Начать с себя
В странах, где половое воспитание организовано на системном уровне — таких, как Нидерланды, Финляндия, Швеция — показатели заболеваемости ВИЧ/ИППП и ранней беременности намного ниже, говорит Татьяна Дмитриева. Но в России, по ее мнению, начинать надо не с уроков полового воспитания для школьников — у нас, увы, тех же самых основ не знают многие взрослые.
«Я бы начала с базисного просвещения взрослых — контрацепция, культура активного согласия. Как предлагать секс, получать секс, как заниматься сексом. Покончила бы с мифами — такими, как супружеский долг. Если муж с женой занимаются сексом без согласия одного из них, это неприемлемо, это насилие, но даже это понимают не все», — отметила Дмитриева.
Учить нужно и учителей. Потому что даже если самый лучший учебник по половому воспитанию выдать непрофильному учителю, который придет в класс со своим грузом стереотипов и мифов, толку из этого не будет. А если потом ребенка встретит дома родитель, нагруженный теми же стереотипами, эффект окажется еще ниже.
Поэтому нам, взрослым, начинать придется с себя. «Когда простые вещи закрепятся на уровне нормы, они автоматически будут передаваться детям в семьях. Только после этого мы можем заниматься систематическим школьным образованием», — считает Дмитриева.
Половое развитие детей в 8-9 лет
Несмотря на то что половое созревание обычно происходит в подростковом возрасте, у некоторых детей (в частности, у девочек) первые его признаки могут появиться уже в 8-9 лет. На этом этапе родителям следует проводить с ребёнком беседы о половом развитии, чтобы подготовить его к встрече с теми изменениями в теле и в психологии, которые вот-вот начнутся
Важно объяснить, что ночные поллюции у мальчиков и менструации у девочек (и другие признаки) – это нормальные явления, необходимые для взросления организма
В вопросах сексуального развития тоже можно начинать просвещать детей в этом возрасте. Но в очень простой и «творческой» форме. Например, когда женщина и мужчина любят друг друга, они могут создать ребёнка. У мужчины есть семя, которое он передаёт женщине. А у неё есть подходящие условия, чтобы его вырастить и родить на свет. В идеале беседы о половом и сексуальном развитии с мальчиком должен проводить отец, с девочкой – мама.
Постепенно у детей зарождается интерес к противоположному полу. Сначала они всё чаще начинают наблюдать за родителями и другими взрослыми: мальчики – за мамой и её подругами, девочки – за папой и разными мужчинами (в том числе актёрами, певцами и другими известными людьми), могут подглядывать за ними, слушать их разговоры. Затем интерес переходит уже к сверстникам противоположного пола.
Дети всё сильнее осознают свою принадлежность к конкретному полу, стараются демонстрировать в поведении соответствующие черты, копируют слова и действия взрослых, стремятся к самоутверждению.
Роль школы в воспитании детей
Воспитание детей в школе начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в становлении личности ребенка. Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.
С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.
Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена. Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер. Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.
Учить и/или воспитывать?
Так что же должна делать школа – учить, воспитывать или и то, и другое? На этот вопрос может быть только один ответ: школа должна и учить, и воспитывать. Ведь процессы обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Педагог должен не просто формировать у ребенка определенные знания, умения и навыки, но и процессе развития таковых заниматься формированием личности своего ученика. При подготовке к занятию учитель должен ставить перед собой не только образовательные и развивающие, но и воспитательные цели и задачи.
На своих занятиях педагог воспитывает в ребятах целеустремленность, ответственность, доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учит их помогать друг другу. Кроме того, конкретно на уроках литературы учитель занимается нравственным и патриотическим воспитанием, на уроках МХК – эстетическим, на занятиях по технологии – трудовым и т.д.
Непосредственно воспитательной работой (т. е. соответствующей внеурочной деятельностью) занимаются завуч по воспитательной работе и классные руководители. В частности, завуч организует работу кружков и секций, устраивает разнообразные общешкольные мероприятия, а классный руководитель проводит классные часы, родительские собрания.
Воспитание в школе: ребенок становится подростком
Очевидно, в средней и старшей школе продолжается развитие самостоятельных действий ребенка, их усложнение. Все большую роль играет самоорганизация, в школе количество и разнообразие предметов увеличивается — и со стороны родителей важна поддержка и помощь в развитии. В данном возрасте, вероятно, ощущается даже большая необходимость поддержки — пока ребенок мал, он нуждается в помощи, в старшем же возрасте, особенно, если физически ребенок едва ли не больше родителей, данная потребность зачастую не столь очевидна. Ко всему прочему, подросток может демонстрировать нарочитую самостоятельность и независимость от взрослых, но родителям необходимо все время держать в голове, что подросток все еще ребенок, и нуждается в заботе и содействии.
С другой стороны, некоторые родители искусственно ограничивают развитие самостоятельности, видя в уже весьма взрослом ребенке того же несмышленого карапуза, ничего не способного сделать без помощи родителей. В итоге, подобное приводит либо к конфликту, ибо ребенок чувствует потребность в большей независимости от родителей, либо к инфантилизации подростка.
Также в данном возрасте на первое место выходит ценность общения, в основном — со сверстниками. В отличие от младших детей, подросток нуждается в одобрении не только значимых взрослых, но и ровесников. Отсюда зачастую произрастают попытки демонстративного непослушания, агрессивное поведение по отношению к родителям и т.д. (не зря подобный возраст называют “трудным”). Многое, конечно, зависит от взаимоотношений, сложившихся у родителей и ребенка – чем они доверительнее, тем проще будет процесс воспитания ребенка в школе. Посему, родителям необходимо не только оказывать поддержку ребенку (что периодически весьма сложно), но и выстроить доверительные взаимоотношения с ним (что зачастую гораздо сложнее), дабы по мере возможности помочь пережить сей непростой период.
Тандем родители-педагоги: воспитание всесторонне развитой личности
Воспитание ребенка – это огромная, практически необъятная тема, которую можно изучать на протяжении всей жизни. Однако практика показала, что только совместные усилия педагогов и родителей способны дать положительные результаты. Невозможно воспитать целеустремленную, всесторонне развитую личность, если родители и педагоги не объединятся в тандем. Только в процессе совместной слаженной деятельности этого тандема у ребенка формируется сознание и накапливается опыт правильного поведения в разных ситуациях. Благодаря единым требованиям учителей и родителей укрепляется воля детей: они становятся более настойчивыми в достижении цели, заметно активнее и решительнее в преодолении трудностей.
Должна ли школа заниматься воспитанием ребенка или это исключительно прерогатива семьи? Сегодня на этот счет существуют разные точки зрения. Одни родители полагают, что задача школы – учить, а воспитывать ребенка должны они сами, другие мамы и папы имеют противоположное мнение. Как это ни странно, но даже некоторые учителя тоже думают об этом неодинаково.
Форматы обучения для достижения воспитательных целей
Как было сказано выше, воспитательная работа в школе должна быть интегрирована в обучение, внеурочную и внешкольную деятельность.
Поэтому обязательно достигайте поставленных целей, внедряя воспитательный компонент в следующие сферы совместной деятельности:
- Уроки (аудиторные и внеаудиторные).
- Внеурочные форматы — походы, экскурсии, проекты, общение на свободные темы.
- Общешкольные формы работы и ученическое самоуправление.
- Внутриклассная воспитательная деятельность.
- Взаимодействие детей друг с другом и взрослыми.
- Кружки, секции, проектные классы, дополнительные курсы.
Различие между воспитанием в младшей и старшей школе
Основная задача воспитания младших школьников
Поддерживать стремление к учебе, познанию нового. Как правило, в данном возрасте дети сами стремятся учиться и узнавать больше, главное — не мешать, а направлять и помогать в меру сил и возможностей. Детский ум в данном возрасте с жадностью впитывает массу новой информации, посему во многом от родителей зависит, какого типа данная информация будет. Можно купить детские энциклопедии, смотреть с ребенком познавательные фильмы, также сейчас легко найти на Youtube массу интересных каналов с роликами по самым разнообразным темам, кроме прочего, существуют аудиоэнциклопедии с адаптированным для детей форматом подачи информации. Все, что нужно — на начальном этапе заинтересовать ребенка. Главное отличие от предыдущего «возраста почемучек» — взрослому следует не только предоставить ребенку интересующую информацию, но и научить его, как искать ответы самостоятельно — в энциклопедиях, к примеру. Воспитание в школе должно идти поэтапно.
Ежели на любой вопрос ребенка вы сразу отсылаете его к книге на полке, то через некоторое время он просто потеряет заинтересованность и восстановить ее будет весьма сложно. Напротив, в первое время родитель должен показать пример: ребенок задал вопрос, взрослый достал энциклопедию, открыл нужную страницу (попутно объясняя, конечно, почему он взял эту энциклопедию и каким образом он ищет информацию) — и вместе с ребенком нашел ответ на вопрос. Проговаривание пошагово процесса поиска нужной информации позволит ребенку усвоить основные принципы, дабы в будущем он мог проделывать подобное с меньшим вмешательством взрослых, а в итоге — полностью самостоятельно. Соответственно, ребенок сможет почувствовать собственные силы и ощутить успешность самостоятельной деятельности, что является немаловажным фактором в поддержании желания учиться, познавать новую информацию.
Вторая задача в воспитании младшего школьника
Другая цель воспитания в школе — постепенное увеличение степени самостоятельности не только в поиске информации, но и в повседневной жизни. Очевидно, самостоятельно одеваться, умываться и чистить зубы ребенок уже умеет — приходит время манипуляций посложнее: заправить кровать, приготовить простые блюда, помыть посуду (поставить посуду в посудомойку), сделать уроки, собрать портфель и прочее.
Как и везде, важна постепенность обучения. Для примера возьмем приготовление каши с утра. Приблизительно этапы могут выглядеть так:
- Рисуем инструкцию с картинками — подписываем количество крупы, молока и воды, соли и сахара;
- Взрослый готовит кашу, комментируя действия, по инструкции, ребенок наблюдает;
- Взрослый готовит, ребенок помогает, одновременно ребенок сверяется с инструкцией;
- Ребенок читает пункты инструкции и готовит под наблюдением взрослого.
Подобным образом легко организовать любой процесс обучения, главное — отмечать успехи ребенка и хвалить его за полученный результат. Ощущение успеха и похвала родителей — лучшие мотиваторы самостоятельной деятельности ребенка.
Зачем нужно половое воспитание?
Половое воспитание — вопрос, который в нашей стране вызывает много споров. С одной стороны, почти три четверти россиян поддерживают введение уроков сексуального просвещения. С другой, у секс-просвета есть и активные противники, которые утверждают, что подобные уроки в школах «развращают детей» и «рекламируют» сексуальные отношения.
В любом случае, пока в российских школах не организованы уроки полового просвещения, информацию дети получают оттуда, откуда повезет. Однако научные данные, собранные Всемирной организацией здравоохранения совместно с ЮНЕСКО и несколькими другими международными организациями, доказывают, что введение сексуального образования в школах было бы полезным для общества.
Аналитики обобщили результаты 22 систематических обзоров и 77 рандомизированных контролированных исследований, проведенных в разных странах. Более половины этих исследований приходятся на страны с низким или средним уровнем дохода.
И вот к каким выводам они пришли. Исследования подтверждают, что школьные программы сексуального образования позволяют достичь следующих результатов:
- более позднее начало половой жизни;
- снижение частоты половых контактов;
- снижение количества половых партнеров;
- сокращение рискованного поведения;
- более частое использование контрацепции.
Сексуальное образование, по данным ученых, способствует формированию правильных установок в отношении сексуального и репродуктивного здоровья — и таким образом снижает риски заражения ВИЧ-инфекцией и инфекциями передающимися половым путем.
Соответственно, школьный секспросвет не приводит к повышению сексуальной активности, распространенности рискованного сексуального поведения или BППП/ВИЧ.
Социальная экономика
Секспросвет: что россияне думают о половом воспитании
Правильный подход
К сожалению, учителю не всегда удается достигнуть поставленных воспитательных целей. В большей степени это касается начинающих педагогов. Именно по причине подобных неудач преподаватели начинают ошибочно полагать, что воспитание должно быть только делом родителей, и используют чисто формальный подход к своей работе.
Важнейшее значение имеет то, каким именно образом мы стремимся достигнуть своей цели, какие конкретные шаги для этого предпринимаем.
Прежде всего необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. И если преподаватель упускает это из виду, то все его усилия могут приводить к обратному результату
Важно помнить о том, что если для младших школьников авторитетом является педагог, то для подростка таковым оказываются его сверстники. Так что если в первом случае объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо можно прямым текстом, то во втором – так делать не следует
Например, чем больше мы будем говорить ученикам средних и старших классов о вреде табака, тем меньше будет вероятность того, что те кто уже курит, бросят, а те, кто еще не начал, не захотят попробовать.
Предположим, у вас запланирован классный час о вреде курения. Цель такого занятия – расширение знаний школьников о пагубном влиянии никотина, формирование у них отрицательного отношения к табачным изделиям и воспитание ответственности за свое здоровье. Какие действия следует предпринять, чтобы достигнуть этих целей? Как показывает практика, лучше всего организовать и провести классный час с участием самих подростков.
Семья и школа
Важную роль в воспитании ребенка играет сотрудничество семьи и школы. Необходимо, чтобы классный руководитель был в курсе обстановки в семье каждого своего ученика. И педагог, со своей стороны, должен информировать родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в школе, о проблемах, возникающих у их детей.
Общение педагога с мамами, папами, бабушками и дедушками происходит прежде всего на родительских собраниях. При возникновении необходимости учитель может пригласить мать или отца ребенка для индивидуального разговора. Педагог может также контактировать с семьей ученика через интернет или по телефону.
Необходимо, чтобы при общении с родителями учитель проявлял такт, терпение, это особенно важно в случае разногласий с семьей относительно обучения и воспитания ребенка. Большую помощь школе, конечно же, оказывают представители родительского комитета
Но даже тех родителей, которые в нем не состоят, следует приглашать на внеклассные мероприятия: концерты, спектакли, конкурсы, соревнования. Можно также устраивать мероприятия для детей и родителей, в которых будут состязаться семейные команды
Большую помощь школе, конечно же, оказывают представители родительского комитета. Но даже тех родителей, которые в нем не состоят, следует приглашать на внеклассные мероприятия: концерты, спектакли, конкурсы, соревнования. Можно также устраивать мероприятия для детей и родителей, в которых будут состязаться семейные команды.
Сотрудничество семьи и школы положительно сказывается и на успеваемости, и на формировании личности ребенка.
Существует много методической литературы, посвященной воспитанию школьников. Это книги и журналы, которые можно приобрести как в электронном виде, так и в традиционной печатной форме. В них можно найти не только методические рекомендации, но и сценарии готовых занятий.
Кроме того, можно посетить лекции ведущих педагогов, посвященные воспитанию, записаться на соответствующие вебинары.
Такой материал особенно полезен для начинающих учителей. Хотя и преподавателям с многолетним стажем тоже будет небезынтересно познакомиться с опытом своих коллег.
Сборник упражнений по математике 2 класс школа россии
Журнал практика управления доу 7 2019
Назовите основные этапы процедуры сертификации кратко опишите механизм проведения каждого из этапов
Античная философия презентация кратко
- Обязательное образование выпускник школы ученик 3 класса
Формы связи с родителями учеников
Естественно, изучение внутрисемейных отношений достаточно сложный, но очень нужный этап воспитательной работы в школе. Без этого педагог не сможет дать конкретные советы родителям, найти подход к каждому ребенку и проводить воспитательную работу с наибольшим успехом. Для выяснения внутрисемейных отношений используются как индивидуальные формы связи (например, посещение педагогом семьи ребенка), так и общепринятые. Среди общепринятых форм связей классного руководителя с родителями можно выделить:
Родительские собрания. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в течение учебного года. В ходе собрания педагог, совместно с родителями, разрабатывает план по воспитательной работе, обсуждает успехи и проблемы всего класса или каждого ученика в отдельности. Если у педагога возникли вопросы по воспитанию какого-либо конкретного ученика, он может пригласить его родителей на индивидуальную встречу, чтобы обсудить новые методы воспитания и дать профессиональные советы.
Классные мероприятия. Поводом для проведения классных мероприятий может стать любой праздник или значимое событие для класса. Такие мероприятия, в которых принимают участие и ученики, и их родители, способствуют сближению всего классного коллектива, помогают найти общий язык и взаимопонимание, проявить индивидуальные способности и семейные увлечения. Во время совместных мероприятий педагог имеет возможность понаблюдать за семьями в непринужденной обстановке, что позволяет планировать воспитательную работу с учетом особенностей каждой семьи и проводить ее с большим успехом.
Цель и задачи воспитания детей в современной школе
Цель воспитания детей в современной школе заключается в обеспечении их всестороннего развития и подготовки к полноценной жизни в обществе. Она включает в себя формирование у детей социальной компетентности, эмоционального интеллекта, творческого мышления, критического мышления и навыков межличностного общения.
Задачи воспитания в школе включают:
1. Формирование нравственных ценностей и норм поведения. Школа играет важную роль в формировании у детей понимания моральных и этических принципов, таких как честность, ответственность, уважение к другим и культурное наследие.
2. Развитие социальных навыков. Школа помогает детям развивать навыки сотрудничества, коммуникации, эмпатии и умение встать на место других людей. Это является основой для успешной адаптации в обществе и формирования здоровых отношений.
3. Поддержка эмоционального развития. Школа предоставляет ребенку среду, в которой он может справляться со своими эмоциями, развивать свою эмоциональную интеллектуальность и общаться с педагогами и сверстниками, чтобы развить позитивную самооценку и уверенность.
4. Развитие творческого мышления и саморазвития. Воспитание в школе должно поощрять у детей творческое мышление, любознательность, инициативность и самостоятельность. Школа должна стимулировать детей к поиску своих интересов и талантов, чтобы у них развивались навыки самовыражения и самореализации.
5. Формирование навыков критического мышления. Школа должна учить детей осознанно анализировать информацию, сомневаться, задавать вопросы и различать мнения. Это поможет ребенку развить свою критическую мысль и способность к самостоятельному принятию решений.
6. Развитие навыков межличностного общения. Школа должна помочь детям развивать навыки эффективного общения, конструктивного разрешения конфликтов, умение сотрудничать и уважать других людей. Это поможет им успешно работать в команде и быть активными участниками общества.
Режим дня ребёнка в 8-9 лет
На этом возрастном этапе ребёнок испытывает высокую нагрузку на психику, поэтому на отдых должно отводиться значительное время.
Учёба и домашние задания. В этом возрасте в школе дети проводят примерно от 3 до 5 часов ежедневно. После занятий ребёнок обязательно должен отдохнуть, погулять на свежем воздухе. К домашним заданиям следует приступать не раньше чем через 3 часа после учёбы. Следите за тем, чтобы на их выполнение не уходило более 2 часов в день, иначе школьник будет сильно утомляться.
Питание. Пятиразовое питание – наиболее подходящий вариант для ребёнка: завтрак, обед в школе, полдник, ужин и лёгкая еда перед сном.
Сон. Школьнику в 8-9 лет нужно спать 10-11 часов, поэтому ложиться лучше не позже 21.00-21.30, перед этим проведя все гигиенические процедуры (умыться, почистить зубы, принять душ). Дневной сон практически у всех детей в этом возрасте отсутствует, но если ваше чадо в нём нуждается, то не препятствуйте, пусть он восстановит силы после школы.
Занятия по интересам. Большинство школьников в этом возрасте посещают спортивные секции, кружки, танцевальные студии или музыкальную школу. Обычно такие занятия проводятся сразу после учёбы или в вечернее время
Важно, чтобы ребёнок сам испытывал к ним интерес и хотел посещать их, а не шёл туда «потому что родители отправили»
Отдых, прогулки. Ежедневно ребёнку нужно бывать на свежем воздухе по 2-3 часа. Чем больше он будет двигаться, тем лучше. Это свободное время школьника, которое он сам заполняет тем, чем хочет. Но у телевизора или у компьютера школьник не должен проводить более 1 часа в день
За этим важно следить и предлагать ему альтернативные интересные занятия
Обязанности и труд. Ребёнка необходимо приобщать к домашним делам и закреплять за ним определённые обязанности (помыть посуду, сходить в магазин, вынести мусор и т. д.) Приучайте школьника к тому, что в своей комнате он должен делать уборку сам.
Дисциплина в начальной школе
Неважно, как вы будете обучать ребёнка азам грамоты и счёта — самостоятельно или с помощью какой-то альтернативной школы. В этот период важно, чтобы всё подчинялось правилам
Разработайте, запишите и объясните их ребёнку.
Вот несколько примеров того, как дисциплинировать детей:
- Игры только после занятия по математике, и тогда каждый месяц у тебя будет новый конструктор.
- Уроки нужно сделать до 18 часов, иначе родители идут на вечернюю прогулку с любимым псом без тебя.
- Одна книга в неделю, иначе поездка в зоопарк на выходных отменяется и так далее.
Совет психолога: правила и требования взрослых должны быть разумными и обоснованными, ребёнок должен быть заинтересован следовать им. Если уговор не сработал, повторите ещё раз, возможно, он просто не понял формулировки. Опять осечка? Пересмотрите условия договора, вероятно, ребёнок не видит в нём выгоды и поэтому легко нарушает. Пример плохого правила: будешь ложиться каждый день в десять вечера, поедем в выходные к бабушке (хочет ли ребёнок туда?). Хорошее правило: прочтёшь за месяц вот эту толстую книгу по географии, сходим в музей.
Внедрение правил для приучения к дисциплине требует твёрдости и последовательности. Родители должны быть заодно: нельзя, чтобы мама закон «издавала», а папа его отменял, и наоборот. Детей, не соблюдающих договорённости, нельзя жалеть и «прощать на первый раз». Ребёнок будет канючить и даже плакать, но необходимо, чтобы он осознал, что правило есть правило. Иначе приучить ребёнка к дисциплине не получится.
В этом возрасте по-прежнему хорошо работают таблицы поощрений, только вместо звёздочек уже следует начислять баллы. Чтобы при достижении определённого количества очков, ребёнок мог получать награду (обычно она формулируется в самом правиле).
И ещё. В вопросах приучения к дисциплине как никогда важен пример взрослых. Если вы хотите, чтобы дети были вежливыми, аккуратными и пунктуальными, будьте такими сами.
Фундаментальные принципы школьного воспитания
В современном обществе проблема воспитания становится все более актуальной и приоритетной. Педагогическая деятельность проходит в достаточно сложном направлении, включающем сложную ежедневную воспитательную работу в различных образовательных заведениях, а также взаимодействие с родителями учащихся в воспитательных целях.
Постановка вопросов воспитания в остром ключе имеет мировые масштабы. В этой связи, педагогами-теоретиками производится разработка методик и направлений воспитательной работы, ориентированных на разрешении важных педагогических задач и эффективного практического внедрения в учебно-воспитательную работу.
Одним из приоритетных принципов воспитательного процесса в современных школа является гуманистическая направленность воспитания. Авторитарные направления воспитательной работы, включающие принуждение, давление, подавление воли и стремлений учащихся уходят на второй план. На первое место выдвигается личность с ее потребностями, интересами, желаниями и стремлениями и потому воспитание строится на взаимопонимании, доверии, предоставлении свободы учащимся, любви и поддержки в своем выборе и своих начинаниях. Гуманистическое направление педагогике ориентировано на воспитание, базирующееся на идеях ненасилия, поддержки, способствование формированию самостоятельной личности, самоопределившейся и самоутвердившейся. Развитие способности к самопознанию, ориентации на собственное «Я» с его потребностями и спецификой развития составляют основу гуманистического воспитательного принципа.
Принцип индивидуализации в воспитании, становится ведущим с момента начала реформирования отечественной системы образования – с 90-х годов 20-го столетия. В его основу были положены, еще ранее выдвинутые, идеи свободного воспитания и развития личности. Принцип свободы в воспитании основывается на идеи о том, что такое воспитание, а точнее развитие, соответствует естественным, природным началам и является воплощением культурного развития. Согласно этому принципу, школа не имеет права оказывать какого-либо воздействия на учащихся, принуждать их к чему-либо. Единые школьные учебно-воспитательные программы теряют актуальность в современной школе. Рассматривается переход на индивидуальное обучение, предполагающее учет личностных особенностей каждого учащегося, его потребностей, способностей и интересов.
Замечание 2
В современном мире школьное воспитание нацелено на способствование развитию культуры самоопределения личности в различных сферах жизнедеятельности.
Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет
В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.
Игры для детей 8-9 лет:
Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.
Подвижные: «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.
Настольные: «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).
Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.
Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.
Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать
Об эмоциональном воспитании
Эмоциональное воспитание. — Источник.
1. Как сформировать здоровую самооценку
Во-первых, нужно приучить ребенка реалистично оценивать свою ответственность за ситуацию. Во-вторых, добиться того, чтобы объектом самокритики стали его отдельные поступки, а не поведение вообще.
2. Как научить оптимизму
Основу оптимизма составляют вовсе не позитивные фразы, а то, как человек трактует причины происходящего. Дети отчасти перенимают оптимизм и пессимизм у взрослых. Они, как губка, впитывают и то, что вы говорите, и то, как вы говорите. Так что первый способ помочь им — самому научиться справляться с пессимизмом.
Когда вас обуревают эмоции — ребенок это чувствует. Он воспринимает ваш дисплей эмоций, тусклый или ослепительно яркий, как указание, что надо относиться серьезно к тому, на что вы так реагируете. Эмоциональное обучение происходит именно в такой форме. Дети не только воспринимают конкретное содержание ваших поступков, но и усваивают их общий стиль.
3. Как спасти от депрессии
Для детей со склонностью к депрессии обычно характерен один из двух стилей поведения. Они ведут себя либо как задиры, которые взрываются сразу же, если не получают желаемого, либо как безвольные жертвы, которые позволяют собой помыкать и отступают, потому что не хотят никаких проблем. Неудивительно, что пассивный ребенок становится легкой добычей для забияк.
Первых надо научить сдерживаться и показать им неагрессивные пути преодоления недовольства. Вторых убедить в том, что они не беспомощны, и помочь им стать более решительными.
4. Как стать ближе с ребенком
Эмоциональное воспитание ребенка — дело непростое. Многим взрослым сложно самим говорить об эмоциях. А ведь задача родителей — научить этому детей. Есть простой способ, который подходит абсолютно всем, — это чтение книг.
Совместное чтение с детьми может стать отличным средством эмоционального воспитания. Книги помогают детям узнавать новые слова для разговора о чувствах, в них содержится множество примеров того, как разные люди справляются с порывами гнева, печали, страха.
Как стать ближе с ребенком. — Источник.
5. Как решать детские проблемы
Очень часто взрослым кажется, что детские проблемы — сущие пустяки, на которые не стоит обращать внимание. Например, кто-то обозвал малыша или ребенок волнуется перед первым выступлением с докладом
Вам кажется, что это не повод для переживания, и вы попросту игнорируете детскую проблему. И зря, в итоге малыш остается наедине с собой и замыкается в себе.
Чтобы этого не произошло, старайтесь проявлять больше сочувствия. Если вам сложно это сделать — попробуйте представить похожую ситуацию во взрослом мире. Вспомните, как обычно приходится понервничать перед первым днем на новой работе или как обидно бывает услышать насмешку в свой адрес со стороны коллег.
6. Избегайте чрезмерной критики в отношении ребенка
Многие родители, сами того не осознавая, постепенно разрушают самооценку своих детей. Они делают им ненужные замечания, одергивают, подшучивают или вмешиваются и исправляют, когда ребенок что-то делает и у него не получается с первой попытки. Часто родители навешивают ярлыки на своих детей: «неряха», «неумеха», «вредина». Все это пагубно влияет на ребенка.
Поэтому, если вам свойственно такое поведение, в следующий раз прежде чем что-то сказать или сделать, помните, что ваши слова обращены к маленькому ранимому человеку. Старайтесь меньше критиковать малыша, использовать в общении с ним сарказм. Помните: дети склонны верить родительским словам. Если вы каждый день говорите малышу, что он вредный, он начинает считать себя именно таким. Придираясь к детям, вы постепенно утрачиваете их доверие, а значит и близость с ними.
7. Право на ошибку
Позволяйте своим детям быть самостоятельными, когда они учатся чему-то новому. Не вмешивайтесь и разрешайте им ошибаться.