Основные навыки
Малыш в одиннадцать месяцев ежедневно совершает новые открытия, познавая окружающий его мир. Кроха настолько любознателен, что стремится всюду залезть (под стул, стол, кровать) и все там посмотреть. Пробует все на вкус и на ощупь, частенько заставляя родителей переживать, не взял ли ребенок чего лишнего в рот. В этом возрасте дети абсолютные непоседы, требующие максимум внимания от мамы, не давая ей ни минуты отдохнуть.
Что должен уметь ребенок в 11 месяцев
Список основных навыков:
- самостоятельно вставать, становиться без поддержки, садиться из любого положения, ходить за руку со взрослым или держась за опору;
- держать ложку и делать попытки есть с неё, при этом от души обмазываясь содержимым тарелки с головы до ног;
- указывать пальцем на предметы по просьбе взрослого («покажи, где машинка?»);
- к некоторым из игрушек иметь особенные предпочтения;
- произносить простые односложные слова и слоги, обозначать действия звуками;
- пытаться копировать действия взрослых или старших детей в семье;
- оборачиваться на обращение к нему по имени.
Различия в развитии мальчиков и девочек
Сравнивая развитие девочек и развитие мальчиков в 11 месяцев, можно смело утверждать, что психические и физические параметры детей обоих полов находятся в целом на одном уровне. Встречаются мнения, что мальчики позже овладевают умениями ходить и говорить, в отличие от девочек. Иногда это так, но в большей степени процесс развития проходит индивидуально и развитие конкретных навыков зависит от самого ребенка.
Различие между детьми мужского и женского пола на одиннадцатом месяце в основном заключается в активности, поведении со взрослыми, выборе игрушек и т.д.
- Так, девочки больше времени проводят в размеренном, спокойном состоянии и могут завлечь себя монотонной игрой в кубики как минимум на полчаса.
- В играх мальчиков больше движения, динамичности, им трудно усидеть на месте. Малыши даже в таком возрасте менее стеснительны, они охотнее своих сверстниц идут на контакт с незнакомыми детьми.
Речевое развитие
В возрасте 11 месяцев у малыша активно пополняется пассивный словарный запас. Он прислушивается к речи окружающих и пытается найти взаимосвязь между сказанным и сделанным. Помогите ему в этом, комментируя его и свои действия, а также читая книги с наглядными иллюстрациями.
Несмотря на то что бо́льшая часть забот о малыше лежит на маме, участие мужчины в его воспитании не менее важно для развития у чада понимания интонаций голоса. Дело в том, что женщинам свойственно более эмоциональное, нежное общение, в то время, когда мужчины склонны разговаривать с детьми в деловом, побуждающем тоне
В этом возрасте ребёнок активно учится разговаривать, повторяя за взрослыми. Правда, пока его активный лексикон состоит только из простых слов из 1-2 слогов. Он пополняется быстрее, если вы достаточно общаетесь с малышом.
Речевое и психическое развитие ребенка в 11–12 месяцев
В норме ребенок этого возраста понимает обращенную к нему речь и выполняет просьбы взрослых. Теперь он может справиться не только с простыми однозадачными поручениями, но и с теми, которые требуют последовательного выполнения нескольких этапов. Например, если раньше малыш мог принести только тот предмет, который был в зоне его видимости, грудному ребенку 11 месяцев несложно будет принести предмет, который лежит, предположим, в шкафу (т.е. подойти к шкафу, открыть его, найти игрушку, достать ее, закрыть шкаф, принести).
Малыш продолжает совершенствовать свою активную речь: в его арсенале становится все больше лепетных слов и звукоподражаний, но теперь они обретают однозначный смысл для ребенка. Теперь «папа» означает исключительно «папа», «дядя» — любой другой мужчина, «ня» — это именно «на, возьми» и т.д. Это отличительная особенность становления речи в этом возрасте.
К 11 месяцам поведение ребенка все больше становится похожим на поведение взрослых: он всячески пытается подражать маме и папе, понимает слово «нельзя» и уже любит, когда его хвалят. Малыш стремится к одобрению окружающих, поэтому с большим удовольствием стремится помогать по хозяйству и выполнять просьбы.
Малыш все еще часто плачет, желая донести определенную мысль до мамы и папы
Однако одновременно с этим стремительно развивается язык жестов: ребенок охотно машет ручкой «пока-пока», протягивает ее, если что-то хочет получить, учится показывать пальчиком на необходимый предмет (а это уже формирование указательного жеста — крайне важного показателя психического развития), обнимает и целует в знак любви и симпатии. Это особый этап налаживания коммуникации не только со взрослыми, но и с другими малышами
Замечали, наверное, как два еще не умеющих разговаривать ребенка общаются друг с другом? Да, они используют в основном жесты и звуки.
Кстати, некоторые мамы жалуются, что в этом возрасте ребенок часто «висит на груди»
Действительно, так бывает, но не из-за голода, а из-за приближающегося кризиса сепарации, поэтому малышу так важно чувствовать маму рядом!
Тесты на развитие детей в 11 месяцев
Уровень развития ребенка в 11 месяцев может быть разным, ведь все дети тоже разные, у каждого из них свои способности. Но тем не менее, есть ряд показателей, которые помогут родителям определить, не отстает ли их малыш от своих ровесников:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие ребенка по месяцам до 1 года и видео с Комаровским
- В этом возрасте малыш уже уверенно садится, может самостоятельно стоять у опоры и активно ползает на четвереньках.
- Покажите ребенку коробочку с игрушкой внутри. Попробуйте открыть и закрыть ее несколько раз. Затем незаметно уберите и спрячьте игрушку. Снова покажите малышу коробочку. Он должен заметить, что игрушки внутри больше нет и выразить удивление.
- Ребенок 11 месяцев от роду уже должен стараться использовать по назначению некоторые предметы: пить из чашечки, кушать ложкой, подносить расчесочку к голове (рекомендуем прочитать: что в норме должен есть ребенок в 10 месяцев?). Он будет охотнее пытаться повторять эти действия за взрослыми.
- Попробуйте показать малышу, как строить башню из кирпичиков. Хорошо, если у крохи получится положить друг на друга хотя бы 2 или 3 кирпичика. Не стоит подгонять события и собирать с малышом пирамидку, а вот надевать на палочку большие кольца у него уже получится.
- Малыш уже может различать предметы по общим признакам – например, можно попросить его найти из нескольких игрушек машинки или куклы и он должен показать их пальчиком.
Диета при поносе у детей старше года
Диета очень необходима при борьбе с диареей.
При лечении кишечных инфекциях в условиях стационара врачи рекомендуют первые 2 дня вообще отказаться от пищи. Но если ребенку хочется есть, то этой рекомендации можно не придерживаться. Голод – лучший показатель улучшения состояния. Порции должны быть небольшие.
В этом случае лучше 6 дробных приемов пищи, чем 3 с внушительной порцией. Не нагружайте пищеварительную систему малыша. Блюда должны иметь комфортную температуру – максимум +35 градусов. Более высокие и низкие температуры будут раздражать кишечник и желудок. Разрешенные продукты при поносе:
- Супы крупяные – рис, овсянка, гречка. Без зажарки, без масла и острых специй. Желательно протереть суп с помощью блендера. Это сделает блюдо легким и обволакивающим.
- Свежий кисель из ягод с минимальным количеством сахара. Предпочтительно использовать плоды черники.
- Печеные овощи и фрукты, яблочное пюре. Эти блюда восстанавливают микрофлору желудка и кишечника, содержат витамины и минеральные вещества.
- Сухарики. Не покупайте готовые! Часто хлеб перед сушкой пропитывают солевыми растворами, маслами и обрабатывают искусственными добавками. Возьмите обыкновенный белый хлеб и подсушите в духовке. Не используйте для сухарей сдобу или любые сорта выпечки из ржаной муки.
- Со 2 дня вводите в рацион кисломолочные продукты – кефир, натуральный йогурт без сахара, нарине жирностью не более 2,5%. Показан творог низким содержанием жира.
- С 3 дня пробуйте вводить в рацион свежие фрукты и овощи в небольших количествах. Наблюдайте за реакцией карапуза. Возникли колики, вздутия или диарея – с фруктами вы поторопились.
- Показано к употреблению картофельное пюре. Но без масла и молока – на воде.
- В этот же период вводите мясные и рыбные блюда, приготовленные на пару или запеченные. Мясо – курица, говядина или телятина, индюшатина, кролик. Рыба – морская, белая. Жирные сорта мяса и рыбы не подходят для рациона маленького страдальца.
- Вареные яйца, паровой или духовой омлет вводят на 3 день диеты.
Запрещенные при диарее продукты:
- Свежие овощи и фрукты – первые несколько дней до стабилизации состояния
- Жирные молочные продукты – сыр, ряженку, жирный творог, сливки
- Сахар в любых видах, варенье, повидло, конфеты
- Кондитерские изделия – сдоба, торты, пирожные
- Макаронные изделия
- Магазинные и свежевыжатые соки
- Кукурузная и перловая каши
- Чеснок, редька, редис
- Бобовые и любые продукты, вызывающие брожение
- Квашеная капуста, любые маринады и соленья
- Жирные сорта мяса
- Тушенка, рыбные консервы
- Красная рыба
- Газировку
- Крепкие наваристые бульоны
- Грибы в любом виде
- Кофе
Приблизительное меню №1 на день:
- Завтрак – паровой или духовой омлет, или нежирный творог, несладкий чай с сухариками
- Второй завтрак (перекус) – печеные или тушеные яблоки
- Обед – бульон из куриных грудок или суп-пюре из моркови, картофельное пюре или протертая рисовая каша с паровыми тефтелями или биточками, или котлетами, кисель из черники
- Полдник – отвар шиповника с сухариками, запеченное яблоко
- Ужин – протертая гречневая каша с тушеной говядиной. Чай
- На ночь – стакан кефира или ацидофильного молока
Приблизительное меню №2 на день:
- Завтрак – рисовая разваренная каша на воде или на разведенном молоке, яйцо всмятку, чай, хлеб
- Перекус – запеченные груши или бананы
- Обед – запеченная куриная или индюшиная грудка, 2 крупных запеченных клубня картофеля, кисель из ягод, хлеб или сухарики
- Полдник – нежирный творог, отвар шиповника или ромашковый чай
- Ужин – рыбная паровая котлета или тефтели, овсяная каша на воде, тушеный кабачок, чай
- На ночь – стакан нарине или несладкого йогурта
Занятия для развития
Развивающие игры
Для развития речи
Игра в названия – для этого упражнения можно использовать карточки с рисунками или же просто активно задействовать окружение во время прогулки.
Покажите малышу какой-либо предмет и произнесите его название и звук, который он издаёт. К примеру – «это собачка, она говорит гав-гав», «это машина, она делает врум-врум» и т. д.
Практикуйте такую игру регулярно и со временем малыш будет называть увиденные предметы без подсказки.
Игра в цвет, форму и размер. Посадите малыша на плед и разложите вокруг него множество разноцветных предметов — мячики, кубики, бублики от пирамидки и т. д.
Покажите малышу пару предметов и предложите взять тот, что больше понравился. Пока он будет его рассматривать, расскажите ребенку о нём, а затем о том, что остался у вас в руках. Например, «У тебя мячик, он красный, круглый, мягкий, а у меня кубик, он синий, твёрдый, квадратный».
Это идеальное упражнение для спокойного отдыха и постепенного развития у крохи интереса к цветам и различиям между ними.
Узнай цвет и форму. Это упражнение можно включить сразу после того, как малыш начал проявлять заинтересованность к цветам предметов.
Дайте малышу игрушку в руки и отправьтесь с ним гулять по квартире или двору, указывая на предмет и называя его цвет. Например, «смотри, это диван. Он мягкий и коричневый, как твой мишка». Предложите малышу потрогать предмет или если это возможно — подержать его в руках. Несколько раз повторите название цвета.
На развитие координации движений
Поезд для игрушек. Эта игра может надолго занять и развеселить маленького непоседу, а также разовьёт его мелкую моторику и координацию движений.
Соедините между собой несколько обувных коробок (желательно с крышкой) при помощи нитки, так чтобы получились «вагоны паровозика».
Предложите малышу собрать в них игрушки, перевозя за собой «состав» по дому.
Прищепки. Положите перед младенцем большой кусок ткани и россыпь разноцветных прищепок. Покажите, как прищепка может защепить ткань и предложите ему самому попробовать это повторить.
Похвалите его в случае успеха, а в случае неудачи поддержите и покажите ещё раз, как нужно это делать.
Прощание с соской. По заверению логопедов и ортодонтов – 11 месяцев это самое время, чтобы избавить малыша от привычки сосать соску. Чтобы показать крохе, что пустышка ему больше не нужна, воспользуйтесь ролевой игрой. Вставьте соску в рот игрушке и скажите – «смотри, мишка еще маленький, ему так хочется пососатьсоску, давай дадим ему твою». Пусть малыш попробует сам дать игрушке пустышку. Просите его об этом каждый день и со временем малыш будет уверен в том, что пустышка ему не нужна.
Игрушки для развития
Если у малыша не будет необходимых игрушек, он легко себя займёт изучением окружающих его предметов – проверкой обоев на прочность, открыванием шкафчиков, дегустацией кошачьего корма и т. д. Это вовсе не значит, что нужно скупать все самые дорогостоящие «развивашки» из детского магазина. Достаточно, чтобы у вашего ребёнка были:
- Куклы и мягкие игрушки в виде людей и животных – их можно задействовать для ролевых игр.
- Набор формочек для песочницы, лопатка, совочек – для мелкой моторики.
- Мячики для игры дома и на улице – для развития координации движений.
- Говорящая игрушка, которая поёт песенки, рассказывает сказки или стихи – для развития речи в игровой форме.
- Иллюстрированная книга со сказками. Чем раньше малыш научится получать удовольствие от чтения, тем лучше для его развития речи и расширения кругозора.
Рецепты блюд
Вторые блюда
Паровые котлеты из куриного филе
Продукты:
- куриное филе — 100 грамм;
- батон – 20 грамм;
- молоко – 100 мл;
- сливочное масло – 1 ст. л.
Приготовление: замочите куриную грудку в холодной воде на полчаса (для того, чтобы избавиться от химикатов), промойте и пропустите через мясорубку. Хлебный мякиш размочите в молоке и смешайте с фаршем. Слепите маленькие котлетки и поставьте готовиться на пару. За 3-5 минут до готовности смажьте котлеты сливочным маслом.
Рыбно-морковные котлеты из хека
Продукты:
- филе хека без костей – 150 грамм;
- морковь – 1 штука;
- лук – 1 головка;
- яйцо – 1 шт.
Приготовление: овощи отварить и отправить в мясорубку вместе с рыбным филе. Сформировать круглые котлетки и поставить готовиться на пару на 20-30 минут.
Мясное/рыбное пюре с овощами
Продукты:
- куриное или рыбное филе – 150 грамм;
- лук – 1 головка;
- морковь –: половина корнеплода;
- брокколи – 2 -4 соцветия.
Приготовление: сварите овощи и мясо (или рыбу) Оставьте немного куриного(рыбного) бульона, вылейте его в чашу блендера, выложите мясо и овощи, и перемелите до однородной консистенции.
Супы
Гречневый суп с овощами
Продукты:
- брокколи – 2-5 соцветий;
- морковь– 1 маленькая или половина крупной;
- кабачок – 100 грамм;
- гречневая крупа – 4 ст. л.
Приготовление: вымойте овощи и отправьте в кипящую воду кабачок мелко нарезанный кабачок и морковь. Через 15 минут отправьте к овощам брокколи. Варите до готовности в это же время в отдельной кастрюле отварите гречневую кашу.
Как только все будет готово, выложите несколько ложек готовой гречки в детскую тарелку и доведите овощным бульоном до нужной кондиции. Добавьте чайную ложку подсолнечного или оливкового масла.
Суп с телятиной
Продукты:
- телятина – 20 грамм;
- картофель – 1 штука среднего размера;
- морковь – 1 шт.
Отворите мясо до готовности и убавьте огонь, добавьте почищенные и мелко нарезанные овощи, по желанию добавьте ложку растительного масла.
Каши
Каша – идеальный вариант для детского завтрака. Её приготовление не отнимает много времени, а большое количество углеводов и клетчатки нормализует процесс пищеварения. Для приготовления детской каши можно использовать такие крупы, как:
- гречка;
- рис;
- овсянка;
- кукуруза.
Варить можно как на воде, так и на молоке. При желании вкус готового блюда можно дополнить фруктами и сливочным маслом.
Напитки
Как и взрослые, дети нуждаются в чистой, фильтрованной воде — именно вода должна быть основным напитком малыша. Соки, морсы, компоты – как добавка к основной трапезе.
Кисломолочные напитки давать с осторожностью и смотреть за реакцией организма малыша. Если нет проблем с пищеварением и аллергией, то кефир, йогурт или простокваша можно давать в качестве перекуса или ужина
Что влияет на пищевые предпочтения
Помимо собственно вкуса, на формирование пищевых предпочтений ребенка оказывают влияние также:
- Запах пищи;
- Ее консистенция;
- Состав;
- Внешний вид блюд.
Вводя прикорм, когда малыш начинает проявлять пищевой интерес, важно не наделать ошибок и позаботиться обо всех составляющих предлагаемого ребенку продукта:
- Он должен вызывать интерес своим оформлением;
- Возбуждать аппетит запахом;
- Консистенцией и составом соответствовать возрасту малыша.
Стоит заметить, что, если ребенок категорически отказывается от еды определенной консистенции (например, с кусочками), предпочитает пищу одного цвета или питание в необычных условиях (только в темноте или только на полу) — стоит проконсультироваться со специалистом.
Как быть, если ребенок отказывается от некоторых продуктов? Естественно, что еще неизвестные, впервые вводимые в рацион малыша продукты или блюда могут ему не понравиться. Нужно ли слишком легко соглашаться с нежеланием вашего маленького гурмана принимать то или иное новое блюдо? Нет, необходимо терпеливо и неоднократно предлагать его ребенку, иногда маскируя любимым блюдом. Терпение и собственный пример родителей, стиль жизни семьи в целом способны помочь преодолеть эту проблему.
Группы полезных продуктов
При выборе рациона питания для двухлетнего ребенка родители могут ориентироваться на следующие группы продуктов: овощи, фрукты, молочные продукты, злаки, белковая пища. Это основа любого рациона. Грамотно сочетая продукты из этих групп, можно полностью покрыть потребности ребенка в питательных веществах и сбалансированно питаться.
Овощи и фрукты содержат много клетчатки, воды, макро и микроэлементов, витаминов. Их рекомендуется давать малышу во время каждого приема пищи, а также использовать для перекуса. Фрукты, ягоды и овощи можно есть свежими, запеченными, вареными, приготовленными на пару.
Многие родители снимают шкурку с огурцов, яблок других свежих продуктов перед тем, как дать их ребенку. Этого делать не стоит, так как в шкурке также содержится много биологически активных веществ.
Если ребенок ест не все фрукты и овощи, то это не значит, что они ему никогда не понравятся. Через некоторое время попробуйте дать их малышу еще раз и возможно, он с удовольствием поест. Это актуально и для других продуктов питания.
В злаках содержится клетчатка, минеральные вещества, а также углеводы, которые наполняют малыша энергией. В эту группу входят хлеб, макароны, каши. Данные продукты вместе с фруктами и овощами составляют основу ежедневного меню.
Рекомендуется выбирать злаковые продукты с низким гликемическим индексом (цельнозерновые макароны, гречневая крупа, хлеб грубого помола).
В молочных продуктах содержится много кальция и белка, которые необходимы для нормального роста и развития детского организма. Именно поэтому производные молока нужно включать в ежедневный рацион. Ребенку двух лет оптимально подойдут творог, сыр, кефир, молоко, натуральные йогурты.