О физическом развитии
В возрасте 1 года 9 месяцев педиатры рекомендуют начать заниматься гимнастикой. Если до этого упражнения заключались в массировании ножек, ручек, тела малыша мамой, то в этом возрасте можно начинать приучать его к выполнению упражнений самостоятельно. Простые упражнения на укрепление мышц, приседания, подпрыгивания, подъем рук и ног будут интересны малышу вдвойне, если они станут выполняться вместе с мамой, да еще и под веселую музыку.
Распорядок дня устанавливается практически такой же, как у полуторагодовалого ребенка: дневной сон – один раз продолжительностью 3 часа, ночной сон – 10 часов. Общая продолжительность сна уже уменьшается, уступая место бодрствованию, которое длится 5-6 часов.
Если ребенок до сих пор часто просыпается по ночам и часами укладывается спать, его пора обучить самостоятельно засыпанию. Сделать это лучше под контролем специалиста по детскому сну https://kateforbaby.ru/
Прием пищи обязательно должен быть организован 4 раза в день в определенное время – этот распорядок благотворно влияет на работу желудка и обмен веществ.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: распорядок дня для ребенка 2 лет при нахождении дома
Режим дня в 8 месяцев
Существенных отличий в режиме дня восьмимесячного ребенка от семимесячного нет, но все же, периоды бодрствования преобладают над сном.
Режим сна
Дети уходят на двухразовый дневной сон, только он становится более продолжительным и крепким, чем ранее. Ребенок может не реагировать на посторонние шумы и звуки, когда спит. Практически всю ночь малыш может проспать, не просыпаясь, за редкими исключениями. Это связано с тем, что ночью уровень активности мозга понижается до минимума.
Пять или шесть часов ребенок спокойно может провести без сна днем, все это время он занят играми и активным изучением окружающего мира;
Ночной сон составляет семь или восемь часов, дневной сон составляет от часа до двух, хотя ребенок может выспаться и за сорок минут.
Чтобы ребенок был спокойнее, лучше спал и хорошо развивался, необходимо создать для этого нужные условия:
- Проветривать комнату, сохранять температуру воздуха в пределах 24 градусов.
- Выбрать правильный ортопедический матрас, кровать должна быть идеально застелена, без складок на простыни.
- Перед сном можно сделать ребенку расслабляющий массаж.
Питание
К восьми месяцам ребенку можно давать не только пюре, но и мягкую пищу, порезанную кусочками, например, фрукты, овощи или мясо.
Пора начинать вводить рыбу, которая содержит легкоусвояемый белок, полиненасыщенные жирные кислоты, большое количество витаминов. Предпочтение стоит отдавать белой рыбе: треска, хек или минтай. Для начала малышу будет достаточно и 30 грамм на один прием, частота – один или два раза в неделю.
Далее, можно давать по 50 грамм творога, также несколько раз в неделю; смело можно вводить кисломолочные продукты: детский кефир или йогурт. Сначала стоит начать с одной чайной ложки, постепенно объем должен составлять 150-200 мл в день.
Продукты можно комбинировать между собой, тем самым приучать ребенка к разнообразию вкусов.
С рекомендациями по введению новых продуктов вы можете ознакомиться, открыв Справочник «маме в помощь!», страница 21.
Ребенок 9 месяцев
Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется “пинцетный захват” – ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.
Ребенку 9 месяцев. Что он может уметь? Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки. Обычно физическое развитие позволяет ребенку в 9 месяцев садиться из положения лежа и ложиться из положения сидя.
В этом возрасте малыш часто уже встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя) и даже подпрыгивает, держась за барьер. В 9 месяцев ребенок может стоять при поддержке за одну руку и переступать при поддержке за обе руки или под мышки, а также передвигаться приставным шагом, держась за опору.
9-месячный ребенок способен повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.
Рост и вес ребенка в 9 месяцев данные отечественных педиатров
9 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 7,9 | 10,5 |
Вес девочек, кг | 7,5 | 9,7 |
Рост мальчиков, см | 68,2 | 75,1 |
Рост девочек, см | 67,5 | 74,1 |
Окружность головы мальчиков, см | 44,0 | 47,4 |
Окружность головы девочек, см | 42,9 | 46,4 |
Окружность груди мальчиков, см | 44,4 | 50,8 |
Окружность груди девочек, см | 44,5 | 49,3 |
Рост и вес детей в возрасте 9 месяцев данные ВОЗ
9 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 7,1 | 11,0 |
Вес девочек, кг | 6,5 | 10,5 |
Рост мальчиков, см | 67,5 | 76,5 |
Рост девочек, см | 65,3 | 75,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 42,5 | 47,5 |
Окружность головы девочек, см | 41,2 | 46,5 |
Питание ребенка в 9 месяцев
Вскармливание преимущественно грудное. Все большее место в питании малыша занимает взрослая пища. В возрасте 9 месяцев также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти, и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки и т.п.
Познавательное развитие ребенка в 9 месяцев
9-месячный ребенок с интересом рассматривает свое отражение в зеркале. Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (или облизывает). Подражая взрослому или самостоятельно размахивает, гремит, стучит игрушкой.
В 9 месяцев у ребенка появляется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами – большим и указательным.
В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.
Эмоционально-социальное развитие 9-месячного ребенка
Ребенку 9 месяцев – это расцвет предметной деятельности с игрушками и самое начало социальных контактов. В этом возрасте малыш уже проявляет особый интерес к некоторым игрушкам (отдает им предпочтение).
Улыбается в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку). Радуется веселым играм со взрослым, плясовым движениям. Проявляет интерес к детям, их игре.
У малыша в возрасте 9 месяцев (или чуть раньше или позже) появляется специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида
Речевое развитие ребенка в 9 месяцев
Понимание речи:Слыша свое имя, поворачивается, подползает. На вопрос: “Где то-то?” поворачивается и смотрит в сторону названного предмета (знакомого). По просьбе взрослого находит взглядом одну из трех игрушек, стоящих рядом.
Берет (протягивает взрослому) названную несколько раз игрушку (“Дай то-то”). В 9 месяцев ребенок понимает слова: “ложись”, “вставай”, “брось”, “на” и другие, знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа.
9-месячный малыш может длительно прислушиваться к речи взрослого (не обращенной к нему), наблюдать за движениями губ взрослого.
Активное воспроизведение звуков речи:Ребенок в 9 месяцев может повторять за взрослым слоги и звуки из своего лепета, а также подражать выразительным звукам (по-своему): “чихает”, “фыркает”, “гудит”, “лает”, “мяукает”. В этом возрасте малыш громко лепечет в периоды бодрствования.
Бытовые навыки ребенка в 9 месяцев
Тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.
Уход за малышом в 9 месяцев
В этот возрастной период все гигиенические процедуры ребёнка и уход основываются на тех же действиях, которые проводились ранее от самого рождения до 9 месяцев. Сюда входят ежедневное умывание, подмывание, купание, массаж и гимнастика.
Впишите в график малыша и уход за ним, чтобы он был приучен к распорядку дня с детства.
Купание
Девятимесячный ребёнок с удовольствием проводит время в ванной, играя в игры. Для любителей поплескаться в воде можно находиться в ней до 30 минут. Вы можете использовать водные забавы для развития малыша, водные упражнения или занимая ребёнка мыльными пузырями, пеной, резиновыми зверушками.
Так как сидит ребёнок в 9 месяцев уже уверенно, можно купить для ванной специальный круг или стульчик. Они не только придают устойчивости, но и обеспечивают дополнительную безопасность.
Массаж
Малышу в 9 месяцев необходимо укреплять мышцы спины не только ползанием, но и с помощью массажа. Основные моменты:
- длительность около 10 минут, делается, только если малыш спокоен и в хорошем настроении;
- ребёнку помогает расслабиться негромкая спокойная музыка;
- начинайте процедуру с мягких поглаживаний ладонями, проходя по всем частям тела крохи, массируйте плечи и руки до самых пальчиков, постепенно спускаясь ниже;
- живот массируйте по часовой стрелке;
- не затрагивайте позвоночник ни в коем случае, только по бокам;
- массируйте отдельно каждый пальчик и ладошки ребёнка;
- в завершение используйте почти невесомые похлопывания.
Массаж лучше всего делать перед ночным сном.
Гимнастика
Зарядка с гимнастическими процедурами, наоборот, хороша утром после ночного пробуждения, до того как малыш позавтракает. Для общего укрепления здоровья на этом месяце достаточно 10 минут.
Разминайте предплечья и мышцы рук ребёнка, лежащего на спине, сгибая его руки в суставах, делая ими круговые движения, подъёмы и скрещивания рук на груди. Разминайте ноги, поочерёдно сгибая их в коленях, имитируя ходьбу и езду на велосипеде. Поворачивайте малыша со спины на живот и обратно, приподымайте и выполняйте присаживания с поддержкой.
Нейро-психомоторное развитие на девятом месяце жизни
Интеллектуальное и двигательное развитие ребенка в 9 месяцев также преподносит родителям много приятных поводов для гордости за своего малыша. Что же нового можно заметить в данный период?
- Кроха уже успел запомнить свое имя, и если слышит его, то реагирует на него улыбкой, поворачивается в сторону взрослого, проявляет заинтересованность.
- Младенец способен более ярко выражать свои эмоции – когда ему весело, он радуется и смеется; когда злится – проявляет обиду и даже гнев.
- Постоянно показывает пальчиком на разные предметы: на те, которые бы хотел потрогать (просьба достать что-то), и на те, куда хотел бы забраться (просьба поднять к высокой полке, шкафчику).
- Осваивает простые жесты «да» и «нет». Реагирует на просьбы взрослых –«иди к маме», «подними мячик» и т.д.
- Делает попытки помочь маме при одевании – протягивает ручки, пытается просунуть ножки в штанину. Самостоятельно стягивает с себя головной убор.
- Играет со взрослым в «прятки», при этом по голосу или шагам может понять, где находится прячущийся родитель.
Речь
Кроха ежедневно тренируется в произношении целых цепочек слогов. Многие из них напоминают знакомые слова «мама», «баба». Ребенок стремится подражать взрослому, повторяя те слоги, которые уже появились в его лепете – «па-па-па», «ма-ма-ма» и др.
Слух
При помощи слуховой памяти запоминает и выполняет просьбы и словесные «инструкции» — «поцелуй папу», «покажи маме ручку» и т.д
Под звуковую мелодию может изображать танцевальные движения.
Зрение
Наблюдает за происходящим вокруг, обращает внимание на мимику и жесты взрослых. Реагирует на улыбку, понимает, когда мама сердится.
Эмоции
Бурно (радостно) реагирует на появление мамы в комнате
Общается со взрослыми при помощь простых жестов, показывая ручкой на интересующую вещь или проявляя недовольство (машет головой).
Моторика
Активно ползает, поочередно передвигая правую и левую пару конечностей. У опоры старается сразу принять вертикальное положение, встав на ножки. Вдоль опоры уверенно стоит и передвигается, придерживаясь одной рукой. Мелкие предметы в игре ребенок старается захватить двумя-тремя пальцами.
Игра
Малыш с удовольствием играет одновременно с несколькими игрушками (предметами). Во время игры постукивает одним кубиком о другой. Отдает предпочтение игрушкам с музыкальным сопровождением. Если взрослый спрячет вещь, ребенок будет делать попытки её найти.
Навыки и умения ребенка в 9 месяцев (видео):
Особенности речевого и психического развития ребенка 1 года
К 12 месяцам в норме у детей появляются первые простые в произношении слова: «мама», «баба», «бух» — их еще называют лепетными. Однако теперь каждое слово имеет определенный, один-единственный смысл. Словарный запас малыша составляет примерно 5–10 слов. Речь имеет эмоциональную окраску. Кроме того, продолжаются активные попытки повторять слова за взрослыми.
В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой в знак согласия и махание головой при отрицании. Еще малышам-«годовасикам» свойственно копировать движения взрослых.
Как развивать ребенка в 12 месяцев? С помощью самых простых игр и заданий. Например, в этом возрасте многие детки уже имеют любимые игрушки: попробуйте приучить малыша убирать их за собой, ведь складывать и доставать предметы из коробки — одно из любимых занятий в этом возрасте. Также многие дети могут показывать на картинке предметы, о которых их спрашивают (например, «Покажи котика»), легко находят спрятанные вещи.
Психомоторное развитие ребенка
При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.
2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.
3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.
4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.
5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.
6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).
6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.
7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.
8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.
9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.
11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.
Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие — залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.
Что должен уметь делать девятимесячный малыш
- Движение. Период девятого месяца жизни характеризуется повышенной физической активностью и неутомимостью ребенка. Он быстро ползает на четвереньках в любом направлении, достаточно легко встает на ноги, ухватившись за опору, может делать короткие приставные шаги. Самостоятельно переходит из лежачего положения в сидячее и наоборот, садится из положения стоя. Может сидеть до 15 минут (более подробно о том, когда ребенок начинает сидеть). Иногда малыш пробует делать шаги без опоры, начинает пританцовывать, хлопать в ладоши и топтать ногами (более подробно о том, когда ребенок начинает ползать).
- Моторика. Для девятимесячного ребенка характерны ловкие и уверенные манипуляции руками. Совершая активные движения, он повторяет за родителями и другими детьми, уже может отпираться и отталкивать то, что ему не нравится, перекладывать вещи, прятать их, отбирать у других детей, уверенно тянуть игрушку на себя из чужих рук. Ребенок может порвать лист бумаги, бросить игрушку на небольшое расстояние, а также брать вещь отдельными пальцами.
- Коммуникативные навыки. В девять месяцев ребенок легко оборачивается, услышав свое имя, или оглядывается в поисках матери, часто самостоятельно подползает к родителям, умеет выполнять простые просьбы — садиться, вставать, брать вещи. Малыш очень внимателен и легко идет на контакт, но только с теми, кого уже видел ранее, понимает смех, слезы, улыбку, осознает свое отражение в зеркале.
Уход за малышом в 9 месяцев
За девятимесячным крохой уход основывается на тех же приёмах, что проводились взрослыми во все предыдущие месяцы, начиная с момента рождения. Это три основных компонента:
- гигиенические процедуры (умывание, подмывание, вечернее купание);
- легкая гимнастика;
- массаж.
На заметку! Проведение всех манипуляций по уходу должно по возможности осуществляться в одни и те же часы – именно так ребенка можно постепенно приучить к распорядку дня и наладить его режим.
Купание ребенка в 9 месяцев
Процедура принятия ванны в этом возрасте обычно уже налажена родителями, и малыш с удовольствием проводит время в воде. Если ребенок любит купаться, то можно позволить ему «плескаться» 20-30 минут, заинтересовывая кроху водными забавами: мыльными пузырями, корабликами, мячиками, резиновыми зверятами с брызгалками и чашками для переливания жидкости.
Совет! Дети, как правило, уже хорошо сидят к девяти месяцам, поэтому можно приобрести специальный стульчик или круг для ванны. Такие предметы обеспечат устойчивое положение и предотвратят случайное падение..
Массаж в 9 месяцев
Укрепление мышц на данном этапе развития просто необходимо – малыш благодаря массажным процедурам совершенствует навык ползания и готовится к освоению ходьбы. Массаж может проводить мама самостоятельно. Достаточно лишь запомнить несколько основных моментов и приемов:
первые сеансы массажа длятся не более 10 минут. Ребенок должен быть спокоен, в хорошем настроении. Для расслабления можно включить спокойную мелодичную музыку;
начинать процедуру нужно с мягких поглаживаний ладонями частей тела малыша – рук, ног, спинки и животика. Руки массируются от ладони до плеча, ноги также от ступни до бедер;
животик легкими движениями массируется по часовой стрелке. Массируя спину, стоит запомнить, что позвоночник массажем затрагивать не нужно
Спинка малыша массируется вверх/вниз вдоль него, а также по направлению к бокам;
особенно важно уделить время ладоням и ступням крохи, массируя каждый пальчик отдельно, это благоприятствует развитию мелкой моторики;
завершается массаж нежными, почти невесомыми похлопываниями.
Гимнастика в 9 месяцев
Зарядка для девятимесячного младенца – неотъемлемая часть утренних процедур. Выполняется она до завтрака, в первые 10 минут после пробуждения и носит общеукрепляющий характер для здоровья ребенка.
Вот как выглядит комплекс гимнастических упражнений для «начинающих»:
- разминаем мышцы рук, предплечья: ребенок лежит на спине, взрослый сгибает и разгибает руки малыша в локтевых суставах, чередует со скрещиванием, затем делает круговые движения;
- разминаем мышцы ног: взрослый попеременно сгибает ножки ребенка в коленях, имитируя езду на велосипеде, затем сгибает и разгибает ножки одновременно;
- выполняются повороты в обе стороны со спинки на животик и обратно;
- присаживание и приподнимание тела ребенка за выпрямленные руки;
- ползания за предметом/игрушкой;
- покачивающиеся движения на фитболе в разных положениях тела – лежа на животе и лежа на спине.
Занятия для развития
Развивающие игры
В данном возрасте малыши любят брать в руки различные предметы и изучать их, поэтому большинство развивающих игр связаны с моторикой:
- Игра в «Совок». Ребенку предлагают собирать и пересыпать с места на место различные небольшие предметы. Нежелательно подключать к игре песок, камешки, горох и другие мелкие вещи.
- Игры с тестом. Ребенку предлагают поиграть в лепку из соленого теста — сотворить из него шарик, лепешку.
- Игра в «Телефон». Используют игрушечные телефоны, один из которых дают ребенку, а второй остается у взрослого. Взрослый имитирует звонок ребенку и ведет с ним диалог, используя простые фразы («Привет», «Как дела», «Где мама?» и т.д.»).
- Игры в пальчиковые краски. С помощью таких красок малыши наносят первые штрихи по кафелю, бумаге или собственной коже.
- Игры в переодевание. Мама на личном опыте показывает малышу, как он может переодеться, надевая и снимая шапку, носки, варежки или шарф, застегивает молнию. Малыш активно повторяет за ней все движения.
- Игры в цветные кубики. Взрослый раскладывает перед ребенком несколько кубиков и просит дать ему кубик определенного цвета. Игра способствует не только развитию моторики, но и постепенному запоминанию цветов.
Также к развивающим играм на моторику относят «Ладушки», игры в мячик, пирамидку, башенки из кубиков.
Игры, развивающие речь и коммуникативные навыки, зачастую связаны с контактами с другими детьми. Ребенок девяти месяцев должен контактировать с другими детьми как можно чаще. Это повышает его наблюдательность, а также позволяет в легкой форме, через сверстников, перенять множество полезных навыков и слов.
Игрушки для развития
К развивающим игрушкам относят кубики, пирамидки, игрушечные телефоны, резиновый мячик, матрешки, заводные машинки, барабан.
Гимнастика — комплекс упражнений
- Сгибание ножек в коленях. Поочерёдное медленное распрямление ног скользящими движениями — 5 раз.
- Поставить малыша на ножки и встать или сесть позади него. Перед ребенком укладываются игрушки. Ребенка просят поднимать игрушки с пола. Во время упражнения его придерживают за талию обеими руками. Упражнение проводят 3-4 раза.
- Ребенка кладут на спину и берут за обе ладошки. Ладони медленно сводят и разводят в разные стороны 4-5 раз, после чего проводят упражнение со стопами.
- В положении на спине ручки ребенка двигают поочередно вперед и назад или описывают полукруги 4-5 раз, после чего проводят упражнение с ножками.
Что должен уметь ребенок в 15 месяцев
- Уверенно ходит самостоятельно, перешагивает сам через препятствия.
- Хорошо ориентируется дома, знает где кухня, а где ванная.
- Познает первые причинно-следственные связи (если бросить тарелку, она разобьется; если толкнуть мячик, он будет катиться).
- Знает основные части тела (глазки, носик, ручки).
- Различает цвета.
- Выражает чувства через объятия и поцелуи.
- Подражает действиям старших и сверстников.
- Проявляет интерес к предметам домашнего обихода (веник, расческа, кастрюли) и использует их в игре.
- Кушает ложкой и пьет из детской кружечки.
- Ярко выражает любые эмоции и стремится к самостоятельности.