Заикание у детей: причины и лечение

Что делать родителям заикающихся детей

Существует несколько простых правил, которые позволят остановить развитие дефекта и сделать первые шаги к коррекции заикания.

Дети должны знать о природе своего недуга, но нельзя постоянно заострять на этом внимание.
При затруднениях малыша не надо подбадривать и стараться подсказать правильные артикуляционные движения.
Для некоторых людей характерна невнимательность или просто привычка переспрашивать смысл сказанного. В общении с заикающимся это просто непозволительно.
Если параллельно с речевыми судорогами существуют дефекты звукопроизношения, то их надо исправлять вместе с логопедом сразу, не дожидаясь результатов лечения заикания.
Нельзя допускать параллельного просмотра телевизора и приема пищи.
Необходимо ограничить или исключить развлечения на смартфонах и компьютерные игры при заикании
Для детей с невротическими особенностями очень важен четкий распорядок дня.
Если есть возможность отдать детей в секцию плавания, любого другого спорта или музыкальную школу – ею необходимо воспользоваться.
Не нужно перегружать ребенка занятиями, даже если его интеллект явно выше среднего

Чрезмерные умственные нагрузки могут усугубить дефект.
Направление в группу детского сада для детей с логопедическими особенностями – это вынужденная мера, ведь здоровые малыши легко перенимают все дефекты. Поэтому нужно подумать не только о своем чаде, но и о других, прежде чем спорить с руководством учреждения.

Симптомы

Внешние проявления дефекта могут отличаться в зависимости от его причины, степени тяжести и активности лечения. Но почти во всех случаях есть общие признаки. Помимо запинок в речи существует множество сопутствующих проблем, мешающих развиваться, общаться и реализовывать себя.

Речевые судороги

  • клонические
  • тонические
  • смешанные

Клонические судороги обычно возникают в начале формирования болезни. На этом этапе малыш повторяет первые буквы или слоги в словах: к-к-котенок, ма- ма- машина. В большинстве случаев такие запинки проходят самостоятельно, если родители правильно себя ведут.

Другой вариант — формирование стойкого вида заикания с тоническими проявлениями.  Для них характерны паузы и провалы в речи: п…ривет, к…ошка. При длительном детском заикании судорожные эпизоды носят смешанный характер.

Нарушение дыхания

Дыхательные движения у заикающихся детей всегда поверхностные, они не работают диафрагмой. Сначала это связано с попыткой замаскировать дефект, а затем диафрагма настолько слабеет, что не может выполнять свои функции.

Неправильная интонация

В связи с речевыми проблемами и сопутствующим неврозом у детей возникает нарушение интонации. Их речь часто монотонная, невыразительная, неэмоциональная. Очень часто интонация не соответствует содержанию. Порой собеседнику заикающийся кажется раздраженным и грубым.

Психосоматические реакции

Логоневроз и смешанная форма характеризуются изменениями в психической сфере. На врожденный невротический тип личности накладываются комплексы, больной все больше замыкается в себе, а эмоциональные проблемы находят выход в виде реакций организма:

  • потливость, краснота щек
  • учащение сердцебиения
  • фобии (боязнь говорить, страх оказаться на публике)
  • нервные тики, энурез
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • расстройства приема пищи (плохой аппетит, невозможность сосредоточиться на еде)
  • резкие смены настроения

Методы лечения

Заикание у детей лечат врачи разных специализаций, в том числе невролог, психиатр, логопед, в зависимости от этиологических факторов и от того, какие симптомы преобладают. Чтобы вылечить заикание у ребенка применяют такой метод, как перестройка нарушенных речевых навыков. Проводятся мероприятия:

  1. Занятия с логопедом для отработки техники речи.
  2. Аутогенная тренировка.
  3. Психотерапия (индивидуальные, групповые занятия).
  4. Тренировка речевых навыков. Предполагается отработка сопряженной (одновременное произнесение слов и фраз двумя и больше людьми), отраженной (индивидуальное и групповое повторение слов и фраз вслед за ведущим-логопедом), вопросно-ответной (формирование и произнесение ответа на заданный вопрос), спонтанной (неподготовленные фразы, описание картинок, придумывание историй на заданную тему) форм речи, чтение художественной литературы – стихов и прозы.

Лечение заикания у детей независимо от причин возникновения предполагает занятия с логопедом. Особое значение при отработке речевых навыков приобретает постановка правильного дыхания. Дыхательная гимнастика, позволяет контролировать дыхание в момент произнесения звуков, что улучшает дикцию.

Дыхательная гимнастика сочетается с массажем. Расслабляющие массажные движения устраняют мышечные спазмы, тонизирующие – улучшают кровообращение и кровоснабжение мышц речевого аппарата. Кроме классических приемов практикуют точечный массаж.

Большое значение при коррекции заикания у детей 5 лет имеет тренировка расслабления скелетных мышц. Мышечная релаксация достигается в ходе занятий танцами, во время плавания и бега. Упражнения для расслабления мышц, рассчитанные на пациентов дошкольного возраста, удовлетворяют условиям – простота исполнения и возможность выполнять в любой обстановке.

Детей вовлекают в создание театрализованных представлений по мотивам популярных сказок. Чтобы излечить логоневроз в детском и подростковом возрасте, можно воспользоваться советами доктора Комаровского. Известный врач рекомендует соблюдать режим дня и понижать уровень тревожности малыша. Следует набраться терпения и не подгонять ребенка, который разговаривает заикаясь. Категорически запрещается ругать ребенка или высказывать ему замечания типа: «Говори нормально».

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение заикания у детей школьного возраста и подростков проводится с целью стимуляции резервного потенциала мозга. Восстановление цикличного ритма работы мозга помогает убрать сопутствующие синдромы, к примеру, гиперактивности и дефицита внимания

На фоне медикаментозной терапии улучшается функция памяти и способность концентрировать внимание, что коррелирует с успешным логопедическим лечением

Лекарства от заикания у детей выписывает врач-невролог. Обычно это таблетки седативного действия. Применение успокоительных препаратов обосновано в случаях, когда причины речевых расстройств ассоциируются с эмоциональными потрясениями, стрессовыми воздействиями. По показаниям врач может назначить противосудорожные, ноотропные средства, корректоры мозгового кровотока и транквилизаторы.

Лечение заикания у детей в домашних условиях осуществляется при помощи специальных упражнений в несколько этапов.

Режимные мероприятия

Чтобы эффективно лечить заикание у детей, которым исполнилось 4 года и старше, нужно соблюдать такие условия, как обеспечение здорового питания и полноценного отдыха. Ночной сон дошкольников длится не меньше 8 часов.

Другие мероприятия:

  • Ограничение пребывания за компьютером, просмотра телепередач перед сном.
  • Сокращение активных, подвижных игр и других занятий в вечернее время.
  • Избегание стрессовых воздействий (семейные конфликты).
  • Уменьшение умственных нагрузок.
  • Прогулки на свежем воздухе.

Разговаривая с ребенком, нужно поддерживать спокойный тон, использовать плавную, неспешную речь без повышения силы голоса. Чтобы избежать у малыша физического и умственного перенапряжения, нужно ограничить посещение дополнительных секций, кружков.

Чтобы узнать, как вылечить ребенка от заикания, нужно обратиться к врачу-неврологу, который выяснит причину нарушений и назначит адекватную терапию.

Просмотров: 774

Симптомы и виды

Заикание (логоклония) – нарушение речи, которое характеризуется частым повторением отдельных звуков, слов, удлинением слогов, в речи отсутствует плавность и ритмичность. Патологию часто диагностируют у детей старше 3 лет. При правильном лечении болезнь с возрастом исчезает. От постоянного заикания страдает только 1% взрослых. Код по МКБ-10 – F98.5.

Существуют различные виды заикания, болезнь классифицируют по виду, типу и месту локализации мышечных сокращений, степени выраженности патологии. Остро возникшую логоклонию называют инициальной. Если заболевание продолжается несколько месяцев, оно переходит в закрепившуюся стадию.

Причины заикания

Заикание – самый распространенный детский невроз.  Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани.  Они могут быть тоническими и клоническими.

При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

  1. Физиологические нарушения:
  • поражение нервной системы после родовой травмы;
  • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
  • наследственная предрасположенность;
  • травма головного мозга;
  • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
  • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания (рахита, инфекционных болезней);
  • переучивание левши на правшу.
  1. Психологические причины:

стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
потеря близких;
невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
выраженное чувство обиды, ревности;
желание привлечь внимание родителей;
сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).

  1. Социальные причины:

чрезмерная родительская строгость;
подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
перевод малыша в другой детский сад или школу;
переезд на другое место жительства.

К провоцирующим факторам можно отнести:

  • переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
  • семейные неурядицы и скандалы;
  • проблемы в школе;
  • несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
  • период прорезывания зубов и переходный возраст;
  • нарушения эндокринной системы;
  • инфекционные заболевания.

Так как же поступить, если ребенок заикается?

Первым и, наверное, самым важным советом будет – не паниковать. Мамино волнение сильно передается малышу, и он только сильнее начнет заикаться. Какими бы ни были причины заикания у ребенка, как правило, оно само постепенно сходит на «нет». Малыш привыкает к изменениям, произошедшим в его жизни, учится быстрее выражать свои мысли. Не нужно спрашивать у ребенка от чего это он заикается, лучше потихоньку в игровой форме выяснить, что же его тревожит. Постараться сделать жизнь малыша более свободной, отложить штудирование азбуки и стихов, а чаще ходить гулять на улицу, в компанию деток с которыми он чувствует себя свободно. Заикание у малышей проходит постепенно в 90% случаев само. На форумах мамочек существует множество советов медицинских препаратов, которые якобы помогают от заикания, но это скорее самообман – заикание у детей 2-3 лет и так проходит само собой, вне зависимости от приема кальция или других биодобавок.

Если заикание не прошло в течение полугода, есть смысл показать ребенка

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

Виды заикания у детей

В настоящее время заикание или логоневроз является слишком распространенной проблемой большинства детей. В неврологической практике принято использовать некоторую классификацию логоневрозов.

  1. Клоническое. Характеризуется неконтролируемыми повторами или растягиванием звуков, слогов или слов. Когда говорят о заикании у детей, чаще всего имеют в виду именно этот вид расстройства.
  2. Тоническое. Характеризуется паузами или блоками, когда ребенок не может произнести какой-либо звук.
  3. Смешанное. Сочетает признаки клонического и тонического заикания.

Клонический тип заикания, при котором ребенок без усилий совершает повторения или растягивания звуков или слогов, считается самым безопасным и «здоровым».

Как отличить заикание от запинок

Иногда родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который до этого говорил бойко, начинает повторять или тянуть слоги. Не нужно впадать в панику, следует разобраться, заикается малыш или запинается.

Отличие логоклонии от запинки (итерации):

  1. Заикание возникает на фоне спазма, а запинки часто бывают у ребенка, мышление которого опережает речевое развитие.
  2. При заикании можно увидеть судорожные движения в области шеи, рта.
  3. Если ребенка с логоклонией попросить говорить более внятно и четко, он начнет заикаться еще больше. Если проблема вызвана запинками, то после подобной просьбы речь станет более внятной.
  4. Дети начинают запинаться, когда рассказывают что-то длинное, трудное и непонятное для них. Если родители зададут ребенку простой вопрос, можно услышать четкий ответ без запинок.

Если проблемы с речью не исчезают в течение 2-3 недель, ребенок говорит все хуже, следует посетить логопеда, детского психолога, психоневролога, дефектолога.

Массаж – обязателен при заикании

Массаж – дополнительный способ лечения логоневроза.

Методики массажа

Существует несколько методик массажа:

  • традиционный;
  • зондовый;
  • точечный;
  • сегментарный.

Логопеды чаще всего используют точечный и сегментарный массаж при заикании.

Важно! Нельзя проводить массаж, если у ребенка герпес, гингивит, стоматит, увеличены лимфоузлы, высыпания на коже, воспаления, конъюнктивит, соматические и инфекционные заболевания

Сегментарный массаж

Во время сегментарного массажа происходит воздействие на мышцу, отвечающую за речь

Важно, чтобы процедуры проводились регулярно курсом (продолжительность 14-20 дней). В начале сеансы длятся 5 минут, затем увеличиваются до 20 минут

Курс массажа возобновляется при обострении хронической формы заболевания.

Сегментарный массаж при помощи инструмента

Точечный массаж

Такой массаж снимает лишнюю возбудимость и расслабляет речевой центр. Манипуляции очень просты, поэтому родители могут делать их дома, как только освоят технику.

Важно! Перед массажем запрещено употреблять пищу и воду. Точечный массаж выполняется по схеме

Точечный массаж выполняется по схеме

Причины появления заикания

Причины возникновения заикания делят на две большие категории: производящие причины и предрасполагающие. Производящие причины — случайные события и действия, которые спровоцировали появление заикания. Предрасполагающие причины — это условия, которые создали почву для возникновения недуга.

Производящие причины заикания

Анатомо-физиологические

  • Травмы головного мозга;
  • Органические нарушения мозга;
  • Истощение нервной системы;
  • Интоксикации;
  • Соматические хронические заболевания;
  • Болезни носа, глотки, гортани;
  • Задержки речевого развития.

Психические и социальные

  • Психотравмы (кратковременные и длительно действующие);
  • Неправильное воспитание в семье;
  • Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение);
  • Перегрузка речевым материалом;
  • Полиглоссия;
  • Подражание заикающимся;
  • Переучивание леворукости.

Предрасполагающие причины заикания и неблагоприятные факторы

В определённых условиях риск развития заикания повышается. Вероятность появления дефектов речи повышается в следующих случаях:

  • Невротическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные заболевания родителей (например, сифилис, алкоголизм, наркомания, интоксицирующие нервную систему плода).
  • Невротические особенности ребенка: повышенная раздражительность, страхи (например, ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре).
  • Конституционная предрасположенность: состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции.
  • Наследственная отягощенность: передающиеся от родителей заболевания. Например, ослабленность речевого аппарата передаётся по наследству.
  • Поражение головного мозга: постинфекционные, органические, черепно-мозговые травмы. Например, сотрясения мозга, энцефалопатия.

К возникновению заикания часто приводят и неблагоприятные условия:

  • физическая ослабленность детей;
  • скрытая психическая ущемленность ребенка;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов с близким человеком;
  • недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений.

Если ребёнок относится к одной из перечисленных групп риска, то понаблюдайте повнимательнее за его поведением и речью. Также учтите, что мальчики заикаются в 4 раза чаще! Более половины начинают заикаться между 2 и 5 годами, а 90% раньше 10 лет.

Как проявляется

Заикание у ребенка сопровождается следующими признаками:

  1. Речевые спазмы при произношении какого-либо слова. Обычно происходят в начале слова (фразы) или в середине. Запинка и повтор происходят на одной букве («м-м-м-м….») или на одном слоге («ма-ма-ма…»).
  2. Паузы, длительные и возникающие в середине слова. Либо слишком долгое растягивание гласного звука в середине или начале слова.
  3. Комбинирование первых двух симптомов, когда запинки и повторы сочетаются с паузами.

Кроме того, чаще всего при запинании возникают и вторичные симптомы. Зачастую ребенок становится более нервным, агрессивным или, наоборот, плаксивым. Логоневроз нередко сочетается с нервными тиками, энурезом, повышенной потливостью, нарушениями сна, потерей аппетита. Во время общения малыш может краснеть, волноваться, что создает еще большие препятствия при попытке произнести фразу.

Малыш постарше, особенно если он постоянно общается с другими детьми, может замкнуться в себе. Хуже идет на контакт, нервничает при необходимости общаться с кем-то. Речь малыша становится сбивчивой в целом, тусклой, монотонной, без выражения и эмоциональной окраски. Поэтому избавляться от проблемы нужно чем раньше, тем лучше.

Чем шире будет словарный запас маленького человечка, тем быстрее он сможет избавиться от физиологических запинок. Важную роль в этом играют развивающие занятия, чтение, общение взрослых членов семьи с ребенком.

Как отличить такие естественные запинки от заикания? И при том, и при другом возникают паузы, запинки и повторы слов, слогов. Но при логоневрозе они происходят из-за судороги, а в остальных случаях – потому что малыш пытается подобрать нужное слово.

Отличить можно по месту расположения запинки. При заикании ребенок начинает запинаться на начале слова или при определенном сочетании букв. При физиологических заминках – в любом месте фразы, особенно при построении сложных словесных конструкций.

Кроме того, при попадании в непривычную обстановку или при взаимодействии с людьми у заик дефект речи проявляется особенно активно, а в остальном, наоборот, речь малыша становится ровной.

Ребенок, у которого все с речевым аппаратом в порядке, обычно не замечает заминок в своей речи и не придает им значения. Если же это логоневроз, даже совсем маленький ребенок сознает, что что-то не так, начинает нервничать и переживать.

Профилактика


Профилактика носит общий характер, она поможет избежать заикания и положительно скажется на состоянии детского здоровья:

  1. обеспечение благоприятного климата в семье;
  2. поддержание психологического здоровья (снижение требовательности, любящее, бережное и внимательное отношение к своему ребенку);
  3. контроль во время формирование речи;
  4. снижение психологической нагрузки;
  5. правильный распорядок дня;
  6. расширение кругозора, всестороннее развитие;
  7. укрепление иммунитета, правильное питание, регулярные прогулки;
  8. профилактические медицинские осмотры для своевременного выявления любых нарушений.

Классификация

  • Органическое (неврозоподобное)
  • Функциональное (логоневроз)
  • Смешанное

Неврозоподобное состояние возникает у детей с особенностями развития мозга, травмами или инфекциями нервной системы, то есть в основе лежит конкретный дефект строения или функционирования органов. Такие малыши заикаются постоянно и почти одинаково, часто имеют сопутствующие болезни, задержку умственного и физического развития. В более позднем возрасте может присоединяться невротическая реакция, тогда форма заикания становится смешанной.

Логоневроз – нарушение речевой активности без внутренних причин. Он появляется у здоровых детей после психотравмирующей ситуации (испуг, неблагополучие в семье), чаще – при невротических особенностях психики. Такие дети развиваются по возрасту или даже опережают сверстников. При этом ранняя речевая нагрузка может быть фактором риска.

ПризнакиЛогоневрозОрганическая формаСмешанная форма заикания
Активность речиНизкаяОбычно высокаяВысокая, после появления невроза — снижается
Эпицентр судорогДыхательные, голосовыеАртикуляционныеВо всех группах мышц
Скорость речиЛюбаяВысокаяВысокая
Выразительность речиЛюбаяМонотонная, невыразительнаяМонотонная, невыразительная
Психомоторное развитиеБез особенностейДвижения однообразны и неуклюжи, мимика вялая, почерк невнятныйЛюбое
Течение болезниВолнообразное, ухудшение на фоне психологических стрессовПостоянное, с периодическими ухудшениямиЛюбое
Стремление преодолеть заиканиеВыраженное, порой чрезмерноНе выраженоВстречается
Боязнь говоритьВыражена резкоЧаще не выраженаВстречается
Возраст и обстоятельства возникновения болезниВ любом возрасте после психологической травмы, чаще у детей 3-7 летВ период формирования речиВ период формирования речи, к подростковому возрасту наслаивается логоневроз
ИнтеллектСохранен, часто — высокийЧасто сниженЧасто снижен

Место возникновение судорог

  • артикуляционные
  • дыхательные
  • голосовые

Артикуляционные судороги внешне выглядят как спазмы языка, перекашивание его в сторону, вытягивание губ и другие ненужные движения речевого аппарата.

При дыхательных судорогах человеку как будто бы мало воздуха, возникает так называемый «комок в горле».

Голосовая локализация встречаются гораздо реже. При ней появляется резкий срыв голоса, то есть на середине слова возникает попытка издать звук, но она является безуспешной.

Степень тяжести

  • легкая
  • средняя
  • тяжелая

Тяжесть болезни определяется степенью нарушения социализации. При легкой форме человек заикается совсем немного, редко, это практически незаметно для окружающих, а потому никак не сказывается на его общении в коллективе. Средняя степень тяжести приводит к затруднению общения, так как дети стесняются дефекта, стараются его исправить, что часто усугубляет ситуацию. При тяжелой форме общение с окружающими резко затруднено или даже невозможно.

Особенности протекания болезни

  • постоянное
  • волнообразное
  • рецидивирующее

Постоянное течение характерно для неврозоподобных состояний, при этом параметры, частота и тяжесть дефекта практически не меняются.

Волнообразная форма характеризуется периодами улучшений и ухудшений, последние могут быть спровоцированы стрессом.

Рецидивирующее течение похоже на волнообразное, но с более яркими проявлениями при обострении и почти полными отсутствием симптомов в остальное время.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий