Воспитание толерантности у детей

Разработка и проведение мероприятий недели толерантности.

Разработка плана работы по формированию основ толерантности у воспитанников группы «Волшебники»

Дата

Темы

Мероприятия

Ответственные

14.11.2022

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды

·пополнение РППС: глобус, куклы в народных костюмах;

·создание картотеки подвижных игр народов мира;

·пополнение муз. картотеки – «Песенка друзей» песня на стихи Михалкова, «Доброта» дет. хор «Барбарики»

 Воспитатели группы «Волшебники»

организация информационного пространства для родителей

·консультация в родительский уголок «Толерантность нужно воспитывать»

 Воспитатели группы «Волшебники»

15.11.2022

Сказки народов мира

·чтение

Воспитатели группы «Волшебники»

«Дерево дружбы»

·       составление  писем -пожеланий 

Родители и дети группы “Волшебники”

16.11.2022

«Земля – наш общий дом»

·беседа (познавательная) «Земля – наш общий дом»

Воспитатели группы «Волшебники»

·совместная творческая работа: коллаж «Земля – наш общий дом»

Воспитатели группы «Волшебники»

17.11.2022

«Дружные ребята»

·беседа (нравственно-этическая) «Дружные ребята»;

·прослушивание и обсуждение песни «Песенка друзей»

·

Воспитатели группы «Волшебники»

18.11.2022

«Доброта»

·беседа (нравственно-этическая) «Доброта»;

·просмотр м/ф

·«Цветик-семицветик»;

·прослушивание песни «Доброта»;

·изготовление сувениров детям младшей группы

Воспитатели группы «Волшебники»

21.11.2015

«Подарок другу»

I половина дня 

рисование «Подарок другу»

Воспитатели группы «Волшебники»

II половина дня

«Игры народов мира»

·Подвижные игры народов мира на прогулке

Воспитатели группы «Волшебники»

22.11.2015

Акция «Шлем приветики!»

·Межгрупповой досуг (участники – воспитатели и дети и родители группы «Волшебники» «Мы едины» (презентация нац.костюмов)

Воспитатели и родители группы «Волшебники»

Реализация проекта в образовательных областях:

Акция «Шлём приветики»

(социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,  познавательное развитие)

Досуг «Игры разных народов»

(физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,  познавательное развитие)

Чтение сказок народов мира

(социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,  познавательное развитие, речевое развитие)

Создание коллажа «Земля – наш общий дом» (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,  познавательное развитие)

Работа с родителями:

Выпуск консультации в родительский уголок «Толерантность надо воспитывать»,совместное участие в досуге «Мы едины»(семейная презентация нац.костюмов)

IIIэтап: Презентация проекта.

Результаты работы:

·Повышение педагогической компетентности воспитателей.

·Составление картотеки подвижных игр народов мира.

·Повышение правовой и педагогической культуры родителей (рекомендации по воспитанию толерантности).

·Развитие творческих способностей и коммуникативных качеств воспитанников группы «Волшебники»

·Укрепление отношений сотрудничества между педагогами и родителями воспитанников.

 

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, культуры, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность — это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит — легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности

Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании — это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность — уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности — это тяжёлый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается агрессия, вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки — то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике — он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся — он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются — он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают — его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть — он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают — он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители — он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности — он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём — он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра — вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен — причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность — это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности:

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность в старшем дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении

В детском саду есть очень важное преимущество — детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда — готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий:

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Почему возникает нетерпимость?

  1. 1. Что-то может быть стигматизировано со стороны общества. И мы, не особо размышляя на эту тему, или в страхе самим стать не таким, как все, присваиваем определенные стереотипы и нетерпимость.
  2. 2. Мы можем мало знать об определенном предмете. Поскольку природа не терпит пустоты, отсутствие информации мы заполняем услышанными где-то стереотипами, представлениями и домыслами. Которые могут быть причиной негативного отношения и страха по отношению к тому, о чем мы мало знаем.
  3. 3. Мы можем бояться, что другие люди, к которым мы нетерпимы, могут чем-то ущемить наши права, чем-то нам помешать, притеснить нас.
  4. 4. И наконец, еще одной причиной нетолерантности может стать стремление обобщать людей по определённому признаку. Потому что так мир воспринимать проще и понятнее. Гораздо труднее помнить о том, что мы все разные. При этом конкретный представитель стигматизируемого меньшинства совсем необязательно соответствует нашим стереотипам о представителях этого меньшинства.

Как воспитать толерантность?

Логично предположить, что если посмотреть на то, откуда возникает нетерпимость, можно предположить возможные пути ее профилактики. А именно: искать объективную информацию о предмете и отрефлексировать свои домыслы и стереотипы, которые у нас сложились к этому времени об этом предмете.

Важно воспитывать толерантность в детях

Задуматься о других

Соответственно, если мы хотим помочь детям или подросткам воспитать в себе толерантность, например, к представителям другой нации, первое, что нужно сделать, это помочь им задуматься об этих представителях другой нации. А какой они, собственно, нации? Например, мы можем всех, кто приехал в Россию «на заработки», причислять к «таджикам».  При этом большинство живущих в Раменском районе иностранцев, приехавших на заработки – кумыки. Что мы знаем о кумыках? Если знать немного больше информации о предмете нетерпимости, может быть, поведение другого человека станет нам более понятным. И тогда станет меньше нетерпимости по отношению к нему.

Подумать о своем отношении

Второе, что нужно сделать – это помочь детям поразмышлять о том, а почему возникло негативное отношение

Важно задавать детям вопросы о том, что их пугает. Чем им угрожают эти люди, к которым они могут проявлять нетерпимость? И помочь развенчать мифы о том, что они действительно им могут помешать

При этом важный момент состоит в том, чтобы мы сами, взрослые, были независимы от этих стереотипов и максимально толерантны к обсуждаемому предмету. Иначе беседа не получится. Потому что бессознательно мы будем подталкивать детей к своей точке зрения, даже если сами не будем этого замечать.

Ограничения обобщения

И, наконец, важно поговорить с детьми о том, что обобщение – это как ходить по тонкому льду. Где-то мы пройдем, но в какой-то момент лед обязательно сломается, и мы попадем впросак

Обобщение всегда недостаточно описывает реальность. И принадлежность человека к определённому сообществу далеко не всегда определяет его черты. К примеру, не все геи женственны. Не все русские пьют водку. Не все евреи жадные. Можно даже поиграть с детьми в игру: кто может назвать больше таких обобщений, которые не соответствуют реальности.

Зачем нужно быть толерантным?

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир — многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее внутренний мир каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Что такое толерантность?

В чем-то каждый из нас отличается от большинства . И хоть раз в жизни испытывал неприятное чувство, что другим сложно принять нас такими, какие мы есть.

Толерантность – это когда нет непринятия, непримиримости, страха перед тем, что отличается от привычного нам мира. Есть разные виды проявления нетолерантности. Например, нацизм (когда нетерпимость проявляется к представителям иной расы), ксенофобия (неприятие иностранцев), гомофобия (нетерпимость к гомосексуальности). Некоторые виды толерантности не имеют специального названия. Например, когда в классе смеются и издеваются над одноклассником, который отличается от других прической, фигурой или предпочтениями в музыке.

Цели и задачи воспитания толерантности в школе

Толерантность является одним из важнейших условий нормального функционирования гражданского общества и выживания всего человечества.

Толерантность – это умение человека жить в гармонии с другими людьми, быть терпимым к их вере, национальности, поступкам, мнению и т.д.

Толерантность как социальная норма включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

  1. Социальная восприимчивость и неподдельный интерес к особенностям других народов (национальностей).
  2. Признание равенства всех людей на земле, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социального уровня жизни и т.д.
  3. Полный отказ от доминирования и насилия.
  4. Готовность принять другого таким, какой он есть.
  5. Умение выслушивать и слушать другого, доверие людям.
  6. Способность к эмпатии.

Замечание 1

Цель воспитания толерантности в школе: воспитание у учащихся терпимости по отношению к людям другой веры, национальности или других жизненных взглядов, как одного из важнейших качеств современной личности.

Задачи воспитания толерантности в школе:

  1. Изучение интересов и потребностей детского коллектива, личностных характеристик учащихся для организации эффективной воспитательной работы.
  2. Развитие у учащихся навыков групповой работы, умения находить компромиссные решения и вести диалог друг с другом, считаться с мнение других.
  3. Создание оптимальных условий для формирования у учащихся коммуникативных связей.
  4. Ознакомление учащихся с историей, культурой и традициями других народов.

В настоящее время проблема толерантности относится в воспитательной проблеме. Это связано с тем, что в основе толерантности лежит умение общаться и взаимодействовать. Педагог в процессе формирования коммуникативных навыков и умений, должен учить детей, что все люди разные и нужно уметь воспринимать человека таким, какой он есть. Даже если что-то в одежде или внешности кажется странным и необычным, следует вести себя корректно и адекватно. С самого раннего возраста необходимо быть терпимыми друг к другу, даже если это не просто.

Необходимо отметить, что сейчас дух нетерпимости и неприязни к другой культуре, вероисповеданию, убеждениям, национальности и т.д., продолжает существовать не только в обществе, но и в отдельных социальных институтах (школа, детский сад, институт и т.д.).

Предметом нетерпимости в школе может выступать национальность, религия, внешний вид, социальная и половая принадлежности ребенка, его увлеченности и взгляды. Поэтому основная роль по воспитанию толерантности в школе возлагается на педагогов, которые собственным примером должны показать детям проявление терпимости и уважения к другим людям.

Один из основных вопросов, который стоит перед педагогами современной школы: «как обеспечить эффективный процесс воспитания толерантных качеств личности школьника в рамках образовательной программы?». Данный вопрос наиболее актуален в рамках современного поликультурного общества, которое ждет его решения именно от школы. Это связано с тем, что школа имеет возможность и должна создать необходимые условия для продуктивного межэтнического общения между учащимися, в рамках которого детям будет привито уважение к культуре других народов.

Методы и приёмы

Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

активное использование игровых технологий
развитие родного языка
изучение иностранных языков
обучение истории
расширение знаний о народностях учеников, их традициях
использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
организация совместной деятельности учеников
внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
взаимодействие педагога с семьями учащихся
воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

С чем может быть связана нетолерантность

Ксенофобия очень часто является причиной нетолерантности. Прежде чем, пробовать избавить от этой проблемы ребенка – нужно избавиться от нее самому. Нельзя нападать просто по той причине, что чего-то боишься. Нужно понять причину страха. Если ребенка напугал иностранец – это может стать реальной причиной страха. Но национальность здесь ни при чем. Дело в конкретном человеке, его личности и качествах характера. Дайте это понять ребенку.

Нетолерантность может быть связана также и с религиозными взглядами. Расскажите ребенку об обычаях разных стран. Посещайте этнографические музеи, выставки. Расширяйте кругозор ребенка, рассказывая ему о разных культурах и народах. Научите ребенка общаться с людьми, имеющими иной круг мировоззрения. Объясните, что независимо от обычаев и традиций, человек должен всегда оставаться человеком

Научите ребенка видеть в человеке не другую расу, а его личность.

Также нужно акцентировать внимание ребенка на отношении к инвалидам. Если в семье уже проживает такой человек – ребенок привыкает к нему с младенчества

Он понимает, что рядом есть человек, которые имеет ограниченные физические возможности, и он отличается от других. Но при этом остается человеком, со своими интересами, жизненными приоритетами, характером. Такой человек может нуждаться в некоторых механических устройствах, иметь свой собственный особый режим. Но общаться с инвалидом нужно так же, как и с другими людьми. Для ребенка-инвалида и для здорового ребенка – очень полезны совместные игры. Это принесет пользу им обоим.

Псевдотолерантность

Во взрослом возрасте воспитать это качество может не получиться. Да, человек будет признавать, что быть терпимым нужно, что без этого трудно строить качественные отношения отдельных людей, групп и целых народов, но это будет сознательная установка, а не истинное чувство. Псевдотолерантность, а не настоящая. Внешне и по проявлениям они бывают похожи, но по субъективным ощущениям это совершенно разные качества. Как выученная доброжелательность и настоящее доброе отношение к кому-либо.

В том и другом случае будут улыбка и вежливое обращение, но внутренне в первом случае будет состояние равнодушия (а может, раздражения, неприязни), а во втором — в большей или меньшей степени выраженная радость. Псевдотолерантность с точки зрения социальных отношений тоже хороша — во всяком случае лучше, чем ее полное отсутствие. Но вот внутренне она не дает человеку того, что могла бы дать толерантность настоящая — ощущение свободы, уверенности и значимости.

Как и когда воспитывать толерантное поведение

Воспитание толерантности у детей в наше время стало обязательным. Хотя Российская конституция (и конституции других стран) обеспечивает равные права всех граждан независимо от пола, возраста и национальности, в обычной жизни все не так. Несмотря на гарантии конституции, люди очень часто проявляют плохое отношение к другим национальностям и людям с физическими пороками развития. И такое отношение, как правило, формируется с раннего детства. Поэтому воспитывать толерантность у детей следует практически с младенчества.

Дети раннего и дошкольного возраста абсолютно нормально воспринимают в своем круге общения ребенка другой национальности. Они не видят ничего необычного в экзотичном имени ребенка, или в другом языке, на котором ребенок разговаривает со своими родителями. И, как следствие, основная задача воспитателя – ни в коем случае не противодействовать этому и всеми доступными методами поддерживать хорошее отношение к детям–иностранцам. Толерантность у ребенка должна воспитываться без какого-либо пресса со стороны. Если малыши с радостью играют друг с другом – стоит всячески их поддерживать

Если же дети поссорились – не акцентируйте внимание на их национальности, а вникните в суть конфликта

Детям младшего школьного возраста нужно рассказывать о других странах. Им нужно объяснить, что там говорят на других языках и жизнь у них другая. Но иногда люди не могут жить хорошо в своей родной стране. И поэтому они переселяются в другие государства, где смогут жить лучше

Обратите внимание детей на то, что нельзя дразнить ребенка, просто потому, что он «чужой». Если одноклассник ничего плохого не сделал, тогда зачем его обижать? Нельзя использовать национальность человека, как аргумент, в ссоре

Но не позволяйте ребенку поступаться при конфликте, ссылаясь на другую национальность оппонента. Научите ребенка не давать себя в обиду и при этом уметь вести разумный диалог с людьми.

Планирование Недели толерантности в детском саду

Проведение Недели толерантности обсуждается и утверждается на педагогических советах, как правило, в 2 этапа:

  1. Озвучивание актуальных задач по воспитанию толерантности в детском саду, обсуждение даты начала Недели Толерантности, обозначение возможных мероприятий.
  2. Представление плана мероприятий (от воспитателей, социального педагога и психолога, музыкального и физкультурного руководителей) и утверждение программы Недели толерантности.

Неделя толерантности в детском саду подразумевает проведение необычных занятий и мероприятий:

  • занятия в нетрадиционной форме (игровые, интегрированные), в том числе с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий);
  • музыкальный праздник: дети готовят с музыкальным руководителем и педагогом по хореографии номера с национальными танцами и песнями;
  • краткосрочные проекты или итоговое мероприятие для долгосрочного проекта;
  • физкультурный досуг: день народных игр и подвижных забав;
  • конкурс рисунков, поделок, мотивационных плакатов;
  • мастер-классы для родителей.

В рамках Недели толерантности в ДОУ проводятся детско-родительские мероприятия

Таблица: пример планирования по Неделе толерантности

ДатаМероприятиеУчастникиОтветственные, организаторы
12.10Выполнение плакатов и стенгазет на тему «Дружба народов», размещение материалов в холле и рекреациях ДОУ.Дошкольники всех возрастов совместно с родителями и воспитателями.Воспитатели, старший воспитатель.
Интегрированное занятие «На огромной на планете очень разные есть дети».Воспитанники первой и второй младших групп.Воспитатели и музыкальный руководитель.
Консультация для родителей «Воспитание толерантности в современном обществе».Родители средней, старшей и подготовительной групп.Социальный педагог, психолог.
13.10Совместная с родителями деятельность «Воспитание толерантности сказкой».Родители и дети средней и старшей групп.Воспитатели.
Физкультурный досуг «Подвижные народные игры».Младшие дошкольники.Физкультурный руководитель.
14.10Просмотр презентации и мультфильма на тему «Что такое толерантность?».Воспитанники старшей и подготовительной групп.Старший воспитатель, психолог.
Музыкальный досуг «Танцы народов мира» (с мастер-классом).Родители и воспитанники младших и средней групп.Воспитатель, педагог по хореографии.
15.10Физкультурный досуг «Спорт объединяет страны и народы».Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп.Физкультурный руководитель.
Выставка-конкурс поделок и рисунков «Волшебная страна Толерантности».Все воспитанники ДОУ (младшие — совместно с родителями и коллективные работы).Воспитатели, руководитель художественного кружка.
16.10Праздничный концерт, посвящённый Дню толерантности.Все воспитанники ДОУ.Музыкальный руководитель, старший воспитатель, руководитель театральной студии.

Видео: праздник ко Дню толерантности в старшей группе

Смотрите это видео на YouTube

Самое интересное и захватывающее в концертах и праздниках на Неделе толерантности — возможность примерить национальные костюмы жителей далёких стран. Рекомендуется привлекать родителей к изготовлению атрибутов и элементов национальной одежды.

Всему есть предел

Вопросы толерантности интересуют не только психологов и социологов. Это важная тема для общества в целом, а значит, ею занимаются и педагоги, и правоохранители, и деятели искусств. Все больше фильмов — как взрослых, так и детских, основной мыслью которых является признание прав и свобод людей независимо от того, свой он или нет. И — да, уже много книг, спектаклей, где слегка подправлены нетолерантные ситуации. Надо это или нет — вопрос спорный. И он останется таковым по крайней мере до тех пор, пока не вырастет поколение детей, которые эти книги читали и эти спектакли смотрели.

Стоит лишь помнить, что в сказках обычно не одна узкая тема, не одна главная мысль, а несколько. Еще — о том, что ни одна сказка не содержит информации такого рода: положительный герой убивает отрицательного только за то, что он иначе мыслит и иначе действует. И с этой точки зрения полезно знать именно оригинальные варианты. Чтобы чувствовать отличия толерантности и попустительства

Ведь это тоже очень важно. Одно дело — когда Волк живет по своим обычаям, действует в соответствии со своими установками, совсем другое — что он ест своих соседей или вообще постороннюю девочку

Здесь справедлив гнев, здесь должна закончиться толерантность. В ситуациях, когда речь только о непохожести, о причинах говорить можно и нужно. Только так, чтобы это было понятно ребенку, очень тактично и грамотно.

Больше интересных и полезных материалов о воспитании детей — в нашем канале на .

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий