4 типа мам по способам воспитания: найди себя

Мама, не потерявшая связи с отцом ребёнка

После развода родителей в большинстве случаев ребёнок остаётся с матерью. При этом папа иногда оказывает ей значимую помощь: не только финансовую (это пресловутые алименты и просто денежные подарки), проводит с малышом достаточно много времени, всегда готов прийти на помощь в различных ситуациях. Формально такая женщина одинока (ведь мужа у неё нет), однако она не озабочена вопросами, как одеть, накормить, выучить своего сына или дочь. В редких случаях такое бывает и с теми особами, которые никогда не выходили замуж за отца своего ребёнка.

Папа, хотя и не живёт с мамой, хорошо помогает ребёнку финансово и активно участвует в его жизни

Естественно, такая женщина чувствует себя защищённой, меньше переживает по поводу будущего своего чада. По отношению к ребёнку она не ощущает вины: ведь в его жизни присутствует отец, малыш чувствует любовь и ласку обоих родителей.

Когда я работала воспитателем в детском саду, в группе была одна девочка. Мама родила её вне брака (родители даже никогда не жили вместе), однако отец удочерил малышку, оказывал ей с матерью денежную помощь, часто забирал ребёнка из детского сада (бабушка, его мать, в крошке вообще души не чаяла, тем более что других внуков у неё не было). Таким образом, мать-одиночка не была обременена финансовыми и прочими проблемами.

Вечно недовольная мама

Такой маме практически никогда нельзя угодить. Ребенок получил “11” – “А почему не 12?”, нарисовал рисунок – лучше бы убрал в комнате. Дело в том, что такое отвержение ребенка у родителя срабатывает на подсознательном уровне. Такая мама либо постоянно упрекает, либо молча переживает, что сын или дочь не такие успешные, как другие дети, и не соответствуют каким-то меркам.

В результате такого маминого поведения ребенок вырастет неуверенным в себе и с низкой самооценкой. Кроме того, он может специально вести себя так, чтобы разозлить маму, раз уж он такой плохой, по ее мнению.

Чтобы справиться с этой проблемой, вечно недовольной маме нужно посмотреть на себя со стороны (можно просто поставить дома видеокамеру) и понять, в чем настоящая причина ее раздражения. Возможно, без помощи психолога тут не обойтись.

Методы воспитания в подростковом возрасте

Чаще всего, неправильное воспитание в семье складывается из нескольких типов. Все эти перекосы в воспитании дадут свои первые всходы в подростковом возрасте. Так что, думайте о своих детках. Побеспокойтесь об их благополучии заранее, пока вы для них авторитет. В подростковом возрасте авторитетом становятся друзья. И тогда уже повлиять на ребенка очень трудно, особенно если вы не заложили фундамент ваших доверительных отношений заранее.

Расширение сферы родительских чувств. Этот тип неправильного воспитания ребенка характеризуется назойливым стремлением родителей знать о ребенке абсолютно все. Не оставляя ему ничего личного, тайного. Докучая ему указаниями и советами в делах, которые ребенок может и должен решить сам.

Следующий тип неправильного воспитания: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Родители ругают ребенка, утверждая, что они знают, о чем он думает и чего хочет. Заявляют, что не допустят проявления дурных привычек или качеств. При этом самих таких проявлений у ребенка нет и не было.

Иногда, неправильное воспитание проявляется при повышенном страхе утраты ребенка. Всеми действиями родителей в таком случае руководит повышенная тревога за здоровье и жизнь ребенка. В крайних случаях, ребенку даже не разрешают выйти на улицу без сопровождения в подростковом возрасте.

И последний тип неправильного воспитания: предпочтение в подростке детских качеств. Родители игнорируют, не замечают черты взрослости в ребенке. Запрещают ему занятия и увлечения, характерные для подростка. Культивируют детские виды деятельности.

Проблемы семейного воспитания

Наказание — одна из сложностей в процессе воспитания

Проблемы, с которыми сталкиваются родители:

  1. Отсутствует четкая стратегия воспитания. Отец с матерью выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы, других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы, которые между собой не согласованы.
  2. Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка. Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о деньгах, не заботятся о духовности, морали, чадо вырастает черствым.
  3. Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений, отсутствуют походы в театр, музей и т.д.
  4. Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями не имея образования, профессии, определенного жизненного опыта, они не знают как за малышом ухаживать, психологически не готовы быть родителями.
  5. Недостаток внимания.
  6. Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум со своими потребностями, взглядами, мнением, характером. Поэтому они считают, что он не соответствует их ожиданиям.
  7. Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека подавляют самостоятельность, занижает самооценку.
  8. Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.п.).

Важным является то, чтобы малыш (не имеет значение пол) рос в полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании. Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит заботу, любовь, следит за здоровьем, принимает индивидуальность чада, поддерживает, разделяет его интересы.

Большинство проблем в воспитании имеет свои корни в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому теряются доверительные отношения.

Непоследовательность

Такой тип воспитания зачастую наблюдается в семьях, где присутствуют конкуренция или противоречия между членами семьи. К примеру, когда у мамы и папы разные финансовое и социальное положение, различные взгляды на жизненные ценности, методы воспитания и обучения. Когда ребенок часто наблюдает конфронтацию между важными для него взрослыми, у него развивается неуверенность, тревожность и низкая самооценка.

Запреты с неожиданными поощрениями и прочие проявления непоследовательности в воспитании формируют в ребенке непонимание, что от него хотят. При этом он часто старается угодить другим вопреки своим желаниям.

Охотница за скальпами — почему у детей развивается перфекционизм и неуверенность в себе?

Описание основных признаков типа

Этот тип матерей воспитывает в своих детях стремление к несуществующему совершенству. Их ребенок должен быть идеальным во всем, ему несвойственны негативные эмоции. Результат любой его деятельности должен быть идеальным. Права на ошибку у него нет.

  • Дети таких матерей страдают перфекционизмом.
  • Они стараются утаивать свои промахи, сильно страдают, не достигнув идеала.
  • Таким детям свойственно испытывать постоянную тревогу и чувство вины за свое несовершенство.
  • Они боятся разочаровать окружающих и изо всех сил стараются им угодить.
  • Постоянное ожидание похвалы, страх оказаться «не самым лучшим» нередко приводят к нервным срывам и депрессиям.
  • К сожалению, психологические проблемы у подросших детей «охотниц за скальпами» нередко приводят к алкогольной и наркотической зависимости.
  • Идеалистические представления о себе и об окружающем мире не приносят ребенку счастья.

Симбиотическое

Данный тип распространен среди неполных семей «мама-ребенок».

Симбиоз – это взаимоотношения, при которых взрослый не отделяет себя от ребенка и наоборот. Создается впечатление, что мама и малыш – одно целое.

Мы пошли на улицуМы сделали уроки

Чем грозит воспитание

  1. Неспособность принимать решения;
  2. Отсутствие самостоятельности;
  3. Зависимость от мнения, пожеланий, взглядов матери и других людей;
  4. Неуверенность в себе;
  5. Апатия к жизни.

Как проявляется

  • Указания, что делать и когда;
  • Контроль над жизнью чада;
  • Преуменьшение способностей ребенка;
  • Высмеивание проявлений самостоятельности или создание условий, при которых невозможно ее проявить в принципе;
  • Замещение потребностей ребенка своими.

Такой способ воспитания возникает по причине неспособности родителя дать свободу ребенку и увидеть в нем отдельную личность. Взрослый уже определил, каким вырастет его ребенок, чем тот должен заниматься и чего хотеть. Шансов проявить инакомыслие или несогласие с матерью у малыша нет.

При таком подходе важно обратиться за помощью к профессиональному психологу, который поможет докопаться до истинных причин необходимости симбиоза с ребенком

Рекомендации психологов

Предлагаем познакомиться с некоторыми советами практикующих психологов, которые помогут в воспитании мальчиков. Конечно, мальчик энергичен, порой может показаться агрессивным, чрезмерно динамичным

Поэтому важно направить его энергию в мирное русло:

если он любит драться – предложить записаться в кружок или секцию восточных единоборств или бокса;
если обожает покричать – дать возможность сыграть в игру, где крики являются необходимыми, так кроха «выпустит пар» и кричать в домашней обстановке не станет;
если малыш не хочет проводить выходные так, как запланировали мама с папой, необходимо обсудить с ним этот вопрос, предложить внести собственное предложение, пояснить свое нежелание

Часто дети, понимая, что их мнение важно, перестают капризничать и на все соглашаются, ведь они убеждаются – для родителей их позиция важна.. Кричать на ребенка и тем более использовать физические наказания недопустимо: мальчик, конечно, усвоит урок, но практика показывает – такие дети либо вырастают забитыми и робкими либо, напротив, продолжают совершать поступки, за которые их наказывают, но уже лучше скрывают их от строгих родителей. Кричать на ребенка и тем более использовать физические наказания недопустимо: мальчик, конечно, усвоит урок, но практика показывает – такие дети либо вырастают забитыми и робкими либо, напротив, продолжают совершать поступки, за которые их наказывают, но уже лучше скрывают их от строгих родителей

Кричать на ребенка и тем более использовать физические наказания недопустимо: мальчик, конечно, усвоит урок, но практика показывает – такие дети либо вырастают забитыми и робкими либо, напротив, продолжают совершать поступки, за которые их наказывают, но уже лучше скрывают их от строгих родителей.

Не менее опасно и сравнивать своего сына с другими детьми, ставить их в пример. Это и обидно, и не всегда справедливо, поскольку соседский мальчишка может хорошо бегать, но, в отличие от вашего ребенка, быть совершенно не способным к музыке. Такие сравнения часто становятся первопричиной заниженной самооценки.

Далее – следует видеть в своем сыне личность, которая может существенно отличаться от других детей, активных и спортивных. Не давить на малыша, помочь ему с самоопределением – вот основное правило воспитания в психологии

Важно отказаться от стереотипного понимания того, что именно должен делать и уметь мужчина, предоставить ребенку немного больше свободы, не навязывать ему свои мечты и стремления

Воспитание мальчика – дело непростое, особенно если речь идет о первом сыне, когда знаний и опыта явно недостаточно

Очень важно во всем соблюдать меру и помнить: то, что удобно маме «здесь и сейчас», может стать губительным для нормального развития личности ее малыша. Именно поэтому собственным спокойствием можно слегка пожертвовать, дав крохе больше свободы для изучения мира и своего места в нем. Спокойный малыш, весь день играющий в настольные игры, конечно, создаст для своих родителей мало проблем, но не станет мужественным и смелым

В то же время если кроха не похож на соседских детей, не желает озорничать, предпочитая тихие забавы, не стоит давить на него – все дети разные, у каждого из них свой путь

Спокойный малыш, весь день играющий в настольные игры, конечно, создаст для своих родителей мало проблем, но не станет мужественным и смелым. В то же время если кроха не похож на соседских детей, не желает озорничать, предпочитая тихие забавы, не стоит давить на него – все дети разные, у каждого из них свой путь.

Воспитание по типу кумира

Ребенок привык быть в центре внимания. Его желания, капризы, просьбы, молниеносно выполняются, им восхищаются. В будущем, когда ребенок повзрослеет, он не сможет оценить свои возможности, перепрыгнуть свой эгоцентризм. В компании его не понимают и поэтому, в дальнейшем он будет очень сильно переживать это и всех в круг обвинять, но только не себя. И в дальнейшей жизни принесет множество переживаний, но вы об этом не когда не узнаете. Хотя будите думать, что про своего, ребенка все знаете, но вы глубоко ошибаетесь по этому поводу.

Тип воспитания гиперопека

Родители считают, что они лучше ребенка знают жизнь, а поэтому предоставляют готовые «наилучшие» решения любых проблем. Берут на себя все трудности и лишают ребенка права выбора. В будущем ребенок будет всегда нерешительным и ведомым. Это когда ваш ребенок постоянно находится под постоянным и неустанным надзором. Он все время слышит в свой адрес строгие приказы, не просьбы как вы считаете, а приказы. Все возможные запреты. Когда можно человеческим голосом объяснить ребенку, почему, то или иное действие не следует делать. В результате взросления ребенка он становится не решительным, без собственной инициативы, боязливым, неуверенным в своих силах. Не может постоять за себя, за свои интересы и в будущем нарастает обида другим все можно, а мне нельзя и может вырасти в бунт против родительского засилья. Часто такие подростки в будущем убегают из дома.

Тип воспитания гипоопека

Родители считают, что ребенок может вырасти сам по себе. Воспитание, по их мнению, можно переложить на детские учреждения, ТВ, радио и т.п. В такой семье считается, что все хорошее и злое само проявится в ребенке, нет смысла прилагать усилия. По данным статистики на воспитание ребенка влияют: на 50%-семья, 10% -школа, 10%-социальное окружение, 30%-СМИ. Это когда родители слишком глубоко заняты своими делами. И не обращают на своих чад должного внимания. И поэтому, ребенок предоставлен сам себе и большую часть своего времени проводит в поиске, увеселении и все они в дальнейшем попадают под влияние уличной компании. И вам повезет, если это не совсем дурная компания. Хотя не дурных уличных компаний я не знаю. Да и вы тоже я уверен, не знаете.

Позиция круговой обороны

В ответ на любые замечания, советы, претензии в адрес ребенка со стороны других людей, родители сердятся, конфликтуют, утверждают, что их ребенок всегда прав.

Демонстративный тип воспитания

Родители постоянно жалуются на своего ребенка, как на маленького разбойника. Утверждают, что не знают, как его воспитывать. Но при этом, не принимают каких-либо рекомендаций и советов. Жалуясь, они лишь показывают окружающим нестандартность своего ребенка и свою обеспокоенность его поведением.

Жестко-авторитарный тип воспитания

Ребенок лишен права голоса. Не имеет права обсуждать семейные проблемы, тем более возражать. Любые отклонения ребенка от указаний взрослых жестко подавляются и наказываются. Это когда, за всякие мелочи, ребенка сурово наказывают, и поэтому он вырастает в постоянном страхе. К. Д. Ушинский говорил, что страх самый сильный порок (Жестокость, приспособленчество, угодничество происходят на основе страха). Это один из методов который не допустим при воспитании ребенка.

Увещевательный тип воспитания

Родители только уговаривают и просят ребенка о чем-либо. Но проявляют полное безволие и беспомощность в попытках изменить его поведение.

Лучшие игрушки

Поговорим о принципах выбора игрушек для мальчика в 3-4 года. Психологи рекомендуют предлагать ему как можно больше «мужских» развлечений, причем речь идет не и машинках, солдатиках и оружии, а о каске пожарника, наборе столярно-слесарных инструментов, штурвале корабля. Подобные забавы можно приобрести в магазинах либо сделать самостоятельно.

Преимуществ у таких игрушек несколько:

  • с ранних лет малыш знакомится с «мужскими» профессиями;
  • меньше времени проводит за компьютером;
  • ребенку подобные игры очень интересны.

Совет от психологов таков: следует приобретать подобные игрушки сдержанной окраски, это также помогает воспитывать мужественность.

В 5-6 лет можно давать детям возможность помочь папе, забив гвоздь или что-то построгав

Важно не пытаться запретить им работать, а держать под присмотром, чтобы кроха случайно не поранился. Такая помощь позволяет ребенку почувствовать себя более значимым, улучшает его самооценку

От отца требуется проявить терпение и не срываться на малыше, если что-то у него получаться не будет. Крики и ругань сделают свое дело – интерес к физической работе пропадет навсегда.

В неполной семье мальчики могут помогать кому-либо из родственников мужского пола, таким образом они сумеют приобщиться к мужским занятиям. Когда кроха немного подрастет, следует найти для него кружок, преподавателем которого является мужчина, причем такой, который действительно понравится ребенку. Подобный положительный пример очень важен в становлении характера.

Активные игры

Воспитание сына предполагает обязательное использование подвижных игр, однако не все родители от этого в восторге. Шум, беспорядок – вот то, что влекут за собой догонялки, прятки и подобные забавы. Кроме того, в помещении может быть недостаточно свободного места. Однако такие игры необходимы.

Задача родителей не запрещать всеми силами, а облагородить эти забавы, сделать из них способ развития личности. Так, ребенок может просто играть в догонялки, а может с помощью родителей придумать сложный сюжет, в котором присутствуют положительные и отрицательные персонажи, ведутся настоящие межпланетные войны. Можно рассказать малышу о викингах, индейцах, партизанах, самураях, римских легионерах, дружинниках русских князей и других, подобрать для них подходящее оборудование. Детям, безусловно, интересно на время перевоплотиться в жителя прошлых эпох, кроме того, они узнают и новую информацию.

Нельзя запрещать активные игры, в противном случае ребенок, который вынужден сдерживаться себя в детском саду или в школе, не получая эмоционального разряда дома, станет нервным и раздражительным.

Никогда не отказывайте ребёнку во внимании

Ребёнок по-настоящему жаждет внимания взрослого

Ему важно знать, что вы действительно слушаете и смотрите на него, а не витаете где-то в облаках, продумывая свои взрослые дела. Показывайте вашу заинтересованность и проводите с ребёнком время качественно, не отвлекаясь на телефон

«Как настоящие пираньи, способные съесть корову за несколько минут, дети набрасываются на любое внимание, которого им никогда не бывает много. Они готовы на всё, чтобы только их заметили, даже если это вредит не только окружающим, но и им самим. Для пираний главная цель в жизни — это пожирать всё, что попадается им на пути

Для детей главная цель в жизни — постоянно обращать на себя внимание окружающих, чего бы это им ни стоило»

Для пираний главная цель в жизни — это пожирать всё, что попадается им на пути

Для детей главная цель в жизни — постоянно обращать на себя внимание окружающих, чего бы это им ни стоило»

Нарочитое лишение любви

Вариант деструктивного воспитания, при котором за любое нарушение правил или оплошность ребенка лишают внимания, заботы и любви. «Ты плохой мальчик, я тебя не люблю такого» – часто говорят родители, использующие лишение любви в наказание за проступок. К сожалению, родители совершают две ошибки:

  1. Не удовлетворяют базовую потребность малыша в любви, что приводит к ощущению беспомощности, неуверенности в себе, тревожности перед миром и людьми.
  2. Не разделяют личность и действия, когда автоматически неправильный поступок предполагает плохую характеристику ребенка в общем.

Понимание, что за плохое поведение родители перестанут любить, ведет к эмоциональной нестабильности и постоянном страхе эту любовь потерять.

Малыш изо всех сил старается понравиться и сделать так, как велят, часто переступая через себя.

девиантное поведение

Кумир семьи

Кумир семьи – частный случай гиперопеки.

При таком типе воспитания родители стараются мгновенно удовлетворять любые желания и потребности детей. Взрослые чрезмерно восхищаются всеми, даже самыми минимальными достижениями своего ребенка. Он становится кумиром, предметом восхищения семьи, что способствует концентрации высокого уровня эгоизма в его характере. В результате у ребенка появляются неадекватные притязания, которые вовсе не соответствуют его фактическим возможностям. Впоследствии такой ребенок рано или поздно сталкивается с разочарованием от окружающей действительности, что приводит к различного рода зависимостям: обжорству, алкоголизму, наркомании.

Методы неправильного воспитания

Вряд ли нужно доказывать, что развитие человеческой личности нуждается в самом старательном воспитании а между тем, этому уделяется более академический и социальный подход, нежели духовно-гуманистический подход к воспитанию индивидуальности ребенка.

Исследования психологов ошеломляют: молодые родители, принеся из родильного дома ребенка, не знают, что с ним делать. И это было бы разрешимым вопросом если бы молодые родители знали, что рожая детей надо хоть немного владеть навыками воспитания. Молодым родителям не хватает образованности в профессии «родитель, мать, отец». Такой профессии в мире не существует.

Существует прямая связь между развитием психозов, неправильным воспитанием, социально-экономическим обременением общества людьми с травмированной психикой. И ни одна система образования не делает акцент на подготовку молодежи к семейно-бытовым вопросам жизни, и тем более – воспитания ребенка.

В этом вопросе вряд ли возможны какие-либо сомнения, если мы примем во внимание особенности психики ребенка: душевную восприимчивость, новорожденно-хрупкую (импринтинговую) впечатлительность, не опороченную и не запрограммированную честность и правдивость, которые взрослыми людьми уродуются на всю судьбу ребенка. Благодаря поразительной внушаемости, в том числе и сочиненным фантазийным обстоятельствам, которые дети часто принимают за реальное событие некогда произошедшее

К данному обстоятельству их психики взрослые относятся как ко лжи. И, распекая ребенка за ложь, напрочь лишают его способности фантазировать, формировать образные представления, что лишает ребенка образного мышления

Благодаря поразительной внушаемости, в том числе и сочиненным фантазийным обстоятельствам, которые дети часто принимают за реальное событие некогда произошедшее. К данному обстоятельству их психики взрослые относятся как ко лжи. И, распекая ребенка за ложь, напрочь лишают его способности фантазировать, формировать образные представления, что лишает ребенка образного мышления.

Поразительной детской внушаемостью объясняются и такие явления, как детские психические эпидемии. В школах детские психические эпидемии случаются сплошь и рядом. И, что самое страшное, их вносят в разряд психических расстройств или девиантного поведения, или отвратительного характера. Назвав неправильно объект, педагоги начинают проводить и неправильную политику воспитания. А, скорее всего, войну против этого чисто детского состояния эмоциональной сферы.

Именно поэтому, психологически не подготовленные педагоги, психологически неграмотные родители и няни, являясь форматорами импринтов и научений становятся ответственными за психические формирования каждого поколения детей. Что сеем, то и пожинаем. Дети отражают нам все ужасы нашего воспитания.

Как воспитать ребёнка счастливым и успешным

Фото Pexels

Современная психология трактует процесс воспитания детей, как элементарное подражание. Рассмотрим примеры:

  • Девочка видит, как папа любит и благодарит маму, поэтому подсознательно начнёт искать себе партнёра, который будет к ней относиться, как к достойной женщине.
  • Мальчик наблюдает за тем, как папа делаем маму счастливой и как та благодарит его, поэтому подсознательно захочет так же поступать для другой женщины.
  • Девочка видит, что мама приходит с работы злая, недовольная и раздражённая, после чего – вымещает на ней злость. Подсознательно она начнёт программировать себя на такую же жизнь.
  • Мальчик наблюдает за тем, как отец бьет мать, а та пытается с ним помириться. Подсознательно он понимает, что то, что он видит – это нормально, а значит так можно поступать и ему.

Следовательно, какой вывод мы можем сделать?

Если хотите воспитать ребёнка счастливым и успешным – станьте для него достойным примером. Детская психика очень гибкая. Детки, как губка, впитываю в себя жизненный опыт. 80% социализации у них проходит в семье. Зная это, вы сможете правильно его воспитать.

Несколько советов по воспитанию детей от педагогов и психологов Colady:

  1. Никогда не вымещайте злость на ребёнке. Для него родители всегда должны быть добрыми, справедливыми и адекватными.
  2. Хвалите своих детей всегда и по любому поводу. Ещё ни одного малыша не испортила похвала.
  3. Гордитесь своими детьми. Рассказывайте об их успехах родственникам и друзьям. Делайте это громко!
  4. Проводите время с детьми. Разделите с ними их интересы.
  5. Искренне интересуйтесь их жизнью.
  6. Не навязывайте свою компанию, если им это не требуется. Но будьте рядом. Скажите: «Когда захочешь поговорить – приходи. Я всегда тебя выслушаю!».

Как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.


Как поощрять ребенка – советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.


Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» – часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей – самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Индифферентные родители

Для психики маленького человека такой стиль воспитания считается самым неблагоприятным. Родители игнорируют ребенка, не считаются с его мнением. Складывается ощущение, что малыша вообще нет. Скорее всего, мужчина и женщина не хотели детей, привыкли жить так, как им удобно. Сын или дочь не вписываются в привычную жизнь взрослых, поэтому им говорят: «Сиди, не мешай». Возможно, у индифферентного родителя психологические проблемы, например, депрессия или заниженная самооценка. К сожалению, дети у таких мам и пап вырастают несчастными людьми, не знающими, что такое эмоциональное тепло и ласка. Многие становятся зависимыми от пагубных привычек, им сложно создать собственную семью, они живут в одиночестве.

Карина, 37 лет:

Отвергающий родитель

Отвергающий родитель уверен, что чувства ребенка не имеют значения, что это мелочи, на которые можно не обращать внимания. Чаще всего он просто игнорирует детские эмоции, дожидаясь, когда они утихнут сами по себе. Может позволить себе высмеять чувства ребенка, настолько незначительными они ему кажутся

Обычно не прислушивается к разговору малыша, если это не касается какой-либо важной темы. Свой эмоциональный диапазон также активно ограничивает, и может испугаться даже собственных эмоций

Испытывает раздражение и чувствует себя неуютно, если ребенок выражает сильные чувства рядом ним. Не знает, что делать с эмоциями малыша и расценивает обиду, боль или злость как требование выполнить очередное желание.

Советы для отвергающего родителя

В следующий раз не пытайтесь остановить эмоциональный взрыв ребенка, переключая его на что-нибудь приятное. Попробуйте выслушать, что конкретно задевает малыша и объясните, что можно сделать в этой ситуации или почему нужно смириться с происходящим. Проявите сочувствие и покажите ребенку, что его эмоции абсолютно естественны, и вы понимаете, что его расстроило, также признайте, что на его месте вы бы чувствовали себя также.

Воспитательный метод внушения

Что влияет на детей? Чтение книг, просмотры явно недетских фильмов, действующих на воображение. Друзья с лидирующими качествами, родители с диктаторскими нотами жизни. Все это оказывает на детей огромное внушающее влияние. Известны примеры, что дети совершали тяжкие преступления исключительно под влиянием фильмов и «старших товарищей», в которых видят себя героями, не имея даже грамма понятия об ответственности за деяние. Под прессингом детской впечатлительности, в подростковом возрасте формируются фантазии, граничащие с эпидемическим психозом, который свойственен раннему возрасту.

Это остановка в развитии психики, и в частности ее логической, причинно-следственной сферы, при зашкаливающих эмоционально-насыщенных образах искусственного эйфоричного воображения. В таком состоянии ребенок пойдет и на убийство, и на суицид. Внушение как причина самоубийства в юношеском возрасте отмечается многими авторами. Дети, обладающие не выросшей психикой в подростковом возрасте не справляются с психическими обстоятельствами, предъявляемыми им жизнью.

Еще более яркими примерами детской внушаемости являются патологические впечатления такой силы, когда они приводят к психическим заболеваниям уже в детские годы. Следует сказать, что ни один ребенок не родился психически больным. Просто психика каждого ребенка индивидуальна, в ней имеется набор инвариантных ее формирований.

Вредоносная программа в воспитании

Родители, по многим причинам выбирают запуск не самых лучших программ. Показателем запуска вредоносной для ребенка программы воспитания (влияния, воздействия) является падучая, или эпилепсия. Это душевный, умственный протест ребенка против того, что с ним делают. Или копирование подобного поведения бьющегося в падучей взрослого, если оно произвело на ребенка сильное впечатление. Но чаще — это выражение протеста, которое становится во взрослом возрасте привычным избеганием давления или предупреждением о том, что в таком (определенном) уровне с ним общаться нельзя.

Такое же происхождение – впечатление от страха имеет формирование заикания, если оно не вызвано органическими нарушениями зон Брока или ротовой полости.

Даже параличи, развивающиеся у детей по внушению, также быстро исчезали при соответственном внушении. Не знающие этой детской особенности медики, начинают залечивать эту болезнь уколами и примочками, что через боль еще сильнее закрепляет паралич. Многие болезни у детей, развившись психическим путем, исправлялись затем путем простого внушения.

Отсюда понятно и значение внушения в воспитании. Нетрудно представить себе, что ребенок может оказаться нравственным уродом только потому, что он вырос в соответствующей среде. Вот почему ребенок благодаря своей необычной впечатлительности должен быть оберегаем от всего, что так или иначе может пагубно отразиться на его детской природе. И только сознательный подход к этому процессу может более-менее обеспечить положительные результаты взросления ребенка.

Психолог Яна Ноймайер

Статью прочитали 7 156 чел.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий