Шашки и шахматы в детском саду: играем и развиваем интеллект

О программе

Авторская Программа «Феникс – шахматы для дошкольников» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и может быть использована в любом ДОО в сочетании с любой образовательной программой.

Программа разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций

Она предполагает стимулирование деятельности и структурирование процессов мышления (внимание, планирование, рефлексия, память, счет, анализ и самоанализ) ребенка

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольников и направлена на решение задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области формирования общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития.

Программа ориентирована на формирование личностного развития ребенка 4 лет и старше посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности путем знакомства с шахматным искусством.

Для реализации программы не требуется специальных шахматных знаний и навыков игры – взрослый может пройти процесс обучения вместе с обучающимся.

Программа рассчитана на проведение досугового времени с детьми в любой период года в рамках образовательных и спортивных мероприятий. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые. Основные методы занятий с детьми: рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном, вызывающим отношение к шахматам как виду спорта. Шахматы представлены как основной вид деятельности и как способ образования.

Содержание Программы ориентировано на детей всех групп здоровья. Продолжительность занятий варьируется от 20 мин (для средней группы) до 30 мин (для старшей и подготовительной групп). Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю, чаще – в игровой форме.

Программа адресована тренерами по шахматам, педагогами дошкольного образования как парциальная образовательная программа, учителями начальной школы и педагогами дополнительного образования для организации внеурочной деятельности, родителями.

В рамках Программы предлагается применять разработанные дидактические материалы и методические рекомендации.

Методика игры

В этом случае есть несколько путей, но для ребенка дошкольного возраста наиболее исчерпывающим будет способ «запретного плода». Если детям запрещать что-то, то они обязательно этим заинтересуются. Несколько таких ситуаций и ребенок точно будет готов просидеть не один час с запретной игрушкой.

Правила игры.

Шахматные правила довольно сложные, но если правильно преподнести, то дети смогут их понять и запомнить. Не стоит нагружать дитя заумными шахматными терминами. Вряд ли они будет использовать рокировку или страдать от цугцванга, а тем более не будут играть рапид с часами Фишера. Достаточно объяснить, как ходят фигуры, какая цель игры; обозначить ранги фигур и их роль.

Интерес к шахматам

Пользование вспомогательными ресурсами.

Шахматы с взрослым для дошкольников помогают пройти обучение всем тонкостям игры. Уже можно углубить знания, рассматривать легендарные шахматные этюды, смотреть видео с комментариями, применять иллюстрированную литературу и т.п.

Дополнительная информация! Не лишним будет внедрение новых терминов шахматной игры, которые ребенку должны открываться постепенно. Использование новых «шахматных» слов порождает желание узнать больше об игре.

Организация занятий по шашкам и шахматам в детском саду

Все кружки должны быть организованы в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными министерством. В соответствии с этими рекомендациями кружок должен иметь несколько программ: для дошкольников, для детей от 7-9 лет и для подростков 10-13 лет.

Важно! Дети разных возрастных групп должны обучаться отдельно друг от друга. Помещения должны соответствовать санитарным нормам и требованиям к оформлению и оснащению залов, в которых должны будут проводить занятия и соревнования

Оформление шахматного уголка в детском саду

Для того чтобы проводить обучение игре в шахматы и шашки, учебное дошкольное заведение должно отвечать определенным требованиям. Ниже представлены основные требования к обустройству шахматного уголка в детском саду, кружках и секциях, которые рекомендует министерство образования РФ.

  • Кабинет должен быть оснащен специальными магнитными досками, на которых учитель показывал бы детям правила и приемы игры, разъяснял бы особенности тактики и стратегии.
  • Количество комплектов шахмат и шашек должно быть не менее 1 комплекта (доска с фигурами) на пару ребятишек. В среднем в группе занимается 12-20 детей, соответственно комплектов должно быть 6-10.
  • Для детей в возрасте 4-5 лет должен быть организован отдельный уголок, в котором лежал бы шахматный коврик и высокие (50-60 см) фигуры.
  • Комната, в которой будет происходить обучение, должна быть просторной и светлой, столов и стульев хватать, на каждом столе специальные часы с двумя циферблатами и кнопками. На стенах должны висеть плакаты с обучающими картинками и текстами.

Шахматы в исходной позиции

  • Дети разного возраста обучаются игре в шашки и шахматы в разных возрастных группах.
  • Учебное заведение проводит шахматные турниры, а также имеет доступ к участию в междугородных и международных соревнований по шашкам и шахматам. Причем с таким учетом, чтобы в шахматном кружке проводился турнир в младшей группе обучающихся, в старшей и средней отдельно друг от друга.
  • Наличие учебников, учебных пособий и досок для записи ходов для всех учащихся в группе.

Родителям стоит обратить внимание не только на обустройство шахматного уголка в детском саду, но и на личные качества преподавателя. Он может быть мастером спорта по шахматам, но если он не умеет общаться с детьми, вызвать интерес у тех к шахматным играм, то лучше поискать другого наставника

К тому же для обучения игре в шашки и шахматы в детском саду достаточно чтобы преподаватель просто умел хорошо играть в эти игры, знал и умел интересно рассказывать теорию.

Научить ребенка игре в шахматы можно разными способами. Сделать это могут как сами родители, воспитатели или учителя. Главное — это увлечь ребенка игрой, не дать интересу погаснуть. Умение мыслить логически и продумывать шаги наперед помогут малышу лучше ориентироваться и достигать успеха в жизни.

Шашечные термины[править]

Основная статья: Список шашечных терминов

Большая, или главная дорога— самая большая диагональ на шашечной доске(a1-h8).

Двойник — две параллельные диагонали a7-g1 и b8-h2, пересекающие большую дорогу.

Тройник — диагонали a3-f8 и c1-h6, находящиеся по обе стороны большой дороги, и две маленькие диагонали a3-c1 и f8-h6, их соединяющие.

Косяк — связанные между собой диагонали e1-a5-d8-h4-e1.

Бортовые поля — крайние вертикальные поля шашечной доски.

Простая — обычная шашка (не дамка).

Бортовые шашки — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски.

Дамочные поля — поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.

Дамка — шашка, достигшая дамочных полей.

Ход — передвижение шашки с одного поля на другое.

Тихий ход или темп — простое перемещение шашки.

Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.

Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар.

Размен — поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.

Рожон — белая шашка, расположенная на поле d6 или f6, или чёрная, расположенная на поле c3 или e3, и противостоящая двум шашкам противника, если у него нет возможности её атаковать.

Цугцванг — позиция в шашечной партии, когда любой ход одного из противников ведёт к ухудшению его позиции или поражению.

Дебют — первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.

Миттельшпиль — серединная часть партии (после 7-12 ходов), в которую переходит её дебютная часть.

Эндшпиль — 1.заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остаётся не более, чем по шесть шашек.2.позиция с малым числом шашек.

Жертва — умышленная поддача шашки (иногда двух и более) под удар.

Запирание — положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.

Оппозиция — противостояние белых и чёрных простых шашек на одной вертикали.

Отсталая (слабая) шашка — шашки a1 и h2 у белых, и a7 и h8 у чёрных (в начальной позиции в русских шашках).

Петля — приём ловли дамки.

Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.

Прорыв — стратегический приём, позволяющий прорваться в дамки.

Распутье — положение, в котором простая, достигшая преддамочного ряда, должна следующим ходом избрать поле превращения в дамку. Обычно термин употребляется в том смысле, что любое превращение не спасает от поражения.

Решето — расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.

Роздых — позиция со свободным темпом. Возникает, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода принадлежит другой стороне.

Самообложение — положение, в котором собственные шашки ограничивают действие своих сил, что часто оказывается причиной поражения.

Связка — положение, в котором одна из сторон сковывает силы противника.

Столбняк — противостояние дамок, при котором очередь хода приводит к поражению.

Треугольник Петрова — расположение на доске при ловле тремя дамками одной дамки противника.

Турецкий удар — правило взятия, при котором уже сбитая, но не снятая с доски до окончания взятия, шашка останавливает бьющую шашку.

Как сделать игру интересной для ребёнка

Пассивные игры редко интересуют детей, поэтому заниматься шахматами многие считают неинтересным. Чтобы заинтересовать ребенка стоит найти хорошего преподавателя, способного преподнести игру в захватывающей игровой форме, поработать над фантазией ребенка, рассказами о боях, стратегии и тактике.

Действительно хороших преподавателей немного, поэтому роль формирования интереса ложится на плечи родителей. Если активные виды спорта вырабатывают в крови гормоны, вызывающие зависимость и необходимость тренировок на физическом уровне, то в умственной работе такого аспекта нет. Для формирования интереса можно использовать простые правила:

  1. Перед тем, как отдать ребенка в секцию, поиграйте с ним сами. Сделайте семейные партии по вечерам доброй традицией. Старайтесь иногда проигрывать, чтобы у ребенка не пропадал интерес, объясняйте, где сделал ошибку, как можно было предотвратить. Шахматы для детей 5 лет — не рано, начинать обучение можно даже с 3-4 лет, главное подойти к процессу правильно.
  2. Исторические фильмы с батальными сценами и красивый рассказ, что стратегическая игра шахматными фигурами — это великое сражение, помогут красиво преподнести увлечение, сделать его хобби, наряду с играми в солдатиков.
  3. Не навязывайте шахматы, а вовлекайте в них. Игра на шахматной доске должна стать альтернативой одиночным компьютерным играм или просмотру мультфильмов.
  4. Совсем маленьким детям будет полезно поощрение после игр. Каждая партия или поход в секцию должны поощряться, чтобы ребенок понимал, его старания не напрасны.
  5. Подчеркивайте связь шахмат с другими дисциплинами. Объясняйте, что если ребенок хочет стать пожарным, нужно много знать, а шахматы для малышей в этом помогут.

Не стоит начинать уроки с секции, даже если там новички, но немного более подготовленные — ребенок будет проигрывать.В коллективе факт поражения может отбить желание заниматься дальше.

Как организовать шахматный кружок для детей в ДОУ

В дошкольном образовательном учреждении организовать шахматный кружок для детей не составляет труда. Главное найти заинтересованного педагога, одинаково хорошо владеющего шахматами и методикой обучения детей дошкольного возраста. Лучше, если занятия будет вести воспитатель детского сада, с которым малыши уже знакомы. Конечно, можно пригласить специалиста со стороны, но в этом случае некоторое время уйдет на завоевание доверия воспитанников.

Шахматная секция в ДОУ

На вопрос, нужна ли шахматная секция в дошкольном образовательном учреждении, ответ однозначный: нужна. В ходе ознакомительных занятий всегда выявляется группа детей особо заинтересованных, обладающих склонностью к шахматной игре, готовых серьезно заниматься данным видом деятельности.

На заметку! К занятиям в секции шахмат для детей можно привлечь воспитанников из одновозрастных параллельных групп. Такой подход обусловлен и тем, что одни дети быстрее осваивают правила игры, другие справляются с этой задачей медленнее.

В результате первым становится скучно повторять уже пройденное, они стремятся овладевать новыми знаниями и умениями, а воспитатель занят с отстающими. Это расхолаживает. Чтобы подобного не происходило, приходится задействовать дифференцированное обучение.

Занятия по шахматам в кружке в ДОУ

Занятия в секции в отличие от учебных занятий в группе могут проводиться дважды в неделю, и вести их может как воспитатель ДОУ, так и приглашенный для этой цели педагог дополнительного образования, имеющий соответствующую квалификацию.

Преимущества занятий шахматами для дошкольников

Преимущества занятий шахматами для детей дошкольного возраста очевидны

Они воспитывают у малышей внимание, умение мыслить логически, прогнозировать ситуацию, вырабатывают усидчивость. Все эти навыки пригодятся ребенку в дальнейшем при учебе в школе, способствуя более эффективному усвоению различных предметов. Героико-патриотическое воспитание молодежи

Героико-патриотическое воспитание молодежи

К тому же дети на всю жизнь получают возможность проводить свой досуг за интересным и полезным занятием. Некоторые же продолжат свое совершенствование в шахматах и смогут добиться значительных спортивных результатов в соревнованиях разного уровня.

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Шахматное королевство» Цель: реализация познавательной активности детей посредством интеллектуальных игр. Задачи: 1.Закреплять умение соотносить название фигуры с её внешним видом. 2.Способствовать развитию умения ориентироваться на шахматной доске по словесному обозначению её полей соответствующими…

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в шахматное королевство. Первоначальные знания о шахматах» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 города Белева Тульской области» Конспект занятия дополнительной общеобразовательной программы «Современные дети» в направлении «Шахматы и дети» в подготовительной группе на тему «Путешествие…

Уроки шахматной игры в ДОУ

  1. Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
  2. Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
  3. Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.

Шахматный спектакль

Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.

Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:

  • Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед (первый раз может два), а съедает фигурку противника по диагонали. Превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.
  • На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.
  • Королева (ферзь) самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.
  • У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, этакой буквой Г.

  • Офицер (слон) продвигается по диагонали на нужное количество клеток.
  • А тура (ладья) вперед или в боковом направлении.
  • Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат.

Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

Совершенствуют логическое и абстрактное мышление

Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
Развивают память и пространственное воображение.
Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу

Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.

Игры в шашхматы и шашки учат размышлять, анализировать и прогнозировать действия

Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

Совершенствуют логическое и абстрактное мышление

Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
Развивают память и пространственное воображение.
Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу

Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.

Игры в шашхматы и шашки учат размышлять, анализировать и прогнозировать действия

Ход занятия:

I Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами сегодня заглянем в «Шахматное королевство». Давайте задумаемся и расскажем, как вокруг, в жизни сочетается черный и белый свет. Я начну, а вы продолжите.

1. Черные буквы…

на белых страницах.

2. Черные птицы…

сидят на снегу.

3. Белые аисты…

в черном гнезде.

4. Черные кошки…

на белой трубе.

5. Черный котенок…

сметаны поел.

II Повторение пройденного материала

Ребята, а сейчас давайте с вами ответим на вопросы о шахматах.

Что такое шахматная доска?

Сколько белых клеток, и сколько черных?

На каких полях ничего не растет?

Из каких досок не строят теремок?

В каких клетках не держат зверей?

Сколько белых полей в каждой горизонтали, вертикали?

Что делают партнеры, противники за шахматной доской?

Какая фигура похожа на лошадь? На башню?

Какая фигура выше ферзь или король?

Какая фигура ниже слон или пешка?

III Пальчиковая гимнастика.

А сейчас давайте поиграем!

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

IV Изучение новой темы

Сегодня мы познакомимся с одной фигурой, не простой, а с шахматным солдатом. Какая эта фигура?

Всего на шахматной доске в начальном положении по 8 пешек. 8 белые, 8 черные. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, черные – на предпоследней (седьмой горизонтали). Давайте их расставим. У каждой пешки есть названия. Как вы думаете какие? На одной вертикали с ладьями стоят ладейные пешки, с конями – коневые пешки, со слонами – слоновые пешки, с ферзями – ферзевые пешки, с королями – королевские пешки. Пешки ходят только вперед по вертикали. Белые пешки от второй горизонтали до последней, а черные пешки – от предпоследней горизонтали до первой. За один ход пешка передвигается только на одно соседнее поле вперед по вертикали. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку – из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры. Ребята, посмотрите какие пешки храбрые, умрут за своего короля, но не отстанут ни на шаг. Пешки, как солдаты пехотинцы. Они первые вступают в бой, прорываются до последней линии и тогда наступает счастливое перевоплощение. Пешка имеет право превратиться в любую фигуру? кроме короля. Двух королей одного цвета в одном королевстве не бывает. Ребята, пешек нужно ценить, беречь и не отдавать без нужды противнику.

А сейчас начинается парад. Первыми на параде маршируют белые пешки (на доске выставлены белые пешки)

Мы – опора

Королевского престола

Шагаем лишь вперед,

А не наоборот

По чину нам положен

Один короткий шаг

Зато назад не может

Нас передвинуть враг.

А теперь давайте покомандуем черными пехотинцами. Они тоже хотят принять участие в параде.

Мы шахматные пешки,

В бою не знаем спешки,

Шагаем лишь вперед,

Назад не знаем ход.

Наискосок, налево и направо

Мы «бить» имеем право.

А коль в конец доски придем,

Фигуру новую берем.

IV Физминутка.

А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

VI Закрепление пройденного материала.

Ребята, Шахматные фигуры приготовили для вас вопросы, хотят проверить что нового вы сегодня узнали.

1. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)

2. Может ли пешка попасть на белое поле? На черное поле?

3. Ходит ли пешка с белого поля на черное, с черного на белое?

4. Ходит ли пешка по горизонтали?

5. Ходит ли пешка по вертикали?

6. Бьет ли пешка по вертикали, по горизонтали?

7. Бьет ли пешка по диагонали?

8. Может ли белая пешка побить белого коня?

9. Превращается ли пешка в короля?

10. Как ходит пешка? (только вперед)

11. Как бьёт пешка? (наискосок)

VII Домашнее задание.

Нарисуйте пешку.

Рабочая программа кружка по шахматам и шашкам в ДОУ

Чаще всего занятия по игре в шашки и шахматы в ДОУ практикуются в рамках кружковой работы. Она организуется в старшей и подготовительной группе. Воспитатель заранее готовит программу кружка, где обосновывает актуальность занятий, их цели и задачи, представляет учебно-тематический план.

Таблица: пример учебно-тематического плана кружка «Шашки-шахматы» (фрагмент)

АвторМикрюкова Г. Е., воспитатель Д/с № 20, г. Можга, Республика Удмуртия.
МесяцТемыКоличество занятийВсегочасов
ТеорияПрактика
Сентябрь
  • История возникновения шашечной игры.
  • Знакомство с шашечной доской.
  • Азбука шашечной игры. Правила шашечной игры.
1111,5
ОктябрьИгра «Русские шашки».42
Ноябрь
  • Игра «Поддавки».
  • Игра «Северные шашки».
11112
Декабрь
  • Игра «Уголки».
  • Шашечный турнир «Наш лучший шашист» (1-й тур).
1212
Январь
  • Шашечный турнир «Наш лучший шашист» (2-й тур).
  • История возникновения шахмат. Знакомство с шахматной доской. Знакомство с шахматными фигурами.
1111,5
Февраль
  • Знакомство с сильными и слабыми фигурами в шахматах.
  • Знакомство с лёгкими и тяжёлыми фигурами в шахматах.
11112
Март
  • Шах. Мат.
  • Пат. Ничья.
11112
АпрельИгра в шахматы.42
МайШахматный турнир «Наш лучший шахматист».21
Цит. по: http://h.120-bal.ru/doc/14300/index.html

Игры в шашки и шахматы станут для дошкольников увлекательным интеллектуальным досугом. Они помогут развить ценные качества личности, которые пригодятся в жизни. Талантливый педагог поможет ребятам быстро освоить премудрости этих игр, и, возможно, в будущем кто-то из воспитанников станет настоящим чемпионом. Задача воспитателя — преподнести деятельность в максимально увлекательной форме, с помощью различных приёмов стимулировать детский интерес.

Открытое занятие по шахматам и шашкам в ДОУ

Занятие по игре в шашки или шахматы вполне можно сделать открытым мероприятием. Ведь это актуальное и оригинальное направление (тем более, если методика проведения этих настольных игр является темой самообразования воспитателя либо он ведёт соответствующий кружок). Данное занятие лучше всего сделать обобщающим: не стоит сообщать на нём ребятам какие-то совершенно новые для них сведения или правила. Педагог должен придумать яркое запоминающееся название мероприятия, например, «Шахматное королевство» или «Путешествие в страну шашек».

Чтобы занятие получилось по-настоящему интересным, следует придумать определённый занимательный сюжет. Например, ребята отправляются в путешествие в Шахматное королевство, там они встречают Шахматного короля. Ребята должны показать ему свои знания о шахматах: они делятся на 2 команды, и педагог задаёт им вопросы и загадки. Можно провести мини-эстафету (например, кто из команд быстрее расставит пешки на доске, участвуют соответственно по 8 детей).

На открытом занятии по шашкам можно немного поговорить об истории этой настольной игры (какие-то сведения дети уже знают). Затем педагог даёт дошкольникам несколько полезных советов (например, продумывать действия на несколько шагов вперёд, стараться занимать своими фигурами центральные поля доски и пр.), которые помогут им побеждать. Для наглядности обязательно используется магнитная доска. В конце следует провести небольшой шашечный турнир (каждый ребёнок играет одну партию).

Рекомендуется украсить помещение, где будет проводиться открытое занятие

Важное значение для успешного проведения мероприятия имеет оформление помещения: это может быть не только группа, но и музыкальный зал. Для самих же детей можно придумать оригинальные костюмы

Изготовить накидки шахматной тематики не сложно, однако за счёт подобных костюмов мероприятие будет смотреться более выигрышно

Вы узнаете и научитесь

Будущему педагогу по шахматам предстоит изучить три модуля курса, которые включают вопросы:

  • Цели и задачи обучения дошкольников шахматной игре.
  • Основные шахматные категории. Особенности объяснения учащемуся дошкольного возраста шахматных правил, принципов расстановки и пр.
  • Сюжетный принцип обучения шахматам дошкольника.
  • Методики формирования и развития интереса к шахматной игре в возрасте от 3-х до 7-и лет.
  • Личностно-психологические особенности обучения дошкольников.
  • Требования к продолжительности и периодичности занятий, смене видов деятельности дошкольников в процессе урока шахмат.
  • Особенности применения игровых методик обучения шахматам. Разнообразие форм шахматной игры.
  • Построение занятий на принципе активного взаимодействия педагога и обучающихся. Элементы шахматного занятия для дошкольников.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий