Всё об изучении детско-родительских отношений с помощью методики ПАРИ (PARI)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2 Решение проблемы………………………………………………………………2 Методы решения проблемы…………………………………………………….3 Диагностическая методика……………………………………………………..4 Рекомендации для мамы……………………………………………………….16 Как правильно подобрать игры для ребенка…………………………………17 Вывод……………………………………………………………………………22 Список литературы……………………………………………………………..24

Введение

В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель–ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Детско-родительские отношения зависят от родительской позиции, которая определяет тактику поведения родителей во взаимодействии с ребенком, т. е. реализуется посредством выбранного стиля воспитания.

Проведение диагностики стиля родительских отношений

Диагностика может быть как индивидуальной, так и групповой. Рекомендуемое время работы взрослых с бланками – 20 минут. Проводится тестирование по следующему алгоритму:

Экспериментатор выдаёт опросник и бланк для ответов.
Затем инструктирует испытуемого: «Перед вами 115 утверждений. Задача такова: отметить на бланке один наиболее подходящий, на ваш взгляд, вариант ответа

«А» означает «абсолютно согласен», «а» – «больше согласен, чем не согласен», «б» – «больше не согласен, чем согласен», «Б – совершенно не согласен»».
Организатор должен обратить внимание тестируемого на то, что обдумывать ответы долго не стоит. Также следует предвосхитить замечания испытуемого о схожести некоторых вопросов (цель таких заданий – установить мельчайшие разногласия в воспитании детей).
После завершения работы участника диагностики и по прошествии отведённого времени экспериментатор забирает бланк для дальнейшего анализа.

История создания

Материалом для построения опросника послужили данные опроса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за психологической помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН России. Это количество было составлено из двух групп: контрольной, то есть родителей, не нуждающихся в посторонней помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком, субъективно благополучных; и экспериментальной — родителей, нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей — и нее вошла подгруппа лиц, реально обратившихся за психологической помощью. Все родители — жители г. Москвы, более половины из них с высшим образованием.

В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Консультативный центр психологической помощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам:

  • симпатия,
  • антипатия,
  • уважение,
  • неуважение,
  • близость,
  • отдаленность,
  • инфантилизация,
  • инвалидизация,
  • социальная инвалидизация,
  • кооперация,
  • доминирование,
  • потакание,
  • автономия.

В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительно которых мнения экспертов о шкаль-ной принадлежности совпадали. Таким образом, было получено стандартизованное интервью из 62 пунктов, на которое дали ответы 197 испытуемых. Ответы были подвергнуты факторизации с «Варимакс» вращением.
В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие—отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — «маленький неудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.

Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп: в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР). Вариант для родителей подростков

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов. 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).

  1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
  2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие уступки.
  3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
  4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.
  5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
  6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
  7. Я говорю ему (ей) чаще о его(ее) недостатках, чем достоинствах.
  8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.
  9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
  10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).
  11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
  12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился к своим детям так же, как я к нему (к ней).
  13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
  14. Я его (ее) очень редко ругаю.
  15. Я стараюсь контролировать все его действия и поступки.
  16. Считаю, что для него главное — это слушаться меня.
  17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
  18. Я не разделяю его увлечений.
  19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
  20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
  21. Я часто иду у него (нее) на поводу.
  22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
  23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.
  24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.
  25. Дома у него больше обязанностей, чем у большинства его друзей.
  26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания.
  27. Ему(ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
  28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
  29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
  31. Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.
  32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
  33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.
  34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
  35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.
  36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
  37. Я предъявляю к нему (к ней) много требований.
  38. По характеру я мягкий человек.
  39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.
  40. Я стремлюсь оградить его  (ее) от трудностей и неприятностей жизни
  41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
  42. Мне нравится его (ее) характер.
  43. Я часто критикую его по мелочам.
  44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
  45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.
  46. Я наказываю его за такие поступки, которые совершаю сама.
  47. Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
  48. Я устаю от повседневного общения с ней (с ним).
  49. Мне приходиться заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет
  50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
  51. Мне бы хотелось знать о нем вес; о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
  52. Он(а) не советуется со мной с кем ему (ей) дружить.
  53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
  54. Я приветствую его (ее) повеление.
  55. Я часто высказываю свое недовольство им.
  56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
  57. Мы по-разному представляем с ним (с ней) его (ее) будущую жизнь.
  58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
  59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.
  60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас.

[править] Интерпретация результатов

Путем стандартизации было выделено несколько основных факторов, на которые может опираться специалист с целью качественного анализа результатов.

Фактор 1. Гиперопека — отсутствие родительской опеки.

Этот фактор объединяет шкалы, характеризующие опекающий способ воздействия родителей на ребенка. Выраженность факторов свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о ребенке, стремятся ограждать его от жизненных сложностей, от забот, которые могли бы утомить дочь или сына. Дети должны во всем слушаться родителей, понимать, что мудрость их родителей есть высшая мудрость, причем родители стремятся ограничить постороннее влияние на ребенка, подчеркивая собственную роль. Оказалось, что с опекой, как способом воспитания, связано подавление сексуальности и агрессивности ребенка. Ребенок, по мнению родителей, должен избегать драк в любых ситуациях, в случае конфликтов должен обращаться к взрослым. Эти особенности родительского воспитания еще раз подчеркивают необходимость мягкости, послушности ребенка, его недостаточную зрелость, а поэтому необходимость зависимости от взрослого. Противоположный полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от опеки над ребенком, между родителями и ребенком большая межличностная дистанция. Родители отрицают значение собственного влияния на ребенка.

Фактор 2. Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком — демократичность.

Один полюс фактора свидетельствует об отказе родителей от демократичности и равенства в общении с сыном или дочерью. И наоборот, противоположный полюс — о преимущественных установках родителей на демократичность. Родители предоставляют ребенку возможность высказать свое мнение, считаются с ним, общаются с ним на равных, стараются участвовать в его делах, разделяют и поощряют его интересы.

Фактор 3. Диктат в воспитании — отказ от авторитарности. Выраженность данного фактора говорит о наличии у родителей установки на авторитарность в воспитании ребенка. Родители считают, что строгое воспитание является наиболее эффективным для ребенка, они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством их обременительности.

Решение проблемы.

Осторожно управляя беседой, воспитатель должен дать матери просто “высказаться”, учитывая психотерапевтический эффект проговаривания личных проблем перед внимательным, доброжелательным, понимающим слушателем-воспитателем. Роль воспитателя в этот момент, должна быть «эмпатическое слушание».К тому же мать в процессе проговаривания своих проблем сама может прийти к правильным выводам (может быть и с помощью воспитателя).Если же воспитатель подтвердит правильность выводов матери, последнее с большей вероятностью их реализует в общении с сыном.В противном же случае необходимо, посоветовать маме обратиться к психологу и, обязательно, если семья полная, с мужем

Диагностика в зависимости от проблемы и после консультации с психологом, т.к.  педагог самостоятельно  может провести только педагогическую диагностику в рамках реализуемой  в ДОУ образовательной программы.

Обработка и интерпретация результатов изучения

Вероятно, дети являются постоянными свидетелями семейных ссор, если по шкале № 7 испытуемый получил самый высокий балл

Все задания опросника разбиты на 23 шкалы, в каждой из которых по 5 вопросов (см. файл «Стимульный материал, бланк и ключ»). Первая часть, затрагивающая семейную роль испытуемого, состоит из 8 шкал (в скобках указан номер того или иного показателя):

  • зацикленность женщины на семье (№3);
  • ощущение себя матерью-жертвой (№5);
  • частые семейные ссоры (№7);
  • непререкаемый родительский авторитет (№11);
  • нежелание быть хозяйкой дома (№13);
  • отстранённость мужа от семейных дел (№17);
  • авторитарный стиль материнского общения (№19);
  • нерешительность и зависимость от матери (№23).

Родительско-детские отношения описаны 15 признаками:

  • предоставление чаду возможности высказаться (№1);
  • дружеские отношения (№14);
  • поощрение любознательности малыша (№15);
  • уравнительные отношения (№21);
  • несдержанность (№8);
  • строгость (№9);
  • нежелание контактировать с ребёнком (№16);
  • ярко выраженный стиль отношений «сильный-слабый»;
  • угнетение воли (№4);
  • забота о безопасности (№6);
  • отсутствие влияний извне (№10);
  • подавление негативных проявлений (№12);
  • подавление половой роли (№18);
  • чрезмерное присутствие в мире малыша (№20);
  • желание ускорить процесс обучения ребёнка (№22).

За каждый ответ испытуемый получает определённое количество баллов:

  • 4 за А;
  • 3 за а;
  • 2 за б;
  • 1 за Б.

После выведения итоговой суммы и соотнесения результата с нормой по каждой шкале можно определить основные особенности отношений внутри конкретной семьи.

Таблица: Тестовые нормы (отцы)

Номер шкалыРазбивка баллов по оценкам
12345678910
15–1112–131415–16171819202020
25–789411–1213–1415–1617–1819–2020
35–89–1011–121314–151617–18192020
45–91011–12131415–1617181920
55–1112131415–161718–1918–192020
65–1011–12131415–161718192020
75–91011–121314–15161718–192020
85–67–89–101112–1314–161718–192020
95–789–101112–1314–1516171920
105–1011–12131415161718–192020
115–891011–1213–1415–161718–192020
125–89101112–1415–16171819–2020
135–78910–111213–1414–1617–181920
145–1112131415161718–1918–1920
155–12131415–16171819202020
165–910111213–1415161718–1920
175–10111213–141516–1718–19202020
185–89–1011–121314–1516–1718192020
195–789–101112–1314–1516–17181920
205–91011–1213–141516–1718192020
215–14151617–18191920202020
225–89–12131314–151617–18192020
235–1213–141516171819202020

Таблица: Тестовые нормы (матери)

Номер шкалыРазбивка баллов по оценкам
12345678910
15–12131415–16171819202020
256–789–1011–1213–1415–1617–181920
35–891011–1213–1415–1617–18192020
45–101112131415–161718–192020
55–910–111213–141516–1718192020
65–101112–131415–161718192020
75–910–111213–141516–1718192020
85–678–910–1112–1314–1516–1718–192020
95–7891011–1213–14151617–1920
105–10111213–141516–1718192020
115–891011–121314–1516–17181920
125–78–910–1112–131415–1617–18192020
135–678–9101112–1314–151617–1819–20
145–10111213–14141617181920
155–1112–1314–1516171819202020
165–78–910–11121314–1516–17181920
175–1011–121314–1516–171819202020
185–9101112–1314–1516–1718–19202020
195–789–10111213–1415–1617–1819–2020
205–78–1112–131415–1617–1819202020
215–15161718191920202020
225–1011313–141516–1718192020
235–10111213–1415–161718192020

Случается, что в семье всё внимание сосредоточено только на ребёнке. Тест позволяет выявить и это

Чем выше оценка по тому или иному критерию, тем проблемнее ситуация, касающаяся того или иного вопроса:

Чем выше оценка по тому или иному критерию, тем проблемнее ситуация, касающаяся того или иного вопроса:

  • Так, например, большое количество набранных баллов по 7 шкале говорит о том, что ребёнок, скорее всего, регулярно становится свидетелем супружеских ссор.
  • Высокие баллы по 3 критерию указывают на постоянную погружённость в семейные проблемы.
  • А вот большая сумма очков в 13 шкале говорит о нехватке родительского внимания из-за постоянной их занятости на работе (при этом, вероятно, практически полностью отсутствует согласованность в распределении домашних обязанностей).
  • Высокие баллы по шкалам №17, №19, №23 иллюстрируют недостаточную сплочённость родных.

Психологам, работающим с целыми семьями, тест PARI даёт широкие возможности для анализа и коррекции отношений внутри ячейки общества. По итогам диагностики, как правило, проводится беседа, в которой, в зависимости от задач, поставленных специалистом, принимают участие либо все члены семьи сразу, либо только взрослые.

Обработка результатов

Отвечая на вопросы опросника, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитываются положительные ответы, совпадающие с ключом, за которые начисляется по 1 баллу.

Ключ

  1. Принятие-отвержение: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
  2. Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  3. Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.
  4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

  1. отвержение,
  2. социальная желательность,
  3. симбиоз,
  4. авторитарная гиперсоциализация,
  5. инфантилизация (инвалидизация).

Процедура изучения стиля отношения родителей к детям

Для организации теста с использованием методики ПАРИ необходимо подготовить:

  • стимульный материал (список вопросов) в достаточном количестве;
  • бланки для ответов;
  • ручки;
  • часы или секундомер.

Диагностику можно проводить индивидуально или в небольших группах.
Стандартное время на прохождение тестирования – 20 минут. Родителям раздаются опросники и бланки, на которых они записывают имя, фамилию, пол, возраст, место работы, количество детей и сколько им лет.

Не запрещается проводить тестирование родителей в групповой форме

Рекомендуется сопровождать подготовку взрослых к тестированию подобной инструкцией: «Перед вами список из 115 утверждений, касающихся различных аспектов семейной жизни. На отдельном бланке нужно выразить своё согласие или несогласие с каждым из них, поставив отметку рядом с номером того или иного высказывания, соответствующую вашему мнению: А – абсолютно согласен; а – скорее согласен, чем не согласен; б – скорее не согласен, чем согласен; Б – абсолютно не согласен. Не следует тратить слишком много времени на размышления – первая спонтанная реакция будет наиболее ценной для исследователя. Старайтесь отвечать честно, потому что только в этом случае можно будет составить правдоподобный портрет вас (как родителя) и дать необходимые рекомендации».

Следует обратить внимание испытуемых на то, что в опроснике встречаются похожие утверждения.
Предвосхищая недоумение, нужно разъяснить: сформулированы они так, чтобы выявить мельчайшие нюансы детско-родительских отношений, поэтому читать текст следует внимательно

Вывод

В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость ребенка от взрослого. Поведение взрослого постоянно обусловливают активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случаи неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений со взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или начинает фрустрировать и выплескивать свою агрессию на сверстников. Большинство детей в условиях отчужденного отношения со стороны взрослого прекращают начатую деятельность, становятся вялыми и безразличными. Часть детей, напротив, может увеличить темп работы, но при этом продуктивность деятельности все равно резко падает. Негативное отношение взрослого, которое он демонстрирует ребенку, вызывает у него типичные реакции: ребенок или стремится преодолеть барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, или сам замыкается и старается избежать общения

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребенок может прийти к разным внутренним позициям, они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе

Список литературы 1.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1993. 2.Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.: ил. 3.Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной// Вопросы психологии. – 1996 – № 6.

26

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий