5 лайфхаков от психологов для общения с детьми

Рекомендации для родителей

Подросток – это уже не малыш, с которым вы все делали вместе: гуляли, играли, читали и т. д. Теперь ваш ребенок взрослеет, и у него появляются свои собственные интересы, увлечения, друзья. Он становится все более самостоятельным. Чтобы продолжать ладить с сыном или дочерью, я предлагаю вам придерживаться следующих рекомендаций.

Станьте примером для подражания

Что может быть лучше довольного и успешного родителя?! Не стоит зацикливаться на ребенке. Найдите время для себя, своих интересов. Атмосфера в доме станет более спокойной и дружелюбной, а ваш подросток будет брать с вас пример.

Принимайте ребенка таким, какой он есть, и поддерживайте его

У подростков возникает много комплексов, связанных с внешностью. Не смейтесь над ним, а просто помогите. Хочет перекрасить волосы? Отведите в парикмахерскую. Хочет татуировку? Предложите ему сделать временную. Любой ваш запрет будет восприниматься как сигнал к действию. И внешне, и внутренне он остается вашим ребенком.

Стучитесь в комнату

Так вы дадите понять сыну или дочери, что уважаете его личное пространство

Он почувствует себя значимым, что очень важно в непростой переходный период

Не повышайте голос

Крик не является аргументом. Наоборот, когда вы кричите, подросток начинает чувствовать свою правоту, понимая, что у вас нет никаких аргументов. Ваш грозный тон будет производить более сильное впечатление, чем дикий вопль. Даже если он грубит – не срывайтесь! Сохраняйте самообладание всеми силами. Это один из самых действенных способов, помогающих победить в споре.

Извинитесь, если все-таки сорвались

Когда напряжение возрастает, то лучше всего разойтись по разным углам ринга. И родитель, и подросток остынут, успокоятся и обдумают сложившуюся ситуацию. Ну а если сдержаться не удалось, и вы наговорили лишнего – извинитесь. Учитесь правильно вести переговоры.

Разделяйте с подростком его увлечения

Настало ваше время изучить удивительный мир, в котором живет ваш сын или дочь. Смотрите вместе молодежные сериалы, спортивные соревнования, слушайте музыку, которая нравится вашему чаду. Возможно, его вкусы покажутся вам дикими, но вспомните себя в этом возрасте. Ваши родители разделяли ваши интересы? А еще общайтесь с ребенком в мессенджерах и соцсетях. В виртуальном пространстве беседа складывается легче, непринужденнее и проще, чем при личном контакте.

Наблюдайте за ребенком, чтобы не упустить важное

К сожалению, некоторые родители сталкиваются с тем, что их подросток становится трудным, полностью выходит из-под контроля, начинает курить, употреблять алкоголь, наркотики, нарушать закон, связавшись с плохой компанией. Здесь вы уже вряд ли справитесь своими силами. Лучше обратиться за помощью к психологу. А еще лучше – постараться не допускать таких ситуаций.

Еще одна веская причина отвести подростка к психологу – это затянувшаяся депрессия. Он постоянно сидит в комнате, ничем не увлекается, не знает, как завести друзей. Такое состояние легко может спровоцировать суицид. Без помощи профессионала тут не обойтись. Будьте чуткими и внимательными родителями! Лучше вас вашего ребенка не знает никто!

Я понимаю, что информации много, и все эти правила сразу вряд ли удастся запомнить, поэтому для закрепления материала советую вам еще посмотреть видео от психолога. Она очень интересно и доступно объясняет основные моменты в общении с подростками.

#11. Не требуйте — предложите выбор

Никто не любит давление. Но если вы перефразируете запрос и предложите выбор, собеседнику покажется, что он принял решение самостоятельно.

Музыкальные группы, которые предлагают заплатить за скачивание альбома столько, сколько слушатели посчитают нужным, часто зарабатывают больше, чем те, кто выставляет фиксированную стоимость.

Более агрессивный вариант приема — предполагаемое закрытие сделки (assumptive close).

Это классический метод продаж, применяющийся в любой ситуации. Вместо того, чтобы спросить «хотите ли вы заплатить/пойти на свидание/пообедать», предположите, что собеседник уже согласился.

Конечно, вы не можете заставить человека сделать что-то, но правильный вопрос подтолкнет его в нужном направлении: «Вы хотите внести 5 или 10 долларов?»

Теперь вместо того, чтобы просто сказать «да» или «нет», собеседнику придется активно отклонять ваше предложение и объяснять отказ.

Что может и что не может детский психолог

Прежде чем выбрать психолога для ребенка, важно понимать, кто такой и чем занимается специалист, к которому вы хотите отвести ребенка. Психолог — это не врач, не педагог, не экстрасенс и не волшебник

Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок стал удобный или ему выписали какое-то лекарство, то вам нужны другие специалисты.

Чем же занимается детский психолог? Детский психолог занимается изучением внутреннего мира ребенка. Его задача — найти подход, понять ребенка, говорить с ним на одном языке, показать ребенку, какие ресурсы и возможности скрыты в нем самом, помочь их найти и открыть. Лучше понять себя, свои желания, осознать, выразить, прожить свои эмоции и чувства, научиться выражать их конструктивно.

Психолог не обучает, не наставляет ребенка — в жизни и так хватает учителей. Он находится рядом с ребенком, становится свидетелем изучения им своего мира.

К психологу обращаются в случае, если у ребенка есть сложность, которая не имеет никаких материальных и видимых причин. Причины его поведения, страхов и тревог глубже — в его эмоциях, в его восприятии мира.

Вот примерные запросы, с которыми достаточно часто приходят к психологу: сложности в детско-родительских отношениях, проблемы с адаптацией к детскому саду или школе, вспышки агрессии, страхи, неуверенность в себе.

Психолог не ставит диагнозов детям, не выписывает лекарств. На это есть психиатры и медицинские психотерапевты. У психолога нет волшебной таблетки и волшебной палочки, которая вмиг решит все проблемы. Психолог работает с тем, что принесли ребенок и его родители, помогает осознать, принять, прожить, выразить, понять.

Аргументируйте

В нашей занятой родительской жизни мы может даже не замечать собственные крики или ворчание на детей «это сделай» или «это нельзя делать», как: “Убери свою обувь сейчас же!”, “Выключи  компьютер!”, “Перестань!” и т.д.

И последствия такого невнимания будут разочаровывать, потому что дети начинают игнорировать наши слова, сопротивляться делать то, что мы просим. Мы сталкиваемся с началом борьбы за власть, с манипуляциями.

Но мы сможем уйти от этих проблем,  если поможем детям понять, почему мы их просим это делать, то есть необходимо объяснять, аргументировать свои слова.

/Примечание: “Потому что я так сказала”,  – это не аргумент, и, в большой вероятности, приведет к более сложной борьбе за власть, или, наоборот, отстранению ребенка от вас, формированию секретов./

Например: «Пожалуйста, обувайся. Мы должны выйти в течение одной минуты, иначе мы опоздаем подобрать твоих друзей, и это будет совсем невежливо по отношению к ним».

Эта стратегия не гарантирует немедленного выполнения ваших обращений, но она будет показывать детям, что ваши запросы являются мотивированными.  А также будет формировать модель важности использования веских причин для мотивации поведения

Позвольте детям самовыражаться

Дети нового поколения любят хайп (англ.hype — популярность, основанная на скандале)

Для них важно внимание, а хайп — это возможность его получить. Кроме того, эпатаж помогает реализовать себя, добиться признания каких-то достижений

Детям нужна публичность, и у учителей есть возможность им ее предоставить. Например, проводить конкурсы, а победителей поощрять, разрешив им на несколько минут выступить перед классом на свободную тему. Спич можно выложить в социальные сети школы, составлять подборки с наиболее интересными идеями учеников. 

Другой вариант — предложить детям вести видеоблог. Тема: как дети провели выходные или какие произведения школьной программы на них произвели самое большое впечатление.

О том, как нестандартными заданиями вдохновить детей заниматься на каникулах, читайте в нашем материале «5 идей для домашних занятий школьникам на лето: от цифрового гербария до комикса о летних каникулах».

Лайфхак №2. Попытайтесь найти индивидуальный подход

Большинство подростков понимают важность английского языка лишь в теории и учат его только потому, что это желание родителей. Из-за такого подхода вовлеченность детей в урок тоже может быть минимальной, что создает дополнительные трудности у преподавателя

Вы уже знаете, что любит и чем увлекается ваш юный друг, поэтому шаг второй — создайте урок специально для него! Посмотрите тех блогеров, которых он вам посоветовал, и найдите похожих на английском языке. Подготовьте урок на основе их блогов: 

— просмотрите с учеником пару коротких видеороликов;

— обсудите увиденное;

— разберите словарный запас;

— сделайте упражнения на TRUE/FALSE;

— спросите его точку зрения; 

— посмотрите ролик другого блогера;

— сравните работу двух блогеров и их видео;

— узнайте, кого из них он бы добавил в свои закладки; 

— попросите ученика записать свое короткое видео на эту тему. 

Благодаря этому вырастет вовлеченность вашего ученика в программу, он увидит практическую пользу от изучения английского и откроет для себя дверь в абсолютно другое измерение — мир иностранных блогеров. 

Какие услуги предоставляет детский психолог?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.

Специалист может проводить различные обучающие семинары, курсы и тренинги для родителей.

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

Сопереживайте

Сочувствие является мощным инструментом, которое дано нам, как родителям.

Когда мы проявляем сочувствие, мы показываем  уважение к чувствам ребенка и к его реальности (часто отличающейся от нашей). Мы показываем детям, что слушаем и слышим их, мы понимаем их точку зрения – или пытаемся понять.

Когда вы не знаете, что делать в какой-то ситуации – сочувствуйте. Если вы настаиваете на чем-то или используете свою влиятельность – сопереживайте.

Например: “Милый, я знаю, что ты не хочешь застегивать ремень безопасности, он давит на руку и тебе неприятно. Я понимаю, что ты не хочешь из-за этого пристегиваться” (сопереживание).

Пожалуйста, обратите внимание, что сочувствие не обязывает вас что-то менять или исправлять в ситуации

Это важное различие!  Вы можете сопереживать вашему расстроенному  сыну из-за необходимости  использовать ремень безопасности без каких-либо действий к изменению

1 Опыт работы или наличие супервизора

Одним из основных критериев, на которые обращают внимание при выборе любого специалиста — это опыт работы. Считается, что чем больше времени специалист «варится» в своем деле, тем более качественные услуги он оказывает

Опыт работы важен и для психолога.

Умение общаться, находить общий язык с родителями, подбирать «ключик» к ребенку действительно нарабатывается и совершенствуется с годами. Опытный специалист владеет бОльшим объемом информации. Он сталкивался, работал, достигал успеха или неуспеха с большим количеством самых разных ситуаций, поэтому с бОльшей долей вероятности разберется и с вашей ситуацией.

Не хочется обесценивать молодых специалистов. Психологи с небольшим опытом работают под методической и супервизорской поддержкой более опытных коллег. Поэтому качество услуг при грамотном, ответственном подходе у молодого специалиста будет не хуже, чем у опытного.

У молодых специалистов есть преимущество. Многим известны старания, энтузиазм молодых специалистов, любящих свое дело. Горящий взгляд, любовь к своей профессии, своему делу, желание расти, совершенствоваться — немаловажные условия качественной работы. Молодые специалисты обычно не боятся привносить в работу что-то новое. Им проще смотреть на каждого ребенка «свежим» взглядом

Это важно, потому что каждая ситуация, каждый ребенок и его история индивидуальны, требуют индивидуального подхода

Лайфхак №3: Учите их язык

В современный русский язык прошло очень много английских слов, которые используют в основном именно подростки. Знаете ли вы значение таких слов, как «юзать, рофлить, ачивка» и так далее? А вот ваши ученики 100% знают. И на этом можно построить очень крутой урок. Составьте примерную таблицу популярного современного сленга и попросите ваших учеников объяснить их. Покажите, от каких английских слов произошли эти модные словечки. Закрепите результат с помощью словарных карточек или интерактивного упражнения. Вот пример:

— юзать — от английского «to use (использовать)», используется в значении «пользоваться»;

— рофлить — от англ. «ROFL (rolling on the floor laughing)» — подшучивать или веселиться;

— го — от «to go (идти)» — пойдем, идем;

— хейтить, хейтеры — от «to hate (ненавидеть)», используется для обозначения тех, кто пишет волну негатива в соцсетях;

— агриться — от «aggression (агрессия,злость)» — игровой сленг, показывающий злость персонажей/действий;

— геймер — от «a game/gamer (игра/игрок)»;

— ачивка — от «to achieve (достигать)», используется в значении «награда, достижение»;

— абилка — от «ability (возможность)», означает «свойство, способности, возможности»;

— бафнуть — от «buff (положительный эффект)», используют, чтобы показать увеличение защиты, интеллекта или другой возможности своего персонажа в игре. 

Возможные причины проблем в общении у дошкольника

Существует несколько личностных качеств, которые могут восприниматься окружающими негативно и создавать проблемы в сфере межличностного общения.

  • Агрессивность. Дошкольники обычно сторонятся детей, которые могут их ударить или постоянно отбирают у них игрушки.
  • Застенчивость. Излишняя робость, нерешительность, скромность мешает малышу завести друзей и чувствовать себя уверенно в детском коллективе.
  • Эгоизм. Если ребенок руководствуется только своими интересами и не считается с мнением сверстников, дети могут потерять интерес к общению с ним.
  • Пассивность. Детям дошкольного возраста нравится играть и общаться с теми, кто проявляет инициативу и способен увлечь за собой.

Переформулируйте (используйте рефрейминг)

Рефрейминг привлекает детское воображение и игру для формирования поведения, которое вы хотели бы видеть. Очаровательное исследование психологами четырехлетних деток  демонстрирует  силу данной стратегии.

В тестах исследователи сначала просили детей просто стоять неподвижно так долго, как они смогли бы. Конечно, дети стояли не очень долго: как правило, меньше  минуты. Затем исследователи просили детей сделать вид, как будто они охранники на заводе. Теперь  дети смогли стоять почти в четыре раза дольше. Почему? Потому что они были вовлечены в деятельность воображением, игрой.

Рефрейминг часто используется во многих дошкольных учреждениях, когда дети наводят порядок в игровой комнате и раскладывают игрушки по местам, пока играет детская песенка, и они должны успеть все сделать до ее окончания.

Лайфхак №4. Ведите переговоры

Отличие подростка от маленького ребенка в том, что его мышление становится рациональным. Подросток уже не делит мир на черное и белое, как и не считает слова взрослого абсолютной истиной. Вполне естественно, что некоторые вещи он будет подвергать сомнениям, что-то ему покажется скучным и неинтересным, а что-то и вовсе смешным. Не навязывайте свою правоту.

Интересуйтесь мнением подростка, узнавайте его точку зрения и ни в коем случае не критикуйте его за ошибки. Помните, они «зеркалят» отношение взрослых к ним. Если вы хотите, чтобы подросток относился к вам с уважением и воспринимал вас всерьез, то вы должны поступать с ним также. Именно этот принцип поведения лежит в основе «золотого правила морали» — поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. 

Лайфхак 7. Ищите информацию правильно

Если вам потребовалась какая-либо дополнительная информация к уроку, зная хитрости поисковых систем, раздобыть её можно за несколько минут:

  • Чтобы найти точную фразу или форму слова, возьмите её в кавычки.  
  • Чтобы найти слово из цитаты, которое вы забыли, поставьте всю цитату в кавычки, а пропущенное слово отметьте звёздочкой. «Мороз и солнце; день *!»
  • Чтобы найти документ с определённым словом, поставьте перед ним + без пробела. Пример: горение топлива +задачи.
  • Чтобы исключить слово из поиска, поставьте перед ним знак минус. Пример: Наполеон -торт.
  • Для поиска информации на определённом сайте начните поисковый запрос со слова site и двоеточия. Пример: site: externat.foxford.ru «аттестация».  
  • Чтобы найти определённый тип документа, впишите оператор mime, поставьте двоеточие и тип нужного документа. Например: учебник по алгебре mime:pdf.

Преподаватели домашней онлайн-школы «Фоксфорда» рекомендуют расширять кругозор на научных сайтах. Помните, «Википедия» не является достоверным источником информации.

Особенности общения в дошкольном возрасте

Известный советский психолог М. И. Лисина выделяет следующие этапы развития общения детей со взрослыми:

Этап Возраст Особенности
Ситуативно-личностный 0 – 6 месяцев Новорожденный малыш не понимает смысл обращенной к нему речи, но всегда точно считывают интонацию, мимику. У ребенка возникает потребность в общении, как в заботе и внимании. Примерно в 1,5 месяца у малышей формируется «комплекс оживления», то есть эмоциональная двигательная реакция на близкого взрослого.
Ситуативно-деловой 6 месяцев – 3 года В этом возрасте ребенок обычно начинает осваивать различные игры с предметами и нуждается в помощи и поддержке взрослых. Коммуникации, в основном, происходит в процессе предметной игры. Активно развивается речевая форма общения.
Внеситуативно-познавательный 3 – 5 лет Темой для общения являются уже не только объекты, которые находятся в поле зрения ребенка или действия, связанные с ними. Взрослый выступает в роли источника информации о мире. Наряду с потребностью во внимании, в этом возрасте возрастает потребность в уважении.
Внеситуативно-личностный 5 – 7 лет Ценность приобретают человеческие отношения. Старшие дошкольники учатся у взрослых анализировать поведение, узнают о добре и зле, формируют представление о себе как о личности.

Общение со сверстниками и взрослыми сильно отличаются друг от друга. Если взрослый воспринимается ребенком, в большей степени, как учитель, судья и объект для подражания, то общение со сверстниками происходит на равных. Оно более эмоциональное и насыщенное. Нормы общения между детьми менее жесткие, поэтому малыши чувствуют себя раскованно.

Стадии развития общения со сверстниками у детей:

Возраст
Особенности общения со сверстниками
0,5 -1,5 года
Происходит формирование основы для будущего общения. Сверстник воспринимается ребенком как кто-то новый и интересный, но малыши этого возраста не стремятся привлечь к себе внимания друг друга. Как такого общения со сверстниками и совместных действий с ними в этом возрасте еще нет.
2-4 года
В данном возрасте дети обычно уже умеют играть вместе и, следовательно, между ними происходит ситуативное общение. В лице сверстника ребенок видит единомышленника, который может участвовать в его шалостях и играх. При этой наибольшую ценность для малыша имеет само действие, а не процесс коммуникации.
4-6 лет
В этом возрасте общение со сверстниками является одной из сильнейших потребностей ребенка. Вместе дети играют в сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учатся договариваться, сотрудничать, прислушиваться друг к другу

Для малышей важно признание со стороны сверстников.
6-7 лет
Старшие дошкольники обладают уже достаточно хорошо развитыми навыками общения. Они искренне стараются заботиться о своих друзьях, сопереживать им, учитывать интересы сверстников во время коллективных занятий

Шестилетние дети могут подолгу рассказывать друг другу о своих впечатлениях, мыслях, желаниях.

Лайфхак 10. Поддерживайте себя в форме

Помимо психологических факторов, прокрастинацию часто вызывает усталость или физическое недомогание

Важно следить за здоровьем и поддерживать себя в хорошей форме:

  • Работайте за компьютером правильно. Не горбитесь и не сидите слишком близко к монитору.
  • Если почувствовали, что теряете концентрацию, встаньте, разомнитесь, потянитесь, сделайте зарядку или несколько упражнений на растяжку. Это поможет снять напряжение в мышцах и вернуть приток крови к мозгу. А это, в свою очередь, благоприятно влияет на когнитивные способности.
  • Гуляйте! Дышите свежим воздухом хотя бы полчаса в день, даже в плохую погоду, даже если не с кем.

Надеемся, наши 10 лайфхаков для школы в формате онлайн помогут вам учиться легче и эффективнее.

Что ещё может помочь?

  1. Также помогут вылечить вышеупомянутые недуги милые записки, фотографии, сердечки или просто подарки от всего сердца.
  2. Смех — одно из лучших лекарств! Часто смешная шутка вызывает хохот даже у людей с больным горлом, даже у сильно обиженных друг на друга людей.
  3. Можно заменить разговоры, но не целиком, шутками, совместными занятиями или хобби.

Подводя итог, я хочу вспомнить, что такое общение, об этом я писала в начале статьи. И добавить, что это способ познания нового не только в окружающем мире, но и относительно других людей. Это способ сделать взаимоотношения теплее, радостнее, привнести в них искорку смеха и задора.

А что добавите в это определение вы?

Одобрение хороших дел

Не стоит опасаться лишний раз похвалить ребенка, переживая, что он вырастет эгоистом. Человеческий мозг старается получить удовольствие и избежать боли. Что происходит в тот момент, когда вы хвалите своего ребенка? Он получает удовольствие. Наверняка маленький человек захочет испытать это чувство еще не один раз. В таком случае он будет стремиться сделать что-нибудь хорошее и добиться похвалы. Постепенно добрые дела войдут у вашего чада в привычку.

А если малыш совершил неприглядный поступок? Порядок общения с ребенком в таком случае следующий: родители ни в коем случае не должны унижать личность. Напротив, ребенку должен быть задан вопрос такого плана: «Как же мог совершить нехороший поступок такой хороший человек?».

Советы психолога

1. Никогда не забывайте о том, что человек ведет себя так, как ведет, и делает то, что он делает не по причине того, что он такой плохой, а потому, что было что-то, что сделало его таким. Даже самый отъявленный негодяй прошел определенный путь перед тем, как стать таковым, и, может быть, он просто не осознает, что можно себя вести как-то по-другому.

Понимание этой истины поможет вам научиться принимать людей. В особенности это помогает понять и принять своих родителей и отпустить какие-то свои детские ситуации.

2. Однако, предыдущий пункт вовсе не говорит, что вам нужно принимать того, кто вам совсем не нравится. Для каждого из нас уметь не принять обладает такой же ценностью, как уметь принять.

Не иметь дел без крайней необходимости с человеком, который вам неприятен, — это очень полезная и здоровая практика.

3. Говорите людям то, что чувствуете. Научите окружающих тому, что вы из тех, кто всегда проговаривает свои чувства. В перспективе таким действием вы сделаете и им, и себе хорошо, даже если сейчас вы полагаете, что это не так, даже если они сейчас полагают, что это не так.

4. Когда вы научитесь говорить о своих чувствах, используйте формулировку «я чувствую горечь и обиду», а не «ты плохой». В этом случае значительно повышаются шансы быть услышанным. Это правило гораздо ценнее, чем может показаться на первый взгляд. Даже если вы знаете о его ценности, оно все равно ценнее, чем вы думаете.

2 Возраст и пол специалиста

Критерий, важность которого определяется индивидуально каждым клиентом. Какого же выбрать психолога для ребенка? Есть мнение, что многие специалисты старшего возраста лучше устанавливают контакт с родителями, а молодые идентифицируются с детьми и подростками

Однако обобщать было бы неправильно

Какого же выбрать психолога для ребенка? Есть мнение, что многие специалисты старшего возраста лучше устанавливают контакт с родителями, а молодые идентифицируются с детьми и подростками. Однако обобщать было бы неправильно.

Часто сами клиенты наделяют психолога определенными функциями. Одним кажется, что их ребенок нуждается в более старшем и опытном специалисте, на него проще положиться саму родителю. Некоторые могут довериться молодому специалисту, а со взрослым испытывать дискомфорт. Поэтому здесь рекомендую прислушаться к своим чувствам: с каким специалистом вам будет комфортнее — с молодым или более старшего возраста?

Сюда же относится и половой критерий

Кому-то важно работать с мужчиной, кому-то — с женщиной. Выбор детского психолога должен зависеть от комфорта, доверия, атмосферы — вот основные критерии, которые помогают успешной работе

В психологии результат на 50% зависит от специалиста, остальные 50% — это мотивация обратившегося, его желание работать. Поэтому в психологии без доверия никак, ведь доверительные отношения создают почву для роста мотивации, а значит более качественной работы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий