
Структура эффективного проблемного урока – это процесс из нескольких этапов.
1
Создание проблемной ситуации
Проблемная ситуация – познавательная задача, которая основывается на каком-либо противоречии между имеющимися знаниями и конкретной ситуацией. Появляются вопросы «почему не получается?», «почему это так?», «как такое возможно?» и т.д.
Этот этап имеет большое значение, т.к. именно на нём формируется интерес к проблеме и желание её исследовать, желание найти ответы на вопросы, связанные с ней.
Пример: «Вода тяжелее воздуха. Но чтобы пошёл дождь, она должна оказаться сверху. Как это происходит?»
2
На этом этапе происходит формулирование темы урока и вопросов, на которые нужно найти ответ.
3
Поиск решения
Учащийся выдвигает свои варианты решения проблемы. Это способствует развитию творческого и логического мышления, а также умению выявлять причинно-следственные связи.
Все гипотезы анализируются, активность поощряется. Возможно, учащийся не сможет найти ответ, но его всё равно стоит похвалить, если он прикладывал значительные усилия. При необходимости следует задавать наводящие вопросы и указывать на правильность хода размышлений.
4
Озвучивание решения
После того как учащиеся попытались самостоятельно решить поставленную задачу, им даётся правильный ответ, если они сами не пришли к нему.
Высокая степень заинтересованности способствует тому, что учащиеся внимательно слушают и надолго запоминают то, что им говорят.
Определение и характеристика
Современное проблемное обучение — это организация уроков, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций, для решения которых учащимся необходимо провести активную самостоятельную работу. Такой процесс позволяет детям творчески овладеть профессиональными знаниями и умениями, развить мышление.
Проблемное обучение характеризуется как учебно-воспитательный процесс, который строится на полном взаимодействии преподавателя и обучающихся детей. Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации.
Недостатки методики
Несмотря на большое количество преимуществ, у данной технологии имеются и свои минусы:
- Методика хуже подходит для формирования практических навыков и умений. Практика в данном случае является второстепенной, основная цель – поиск и усвоение знаний.
- Для усвоения знаний требуется больше времени в сравнении с традиционными формами обучения.
- Учитель тратит гораздо больше времени на подготовку к занятию. Под каждый учебный материал нужно подготовить подходящие задания, которые учащиеся смогут решить самостоятельно.
- От педагога требуется повышенная концентрация для эффективного управления познавательной активностью учеников.
- Если ученики имеют недостаточный уровень изначальной подготовки, они с высокой вероятностью не смогут разрешить смоделированную проблему.
Сущность проблемного обучения
Определение 1
Проблемное обучение – это способ развития сознания человека посредством самостоятельного разрешения им познавательных задач, содержащих внутри себя ряд противоречий, или посредством его активного участия в процессе разрешения этих задач.
Противоречия – важнейшая черта содержательного аспекта проблемного обучения, которая закономерно возникает и раскрывается в процессе познавательной деятельности учащихся и является источником ее движения и развития. К примерам таких противоречий можно отнести:
противоречие исходных знаний и новых, парадоксальных фактов, которые не укладываются ни в одну известную теорию, и разрушающие ее;
противоречия понимания научной важности проблемы и отсутствия необходимой теоретической базы для ее разрешения;
противоречие теоретически возможных способов решения проблемы и их практической нецелесообразностью;
противоречие существования определенного многообразия концепций и отсутствия надежной теории, чтобы объяснить данные факты;
противоречие практически доступных результатов и отсутствием его теоретических обоснований;
противоречие большого количества фактических данных и отсутствия общего метода их обработки и анализа.
Все названные выше противоречия обычно возникают в связи с наличием определенного дисбаланса теоретической и практической информации, избытком одной из них и недостатком другой, или наоборот.
С удивлением
1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.
Например, при изучении романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.
2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.
Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?
3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.
Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?
4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).
Преимущества и недостатки
Основанная Джоном Дьюи форма обучения довольно широко применяется как в школах, так и при изучении отдельных дисциплин. Дети, получающие знания по такой программе, учатся находить причины различных явлений и событий, выявлять их признаки, устанавливать следственные связи. Поэтому к преимуществам технологии проблемного обучения следует относить:
- Стимулирование развития у учеников внимательности и наблюдательности.
- Повышенный уровень мыслительных процессов.
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие таких качеств, как самостоятельность, критичность, инициативность.
- Обеспечение надёжного закрепления приобретаемых знаний, обусловленное самостоятельной работой по их получению.
Несмотря на ряд безусловных достоинств обучения, основанного на постановке проблем, специалисты отмечают и некоторые недостатки указанного метода. К таковым относят следующие ограничения:
- Дети испытывают затруднения во время учебы, а потому на понимание поставленной проблемы и поиски путей её решения они затрачивают намного больше времени, чем при традиционном получении знаний.
- Разработка схемы обучения, а также подготовка специальной литературы требует от учителя педагогических навыков и значительного количества времени.
При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.
Классификация технологии
Подобно другим научным дисциплинам проблемное обучение классифицируется по разным признакам. Так, по форме применения оно является общепедагогическим. Его тип управления — система малых групп. По способу взаимодействия с учащимся этот вид образования классифицируется, как свободное воспитание, в котором преобладает проблемный метод. Проходить обучение по нему могут все категории детей, то есть по этому типу учёба является массовой.
Кроме того, технология подразделяется на следующие виды:
- Главный аспект развития ребёнка — биогенная, социогенная, психогенная.
- Способ усвоения знаний — ассоциативно-рефлекторная, бихевиористская.
- Направленность структуры личности учащегося — соединение знаний, умений, навыков или способы умственных действий.
- Организация работы — групповая, академически-клубная.
- Философская идея — прагматически-приспосабливающаяся.
- Модернизационное направление — повышение активности и интенсивности деятельности учеников.
Отдельно можно выделить классификацию технологии по характеру содержания. По указанному критерию выделяют такие формы преподавания, как:
- обучающая;
- светская;
- общеобразовательная;
- гуманистически-технократическая;
- проникающая.
История возникновения
Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей. То есть привычные занятия чтением, счётом и письмом проходили лишь тогда, когда ученики самостоятельно приходили к решению, что эти знания им необходимы.
Философ полагал, что существует четыре инстинкта:
- социальный;
- конструирования;
- художественного выражения;
- исследовательский.
В Советском Союзе уроки на основе идеи американского учителя были впервые проведены в 1923 году. Прежнюю систему обучения при этом объявили отжившей и заменили лабораторно-бригадной. В 1932 году Центральный комитет ВКП (б) объявил указанный способ преподавания прожектёрством и официально отменил.
Определение и характеристика
Современное проблемное обучение — это организация уроков, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций, для решения которых учащимся необходимо провести активную самостоятельную работу. Такой процесс позволяет детям творчески овладеть профессиональными знаниями и умениями, развить мышление.
Проблемное обучение характеризуется как учебно-воспитательный процесс, который строится на полном взаимодействии преподавателя и обучающихся детей. Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации.
Технологическая схема
Преподаватель создаёт проблему и направляет учеников на её решение. Сложность управления этим видом обучения состоит в том, что проблемная ситуация должна быть индивидуальной, а потому представитель педагогического коллектива должен применять дифференцированный подход к каждому ученику.
Алгоритм решения
Преодоление любой проблемы представляет собой последовательность определённых действий. Так, для решения задачи, поставленной в рамках обучения, детям нужно пройти четыре этапа:
- Осознание учениками проблемы, вскрытие заложенных в ней противоречий. Для этого им необходимо найти несоответствия в цепочке причинно-следственных связей. Помочь в решении такого вопроса может выдвижение соответствующей гипотезы.
- Формулирование гипотезы.
- Доказательство гипотезы. Для выполнения этого этапа ученикам нужно предоставить новое изложение задания или вопроса.
- Решение поставленной задачи завершается общим выводом. В нём углубляются изученные детьми причинно-следственные связи, а также раскрываются новые характеристики объекта или явления, которое познаётся.
Моделирование уроков
Моделируя урок, построенный в соответствии с нормами проблемной технологии, необходимо обратить внимание на то, что детям потребуется самостоятельно выполнить определённое количество заданий на каждом этапе урока. Указанную цель необходимо формировать согласно процессу обучения
Для этого подбираются задания, соответствующие следующим характеристикам:
Указанную цель необходимо формировать согласно процессу обучения. Для этого подбираются задания, соответствующие следующим характеристикам:
- Актуализация знаний и навыков учащихся.
- Осознание и осмысление информации, полученной на уроке.
- Закрепление и систематизированное усвоение знаний.
- Применение усвоенных знаний и умений для решения новой задачи.
- Проверка уровня усвоения учебной информации.
Основы проблемного обучения
Технология проблемного обучения основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно – процесс продуктивный, творящий новые знания. Психическое существует, прежде всего, как процесс, и вне процесса его нет. Само мышление -это процесс непрерывного взаимодействия человека с объектом познания и включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Внешние воздействия на результаты процесса мышления определяются, преломляясь через внутренние условия мышления: мотивацию, личностные особенности субъекта, ценностные ориентации и установки, способности, прошлый опыт. Следовательно, чтобы организовать собственную мыслительную деятельность школьника, надо создать и соответствующие внешние условия.
Психологи признают, что начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.
Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности.
Проблемная ситуация содержит такие основные компоненты:
- Неизвестные знания.
- Противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения.
- Познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность.
- Интеллектуальные возможности учащегося к «открытию» нового.
Как видим, в структуре проблемной ситуации есть внешние факторы и внутренние условия.
В процессе учебной или другой работы у человека (школьника) возникает, возможно, не одна проблемная ситуация. Но он одни из них принимает, а другие — нет. Иначе говоря, не всякое возникшее затруднение его затронет, то есть станет проблемой.
Проблема — это та проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: систему знаний, практический опыт поиска и др
Значит, важной задачей преподавателя является формирование ценностного отношения ученика к знанию, познавательного интереса
Функции проблемного обучения
К общим функциям проблемного обучения относят:
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
- развитие интеллекта учеников, то есть их познавательная самостоятельность и творческие способности;
- формирование диалектико-материалистического мышления учеников;
- формирование всесторонне и гармонично развивающейся личности.
К специальным функциям проблемного обучения относят:
- воспитать навыки творческого усвоения знаний, то есть применять систему логических приемов или отдельных способов творческой деятельности;
- воспитать навыки творческого применения знаний, то есть применять усвоенные знания в новых ситуациях, и умение слушать учебные проблемы;
- формировать и накапливать опыт творческой деятельности, то есть овладевать методами научного исследования, решать практические проблемы и художественно отображать действительность;
- формировать мотивы учения, социальные, нравственные и познавательные потребности.
Технология проблемного обучения раскрывается посредством постановки и разрешения некоторого проблемного вопроса, задачи и ситуации, которые выступают как центральная категория рассматриваемой технологии.
Замечание 1
Проблемная задача – это простейший, частный случай проблемы, когда она состоит всего лишь из одной задачи. По сути, она является учебно-познавательной задачей, вызывающей стремление самостоятельно искать пути, способы и средства ее рационального решения. Основой проблемной задачи обычно является противоречие существующих знаний.
Проблемная задача имеет принципиальные отличия от тренировочной, цель которой – не найти новый способ решения, а закрепить у учащихся навык применять определенный известный метод.
Важно, что форма реализации принципа проблемности в обучении – учебная проблема. Учебная проблемная ситуация является психическим состоянием мыслительного взаимодействия ученика или класса с определенной проблемой под руководством учителя
Такая ситуация характеризуется психологическим состоянием интеллектуального затруднения. Другими словами, воспринимая проблему, человек осознает, что ему не хватает знаний, чтобы ее решить, поэтому нужно искать новые способы.
Принято выделять четыре основных типа проблемных ситуаций:
- нехватка знаний – ученики не могут решить задачу в связи с отсутствием необходимых знаний;
- новые условия – необходимые знания у детей есть, но они должны придумать, как их применять в новых условиях;
- противоречие теоретической возможности и практической осуществимости – ученик должен выбирать из нескольких известных ему способов решения, наиболее рациональный;
- противоречие полученного практического результата и отсутствия знаний того, как объяснить, как и почему получили именно этот результат.
Главное в проблемном обучении – не мгновенный выход на решение проблемы, а некоторая путепроходческая работа. Учитель, который знает оптимальный путь решения, направляет поисковую деятельность учеников, постоянно ведя их к разгадке.
Классификация технологии
Подобно другим научным дисциплинам проблемное обучение классифицируется по разным признакам. Так, по форме применения оно является общепедагогическим. Его тип управления — система малых групп. По способу взаимодействия с учащимся этот вид образования классифицируется, как свободное воспитание, в котором преобладает проблемный метод. Проходить обучение по нему могут все категории детей, то есть по этому типу учёба является массовой.
Кроме того, технология подразделяется на следующие виды:
- Главный аспект развития ребёнка — биогенная, социогенная, психогенная.
- Способ усвоения знаний — ассоциативно-рефлекторная, бихевиористская.
- Направленность структуры личности учащегося — соединение знаний, умений, навыков или способы умственных действий.
- Организация работы — групповая, академически-клубная.
- Философская идея — прагматически-приспосабливающаяся.
- Модернизационное направление — повышение активности и интенсивности деятельности учеников.
Отдельно можно выделить классификацию технологии по характеру содержания. По указанному критерию выделяют такие формы преподавания, как:
- обучающая;
- светская;
- общеобразовательная;
- гуманистически-технократическая;
- проникающая.
Методы обучения
Существует несколько приёмов обучения, основанных на создании проблемы, которая контролируется педагогом. Их делят на три основных вида:
- Частично-поисковый. Используется в случаях, когда созданная ситуация разрешается учениками под руководством преподавателя. Наставник может при необходимости давать учащимся подсказки, способствующие решению проблемы, но основную часть работы дети должны выполнять самостоятельно. Самым наглядным примером этого способа является эвристическая беседа.
- Поисковый. Для такого метода характерно то, что после постановки задачи учитель не вмешивается в процесс её разгадки. Дети абсолютно самостоятельно находят пути решения, таким образом осваивая творческий подход. Этот способ обучения наиболее целесообразен при обобщающих уроках.
- Исследовательский. При использовании такого метода обучаемые самостоятельно выдвигают проблемы, а также открывают и усваивают новый материал, способствующий их решению. Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь учащимся поставить задачу и затем поощрять их активность к познанию. Рекомендуется применять этот способ в старших классах.
Примеры уроков по разным предметам в начальной школе и не только
Русский язык (3 класс)
Цель — выучить правила написания безударных гласных в приставках.
Детям даётся задание выписать из учебника слова, имеющие безударные гласные и в корне, и в приставке: например, “долетел” или “забежал”.
Учитель: Ребята, в каких частях слова находятся безударные гласные?
Ученики: В корне и приставке.
Учитель: Какое правило о написании безударных гласных мы применили, выполняя упражнение?
Ученики: О безударных гласных в корне.
Учитель: А какого правила, мы ещё не учили, с каким будем знакомиться сегодня?
Ученики: Наверное, о безударных гласных в приставках (учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой).
Как видите, учитель выбрал для взаимодействия со своими подопечными метод диалога, носящего подводящий характер, – в начальной школе этот приём особенно ценен. В ходе этого диалога школьники не получают всю информацию в разжёванном виде, а сами ответ за ответом подходят к открытию нужной мысли.
Математика (3 класс)
В отличие от русского языка, уроки математики предполагают создание проблемной ситуации с затруднением. Для начала ученикам даётся задание на уже пройденный материал, и, естественно, они его выполняют с лёгкостью. Однако следом за ним ребятам предлагается проверить знания уже по новому материалу. Как правило, на этом этапе многие из них заходят в тупик.
Убедившись в том, что подопечные оказались в затруднительной ситуации, преподаватель заводит побуждающий диалог с целью осознания ими противоречия. Первый вопрос должен быть: “В чём затруднение?”. После этого можно поинтересоваться у ребят, чем это задание не похоже на предыдущее, какие вопросы оно вызывает, какая будет тема урока. Фиксирование темы на доске знаменует собой завершение этапа постановки проблемы.
История (6 класс)
Для проверки знаний по большой теме (к примеру, “Великая отечественная война”) предлагается поделить класс на несколько учебных групп и разбить урок на несколько этапов:
- “Разминка” — актуализация имеющихся знаний. Рекомендуется проводить в формате теста.
- По несколько представителей от каждой группы фиксируют на ватмане даты, имена и термины, связанный с данной темой. После этого листы расходятся между группами, которые должны составить опорный конспект по данной теме.
- Работа с текстами документов (анализ и ответы на вопросы к ним).
- Проверка знания хронологии (индивидуальный формат).
Биология (8 класс)
Работая с учениками 8 класса, педагог уже может вместо предложения чужих точек зрения столкнуть между собой их собственные. К примеру, устроить импровизированные дебаты на тему вегетарианского питания во время изучения темы “Пищеварительная система” или спросить, насколько реально с точки зрения современной науки описан Маугли на уроке по теме “Поведение и психика”.По большому счёту, технология проблемных ситуаций применима практически к любому школьному уроку, будь то физика, химия или обществознание.
Построение урока по методу проблемного обучения
1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.
2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие
Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы
3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).
Варианты:
- Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний, Корзина идей).
- Создание дискуссии (по группам).
- Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
- Поиск решения на основе наблюдений.
4. “Ага-реакция” — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.
5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.
6. Проверка, контроль знаний.