Нормы знаний дошкольников по математике
Нормы требований к математическим знаниям и умениям детей дошкольного возраста таковы:
Для детей 4-5 лет
- выполнять задания по математике в течение 5-10 минут не отвлекаясь,
- классифицировать предметы, в т.ч. геометрические фигуры,
- узнавать и называть основные геометрические фигуры, плоские и объемные (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), понимать их отличия,
- знать все цифры от 0 до 9, считать предметы в пределах 5, соотносить количество предметов с нужной цифрой,
- сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар,
- понимать определения больше – меньше, поровну, высокий, низкий, узкий, широкий,
- уметь раскладывать предметы в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
Для детей 5-6 лет
- выполнять задания в течение 10-15 минут не отвлекаясь,
- выполнять самостоятельно задания по образцу,
- уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части
- ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, середине), выполнять простые графические диктанты,
- знать все цифры от 0 до 9, считать предметы в пределах 10, соотносить количество предметов с нужной цифрой,
- пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»,
- уметь раскладывать до 10 предметов в возрастающем порядке по длине, высоте, длине, толщине и т.д.
Для детей 6-7 лет
выполнять задания по математике и другим предметам в течение 30 минут не отвлекаясь, внимание становится произвольным,
раскладывать картинки с развивающимся сюжетом (что сначала, что потом).
соотносить цифры (0-9) с количеством предметов
различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года по порядку,
определять время по часам с точностью до 1 часа,
ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, середине), выполнять графические диктанты,
находить лишний предмет в группе,
решать головоломки, логические задачи,
уметь раскладывать предметы в возрастающем порядке по длине, высоте, длине, толщине и т.д., измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры
решать задачи на сложение и вычитание в одно действие в пределах 1 десятка.
Как проводить занятия с ребенком 6-7 лет
Ребенок в дошкольном возрасте владеет большими возможностями развития и познавательными способностями. Родителям просто необходимо поспособствовать ребенку в реализации его возможностей. Затраченное время несомненно окупится. Помощь родителей может сделать будущую учебу в школе радостной. А сами взрослые не будут расстраиваться из-за успеваемости чада.
Занятия с дошкольниками
Рекомендуется несколько советов для максимально эффективных занятий:
Занятия не должны быть скучными.
Лучшая мотивация к учебе — заинтересованность. Она превращает детей в творческие личности, предоставляет возможность чувствовать удовлетворение от занятий.
Упражнения необходимо постоянно повторять.
Улучшение умственных способностей проверяется со временем и продолжительностью практики. В случае невозможности выполнить упражнение, необходимо сделать перерыв и вернуться к нему попозже. Менее сложный или другой равный вариант задания также разрешит проблему.
- Проявлять терпение и не спешить. Недопустимо предлагать ребенку задания, превышающие его реальные возможности.
- Недостаточный прогресс в занятиях, по мнению взрослых, не должен вызывать чувство тревоги у родителей.
- Длительность уроков должна быть умеренной, превышение недопустимо.
Если ребенок потерял внимательность из-за усталости, то рекомендуется занять его другой деятельностью. Нужно определить степень выносливости малыша, чтобы каждый раз немножко увеличивать продолжительность занятия.
Игровая форма обучения лучше всего подходит для дошкольников.
Крайне важно регулярно поддерживать ребенка, хвалить за упорство и старания. Не рекомендуется сравнивать дошкольника с иными детьми
Это способствует формированию уверенности в собственных силах.
На заметку! Занятия с ребенком — это радость и удовольствие, а не тяжелая работа. Это лучшая возможность завязать дружеские отношения с ребенком.
Методический материал для занятий
Методический материал для занятий включает следующее:
Петерсон Л. Г., Холина Н.П. «Раз — ступенька, Два — ступенька… Математика для детей 6 — 7 лет»
Материал пособия разбит на 32 занятия. С каждым новым разделом уроки стают сложнее. Занятия направлены на обучение счета до десяти, изучение формы предметов, величины, количества. Несколько занятий по одной теме способствуют ее качественному усвоению. Все задания выполняются в игровой форме.
Тетрадь содержит множество заданий, содействующих развитию логического мышления и творческих способностей. Занятия по этому пособию научат детей сравнивать, анализировать и обобщать.
Елена Колесникова Е. В. «Я решаю логические задачи. Тетрадь для детей 5-7 лет»
Пособие состоит из множества игровых заданий. Они направлены на формирование у детей учебных умений: работать по образцу и правилам, понимать и решать задачи самостоятельно. Результатом выполнения заданий будет активизация самостоятельной мыслительной деятельности чада, подготовка к школе.
Елена Колесникова «Я считаю до двадцати. Математика для детей 6 — 7 лет»
Через увлекательные игры дети познакомятся с числами до 20, расширят знания о частях суток и временах года.
Шевелев К. В. Математика для дошкольников 6-7 лет. «Энциклопедия интеллекта. Рабочая тетрадь для детей 6 −7 лет»
В тетрадь включены увлекательные задания, развивающие способности детей: память, мышление, внимание, фантазию и воображение
Сычева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 6 — 7 лет»
На заметку! Тематические познавательные уроки построены на игровой деятельности дошкольников, включают сюжетно-ролевую игру с использованием коммуникативной, изобразительной и двигательной деятельности.
Особенности обучения дошкольников математике
Важной особенностью дошкольного возраста является образность восприятия, стремление к игровому освоению себя и окружающей действительности. Современная жизнь требует обеспечить, чтобы подготовка детей к взрослой жизни велась с максимальной интенсивностью в течение всех периодов его жизни
В частности, некоторые считают, что уже в дошкольном возрасте детям надо давать насыщенный полезной информацией материал
Современная жизнь требует обеспечить, чтобы подготовка детей к взрослой жизни велась с максимальной интенсивностью в течение всех периодов его жизни. В частности, некоторые считают, что уже в дошкольном возрасте детям надо давать насыщенный полезной информацией материал.
Уголок занимательной математики
Такой подход предъявляет высокие требования к детям, но в то же время не учитывает их возрастных особенностей. Другой подход ориентирует воспитателей развивать присущие дошкольнику способности и стремиться обогащать содержательную сторону математических знаний.
Уже в трехлетнем возрасте у малыша имеются определенные начальные математические понятия
Поэтому при поступлении в детский сад важной задачей воспитателя является оценка тех знаний, которыми малыш уже владеет. Эффективным способом для этого является использование различных дидактических игр, в ходе которых надо сравнивать предметы, выбирать по каким-то признакам, отвечать на вопросы воспитателя
Начальные знания детей в сфере математики могут относиться к следующим темам:
- понимание того, что представляет собой величина предметов, умение их сравнивать между собой по этому параметру;
- начальные навыки счета;
- первичное знакомство с простейшими геометрическими фигурами;
- понятия о пространственных отношениях предметов;
- начальные понятия о времени.
Обратите внимание! Важно помнить, что объяснения детям должны быть четкими и ясными, делаться в увлекательной форме. Воспитатель должен поощрять познавательную активность малышей. Поэтому занимательная математика для дошкольников является эффективным способом обучения
Поэтому занимательная математика для дошкольников является эффективным способом обучения
Воспитатель должен поощрять познавательную активность малышей. Поэтому занимательная математика для дошкольников является эффективным способом обучения.
Разновидности задач и примеры
Занимательная математика включает в себя увлекательные игры, головоломки, шуточные задачи, задания с геометрическими фигурами, загадки. С их помощью происходит быстрое развитие логического и нестандартного мышления, скорости реакции, воображения и находчивости.
Логические задачи
Любые задачки решаются с применением логики. Но существуют такие, которые можно решить лишь ссылаясь на логику. Именно последние называются логическими. Для решения таких задач подходит любой возраст. Результат определяется только уровнем развития логики.
Хорошо развитая логика помогает ориентироваться в жизненных ситуациях.
Принято начать развивать логику еще в детском возрасте, потому что с помощью игры дети очень быстро учатся мыслить логично.
Дети не сразу смогут ответить на все вопросы. Поэтому не требуется их торопить, а постепенно немного подсказывать. Это сделает решение задач более захватывающими.
Примеры для детей 6-7 лет по математике:
Какая скорость должна быть у собаки, чтобы не было слышно звона сковородки, которая привязана к ее хвосту?
Ответ: нулевая скорость. Собака должна стоять на месте.
Когда черная кошка может пробраться в дом?
Ответ: когда открыта дверь.
Маленький и серенький, похож на слона. Кто это?
Ответ: слоненок.
Собаку привязали к 10-метровой веревке. Но она прошла расстояние по прямой 200 метров. Как это произошло?
Ответ: ее веревка не была привязана.
Развивающие задания
На заметку! Крайне важно для родителей заняться тренировкой ума ребенка в первые семь лет жизни ребенка. Ведь это наиболее благоприятный период для развития природных задатков
При условии создания малышу развивающей обстановки, для него не будет составлять трудностей:
Ведь это наиболее благоприятный период для развития природных задатков. При условии создания малышу развивающей обстановки, для него не будет составлять трудностей:
- решение задач, не привязанных к конкретным обстоятельствам;
- рассуждения о мотивах поступков людей;
- анализ причин событий;
- планирование деятельности с предварительным обдумыванием:
- проведение экспериментов с целью изучения окружающего мира;
- классификация;
- обобщение;
- проведение анализа.
Ребус — это один из многочисленных примеров развивающих заданий для детей. Очень полезно для развития дошкольника научиться разгадывать ребусы.
Ребус
Математические игры
Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить малыша механически заучивать полезный материал страницами, не в подсказке правильного ответа. Они должны натолкнуть его на размышления и процесс поиска решения. Достичь такой цели возможно с применением на занятиях детских математических игр. В них настолько пробуждается интерес ребенка к обучению, что его уже нельзя будет уничтожить даже неэффективным преподаванием или не самым лучшим учителем.
Математические игры
Проведение математических игр не требует создания специальных условий. В повседневной жизни предоставляется множество возможностей для воплощения детских желаний в реальность.
Детская развивающая игра «Собери цветочек»
Цель: совершенствование навыков счета, развитие воображения
Материал для игры: вырезанные из картона цветные лепестки и сердцевина цветка (отдельно). Каждый лепесток содержит арифметическое выражение (сложение или вычитание) с результатом до 10.
Описание: необходимо собрать цветочек из лепестков, предварительно правильно решив все примеры. Рекомендуется поинтересоваться у чада, какое бы желание он загадал на каждый лепесток.
Тесты
На заметку! Тесты помогают взрослым определить уровень математического развития ребенка и соответствие его принятым нормам. После их проведения, можно легко выявить в каких областях у ребенка недостаточно знаний и поработать над конкретными разделами обучения.
Тесты рекомендуется распечатать и проводить с ребенком, когда у него активное состояние, отсутствует усталость. Не стоит заставлять малыша принудительно отвечать на вопросы. Тестирование проводится в спокойной дружелюбной среде. Его также можно проходить онлайн.
Тесты
Несложный тест на знание счета в пределах 10:
Продолжить числовой ряд
6, __, __, __, __.
Записать произносимое число
Девять _____
Шесть _______
Два ________
Восемь _____
Дописать ряд из чисел
__, __, __, __, 8
Вписать пропущенное число числового ряда
2, 3, __, 4, 5, 6
8, 7, 6, 5, __, 4, 3, 2
Веселые задачи для дошкольников
Для дошкольников в 5-6 лет можно предложить для решения следующие задачи:
- На рисунке изображены листья нескольких видов, расположенные по-порядку. После них указано пустое место. Ребёнку предлагают определить закономерность их расположения и решить, какой именно лист надо поставить на свободное место.
- На рисунке изображен весёлый зайчик, у которого в руке несколько воздушных шариков. Рядом нарисована лисичка, но нельзя понять, сколько шариков у нее. По условиям задачи известно, что их на три меньше, чем у зайчика. Ребёнок должен посчитать нарисованные шарики, узнать, сколько должно быть у лисички и дорисовать их.
- Детям на презентации показывают рисунок, на котором изображены 9 квадратиков. В каждом из них нарисовано несколько красных точек. Требуется выбрать квадратики, в которых их меньше восьми и зарисовать.
- На рисунке нарисованы три мальчика с подписанными именами, которые занимаются рыбной ловлей. В верхней части изображены три банки с рыбами. По условиям задачи известно, у кого, сколько малых и больших рыб. Предлагается линиями соединить изображение мальчика и банки, где находится выловленная им рыба.
Обратите внимание! В интернете можно найти и распечатать аналогичные задания. Иногда к решению можно прийти, применив усвоенные ранее правила
В других случаях может быть необходимо мыслить нестандартно
Иногда к решению можно прийти, применив усвоенные ранее правила. В других случаях может быть необходимо мыслить нестандартно.
Математическое лото
Вот несколько примеров веселых задач последнего типа для детей дошкольного возраста:
- «Как увидеть прошлогодний снег?» (Это можно сделать, если выйти из дома сразу после того, как наступит новый год).
- «Какие камни нельзя найти на морском дне?» (Наверняка там отсутствуют сухие камни).
- «Как сделать, чтобы пять ребят остались только в одном сапоге?» (Для этого каждый из пяти должен снять один сапог).
- «У квадратного стола отрезали один из углов. Сколько их теперь у него?» (Пять).
Важно! Если дети будут регулярно упражняться в решении задач при активной помощи и поддержке взрослых, то они будут активно совершенствовать способности к логическому мышлению
Пособия для подготовки к 1 классу в домашних условиях
Ряд книжный пособий — удачных и не очень, дорогих и дешевых, тонких и объемных предлагает помощь по подготовке будущего первоклассника к школе. Вот несколько довольно удачных по содержанию книг и серий:
1000 упражнений для подготовки к школе — объемная книга популярного дуэта Узоровой и Нефедовой включает все первоначальные сведения, которыми должен обладать ребёнок к 6—7 годам. Это элементарные знания об окружающем мире, начала математики и письма
Но главная задача пособия — развить у ребёнка логику, образное мышление, речь, внимание и память. Поэтому в пособии вы также найдете задания на развитие логики, фантазии, оперативной памяти, концентрации внимания, тренировку мелких мышц. Также от этих авторов Полный курс подготовки к школе
Для тех, кто идёт в 1-й класс — похожее пособие, где больше внимания уделено тестам, объем меньше, цена ниже. Пособие другого популярного автора — Жуковой Полный курс подготовки к школе включает только основные обучающие разделы: чтение, письмо, математику. Лучшая подготовка дошкольника по математике и развитие его способностей — Игралочка от Л.Петерсон.
Полный курс подготовки к школе от Росмэн: математика, чтение, развитие речи, письмо, окружающий мир, развитие мышления, логики, внимания и памяти. Каждый раздел книги представлен заданиями по одному направлению подготовки. Все задания объединены сюжетом. Сложность заданий увеличивается по мере прохождения сюжета. Книга пригодится детям и родителям, у которых 1 класс уже «на носу». Самые бюджетные пособия по ФГОС для дошкольников — от издательства Стрекоза. Много брошюр, разбитых по темам и возрастам. Серия Научусь за месяц от АСТ предлагает подготовить ребенка к 1 классу за 30 дней или приобрести пособие по отработке отдельных навыков: речи, письма, счета, пересказа, чтения по слогам, графомоторики. Очень классные книги для подготовки к школе у МИФ. Особенно любима многими (и автором обзора) серия Кумон. Но это, конечно, пособия, по которым полноценно нужно заниматься весь дошкольный период
Также от этих авторов Полный курс подготовки к школе. Для тех, кто идёт в 1-й класс — похожее пособие, где больше внимания уделено тестам, объем меньше, цена ниже. Пособие другого популярного автора — Жуковой Полный курс подготовки к школе включает только основные обучающие разделы: чтение, письмо, математику. Лучшая подготовка дошкольника по математике и развитие его способностей — Игралочка от Л.Петерсон.
Полный курс подготовки к школе от Росмэн: математика, чтение, развитие речи, письмо, окружающий мир, развитие мышления, логики, внимания и памяти. Каждый раздел книги представлен заданиями по одному направлению подготовки. Все задания объединены сюжетом. Сложность заданий увеличивается по мере прохождения сюжета. Книга пригодится детям и родителям, у которых 1 класс уже «на носу». Самые бюджетные пособия по ФГОС для дошкольников — от издательства Стрекоза. Много брошюр, разбитых по темам и возрастам. Серия Научусь за месяц от АСТ предлагает подготовить ребенка к 1 классу за 30 дней или приобрести пособие по отработке отдельных навыков: речи, письма, счета, пересказа, чтения по слогам, графомоторики. Очень классные книги для подготовки к школе у МИФ. Особенно любима многими (и автором обзора) серия Кумон. Но это, конечно, пособия, по которым полноценно нужно заниматься весь дошкольный период.
Задания в картинках для детей старшего дошкольного возраста
Задание 1
Сосчитай яблоки в вазе. Теперь раскрась их так, чтобы красных яблок было больше, чем зелёных
Задание 2
Как ты думаешь, какую схему использовал мальчик, для того чтобы построить паровоз?
Раскрась её точно также, как паровоз на картинке
Задание 3
Сосчитай зверей. Теперь напиши на карточках их порядковые номера слева направо.
Задание 4
Кошка решила привести в порядок скатерть.
Помоги ей подобрать лоскуты для заплат и раскрась их.
Какой формы эти заплаты?
Задание 5
Обведи предметы, животных и растения, названия которых начинаются на букву Р.
Задание 6
Соедини одинаковые носки линиями. Раскрась каждую пару носков своим цветом.
Задание 7
Помоги птичке догнать свою стаю.
Проведи для неё «дорожку» между облаков.
Задание 8
Под дудочку факира из кувшинов появляются змеи. Нарисуй каждую змею двумя руками одновременно, проводя линии сверху вниз. Теперь раскрась змей, кувшины и факира.
Задание 9
Внимательно рассмотри рисунки и расскажи, как получается хлеб.
Задание 10
Проведи от точки линию на четыре клетки вправо, одну клетку вниз, три клетки влево, пять клеток вниз, одну клетку влево и шесть клеток вверх. Какая буква получилась?
Задание 11
У каждого волка на спине написано число. Впиши в квадратики соседние с ним числа.
Задание 12
Раскрась предметы и животных, названия которых начинаются на букву Ю.
Задание 13
Подумай, какие рукавички надо надеть на правую руку, а какие – на левую. Раскрась рукавицы, выбрав для каждой пары свой цвет.
Задание 14
Найди в каждом ряду лишний рисунок и зачеркни его.
Объясни свой выбор.
Задание 15
Раскрась занавески на окнах дома:
1) первое окно слева на четвёртом этаже – жёлтым цветом;
2) второе окно справа на третьем этаже – зелёным цветом;
3) первое окно слева на втором этаже – оранжевым цветом;
4) второе окно справа на первом этаже – фиолетовым цветом.
Задание 16
Объедини предметы в группы по общему признаку. Используй для этого разноцветные линии. Теперь назови получившиеся группы.
Задание 17
Реши пример с грибами. Теперь запиши его цифрами.
Задание 18
Дорисуй звёздочку, последовательно соединяя точки.
Раскрась каждую звёздочку своим цветом.
Задание 19
Сосчитай яблоки, пуговицы и грибы на картинках.
Обведи под каждой картинкой ту цифру, которая соответствует количеству предметов.
Задание 20
Помоги зайчику дойти до его любимой капусты.
Задание 21
Хитрая лиса смела своим хвостиком несколько чисел с дорожки. Догадайся, какие? Напиши их.
Задание 22
Соедини картинки с буквами, на которые они похожи.
Задание 23
Соедини линиями картинки так, чтобы они образовали пары.
Составь небольшой рассказ о каждой паре предметов.
Задание 24
Обведи и закончи орнаменты. Раскрась их.
Эта сложная наука – математика
Некоторым деткам научиться математическому счету бывает намного труднее, чем, например, научиться читать. Поэтому, чтобы у ребенка появилась так называемая «симпатия» к предмету, родителям придется постараться привить любовь ребенка к математике.
Некоторые родители не желают обременять себя подобными делами и перекладывают обучение вычислениям на плечи педагогов начальной школы. Безусловно, именно учителя и выполняют обучение счету детей, но родители не должны самоустраняться, а обязаны помогать ребенку, помогать находить ошибки, анализировать их.
Даже если вы решили воспользоваться услугами репетитора, заниматься с ребенком дома все равно придется, ведь учитель задает домашние задания, которые следует добросовестно выполнять. В противном случае знания, не подкрепленные практикой, очень быстро забудутся.