Минимальная мозговая дисфункция у детей (диагноз ММД): что это, лечение

Определение заболевания

ММД у ребенка – это такое отклонение от нормального развития, которое характеризуется замедлением роста тканей мозга, расстройством диффузно-церебральной регуляции в структурах ЦНС разных уровней. Патологические процессы провоцируют аномальное восприятие внешнего мира и девиантное поведение, сбои в работе вегетативной нервной системы, расстройство психо-эмоционального фона.

Патология резидуально-органического происхождения (возникшая вследствие родовой травмы) развивается у детей из-за недостаточности функциональной активности отделов головного мозга. Как правило, носит легкий характер, выражается в небольших отклонениях поведения и сложности обучения без явного ухудшения интеллектуальных способностей.

Симптомы и диагностика ММД

Симптоматика ММД детей очень обширна и разнообразна. Отслеживать возможные отклонения в развитии ребенка следует с самых первых дней его жизни. Вместе с тем, проявление одного или нескольких симптомов еще не означает, что ваш малыш нуждается в лечении, но показать его специалисту и подробно рассказать о наблюдаемых вами отклонениях надо обязательно. Возможно это поможет обнаружить и скорректировать течение заболевания, избавить вашего ребенка от проблем и сделать его счастливым.

Симптомы минимальных мозговых нарушений могут проявляться в различном возрасте. Обычно с годами они становятся более выраженными и сложнее поддаются коррекции. Поэтому лучше, если вы или специалист-остеопат обнаружите их на самых ранних стадиях. К наиболее выраженным и распространенным симптомам расстройства ЦНС относятся:

повышенная обеспокоенность в младенческом возрасте. Малыш часто кричит и плачет без причины, ворочается во сне, плохо засыпает и часто просыпается, демонстрирует неадекватную реакцию на окружающий мир, людей;
замедленное развитие. Ребенок позже сверстников переворачивается, садится, встает на ножки, начинает ходить, разговаривать. Иногда отставание у детей может проявляться в том, что они долгое время продолжают ходить на цыпочках, плохо координируют свои движения при ходьбе и беге;
нестандартная форма головы. Она может быть непропорционально большой или маленькой, иметь неровную форму. У ребенка может быть несимметричное лицо или излишне оттопыренные уши;
проблемы со зрением. Обычно начинают проявляться еще в раннем возрасте в форме косоглазия, близорукости или астигматизма и прогрессируют с возрастом, особенно после начала обучения в школе;
гипер- или гиподинамия. Нарушения проявляются в постоянной суете и нервозности или, наоборот, слишком спокойной реакции на внешние раздражители;
беспокойный сон. Может наблюдаться у детей в любом возрасте. Малыш может просыпаться во сне, беспокоиться из-за кошмаров, часто вставать ночью в туалет. Нередко ребенку сложно уснуть из-за перевозбуждения, перед контрольными и/или экзаменами, в ожидании дня рождения или Нового года, каких-то иных событий. Типичные проявления характера «совы» в детском возрасте — позднее засыпание и невозможность рано проснуться — также относятся к симптомам ММД;
частые заболевания. Это могут быть банальные ОРЗ и ОРВИ или «безобидные», на взгляд родителей, «шмыгания» носом, аллергические реакции на цветение и пищевая аллергия, повышенная усталость и частые головные боли, а также беспричинная психологическая опустошенность, депрессивные состояния;
проблемы с пищеварением. Могут проявляться в тошноте после еды, невозможности контролировать насыщение, приводящее к постоянному перееданию, поносах и запорах, повышенном метеоризме;
проблемы с осанкой и походкой. Обычно выражаются в появлении плоскостопия, косолапости, начальных признаков сколиоза;
метеозависимость

Ребенок неважно чувствует себя при резкой перемене погоды, испытывает боли в суставах перед дождем, головные боли из-за солнечной активности и т.д.;
проблемы с речью. У детей с ММД наблюдается не только более позднее развитие речи, но и заикание, неспособность произнести сложные слова, путаница с ударениями, окончаниями, проблемы с запоминанием стихов, пересказом прочитанных книжек;
проблемы с координацией движений

Выражаются в неспособности быстро освоить спортивные игры, научиться ездить на велосипеде, контролировать мяч, прыгать через скакалку и т.д.;
нарушение мелкой моторики. Детям с минимальной мозговой дисфункцией сложно выполнять мелкие движения — застегивать пуговицы, завязывать шнурки, вдевать нитку в иголку, подстригать себе ногти.

Перечень симптомов достаточно широк и наличие большого количества из них говорит о возможных проблемах в развитии ребенка. Если вы наблюдаете не просто единичные признаки, которые могут быть результатом индивидуальных особенностей личности, а целый ряд симптомов, следует обратиться за помощью к специалисту. Для точной и надежной диагностики заболевания необходимо пройти ряд обследований у окулиста, невропатолога, психолога, остеопата. Только комплексное обследование ребенка позволит уверенно говорить о наличии у него мозговой дисфункции. Это даст возможность предпринять дальнейшие меры для лечения заболевания и коррекции уже сложившихся в поведении отклонений.

Симптомы ММД у ребёнка

Первоначальные клинические симптомы заболевания «минимальная мозговая дисфункция» могут начать проявляться у ребёнка, как после родов, так и уже в дошкольном или школьном возрасте. Для каждой возрастной группы характерными являются различные симптомы и проявления.

В 1 год жизни ребёнка с синдромом ММД особенно сильно проявляются неврологические симптомы. Появляется нехватка тонуса, особо сильно заметна мышечная неразвитость, проявляется тремор, миоклонические сокращения, гиперкинезия. Симптом может возникнуть неожиданно и даже необоснованно, предугадать наступление приступа практически невозможно.

Для этого возраста при заболевании неотъемлемой частью является плохой сон, отсутствие аппетита, проблемы со зрением и пробелы в психическом развитии. С 8 по 12 месяц у ребёнка начинаются проблемы с моторикой и нервами; на этом фоне плохо себя чувствует ЖКТ, поэтому чередование диареи и запоров – обыденность для ММД в раннем детском возрасте. Характерным и свойственным можно также назвать регулярную тошноту и рвоту.

С 1 года до 3 лет симптомы незначительно меняются, принимая иную форму. Повышается возбудимость, появляется чрезмерная моторная активность, нарушается сон, аппетит может незначительно понизиться, либо совершенно отпасть, как правило, ребёнку очень трудно уснуть, зато он крайне быстро просыпается. В этом возрасте особенно отчётливо виден недостаток массы в теле, замедленное развитие речи.

В 3 года ребёнок становится неуклюжим, быстро утомляется, он неуправляем, импульсивен, проявляются проблемы с восприятием, когда он необоснованно не слушается родителей, таким образом, формируется негативизм. Ребёнок постоянно двигается, правда хаотично и, казалось бы, бессмысленно, всё это сильно смешивается с неуклюжестью.

Дети в возрасте 3 лет, страдающие от синдрома ММД крайне неусидчивы, часто им сложно сконцентрироваться на одной задаче или интересе, их легко может отвлечь любой шум, звук или другая игра, появившаяся на горизонте. Часто встречаются приступы от слишком яркого света, громких шумов, звона, жары. Дети зачастую страдают от поездок в автобусах, ведь их укачивает, у них кружится голова, проявляется свойственная укачиванию тошнота.

На максимальном уровне минимальная мозговая дисфункция проявляется в более позднем возрасте, когда ребёнок попадает в коллектив, в детский сад (возраст от 4 до 6 лет). У таких детей можно заметить чрезмерную возбудимость, моторику, как замедленную в развитие, так и чересчур активную; растерянность и рассеянность; плохую память, проблемы с восприятием информации и её пониманием; трудности в освоении образовательной программы в детском саду и школе. Детям с ММД трудно научиться писать, читать и считать даже простые числа, решать примеры.

Посещая школу, ребёнку начинает сложнее уживаться со своими симптомами, так как он начинает их осознавать, а также замечает за собой странности, не свойственные другим детям. Он начинается закрываться от общества, предпочитая проводить свободное время в одиночестве, становится эгоистичным, понижается самооценка и уверенность в собственных силах. Но и в данных случаях случаются отклонения от правил. К примеру, на фоне заболевания ребёнок может почувствовать себя лидером, но и это будет лишь симптом, относящийся к эгоизму и отстранённостью от социальных норм.

Как лечить минимальную мозговую дисфункцию, как вылечить ммд у детей в Саратове?

Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия родителей должны быть направлены на своевременное обращение к специалистам и комплексное лечение ММД. Врач Сарклиник знает, как лечить минимальную мозговую дисфункцию, как вылечить ммд у детей!

Причины возникновения минимальной мозговой дисфункции

Главная причина развития минимальной мозговой дисфункции – это повреждения некоторых участков головного мозга или аномальное развитие центральной нервной системы. Также мозговой синдром возникает вследствие ряда других факторов. Среди них:

  • педагогическая или социальная запущенность ребенка;
  • антенатальные факторы: вирусные и хронические соматические заболевания будущей мамы, которые протекали с тяжелой интоксикацией, сахарный диабет, неправильное питание, эклампсия, угроза выкидыша при беременности, влияние негативных экологических факторов окружающей среды на плод и пр.;
  • интранатальные факторы: стремительные роды, стимуляция родовой деятельности медикаментами, кесарево сечение, гипоксия младенца при родах, масса новорожденного более 4 кг;
  • постнатальные причины: воздействие нейроинфекций и травмы центральной нервной системы.

Минимальная мозговая дисфункция лечение, лечение ммд у детей

Сарклиник успешно применяет комплексные рефлексотерапевтические методы лечения минимальной мозговой дисфункции у детей

В результате лечения ммд у детей нормализуются активность серотонинергической, дофаминергической и адренергической систем, вегетативный тонус, улучшаются внимание, зрительно- пространственное восприятие, пространственное мышление, зрительно–моторная координация, слухоречевая и зрительная память, ликвидируются церебрастенические симптомы, психосоматические нарушения, тревожность, различные виды страхов, навязчивость, двигательные нарушения, нарушения устной речи, эмоционально–волевые нарушения, нарушения поведения, агрессивность и реакции оппозиции, трудности школьного обучения; нарушения чтения и письма, ликвидируются повышенная утомляемость, капризность, плаксивость, колебания настроений, плохой аппетит, головные боли, нарушения сна в виде трудностей засыпания, беспокойного поверхностного сна с тревожными сновидениями. В большинстве случаев наблюдается регресс психосоматических нарушений: беспричинных болей в животе или в различных частях тела, энуреза, энкопреза, парасомний (ночных страхов, снохождения, сноговорения)

Нормализовываются нейрогуморальные сдвиги, патологические эндокринные и нейроаллергические реакции, происходит коррекция невротических расстройств, возникающих в течение заболевания.

Диагностика

Диагностика преимущественно направлена на распознавание типа личности. Психодиагностика предполагает использование тестов для выявления специфических трудностей, возникших у ребенка, уровня его эмоционального развития, тревожности, моторной функции. Основные методики:

  1. Система Гордона. Показывает уровень общего развития.
  2. Тест Векслера. Принцип вербально-невербальной креативности.
  3. Тест Бердер-Гештальта. Определение уровня интеллекта и познавательных возможностей.
  4. Тест Тулуз-Пьерона. Определение уровня внимания.

Диагноз ММД – это такая патология, которая выявляется при помощи инструментальных методов, что позволяет делать обоснованные выводы о состоянии здоровья у ребенка. Проводится нейросонография, электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхоэнцефалография. Рентгенологическое исследование шейного отдела позвоночника и черепа показано с целью дифференциации заболеваний органического происхождения.

Профилактика ММД

Чтобы предупредить развитие дисфункции, необходимо следовать некоторым рекомендациям, а именно:

  • еще на этапе беременности будущая мама должна оградить себя от стрессов, следить за рационом и собственным здоровьем;
  • в раннем возрасте необходимо заниматься с ребенком и регулярно его обследовать, чтобы выявить признаки патологии на начальном этапе;
  • детей с компенсированными случаями заболевания нужно постоянно контролировать.

Вы подозреваете, что у вашего ребенка ММД? Не ставьте диагнозы самостоятельно, а обратитесь к специалистам. Они проведут комплекс исследований, которые позволят выявить наличие или отсутствие нарушений у малыша. Если диагноз подтвердится, не нужно отчаиваться. Сегодня лечение синдрома осуществляется по современным методикам, которые всегда дают положительный результат. К тому же, признаки патологии могут сойти на нет по мере взросления ребенка. Все, что нужно, это просто проявить терпение и понимание.

Нейропсихологи и логопеды центра НЕАПЛ помогают в коррекции нарушений у ребенка с ММД, оказывая ему профессиональную помощь и поддержку. Звоните и записывайтесь к нам на прием – мы будем рады помочь вам!

Прогнозы и профилактика

Прогнозы специалистов для детей с ММД, как правило, положительные и благоприятные, ведь в крайне редких случаях детское заболевание перерастает в подростковый или даже взрослый возраст – зачастую заболевание и симптомы проходят в детстве. Психика в редких случаях нарушается при лечении. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.

Симптоматика

Дети с диагнозом ММД не отстают от сверстников по уровню интеллекта, но у них возникают трудности с обучением и социальной адаптацией, которые проявляются следующим образом:

  • нарушение навыков письма – дисграфия;
  • трудности с чтением – дислекция;
  • сложности с устным счетом – дискалькулия;
  • дефицит внимания – СДВГ;
  • быстрая утомляемость;
  • проблемы с поведением, агрессивность.

Ребенок может отставать в физическом развитии, иметь низкую массу тела и рост. У таких детей наблюдается нарушение тактильного, слухового и зрительного восприятия, неадекватные реакции на раздражители. В процессе мышления наблюдаются нелогичные «повороты», замедленная или скачкообразно громкая речь, заикание.

Необязательно ждать поступления в школу, чтобы определить, что с ребенком что-то не в порядке

Внимание родителей может привлечь повышенная активность, невозможность остановиться и сосредоточиться на выполнении задания

Заметить первые визуальные признаки минимальной мозговой дисфункции у детей можно в первые месяцы жизни, это:

  • высокое небо;
  • изменения формы черепа;
  • неправильное строение ушных раковин;
  • отклонения от нормы в характере роста зубов.

Клиническая картина мозговой дисфункции у детей проявляется в таких симптомах:

  • потливость;
  • бедная мимика;
  • чрезмерная активность;
  • частые изменения настроения;
  • сбои в работе желудочно-кишечного тракта – запоры, поносы;
  • недоразвитость мелкой моторики;
  • сложности с выполнением таких действий, как застегивания пуговиц, рисования;
  • проблемы с координацией – не может ловить мяч, ходить по бордюру.

Вследствие повышенной активности, дети с диагнозом ММД быстро устают, не могут концентрироваться на одном деле. Часто у них наблюдается задержка развития речи.

Причины развития ММД

Точная причина синдрома минимальной мозговой дисфункции не выяснена, однако специалисты считают, что расстройство возникает из-за появления ограниченных очагов повреждения мозговой коры либо пороков формирования центральной нервной системы на фоне разнообразных неблагоприятных влияний. В возрасте 3-6 лет расстройство могут вызвать недостаток педагогического участия и адекватной социализации.

Выделяют несколько видов причинных факторов в зависимости от того, в какой момент жизни ребенка они подействовали:

  • Антенатальные — реализуются со стороны матери или окружающей среды во время беременности и включают вирусные инфекции, обострение хронических заболеваний, продолжительную интоксикацию, погрешности в питании, обменные расстройства (сахарный диабет), гестозы, угрозы выкидыша, недоношенность, а также неблагоприятную экологическую ситуацию, радиацию, злоупотребление лекарствами, алкоголем, курение;
  • Интранатальные — действуют на не созревший младенческий мозг при родах — слабость родовых сил, быстрые роды, медикаментозная стимуляция родов, оперативное родоразрешение, гипоксия на фоне обвития пуповины вокруг шеи плода, применение вакуум-экстракторов либо щипцов, вес плода свыше 4-х килограммов;
  • Постнатальные — травмы головного мозга, нейроинфекции, недостаток воспитания, социализации, педагогического участия.

Особенности диагностики

Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.

При осмотре младенцев специалисты, прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть

При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.

Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.

Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют. Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка. Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.

При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы. В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.

Прогноз на лечение ММД

В основном, минимальная дисфункция проходит самостоятельно. У детей она поддается лечению и коррекции. Своевременная диагностика и коррекция позволяют устранить патологию навсегда.

Ситуация развивается по разным схемам, в частности:

  1. Признаки патологии исчезают самостоятельно по мере взросления детей. Так происходит примерно у 20-25% ребят.
  2. Некоторые признаки патологии могут остаться, но заболевание не прогрессирует. У больных есть некоторые проблемы в повседневной жизни. Они могут быть импульсивны, социально неадаптированы, закомплексованы.
  3. Симптомы дисфункции не исчезают и уже во взрослом возрасте приводят к серьезным проблемам.

Причины минимальной мозговой дисфункции

Данная патология чаще всего является результатом родовой травмы. Она может быть получена или во время беременности, или во время самих родов. Позвоночник ребенка в целом, а в особенности его шейный отдел, испытывает огромные нагрузки при движении по родовым путям. Когда малыш протискивается между костями таза, он поворачивается практически на 360 градусов. Это нередко вызывает смещение шейных позвонков, а в будущем и проблемы с кровоснабжением.

Часто причиной становятся и неверные действия акушерки, которые приводят к сдавливанию и деформации черепа, а иногда и его повреждениям. Крупный плод, кесарево сечение, стремительные роды и т.д. тоже относят к возможным причинам.

Также нарушение может начать развиваться еще в период беременности. Это может быть вызвано такими причинами, как:

  • несбалансированное и неправильное питание будущей мамы;
  • сильный токсикоз;
  • употребление алкоголя и курение;
  • недостаточный сон и стрессы;
  • преждевременные роды или переношенная беременность;
  • угроза выкидыша;
  • длительные роды;
  • гипоксия плода;
  • инфекционные болезни;
  • травмы шейного отдела позвоночника ребенка во время родов;
  • использование сильнодействующей фармакологии и др.

Существуют случаи, когда ММД возникает после рождения малыша. Причинами этого могут стать неблагоприятные условия для жизни и неудовлетворение базовых потребностей ребенка, осложнения после заболеваний, повреждения головного мозга.

Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются речь, внимание и поведение. Стоит отметить, что хотя некоторые процессы развития у малыша с ММД проходят медленнее, чем у здоровых детей, его интеллект, как правило, находится в пределах нормы

Как помочь здоровому развитию ребенка?

Многие современные родители, которые хорошо понимают, что ММД – не особенность характера, а проблема, которую можно устранить или уменьшить, уделяют большое внимание правильному выбору безопасных и эффективных препаратов. Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами

Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров

Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами . Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров.

Научно доказано, что «Семакс 0,1%» является одним из наиболее эффективных препаратов для улучшения памяти у детей. Серьезный положительный эффект препарата в развитии нервной системы ребенка подтверждается тем, что его успешно применяют не только для лечения ММД, но и для развития детей с нарушением интеллекта.

Многочисленные исследования препарата «Семакс 0,1%» подтвердили его способность повышать концентрацию внимания, которая очень важна для занятий в школе, а также сопротивляемость стрессам, усидчивость и усвоение информации. При минимальных мозговых дисфункциях лечение с применением «Семакса 0,1%» способствует развитию речевых, коммуникативных и прочих навыков, важных для хорошей социальной адаптации и успехов в учебе.

Правила приема «Семакса 0,1%»

Прием 20 дней

По 2 капли в каждый носовой ход 2 раза в день последнее закапывание до 17:00

Курс 3 флакона 2-4 курса в год

  • во флаконе содержится 60 капель
  • закапывание производить строго на слизистую носа, не допуская протекания в носоглотку

Синдром «нехочухи»

Дети с ММД по уровню интеллекта и способностей не уступают сверстникам. Но дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий мозга приводит к задержке темпов развития важнейших функциональных систем мозга (речи, восприятия, внимания, памяти, двигательных навыков и других).

Нарушения в развитии ребенка могут проявляться:

  • Проблемами с чтением (дислексией)
  • Нарушением письма (дисграфией)
  • Нарушениями речевых функций
  • Проблемами со счетом (дискалькулией)
  • Проблемами с двигательным развитием (отставание от возрастных норм)
  • Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Сочетание проявлений минимальных мозговых дисфункций между собой может быть очень разным. Но почти всегда результатом ММД является дезадаптация в коллективе, проблемы в учебе, возможны частые конфликты с родителями и учителями. Дети с трудом концентрируются на задании, допускают много ошибок при его выполнении, ведут себя непредсказуемо и импульсивно. И когда речь заходит об учебе или другом занятии, которое вызывает у ребенка трудности, родители сталкиваются с громкими капризами и заявлениями «Не хочу!». По данным статистики проявления ММД можно встретить не менее чем у 20% школьников.

Характер не исправишь?

Ученые выяснили, что такие нарушения в развитии ребенка часто имеют наследственный фактор. Поэтому многие родители списывают проблемы с поведением и возникшие трудности в учебе на характер ребенка («пошел характером в папу, маму, или деда…») и надеются, что все пройдет с возрастом. В результате ребенок не успевает приобрести важные для него знания и опыт в определенном возрасте, а это может плохо сказаться на его будущем (поступление в ВУЗ, выбор круга общения и так далее).

Нарушение памяти у детей и другие проявления ММД требуют помощи специалиста, а также применения препаратов для улучшения работы центральной нервной системы. Психолого-педагогические коррекционные занятия научат ребенка и родителей справляться с задачами, которые вызывают трудности, улучшат взаимопонимание. Но одних занятий чаще всего недостаточно, особенно, если речь идет о существенных нарушениях в развитии ребенка. Одной из причин развития ММД является снижение пластичности нейронов и медлительность в создании новых межнейронных связей в головном мозге. Поэтому центральной нервной системе ребенка требуется поддержка, чтобы обеспечить слаженную работу клеток мозга, устранить дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий.

Синдром «нехочухи»

Дети с ММД по уровню интеллекта и способностей не уступают сверстникам. Но дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий мозга приводит к задержке темпов развития важнейших функциональных систем мозга (речи, восприятия, внимания, памяти, двигательных навыков и других).

Нарушения в развитии ребенка могут проявляться:

  • Проблемами с чтением (дислексией)
  • Нарушением письма (дисграфией)
  • Нарушениями речевых функций
  • Проблемами со счетом (дискалькулией)
  • Проблемами с двигательным развитием (отставание от возрастных норм)
  • Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Сочетание проявлений минимальных мозговых дисфункций между собой может быть очень разным. Но почти всегда результатом ММД является дезадаптация в коллективе, проблемы в учебе, возможны частые конфликты с родителями и учителями. Дети с трудом концентрируются на задании, допускают много ошибок при его выполнении, ведут себя непредсказуемо и импульсивно. И когда речь заходит об учебе или другом занятии, которое вызывает у ребенка трудности, родители сталкиваются с громкими капризами и заявлениями «Не хочу!». По данным статистики проявления ММД можно встретить не менее чем у 20% школьников.

Лечение ММД у детей

Лечится ММД у детей комплексно, включая в себя, как педагогическое воздействие, так и психотерапевтическое. Помимо методов социальной коррекции, применяется лечение при помощи фармацевтических средств и физкультуры для развития тела, мышц, здоровья костей. Безусловно, самая важная роль отводится именно социальной коррекции, помогающей ребёнку адаптироваться в обществе и коллективе, а также излечить психологические симптомы болезни: замкнутость, отстранённость, эгоизм и так далее.

Из перечня важных для лечения ребёнка процедур и методик нельзя исключать важность родительского фактора. Большой акцент при ММД специалисты делают именно на микроклимат в семье ребёнка

Врачи рекомендуют родителям чаще прибегать к приёму «поощрения», то есть хвалить дитя за любой успех, как на школьных занятиях, так и в социуме; меньше использовать конструкции с применением слов «нет» и «нельзя».

Лучше уменьшить количество времени, проводимого за компьютером, телефоном, приставкой. Детям с ММД необходимы игры, в которых применяется внимательность, концентрация, активность, то есть стоит делать выбор в пользу чтения, пазлов, конструкторов, рисования. Это улучшит память, чтение, логику, письмо.

Не получится обойтись без фармацевтических препаратов, помогающих купировать отдельные симптомы. Назначаемые курсы прямиком зависят от степени, запущенности и симптомов заболевания. Могут применяться седативные, транквилизаторы, антидепрессанты. Помимо лекарств, часто прибегают к использованию массажей и ЛФК. Методично в лечение начинают вводить спортивные упражнения, влияющие на коррекцию движения, ловкости, физической формы. Ребёнок учится плавать, правильно бегать, кататься на лыжах, роликах, коньках.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий