Как сделать вулкан из соды и уксуса вместе с ребенком

Гипсовый вулкан своими руками

Гипсовый извергающийся вулкан требует большего мастерства, чем картонный или пластилиновый, но и его можно сделать в домашних условиях. Он выглядит реалистичней, такую модель можно поставить в кабинете географии или природоведческом музее и демонстрировать на нем работу действующих вулканов.

Для изготовления гипсовой горы потребуется всего лишь три ингредиента: гипс, вода и гуашь. Гипс можно купить в магазине для рукоделия или в строймаркете.

Гипсовый порошок разводят в воде согласно инструкции. После того, как он превратится в густую массу, из него лепят гору. Не страшно, если склоны горы получатся неровными, так они будут больше похожи на настоящие.

Наверху формируют углубление – жерло, которое может быть ровным или асимметричным. Из гипса можно также сделать лаву, стекающую по склонам. Дым можно сделать из ваты.

Когда макет вылеплен, ему дают хорошо просохнуть и затвердеть, после чего можно раскрашивать модель краской. Для этого лучше всего взять гуашевые краски, а не акварель.

Из гипса можно смастерить и складную модель. Если составить вулкан из двух частей, то детям можно будет демонстрировать внутреннее устройство вулкана и происходящие в нем процессы. В таком случае половинки гипсовой модели раскрашивают изнутри.

Создание вулкана своими руками – это прекрасный способ не только провести время с ребенком, но и объяснить ему механизм этого природного явления. Макет из картона, пластилина, папье-маше можно мастерить на уроках труда, совмещая их с соответствующей темой по географии, давать в качестве домашнего задания. Дети с удовольствием изготовят его дома сами или вместе с родителями.

Цветная лава

Также можно сделать много вулканов с красителями разных цветов.

Для организации опыта потребуются:

  • Небольшие стаканчики или баночки из-под детского питания в количестве 6 шт.
  • Гуашь разных цветов.
  • Натрий двууглекислый.
  • Вода.
  • Уксус.
  • Поднос.

Проделываются следующие действия:

  1. Из соды с гуашью скатываются шарики 6 разных цветов.
  2. Сосуды поставить на поднос.
  3. Налить в них уксус.
  4. В каждый сосуд положить приготовленные шарики.

Рекомендовано для Вас:

Как определить беременность содой в домашних условиях

Произойдет цветная бурная реакция. Также можно понаблюдать, как смешиваются на подносе разные цвета.

Что необходимо

Для того чтобы поставить эксперимент, необходимы следующие компоненты:

  • уксусная или лимонная кислота;
  • пищевая сода;
  • вода.

Лучше ставить опыт, используя лимонную кислоту, потому что у нее не такой резкий запах, а также она безопаснее, чем уксус.

Ингредиенты берутся в следующих пропорциях:

  • на 100 мл воды 1 ч. л. уксуса, 1 ч. л. соды;
  • на стакан воды 2 ч. л. соды, 1 ч. л. лимонной кислоты.

Существует несколько хитростей, которые позволят провести реакцию более бурно и эффектнее:

  1. Для более бурливой реакции обычную воду можно заменить газированной.
  2. Для придания красочности к компонентам стоит добавить гуашь или пищевые красители.
  3. Чтобы пена была густой к ингредиентам необходимо добавить каплю средства для мытья.
  4. Также для эффектности можно добавить блестки или пайетки.

Предостережения

Опыт с содой и уксусом проводится только под контролем взрослых. Не допускайте попадания щелочных компонентов на слизистые оболочки или в дыхательные пути, после окончания эксперимента уберите все ингредиенты в недоступное для детей место.

Если вы показываете фокус совсем маленьким ребятам, вместо уксуса лучше воспользоваться лимонной кислотой – она менее токсична и нет риска пролить её в процессе использования.

Как провести занимательный урок по химии на кухне и сделать его безопасным и интересным для вашего ребенка? Попробуем провести настоящий химический опыт – вулкан в обычной столовой тарелке. Для этого опыта потребуются следующие материалы и реактивы:

Кусок пластилина (из него мы сделаем сам вулкан);

Тарелка;

Уксусная кислота;

Питьевая сода;

Жидкость для мытья посуды;

Краситель.

Перечисленные выше компоненты легко можно найти в каждом доме или в хозяйственном отделе близлежащего магазина. Они достаточно безопасны, но, как и любые этот тоже потребует соблюдения правил техники безопасности.

Описание работы:

  1. Из пластилина делаем основание вулкана и конус с отверстием. Соединяем их, тщательно залепив края. Получаем пластилиновый макет вулкана со склонами. Внутренний размер нашей конструкции должен иметь окружность с диаметром около 100 – 200 мм. Перед установкой макета в тарелку или поднос проверяем наш вулкан на герметичность: набираем в него воду и смотрим, пропускает ли он ее. Если все в порядке – устанавливаем макет вулкана в тарелку.
  2. Теперь переходим к следующей части – приготовлению лавы. Засыпаем в наш макет вулкана из пластилина одну столовую ложку питьевой соды, жидкость для мытья посуды в таком же объеме и краситель, который будет окрашивать будущее извержение в соответствующий реальной лаве цвет. Чтобы добиться максимального сходства, можно использовать детские краски для рисования и даже обычный сок столовой свеклы. Этот химический опыт должен воссоздать в глазах ребенка в природе.
  3. Для запуска извержения необходимо залить в кратер четвертую часть чашки уксуса. В ходе соединение соды и уксусной кислоты ведет к образованию которая относится к нестойким соединениям и сразу же распадается на воду и углекислый газ. Именно этот пенный процесс и придаст нашему извержению вид настоящего вулкана с потоками лавы по склонам. Химический опыт закончен.

Демонстрация действующего вулкана в школе

Помимо описанного выше вида демонстрации безопасного извержения существует еще много способов получения вулкана на столе. Но уже эти опыты лучше проводить в специально подготовленных помещениях – школьных химических лабораториях. Наиболее известный всем со школьной скамьи вулканБёттгера. Для его проведения нужен дихромат аммония, который насыпают горкой, в вершине ее делают углубление. В кратер помещают кусочек смоченной спиртом ваты, который поджигают. В ходе реакции образуется азот, вода и Протекающая реакция очень похожа на извержение действующего вулкана.

Для запоминания, а также для развития эрудиции у детей хорошо связать такой химический опыт с каким-либо наиболее известным примером извержения в истории человеческой цивилизации, например, со взрывом Везувия в Италии, тем более что его замечательно и с пользой для кругозора можно проиллюстрировать репродукцией великой картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг).

Небезынтересным для детей будет также рассказ о довольно редкой и полезной профессии вулканолога. Эти специалисты постоянно наблюдают уже потухшие и ныне действующие вулканы, делают предположения относительно возможного времени и силы их будущих извержений.

Уже немало писалось про использование пищевой соды в той или иной области. Свойства данного вещества позволяют применять его на кухне при готовке, в быту для очистки различных поверхностей от жира и налета, в лечении различных заболеваний и так далее. Еще одним применением бикарбоната натрия является возможность устраивать познавательные представления для детей, например, можно изготовить самостоятельно вулкан из соды.

Запаситесь содой и уксусом, потому что Ваши дети будут просить повторить снова и снова!

Это возможно благодаря способности соды вступать в бурную реакцию с определенными веществами, например, уксусом. И одним из самых распространенных опытов, связанных с этим свойством бикарбоната натрия, является демонстрация извержения вулкана. Ниже подробно рассмотрено, как сделать вулкан из пищевой соды.

Закипающая вода в стакане

Когда под рукой нет пластилина или бутылки, для постановки опыта можно применить обычный стакан. Ребенку можно сказать, что сейчас произойдет закипание воды без воздействия тепла.

Рекомендовано для Вас:

Получение углекислого газа (СО2) для аквариума своими руками: из соды и лимонной кислоты в домашних условиях

Для этого необходимо:

  • Стакан.
  • Лимонная кислота.
  • Гидрокарбонат натрия.
  • Вода.

Проделать следующие шаги:

  1. Поставить сосуд на поднос;
  2. В стакан воды добавить 2 ч. л. NAHCO3;
  3. Насыпать чайную ложку кислоты лимона.

Вместо соды можно добавить уксус или лимонную кислоту (на 500 мл воды 2,5 ч. л. уксуса или лимонной кислоты).

Затем получается кипящая вода. Гидрокарбонат натрия с лимонной кислотой или уксусом, соприкасаясь в воде, взаимодействуют, заставляя воду кипеть.

Опыт в домашних условиях Вулкан

Сейчас я подробно расскажу, как сделать опыт вулкан. Кстати, во время опыта, дети принимали активное участие — обклеивали бумажный конус пластелином, насыпали соду в баночку, наливали моющее средство, окрашивали воду красками, после чего полученный окрашенный раствор выливали в баночку. Единственное, что я делала сама — вырезала конус, скрепляла его степлером и наливала уксус в жерло вулкана, после которого началось извержение. Итак, приступаем непосредственно к проведению опыта.

Каждый день ваши дети стремятся познавать что-то новое. И именно родители должны не только поддержать это стремление, но и всячески помочь малышам в изучении этого большого и такого интересного мира. Задача взрослых не просто рассказать и показать максимум нового, но и научить ребенка мыслить, делать выводы. А помогут в этом практические исследования.

Сегодня современные магазины предлагают множество вариантов разных наборов для химических и физических экспериментов, но совсем не обязательно тратить много денег чтоб показать малышу настоящие чудеса. Например, устроить для ребенка настоящее извержение вулкана прямо дома вы сможете, использовав обычные пищевую соду и уксус, или же показать малышу, как можно наполнить шарик газом не надувая его.

Как это работает?

Оба опыта базируются на реакции нейтрализации, так как уксус и сода, которые являются по сути кислотой и щелочью, нейтрализуют друг друга, выделяя при этом углекислый газ – нашу «лаву». Малышу будет очень интересно взглянуть на никогда не виденное ранее явление. А ребенку постарше будет интересно узнать об углекислом газе больше. Мы выдыхаем тот газ в воздух, а растения умеют перерабатывать углекислый газ, вырабатывая кислород. С его помощью в газировке образуются те самые пузырьки

Необычное рисование

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой).

Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.

Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные “краски”, натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!

Получился прекрасный подарок маме и бабушке.

Рецепты для экспериментов

Существует несколько вариантов создания вулканического извержения в домашних условиях. Все они просты и станут отличным решением, чтобы удивить и надолго занять маленького непоседу.

Готовим вулкан из соленого теста

Вот что нужно для эксперимента:

  • Возьмите пластиковую бутылку объемом 1 литр, разрежьте ее пополам. Вырежьте из бумаги или фольги полоски, и оберните их вокруг верхней части отрезанной бутылки. Тару лучше укладывать горлышком вверх, а для обертывания брать фольгу — она более мягкая и лучше держит форму;
  • Приготовьте пластилин или соленое тесто. Если делать содовый вулкан из теста — опыт будет многоразовым. Разделите массу для лепки на три равные части, выложите ее на фольгу, сформировав подобие горного склона. Для большей реалистичности воспользуйтесь красителем, чтобы раскрасить жерло будущего вулкана. Хорошо подойдет обычная гуашь или акварельные краски;
  • В жерло (горлышко бутылки) высыпьте 2 ч. л. пищевой соды и влейте 1 ст. л. обычного моющего средства. Можно использовать самое простое средство для мытья посуды, которое есть у вас на кухне;
  • Возьмите стакан уксусной кислоты, подкрасьте ее любой краской. Заливайте раствор в вулкан — уксусная кислота плюс сода даст бурную реакцию. Вулканчик сразу же начнет «извергаться», а юные химики будут в восторге от произведенного эффекта. В ходе реакции будет выделяться углекислый газ, о котором экспериментаторам также можно подробно рассказать.

Красочный содовый вулкан

Если нет желания возиться с соленым тестом или заниматься лепкой из пластилина, вы всегда можете продемонстрировать дошкольникам чудеса природы из простейших ингредиентов, своими руками создав настоящий «Везувий».

  • Для изготовления вулканического «каркаса» возьмите стакан пищевой соды и перемешайте её с 3 ст.л. теплой воды. Этого достаточно для формирования небольшого вулканчика. Если нужна гора большего размера, увеличивайте количество ингредиентов в соотношении 1:3 (три столовые ложки воды на стакан порошка);
  • Тщательно вымешайте все компоненты до образования однородной плотной массы. Правильно приготовленный состав должен легко принимать заданную форму и держать ее;
  • Слепите из полученной смеси вулканчик. Дайте ему высохнуть 3-5 часов, в зависимости от величины вашей поделки. После высыхания, предложите ребенку раскрасить поделку. Используйте для раскрашивания пипетку и жидкую акварель — она дает наиболее устойчивый цвет;
  • Поместите изделие в контейнер или другую вместительную емкость с высокими бортами. Это нужно, чтобы в процессе эксперимента ваша «лава» не отправилась путешествовать по столу. В центр (жерло) капните 1 ст.л. Fairy или другой моющей жидкости;
  • Финальный аккорд — добавление чайную ложку уксуса. Извержение началось — из жерла потечет подкрашенная пена, издающее громкое шипение.


Учтите, что для изготовления такого вулкана дома обязательно использовать большую емкость — при попадании кислоты, основа начнет растворяться, образуя большое количество пены и жидкости.

Соединяем пищевую соду и лимонную кислоту

Такие опыты будет интересны ребятам любого возраста. Однако, уксус довольно сильно и резко пахнет, поэтому для совсем маленьких ученых стоит выбрать менее «пахучий» способ. Чтобы сделать взрыв без уксуса, вам нужно:

  • Подготовить основу для будущего вулкана из пластиковой бутылки, теста, пластилина или другого материала;
  • В готовую основу засыпьте 2 ст.л. пищевой соды, затем залейте столовую ложку жидкого мыла. Лучше брать средство с минимумом ароматизаторов, иначе ваш вулканический взрыв будет изрядно благоухать;
  • Смешайте 150 мл. воды и две столовые ложки лимонной кислоты. По желанию добавьте красящий компонент для подкрашивания лавы и усиления визуального эффекта;
  • Залейте раствор к содово-мыльной смеси. «Лимонка» при взаимодействии с гидрокарбонатом натрия создаст щелочную среду, которая и вызывает «извержение».

Пластилиновый вулкан с содой и уксусом

Макет вулкана можно быстро изготовить из пластилина. Его преимущество перед каркасом из картона в том, что можно сделать гору любой формы и рельефа. При этом не обязательно брать новый пластилин. Подойдет и уже использованный, превратившийся в массу с неопределенным цветом.

Также для создания домашнего вулкана потребуется:

  • небольшое блюдце;
  • фольга (по желанию)
  • воронка;
  • 2 ст. ложки соды;
  • 200 мл уксусной кислоты (9%).

Проведение эксперимента:

  1. Насыпьте соду на середину блюдца и накройте воронкой.
  2. Облепите всю конструкцию пластилином в виде горы. Особенно тщательно замажьте места соприкосновения воронки с блюдцем. По желанию воронку можно накрыть сверху слоем фольги и уже потом облепить пластилином.
  3. Тонкой струйкой влейте уксус в «жерло» вулкана.

Сварить яйцо в бумажной кастрюле?

Сверните из бумаги коробочку, закрепите скрепками по углам. Наполните “бумажную кастрюлю” водой, поместите в нее яйцо и установите над пламенем свечи.

“Но ведь бумага сейчас загорится и вода зальёт лампу”,- скажете вы.

Однако огонь лижет бумагу, но бумага не загорается!

Причина в том, что вода может быть нагрета в открытом сосуде только до температуры кипения, т. е, до 100°; поэтому нагреваемая вода, обладающая к тому же большой теплоёмкостью, поглощая избыток теплоты бумаги, не даёт ей нагреться заметно выше 100°, т. е. настолько, чтобы она могла воспламениться.

И только когда вся вода выкипит, бумажная кастрюля вспыхнет и обратится в пепел. 

Смешиваем и получаем результат

Теперь разберемся с тем, как сделать в домашних условиях. Для начала в одной из колбочек смешиваем и краску. Затем добавляем к ним Детально перемешиваем полученный раствор до получения однородной массы. Во вторую колбочку наливаем уксусную кислоту. Теперь раствор из первой посудины с помощью ложки через заранее приготовленное отверстие заливаем в вулкан.

После этого к извержению все готово. Достаточно только наполнить шприц уксусной кислотой и затем быстро ее впрыснуть в сопло вулкана. При этом начнется реакция внутри, в результате которой через проделанное отверстие вытечет лава. При желании эксперимент можно сделать несколько раз. Для этого достаточно потом повторно добавить

Обдумывая, как сделать вулкан в домашних условиях, не забываем о том, что из его жерла будет вытекать лава. Поэтому заранее рекомендуется расположить его так, чтобы ничего не испортилось (например, на поддоне или в ванной). Еще один нюанс заключается в том, что макет из пластилина можно неоднократно использовать во время проведения подобных экспериментов. Поэтому в дальнейшем для получения “извержения вулкана” нужны будут только сода, уксусная кислота, краска красного цвета и жидкость для мытья посуды.

Интересные опыты: волчок, в котором сливаются цвета

Вам понадобится:

— распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

— резинка или толстая нить

— картон

— клей-карандаш

— ножницы

— шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).

1.

Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.

2.

Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3.

Вырежьте приклеенный круг из картона.

4.

К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5.

Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.

6.

Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.

Резюме

В рамках данной статьи был приведен алгоритм того, как сделать вулкан в домашних условиях. Большинство использованных материалов есть в наличии у каждой хозяйки дома, остальное можно купить. Ничего сложного в этом нет, так что можно провести яркий и познавательный урок со своим малышом. При желании этот эксперимент можно выполнить повторно уже в кругу его друзей и использовать один и тот же макет. Единственное, что понадобится, – это ингредиенты для имитации лавы, с которыми проблем не должно возникнуть.

Посмотреть, как извергается вулкан в домашних условиях можно не только по телевизору. С помощью небольшого химического эксперимента вы устроите настоящее извержение на сказочном острове.

Из этой статьи вы узнаете

Как сделать опыт с содой и уксусом более зрелищным?

Фантазия и творческий подход при проведении обычных химических реакций делают опыты для детей привлекательными, зрелищными и более понятными. Добавить реалистичность извержению домашнего вулкана помогут маленькие хитрости:

  1. Добавьте к уксусу немного газированной воды, чтобы усилить эффект шипения и пенообразования.
  2. Вместо жидкости для мытья посуды можно налить 1-2 капли любого шампуня.
  3. Гуашь или краски можно заменить на красители для яиц или те, что используют при изготовлении мыла.
  4. Для эффекта выбрасывания на поверхность камней смешайте соду с пайетками или бисером. В этом случае пенообразование должно быть более бурным, поэтому количество компонентов для образования «лавы» необходимо увеличить.
  5. Для создания реалистичного макета вулкана можно использовать строительную пену. Для этого вам понадобится неглубокий поднос, в центре которого необходимо закрепить банку (с помощью клея или двухстороннего скотча). Хорошо встряхнув баллон, аккуратно распределите пену вокруг банки, сформировав широкое основание, сужающееся к горлышку. Когда пена высохнет, ее можно раскрасить. Пример такого вулкана показан в этом видео:

Проведение опыта: 3 простых способа

Проявив фантазию и творческий подход, можно придумать различные варианты проведения этого опыта.

Начнём с самого простого.

Способ 1: «Буря в стакане воды»

Чтобы провести эксперимент, понадобится стакан воды, столовая ложка уксуса и столько же соды .

Действовать нужно в такой последовательности:

  1. Установить сосуд на поднос или большую тарелку.
  2. Налить в воду уксусную кислоту и размешать.
  3. Добавить в ёмкость соду. Можно высыпать весь объём вещества сразу же, но реакция будет продолжительнее, если вводить его постепенно.

В результате соприкосновения молекул используемых веществ гидрокарбонат натрия начнет выделять углекислый газ, за счёт которого и происходит бурление.

Способ 2: «Проснувшийся вулкан»

Чтобы картина бурления вулкана получилась более достоверной , помимо основных компонентов, понадобится удлинённая пластиковая емкость , например обрезок бутылки объёмом 0,5 л, баночка из-под детского питания или колбочка от мыльных пузырей. А также нужен пластилин для декора.

Действовать нужно в таком порядке:

  1. Облепить пластмассовую емкость пластилином, имитируя жерло вулкана.
  2. Установить заготовку на поднос и заполнить содой примерно до половины.
  3. Добавить несколько столовых ложек уксуса.

Совет. Можно сделать «вулканическую лаву» цветной , смешав соду с красителем. Тогда зрелище будет поистине потрясающим и приведет в восторг маленьких зрителей.

Способ 3: «Радужная лава»

Деткам больше по душе цветные и красочные зрелища , и можно сделать несколько вулканчиков из соды и лимонной кислоты, добавив разные красители.

Подготовка опыта займет немного больше времени , нежели в предыдущих случаях, но эффект того стоит.

Для организации эксперимента будут нужны:

  • 6 маленьких стаканчиков или емкостей из-под детского питания;
  • гуашевые краски разных оттенков;
  • сода;
  • лимонная кислота;
  • вода.

Совет. Чтобы защитить поверхность стола , лучше выбрать поднос или другую подставку с высокими бортиками , поскольку извержение будет бурным и обильным.

Потребуется сделать следующее:

  1. Скатать 6 разноцветных шариков из гидрокарбоната натрия и гуаши и отложить их в сторону.
  2. Установить на подносе баночки на некотором расстоянии друг от друга и наполнить их водой.
  3. Растворить в сосудах лимонную кислоту. Если ее в доме не оказалось, можно налить уксус.
  4. Бросить в каждую баночку по одному шарику и наблюдать за разноцветной реакцией.

Благодаря этому эксперименту детки смогут не только понаблюдать за радужным извержением, но и по завершении реакции долго рассматривать причудливое смешение цветов на подносе.

Знаете ли вы? Натрий двууглекислый в сочетании с уксусом поможет без труда надуть воздушные шарики . Для этого потребуется налить в бутылку разведенную водой уксусную кислоту в пропорции 1:1, а шарик заполнить содой.

Потом его нужно надеть на горлышко сосуда, зафиксировать скотчем или канцелярской резинкой (иначе он сорвется) и приподнять, чтобы сыпучий состав попал в жидкость.

При взаимодействии составляющих начнется бурная реакция, в результате которой будет выделяться углекислый газ, он и наполнит шарик.

Вулкан из бутылки

Если у вас нет времени на изготовление соленого теста и лепку искусственной горы, можно провести эксперимент с невысокой стеклянной банкой или бутылкой с узким горлышком. Можно взять и пластиковую, но она будет менее устойчивая.

В этом опыте нет никакого сходства с вулканом, но зато сквозь прозрачные стенки будет видно, как образуется и поднимается вверх пена.

Проведение химической реакции, аналогично описанной выше: насыпьте в бутылку соду, а затем постепенно влейте туда же уксус.

Дополнительная информация! Макет вулкана можно сделать из плотной бумаги или картона, склеить в конус, раскрасить и надеть на банку или бутылку. Горлышко должно оставаться открытым.

Все что нужно

Для опыта понадобится немного бытовой химии и декоративные элементы для создания острова. Остров с вулканом можно сделать из природных материалов или использовать наборы сенсорных коробок с динозаврами.

Макет вулкана лепят из пластилина. Создание сказочного вулканического острова для опыта является главной его составляющей и служит для развития у ребенка воображения и творческих способностей. Такие занятия помогут привить любовь к химии и географии. Мелкую моторику пальцев рук, ребенок будет разрабатывать во время изготовления пластилинового рельефа местности и его обитателей.

Для изготовления острова нужны:

  • картон;
  • степлер или узкий скотч;
  • коробка с цветным пластилином;
  • маленькие игрушки животных;
  • разноцветные камешки;
  • большая пластиковая коробка или миска, в которой будет стоять остров;
  • стеклянная или пластиковая емкость объемом 200 мл для жерла вулкана.

Для проведения опыта понадобятся:

  • сода 20 г;
  • пищевой краситель:
  • уксус 9%;
  • моющее средство для посуды 25 мл;
  • вода 100 мл.

Обычно опыт происходит до тех пор, пока у мамы не заканчивается вся сода и весь уксус, поэтому запаситесь терпением.

Самостоятельно без взрослых опыт детям проводить нельзя. При попадании уксуса в глаза или в рот ребенка может произойти ожог слизистых, а при проглатывании – ожог пищевода.

Прилипание стакана

Повторение опыта Герике 

Для этого опыта понадобится два стакана, огарок свечи, немного газетной бумаги и ножницы.

Поставьте зажженный огарок в один из стаканов. Вырежьте из нескольких слоев газетной бумаги, положенных один на другой, круг диаметром немного большим, чем внешний край стакана. Затем вырежьте середину круга таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана оставалась открытой. Смочите бумагу водой, полученную эластичную прокладку положите на верхний край первого стакана

Осторожно поставьте на эту прокладку перевернутый второй стакан и прижмите его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обоих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет

Теперь, взявшись рукой за верхний стакан, поднимите его. Нижний стакан как бы прилип к верхнему и поднялся вместе с ним.

Почему это произошло?

Ответ. Огонь нагрел воздух, содержавшийся в нижнем стакане, воздух расширился и часть его вышла из стакана. Когда вы медленно приближали к первому второй стакан, содержащийся в нем воздух тоже нагрелся и часть его вышла наружу. Значит, когда оба стакана были плотно придавлены один к другому, в них было меньше; воздуха, чем до начала опыта. Свеча потухла, как только был израсходован весь содержащийся в обоих стаканах кислород.

Презентация состояний веществ в стаканах

Одна из базовых презентаций по географии (или лучше называть это естествознанием) в школьном Монтессори-курсе 6–12 по стандарту АМИ — демонстрация состояний вещества в стаканах. Она проводится в форме трёхэтапного урока.

Поясним, что по-английски его называют three period lesson — «урок, состоящий из трёх периодов». В России неизвестно откуда появился перевод «трёхступенчатый урок». Однако, «ступени» подразумевают, что одна из них выше, а другая ниже, и это пример того, как заимствуемые в русский язык термины и понятия искажают свой первоначальный смысл. Поэтому мы предлагаем использовать более адекватный оригиналу перевод «трёхэтапный урок» (вместо «трёхступенчатого», поскольку «трёхпериодный» коряво звучит по-русски).

Вернёмся к презентации и материалу для неё. Потребуется три гладких прозрачных стакана. Один оставляем пустым, во второй наливаем немного воды, в третий кладём небольшой металлический болт, гайку, шайбу. В небольшую банку кубической формы до половины насыпаем одинаковые круглые бусинки, похожие на бусины в зоне математики, а также берём куб 1000 (можно взять куб меньшего размера из кабинета цепей).

Также понадобится поднос педагога, на котором находятся:

  • простой карандаш;
  • ножницы;
  • стиральная резинка;
  • заранее нарезанные полоски бумаги шириной 2–2,5 см (скреплённые канцелярским зажимом).

Трёхэтапный урок по агрегатным состояниям веществ:

1-й этап: показываем ученикам сосуд с водой и спрашиваем: «В каком состоянии находится вещество?». Дети говорят: «В жидком». Записываем карандашом на полоске бумаге «жидкое» и кладём подпись рядом с той ёмкостью, в которой находится вода. Потом берём стакан и бросаем в него со звоном болт. Задаём вопрос: «А это вещество в каком состоянии?» Дети без труда отвечают: «В твёрдом». Делаем надпись на полоске «твёрдое» и кладём его рядом со стаканом. Потом показываем им пустой сосуд и спрашиваем: «Что здесь находится? В каком оно состоянии?». Если ребята уже подготовлены к презентации, они ответят «воздух», «газ», «газообразное». «Правильно»!» — подтверждаем мы, старательно пишем на бумаге «газообразное» и кладём у пустого стакана

Важно, чтобы ученики видели, как старательно, красиво и проговаривая слова по буквам пишет учитель.
2-й этап: переставляем местами ёмкости и забираем подписи к ним, просим детей разложить полоски бумаги в правильном порядке. Если ученикам это удалось, значит, они правильно поняли тему

В первую очередь спрашивают детей, которые только начинают читать. Одновременно ученики тренируются в чтении рукописных букв (слов).
3-й этап урока: переставляем местами ёмкости и убираем надписи, просим детей назвать самостоятельно состояния вещества, сделать собственные надписи и разложить их. Гиду следует отстраниться от детей и дать им поработать самостоятельно.

Дальнейшая работа. Объясняем, с чем связаны отличия в состоянии веществ. Показываем баночку с бусинами, поворачивая её: «Посмотрите внимательно, как меняется форма бусинок при поворачивании. Эта жидкость из бусин как бы перетекает, принимая форму банки, но её количество и объём не изменяются. То же самое происходит в стакане с жидкостью, которая состоит из очень мелких частиц-молекул». Демонстрируем перетекающую в сосуде воду.

Теперь берём куб из бусин, показываем, как бусинки прочно скреплены и поэтому куб сохраняет форму и объём, говорим: «Вот так устроено твёрдое тело. Его частицы-атомы прочно скрепляются друг с другом, и твёрдое тело сохраняет не только объём, но и форму».

В пустой стакан кладём несколько бусинок, закрываем ладонью и сильно трясём. Бусины при этом летают и ударяются о стенки. «Вот так ведут себя молекулы газообразного вещества. Одни быстро движутся и сталкиваются друг с другом и со стенками. Поэтому газ легко меняет и форму и объём».

В заключение рекомендуем поиграть в следующую игру: просим учеников встать и показываем, как по команде «газообразное вещество» нужно просто бегать по ковру в классе и сталкиваться между собой. По команде «жидкое вещество» играющие берутся за руки и водят хоровод, изменяющий свою форму. По команде «твёрдое вещество» дети цепляются друг за друга локтями и медленно ходят как единое целое, не меняя образованной формы. Ученикам очень нравится играть в эту игру и чувствовать себя «молекулами» в различных состояниях.

Меры предосторожности при работе с химическими веществами

Важно! Любые, даже самые безобидные на первый взгляд вещества могут быть опасными, если неправильно с ними обращаться. Не являются исключением и компоненты для перечисленных опытов

Чтобы «брызжущий шипящей лавой вулкан» принес только радость и веселье не закончилось неприятностями, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

Опыт должен производиться только под присмотром взрослых

Нельзя допускать, чтобы дети экспериментировали с химикатами самостоятельно.
Перед началом эксперимента стоит запастись кухонными полотенцами, чтобы вовремя произвести уборку, если едкая жидкость прольётся.
При работе с кислотой важно предотвратить ее попадание на открытые участки кожи во избежание ожога, а если это произошло, немедленно смыть жидкость водой. Можно защитить руки резиновыми перчатками.
При «извержении вулкана» не стоит подходить к нему вплотную или наклоняться над сосудами, чтобы лучше рассмотреть происходящее

Во время бурления едкие брызги могут попасть на кожу или слизистую оболочку глаз.
После завершения опыта нельзя оставлять использованные материалы, следует сразу же слить остатки жидкости в раковину, вымыть посуду и убрать химикаты в недоступное для детей место.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий