Как распознать и корректировать задержку психоречевого развития у детей?

Лечение ЗРР посредством упражнений.

Обычно одновременно с применением домашней и медицинской терапии ЗРР, требуется регулярное проведение занятий с врачом-логопедом. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога, специализирующегося в развитии речи у ребенка, а также навыков правильной коммуникации и процессов познания.

Ввиду того, что речевые функции неразрывно связаны со слухом и зрением, уделяется внимание процедурам, влияющим на прогресс познавательного процесса через данные анализаторы. Так, наиболее распространены:

  • лечебные дидактические игры (специальные игры, упражнения, логопедическое лото);
  • деятельность по созданию рисунков, вылепленных изделий, аппликаций;
  • процедуры, направленные на улучшение слуховой и зрительной внимательности;
  • расширению активного и пассивного словарного запаса;
  • улучшение навыков связного выражения мыслей.

Терапия направлена на устранение основной причины, которой спровоцирована задержка речевого развития. Лечение нарушения подбирается индивидуально в каждом случае и может содержать специальные методики.

Кроме консервативного лечения (медикаментозной, физиотерапии), занятий с логопедом, все более востребованными становятся эффективные неспецифические методы коррекции задержки речи:

  • АВА-терапия: интенсивные программы обучения основаны на влиянии внешних факторов на поведение, что дает возможность изменять и формировать поведенческие паттерны;
  • работа с психологами особенно эффективна при задержке речи психогенного характера – занятия позволяют нейтрализовать травмирующие факторы и моделировать действенные компенсаторные механизмы;
  • комплексы по развитию мелкой моторики: нейробиологи доказали связь между движениями пальцев рук и развитием речи, а также положительное влияние такой активности на функциональные характеристики ЦНС.

Родителям важно помнить, что лечение задержки речевого развития – это всегда комплекс мероприятий. И его наполнение должно зависеть от этиологии патогенеза выявленного синдрома

Поэтому важно провести максимально точную диагностику и найти профессионалов для проведения действенной коррекции выявленных поражений.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития.

Если вовремя обратиться за медицинской помощью, то такие дети уже к 5-7 годам догоняют своих ровесников.

При несвоевременном лечении у ребенка могут возникнуть следующие осложнения:

  1. отставание от ровесников в умственном и психическом развитии;
  2. увеличение этой разницы с возрастом;
  3. проблемы с обучением в школе.

Поэтому всегда легче провести профилактику патологии, чем ее лечение. Детей с самого раннего возраста нужно учить высказывать желания, мнение, показывать свои эмоции. Все это в полном объеме должны выполнять родители малыша. С ребенком нужно часто и долго контактировать, чтобы развивать речь, поощрять при достижении результатов.

Начать проводить такую работу нужно еще до появления малыша на свет, в период эмбрионального развития. Рассказывайте о своем настроении, о том, как у вас прошел день, о вещах, которые вы для него приобрели, о том, какие они красивые и яркие. Все эти разговоры способствуют укреплению связи между малышом и мамой, позитивно влияют на развитие иммунитета и речи.

Как можно чаще включайте приятную спокойную музыку (лучше всего классическую). Она хорошо влияет на развитие всех участков мозга.

Для развития речи ребенка ему нужно читать книги, изучать с ним стихотворения. Огромное значение в развитии речи малыша играет мелкая моторика рук. Поэтому ребенка нужно учить рисовать, лепить фигуры из пластилина, играть с ним в пальчиковые игры. Все это можно выполнять в домашних условиях. Даже в том случае, если у ребенка до трех лет отсутствуют проблемы с речью, все равно нужно как можно больше общения для предотвращения проблем в дальнейшем.

Возможные последствия при ЗРР

Симптомы заболевания игнорировать нельзя, родителям следует обращаться за медицинской помощью своевременно, иначе задержка речевого развития приведет к следующим последствиям:

  1. Отставанию от сверстников в интеллектуальном и психологическом развитии, усугублению ситуации с годами.
  2. Сложностям в процессе посещения детского сада, обучения в школе и других учебных заведениях.
  3. Ощущению ребенком дискомфорта в эмоциональном плане. Он думает, что не такой, как все, может закрыться от общения с окружающими.

Во избежание тяжелых последствий рекомендуется как можно раньше начинать развивать ребенка, с раннего возраста разговаривать с ним. Матери необходимо больше внимания уделять себе в период беременности. Нужно всегда помнить, что для здоровья детей необходимы спокойная семейная обстановка и достаточное количество внимания со стороны родителей.

Что такое задержка психического развития, психомоторного развития ЗПР, ЗПМР, понятие, определение?

Психическое и моторное развитие ребенка является основным показателям его здоровья. Несмотря на уникальность и неповторимость каждого человека существуют общие тенденции и закономерности в эмоциональном, познавательном и физическом развитии детей. В младенческом и раннем детстве происходит стремительное развитие мозга, заканчивается формирование мозговых структур зрительного и слухового анализаторов, завершается формирование нервной системы, формируются все структуры, необходимые для нормального развития интеллектуальных, познавательных и физических способностей ребенка. Созревание и усложнение моторных и психических функций, формирование личности ребенка происходит под влиянием наследственных факторов и в процессе освоения им социального опыта. Многие заболевания в детском возрасте не имеют ранних симптомов, поэтому нарушение  и задержка психомоторного развития может стать первым признаком неблагополучия. Даже в мкб 10 есть диагноз – задержка психического развития.

Причины появления болезни

Причин задержки психического развития много, но специалисты делят их на 2 основные группы: биологические и социальные. К первым относятся негрубые локальные нарушения в ЦНС и их остаточные проявления. Биологические факторы вызывают сбой в процессе созревания разных отделов мозга, что влечет за собой торможение в психическом развитии. Среди основных причин биологического характера стоит отметить:

  • заболевания и осложнения во время беременности (кислородное голодание плода, родовые травмы, сильный токсикоз или перенесенная инфекция у матери, резус-конфликт, многоплодие, недоношенность);
  • тяжелые соматические патологии у ребенка в первые годы жизни (астения, ядерная желтуха, врожденные проблемы со слухом или зрением);
  • наследственность (если кто-то из родителей сталкивался с подобным диагнозом, то высока вероятность, что ребенок столкнется с аналогичной проблемой, даже при отсутствии иных факторов риска).

К социальным причинам ЗПР относят:

  • недостаток общения;
  • психологические травмы;
  • легкие интеллектуальные отклонения у отца или матери (либо у обоих родителей);
  • неблагоприятные условия воспитания;
  • сокращение или отсутствие возможности у ребенка взаимодействовать с другими детьми или взрослыми.

Среди неблагоприятных условий воспитания, которые могут спровоцировать задержку в психическом здоровье, наиболее распространенными являются:

Безнадзорность. Если детям не уделять внимания, не заниматься их развитием, то они вырастут импульсивными и легко внушаемыми. Такой ребенок не может усвоить простые правила поведения, у него отсутствуют умственные интересы. Чтобы успешно развиваться и обучаться, ему не хватает элементарных знаний об окружающем мире. Таких детей можно сравнить с Маугли, который неожиданно оказался в огромном мегаполисе. В результате происходит аномальное формирование личности по типу психической нестабильности.

Чрезмерная опека

Если слишком мнительные родители с малых лет будут уделять повышенное внимание ребенку и потакать всем его капризам, то нарушается его социальная адаптация. Такие дети слишком зависимы от отца с матерью, они не могут самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями

У ребенка нарушается развитие волевой сферы, он становится эгоцентричным и безынициативным. 

Авторитаризм. Дети, которых с малых лет родители пытаются «задавить» собственным авторитетом, постоянно сталкиваются с грубостью, агрессией и жестокостью. Зачастую взрослые прибегают к физическому насилию. На таком фоне у ребенка развиваются неврозы, патологическая тревожность, разнообразные фобии. Наблюдаются проблемы с умственным развитием, поскольку перед пациентом стоит задача избежать неудачи (чтобы не столкнуться с очередным наказанием), а не достичь высокого результата. Такие личности являются эмоционально незрелыми и не нацелены на успех.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
    разговаривают.

Лечение задержек развития, коррекция, лечение задержки психического разхвития у детей в России, лечение ЗПР

Сарклиник проводит эффективное комплексное лечение задержек развития, лечение задержки речевого и психического развития у детей в России, Саратове, ЗПР, которое может включать в себя различные аппаратные и неаппаратыне, рефлексотерапевтические, медикаментозные, акупунктурные, микроакупунктурные, психологические, психотерапевтические, моксатерапевтические, логопедические, нетрадиционные методики, достигает 89,7%. Лечение проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны. Сарклиник работает много лет, за это время от отставания в психомоторном развитии вылечились сотни наших пациентов в возрасте от 1 месяца до 16 лет. Проводится коррекция задержки психического развития, диагностика нервно психического развития, лечится выраженная, психогенная, соматогенная ЗПР, задержка психогенного, конституционального происхождения.

Лечение ЗПР у детей

Если в результате комплексного обследования у ребенка подтверждается задержка психического развития, то это состояние требует, как можно раньше начать лечебные мероприятия. Коррекцию ЗПР начинают с дошкольного возраста и продолжают в школьном периоде. Занятия должны проводиться длительно и на регулярной основе. Малыши посещают специализированные детские сады или группы, коррекционные классы в обычных средних школах.

Задержка психического развития у детей корректируется в процессе обучения, к особенностям которого относят:

  • на занятиях присутствует педагог, который не обучает школьников, а занимается их воспитанием;
  • небольшое количество учеников в классе (5-15 человек);
  • дозированность учебного материала;
  • преобладание наглядных пособий и упражнений;
  • многократное повторение новой информации;
  • частая смена деятельности.

Познавательные функции стимулируют игровой терапией, сказкотерапией и другими современными технологиями. Лечением ЗРР занимается логопед как на индивидуальных, так и на групповых занятиях

Особое внимание уделяют эмоциональной сфере маленького пациента, нормализация которой происходит в результате занятий с психологом и при правильном поведении родителей при общении с малышом

Одной их составляющих лечебного процесса является медикаментозная терапия. Специалисты назначают лекарственные препараты в соответствии с выявленными дефектами в центральной нервной системе. Часто назначают витаминно-минеральные комплексы, ноотропы, антигипоксанты, антиоксиданты, общетонизирующие средства. Эффективность доказали различные методы физиолечения, массаж, мануальная терапия, ЛФК и водные процедуры

Важно соблюдать все врачебные рекомендации, продолжать реабилитационные занятия и в домашних условиях

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет

ЗПРР является обратимым состоянием в отличие от умственной отсталости. При правильно подобранной схеме лечения и качественной коррекционной работе наблюдают компенсацию большинства нарушенных психических функций. После окончания школы дети с диагнозом ЗПР способны продолжить обучение в средних и даже высших учебных заведениях.

Если вы заметили симптоматику задержки психического развития у своего ребенка, то следует проконсультироваться у специалиста и выполнить ряд диагностических исследований.  Мы предлагаем комплексные программы диагностики и коррекции детей с ЗПР. В нашей клинике есть все профильные специалисты и все необходимое медицинское оборудование для установления причины ЗПР и последующей реабилитации ребенка. 

Статьи и новости

ЗПР, ЗРР, ЗПРР: что это за диагнозы

  • ЗПР. Задержка психического развития. Ставится детям, у которых нарушено нормальное развитие психических функций — мышления, памяти, внимания, способностей к обучению и приобретению новых навыков.
  • ЗРР. Задержка речевого развития. Ставится детям, у которых к 3-4 годам мал словарный запас или нет фразовой речи, при нормальном темпе развития психики.
  • ЗПРР. Задержка психического и речевого развития. Совмещает в себе и отставание в формировании психики, и задержку развития речи.

Воспитатели детского сада могут сообщать, что ребенок ведет себя «странно», агрессивно, кричит, предпочитает находиться один. Не выполняет задания вместе со всеми из-за неусидчивости. Ему может требоваться дополнительное время, в памяти не удерживаются новые знания, и приходится повторять все, как в первый раз. Отставание в ранние детские годы, когда дети наиболее активно развиваются, может оказаться невосполнимым. В первых классах школы у ребенка с диагнозом ЗПР, ЗРР и ЗПРР часто выявляются нарушения чтения, письма и счета. Если не исправить ситуацию, то малыш становится кандидатом на обучение по коррекционной программе. Как этого избежать, читайте далее.

Диагностика ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Диагностика детей с ЗПР, ЗРР и ЗПРР включает в себя несколько этапов:

  • Исследование анамнеза и условий жизни;
  • Обследование ребенка у педиатра, невролога и ЛОР-врача;
  • Обследование ребенка у логопеда, психолога и психиатра.

Сначала выясняется наличие травм, инфекций и других факторов, которые могли повлечь за собой нарушение развития нервной системы малыша. Значение имеет также информация о поведении ребенка и обращении с ним в семье и в детском саду. Врачи-специалисты помогают определить сопутствующие заболевания и состояние организма в целом. Постановка диагноза ЗПР, ЗРР или ЗПРР осуществляется медико-педагогической комиссией на основании заключений логопеда, психолога, врача-психиатра и педагога-дефектолога.

Задержка речевого и психического развития также выявляется при профилактических медицинских осмотрах детей установленных возрастов, а также при врачебном осмотре ребенка для поступления в детский сад. Методики диагностики ЗПР, ЗРР и ЗПРР основаны на определении соответствия уровня развития ребенка возрастным нормам.

Если ребенку поставили диагноз ЗПР, ЗРР или ЗПРР — это значит, что на развитие малыша нужно обратить особое внимание

Причины ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей

Причинами ЗПР, ЗРР и ЗПРР у детей являются:

Органическое поражение ЦНС

Поражение головного мозга на физическом уровне может возникать при родовой травме, тяжелой гипоксии, инфекционных болезнях центральной нервной системы, травмах головы и неоднократно перенесенных операциях под наркозом.

Хромосомные, генетические и соматические заболевания

Такие заболевания, как синдром Дауна, ДЦП, врожденная нейросенсорная тугоухость и другие, несут в себе вторичную задержку развития речи и психики.

В этой статье поговорим о тех детях, которые не имеют явных признаков поражения головного мозга. Когда беременность и роды протекали нормально, и ребенок отстает в развитии из-за несоответствия условий окружения его индивидуальным психическим особенностям. К этим условиям относится и выбор неправильных методов воспитания и обучения.

Клинические признаки

Важно понимать, что задержка психического развития не относится к серьезным диагнозам. Этот тип нарушения находится на промежуточном уровне между нормальным состоянием ребенка и патологией

У пациентов отсутствуют выраженные проблемы со слухом, речью, двигательной активности и эмоциональным состоянием. Основные трудности связаны с социальной адаптацией ребенка и его способностями к обучению. В отдельных случаях ЗПР может иметь собственные особенности проявления, но выделяют характерный комплекс клинических признаков, которые должны стать поводом для более детального обследования:

Недостаточность эмоционально-волевой сферы — первый симптом. Детям сложно выполнять необходимые задачи, в том числе бытовые, если они не приносят положительных эмоций и не вызывают интерес

Это может становиться причиной проблем с самообслуживанием.
Нарушение внимание — типичное проявление ЗПР. У детей наблюдаются сложности с концентрацией даже на короткий период времени, неспособность к выполнению одновременно нескольких задач

Часто этот симптом развивается в комплексе с повышенной двигательной активности и эмоциональным перевозбуждением. Такой комплекс выделяется в отдельный диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Нарушение восприятия — еще один признак ЗПР. Ребенок может идентифицировать знакомые предметы, но ему бывает сложно их узнавать в неизвестной обстановке. Также могут проявляться сложности с ориентацией в пространстве. Полноценная работа с пациентом может частично улучшить ситуацию или даже полностью избавить от подобных нарушений.
Дефицит памяти имеет характерную особенность — дети хуже воспринимают и запоминают вербальный материал. Если дать им возможность усваивать новую информацию через зрительные образы либо текст, разница между прогрессом у детей с ЗПР и без этого диагноза будет отсутствовать либо окажется несущественной.
Проблемы речи проявляются по-разному. Легкая степень ЗПР характеризуется незначительной задержкой речи с сохранением ее качества. Однако, в тяжелых формах наблюдается значительное отставание от сверстников, нарушение лексической и грамматической составляющей.
Нарушение мышления касается всех форм этого процесса. У детей проявляются сложности с логикой, анализом, сравнением и обобщением фактов. Это можно диагностировать при выполнении различных логических задач.

Клинический институт мозга предлагает индивидуальные программы диагностики и адаптации детей с задержкой психического развития. Стоит понимать, что этот диагноз не будет препятствием к посещению детских общеобразовательных учреждений, работе в коллективе и другим видам социальной активности. Полноценная работа может полностью устранить все различия между детьми без нарушений и пациентам с ЗПР, а их успехи в обучении будут практически одинаковыми.

Профилактика или рекомендации при болезни

Согласно статистическим данным, ¼ всех дефектов психического развития связана с аномалиями хромосом. Поэтому о профилактике ЗПР можно говорить только при отсутствии врожденных отклонений. Основные рекомендации по предотвращению болезни:

  • создать комфортные условия для протекания беременности и родов;
  • постоянно отслеживать здоровье ребенка, регулярно проходить обследование в клинике;
  • создать хорошую атмосферу в семье, свести к минимуму конфликтные ситуации;
  • своевременно лечить детей при развитии того или иного недуга;
  • развивать ребенка с малых лет;
  • постоянно общаться и взаимодействовать с детьми, развивать их навыки и способности.

Профилактика заболевания в основном заключается в постоянном взаимодействии мамы и малыша.

Не нужно бояться демонстрировать любовь и нежность, материнские объятия не только успокаивают, но и учат спокойно воспринимать новую обстановку. Не проявляйте чрезмерную опеку или безразличие, это затормозит развитие личности. Равнодушие родителей лишает стимула учиться, а при гиперопеке дети не развиваются, поскольку взрослые относятся к ним, как к малышам

Важно отыскать золотую середину.

Лечение задержки психического, психомоторного, моторного развития в Саратове, лечение зпрр, змр

Сарклиник применяет эффективные комплексные методы коррекции и лечения отставания психомоторного развития у детей. Лечение задержки психического развития у детей, лечение задержки психомоторного развития у детей, лечение задержки моторного развития у детей в Саратове  включает в себя комплекс мероприятий в зависимости от причины его возникновения и характера нарушений. В результате терапии восстанавливается работа центральной нервной системы, вегетативная регуляция организма, моторика и психическое развитие, нормализуются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, происходит коррекция неврологических нарушений у детей. Проводится диагностика, коррекция, лечение детей с задержкой развития в Саратове, России. Лечатся отставание и задержка развития, в том числе тяжелая и грубая.

Методы диагностики ЗРР у ребенка

Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и «сценарий» помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.

Диагностика ЗРР проводится следующими специалистами: педиатром, логопедом, неврологом, психиатром, психологом. При этом могут потребоваться дополнительные исследования для выявления причин нарушения.

Диагностика ЗРР включает в себя следующие обязательные этапы:
  • прием у педиатра, который изучает анамнез (в том числе матери в период беременности) и делает предварительные выводы о причинах ЗРР. Он же направляет к соответствующему специалисту;
  • исследование мозга на возможные поражения (сканирование артерий, эхоэнцефалография и электроэнцефалограмма, МРТ);
  • обследование ребенка с задержкой речевого развития у отоларинголога;
  • логопедическая диагностика;
  • психологическая диагностика.

Только после комплексного анализа, подтверждения диагноза и выявления причин, назначается курс терапии. На основании его дефектолог для детей с задержкой речевого развития разрабатывает индивидуальный план занятий по коррекции.

Коррекция состояния задержки речевого развития.

С целью развития речи ребенка логопеды применяют как медикаментозную терапию, так и психолого-воспитательные методы. При этом наилучших результатов можно достигнуть, если применять оба способа.

Для коррекции речевого развития врач может назначить ребенку препараты различного действия, помогающие восстановить речь. С этой целью могут применяться секционные витаминные комплексы и препараты, которые улучшают питание нейронов головного мозга. Обычно  также выполняется магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Механизм их действия заключается в восстановлении работы областей мозга, которые отвечают за дикцию, речь, уровень интеллекта и словесную память. К сожалению, у электрорефлексотерапии существуют и противопоказания (такие, как психические расстройства, судорожные и эпилептические приступы).

Для усиления эффекта при медикаментозной терапии может применяться иппотерапия и дельфинотерапия.

Однако все эти методы не дадут нужного результата, если дополнительно не будет проводиться работа с педагогом. Работа с дефектологом поможет устранить или ослабить ухудшение течения болезни, предупредить появление вторичных патологий и сложностей. Во время сеансов врач может проводить игровые занятия, составленные индивидуально для каждого ребенка, использовать различные средства реабилитации.

Задержка речевого развития у детей лечится также с помощью лечебного массажа. Во время этой процедуры врач оказывает воздействие на определенные точки тела. Некоторым пациентам логопеды назначают зондовый массаж Новиковой.

Кроме того, дефектолог и родители в домашних условиях должны выполнять различные игровые упражнения, целью которых является укрепление мышц лица, улучшение подвижности языка и слухового аппарата. Для достижения эффекта можно выполнять гимнастику лица, учить скороговорки, выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику рук. Таких программ очень много. Их можно выбрать, проконсультировавшись с врачом, и постоянно заниматься с малышом.

Во время лечения родители должны всячески помогать специалистам, а не надеяться только на медиков. С подобным типом детей нужно работать не каждый день, а каждый час — что требует много времени и терпения.

Современная медицина успешно использует психотерапию и различные методики мягкого воздействия на психику больных детей с целью ее позитивной коррекции:

  • Консультации у детского психолога в случаях прямой связи речевых проблем у ребенка с определенными стрессами, травмами психологического характера, неблагоприятным семейным климатом, отсутствием понимания со стороны взрослых и недостаточностью социальных контактов.
  • Альтернативное лечение с использованием контактов с лошадями, дельфинами, музыкального сопровождения, танцев, упражнений и спорта, направленных на развитие и закрепления у ребенка моторики. К такой форме терапии могут быть широко привлечены родители. Это, например, собирание вместе с детьми пазлов, конструкторов, угадывание звуков и музыкальных инструментов, увлекательные подвижные игры.
  • Остеопатия, как часть альтернативной медицины, призвана воздействовать на определенные телесные точки для формирования правильного баланса нервной системы, налаживания обмена веществ, стабилизации психического развития ребенка.

Прогноз

Родительские забота, внимание, терпение в комплексе с квалифицированной врачебной помощью помогают ребенку перерасти данный дефект. Начиная со средней школы, такие дети становятся учениками обычного общеобразовательного учреждения и даже делают успехи в учебе

Однако отсутствие понимания, недостаток воспитания, пассивное отношение к проблеме родителей, педагогов и других лиц приводит к тому, что задержка развития с годами будет усугубляться, что негативно скажется на дальнейшей жизни ребенка. Часто такие проблемы встречаются у детей из неблагополучных семей или детдомов. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь воспитателей, психологов, педагогов, и тогда они смогут избавиться от этого неприятного дефекта и жить полноценной жизнью.

Что провоцирует появление ЗПРР?

Случается, что ЗПРР ставят деткам из неблагополучных семей, где их воспитанием и развитием никто не занимался (так называемая социальная запущенность). Но в большинстве случаев такую задержку провоцируют те или иные патологии развития центральной нервной системы малыша. Это могут быть следующие заболевания или состояния:

  • менингит и другие инфекционные болезни, поражающие головной мозг;
  • детский церебральный паралич;
  • эпилепсия;
  • аутизм;
  • гипоксия плода;
  • синдром Дауна;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли или кисты головного мозга;
  • ишемия или патологии головного мозга;
  • лейкодистрофия;
  • психические болезни.

Конечно, сами по себе, «на ровном месте», такие заболевания не возникают, их провоцируют те или иные неблагополучные факторы.

Что же может способствовать появлению задержки психоречевого развития у детей?

  • Нездоровый образ жизни беременной (курение, алкоголизм, наркомания).
  • Частые нервные переживания, постоянные стрессы будущей мамочки в период вынашивания плода.
  • Тяжелая беременность, осложненная токсикозом, проблемами с почками, инфекционными заболеваниями матери, обострением хронических болезней и т. д.
  • Редкие хромосомные или генетические болезни, приводящие к торможению развития ребенка.
  • Тяжелые роды, родовая травма.
  • Тяжелые заболевания, которые малыш перенес до 2 лет.

Как уже говорилось, иногда ЗПРР возникает на фоне социальной запущенности. То есть к ней приводят:

  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье (частые скандалы, драки, крики);
  • тяжелая психологическая травма малыша (например, испуг);
  • грубое обращение с ребенком, насилие (физическое или психологическое).

Задержка психического развития у детей, отставание в психическом развитии, нарушение психического развития, понятие, определение

Задержка психического развития у детей (нарушение психического развития) – это отставание формирования нервно-психического развития, навыков, умений ребенка от возрастной нормы. В течение всего периода раннего детства маме и папе, родителям нужно постоянно контролировать основные параметры развития ребенка по месяцам, для того чтобы отследить задержку в развитии. Причины, этиология, формы, типы, виды задержки психического развития разнообразны, связаны они с патологией беременности, родов, перинатальной патологией, здоровьем матери и ребенка, экологией и другими факторами.

Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР

Определение 1

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов у ребенка, характеризующееся незрелостью эмоционально-волевой сферы, которое может быть потенциально преодолено посредством специально организованного коррекционного обучения и воспитания.

Речь является одной из важнейших функций, которые крайне необходимы для полноценного психического развития ребенка. Именно своевременно сформированный грамматический строй языка ребенка является главным условием его полноценного психического и речевого развития. У детей дошкольного возраста с ЗПР речевая система недостаточно сформирована. Несформированность имеет различную степень, в зависимости от организованной с ребенком коррекционной воспитательно-образовательной работы и степени ЗПР. Зачастую речь дошкольника с ЗПР имеет ситуативный характер. Переход к контекстной речи отмечается ближе к школьному возрасту.

В настоящее время, дети дошкольного возраста с ЗПР обучаются и воспитываются по специально разработанным для них коррекционным программам. Также с недавнего времени реализуются новые виды обучения и воспитания, которые называют интегрированными.

Замечание 1

Интегрированные вид обучения и воспитания для детей дошкольного возраста с ЗПР – это специально организованный педагогический процесс, который объединяет детей, имеющих различные формы ЗПР, и реализуемый не в рамках специального коррекционного учреждения, а в рамках обычных ДОУ.

Интегрированное обучение и воспитание подразумевает, что дети с ЗПР занимаются и воспитываются с нормально развивающимися сверстниками. Данный подход является качественно новым в современной педагогике и показывает высокие результаты.

Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР опирается на особенности индивидуального психического развития детей. К таким особенностям относятся:

  • недостаточный запас знаний об окружающем мире;
  • низкая познавательная активность;
  • замедленный темп генерирования высших психических функций;
  • слабая регуляция случайной деятельности;
  • нарушение различных сторон речи.

Особое значение в развитии ребенка дошкольника с ЗПР имеет речь. Именно уровень ее развития позволяет судить об общем психическом развитии ребенка, а также о имеющихся у него отклонениях и аномалиях. Выявленные аномалии и отклонения показывают исследователям, какие стороны психофизического развития ребенка требует особого внимания. Касаться они могут речевой и слуховой систем, зрительного восприятия, интеллектуальной сферы, двигательной системы и эмоционально-волевой сферы. Причины данных отклонений весьма разнообразны. Кроме всего прочего, дети с ЗПР отличаются низкой работоспособностью и продуктивностью, неустойчивой памятью и слабым развитием опосредованного запоминания.

Замечание 2

При организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте дети с ЗПР имеют выраженную задержку речевого и двигательного развития, а в старшем дошкольном возрасте у них отмечается отставание в полноценном овладении речевой деятельностью.

Обследование, диагностика

При подозрении на ЗПРР необходимо пройти комплексное обследование, поскольку приведенные симптомы могут указывать и на другие заболевания

Поэтому прежде чем назначать лечение, важно поставить точный диагноз

  1. Для начала нужно обязательно посетить невролога. Он изучит медкарту ребенка, выяснит особенности развития, отправит малыша на дополнительное обследование. В число исследований обязательно будут входить МРТ и энцефалограмма, которые позволят выявить нарушения в работе мозга и оценить его общее состояние.
  2. Далее потребуется визит к отоларингологу (а при необходимости – и к сурдологу), чтобы обнаружить возможные отклонения в развитии органов слуха.
  3. Обязательно придется посетить детского психолога и логопеда, которые дадут оценку речевым навыкам ребенка и степени отклонения их от нормы.
  4. Часто прояснить картину помогают генетик и детский психиатр, если в процессе обследования возникают подозрения на генетические или психиатрические заболевания.

Пройти полное обследование – необходимый этап. Ведь ЗПРР – это лишь следствие тех или иных отклонений

А потому так важно выяснить причину, которая эти отклонения вызвала. Устранять нужно именно ее, а не просто бороться с задержкой развития ребенка

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий