Сущность и цели трудового школьного воспитания
Трудовое воспитание является важным аспектом социализации личности. В этой связи, трудовое воспитание является приоритетным направлением деятельности школы, подход к нему должен характеризоваться серьезностью, организовываться оно должно таким образом, чтобы увлечь и заинтересовать учащихся.
Замечание 1
Освоение трудовой деятельности напрямую связано с развитием психических процессов и нравственных установок личности. Без труда, его активного внедрения в учебно-воспитательный процесс невозможно говорить о всестороннем, гармоничном развитии личности, ее основных нравственных, этических, физических качеств.
Любая деятельность в трудовом аспекте приобретает характер физической и умственной значимости и необходимости.
Трудовое воспитание в школе нацелено на осознание учащимися важности, значимости и ценности труда, понимании, что в основе любого направления жизни и деятельности лежит труд. Поэтому требуется сформировать позитивное восприятие и отношение к трудовой деятельности
Школа стремится воспитать у учащихся любовь к труду, развить целеустремленность, чувство долга и ответственности, сформировать такие качества личности, как: честность, трудолюбие, предприимчивость. Кроме того, требуется сформировать потребность в регулярной трудовой деятельности и развить стремление к ее практической реализации.
Школа способствует развитию умений и навыков в разных областях, формирует фундамент умственного и физического труда.
Трудовое воспитание в школьных учебных учреждениях призвано разрешать следующие задачи:
- Сформировать правильное отношение к труду.
- Развить мотивацию, заинтересованность и потребность в творческой деятельности, стремление к практическому применению, полученных в ходе обучения знаний и навыков.
- Сформировать трудолюбие и навыки делового, предприимчивого человека.
- Оказать содействие в развитии основных трудовых навыков.
Основным направлением трудового воспитания в современной школе является формирование трудолюбия. Оно представляет собой сложный, многофакторный системный процесс, характеризующийся поддержанием трудовой дисциплины, формированием разносторонних трудовых теоретических и практических знаний и навыков, устойчивой потребностно-мотивационной областью, уважительным отношением к труду, как собственному, так и труду других людей. Благодаря формированию трудолюбия развиваются и другие свойства личности, такие, как бережливость, способность к самоопределению, рациональной и целесообразной организации своей деятельности, терпеливость и способность к преодолению трудностей.
Перспективная пытливость
Исследование показало, что дошколят больше интересовали предметы, новые места, непривычная обстановка (всё это они часто хотели изучить без ведома родителей). А вот младшим школьникам хотелось научиться чему-либо новому — какому-то виду спорта, готовке, пению, вышиванию и т.д.
По итогам анализа выяснилось, что стратегии поощрения любознательности — интерес к действиям ребенка, допущение к совместной деятельности, предоставление инструментов, допуск к обучению — взаимосвязаны с развитием инициативности.
Большинство студентов, вспоминающих поддержку своего детского любопытства, соотносили с этим развитие самостоятельности и инициативности.
Ещё один любопытный факт: родители охотнее отвечали поощрением на стремление научиться чему-то/заняться новой деятельностью. Зависимость между этими двумя категориями можно трактовать как выполнение желания ребёнка и предоставление ему инструментов для обучения.
В ответ на стремление чему-то научиться взрослые также с готовностью начинали заниматься с детьми, обучая их чему-то. Кстати, в воспоминаниях ситуации «сотрудничества» с родителями описаны со всеми деталями, что говорит о значимости этих эпизодов для респондентов.
Формы, методы осуществления воспитания
Школьное трудовое воспитание идет несколькими путями:
- при общеобразовательной подготовке;
- при трудовом обучении;
- во внеурочной, внешкольной деятельности;
- в процессе любой групповой работы, общения.
Система трудового воспитания использует формы, методы, способные развивать положительное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность.
?
Наиболее ощутимый эффект в школе приносят мероприятия, предусматривающие распределение обязанностей и выделение ответственных, содержащие стимулирование учащихся, имеющие общественное признание.
Используются следующие формы работы:
- совместный труд;
- знакомство с семейными, коллективными трудовыми традициями;
- организация занятий по интересам;
- упражнения по выработке конкретных трудовых навыков (ремонт мебели, учебников и, изготовление поделок, домиков для животных);
- творческие игры и конкурсы, соревнования;
- временные, долгосрочные поручения;
- общественно-полезный труд;
- подготовка по профессии;
- трудовое обучение;
- домашний труд;
- трудовые десанты;
- лекции, конференции, вечера, экскурсии;
- собственно, трудовая деятельность.
Воспитание младших школьников
Переход в начальную школу – кризисный этап в детстве человека. Сфера его взаимодействия сильно расширяется, изменяется его статус, увеличивается потребность самовыражения. Цель воспитания определяется как формирование добросовестного отношения к повседневному труду, осознание его роли.
Задачи воспитания на этом этапе:
- формирование психологической готовности;
- осознание целей деятельности;
- формирование мотивов, первоначальных умений, навыков.
В младших классах продолжается ознакомление с деятельностью взрослых, развитие отношения к трудящимся людям. Представления о труде углубляются, закрепляется отношение к профессиям.
Вовлечение в трудовую деятельность проходит с учетом возрастных особенностей учащихся, их способностей. Дети включаются в межличностные отношения, познают результат труда
Для школьников важно развитие чувства аккуратности, дисциплинированности, ответственности за выполняемое ими дело
Структура воспитательного процесса в младших классах предусматривает комплексность, она включает как формирование представлений о технологиях, так и развитие умения решать разные задачи на практике. Высоко оценивается творческих подход. Работа становится личностно-ориентированной и при этом полезной для общества.
Среди форм отметим праздники, вахты, выставки поделок, уборки, озеленение, благоустройство школы, работа кружков.
?
Эффективным средством остаются игры. Дети получают возможность воспроизводить элементы деятельности взрослых, их ситуации общения
Важно привлечение в кружки технического творчества или художественного профиля, способствующие появлению познавательных интересов, передаче социального опыта.
В начальной школе используются методы:
- рассказ;
- инструктажи;
- пример;
- упражнение;
- требование;
- поручение;
- наказание;
- поощрение.
Все методы применяются системно и комплексно.
Важным методом является практический показ, обучение приемам работы, соблюдение основ техники безопасности. Большое значение уделяется руководству процессом труда, помощи в освоении способов его выполнения.
Бытовой самообслуживающий труд. Общественно значимый труд. Организационно-управленческий труд
Бытовой труд по самообслуживанию направлен на удовлетворение бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Домашние обязанности включают уборку постели, уход за одеждой и обувью, стирку мелких предметов личного пользования, очистку помещений от мусора и пыли, создание комфортной обстановки.
Самообслуживание детей в лагере включает в себя работу в лагере, в столовой и уборку мусора вокруг отряда.
Дети занимаются самообслуживанием в студиях, секциях, кружках и клубах, в которых они занимаются.
Фактором, побуждающим ребенка выполнять работу по дому, является постепенное укрепление его сознания возможности и необходимости обеспечивать свои потребности собственным трудом. Большое значение имеет моральное удовлетворение, которое приходит от сознания того, что сделал что-то хорошее для общего блага. Положительное, стимулирующее воздействие на детей оказывают чистота и порядок, рукотворная красота окружающей среды.
Эта работа эффективна тогда, когда самообслуживание является ежедневным, посильным и систематическим, когда строго соблюдается справедливость в дозировке и распределении работы, порядок выполнения неприятных домашних дел.
Эффективному достижению прямых и косвенных целей ежедневной самостоятельной работы мешает предвзятое мнение, что работа в сфере обслуживания — это третий тип, удел некомпетентных, и что дети должны быть защищены от нее. Если школьникам не дают выполнять работу по обслуживанию, они становятся лентяями. В процессе работы по самообслуживанию ребенок осознает, что не бывает грязной, недостойной и унизительной работы, а бывает унизительная лень, что любой труд, который нужен людям, почетен и уважаем.
К социально значимым видам деятельности относятся такие, как сбор лекарственных растений и даров леса, работа по оказанию помощи младшим детям, обустройство территории лагеря, простая работа по благоустройству территории лагеря (например, помощь садовнику с цветами, работа на природной тропе, в библиотеке и т.д.). Воспитательный эффект таких дел усиливается их игривостью, пробужденным желанием детей совершать добрые дела не ради награды, а ради морального удовлетворения.
Интенсивное развитие общественной организационно-управленческой работы в стане обусловлено расширением и углублением демократии в нашем обществе, необходимостью овладения искусством организации и управления коллективными делами и отношениями.
Организаторская деятельность требует большого напряжения ума, проявления воли, сдерживания чрезмерных эмоций, интенсивной затраты нервной энергии. Работа организатора и исполнителя развивает активность и инициативу, осознание ответственности за организацию и результаты работы. Она практически учит детей умению убеждать и мотивировать своих товарищей, принимать ответственные решения, отдавать приказы, выдвигать требования и проявлять глубокое уважение к товарищу, соблюдать общую дисциплину, быть самокритичным и иметь смелость критиковать, четко контролировать свои действия.
Основной формой выполнения этой работы являются государственные заказы. В этой сфере наиболее полно и открыто проявляются черты характера и особенности личности детей, формируется неофициальное общественное мнение, происходит непосредственное самовыражение и самоутверждение. Организаторская и лидерская работа детей стимулируется внутренними движущими силами: свободной инициативой и активностью, желанием взять на себя ответственность, раскрыть перед коллективом свои способности и чувство долга.
Организаторская деятельность детей требует систематической смены лидеров и их взаимозаменяемости, совместного обсуждения возникающих организационных проблем и конфликтов, гласности во всех вопросах и своевременной критики работы ведущих организаторов. Дети попеременно выступают в роли организаторов и исполнителей.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Воспитание в «доме сирот» я. Корчака
- Технология деятельностного метода обучения
- Полоролевая социализация дошкольников
- Классификация средств обучения
- Особенности и принципы воспитания детей в дворянских семьях
- Принципы обучения
- Направления воспитательной работы
- Воспитание детей в семье и в школе
- Вопросы для аттестации педагогических работников
- Особенности систем образования в коррекционных школах и интернатах
Формируем навык предпринимательства – первый признак предприимчивости у детей
За последние несколько десятилетий значительно увеличилось число детей, умеющих грамотно делать покупки и обладающих большими доходами. Конечно, нет ничего плохого в том факте, что родители дают деньги малышам. Однако дети при этом должны осознавать их ценность и понимать, откуда они берутся.
Помогите вашим детям в этом нелегком деле, научив их быть предприимчивыми, поскольку бизнес для детей зачастую выглядит очень сложным. Предприниматель — это человек, который организует свое дело и управляет им по собственной инициативе, на свой страх и риск. Большинство родителей хотят, чтобы их детям были знакомы такие понятия, как «организация», «управление», «инициатива» и «риски». Лучший способ познакомить малышей с подобными вещами — развивать у них навыки деловой этики.
Предприимчивость у детей и умение ценить деньги
Управление бизнесом помогает ребенку осознать ценность денег. Если спросить детей, откуда берутся деньги, они, вероятно, ответят, что их дают родители или банк. Это будет правдой лишь отчасти, так как не объясняет, как зарабатываются деньги. Организовав собственное дело, ребенок начинает не только понимать, откуда берутся деньги, но и учится их откладывать, вкладывать и приумножать. Процесс отслеживания прибыли и затрат, бизнес-план для детей, а также неизбежные расходы, связанные с ведением бизнеса, помогают выработать навыки умелого обращения с деньгами.
Предприниматель и его основные преимущества
Собственный бизнес предполагает, что у ребенка появляется некий замысел, который он продумывает и последовательно. И в будущем воплощают в жизнь. Это ценно не только для его будущей карьеры, но и для личного развития. Общение с людьми, работа, предложение и развитие идеи — бесценный опыт, который всегда поможет ему в будущем.
Развитие умения мыслить критически- предприимчивость у детей
Организация своего бизнеса предполагает взятие на себя ответственности за принятые решения. Поэтому так важна способность критически мыслить. Привыкая часто привлекать математику для планирования и ведения дел, дети привыкают к мысли, что от принятых ими решений зависит успех предприятия. Это, в свою очередь, воспитывает в них ответственность и стимулирует инициативу. Это было бы сложно добиться в других условиях.
Важность соблюдения сроков
Сроки сдачи работ или проектов — это то, с чем мы постоянно имеем дело со школьной скамьи до глубокой старости
Ведение бизнеса подчеркивает важность серьезного отношения к срокам. Умение планировать работу и выполнять ее в указанный срок положительным образом скажется на успеваемости в школе, на любой временной работе и на домашних обязанностях
Развитие умения общаться
Продажа книг или первые шаги в сфере розничного сетевого маркетинга помогают развивать навыки общения с людьми. Некоторые дети общительны от природы, а более застенчивым — опыт работы в продажах поможет побороть стеснительность и развить навыки коммуникации.
Высшее образование
Дети, которые ведут собственное дело, почти неизбежно приходят к мысли о необходимости получения высшего образования. Осознав с ранних лет, сколько усилий требуется для организации своего дела и работы в сфере бизнеса, они наверняка оценят преимущества, которые предоставит им образование во взрослой жизни.
Остаться с носом или без него
В ходе контент-анализа исследователи выделили ключевые категории, которым присваивались коды. Затем зафиксировали частоту встречаемости этих категорий в воспоминаниях информантов и провели статистическую обработку данных, после чего сделали выводы о качественном содержании исследования.
Выяснилось, что среди возможных проявлений детской любознательности: манипуляции с предметами, желание чему-то научиться, вкусовое, тактильное и визуальное изучение (стремление попробовать, потрогать, увидеть), вопросы взрослым на разные темы. Кроме того, дети могут исследовать вещи, окружающую среду (осваивать пространство, общаться с животными), знаковые системы (непонятные слова и образы), возможности своего тела и пр.
Диагностика результатов трудовой деятельности в детском саду
Исследование уровня трудовой деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания (нормы):
Два-три года:
Самостоятельно выполняет элементарные операции по самообслуживанию (одевается, обувается, с помощью взрослого справляется с кнопками, липучками, пуговицами и шнурками).
Старается выполнять требования окружающих его взрослых.
Откликается на просьбу о помощи и активно включается в работу.
Выполняет элементарные трудовые операции с помощью взрослых.
Различает и называет трудовые действия, совершаемые близким взрослым окружением (мама моет посуду, стирает бельё, убирает в комнате, гладит мокрое бельё и т. д.).
Знает, кем работают родители и другие члены семьи (мама работает в школе, папа работает на заводе).
Три-четыре года:
Самостоятельно одевается и раздевается, соблюдая определённую логичную последовательность.
Самостоятельно складывает игрушки, расставляет стаканчики, тарелки и т
д.
Испытывает чувство эмоционального удовлетворения в процессе выполнения поручений и важной работы.
Владеет знаниями о разных профессиях (пожарный, шофёр, учитель, врач, портной и т. д.).
Четыре-пять лет:
Аккуратно складывает и убирает одежду.
Проявляет трудолюбие во время выполнения обязанностей дежурного по столовой, подготовке рабочих мест к занятиям.
Развитые волевые качества позволяют доводить начатое дело до конца.
Не только владеет информацией о разных профессиях, но и использует свои знания в процессе ролевых игр.
Пять-шесть лет:
Умеет следить за одеждой и обувью, содержать вещи в порядке.
Регулярно чистит зубы, моет руки, умывается.
Выполняет операции по уходу за растениями в уголке природы.
Поддерживает чистоту и порядок в групповой комнате и на площадке.
Может оценить результаты своей деятельности.
Знаком с широким диапазоном профессий, в том числе творческих и артистических.
Ценит и уважает результаты человеческого труда, бережно относится к игрушкам и вещам.
Шесть-семь лет:
Самостоятельно следит за опрятным внешним видом.
Продумывает последовательность трудовых операций, осуществляет отбор материалов, инвентаря для выполнения поручения или продуктивной деятельности и игр.
Сознательно и ответственно относится к обязанностям дежурного.
Создаёт поделки на основе собственного замысла.
Терпеливо заканчивает начатое дело, с радостью воспринимает результаты коллективного труда.
Понимает важность трудовой деятельности человека, с благодарностью относится к представителям разных профессий.
Таблица: протокол диагностики
Фамилия, имя ребёнка | Умение принять цель труда | Умение выделить предмет труда | Умение предвидеть результат труда | Умение спланировать трудовой процесс | Умениеотобрать необходимое оборудование | Освоение трудовых навыков и умений |
ФИО ребёнка | Уровень | Уровень | Уровень | Уровень | Уровень | Уровень |
Уровни оценивания:
- Высокий уровень — ребёнок справляется с поставленными задачами самостоятельно, без помощи взрослых.
- Средний уровень — ребёнок выполняет работу частично самостоятельно, прибегая к помощи взрослых.
- Низкий уровень — ребёнок не может действовать самостоятельно, с трудом решает поставленные задачи даже с помощью педагога.
Трудовое воспитание нацелено на развитие навыков самообслуживания, умения поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате и на участке, приобщение детей к уходу за растениями и животными, развитие полезных практических навыков ручного труда. Стоит помнить, что любая форма трудового воспитания, будь то дежурство или поручение, принесёт свои положительные плоды только тогда, когда работа будет систематичной и продуманной.
Общественно полезный труд. Производственный труд
Задачи трудового воспитания и обучения решаются на уроках труда. В начальных классах дети занимаются вырезанием из бумаги, лепкой из глины и пластилина, уходом за растениями, работой с деревом, пластиком и проволокой, а также работой в школьном дворе. Работа на школьном опытном поле и в мастерских в средней школе, а также в мастерских по промышленному и сельскохозяйственному труду в старшей школе формирует у учащихся общие трудовые навыки и умения, расширяет их политехнические перспективы и способствует формированию их профессиональных намерений и жизненных планов.
Общественно полезный труд. Такая работа уже давно является хорошим стимулом для учебного процесса, настоящей школой общественного служения. Общественно полезный труд, который является не только источником материальных ценностей, с первых дней пребывания в школе вовлекает учащихся в сферу общественных отношений и приобщает их к делам страны.
Спектр общественно полезной деятельности, осуществляемой студентами, достаточно широк: от шефства над детскими садами и семьями рабочих и ветеранов войны до озеленения сел и городов, создания лесополос и парков, охраны природы и исторических памятников.
Участие в делах на благо района, города, благотворительные акции — лучшая школа воспитания.
Важное место в трудовом воспитании учащихся занимает школьное самоуправление. Он заботится о чистоте и красоте классов, лабораторий, мастерских, школьной территории, спортивной площадки и пришкольного участка, а также о ремонте книг и иллюстративных материалов библиотеки
Простейшей формой самообслуживания является школьное обслуживание.
В процессе самообслуживания у учащихся воспитываются коллективизм, бережливость, аккуратность, закладываются прочные основы санитарно-гигиенических навыков. Они — хозяева класса и школы, организаторы общего труда, быта и досуга.
Производственные работы. Это та сфера педагогической действительности, где наиболее полно и последовательно реализуется принцип сочетания образования и производительного труда.
В разном возрасте формы организации производительного труда и методы его осуществления различны. Для младших школьников продуктивная работа ассоциируется с игрой. В этом случае используются инструменты и оборудование, специально изготовленные для детей. Подростки и старшеклассники работают вместе со взрослыми, используют те же инструменты, то же оборудование, работают в тех же условиях, получают собственный рабочий заказ, планируют последовательность работы, контролируют ее выполнение и оценивают результаты. Работа никогда не будет желанной и привлекательной для ребенка, если она не приносит опыта успеха и внутреннего удовлетворения.
Поэтому имеет педагогический смысл организовать рабочие задания таким образом, чтобы их выполнение приводило к ощутимым результатам, способствовало развитию ловкости, обогащало эмоции. Также выяснилось, что трудовое обучение студентов само по себе предполагает значительную концептуальную базу из многих учебных предметов. Они не могут преподаваться в полном объеме в общеобразовательной школе. Однако очевидно, что школы не могут дистанцироваться от профессионального образования. Выходом из затруднительного положения является введение предмета «Технология», который преподается в 1-9 классах и в 10-11 классах в профильных предметах.
«Технология» позволяет последовательно формировать у учащихся концептуальное понимание трудовой деятельности и ее реализацию в виде упражнений, лабораторно-практических, школьных практических, творческих и проектных работ. Учителя общеобразовательных школ, решая проблемы трудового воспитания, должны обратиться к курсу «Технология». Конечно, для профессиональной ориентации учащихся полезны ознакомительные экскурсии на предприятия различного профиля. Вполне возможно, что некоторые из этих профилей слабо представлены в курсе технологии.
Однако было бы ошибкой думать, что эффективное трудовое воспитание не нуждается в прочной концептуальной основе. В среднем общем образовании он представлен только предметом «Технология»
Конечно, ему следует уделять должное внимание, не меньше, чем другим предметам, и при преподавании любой дисциплины полезно учитывать ее междисциплинарные связи с технологией
Участие родителей – важно развивать предприимчивость у детей
Предприимчивый ребенок, вырастая, обладает творческим началом, умением рисковать, мыслить нестандартно
Как воспитать в ребенке мировоззрение предпринимателя? Вот несколько советов родителям, которые считают, что важно развивать предприимчивость у детей
Приучите ребенка ценить каждый рубль. Поощряйте его стремление выполнять дополнительную работу помимо основных обязанностей за отдельную плату.
Поддерживайте ребенка в том, что ему интересно. Позвольте ему заниматься этим, не испытывая чувства вины за то, что какие-то другие занятия, менее интересные, он пропускает
Разумеется, ни одни родители не хотят, чтобы их ребенок прогуливал занятия, однако заниматься любимыми вещами для ребенка не менее важно, чем нелюбимыми, но необходимыми.
Старайтесь не перегружать ребенка. Всем детям необходимо немного свободного времени днем, чтобы отдохнуть и обдумать новые замыслы
Иначе бизнес-идеи для детей станут просто недоступны.
Выбирайте для ребенка такие занятия и кружки, которые стимулируют творческую активность. Например, уроки литературного мастерства или рисования.
Советуйте ребенку больше читать и выражать свое мнение о произошедших с ним событиях. Даже если оно не совпадает с вашим. Это хорошая возможность поговорить о ваших надеждах и стремлениях. Создать благоприятную среду, в которой ребенок не боялся бы высказываться сам. Не позволяя детям делиться переживаниями и идеями, вы рискуете задавить их воображение.
Поддерживайте рискованные проекты. Даже если вы сами предпочитаете не рисковать, дети должны чувствовать свое право хотя бы раз в жизни сделать что-то, выходящее за границы привычного и обыденного. Риск лежит в основе гениальных идей и новых возможностей, дети не должны бояться рисковать.
Как объяснить ребенку ценность денег:
Бизнес вместе с детьми может быть не только поучающим, но и веселым времяпрепровождением. Независимо от того, мечтает ли ваш ребенок стать бизнесменом или балериной, понимание того, как строится бизнес, поможет ему в будущем в любой профессии. Начинать осваивать мир бизнеса следует, пока человек еще юн и полон энтузиазма. Научив ребенка азам предпринимательства, вы развиваете у него чувство уверенности в себе. Он уже будет подготовлен к будущему: знает цену деньгам, умеет откладывать их и планировать бюджет. Вы можете научить его этому независимо от того, продает ли он лимонад в ресторане или занимается дизайном
Вы как родители можете не только научить детей обращаться с деньгами, но и вдохновить их на поиски необычных способов заработка.Важно правильно подобрать необходимый им стимул. Вот как можно развить предприимчивость у детей
Составляющие успеха: развиваем предприимчивость у детей
Как в большом, так и в малом бизнесе предпринимателя могут ждать неудачи и разочарования. Если бизнес не приносит ожидаемого дохода или разваливается, ребенок может испытать серьезное разочарование. Как помочь ему с этим справиться? Как с детства развить предприимчивость у детей?Вот некоторые типичные ошибки, которые могут помешать ребенку достичь успеха:
- неправильный подсчет доходов и расходов;
- неверное распределение времени;
- слишком масштабные проекты;
- несерьезное отношение к работе;
- недостаток уверенности в себе.
Обязательно обсудите все возможные сложности и подводные камни, которые могут негативно сказаться на бизнесе, еще до того, как ребенок начнет воплощать идеи в жизнь. Зная заранее, с чем он может столкнуться, ребенок имеет больше шансов преуспеть.
Определение сферы интересов
Сначала убедитесь, что ребенок достаточно взрослый и ответственный, чтобы начинать собственный бизнес. Можно предложить детям заняться предпринимательством. Но не стоит заставлять их зарабатывать деньги. Это вызовет только негативную реакцию. Когда вы будете уверены, что ребенок готов начать, обсудите с ним, какую ответственность предполагает организация и ведение бизнеса. Это поможет определить, действительно ли ребенок уже достаточно взрослый.
Когда ребенок твердо решит основать собственное дело, помогите ему разработать детальный бизнес-план. Он должен включать в себя подробное описание товара или услуги, цену, возможных покупателей и вероятные доходы. Детям следует подумать, откуда взять начальный капитал для вложения в бизнес. Возьмут ли они деньги у родителей (с процентами, разумеется) или из каких-либо других источников. Часто родители спонсируют детей в начале их карьеры, не требуя возврата денег. Если вы все же договоритесь о возврате ссуды, то тем самым покажете детям, что капитал достается не так легко.
Возьмите ребенка с собой на работу и покажите ему, как вести бизнес. Познакомьте его с работниками вашей компании. Покажите, что у каждого есть своя задача, выполнение которой помогает успешно работать целой фирме. Устройте малышу встречу с некоторыми вашими сотрудниками — например, со специалистом по финансам, секретарем или менеджером. Это поможет вашему ребенку понять, что бизнес делает целая команда людей. А для его успешного развития необходимо, чтобы эта команда мыслила нестандартно и согласованно.
Наконец, позвольте ребенку принимать большую часть решений, касающихся бизнеса, самостоятельно. Конечно, можно давать ценные советы, но основные идеи ребенок должен предлагать и развивать сам. Однако стоит напомнить ему, что принятие решений подразумевает осознание ответственности за них.