Введение
- Особенности психофизического развития характеризуют биологическую сторону становления личности. Речь идет о возможностях воспитанника участвовать в тех или иных видах деятельности, связанных с развитием его физических качеств, индивидуально-психологических свойств, о его возможностях в общении, в творчестве, в соблюдении социальных норм и правил, быть действенным членом группы, коллектива.
- Доминанты психологического развития. Имеются в виду ведущие мотивы поведения, деятельности, формирующиеся на базе возрастных индивидуальных потребностей. Раскрываются противоречия, лежащие в основе возникновения, формирования, развития этих потребностей.
- Основные виды деятельности – те, в которых наиболее полно проявляются возрастные, типологические особенности ученика, ведущие мотивы его деятельности, поведения. Выделяются условия, наиболее благоприятные для развития деятельности; факторы торможения, угнетения позитивной мотивации; пути их преодоления.
- Ведущая педагогическая идея отражает ведущую стратегическую цель в организации главных видов деятельности обучения, образовательного коллектива.
- Доминирующие направления педагогической деятельности учитывают закономерности учебно-воспитательного процесса, методы, приемы, средства организации общения, педагогической деятельности.
- Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.
- Физиологические показатели: деятельность органов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др.
- К психологическим критериям возрастного развития относятся особенности ощущения, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личности.
- Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относятся: рост человека, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.
- Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни обучающегося.
- Изучить структуру возрастной педагогики.
- Разобрать аспекты возрастной педагогики.
- Понять сущность и определить характеристику возрастной периодизации.
Основная схема возрастной периодизации, предназначенная для студентов
Широкое применение в науке получила схема периодизации онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве (1965).
Данная периодизация в настоящее время признана наиболее удачной, считается, что она наилучшим образом описывают основные закономерности развития человека и именно она используется для решения вопросов возрастной антропологии, педиатрии и педагогики. Дадим более подробную характеристику ее периодам.
Современная периодизация детского возраста в педиатрии
Ваганов П.Д., Яновская Э.Ю., Манджиева Э.Т. Периоды детского возраста. Российский медицинский журнал. 2018; 24(4): 185-190. DOI http://dx.doi.org/10.18821/0869-2106-2018-24-4-185-190
Ваганов Павел Дмитриевич, Яновская Э.Ю., Манджиева Э.Т. Периоды детского возраста // Российский медицинский журнал. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/periody-detskogo-vozrasta (дата обращения: 25.01.2024).
Выделяют несколько этапов онтогенеза: подготовительный; внутриутробный (внутриутробное развитие); интранатальный период (родов); внеутробный (постна-тальное развитие) или собственно детство.
A. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
период формирования наследственности;
формирование соматического и репродуктивного здоровья биологических родителей;
редконцепционный период.
Б. ВНУТРИУТРОБНЫЙ ЭТАП:
герминальный или собственно зародышевый период (0-1 нед);
период имплантации (около двух суток);
фаза эмбрионального развития или эмбриональный период (по 75 день);
фетальный период (с 76-го дня до рождения):
ранний фетальный подпериод (с 76-го дня до конца 28-й недели);
поздний фетальный подпериод (после 28-й недели до рождения).
B. ИНТРАНАТАЛЬНЫЙ ЭТАП: (от 2-4 ч до 15-18 ч)
Г. ВНЕУТРОБНЫЙ ЭТАП:
период новорождённости (от рождения до 28 дней жизни);
период грудного возраста (с 29-го дня после рождения до конца первго года жизни);
период раннего детства (от 1 года до 3 лет);
первый период детства (от 3 до 7 лет) – дошкольный возраст;
второй период детства (младший школьный возраст) – девочки от 7 до 11 лет, мальчики от 7 до 12 лет;
старший школьный период – девочки с 12 лет, мальчики – с13 до 18 лет.
По положению Международной конвенции защиты прав ребёнка, принятой в России, к детям относятся человеческие индивидуумы в возрасте от рождения до 18 лет. Она включает в себя и подростковый период. Решением комитета экспертов ВОЗ от 1977 г. подростковый период ограничивается возрастом от 10 до 20 лет. При этом выделяют два подпериода:
от 10 до 15 лет – собственно пубертатный период, когда идут интенсивные процессы полового созревания;
от 16 до 20 лет – подпериод социального созревания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От редактора 3
Глава I. Из истории возрастной и педагогической психологии 5
I. 1. Предмет возрастной и педагогической психологии —
I. 2. Современная советская возрастная и педагогическая психология 15
Глава II. Психическое развитие и обучение 21
II. 1. Условия психического развития —
II. 2. Основные линии психического развития детей в процессе обучения и воспитания 23
II. 3. Педагогические условия и закономерности развития детей в процессе обучения 30
II. 4. Периодизация возрастного развития 33
Глава III. Психологические особенности преддошкольного и дошкольного возраста 37
III. 1. Предпосылки и особенности психического развития в младенческом возрасте —
III. 2. Характеристика раннего детского возраста 41
III. 3. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном детстве 49
Глава IV. Психическое развитие в младшем школьном возрасте 69
IV. 1. Особенности начального периода школьной жизни ребенка —
IV. 2. Строение учебной деятельности младшего школьника 76
IV. 3. Формирование учебной деятельности 81
IV. 4. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников 84
IV. 5. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте 85
IV. 6. Развитие познавательных процессов у младших школьников 87
IV. 7. Развитие личности младших школьников 96
Глава V. Психологические особенности подростка 101
V. 1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка —
V. 2. Перестройка организма подростка 103
V. 3. Теоретические подходы к проблеме «кризиса» в подростковом периоде 105
V. 4. Центральное новообразование в личности при переходе в подростковый возраст 108
V. 5. Взаимоотношения подростка и взрослого 110
V. 6. Направления в развитии взрослости и формировании жизненных ценностей 116
V. 7. Общение подростка с товарищами 125
V. 8. Учебная деятельность подростка 133
ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Блонский П. П. Избранные психологические произведения. М., Просвещение, 1964.
Божович Л. И. Личность и ее развитие в детском возрасте. М., Просвещение, 1968.
Выготский Л. С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. — В кн.: Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Кон И. С. Открытие «я». М., Политиздат, 1978.
Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. Изд-во МГУ, 1972.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
Мухина В. С. Психология дошкольника. М., Просвещение, 1975.
Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., Просвещение, 1977.
Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., Просвещение, 1978.
Влияние на образовательный процесс
Возрастная периодизация в педагогике играет ключевую роль в определении содержания и организации образовательного процесса. В зависимости от возрастных особенностей учащихся, методы обучения, подходы к оценке знаний и формы организации занятий могут существенно отличаться.
Периоды развития ребенка, определенные возрастной периодизацией, имеют свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при планировании и проведении уроков:
Возрастной период
Особенности образовательного процесса
Раннее детство (0-3 года)
Основной акцент делается на физическом развитии, когнитивные и языковые способности только начинают формироваться. Ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром.
Дошкольный возраст (3-6 лет)
Строится на развитии эмоциональных, социальных и познавательных способностей ребенка. Развиваются навыки самостоятельности, коммуникации и основы предметных знаний.
Младший школьный возраст (7-10 лет)
Формируются основные академические навыки: чтение, письмо, математические операции
Важно активно использовать игровые элементы и интерактивные методы обучения.
Средний школьный возраст (11-14 лет)
Углубляются и расширяются предметные знания, продолжается развитие навыков самостоятельного мышления и критического анализа. Занятия должны быть интересными и занимательными.
Старший школьный возраст (15-18 лет)
Ориентирован на подготовку к поступлению в вузы и выбор профессии
Важно развивать проблемное мышление, аналитические и исследовательские навыки.
Таким образом, понимание возрастных особенностей позволяет учителям адаптировать образовательный процесс к потребностям и возможностям каждого возраста, что способствует более эффективному усвоению знаний и развитию личности ученика.
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста
В возрасте шести лет ребенка ожидает первая крупная перемена в жизни. Переход от дошкольного в школьный возраст связан с изменениями его деятельности, общения, отношений с другими людьми. На смену игре в качестве ведущей деятельности приходит учение, изменяется сам уклад жизни, возникают новые обязанности, по-новому строятся отношения с окружающими.
В младшем школьном возрасте усовершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, возрастает аналитическая и синтетическая функции коры. Столь же стремительно развивается и психика ребенка. Увеличивается точность работы органов чувств.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время и остротой и новизной
Внимание младших школьников ещё недостаточно стабильно, невольно, ограничено по размеру. Потому весь процесс обучения и обучения ребенка начальной школы подчинен обучению культуры интереса
Теории и концепции периодизации
1. Еще Пифагор в VI веке до нашей эры обращался к теме периодизации и создал вот такую классификацию:
- весна (зарождение и становление человека, с рождения до 20 лет);
- лето (молодой человек, от 20 до 40 лет);
- осень (человек в расцвете сил, от 40 до 60 лет);
- зима (угасание человека, с 60 лет до конца жизни).
2. Зигмунд Фрейд создал свою концепцию, основанную на бессознательном сексуальном влечении, на психосексуальном развитии. Периодизация Фрейда включает в себя оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадию.
3. Общепсихологическая теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева и Сергея Леонидовича Рубинштейна берет истоки от постулата марксизма — «бытие определяет сознание». Психологи выявили некую зависимость, которая присутствует в жизни человека и определяет его развитие: деятельность — мотив — потребность.
4. Л. С. Выготский в своей концепции выразил мысль, что развитие — это идеальное освоение бытия взрослого. Данная теория подразумевает следующие особенности психического развития ребенка:
- развитие незапрограммировано изначально, а определяется одним только своим ходом, то есть развитие неперформированное;
- источник развития находится вне оргазнизма;
- ребенок является не только объектом, на который можно воздействовать извне, но и субъектом жизни, так что сам может направлять вектор своего развития;
- наличие сензитивных периодов, то есть периодов, когда человек максимально восприимчив в воздействию извне, соответственно, перенимает много информации и развивается.
Концепция Выготского включает в себя чередование стабильного и кризисного развития ребенка и подростка:
- кризис новорожденности (до 2 месяцев);
- младенческий возраст (до 1 года);
- кризис 1 года;
- раннее детство (1—3 года);
- кризис 3 лет;
- дошкольный возраст (3—7 лет);
- кризис 7 лет;
- школьный возраст (7—13 лет);
- кризис 13 лет;
- пубертатный возраст (13—17 лет);
- кризис 17 лет.
5. Концепция Даниила Борисовича Эльконина является интеграцией теорий Леонтьева и Выготского: освоение идеального мира взрослых происходит посредством активной деятельности самого ребенка. Эльконин делил всю деятельность ребенка на системы «ребенок — взрослый» и «ребенок — общественный предмет», а сам период до перехода во взрослую жизнь на следующие этапы:
- Раннее детство.
Младенчество: непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым.
Раннее детство: предметно-орудийная деятельность, ребенок под руководством взрослых осваивает способы употребления орудий и речи. - Детство.
Дошкольное детство: сюжетно-ролевая игра.
Младшее школьное детство: учебная деятельность. - Подростничество.
Младшее подростничество: интимно-личностное общение со сверстниками.
Старшее подростничество: учебно-профессиональная деятельность.
6. Также существует теория психосоциального развития Эрика Эриксона. Он придерживался идей эпигенетического принципа, что означает генетическую предопределенность возрастных периодов, которые обязательно проходит каждый человек.
8 фаз развития личности по Эриксону и примерный соответствующий возраст:
- младенчество (от рождения до 1 года);
- раннее детство (1—3 лет);
- игровой возраст, дошкольный (от 4—6 до 7 лет);
- школьный возраст (от 7—8 до 12 лет);
- юность (13—19 лет);
- молодость, начало зрелости (от 19 до 35-39 лет);
- взрослость, зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками;
- старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась.
Эриксон также выделил и описал 8 психологических кризисов, с которыми сталкивается человек, и эти труды немецкого и американского психолога внесли большой вклад в психологию развития личности.
Средний школьный возраст
Пятый период – средний школьный возраст. От 11 до 14 лет. Это учащиеся 5-8 классов. Всем педагогическим составом любой школы единолично приятно считать, что это – самый трудный, проблемный период; в этом возрасте у ребенка происходит взрыв гормонов, что часто делает его не просто психически неуравновешенным, нервным, но и неуправляемым. К тому же, ум начинает взрослеть, мир перестает быть настолько по-детски прост, и то, что раньше казалось очевидным и не нуждалось в разъяснении, теперь кажется сомнительным. Дети начинают придирчиво относиться к любой входящей информации, становятся недоверчивыми. Максимализм – вот какая черта зарождается в детском уме в это возрасте. Чтобы не навредить ребенку и не дать ему свернуть с правильного пути, педагогу в этот период требуется все умение и тонкость подхода, чтобы совладать с крепнущим и бунтующим умом подопечного.
Понятие возрастной периодизации
Возрастная периодизация — разделение жизни человека с момента его рождения до самой смерти на периоды, ограниченные возрастными особенностями физического, психического и социального развития.
В некоторых случаях периодизацию отсчитывают с момента зачатия, например, когда это важно для определения физиологических особенностей организма.
Существует несколько принципов возрастной стратификации, то есть разделения общества на страты — конкретные социальные группы:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- По внешним критериям. Эта группа никак не связана с физиологией и психологией человека, основания для определения возрастной группы человека — нахождение в той или иной социальной группе, например, дошкольники, школьники, студенты.
- По внутренним критериям. В данном случае причины классификации субъективны и могут быть основаны на абсолютно разнообразных физиологических и психологических особенностях: развитие детской сексуальности (З. Фрейд), появление и смена зубов (П. П. Блонский) и т. п.
- Смешанная группа. Периодизация основана на нескольких существенных особенностях организма, которые меняются с течением времени.
Принятая в обществе возрастная периодизация необходима для решения различных физиологических, психологических, юридических и социальных задач. Например, воспитание, педагогические процессы и процессы социализации выстраиваются относительно умственного и физического развития человека, определение статуса личности в обществе также часто зависит от его возраста, а в судебном деле и праве принадлежность индивида к конкретной возрастной группе вообще является одним из основным критериев (совершеннолетие, наступление возраста уголовной ответственности, пенсионный возраст и т. п.).
Наиболее важным аспектом в развитии личности является классическая периодизация психики, так как вовремя и полноценно выстроенные психические процессы или, наоборот, отклонение от общепринятых норм, влияют не только на жизнь самого человека, но и на стабильность всего общества.
Неравномерность развития
Формирование каждой личности проистекает неравномерно. Это проявляется в неодинаковых темпах овладения конкретными видами деятельности и в различном развитии психических действий и параметров
Одни дети скорее обращают внимание на житейские ситуации, быстрее соображают, работают, пытливы; другие же пассивны, инертны, их интересы весьма ограничены; третьи демонстрируют способности только к какой-нибудь одной области познания или деятельности
Психологи разъясняют подобную ситуацию закономерностями возрастного развития, наличием ведущих видов деятельности во всяком возрастном периоде, ведущих звеньев в развитии нервной системы, к примеру, сенсорного обучения в дошкольном возрасте.
Большое значение имеют натуральные задатки, как протекали беременность и роды матери, условия жизни, изначальное образование и воспитание. Познание данных особенностей чрезвычайно принципиально для того, чтобы правильно организовать целенаправленную и систематическую работу по развитию всех детей, в том числе и слаборазвитых. Достигнуть этой цели можно путём Путь создания интересов, предрасположенностей, потребностей каждого ребенка.
Пренебрежение неравномерностями развития детей приводит к тому, что слаборазвитые дети никак не продвигаются вперед, а способные дети теряют интерес к учёбе.
Стадии когнитивного развития Пиаже
Франко-швейцарский психолог Ж. Пиаже поставил во главу угла стадии когнитивного развития, проще говоря, уровня развития интеллекта.
Сенсомоторный интеллект
Он проявляется от рождения до полутора-двух лет. У малыша в этот период развиваются двигательные структуры и чувства: зрение, слух, обоняние, тактильное восприятие, манипулирование, всё это делается из любопытства к окружающей среде. Для малыша открываются связи между его действиями и результатом – потянуть на себя пелёнку и добраться до заветной игрушки, лежащей на ней. Он также начинает понимать, что другие предметы существуют независимо от него, и постоянно учится отличать себя от остального мира.
Репрезентативный (конкретно-операциональный) интеллект
Он соответствует возрасту конкретных действий (2-11 лет). Умственное развитие малыша достигает более высокого уровня. Здесь развивается символическое мышление, начинается интериоризация действий, формируются семиотические функции (умственный образ, язык). Складываются наглядные образные представления объектов, которые малыш обозначает уже не прямыми действиями, а названиями.
Вначале у мышления нелогичный, субъективный характер, но после 7 лет формируются ростки логического мышления. Стадии развития могут сменяться быстрее или медленнее благодаря культурному и социальному окружению хотя бы по тому, насколько полно они предоставляют ребёнку подходящие для занятий задачи и материалы. Неэффективной является передача готового знания, например, зубрёжка правильных ответов, поскольку для развития необходимо проявление собственной активности при конструировании и регуляции познавательных процессов. Важен для развития мышления также и обмен идеями, споры и обсуждения со сверстниками. При переходе к конкретно-операциональному мышлению все психические процессы, способность к сотрудничеству, моральные суждения перестраиваются. Но эти логические операции остаются конкретными и применяются лишь к реальным предметам и манипуляциям над ними, поскольку реальность ребёнка представлена конкретным содержанием.
Формально-операциональный интеллект
Период формальных операций, характерный для формально-операционального интеллекта, приходится на возраст 11-15 лет, на протяжении которого формируется абстрактное мышление. Формально-операциональные структуры можно наблюдать, когда ребёнок начинает гипотетически рассуждать, не имея конкретной опоры и независимо от содержимого предметной области.
Основой логики взрослых людей являются формальные мыслительные процессы, именно на них основано простейшее научное мышление, которое манипулирует гипотезами и пользуется дедукцией. С помощью абстрактного мышления человеку удаётся выстраивать умозаключения, пользуясь правилами комбинаторики и формальной логики. Благодаря этому подросток может понять теорию, выстроить свою, прикоснуться к взрослому мировоззрению, временно покидая пределы собственного опыта. С помощью гипотетических рассуждений подросток попадает в сферу потенциально возможного, хотя его идеализированные представления можно проверить не всегда, поэтому они остаются противоречащими фактическому положению дел.
Наивный идеализм
Когнитивный эгоцентризм подростков Пиаже обозначил «наивным идеализмом» подростка, который мышлению приписывает неограниченную силу, стремясь таким образом сделать более совершенный мир. Но когда подросток принимает на себя взрослые социальные роли, то тогда наталкивается на препятствия, ему приходится учитывать и внешние обстоятельства. Так в новой сфере происходит окончательная интеллектуальная децентрация.
Основные принципы и задачи
Основные принципы возрастной периодизации в педагогике основаны на понимании того, что различные возрастные группы детей имеют свои особенности развития и требуют от педагогов соответствующего подхода.
Первым принципом является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Каждый ребенок уникален и имеет свой характер, склонности и способности. Педагог должен учитывать эти особенности при планировании и проведении занятий, создавая индивидуальные программы развития для каждого ребенка.
Вторым принципом является постепенное усложнение образовательных задач. В зависимости от возраста ребенка, его когнитивные способности и возможности развития, педагог должен предлагать задачи и уроки, которые будут постепенно усложняться и развивать интеллектуальные и познавательные навыки.
Третий принцип – это активность и самостоятельность ребенка. Обучение и воспитание должны стимулировать активность ребенка, развивать его индивидуальные интересы и мотивацию к самообразованию. Педагог должен создавать условия, в которых ребенок будет иметь возможность самостоятельно исследовать окружающий мир, принимать решения и принимать ответственность за свои действия.
Одной из основных задач возрастной периодизации в педагогике является организация оптимальной образовательной среды для каждой возрастной группы. Педагог должен создавать условия, которые будут способствовать развитию всех сфер личности ребенка: интеллектуальной, социальной, эмоциональной и физической. Он должен выбирать и применять соответствующие методы исходя из особенностей возрастной группы и конкретных потребностей детей. Педагог должен быть гибким и адаптироваться к различным возрастным характеристикам детей, а также учитывать изменения взаимодействия с ребенком в зависимости от его развития и ситуации.
Стадии развития по Эриксону
Психолог из США Э. Эриксон выделил в развитии личности несколько психосоциальных стадий, затрагивающих жизнь от раннего детства до юности.
Младенчество – от появления на свет до года
Благодаря заботе матери в этот момент закладываются основы личности, такие как уверенность, чувство доверия, внутренняя определённость. Крошка доверяет социуму, который ограничивается для него личностью матери. Но если мать несостоятельна, ненадёжна, отвергает дитя, то закладывается подозрительность, чувство недоверия.
Раннее детство – 1-3 года
В этот период малыш учится действовать самостоятельно – ползать, стоять, ходить, есть, одеваться, умываться и т. д. На этой стадии его идентичность можно выразить формулой «я сам». Становлению самостоятельности малыша способствует разумная дозволенность. Если наблюдается чрезмерная опека или, наоборот, родители слишком многого ожидают от ребёнка, того, что находится за пределами его возможностей, то в этих случаях он переживает неуверенность в себе, сомнения, стыд, слабоволие и приниженность.
Возраст игр – 3-6 лет
На дошкольном этапе происходит конфликт между виной и инициативой. Детей начинают интересовать разные профессии, они охотно контактируют со сверстниками, пробуют новое, легко идут на воспитание и обучение, видя перед собой конкретную цель. Главным чувством идентичности в этом возрасте становится «я – то, чем я буду». Путём поощрения фантазий, самостоятельности и начинаний ребёнка укрепляется развитие инициативности, творческих способностей, так расширяются границы его независимости. Если же ограничивать деятельность ребёнка и «душить» его контролем, то у него разовьётся чувство вины. Дети с чувством вины скованы, пассивны, не смогут в будущем продуктивно трудиться.
Школьный возраст – 6-12 лет
В этом возрасте ребёнок серьёзно выходит за пределы семейного круга, начинается процесс систематического обучения. Школьники поглощены процессом познания: что, как и из чего получается. Теперь уже идентичность ребёнка можно охарактеризовать словами «я – то, чему смог научиться». В процессе школьного обучения дети усваивают правила активного участия и осознанной дисциплины. Этот период опасен тем, что может возникнуть чувство некомпетентности, неполноценности, сомнения в статусе среди сверстников или в своих способностях.
Юность – 12-19 или 13-20 лет у разных полов
Это важнейший из периодов психосоциального человеческого развития. Выросший из ребёнка, но ещё не ставший взрослым, подросток в это время сталкивается с незнакомыми социальными ролями и специфическим требованиями. Подростки стремятся оценить мир, выстроить к нему своё отношение, стихийно ищут ответы на важные для себя вопросы: «кто я есть?», «кем хочу стать?». Их захлёстывает пронзительное чувство собственной бесполезности, бесцельности, душевного разлада, что порой бросает их к негативной самоидентификации и отклоняющемуся поведению. Ролевая спутанность, кризис идентичности затрудняет выбор между продолжением образования и поиском карьеры. Иногда возникают сомнения в своей половой идентичности. Успешность выхода из кризиса юного периода может выразиться в появлении положительного качества – верности, когда подросток, сделав выбор, найдя свою дорогу в жизни, остаётся верным обязательствам, возложенным на себя, он принимает устои общества и далее их придерживается.
Учёт особенностей
Одним из первых педагогов, настаивавших на серьезном учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей, был Я. А. Коменский. Он разработал и доказывал принцип природосообразности, по которому образование и воспитание обязаны подходить возрастным шагам развития. Как в природе всё происходит в определённое, специально предназначенное для этого время, так и в воспитании все должно идти своим чередом.
Учет возрастных особенностей – один из главных педагогических принципов. Опираясь на него, педагог может регламентировать учебную нагрузку, устанавливать обоснованные объемы занятости разнообразными видами труда, описывать наиболее удачный для развития порядок дня, режим отдыха и труда. Возрастные особенности призывают много времени и внимания уделять правильному решению вопросов отбора и расположения учебных предметов и учебного материала во всяком предмете, обусловливают подбор форм и методик учебно-воспитательной деятельности.
У отдельных детей строится так называемый опережающий темп развития. В педагогике такое явления носит название “акселерация”. Акселерация чаще всего проявляется только в ускорении физического развития, которое может наблюдаться в детском и в школьном возрастах. Этот процесс приводит с одной стороны, к рассогласованности темпов физического, а иногда и психического развития, и темпов эмоционального и общественного действия и развития личности – с другой.