Кто защищает права ребёнка?
В статье 56 Семейного кодекса сказано: «Защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом».
Права ребёнка защищают родители, а в некоторых случаях — органы опеки и попечительства, прокуратура.
Итак, ребёнка защищают:
- Родители. Они представляют интересы ребёнка в суде и различных инстанциях, инициируют проверки и разбирательства, требуют от должностных лиц, чтобы права ребёнка соблюдались.
- Сам ребёнок. Если права ребёнка нарушают сами родители, ребёнок может обратиться в органы опеки и попечительства, требуя проверки и вмешательства. С 14 лет ребёнок может обратиться в суд.
- Должностные лица: учителя, медики. Чаше всего должностные лица вмешиваются, когда права ребёнка нарушают родители и тем самым создают угрозу.
- Любой человек. Сознательные граждане, видя, что с ребёнком жестоко обращаются, есть угроза жизни, здоровью, могут обратиться в опеку. Если же ребёнок совершает противоправные действия — в полицию.
Работа прокуратуры
Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:
- Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
- Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
- Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
- Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
- Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.
Органы опеки и попечительства
Чем занимаются органы опеки и попечительства?
Эта госструктура занимается вопросами детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за сиротами, а также за детьми, которые нуждаются в попечительстве.
Условно функции органов опеки и попечительства можно разделить на две большие группы:
- Надзор за семьями и организациями, где воспитываются дети, оставшиеся без родителей. Опека ходит к опекаемым, проверяет условия жизни, ведёт просветительскую работу с попечителями и опекунами, например, рассказывает о психологической адаптации ребёнка в новой семье.
- Проверка детей, которые нуждаются в попечительстве.
Вторую функцию рассмотрим чуть подробнее. Опека может прийти не только в приёмную семью, но и в обычную, но не случайно, а по жалобе. Обращение может написать кто угодно: сосед, учитель, воспитатель, педиатр, если заметил, что с ребёнком что-то не так.
Например, детские садики всегда предупреждают родителей, что синяки и ссадины на теле ребёнка — повод обратиться в опеку. Понятно, что из-за ободранной коленки никто не станет жаловаться на родителей. Но постоянные следы побоев могут привести к разбирательству. Если ребёнок занимается карате или любым другим травматичным видом спорта, то предупредите педагогов, чтобы те зря не волновались.
Регулярные прогулы в школе, неадекватное поведение ученика, плохая одежда, признаки недоедания — всё это повод для учителя обратиться в опеку.
Педиатр тоже может написать жалобу, если видит, что уход за ребёнком не ведётся: нарушается график прививок и осмотров, есть следы побоев, недоедания, неправильного питания и лечения.
Например, во время осмотра грудничка педиатр заметил, что ребёнок не прибавляет в весе, наблюдаются сильные колики. Как выяснилось, мама его поила отварами трав, которые собирала в поле. После вмешательства опеки ребёнка изъяли из семьи.
Особое внимание на жалобы соседей. Они бывают обоснованными, например, если ребёнок за стенкой несколько дней подряд плачет, а родителей нет дома, если слышны угрозы в адрес ребёнка или он просит еду у соседей
Но бывает, что обращение в опеку — часть соседских войн. Например, в одну семью пришли органы опеки и попечительства по жалобе соседки. Якобы, родителей никогда нет дома, а девочка ходит голодная, без присмотра и плохо одета. Проверка показала, что родители действительно работают вахтовым методом, но делают это по очереди, поэтому ребёнок всегда под присмотром родителя и бабушки. Еда, одежда и игрушки у ребёнка есть. Соседка же так решила отомстить семье из-за прошедшего конфликта.
Когда в опеку поступила жалоба, специалисты должны выехать с проверкой и изучить условия жизни ребёнка. Опека не требует кристальной чистоты и запаса продуктов на месяц, но условия жизни должны быть приемлемыми: у ребёнка есть спальное и рабочее место, в холодильнике есть еда, в квартире нет залежей вещей и посуды, которая не мылась неделю.
Если органы опеки заметили, что условия жизни ребёнка неблагополучные, то они могут предложить семье помощь и направить к нужным специалистам: психологам, медикам, в соцзащиту и СФР за пособиями, в администрацию за жильём.
Опека участвует в спорах родителей о том, с кем останется ребёнок после развода: они изучают бытовые условия каждого из родителей, финансовые возможности, спрашивают мнение ребёнка.
Бюрократическая функция опеки — выдавать разрешения на сделки с имуществом несовершеннолетних. Например, если родители продают квартиру, где есть доля ребёнка, они должны запросить разрешение опеки. Если родители снимают деньги со счёта ребёнка, тоже понадобится разрешение.
Как обратиться в органы опеки и попечительства?
В каждом городе есть органы опеки и попечительства. У каждого свой сайт, на котором указаны контакты и способ обращения, поэтому придётся искать через поисковую систему, набрав «органы опеки (город)».
Единого ресурса, через который можно подать обращение у опеки нет.
Что нужно для обращения?
Достаточно написать обращение, в котором вы изложите обстоятельства дела. Если есть доказательства: фото- или видеозаписи, то приложите их. Если нет, то проверка всё равно придёт.
В опеку можно обратиться анонимно, если вы боитесь мести со стороны родителей потерпевшего ребёнка, но госорганы имеют право не проводить проверку, по жалобе, которая направлена анонимно.
Комиссия по делам несовершеннолетних
Чем занимается комиссия по делам несовершеннолетних?
Это государственный орган с весьма узкими обязанностями — профилактика беспризорности, безнадзорности, детской преступности.
Если сказать проще, то Комиссия по делам несовершеннолетних решает любые вопросы, связанные с детскими правонарушениями. Например, если полицейский поймал ребёнка за курением или одного ночью на улице, он направит сведения в Комиссию по делам несовершеннолетних.
Если ребёнок дерётся, хулиганит в школе, то администрация школы тоже вправе жаловаться в КДН. С ребёнком и его семьёй будет проведена беседа и вынесено наказание: предупреждение, административный штраф и прочее.
Как обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних?
Как и в случае с опекой, единой формы обращения в КДН нет. Придётся искать контакты территориального управления комиссии по делам несовершеннолетних через поисковые системы или сайт местной администрации.
Также можно обратиться в полицию, а они передадут данные в Комиссию по делам несовершеннолетних.
Что нужно для обращения?
По возможности — доказательства нарушения: фото-, видеоматериалы или свидетельские показания. Если их нет, то изложите обстоятельства дела в заявлении. Проверка в любом случае будет проведена.
Современные реалии
Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.
Конкурс «Учитель года»
Всероссийский конкурс начинается с выдвижения учителей от каждой школы. Далее идут районные, городские, региональные этапы — участвующих много, но не каждый понимает, зачем нужен конкурс профмастерства. Иван Меньшиков отмечает положительную сторону – возможность пообщаться с коллегами, сообщество увлечённых педагогов, шанс обменяться идеями и практиками. Это возможность увидеть, как развивается система образования.
Если хочешь победить, надо быть немного конформистом, не стоит рубить с плеча: образование – сфера консервативная, где ценится стаж, опыт, практика. Но если вы уважительно отстаиваете свою позицию в профессиональной сфере, то тоже встретите понимание, ведь быть со всем согласным – это не показатель хорошей работы. «Учитель года» – площадка для высказывания новых идей, возможность постепенно менять взгляды коллег и чиновников на образование.
Статья 56 СК
Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.
Независимый директор – независимая школа
Мы говорим о педагогах и их правах, но ребёнок в школьной системе – тоже только объект воздействия: школа выполняет роль проводника, который приводит ребёнка в соответствие с требованиями общества. Но на самом деле основной потребитель образовательного продукта – это ребёнок, и действовать надо согласно его интересам, а они выходят за рамки подготовки к тестированиям.
Сегодня ребёнок практически лишён общения с учителем как наставником, взрослым компетентным человеком, редко имеет возможность обсудить с ним свои личные вопросы. Проблема связана с загруженностью учителей, классами по 35 человек, соотношением педагогов и детей 1:20. Хорошо, если у школьника есть заинтересованные родители и он может обсудить волнующие его проблемы дома, но это не всегда так.
Выход из ситуации – независимость школ, большее финансирование, возможность нанимать больше персонала, гибко подходить к организации учебного процесса.
Часто школам приходится выполнять директивы из Москвы, не учитывающее местной специфики. Подчинение школ муниципальным органам позволило бы нейтрализовать заформализованность системы.
Организация работы конкретного учебного заведения напрямую зависит от фигуры руководителя. Если директор заинтересован в команде, защищает педагогов, то ниже текучесть кадров, здоровее обстановка в коллективе, остаются время и силы на решение педагогических задач.
По мнению И. Меньшикова, выборный директор, не зависящий от чиновников, будет работать в интересах всех участников процесса обучения, а не в интересах «сильных мира сего».
Второй по значимости воспитатель
Обязательства за воспитание ребенка есть не только у родителей. Статья 47 закона «Об образовании в РФ» (2018 г) посвящена правовому статусу педагогических работников. Она предполагает наличие у педагога в рабочее время не только учебной, но и воспитательной деятельности, предусмотренной должностными его обязанностями и индивидуальным планом.
Из этого следует, что учитель в рабочее время:
- Следит за безопасностью детей и соблюдением правил безопасности.
- Разбирает все конфликтные ситуации, обращается за помощью к родителям.
- Разрабатывает и претворяет в жизнь план воспитательной программы, цели и задачи которой способствуют совершенствованию каждого ученика, независимо от его способностей и развития.
Обязанности классного руководителя несколько шире и предполагают следующие меры воспитательного воздействия на детей:
- Тесное сотрудничество с родителями.
- Проведение классных часов, организация внеклассных мероприятий, воспитательных экскурсий.
- Содействие установлению благоприятной среды для развития личности школьника, классного коллектива.
- Помощь ученикам при решении проблем, возникающих при общении с окружающими.
- Ознакомление учеников с правилами безопасного поведения.
- Организация безопасной среды для развития личности детей.
Немаловажным обстоятельством, негативно воздействующим на процесс воспитания, оказывается борьба за его права.
Она привела к ограничению прав педагога в воспитательной деятельности:
- Ребенка нельзя выгонять с урока, потому что нарушается его право на образование.
- Нельзя отбирать личные вещи (телефоны, планшеты), можно только вежливо попросить убрать их, что не всегда эффективно (если же забрать, то налицо грабеж).
- Если отнять записку, то могут обвинить в нарушении частной жизни.
- Нельзя привлекать к трудовому воспитанию (субботник, уборка в классе), если нет разрешения от законного представителя.
- Любое сказанное слово может обернуться против педагога, ведь «ребенок не соврет…»
Из-за таких последствий часть педагогов предпочитает ограничиться «формальным» воспитанием.
Семья имеет приоритет воспитания. Семейное воспитание способно свести на нет усилия даже самых лучших учителей. Педагог либо совершенствует заложенные семьей качества, либо вынужден перевоспитывать ребенка. При этом он не имеет никаких полномочий, кроме воздействия моральным авторитетом, который иногда бывает сильнее родительского.
Успешное сотрудничество педагога с родителями ценно для обеих сторон, потому что эффективность воспитательного процесса от этого только возрастет. По отдельности педагог и родитель, действуя каждый своими методами, порой даже не взаимосвязанными, могут добиться лишь появлению внутреннего конфликта у ребенка. В объединении родительский авторитет и учительский оказывают постоянное, «круглосуточное» воспитательное воздействие.
Когда учеба превращается в противостояние
Современные реалии таковы, что только морально-этических представлений недостаточно для регулирования отношений «педагог — школьник» и «педагог — родитель». Профессия не защищает учителя не только от необоснованных жалоб, но и от издевательств, даже рукоприкладства. С печальной регулярностью СМИ освещают случаи прямого столкновения учителей и школьников. Формы могут быть любыми.
Нарушение дисциплины и сознательный срыв урока, буллинг
В октябре 2019 года из-за многочисленных провокаций со стороны школьников учитель ОБЖ сорвался, позволив себе нецензурный и физический ответ, после чего был уволен. Это один из немногих случаев, когда общественность встала на сторону педагога.
Распространение порочащей информации, в том числе в интернете
В марте 2019 года ученик оклеветал учителя ИЗО, обвинив учителя в избиении и подкрепив это постановочным видео. Любопытно, что ролик не доказывал правдивость утверждения школьника: не видно ни факта повреждения одежды учащегося, ни того, что учитель ударил его об доску головой. Однако педагога вынудили написать заявление об увольнении.
Избиение
В январе 2020 года московский восьмиклассник напал на учителя физики, нанес пожилой женщине травмы и сломал очки, а после устроил разгром в кабинете. Хотя школьник и раньше успел проявить себя с негативной стороны, какого-либо существенного наказания он не понес.
В ноябре 2022 года в одной из тульских школ ученик 8-го класса во время урока начал избивать учительницу. Родители мальчика оправдывали его особенностями психики и тем, что он раскаивается в произошедшем. Однако в данной ситуации все же обвинили педагога: якобы она, зная, что школьник легко возбудим, разговаривала с ним напористо и грубо.
В декабре прошлого года московский старшеклассник на замечания учителя во время перемены отреагировал ударами в лицо и живот. Администрация школы пообещала урегулировать данный конфликт.
Подобные ситуации ненормальны. Трудоустраиваясь в школу, никто из учителей не подписывает согласие на возможное моральное и физическое воздействие со стороны учеников и их родителей.
Приоритетные направления
В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.
В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.
Цивилизованный путь
Статья по теме
Учителя-мамы. Педагоги воспитывают не только своих детей, но и учеников
Областная организация профсоюза защищала честь и достоинство педагогов опосредованно, при привлечении их к дисциплинарной, административной ответственности по жалобам родителей. Случаев судебной защиты чести и достоинства до настоящего времени не было.
«Зачастую в случае снятия дисциплинарного взыскания или отмены приказа об увольнении учителя просто успокаиваются и не идут защищать свои права дальше, – говорит Валентина Геннадьевна
– К тому же в вопросах судебного разбирательства, как и в целом конфликта, важно, чтобы на сторону педагога вставали коллектив и руководство. Зачастую сор из избы выносить попросту не хотят
Также разбирательства требуют от учителя эмоциональных затрат. Необходимо собрать доказательную базу, то есть зафиксировать оскорбление, клевету, а это записи, свидетели и тому подобное. К этому наши учителя морально, психологически не готовы. У многих суд ассоциируется со склоками, хотя это цивилизованный путь решения конфликтов. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрен механизм для разрешения конфликтов между участниками образовательных отношений – комиссия по урегулированию споров. Однако он практически не действует, так как, на мой взгляд, не сформировалась культура, подход к такому способу разрешения конфликтов. Так, получается, что ответственность за возникший конфликт несёт школа, а родители позволяют себе переходить границы установленных полномочий».
Законом ребёнку гарантируется защита чести и достоинства, защита от физического и психологического насилия – но ведь те же самые гарантии установлены в отношении педагогов. Закон регулирует и права родителей, которые могут знакомиться с программой обучения и оценками своего ребенка, но при этом они не должны вмешиваться в образовательный процесс. Обязаны уважительно относиться к работникам, формировать это отношение у своих детей.
«Мы не должны забывать, что школа – это лишь один из этапов жизни каждого человека, – подчёркивает Валентина Федосеева. – Ребёнок приходит в первый класс в 7 лет, но ведь до этого за него отвечали родители, которые должны были дать ему определённые морально-этические ориентиры. Учителя могут только продолжить развивать его личностные качества. Но в первую очередь ответственность за воспитание лежит на семье. И если она не справляется с обязанностями по воспитанию, существует гражданская, административная и уголовная ответственность за неисполнение родительских обязанностей».
Классные воспитатели. Педагогов пугают обязанности, возложенные законом
Подробнее
Публикация «Консультация для родителей „Надо взрослым знать всегда, что у детей тоже есть права!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
Многим родителям трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек и его права, как и права любого человека, нужно знать, уважать и не нарушать.
Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Основным актом о правах ребенка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Согласно требованиям Конвенции ООН «О правах ребенка» ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорблений и злоупотреблений.
Нарушения прав ребенка касаются в основном неблагополучных семей. К сожалению, и в вполне благополучных семьях случаются нарушения прав ребенка. Иногда родители, угрожая детям, запугивая их, проявляя чрезмерную строгость, не придают значения переживаниям детей, считая их беспредметными и немотивированными. Но семейные межличностные конфликты всегда оставляют тяжелые негативные эмоциональные последствия в виде стрессов и депрессий.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как взрослые.
* Ребенок имеет право на семью.
* Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
* Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
* Ребенок имеет право на равенство.
* Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
* Ребенок имеет право на собственное мнение.
* Ребенок имеет право на имя и гражданство.
* Ребенок имеет право на получение информации.
* Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
* Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
* Ребенок имеет право на отдых и досуг.
* Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, дети с ограниченными возможностями)Знание ребенком своих прав, умение защищать их, уверенность в том, что ты знаешь, к кому обратиться в случае нарушения прав – все это делает детей более защищенными перед вызовами современного общества.
Для ознакомления детей со своими правами и обязанностями в детском саду «Теремок» социальным педагогом для воспитанников старших и подготовительных групп проводится цикл занятий «Права и обязанности дошкольников».
Цель занятий: Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Задачи:
– Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, и т. д.
– Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувства ответственности.
– Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
Международные документы и документы Российской Федерации по защите прав и достоинства ребёнка.
Основные международные документы:
• Всеобщая декларация прав ребёнка
• декларация прав ребёнка
• Конвенция ООН о правах ребёнка
• Всемирная декларация об обеспечения выживания. Защиты и развития детей.
Нормативные документы Федерального уровня:
• Конституция РФ
• Гражданский кодекс
• Семейный кодекс РФ
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
• Закон РФ «Об образовании»
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей :
• Законы, принятые законодательными органами субъектов РФ;
• Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ
• Детей наказывать стыдом, а не кнутом.
• Дитятко что тесто; как замесил его, так и выросло.
• Детки хороши – отцу, матери – венец, детки плохи – отцу, матери – конец.
• Семья крепка ладом.
• Добрая семья прибавит разума – ума.
• Наказывать легче, воспитывать труднее.
• Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься.
• Ум не имеет цены, а воспитание предела.
От родителей во многом зависит, с каким ощущение пойдет по жизни их ребёнок. Взрослая жизнь отражает радостные и печальные впечатления и переживания младенчества.
Уголовная ответственность
Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.
При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.
Уполномоченный по правам ребёнка
Чем занимается уполномоченный по правам ребёнка?
Уполномоченный по правам ребёнка — должностное лицо, которое защищает права и законные интересы детей, координирует работу органов власти, которые занимаются вопросами прав детей.
Уполномоченные по правам ребёнка назначаются на двух уровнях:
- при президенте РФ (Мария Львова-Белова) и,
- в регионе РФ.
У уполномоченного по правам ребёнка больше представительские и координационные задачи. То есть уполномоченный на уровне власти предлагает и продвигает законы, связанные с защитой прав детей.
Мария Львова-Белова. Фото: kremlin.ru
Однако каждый может обратиться к уполномочнному за юридической, консультационной помощью и для решения проблемы, которую не решили другие органы государственной власти или родители не знают, куда обращаться.
Например, родители из Новосибирска привезли девочку на лечение в Москву — у ребёнка было высокое артериальное давление, состояние ухудшалось. Клиники, куда обращались родители, не могли диагностировать болезнь. Родители стали беспокоиться, что девочку выпишут несмотря на плохое самочувствие. Уполномоченный по правам ребёнка обратилась в Минздрав, чтобы решить проблему. В итоге девочку перевели в другую больницу, поставили диагноз и вылечили.
Как обратиться к уполномоченному по правам ребёнка?
Можно воспользоваться интернет-приёмной уполномоченного при президенте. Но вы должны понимать, что чаще всего письма спускаются ниже — региональному уполномоченному по правам ребёнка, поэтому вы можете сразу искать сайт вашего уполномоченного и писать ему, а когда он не поможет, подниматься выше.
Что нужно для обращения?
Как и в случаях, описанных выше, достаточного одного заявления. Но если есть письменные доказательства того, что права нарушаются, их нужно приложить, так больше шансов получить результат.
Система методической работы с педагогическими кадрами
Проблема защиты прав детей
представляется сегодня очень актуальной. Дети
находятся в полной зависимости от окружающих
взрослых — родителей и педагогов, которые
обязаны обеспечить им надлежащий уход,
полноценное развитие и защиту от всех форм
проявления жестокости в соответствии с
установленными мировым сообществом и
государственной властью нормами и правами.
Деятельность дошкольных
образовательных учреждений регулируется
Типовым положением, в соответствии с которым
ребенку гарантируются права на защиту, охрану
здоровья, образование и развитие как в детском
саду, так и в семье. Однако права эти не всегда
соблюдаются. Анализируя в 2002/2003 учебном году
состояние работы в детском саду по соблюдению и
защите прав детей, мы сделали неутешительный
вывод о том, что «нормативная» и реальная стороны
проблемы существенно различаются. В ходе анализа
были обозначены главные причины нарушения прав
детей:
— низкий уровень правовой и
психолого-педагогической культуры родителей;
— недостаточная профессиональная подготовка
кадров по проблеме;
— формальный подход к взаимодействию с
родителями по вопросу соблюдения прав детей.
Стало очевидным, что решение правовых
задач следует начинать со специальной
подготовки кадров, в которой нами были четко
выделены два направления.
Первое направление заключается в
формировании убежденности педагогов в том, что
проведение с родителями разъяснительной,
просветительской, профилактической и
коррекционной работы — не расширение
функциональных обязанностей, а важнейшее
условие повышения результативности
воспитательно-образовательного процесса.
Второе направление связано с
повышением правовой и педагогической культуры
воспитателей.
Разрабатывая систему методической
работы с кадрами по защите прав детей, мы
попытались сформулировать ряд вопросов, ответы
на которые помогут педагогам в работе.
Вот эти вопросы:
1. Что представляют собой права
ребенка, посещающего дошкольное учреждение?
2. Каковы права и обязанности
родителей и педагогов по отношению к ребенку?
3. В каких документах эти права
представлены?
4. Как эти документы согласуются
между собой и как ими можно воспользоваться?
5. В какой мере существующая
система дошкольного воспитания способна
гарантировать реализацию и защиту прав ребенка?
Совместный поиск ответов на эти
вопросы осуществляется через различные формы
системной методической работы, позволяющий
выстраивать реальное педагогическое
пространство, в котором детям будет
гарантировано соблюдение их прав.
Из опыта работы детского сада № 2370
Международная защита прав детей
В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из “пассивного” объекта в активный субъект защиты.
Как защитить учителя
Учитель – самый уязвимый человек в школе, и профсоюз привлекает внимание к проблемам учителей. Если на педагогов оказывается давление со стороны руководства, предъявляются многочисленные дополнительные рабочие требования, то у учителя мало возможностей отстоять свои права
Если он возмущается в сетях или отказываться выполнять требования, то рискует потерять работу. Руководство школ обычно выполняет требования вышестоящих чиновников и редко разделяют позицию сотрудника. Большинство педагогов формально выполняют все требования и стараются не идти на открытый конфликт с руководством.
Хотя учитель считается свободным в выборе форм и методов преподавания, а также несёт ответственность, вплоть до уголовной, за детей, но он не принимает самостоятельных решений.
В конфликте родителя/учителя администрация обычно занимает сторону родителя, а коллектив останется в стороне при любом решении, между ними слабо развиты горизонтальные связи.
Профсоюз помогает учителям отстаивать интересы в правовом поле, разрешать конфликтные ситуации с руководством, предлагает юридическую и экспертную помощь.
Что говорит закон
Ст.47 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании» определяет права и свободы педагогов в осуществлении профессиональной деятельности, регулирует трудовые права и дает социальные гарантии.
Особый интерес представляет п. 12 ч. 3 этой статьи, который гарантирует право любого участника образовательного процесса на обращение в специальную комиссию для разрешения споров, возникших между участниками образовательных отношений. Именно эта комиссия должна стать первой ступенькой в защите педагогом своей профессиональной репутации, чести и достоинства в случае оскорбления или иных действий со стороны школьника, препятствующих осуществлению учителем деятельности в школе.
Также Конституции РФ гарантирует каждому гражданину государства возможность защитить себя в судебном порядке.
Законопроект о статусе учителя
Педагог не является объектом права. То есть защищать свои честь и достоинство он может как человек, но не как представитель конкретной профессии (как, например, работник правоохранительных органов).
Ирина Волынец, Уполномоченная по правам ребенка в Татарстане, выдвинула предложение легализовать правовой статус профессии учителя. Таким образом планируется не только дать педагогам определенную защиту от необоснованного увольнения или преследования, но и повысить престиж профессии в целом.
В случае каких-либо противоправных действий именно в отношении учителя предполагается применение более жёстких вариантов наказания: от штрафов до уголовного преследования. Важным дополнением должно стать и увеличение зарплаты учителя.
К сожалению, конкретные даты рассмотрения законопроекта неизвестны. Возможно, «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».
Впрочем, некоторые подвижки в изменении правового и социального статуса учителя уже начались. Например, из закона «Об образовании» исчезло понятие «образовательная услуга».
Также согласно ФГОС третьего поколения рабочие программы по предметам на территории всей страны становится едиными. Это снимет с педагогов претензии в том, что кто-то кому-то недодал информацию по программе.
К тому же и в действующем законе «Об образовании» есть многообещающие формулировки о предоставлении педагогам мер соцподдержки, прав и свобод, направленных на повышение статуса профессии.