Воспитательная работа в школе: советы по организации

Личность педагога в воспитательном процессе

Приведенные выше пункты говорят о том, что от современного педагога требуется быть разносторонней личностью, способной вызвать интерес у детей к разным видам деятельности. Также он должен вызывать доверие у класса и становиться источником мнений, оценок и новых инициатив.

Современным детям очень сложно фокусировать свое внимание на монотонном, скучном материале. Поэтому педагог должен идти в ногу со временем и применять в своей работе достижения современных технологий и постоянно придумывать новые форматы работы

Погруженные в информационное пространство, интернет и мобильные средства связи, дети с неохотой углубляются в учебный процесс. Знание этих нюансов делает педагога их союзником, когда он применяет те же самые средства связи и способы для погружения детей в воспитательный процесс.

Найти контакт с детьми поможет введение в воспитательный процесс следующих направлений:

  • использование мультимедийных досок и планшетов;
  • организация курсов компьютерного дизайна и программирования;
  • проведение мастер-классов по компьютерной анимации, съемке роликов;
  • постановка творческих номеров и концертов.

Также педагог должен знать и уметь применять в работе все современные тренды образования.

Возможности основного и дополнительного образования

Направления воспитания детей по ФГОС могут быть реализованы в рамках основных и дополнительных занятий. Приведем несколько примеров:

  1. Изучение материала, а затем свободное обсуждение морально-этических и нравственных сторон изученного.
  2. Участие детей в турнирах, соревнованиях и конкурсах. Это способствует воспитанию чувства патриотизма и принадлежности к школьной организации.
  3. Организация различных экологических акций и флешмобов в защиту природы.
  4. Новые форматы проведения уроков, которые стимулируют социальную, творческую и интеллектуальную активность детей.
  5. Проведение исторических реконструкций и ролевых игр для приобщения детей к истории своей Родины.
  6. Обсуждение роли личности героев в изучаемых литературных произведениях.
  7. Проведение квизов, викторин и других форм интеллектуальной работы для роста у детей интереса к новым знаниям.
  8. Активная работа с музеями и краеведческими объединениями, инициация проектов школьников по изучению родного края.

Направления работы с учащимися

При организации воспитательной работы с учениками класса, классному руководителю следует ориентироваться на общую систему воспитательной работы в школе. Она обычно включается в себя следующие направления:

  • познавательно-информационное, интеллектуальное
  • историко-патриотическое, краеведческое
  • трудовое
  • профориентационное
  • спортивно-оздоровительное
  • художественно-эстетическое
  • экологическое
  • духовно-нравственное.

Нужно обогащать учебную работу воспитательными моментами

Для реализации целей и задач воспитательной работы классный руководитель может внедрять всевозможные формы и методы, например:

  • обогащать учебную работу воспитательными моментами, направленными на воспитание понимания у детей общечеловеческих ценностей, национальной культуры
  • проводить внеклассные мероприятия по различным темам, в том числе и с целью развития коммуникативной культуры школьников, развития их творческих способностей
  • активно взаимодействовать с родителями учеников, как в виде проведения родительских собраний, так и в виде проведения индивидуальной работы
  • развивать лидерские и организаторские способности учеников путём развития ученического самоуправления
  • анализировать уровень учебной работы учащихся
  • осуществлять помощь каждому ученику в профессиональном самоопределении
  • по каждому из направлений воспитательной деятельности проводить интересные мероприятия, например тематические классные часы, викторины и конкурсы, праздники, игры, турниры и т. д.

Важнейшим направлением воспитательной работы в школе является профилактика вредных привычек, правонарушений и безнадзорности. Опыт педагогов свидетельствует о том, что с этой целью эффективным является проведение следующей работы с учащимися:

  • контроль над посещаемостью учащихся
  • популяризация занятости учеников во внеурочное время в секциях и кружках учреждений внешкольной работы, формирующие здоровый образ жизни
  • проведение тематических профилактических часов, беседы, обсуждения, встречи с интересными людьми, специалистами, докторами
  • проведение специализированных тренингов и игр
  • организация конкурсов сочинений
  • кинолектории.

Сущность воспитательного процесса в школе

Замечание 1

Цель воспитательного процесса в школе – это выявление и последующее развитие духовных качеств личности каждого учащегося, формирование свободного и высоконравственного члена общества.

Задачами воспитательного процесса в школе являются:

  1. Усиление и поддержка функции воспитания, направленной на формирование у учащихся патриотических качеств и компетенций.
  2. Создание условий для сотрудничества между школой и родителями учащихся по вопросам воспитания.
  3. Поддержка и укреплений традиций школы, направленных на создание крепкого и дружного школьного коллектива.
  4. Формирование и развитие у учащихся таких важных качеств личности как самостоятельность, ответственность, инициативность и т.п.

Эффективность воспитательного процесса в школе во многом зависит от того насколько хорошо педагог знает психологические особенность детей, специфику их проявлений и направлений в зависимости от воздействия внутренних и внешних факторов. Данные знания определяют выбор оптимальных методов и средств воспитания, способствующих достижению главной цели и решения основных задач воспитания.

Работа со старшеклассниками

Старшекласснику нужно помочь в самоопределении и раскрытии творческого потенциала

Главные направления воспитательной работы со старшеклассниками:

  • предупреждение массового распространения моделей антиобщественного, негативного, девиантного поведения
  • формирование позитивной социальной направленности у молодёжи
  • воспитание лидерства
  • поддержание здорового образа жизни
  • профессиональное самоопределение.

Задачи:

  • обучение основам внутреннего самоуправления и саморегуляции
  • обучение пониманию себя и окружающих
  • помощь в раскрытии своего потенциала
  • формирование ответственного отношения к своим поступкам.

Воспитательная работа со старшеклассникам предусматривает:

  • единство учебно-воспитательного процесса, целью которого является всестороннее развитие личности
  • ориентация тинэйджеров на вечные общечеловеческие ценности
  • воспитание патриотизма.

Рекомендации посещения семьи

При посещении семей с целью изучения условий жизни и воспитания обучающихся Министерство образования Республики Беларусь считает нецелесообразным составление классным руководителем актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера при очередном изучении условий семейного воспитания. Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, ФИО законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося.

Дата

ФИО законных представителей несовершеннолетнего

Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов)

Вышеуказанные условия могут быть определены как удовлетворительные (если не замечено каких-либо поводов для тревоги) или требующие дополнительного внимания (требуется кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания). Если у классного руководителя возникли сомнения о надлежащем воспитании обучающегося, то он ставит в известность руководство учреждения образования и обращается к педагогу социальному для организации дальнейшей работы в рамках его компетенций.

При обследовании условий проживания несовершеннолетнего классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  • состояние жилого помещения: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (замусоренность, захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения, наличие остатков пищи на полу и мебели и пр.);
  • наличие мебели, ее достаточность и состояние;
  • обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, место для приготовления уроков и школьные принадлежности, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;
  • обеспеченность ребенка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством  для игр;
  • испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы — безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.
  • кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном, бабушка (дедушка) и др.
  • с кем и где пребывает ребенок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время и т.п.

Во взаимоотношениях несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи следует обратить внимание на следующие факторы:

  • степень эмоциональной привязанности ребенка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребенок привязан больше всего), эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность), адекватное реагирование на потребности ребенка (либо потребности и запросы ребенка удовлетворяются в минимальной степени), открытые и доверительные отношения между ребенком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребенка) и др.
  • степень послушания ребенка и сознательное выполнение ребенком семейных правил и требований взрослых.

Классный руководитель в таблице посещения не прописывает приведенные выше факторы, а только указывает удовлетворенность условий в соответствии с ними или нет. В последнем случае кратко указывается причина дополнительных мероприятий в отношении несовершеннолетнего.

После получения сообщения от классного руководителя о предполагаемом неблагополучии ребенка в семье создается комиссия, в состав которой могут входить классный руководитель, специалисты СППС. Комиссия осуществляет очередное посещение семьи в ходе которого, согласно Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 N 30), рекомендуется руководствоваться критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего в совокупности согласно приложению 1 вышеуказанной Инструкции. С этой целью составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего по форме согласно приложению 2 Инструкции.

свернуть

Роль школы и учителя в становлении личности

Школьное образование играет очень важную роль в жизни человека. Именно через него передаются нравственные и духовные идеалы, которые характеризуют нас как личность. В школе мы, как известно, получаем не только знания, мы учимся жить в обществе.

Одной из важных тенденций в современной педагогике является формирование творческой, самодостаточной и активной личности, которая будет способна жить в согласии с собой и обществом. Школа закладывает тот фундамент в сознании ребенка, благодаря которому впоследствии он сможет проявить свои индивидуальные качества.

Для учителя важно организовать не только учебную деятельность, но и внеурочную, досуговую. Общение со школьниками играет для их всестороннего развития существенную роль

Оно помогает сблизиться с детьми, узнать разнообразные стороны их характера.

Для учителя важно расположить к себе ребенка, попытаться завоевать его доверие, помочь поделиться мыслями и сомнениями. Наконец, общение дает учителю ощущение необходимости его работы, востребованности

Цели воспитательной системы класса

  1. Развитие гармоничной разносторонней личности учащихся.
  2. Воспитание человека, обладающего высокой культурой и творческим потенциалом.

Для того чтобы цели были достигнуты, классный руководитель должен обращать внимание на реализацию следующих моментов:

  1. Содействие формированию культуры общения между учениками.
  2. Создание условий для оптимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.
  3. Осуществление правильного нравственного воспитания школьников.
  4. Воспитание сознательного отношения к обучению и потребности в самостоятельной познавательной деятельности.
  5. Воспитание толерантности.
  6. Формирование и раскрытие индивидуальности каждого воспитанника.
  7. Сплочение классного ученического коллектива.
  8. Создание условий для выработки собственного мнения у каждого ученика.
  9. Помощь в профессиональной ориентации.
  10. Формирование у учащихся понятия о приоритете здорового образа жизни.

Важно научить учеников включаться в различные коллективные виды деятельности и совместно решать проблемы

Ценность классного руководителя в том, что именно он помогает учащимся не только учиться, но и включаться в различные коллективные виды деятельности, а также совместно решать проблемы. Каждый педагог должен организовывать воспитательную работу в классе на основании возрастных особенностей учеников, их интересов и предпочтений.

Планирование воспитательного процесса в школе

Воспитательный процесс в школе осуществляется в виде воспитательной работы, проводимой в рамках образовательного процесса. Помимо этого, большее значение имеет внеурочная и внешкольная работа, организованная педагогом.

На сегодняшний день существует установленный порядок планирования и осуществление воспитательного процесса. Данный порядок может быть изменен или адаптирован, исходя из условий школы или особенностей образовательного процесса.

Порядок планирования воспитательного процесса в школе:

  1. Осуществление анализа воспитательных результатов, которые были достигнуты ранее, в рамках предыдущего плана воспитательной работы. Анализ проводится по итогам учебного года (в мае), в форме педагогического совета, «круглого стола» и т.д.
  2. Определение приоритетов и перспектив воспитательной работы на следующий учебный год. Также осуществляется в конце учебного года и посредством педагогического совета, «круглого стола» и т.п.
  3. Формулирование целей и задач воспитательной работы на следующий учебный год (август, начало сентября).
  4. Коллективное педагогическое планирование воспитательной работы в детских коллективах (классах, кружковых группах и т.д.) на учебный год.
  5. Составление индивидуальных планов воспитательной работы классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе и т.д. (конец сентября).
  6. Коллективное и индивидуальное педагогическое планирование воспитательной работы, осуществляемое педагогами по четвертям, с учетом следующих принципов:

    • добровольное участие каждого учащегося в воспитательном процессе, с учетом его потребностей, способностей и интересов;
    • систематичность и последовательность в организации воспитательной работы;
    • личностно-ориентированный подход, со стороны педагога, в процессе формирования личности учащегося;
    • создание необходимых и эффективных условий для развития и проявления творческих способностей, мыслей, взглядов и т.д. каждым учащимся;
    • сочетание всех форм воспитательной работы с детьми (индивидуальная, групповая, массовая);
    • использование в воспитательном процессе разнообразных средств работы с детьми: игра, беседа, экскурсия и т.д.
    • опора на духовные и нравственные ценности, во время воспитательной работы с учащимися;
    • периодическая диагностика личности каждого учащегося и всего коллектива в целом.

Особенности воспитания младших школьников

Конец дошкольного периода и начало школьного — это стресс для ребёнка и дополнительные нагрузки. Малыш не сразу становится школьником, ведь ему сложно моментально стать усидчивым, внимательным, сосредоточенным, исполнительным, готовым воспринимать большие пласты новой информации. Всему этому нужно постепенно учить. Ввиду этих особенностей развития младшего школьника, воспитательная работа должна быть направлена на облегчение адаптационного периода ребёнка, повышения его обучаемости.

Воспитательная работа в начальной школе должна быть направлена на облегчение адаптационного периода ребёнка

В начальной школе один из необходимых аспектов воспитательной работы — взаимодействие с семьёй ребёнка. Родители в содружестве с педагогом будут вместе идти к цели успешной адаптации маленького ученика и облегчения его обучения. В начальной школе от родителей также зависит:

  • режим дня ученика
  • выполнение домашнего задания
  • правильное питание
  • физическая активность.

Когда организм ребёнка подстроится под школьную систему и выработает определённый ритм, ученик втянется в учебный процесс, а родители при поддержке учителя будут контролировать процесс со стороны.

Важными направлениями воспитания младших школьников также являются:

  • воспитание самостоятельности
  • овладение навыками дисциплины
  • приучение к труду, к выполнению домашних обязанностей
  • развитие навыков самоорганизации.

При обучении в начальной школе у учеников происходит активное развитие познавательных интересов. Задача здесь воспитателя — максимально содействовать стремлению к получению новых знаний. Обычно это делают, используя систему оценок и поощрений

Осторожно с наказаниями и порицаниями: такой подход вовсе не способствует активизации познавательной деятельности учеников и их ответственного отношения к учёбе, а только побуждает к равнодушию и утрате дисциплины

У младших школьников уже формируются склонности к отдельным видам деятельности, областям знаний

На этом этапе учителю важно не вести профильное обучение, а обучать ребёнка всесторонне

Немаловажно и патриотическое воспитание. В начальной школе оно направлено на осознание своей значимости, формирование чувства любви к родине

Не следует забывать и о физическом воспитании учеников, так как именно в этот период у детей развивается скелет, формируется осанка и т. д. Детей нужно привлекать к соблюдению здорового образа жизни, учить бороться с ленью и слабостью. Всё это будет направлено на формирование самодисциплины и воли.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий