Почему изменяются рефлексы
Рефлекс – это ответ организма на действие определенного раздражителя. По их выраженности и силе можно судить о состоянии нервной системы младенца. В норме рефлекс Моро наблюдается уже с рождения. Если он выражен неравномерно, одна сторона реагирует ярче, чем вторая, подозревают гемипарез. Это патологическое поражение нервной системы со стороны одного полушария, приводящее к слабости в руке и ноге, вплоть до полной невозможности самостоятельных движений. Если во время родов произошла черепно-мозговая травма, то автоматизм сразу после рождения отсутствует, при легкой форме он может появиться через 1-2 дня.
Изменяется рефлекс Моро при внутримозговой гипертензии. Чем выше внутричерепное давление, тем менее выражен автоматизм, иногда он становится неполным: при ударе по столу младенец немного разводит руки в стороны и тут же возвращает их обратно.
При родовой травме головного мозга изменяются и другие рефлексы. У ребенка могут быть не выражены ладонно-ротовой, поисковый, сосательный и хоботковый автоматизмы.
При патологии нервной системы наблюдается не только долгое сохранение автоматизма, но и его появление в неподходящий момент. Он может появляться при обычных манипуляциях, во время плача и беспокойства малыша.
Рефлекторные ответные реакции новорожденных детей являются прямыми признаками нормальной работы нервной системы. Опасно не только долгое сохранение ответной реакции, но и ее исчезновение раньше времени, изменение активности. Поэтому дети, перенесшие острую гипоксию в родах, извлечение при помощи вакуум-экстрактора, должны наблюдаться у невролога.
Также интересно почитать: бронхиолит у детей
Рефлекс Моро у грудничка фото Рефлекс Моро у грудничка – понятие, знакомое не многим молодым мамам. Как правило, новоявленные мамаши путают этот рефлекс с повышенной нервозностью грудничка. Невзирая на то, что данный рефлекс для малышей является нормальным и естественным, есть некоторые нюансы. Суть в том, что он может проявляться в течение первых нескольких месяцев, однако, если он не проходит после 5-месячного возраста – то это должно у родителей вызвать легкое беспокойство.
Чему учится малыш от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Физическое развитие:
- Движения рук и ног хаотичные;
- Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
- Приподнимает головку, лежа на животе;
- Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
- Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).
Психоэмоциональное развитие:
- Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
- Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
- Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
- Прекращает плакать, когда его берут на руки;
- Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).
Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует?
Если рефлексы запаздывают или проявляются крайне слабо, то у ребенка могут обнаружить повреждение центральной нервной системы.
После рождения следует ежемесячно посещать педиатра, который сможет проверить наличие необходимых реакций и в случае их отсутствия или слабости, направить на более серьезную проверку к неврологу.
Без консультации специалиста сделать ничего не получится, поскольку каждый случай является уникальным.
Внимательно следите за поведением новорожденного ребенка. Ни в коем случае не пренебрегайте регулярными походами к педиатру для отслеживания здоровья, потому что ситуацию можно запустить до предельного уровня. Берегите свою малютку!
Также познавательно будет узнать мнение доктора Комаровского из следующего видео:
На первом году жизни
На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.
- 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
- 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
- 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
- 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
- 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
- 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
- 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
- 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
- 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
- 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
- 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
- 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы:
- Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
- Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
- Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.
Рефлекс Бабинского у детей
Исследование, опубликованное в журнале International Journal of Physiology, показало, что рефлекс Бабинского встречается примерно у 62-75% новорожденных. Поскольку новорожденные обычно еще не имеют полностью развитой нервной системы, рефлекс не является признаком неврологического заболевания.
Хотя рефлекторная реакция нормальна у младенцев, она должна отсутствовать после 24 месяцев жизни. В некоторых случаях рефлекторная реакция исчезает раньше — уже в возрасте 1 года. Врачи считают, что рефлекторная реакция Бабинского, возникающая у взрослых или детей старше 2 лет, является ненормальной рефлекторной реакцией. Это может быть признаком основного неврологического состояния или расстройства нервной системы.
Таблица значений рефлексов новорождённого
Название рефлекса
Описание
Как проверить?
Когда исчезает?
Что важно?
Сосательный рефлекс
Формируется внутриутробно, проявляется в первые минуты жизни, один из самых наглядных и жизненно важных рефлексов.
Погладить щечку ребёнка, если сосательный рефлекс выражен у новорожденного, ребёнок откроет ротик и начнет двигать языком.
К году жизни малыша рефлекс ослабевает, исчезает окончательно к 3-4 годам.
Ослабленных и недоношенных детей выписывают из больницы только, если сосательный рефлекс хорошо выражен.
Хоботковый рефлекс
Возникает в первые часы жизни, хоботковый рефлекс – это компонент сосательного рефлекса новорожденного.
Если слегка стукнуть по губам малыша пальцем, он вытянет их в трубочку, напоминающую хобот слонёнка.
В 2-3 месяца.
Долгое сохранение хоботкового рефлекса новорождённого может говорить о поражении центральной нервной системы.
Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)
Возникает в первые часы жизни, нацелен на поиск еды.
Погладить уголок рта, при этом ребёнок должен открыть рот, опустить язык и повернуть голову в сторону раздражителя.
В 3-4 месяца.
Если поисковый рефлекс ассиметричный, это может говорить о парезе лицевого нерва. Если рефлекс полностью отсутствует – о поражении ЦНС.
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)
Смешанная разновидность реакции ребёнка.
Надавить большими пальцами на обе ладони новорождённого в районе большого пальца, при этом малыш должен открыть рот, а голову и плечи приподнять.
Угасает к 2 месяцам, пропадает к 3 месяцам.
Плохо выраженный рефлекс Бабкина может говорить о поражении ЦНС.
Верхний защитный рефлекс
Благодаря этому рефлексу малыш восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.
Если положить новорождённого на живот, он повернёт голову набок, чтобы дышать спокойно.
К 1,5 месяцам.
Плохо выраженный рефлекс может говорить о поражении ЦНС.
Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных
Способность новорождённого к опорной реакции.
Рефлекс опоры проверяют так: нужно приподнять малыша, держа за подмышки
Малыш сначала должен согнуть ноги в суставах, а затем выпрямить их и встать на полусогнутых ножках на полную стопу. Если ребёнка из этого положения наклонить вперед, он сделает шаговые движения.
Рефлекс опоры угасает к 3 месяцам. Рефлекс автоматической походки сохраняется до 1,5 месяцев.
Если при вызове рефлекса опоры малыш опирается не на полную стопу, а только на пальчики, это может говорить о проблемах с ЦНС.
Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)
Становится выраженным на 3-4 день жизни.
Если новорождённого положить на живот, он начнёт совершать ползающие движения. Если к подошвам малыша подставить руку или ладонь, он оттолкнётся от неё.
К 4 месяцам.
Плохо выраженный рефлекс может говорить о поражении ЦНС.
Рефлекс объятий (рефлекс Моро)
Сущность рефлекса в реагировании на громкий резкий раздражитель.
Вызвать можно разными способами, например, стукнуть по пеленальному столику в 15 см от головы лежащего на нём ребёнка, или приподнять ноги и таз малыша над постелью, или внезапно разогнуть ребенку ноги. При этих действиях малыш разводит руки в сторону и разжимает кулачки, выпрямляет ноги, несколько секунд спустя малыш возвращается в исходное положение и даже может обнять себя.
К 5 месяцам.
У детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго.
Это основные, но далеко не все рефлексы, которые проверяют неврологи и педиатры у новорождённого. При слабовыраженном, отсутствующем рефлексе или при неадекватной реакции на вызов рефлекса следует провести дальнейшие обследования, чтобы выявить причины.
Хватательные рефлексы
Филогенетически необычайно древний рефлекс. При поглаживании ладошки, малыш инстинктивно сожмет пальчики. То же самое мы увидим когда погладим подушечку пальцев ножки крохи. Выделяют 2 подвида хватательных:
- Рефлекс Янишевского и Робинсона;
- Рефлекс Бабинского
Ладонный (Янишевского и Робинсона)
При поглаживании центра ладошки, ребенок автоматически и непроизвольно схватит предмет или сомкнет руку. Ребенок развивает насколько сильную мускулатуру, что может удержать свое тело на весу. При проверке один из обязательных. Ближе к четырем месяцам он ослабевает.
Подошвенный (Бабинского)
Поглаживая наружный край ступни, пальчики малыша раскроются как веер, а стопа сожмется с задней стороны. У ребенка рефлекс срабатывает вплоть до двух лет.
Как проверить рефлексы у новорожденного?
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Ваш новорожденный малыш — удивительное создание. Едва появившись на свет, кроха не устает поражать вас своими умениями: он уже умеет «шагать», сосать и хватать…
Эти умения, не что иное, как врожденные рефлексы новорожденного, которые лягут в основу психофизического развития вашего малыша.
Большинство рефлексов жизненно важны для новорожденного, а некоторые не имеют решающего значения. В настоящее время известно более 20 врожденных рефлексов новорожденных. Обычно большая часть из них исчезает к 3-5 месяцам жизни малыша.
Какие существуют рефлексы у новорожденных? ↑
Мы с вами вместе постараемся понять и узнать рефлексы новорожденных, которые вы легко сможете проверить самостоятельно, не боясь навредить крохе:
- поисковый (рефлекс Куссмауля);
- рефлекс опоры;
- сосательный рефлекс;
- хоботковый рефлекс;
- защитный рефлекс;
- ладонно-ротовой (также его называют рефлекс Бабкина);
- рефлекс ползания;
- рефлекс Галанта;
- хватательный рефлекс (также может называться рефлексом Робинсона или «обезьяний» рефлекс);
- рефлекс обхватывания (еще он называется рефлекс Моро);
- подошвенный рефлекс (рефлекс Веркона);
- рефлекс Бабинского;
- шаговый рефлекс.
Как самостоятельно проверить рефлексы новорожденных? ↑
Если вы захотите проверить самостоятельно рефлексы у вашего ребенка, приготовьтесь к тому, что ваши результаты окажутся не совсем такими, как во время первого осмотра малыша педиатром.
Не расстраивайтесь, это вовсе не означает, что малыш «забыл», как и что надо делать, просто может быть, что он проголодался или устал. Попробуйте в другой раз.
Итак, приступим к проверке:
- поисковый рефлекс: погладьте своим пальцем уголок рта ребенка, не прикасаясь к губкам, — он приоткроет рот и будет поворачивать голову в сторону действующего раздражителя. Рефлекс исчезнет к трем месяцам;
- хоботковый рефлекс: если вы попробуете легонько постучать пальцем по губам ребенка, они будут выпячиваться как хоботок. Этот рефлекс исчезнет совсем после 3 месяцев;
- ладонно-ротовой: надавите на ладошки малыша, ближе к большому пальчику. Ребенок откроет рот и слегка согнет голову. Этот рефлекс будет сохраняться до 3 месяцев;
- защитный рефлекс: когда кроха лежит на животе, он пытается повернуть голову на бок и приподнять ее;
- сосательный рефлекс: прикоснитесь к губам малыша или погладьте его щечку. Он откроет рот и будет двигать язычком так, словно собирается сосать. Сохраняется весь первый год жизни;
- рефлекс Галанта: уложите малыша на бочок и проведите своим пальцем по спинке малыша вдоль позвоночника. Новорожденный должен изогнуться дугой. Сохраняется на протяжение 3-4 месяцев;
- хватательный рефлекс: вложите в ладошку ребенка палец, он захватит и крепко сожмет его. Возможно, вы сумеете даже приподнять малыша. К 3 месяцам угаснет совсем;
- рефлекс ползания: уложите ребенка на живот и слегка надавите на подошву. Малыш оттолкнется от вашей ладони и поползет. Сохраняется до 4 месяцев;
- подошвенный рефлекс: для проверки этого рефлекса надавите пальцем на середину области подушечки стопы ребенка, и вы увидите, как кроха согнет пальчики. Эта реакция исчезнет к 3 месяцам;
- рефлекс Бабинского: погладьте пальцем внешнюю сторону стопы, в направлении от пятки новорожденного к пальцам — пальчики ног резко выпрямятся. Эта реакция проходит к году;
- рефлекс обхватывания: громко хлопните в ладоши на расстоянии 30 см от головы. Услышав внезапный шум, малыш вытянет ножки, разведет ручки и выгнет спинку, затем прижмет ручки к груди так, словно пытается обнять себя. Может наблюдаться до 5-6 месяцев;
- рефлекс опоры: поддерживая ребенка под мышками, поставьте его на пеленальный столик. Вначале он согнет ножки, соприкоснувшись с поверхностью стола, а затем выпрямит их, опираясь на всю стопу. Постепенно угасает к 4-5-й неделе жизни;
- шаговый рефлекс: проверяя рефлекс опоры, слегка наклоните новорожденного вперед. Он поднимет ножку, затем другую и «шагнет». Конечно, это не настоящая ходьба, а всего лишь шаговое движение, и, тем не менее, природные способности новорожденного впечатляют. Этот рефлекс проходит полностью к 3-4 месяцам.
Но не думайте, что матушка природа наградила вашего кроху только рефлексами. С первых своих дней жизни ребенок способен к обучению, он слышит, видит и даже различает вкус и запахи.
Теперь каждую минуту малыш будет узнавать что-то новое, и учиться, а ваша задача — помогать ему и создавать все условия для полноценного развития.
Удачи вам при проверке рефлексов у своего карапуза.
Синкинезии
Синкинезия представляет собой рефлекс в ходе которого одно рефлекторное движение верхней или нижней конечности сопровождается рефлекторной реакцией другой.
Синкинезии подразделяются на:
- глобальные (сгибание парализованной руки совместно с разгибанием парализованной ноги);
- имитационные (непроизвольные двигательные акты парализованных конечностей привычных для здорового человека движений);
- координаторные (произведение различных движений парализованными частями тела в ходе выполнения других сложных двигательных актов).
Для исключения развития патологических рефлексов, как в детском, так и во взрослом возрасте очень важно много времени уделять состоянию своего здоровья
Особое внимание необходимо уделить режиму дня, здоровому питанию, чередованию отдыха и физической активности
В случае проявления неспецифических признаков болезни в срочном порядке потребуется обратиться за консультацией к врачу невропатологу.
Что умеет малыш в 7 месяцев
Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.
Физическое развитие:
- Хорошо ползает;
- Уверенно сидит с прямой спиной;
- Подтягивается и пытается встать в кроватке;
- При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
- Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
- Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».
Психоэмоциональное развитие:
- На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
- Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
- С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
- Долго занимается с игрушками;
- Тянется к своему отражению в зеркале.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Два случая из практики
В качестве примера можно привести историю болезни пациента с синдромом Антона-Бабинского, описанную датскими неврологами Дэниэлем Кондзиеллой и Сиской Фрам-Фалкенберг.
«Мужчина, 55 лет, после 3-недельной лихорадки и ночной потливости стал очень странно себя вести. Натыкался на столы и стулья, никак не мог найти чашку, стоящую прямо перед ним, друзей и родственников узнавал только тогда, когда они с ним заговаривали. Несмотря на то что он явно потерял зрение и не мог самостоятельно справляться с повседневными делами, сам этого не признавал. Отрицал свою слепоту и, натыкаясь на препятствия, придумывал этому безобидные оправдания. Если ему задавали вопросы о внешнем виде чего-либо, он без колебаний что-нибудь выдумывал.
У пациента диагностирован инфекционный эндокардит — при чреспищеводной ЭхоКГ выявлены вегетации на клапане аорты. Начат подбор антибиотиков. КТ головного мозга выявила обширный инфаркт обеих затылочных долей и белого вещества левой теменной доли. После установки протеза аортального клапана повторных эпизодов эмболии не наблюдалось. После хирургического вмешательства, пациент постепенно начал осознавать, что ослеп, однако по-прежнему относился к этому факту равнодушно. Несмотря на длительную программу реабилитации, так и не смог вернуться к самостоятельной жизни».
Известный британский невролог, нейропсихолог и публицист Оливер Сакс в своей книге «Человек, который принял жену за шляпу» (1971) на примерах своих пациентов описывает несколько видов анозогнозий. Вот, например, отрывок из рассказа «Направо, кругом!», в котором описана жизнь миссис С., шестидесятилетней женщины, перенесшей обширный инсульт:
«Миссис С. бесповоротно утратила идею “левой стороны‟- как в отношении мира, так и в отношении своего собственного тела. Иногда она ворчит, что ей дают слишком маленькие порции, но это происходит оттого, что она берет пищу только с правой стороны тарелки. Ей и в голову не приходит, что у тарелки имеется левая половина. Решив привести в порядок внешность, она красит губы и пудрится тоже только справа, а к левой стороне лица вообще не притрагивается
Помочь ей тут практически невозможно, поскольку никак не удается привлечь ее внимание к нужному месту. Умом она, конечно, понимает, что что-то не в порядке, и порой даже смеется над этим, но непосредственного знания у нее нет
На помощь ей приходит интеллект и дедукция. Она выработала различные стратегии, позволяющие действовать в обход дефекта. Не имея возможности смотреть и поворачиваться влево, она разворачивается вправо. Для этого она заказала вращающееся кресло-каталку и теперь, не обнаружив чего-нибудь на положенном месте, крутится по часовой стрелке до тех пор, пока искомое не окажется в поле зрения. Если ей кажется, что на тарелке не хватает еды, она тоже начинает вертеться вправо. Доехав по кругу до недостающей половины, она съедает ее, точнее половину этого количества, и таким образом утоляет голод.
Казалось бы, чем вращаться самой, гораздо легче поворачивать тарелку. Она тоже так считает и говорит, что уже пробовала, но натолкнулась на странное внутреннее сопротивление
Выяснилось, что ей гораздо легче и естественнее крутиться на стуле, поскольку всё ее внимание, все ее движения и импульсы инстинктивно обращены теперь вправо и только вправо»
Симптомы
Симптом Бабинского справа или слева относят к патологическим рефлексам. То есть к таким, которые проявляются при структурных или функциональных повреждениях разных отделов ЦНС. Их, как вы уже поняли, используют для диагностики нервных болезней.
При высокой интенсивности проявлений таких рефлексов говорят о гиперрефлексии, если же она снижена вплоть до утраты, то речь идет о гипорефлексии, а если проявление рефлекса неравномерно, то об анизорефлексии. Но, кстати, если понижение или повышение рефлексов симметричное, то часто это не является признаком заболеваний ЦНС.
Симптом Бабинского заключается в проявлении патологического рефлекса, который заключается в разгибании большого пальца на ноге при любом соприкосновении с подошвой.
Проявляться рефлекс Бабинского может в период с рождения и до 12-18 месяцев. Так же он диагностируется в детском возрасте до 2 лет и у более взрослых людей.
Вызвать реакцию возможно при помощи обычной зубочистки, иголки или другого острого предмета. Для этого понадобиться провести краем предмета от начала стопы до самых пальчиков.
Рефлекс может наблюдаться в следующих случаях:
- минимальные порезы нижних конечностей;
- при присутствии высокой степени сухожильных рефлексов.
Несмотря на все современные технологии, придуманные для упрощения диагностирования патологий, проба на симптом Бабинского и сейчас используется в медицине. Она достаточно проста и точна, а главное, для этого теста не требуется дополнительных инструментов или аппаратов, кроме стула и молоточка. Этот способ знают все педиатры, невропатологи и терапевты, поэтому нет ничего удивительному в том, что во время осмотра они могут его использовать.
Рефлекс Бабинского на сегодняшний день один из наиболее частых диагнозов после осмотра у невропатолога. Такой симптом не сулит ничего хорошего при обнаружении взрослых, ведь если у детей до 2 лет все можно скинуть на недоразвитую нервную систему, то после этой отметки причина уже более серьезная. Самостоятельно выявить суть проблемы не получится, так как сначала придется пройти все необходимые обследования, а только затем получится узнать истинного виновника повреждения пирамидальной системы.
В том случае, если у ребенка симптом Бабинского присутствует до определенного возраста, не говорит о наличии проблем со здоровьем, но подобное проявление признаков в у взрослого человека полностью подтверждает факт наличия неврологических патологий.
Такой признак может существовать некоторый промежуток времени (например, после перенесенных приступов эпилепсии) или же быть постоянным (тогда говорят о тяжелых поражениях в пирамидальных путях).