Знаки препинания и зачем они нужны: интересный рассказ о пунктуации для детей 4-го класса

Сочинение Зачем нужны знаки препинания рассуждение 4 класс

В настоящее время представить письменную речь без знаков пунктуации не возможно. Если при устном разговоре по интонации собеседника можно понять, какой эмоциональный посыл несет его речь, то в письменном виде это сложно представить.

Если взять знаменитую фразу «казнить нельзя помиловать», то от того где поставить запятую, может решиться жизнь человека. Либо человека казнят, и жизнь будет прервана, либо помилуют, и он будет жить. Вот так одна маленькая запятая способна решить многое. Так же запятые выполняют обособляющую, выделяющую и разделительную роль. Запятая как передышка перед дальнейшим повествованием.

Без знаков препинания очень сложно обойтись. Например, если человек задает нам вопрос в устной форме, мы сразу поймем что это вопрос по вопросительной интонации. А если человек написал нам письмо, то, как понять где он задает вопрос, а где восклицает? В этом помогают вопросительный и восклицательный знаки. Они являются главными интонационными знаками, которые задают эмоцию тексту или высказыванию.

Описывая знаки препинания нельзя пройти мимо точки и многоточия. Точка – это знак завершенности, знак спокойный и однозначный. Если не знаешь, какой знак препинания ставить – ставь точку! У многоточия же другая функция, оно не дает завершенности, а наоборот заставляет думать о том, что будет дальше. Это как фильм, у которого двоякая концовка. Многоточие – это знак задумчивости и мечтания.

Знаки препинания, безусловно, очень важны и нужны. Не зря им посвящён целый раздел при изучении русского языка. Если бы писатели при написании книг опирались только на свое умение складывать слова во фразы и пренебрегали знаками препинания, то не было бы замечательных произведений, которые любит весь мир. Читатель не смог бы понять и оценить то, что хотел показать автор и возможно вообще не стал бы читать.

Конечно, изучение раздела “пунктуация” не всегда дается легко. Бывает сложно запомнить все правила и определения, но используя их на практике можно легко заметить то, как стала красивее, выразительней письменная речь, а вместе с ней и устная. Как говорил Пушкин «Знаки препинания существуют, чтобы выделять мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и звучание».

Что означает вопросительный знак

Русский ученый-лингвист Федор Буслаев утверждал, что у пунктуации (науки о знаках препинания) есть две задачи – помогать человеку ясно излагать свои мысли, отделяя предложения, а также его части друг от друга, и выражать эмоции. Этим целям служит среди прочих и вопросительный знак.

Конечно же, самое первое, что означает этот символ – это вопрос. В устной речи он выражается соответствующей интонацией, которую называют вопросительной. Еще знак вопроса может означать недоумение или сомнение. Предложения с вопросительным знаком иногда выражают фигуру речи, которая называется риторическим вопросом. Его задают не с целью спросить, а для того, чтобы выразить восхищение, негодование и тому подобные сильные чувства, а также призвать слушателя, читателя к осмыслению того или иного события. Ответ на риторический вопрос дает сам автор. В компании с восклицательным знаком вопросительный передает значение крайнего удивления.

  • Морской леопард Морской леопард является представителем вида истинных тюленей, которые обитают в субантарктических регионах Южного океана. Морские леопарды очень грозные и опасные хищники среди других обитателей океана. Назвали такого хищника леопардом
  • Александрийский маяк Наша история и записи сохранили память о многих древних памятниках, которые, к сожалению, не смогли дойти до нашего времени в своем первозданном виде. Нашему поколению, остается только знакомиться со своей историей из книг и журналов.
  • Гусь Все знакомы с такими животными, как гуси, многим приходилось сталкиваться с ними вживую, например, у бабушки в деревне. Сегодня мы рассмотрим места обитания гусей, внешнее строение, размножение и питание. Приступим.

Где его поставить, если надо выразить вопрос

В каком месте предложения в русском языке ставят вопросительный знак? Символ располагается обычно в конце предложения, но не только. Рассмотрим каждый случай подробней.

  • Знак вопроса находится в конце простого предложения, выражающего вопрос. (Например: Что ты здесь ищешь? Почему вода превращается в лед?)
  • Вопросительный знак располагается внутри вопросительного предложения при перечислении однородных членов. (Например: Что тебе приготовить – суп? жаркое? индейку?)
  • В сложносочиненных предложениях этот знак ставится в конце и в том случае, если все его части содержат вопрос, даже если его заключает в себе лишь последняя часть предложения. (Например: 1. Долго ли мне ждать призыва, или Скоро придет мой черед? 2. Он искренне рассмеялся, да и кто бы остался равнодушным к подобной шутке?)
  • В сложноподчиненных предложениях вопросительный символ ставится в конце: 1. Когда вопрос заключает в себе и главное, и придаточное предложение. (Например: Знаете ли вы, какие случаются в походах неожиданности?) 2. Когда он содержится только в главном предложении. (Например: Неужели и нам не хочется, чтобы был мир?) 3. Если вопрос заключен в придаточном предложении. (Например: Разные смелые мысли одолевали его воспаленное сознание, хотя могло ли это хоть чем-нибудь помочь его сестре?)
  • В бессоюзном предложении вопросительный знак ставят в конце: 1. Если вопрос содержат все его части. (Например: Куда мне идти, где искать приюта, кто протянет мне дружескую руку?) 2. Если вопрос заключает только последняя его часть. (Например: Будьте со мной откровенны: сколько мне осталось жить?)

Правила применения знаков препинания в диалогах: примеры и объяснения

В русском языке знаки препинания играют важную роль в передаче смысла и позволяют правильно структурировать диалоги. В данном разделе мы рассмотрим основные правила использования знаков препинания в диалогах с примерами и объяснениями.

1. Запятая перед прямой речью:

Запятая ставится перед прямой речью, если она предваряется повествовательным глаголом или сказуемым, например:

  • Мама сказала: «Пора ужинать».
  • Он спросил: «Как тебя зовут?»

2. Тир при переходе к прямой речи:

Переход к прямой речи может быть отмечен тиром, например:

  • Она сказала: — Я очень рада вас видеть.
  • — Когда у вас начинается урок? — спросил ученик учительницу.

3. Тир внутри прямой речи:

Если внутри прямой речи есть вводные слова или выделенная часть, то они отделяются тиром, например:

  • «Вы знаете, — сказал доктор, — ваше состояние требует медицинского вмешательства».
  • «Она прошептала — Помоги мне — и упала без сознания».

4. Вопросительный и восклицательный знаки:

Вопросительный и восклицательный знаки ставятся после выражений в прямой речи, если они соответствуют этому выражению, например:

  • «Когда мы пойдем в кино?!» — спросила она у своих друзей.
  • «Я победил!» — крикнул он радостно.

5. Двоеточие при описании прямой речи:

Двоеточие ставится перед прямой речью, если перед ней есть пояснение или описание, например:

  • Он сказал одному из сотрудников: «Продолжайте работу, пока не закончите».
  • Директор заговорил с сотрудниками: «Я наблюдаю прогресс вашей работы».

6. Открывающая и закрывающая кавычки:

Прямая речь в диалогах заключается в открывающие и закрывающие кавычки, например:

«У меня есть новость для тебя», — сказал он.
— Завтра будет важное событие, — сказал мэр.

Знак препинанияПримерОбъяснение
ЗапятаяМама сказала: «Пора ужинать».Запятая ставится перед прямой речью, если она предваряется повествовательным глаголом или сказуемым.
ТирОна сказала: — Я очень рада вас видеть.Переход к прямой речи может быть отмечен тиром.
Тир внутри прямой речи«Вы знаете, — сказал доктор, — ваше состояние требует медицинского вмешательства».Если внутри прямой речи есть вводные слова или выделенная часть, то они отделяются тиром.
Вопросительный и восклицательный знаки«Когда мы пойдем в кино?!» — спросила она у своих друзей.Вопросительный и восклицательный знаки ставятся после выражений в прямой речи, если они соответствуют этому выражению.
ДвоеточиеОн сказал одному из сотрудников: «Продолжайте работу, пока не закончите».Двоеточие ставится перед прямой речью, если перед ней есть пояснение или описание.
Открывающая и закрывающая кавычки«У меня есть новость для тебя», — сказал он.Прямая речь в диалогах заключается в открывающие и закрывающие кавычки.

Сочинение — Зачем нужны знаки препинания 4 класс. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Что такое знаки препинания? Это символы, которые используются в тексте для его оформления. Функции этих знаков настолько важны, ведь они определяют смысл каждой фразы, а также разделяют мысли одну от другой. К тому же они эмоционально окрашивают предложение, что дает понять, чем оно закончилось: вопросительно, утвердительно или с восклицанием. Без них все мысли путаются, и может получиться неразбериха.

Точка используется для того, чтобы завершить предложение и отделить его от другого, а также для сокращения слова. Знак запятой ставится, когда речь идет о перечислении или для того, чтобы соединить части сложного предложения. Многоточие применяется для обозначения мысли, которая не закончилась или паузы.

Это самые основные знаки, которые применяются при письме

Существует много других, и значение их немаловажно. Они делают текст оживленным, он сразу приобретает определенный смысл, легко воспринимается читателем

Поэтому полное отсутствие этих знаков может привести к тому, что текст можно понять не так, как должно быть или он будет казаться неясным. С легкостью можно сказать, что знаки препинания нужны, как воздух, ведь остановка в речи при разговоре – это те же самые знаки препинания, только в невидимой форме.

Для того, чтобы внятно объяснить собеседнику свои мысли, мы даже в устной речи ставим паузы в разговоре. Что уж говорить о письме

При письме важно выделить особо важную информацию, акцентировать внимание на нужном понятии или фразе. Даже для выражения своего мнения необходимы знаки препинания. Написав диалог и не выделив его знаками препинания, получится сумбур и непонятный набор слов

Для выделения фраз в диалоге используются различные знаки. Прямую речь можно выделить двумя способами

Написав диалог и не выделив его знаками препинания, получится сумбур и непонятный набор слов. Для выделения фраз в диалоге используются различные знаки. Прямую речь можно выделить двумя способами.

  • При помощи кавычек. После повествования ставится двоеточие и кавычки. В кавычки с двух сторон заключают диалоговую фразу и закрывают кавычки. Если повествование продолжается после прямой речи, то ставится запятая, дефис и продолжается речь.
  • При помощи дефиса. Прямая речь начинается с новой строки и начинается с постановки тире. После диалоговой речи, если после нее идет повествование, снова ставится тира, тем самым являясь разделением прямой и повествовательной речи. Так читатель сможет прочесть с необходимой интонацией диалог или цитату.

Самым распространенным знаком препинания является запятая. Она используется практически в каждом предложении. Служит разделителем однокоренных слов или целых предложений. Отделяет причастные и деепричастные обороты. Обращение к какому-либо лицу также выделяется запятыми. При перечислении каких-либо предметов или качеств не обойтись без помощи запятой. Запятую знают даже самые маленькие дети. В различных мультфильмах про знаки препинания для детей самыми главными героями как раз и являются девочка-запятая и мальчик-точка.

Когда предложение сложное по конструкции, то при перечислении возможно стоит использовать точку с запятой. Она также может служить разделителем, если в перечисляемых частях есть свои подчиненные части, отделенные запятыми.

Когда мысль заканчивается, то в конце предложения целесообразно поставить точку. Она обозначит конец одной мысли и начало следующей.

Но иногда бывает, что хочется задать вопрос в предложении. В таком случае, чтобы перевести предложение из повествовательного в вопросительное, ставится вопросительный знак в конце предложения.

Для придания большей эмоциональности предложения используется восклицательный знак. Он – неоценимый помощник в поздравительных открытках или пожеланиях. При обращении к человеку также возможно использовать знак восклицания.

Пользуясь правильно и по назначению знаками препинания можно зарекомендовать себя, как образованного, умного и социальноадаптированного человека. Поэтому стоит помнить, что расстановка знаков препинания необходима не только в учебе, но и играет немаловажную роль на протяжении всей жизни.

Презентация 4 класса на тему: “МБОУ Гимназия 4 Исследовательская работа по теме: «Что могут знаки препинания» выполнила: ученица 4 класса «Б» Евсеенко Даша руководитель: Аникина Н.А.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

МБОУ Гимназия 4 Исследовательская работа по теме: «Что могут знаки препинания» выполнила: ученица 4 класса «Б» Евсеенко Даша руководитель: Аникина Н.А. г. Новосибирск 2010 г.

2

Цель: узнать как появились и для чего нужны знаки препинания; Гипотеза: я предположила, что знаки препинания несут в себе смысловую нагрузку и очень нужны в русском языке; Методы исследования: теоретический; анкетирование; обработка результатов контрольных работ по русскому языку.

3

Синтаксис и пунктуация: Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает строй связной речи. Его основные единицы – предложение и словосочетание. Пунктуация занимается расстановкой в предложениях знаков препинания.

4

Из истории знаков препинания: Раньше всех была введена точка (в XV веке ), затем – запятая (в XVI веке). После них появилась точка с запятой. В книгах XVI века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак (чуть позднее появился и восклицательный знак). К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие.

5

О ПОЛЬЗЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ: «Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в Космосе, на Земле или даже в его собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, а всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!» А.Каневский

6

О ЗНАКЕ ЕДИНИТНОМ Дефис (знак орфографический) – это короткая соединительная чёрточка, употребляющая внутри слова: Представление было задумано как концерт – загадка. Тире (знак пунктуационный) – длинная черта, разделяющая отдельные части предложения, при чтении которого на месте тире обычно отмечается особая пауза: Этот концерт – загадка для зрителя.

7

Результаты анкетирования: Я задала своим одноклассникам вопросы: Нужны ли знаки препинания? Часто ли вы пропускаете знаки препинания в своих работах(запятую или точку)?

8

Результаты анкетирования: Из 26 опрошенных: все 26 считают, что это очень важно; 18 человек часто допускают пунктуационные ошибки

9

Результаты контрольных работ по русскому языку: Пунктуационные ошибки 2 класс 25 чел. 3 класс 26 чел. 4 класс 26 чел. точка в конце предложения 12 ошибок 2 ошибки 0 ошибок запятая при однородных членах предложения нет данных 15 ошибок 5 ошибок

10

Результаты контрольных работ по русскому языку: Мы видим, что по мере взросления и внимательного изучения правил пунктуации на уроках русского языка, количество ошибок такого рода снижается.

11

Выводы: Знаки препинания появились очень давно; Знаки препинания имеют смысловую нагрузку и очень нужны в русском языке.

12

Список литературы: Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие дл учителя. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение Колесов В. В. История русскому языку в рассказах: Книга для учащихся средней школы. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Львова С. И. Там, где кончается слово…(О слитных, дефисных и раздельных написаниях): Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение, Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. – М.: Знание, Синицын В. Путь к слову. – М.: Просвещение, Форощук А.А., Форощук Н.Е. Русский язык: Учебное пособие для начальных классов. – Донецк: Сталкер, 1997.

13

Приложения:

14

Приложения:

15

Приложения:

16

Спасибо за внимание!

История русской пунктуации

В Российской империи пунктуации как таковой не существовало до второй половины XV в. И лишь в 80-х годах начала использовать точка.

Примерно через 40 лет в грамматике стали ставиться запятые.

Соединение этих символов в один (точку с запятой) произошло позже. Причем проверка пунктуации древних текстов показала, что изначально он выполнял функции вопросительного знака. Так что если при чтении документа, датируемого ранее XVIII в., будет стоять вопросительный знак, можно сделать вывод, что, вероятно, бумага является подделкой.

Однако с XVIII в. для обозначения вопроса стал применяться особый символ. Кстати, в тот же период в империи стал использоваться и восклицательный знак, который изначально сигнализировал об удивлении, а не о восклицании. Именно поэтому он носил название «удивительная».

Первым парным знаком в грамматике российского языка стали круглые скобки, впервые отмеченные при проверке пунктуации в документе 1619 г.

Тире, кавычки и многоточие появились тоже только в XVIII в. Причем одним из первых и главных их популяризаторов стал Николай Карамзин.

Запятая в предложениях и перечислениях

Запятая — один из наиболее распространенных знаков препинания в русском языке. Она используется для разделения слов, словосочетаний и предложений, а также для обозначения паузы при чтении текста.

Основные случаи, когда необходимо ставить запятую:

  • При перечислении — если в предложении перечисляется несколько однородных членов, то между ними ставится запятая. Например: «На столе лежали книга, ручка, блокнот и карандаш».
  • При вставке пояснений и обращений — если в предложении вставляется пояснение, оно выделяется запятыми. Например: «Мама, ты позвонишь мне после работы?».
  • Между подлежащим и сказуемым — в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится запятая только в случае, если они разделены причастным оборотом или деепричастным оборотом. Например: «Взглянув на часы, я понял, что опоздаю».
  • Между приложением и сказуемым — запятая ставится между приложением и сказуемым, если приложение необходимо отделить от остальной части предложения. Например: «Он прочитал эту книгу, классическую русскую литературу».
  • В сложносочиненных предложениях — в составных предложениях, объединенных союзами «и», «да», «или», «либо», «нетолько, но и», между их частями ставится запятая. Например: «Он сел и начал читать книгу».

Правильное использование запятой помогает сделать текст более ясным и понятным для читателя. При написании предложений следует учитывать правила постановки запятой и разбивать текст на отдельные фразы и части, чтобы облегчить восприятие информации.

Как расставить запятые в предложении?

Знаки препинания играют важную роль в письменной речи

Особенно важно правильно использовать запятые, чтобы передать нужный смысл и структуру предложения. В этой статье мы рассмотрим, как правильно расставлять запятые в предложении при составлении сообщения для 4 класса

Правило 1: запятая между подлежащим и сказуемым

Запятая ставится между подлежащим и сказуемым, если они разделены длинным придаточным предложением или второстепенным членом предложения. Например:

  • Мама, которая всегда заботится о нас, приготовила обед.
  • Мой друг, который учится в другом классе, пришёл в гости.

Правило 2: запятая при перечислении

Запятая ставится между перечисляемыми словами или фразами. Например:

  • Я люблю фрукты: яблоки, апельсины, бананы.
  • На уроке мы изучаем разные предметы: математику, русский язык, литературу и т.д.

Правило 3: запятая после вводных слов и выражений

Запятая ставится после вводных слов и выражений, которые вводятся в предложение. Например:

  • Впрочем, я согласен с тобой.
  • Безусловно, он заслуживает похвалы за свои успехи.

Правило 4: запятая перед союзами «и» и «или»

Запятая ставится перед союзами «и» и «или», когда они соединяют несколько однородных членов предложения. Например:

  • Мама пошла в магазин и купила молоко.
  • Ты можешь выбрать: яблоко, грушу или апельсин.

Правило 5: запятые при прямой речи

Запятые ставятся при прямой речи для обозначения начала и конца реплики. Например:

  • Мама сказала: «Пойди в магазин и купи хлеб».
  • Учитель спросил: «Кто знает ответ на этот вопрос?»

Знание основных правил поможет вам правильно расставить запятые в предложении и составить чёткое и понятное сообщение.

Популярные сегодня темы

В поэме Гоголя «Мертвые души» имеется 11-я глава, посвященная жизни одного из главных героев – Павла Чичикова. Биография этого героя представлена характеристикой. Автор описал детство, отрочество, юность

Тема одиночества является центральной в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт жил в послереволюционное время, когда эхо декабристского восстания все еще гуляло по стране

Тоня, была дочерью Анны и Александра Громеко, а так же супругой Юрия Живаго, от которого родила двоих очаровательных детей. Еще, будучи в подростковом возрасте ее муж потерял родителей и воспитывался

Два русских писателя – Бунин и Куприн, относятся к первой половине 20 века. Их общей темой произведения была любовь. Их произведения заставляли, и до сих пор заставляют, полностью погрузиться в содержание

Немного истории

Перевёрнутый вопросительный знак, именуемый в испанском языке как signos de interrogacion и перевёрнутый восклицательный знак, который называется signos de exclamacion имеют довольно интересную историю.

И начнём мы издалека. Первый символ вопроса был изображён в копии Библии в Сирии, которая датировалась V веком. Вот только сам на себя он похож не был. Вопрос того времени распознавался как двойная точка. Ставился он не только в конце, но и в самом начале вопросительного предложения.

Если же взять в руки древние труды, написанные на древнееврейском или древнеарабском языках, то окажется, что здесь нет никаких знаков препинания. Нет точных доказательств того, что вопросительный знак пришёл в эти языки из языка сирийского. Скорее всего, он появился сам по себе.

Интересно, что в Греции нет того вопросительного знака, к которому мы привыкли. Здесь его заменяет всего лишь точка, под которой ставится запятая.

В том виде, в котором мы вопросительный знак знаем сегодня он появился только в XVI веке. И получился он из двух букв- первой и последней — слова «quaestio», что переводится как «вопрос». Причём первоначально вопросительный знак выглядел как буква «o», наверху которой надписывали буковку «q». Со временем эти две буквы стали вопросительным знаком – таким, каким мы его знаем сегодня.

Зачем нужны знаки препинания?

Знаки препинания — символы, используемые для оформления текста. Зачем нужны знаки препинания? Они выполняют в письменном тексте функции разделения и выделения смысловых частей, предложений, словосочетаний и слов, а также указывают на отношения между элементами текста, их завершенность, эмоциональную окраску и интонации. Знаки препинания делают текст более четким и понятным при чтении.

Без правильного понимания того, зачем нужны знаки препинания, сочинение не напишешь, все мысли в нем перепутаются, и получится настоящая бессвязная словесная каша. Поговорим о каждом знаке в отдельности. Итак, зачем нужны знаки препинания?

Точка

На письме она используется для завершения предложений и отделения одного предложения от другого «На улице идет дождь. Я решил остаться сегодня дома.», и для сокращения слов «и т.д. — и так далее».

Многоточие

Используется для обозначения паузы или незаконченной мысли: «Да, я все время думаю о том, как все могло бы сложиться, что было бы с нами… Почему ты спросил у меня об этом именно сейчас?».

Также используется при обозначении пауз, при резком переходе от одного действия к другому: «Он молча слушал…

Вдруг резко вскочил и начал говорить, что не согласен и никогда не сделает того, что ему велели».

Восклицательный знак

Он завершает предложение и обозначает эмоциональную окраску — волнение, удивление, гнев, сильную радость и многое другое в зависимости от контекста самого предложения: «Скорей! Иначе мы опоздаем!». Восклицательный знак может ставиться не только в конце предложения, им можно выделять обращения: «Господа! Мы скоро начинаем» или после междометия: «Ах! Мне безумно жаль!».

Вопросительный знак

Обычно ставится в конце предложения и выражает вопрос или сомнение: «Зачем нужны знаки препинания ГИА (государственной итоговой аттестации)? Они являются неотъемлемым атрибутом правильной письменной речи или формальностью?». Ответ на этот вопрос, конечно же — без правильного использования знаков препинания невозможно грамотно писать.

Запятая

Используется внутри предложения для отделения его частей друг от друга (однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, простые предложения в составе сложных и многое другое.

«Солнце светило так ярко, что даже насекомые спешили укрыться от него» — сложноподчиненное предложение.

«Только дойдя до работы, я вспомнил, что оставил все документы дома» — деепричастный оборот и сложноподчиненное предложение.

Двоеточие

Ставится внутри предложения и означает, что часть до него связана с частью после него. Двоеточие ставится при перечислении после обобщающего слова «А как много было там было цветов: ирисы, нарциссы, хризантемы, герберы, лилии и розы!».

Двоеточием разделяют слова автора и прямую речь: «Я подумал: «А что, если что-то пойдет не так?».

Также двоеточие используется в сложном предложении, если одна из частей дополняет или поясняет вторую: «Он принял это решение быстро, не задумываясь, у него были на то причины: он знал, что это правильно».

Тире 

Используется внутри предложения и часто заменяет пропущенные слова или союзы. «Любящая семья — настоящее счастье», подлежащее и сказуемое являются существительными, тире используется вместо пропущенного слова «это». Также тире используют для обозначения прямой речи: — Именно это я и хотела тебе сказать, — сказала она и, сделав паузу, добавила, — но ты никогда меня не слушал.

Точка с запятой

Ставится в предложении, если в нем много составляющих и запятых, для разделения частей: «Солнечные блики скакали повсюду, отражаясь от водной глади; кто бы мог подумать, что такая погода может быть в середине осени».

Вот зачем нужны пунктуационные знаки препинания — они помогают структурировать предложение и выделить отдельные его части. Зачем нужны авторские знаки препинания? Они помогают сформулировать мысль и обратить внимание читателя именно на тот момент, который он считает наиболее важным, даже если по правилам такая расстановка знаков невозможна

Правила

Пунктуация – это совокупность знаков препинания и система выработанных и закрепившихся правил их применения. Система, которая действует сейчас, сложилась в 18 веке, когда окончательно сформировались основы литературного языка.

Ломоносов о главном принципе, на котором основываются правила пунктуации: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам».

Другими словами, смысловая сторона речи, мысль, выраженная в предложении, имеет решающее значение при расстановке знаков. Правила расстановки запятых, которые нужно знать в 4 классе:

Основные пунктуационные правила коротко записаны на схеме:

Видео уроки по теме для 4 класса:

Эпилог

О пользе знаков препинания

(А. Каневский)

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще.

За несложными фразами пришли несложные мысли. 

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал — так он разучился мыслить и дошёл до точки.

P. S. Про эпиграф к этой статье.

Знаки препинания всё время сравнивают с нотами — Пушкин об этом писал, Чехов, Паустовский. Но я бы больше сравнила их с тормозами. Очень подходит. Функция та же.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий