Когда дети гуляют одни: несколько «нельзя»
В первую очередь ребенка нужно научить избеганию потенциальных угроз, которые исходят от разных субъектов и объектов: люди, животные, транспорт, многое другое. Для обеспечения безопасности нужно выполнять требования следующей памятки:
Нельзя поддерживать разговор с незнакомыми людьми, нельзя принимать от них подарки, сладости, не уходить с ними и не садиться в машину, а если посторонний человек начинает удерживать силой, то нужно очень сильно кричать и бежать в людное место;
Нельзя заходить в подъезд, лифт если у входа стоит незнакомый человек;
Нельзя подходить к опасным сооружениям (заброшенные здания, подвалы, чердаки, стройки, трансформаторные подстанции, электрические щитки, канализационные люки);
Нельзя брать в руки, даже близко подходить к предметам, представляющим опасность (ножи, стекло, шприцы);
Нельзя надевать на улицу украшения, брать с собой другие аксессуары, например, дорогой мобильный телефон, привлекающие внимание посторонних не всегда доброжелательных людей;
Нельзя носить с собой крупные деньги, нужно быть осторожным при расчете за билеты в транспорте, при покупках;
Нельзя вешать ключи на шею;
Нельзя уходить далеко от дома;
Нельзя убегать от родителей, прятаться от них.
Примените сразу
Чтобы избежать проблем в случае, если ребенок потерялся, необходимо заранее выучить алгоритм действий: к кому подходить (человек в форме, продавец в магазине, кондуктор автобуса), как звать на помощь, где ожидать.
Эти правила больше касаются детей дошкольного возраста и младших школьников. Для школьников старшего возраста. Кроме перечисленных добавляются еще несколько правил:
- Нельзя гулять до темноты и тем более после ее наступления;
- Компании незнакомых подростков лучше сразу обходить стороной;
- Нельзя отправляться одному в дальние поездки;
- Уходя из дома, ребенок должен сообщать куда и к кому, он идет, оставлять контактный номер телефона. Перед уходом из гостей, кино, кафе обязательно отзваниваться родителям.
Есть еще несколько рекомендаций:
Для избегания неприятных ситуаций нужно научиться смотреть по сторонам, не только при переходе дороги, но и просто при нахождении на улице во время игр или прогулок;
Ребенок всегда должен знать свое имя, фамилию, адрес и телефон родителей;
Желательно, чтобы ребенок гулял не один, если не с родителями, тогда со сверстниками;
С раннего детства необходимо учить, какие предметы могут потенциально нанести травмы (острые, тяжелые, горячие);
Если ребенок ходит в школу самостоятельно желательно досконально проработать с ним его маршрут. Скорее всего такая школа будет находиться недалеко и родителям не составит много труда показать самую оживленную дорогу, указать все наиболее опасные места
А лучше найти одноклассников, с которыми он будет ходить вместе.
В любом возрасте ребенок должен знать телефоны экстренных служб, куда можно обратиться самостоятельно, если что-либо случилось с ним или с окружающими;
Важно, чтобы у ребенка с родителями складывались дружеские, доверительные отношения и обо всех ситуациях, произошедших на улице он им рассказывал.
Ребенок и дорога
Соблюдение правил дорожного движения – отдельная тема безопасности. Пунктов ПДД, необходимых для детского выполнения, совсем немного: правила движения пешеходов, переход проезжей части, движение на велосипеде, самокате, скейтборде, скутере.
Нужно усвоить следующие правила:
Нельзя играть на дорогие и у дороги;
Кататься на велосипеде можно только в специально предназначенных местах без движения автомобилей, старшие могут кататься по велосипедным дорожкам и тротуарам;
Не все знают, а может быть знают, но не соблюдают: переходить проезжую часть можно только сойдя с велосипеда, ведя его рядом с собой, скейтборд при переходе нужно нести в руках;
Важно соблюдение правил пользования общественным транспортом, правил поведения и безопасности при пользовании им;
Переходить дорогу разрешается только на разрешающий зеленый сигнал светофора или по «зебре», если светофора нет. Дети постарше это конечно же знают, но количество происшествий на дороге с их участием меньше не становится;
Для обеспечения дополнительной безопасности в вечернее время не лишней будет яркая светоотражающая одежда или специальные светоотражающие элементы, так называемые «фликеры».
Безопасность детей дошкольного возраста весной
Нельзя, не объяснив ребенку правила поведения на улице, требовать от него их выполнения.
Малыш весной на улице
Начинаем обучение малыша безопасному поведению на улице заранее
Прежде всего ребенок должен знать следующее:
- При выходе на улицу брать родителя за руку.
- Идти впереди родителей, а не сзади.
- Не есть что-либо в процессе игры.
- Подходить к водоемам только в присутствии взрослого.
- Не бегать на проезжей части и возле нее.
- Не ходить под зданиями, т.к. с них могут падать сосульки и увесистые комья снега.
Важно! Эти правила ребенок должен знать до того момента, как будет вести активный образ жизни в весенний период времени. Родитель всегда должен быть примером хорошего поведения
Наглядный образец гарантирует безопасность детей весной.
Весенние опасности: паводки, ледоход на водоемах, проезжая часть
Паводки — одна из самых коварных весенних опасностей. Ребенок мог за зиму неоднократно протаптывать дорогу вдоль воды, а весенняя вода может поднять пласт снега. И уже привычная тропинка становится опасным, заполненным водой участком. Также существуют сильные и быстрые паводки, которые затапливают близлежащую округу.
Не меньшую опасность представляет ледоход, когда достаточно толстый слой льда уносит течением.
Внимание! Детям дошкольного возраста категорически запрещается приближаться, а тем более находится на льдах водоема в весенний период без сопровождения родителей. Дошкольник должен знать ПДД и правильно вести себя на проезжей части
Однако весной, когда температура то повышается, то понижается, может образовываться гололед. Это опасно тем, что ребенок может вовремя не остановится и выскользнуть на проезжую часть
Дошкольник должен знать ПДД и правильно вести себя на проезжей части. Однако весной, когда температура то повышается, то понижается, может образовываться гололед. Это опасно тем, что ребенок может вовремя не остановится и выскользнуть на проезжую часть.
Меры предосторожности в период весеннего паводка на водоемах
Паводок опасен больше всего в местности, которая непосредственно прилегает к водоему. В это время опасна не только вода, а и незнание правил поведения в затопленной территории. Также в домах, прилегающих к такому водоему, обязательно должны находится средства передвижения по воде. И малышей нужно научить правильному поведению на лодке, чтобы избежать несчастных случаев.
Как работает служба спасения
Служба спасения делится на три группы. Первая оповещает всех об эвакуации и организовывает действия жителей.
Внимание! Следует внимательно и точно выполнять их инструкции. Вторая плывет в полупустых лодках по местности и собирает людей, у которых нет средства водного передвижения, с крыш
Вторая плывет в полупустых лодках по местности и собирает людей, у которых нет средства водного передвижения, с крыш.
Третья прочесывает прилегающие, затопленные территории вдали от домов, ища людей, которых паводок застал на улице. При этом человеку, который не успевает добраться домой, следует найти максимальную возвышенность или дерево, на крайний случай держаться за нетонущий предмет.
Служба спасения на воде
Сигналы, оповещающие об опасностях
В местности, где паводки не редкость, установлена специальная радиоаппаратура, которая оповестит об опасном уровне подъема воды. До наступления потепления люди должны быть проинформированы о возможном паводке.
Правила детской безопасности в весеннее время года
Дети, живущие на затопляемых территориях, должны слушаться своих родителей и быть готовыми к природным катаклизмам.
Внимание! Помимо правила безопасности в весенний период для детей они должны знать правила поведения в доме без газа и света
Что делать во время паводка
Во время паводка необходимо отключить газ, воду, электричество и погасить печь. Самые необходимые вещи перенести с первого этажа повыше. Закрыть окна и двери на первом этаже. Если предварительно было предупреждение о сильном паводке, то двери и окна желательно надежно заколотить.
Во время эвакуации следует взять с собой необходимые вещи, деньги и документы (желательно сложить в непромокаемые пакеты), лекарства и запас продуктов на несколько дней
Важно выполнять все указания спасательной службы
Как выглядит паводок
Как подготовиться к «высокой» воде
При подготовке крайне важно заблаговременно отправить стариков и детей в безопасные зоны, располагающиеся подальше от воды. Если сильные паводки происходят часто, то необходимо передать родственникам ценные вещи
Необходимо закрыть в доме или сарае те вещи, которые могут быть смыты паводком.
Желательно заранее подготовить вещи повседневного быта: еду, лекарства и медикаменты. А также запастись теплой одеждой, высокими сапогами и сигнальными ракетницами, приготовить водное средство передвижения.
Места где можно переждать паводок
Если не объявлена эвакуация и паводок не сильный, его можно переждать на высоких холмах. Если катаклизм настиг дом, то самым безопасным местом будет второй этаж или крыша.
Внимание! Если дом находится сильно низко и близко к воде, можно перебраться к соседям
Предотвращение несчастных случаев на льду
Несчастные случае на льду не случались бы вовсе, если бы на лед никто не ходил. Но это не останавливает ни рыбаков, ни детей, которые хотят покататься на коньках, санках или просто поскользить по льду.
Есть несколько простых правил, которые могут минимизировать количество происшествий:
- Не выходить на лед ночью и при плохой погоде.
- Нельзя выходить на лед, толщина которого не достигла 12 см.
- Ходить по уже протоптанным местам.
- Не заходить на покрытый снегом лед.
- Между людьми на льду расстояние должно быть больше 5 метров.
- Рюкзак необходимо носить на одном плече, чтобы в любой момент от него можно было избавится.
Почему весной выходить на лед опасно
Весной, даже если температура воздуха низкая, теплые подземные воды уменьшают толщу льда. Выходить на лед опасно еще и потому, что можно под него провалиться или попасть под ледоход и уплыть в реку.
Тонкий весенний лед
Как действовать если друг провалился под лед
Если человек провалился под лед, есть несколько простых правил, помогающих сохранить жизнь и спасателю, и утопающему:
- Не выбегать на лед слишком резко.
- Позвонить в службу спасения и спокойно назвать место происшествия, описать подробности произошедшего.
- Успокоить тонущего. Лишние движения — это потеря тепла тела.
- Попросить тонущего ухватится за край льда и делать плавающие движения ногами.
- Утопающему нужно кинуть большой предмет, за который он может ухватиться, чтобы не утонуть.
- Сделать веревку из крепко связанных шарфов и кинуть пострадавшему. Другой вариант — сделать живую цепь, крепко держа друг друга.
- Если удалось вытащить утопающего, его нужно немедленно согреть, отвести в любое ближайшее помещение и оказать медицинскую помощь.
Ребенок должен усвоить
- Правила поведения на улице запрещают разговаривать без присутствия взрослого с малознакомыми людьми.
- Нельзя садиться с малознакомыми и незнакомыми людьми в транспортное средство.
- Если у ребенка появилось чувство тревоги, опасности, сопротивления необходимо бежать кричать, использовать предметы самозащиты.
- Нельзя принимать из рук малознакомого и незнакомого человека подарки и еду. Обо всех попытках сообщать родителям.
- Нельзя помогать незнакомому человеку на улице, если он просит, следует позвать окружающих, если человеку действительно нужна помощь, то он не испугается, не уйдет.
Обучите малыша правилам поведения с незнакомыми людьми
Нужно быть предельно внимательным при входе в подъезд и лифт. Если ребенок заметил подозрительного человека, то следует пропустить его вперед, подождать, пока он пройдет.
Опасно ехать с лифте и заходить в подъезд с незнакомцем вдвоем.
Если ребенок самостоятельно ходит в школу и обратно домой, то следует проработать маршрут, обсудить правила передвижения. Дорога должна проходить через оживленные места, старайтесь избегать пустырей, малоизвестных мест. Первое время нужно несколько раз пройти расстояние вместе с ребенком
Особое внимание стоит обращать на места с повышенной опасностью: светофоры, переходы. Можно найти одноклассников, которые живут в вашем районе, чтобы дети ходили вместе
Проследите, чтобы ваши дети в темное время суток обязательно использовали световозвращающие элементы (фликеры).
Напоминаем вам, что неиспользование световозвращающих элементов (фликеров) при движении по дороге в темное время суток, также как и другие нарушения Правил дорожного движения пешеходами и велосипедистами влечет ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин.
Ребенок должен знать основные правила поведения на дороге. На какой сигнал светофора нужно двигаться, где расположены пешеходные дорожки. Даже если загорелся нужный сигнал светофора, следует оглядеться по сторонам, только после этого совершать движение. (См. раздел “ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ВМЕСТЕ”-“ПДД для дошкольников”)
Ребенку нужно объяснить правила поведения, что играть предпочтительно на детской площадке. Несчастные случаи случаются даже там, что говорить о неприспособленных местах, стройках.
Следует оговорить правила поведения детей при встрече с животными на улице. По возможности следует сохранять спокойствие, развернуться и уйти. Если агрессия собак нарастает, следует позвать на помощь, двигаться в сторону подъезда, человека.
На улице ребенок должен соблюдать чистоту, хотя это не его личная территория, но достойное поведение каждого обеспечит эстетичный вид территории, не создаст дополнительных проблем уборщикам. Такая практика научит ребенка отвечать за свои поступки.
Пройдите маршрут до школы и назад несколько раз вместе
Нельзя портить фасады зданий, ходить по газонам, это влечет большие финансовые потери. Сейчас много камер уличного видеонаблюдения, злодеяние не останется безнаказанным, отвечать придется родителям.
Правила поведения зимой еще более строгие
Отдельные правила касаются зимнего времени года. Передвигать следует спокойно, не бегая, следует приобрести ребенку противоскользящую обувь
Следует обращать внимание на крыши домов, при наличии сосулек следует выбрать максимально далекую траекторию
С чего начинать: правила для детей 2–5 лет
Малыши с 2 до 5 лет не бывают на улице одни. Поэтому единственная опасность, которая их подстерегает, – случайно потеряться. Такое случается почти с каждым, даже при очень ответственных и внимательных родителях. Дети настолько подвижны и импульсивны, что стоит на секунду выпустить из своей руки маленькую ручку, и малыш за считаные мгновения исчезает в неизвестном направлении.
С самого раннего возраста маленький «путешественник» должен знать, что делать, если потерялся:
- Не нужно бегать и плакать. Надо стоять на том месте, где ты обнаружил, что мамы рядом уже нет.
- Вместо или вместе с плачем нужно кричать: «Мама, я здесь!»
- Мама ищет тебя и обязательно найдет – не бойся.
- С того места, где потерялся, можно уйти только с дядей полицейским, он поможет найти маму.
- Не уходи с незнакомыми людьми, даже если они говорят, что знают, где твоя мама.
- Только дяде полицейскому можно сказать свое имя и адрес.
Методы обучения детей
Дошкольники и дети младшего школьного возраста прекрасно воспринимают информацию, переданную в игровой форме. Пусть «потеряется» любимая кукла или плюшевый мишка, а малыш расскажет им, как себя вести, выступит в роли мамы или папы и «найдет пропажу».
Совершенно бесполезно озвучивать правила, если сами родители на глазах детей нарушают их. Когда малыш видит, что родители перебегают дорогу на красный свет, в неположенном месте или кидают мусор на тротуар, он будут поступать также. Хотите безопасности для своих детей? Показывайте им пример безопасного поведения.
Для того чтобы дети правильно воспринимали информацию от родителей и делились с ними возникающими страхами и сомнениями, необходимо построить дружеские, доверительные отношения. При взаимодействии «контролер – проверяемый» ребенок будет скорее поступать вопреки озвученным правилам.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Приветствие детей.
II. Определение темы, целей и задач занятия:
Воспитатель: «Какое время года наступило? Какие изменения в природе произошли с наступлением ранней весны?
-Ребята подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на занятии и чему мы должны научиться?»
-Сегодня мы поговорим об опасности, которая бывает весной.
Клип «Весна идет»
Воспитатель: «Весна вступает в свои права. День ото дня она набирает силу. Реки, ручьи и озёра наливаются талами водами. Они точат лёд, который становится рыхлым и слабым».Воспитатель: «Начинается весенний ледоход!
Как он манит к себе людей. Они собираются на берегах рек, озёр, чтобы полюбоваться этим интереснейшим явлением природы. При этом некоторые, особенно дети, выходят на лед, становятся близко к краю берегов и подвергаются опасности.
-Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим, о правилах поведения на воде весной.
III Работа по теме занятия
-Я хочу познакомить вас с правилами осторожности весной. Тётушка Сова приготовила для вас одну историю, которая произошла ранней весной
Фрагмент из мультфильма «Верните Рекса»
– Что случилось с мальчиком?
– Почему лёд треснул?
– Как вы думаете, какое правило безопасности нарушил мальчик?
Слайд 1
Внешне лед по-прежнему кажется крепким, если не учитывать эту обманчивость поверхности льда, то в этот период могут быть несчастные случаи с людьми на водоёмах.
Поэтому ходить и играть весной на льду нельзя!
Быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов.
Выходить на весенний лед можно только в крайнем случае. Например, для оказания помощи, терпящему бедствие
Но и тут надо знать меры предосторожности, чтобы самому не оказаться в критической ситуации
Слайд 2
Перед тем, как ступить на лед, надо позаботиться о палке. При движении по льду палкой ударяют впереди и по обе стороны от себя по нескольку раз в одно и тоже место. Если после двух-трех ударов вода не показалась, значит лед надежен.
При появлении воды следует немедленно возвратиться к берегу, стараясь не отрывать ног ото льда (скользящим шагом).
Во время ледохода разрешается пользоваться только дорогами и переходом, по которым разрешено движение.
Слайд 3
Нельзя подходить близко к реке и спускаться с набережной. Одно неловкое движение и можно стать жертвой несчастного случая.
Не стойте на обрывистых и подмытых берегах – они могут обвалиться.
Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, набережной причала, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения.
Слайды 4 – 8
Запрещено
кататься на санках, лыжах, коньках и просто находиться на рыхлом льду.
выходить на водоемы;
переправляться через реку в период ледохода;
подходить близко к реке в местах затора льда;
стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;
собираться на мостиках, плотинах и запрудах;
приближаться к ледяным заторам, отталкивать льдины от берегов;
измерять глубину реки или любого водоема;
Не заходите на лед во время весеннего паводка, не катайтесь на льдинах и не прыгайте с одной на другую.
Слайд 9
А если все же произошёл несчастный случай? Что же делать?
IV. Разбор ситуаций
Что делать,если вы провалились в воду: слайды 10- 15
– не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание;
– раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда;
– попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед;
– если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу;
– ползите в ту сторону, откуда пришли, поскольку там лед уже проверен на прочность.
Если нужна ваша помощь:
– вооружитесь любой длинной палкой, доскою, шестом или веревкою (можно связать воедино шарфы, ремни или одежду);
– следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги, толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье;
– остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку (или другое спасательное средство);
– осторожно вытащите пострадавшего на лед, и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны;
– ползите в ту сторону, откуда пришли, поскольку там лед уже проверен на прочность;
– доставьте пострадавшего в теплое помещение и окажите ему помощь, отправьте в медицинское учреждение.
V.Физкультминутка
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
VI. Повторение правил поведения на весеннем льду
Составление памятки о мерах безопасности на тонком льду и в период весеннего паводка