Воспитание и развитие личности

Уровни развития личности

Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:

  • Выживание – сохранение физической целостности;
  • Размножение – воспроизводство и материальное потребление;
  • Управление – способность отвечать за себя и других;
  • Чувства – познание любви, милосердия, доброжелательности;
  • Совершенство – стремление к экспертности и созиданию;
  • Мудрость – совершенствование интеллекта и духовности;
  • Просветление – связь с духовным началом, ощущение счастья и гармонии.

Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому. Один из первых мотивов личностного развития – самоутверждение, которое в дальнейшем сменяется заботой о ближнем. Именно этот переход от эгоцентризма к эмпатии (сочувствие) – один из наиболее сложных и ответственных этапов совершенствования. Подробнее об этом процессе поговорим в следующем разделе.

На что обратить внимание для гармоничного развития личности

С момента рождения дети неустанно получают новые знания и умения, чем старше ребенок становится, тем сложнее ставятся перед ним задачи.

Общение. Определенные черты характера присутствуют с самого рождения, их можно заметить, начиная с младенчества. Даже близнецы реагируют на один и тот же раздражитель по-разному. Именно поэтому характер является отправной точкой при формировании личности уже взрослого человека

В первые годы жизни ребенку важно эмоциональное общение с родителями, это формирует чувственное восприятие мира и отдельных предметов. Сюда относятся поглаживания, массаж, колыбельные и процесс вскармливания, другими словами все то, что позволяет наладить контакт с ребенком и дать ему ощущение безопасности.
Игры

Подрастая, ребенок становится более самостоятельным, спектр интересов растет, а поведение меняется. Теперь воспитание и развитие личности переходит в игровую форму и длится до 6 лет. Правильно подобранные игры не только развивают интеллект, но улучшаю координацию, скорость реакций и общее состояние здоровья. В этот период ребенок учится излагать мысли и анализировать происходящие вокруг него события.
Говоря об играх важно отметить, что для каждого возрастного периода подходят определенные виды деятельности:
До одного года ребенок должен активно участвовать в тактильном взаимодействии с окружающими вещами, предметы пробуются на вкус, различаются фактуры и особенности.
В возрасте до трех лет в повседневной занятости используется предметная игра, направленная на развитие мыслительного процесса, памяти, логики и речи
Отличным вариантом станут различные конструкторы, кубики, шнуровки и мозаики.
В периоде трех-четырех лет отдельное внимание взрослых должно быть сосредоточено на ролевых играх, благодаря этому ребенок в безопасной для себя атмосфере учится справляться с кризисными и стрессовыми ситуациями. В этом возрасте дети справляются с коллективными игровыми занятиями в группе сверстников.
От пяти лет и старше малыши переходят к принципиально новым способам получения знаний, в игровой деятельности прослеживается тренировка дисциплины и послушания
Итого к этому периоду личность станет не только сформированная, но и готовая к школе.

Гигиена. Правила ухода за собой не самый очевидный, но крайне важный момент в развитии и воспитании. Через правила ухода за собой, начиная с мытья рук и заканчивая вечерним умыванием, ребенок получает возможность стать самостоятельнее. В возрасте трех лет малыши стремятся подражать взрослым, беря пример поведения и манеру общения родителей. На данном этапе важно давать ребенку возможность совершенствоваться, подавая необходимый пример в своем лице.
Способности и особенности. Можно всячески развивать ребенка, искать ему интересные занятия, однако перед тем как записать его во множество детских кружков важно понимать увлечения малыша. Чуткость родителей к интересам порождает доверие и раскрывает творческий потенциал.

В комплексе это даст отличную мотивацию и толчок для развития живой и интересующейся окружающим миром личности.

Влияние социальных агентов на формирование личности

На становление личности ребёнка оказывают значительное влияние так называемые социальные агенты, которые определяют чередование ролей в социуме:

  • агенты первичной организации – родители, близкие, друзья, наставники;
  • вторичные агенты – руководители воспитательного, учебного, трудового процессов, службы.

Важность ролей в процессе развития личности при этом может меняться. Основополагающий аспект становления личности закладывают родители. Их образ, модель поведения внутри семьи и общение за её кругом оставляет неизгладимое впечатление и влияние на взаимоотношение подрастающего ребёнка с внешним миром, его выбор круга общения и социальной функции

Несмотря на то, что в состоянии самоидентификации личность сепарируется в определённой степени от родителей, опыт общения с ними и их методы воспитания будут оставлять отпечаток в подсознании человека в течение всей жизни

Их образ, модель поведения внутри семьи и общение за её кругом оставляет неизгладимое впечатление и влияние на взаимоотношение подрастающего ребёнка с внешним миром, его выбор круга общения и социальной функции. Несмотря на то, что в состоянии самоидентификации личность сепарируется в определённой степени от родителей, опыт общения с ними и их методы воспитания будут оставлять отпечаток в подсознании человека в течение всей жизни

Основополагающий аспект становления личности закладывают родители. Их образ, модель поведения внутри семьи и общение за её кругом оставляет неизгладимое впечатление и влияние на взаимоотношение подрастающего ребёнка с внешним миром, его выбор круга общения и социальной функции. Несмотря на то, что в состоянии самоидентификации личность сепарируется в определённой степени от родителей, опыт общения с ними и их методы воспитания будут оставлять отпечаток в подсознании человека в течение всей жизни.

В связи с этим очень важен положительный родительский образ в сознании ребёнка, который несёт в себе основу здоровья психической деятельности человека и его адаптивных функций. В то же время отрицательный образ, проявляющийся не только в агрессии и отчуждённости, но и в излишнем контроле, требовательности и осуждении со стороны близких, разрушителен для психики человека и может на протяжении всей жизни преследовать уже сформировавшуюся личность необъяснимыми терзаниями, нервозностью и прочими, отравляющими жизнь, негативными факторами.

Оценивая фундаментальное значение в формировании личности этапов младенчества, детства, дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста, человек продолжает получать опыт и, следовательно, формировать себя, изменяться на протяжении всей своей жизни

При этом важно научиться фокусироваться на главном, устранять помехи, принимать взвешенные решения, уходить от шаблонов и стереотипов. Это умение поможет получить курс Викиум «Критическое мышление»

Социализация и общение

Сформировать человека как личность помогают общение и социализация. Мы социальные существа. Провинившихся заключенных в тюрьмах отправляют в одиночную камеру, где отсутствие социализации способно сводить с ума. Поэтому роль общения в формировании личности играет настолько важную роль.

Первая социализация начинается при контакте с родителями и близкими родственниками. Затем круг общения расширяется до воспитателей в детском саду, других детей, случайных людей. Общаясь, индивидуум начинает формировать чувства, перенимать манеры поведения, находить собственный «голос» в разговорах. Роль общества в процессе формирования мотивов, взглядов и мировоззрения в целом играет огромную роль. Даже уверенно саморазвиваясь, невозможно отделаться от влияния социальных контактов на точку зрения.

Факторы социализации и формирования личности идут рука об руку и в том, что касается психического состояния человека. Если исключить общение, то происходить следующее:

  • интеллект слабее развивается;
  • замедляется развитие навыка речи;
  • снижение эмпатии, чувства не развиваются;
  • могут появляться симптомы депрессии, шизофрении, других психических заболеваний.

Личность – человек – индивидуальность

Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она – центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная “личность” – ее дитя. Так что это такое?

Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.

Человек – Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек – уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он – существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
Личность. Вот предмет нашей беседы

Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек

Его отношение к обществу и социальный статус – это личность. Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.

Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности. Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие. Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.

Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.

Признаки формирования личности в разные периоды жизни

На первом году жизни признаком формирования личности служит проявление доверия или недоверия по отношению к миру. Младенец либо улыбается незнакомым людям и охотно взаимодействует с ними, либо пугается и заливается плачем.

В период от года до 3 лет ребенок демонстрирует стремление к самостоятельности, независимости от взрослых и уверенность, что он все сможет сам.

В возрасте от 3 до 6 лет он проявляет любознательность по отношению к окружающему миру, усидчивость, способность выполнять простые задания, желание помогать взрослым по хозяйству.

В период от 7 до 13 лет ребенок становится самостоятельным, он способен справиться со сложными жизненными задачами, проявляет стремление к успеху и признанию, усердие и трудолюбие в освоении новых знаний и навыков. Хорошо развиты коммуникативные навыки.

В возрасте с 13 до 20 лет происходит половое самоотождествление и жизненное самоопределение. Юноши и девушки решают, чем хотят заниматься, кем быть, какими быть. У них вырабатывается собственное устойчивое мировоззрение.

В период с 20 до 50 лет проходит основной этап самореализации личности. Человек совершенствуется в профессиональном плане, обзаводится семьей, воспитывает детей, развивается в духовном и нравственном направлении.

В возрасте от 50 до 65 лет человек видит итоги самореализации. Он добился высот в карьере, пользуется уважением коллег и общества. Вырастил детей, успехами которых по праву гордится. Человек заслужил любовь и уважение близких, родных, друзей. Продолжает активно трудиться на благо общества, занимается саморазвитием.

Признаки зрелой личности

Ученые считают, что личность полностью формируется только тогда, когда человек достигает психологической зрелости. 

Признаки психологической зрелости:

  1. Вам не нужно одобрение чужих или близких людей для принятия решения, вы не нуждаетесь в советах по поводу какой-либо ситуации.
  2. Ваша самооценка смешанного типа — вы не оцениваете себя, не сравниваете себя с другими, не оцениваете окружающих.
  3. Вы имеете своё мнение иметь свое мнение, основанное на личном опыте и можете держать его при себе в нужных случаях.
  4. Вы обеспечиваете себя и свою семью материально, у вас есть свобода выбора во всех жизненных сферах.
  5. Вы простили родителей и побороли чувство вины перед супругом/детьми и родными.
  6. Вы побороли страх потери. Не боитесь стать нищим, одиноким, потерять предметы или людей…
  7. Вы перестали сваливать вину на других, умеете признавать свою вину и делить ответственность в отношениях. 
  8. Вы можете обратиться к другим людям с просьбой о помощи в виде “Я-сообщений”.
  9. Вы обозначаете свои границы при общении и не нарушаете чужие. При этом, можете корректно сообщить, если вам некомфортно общаться в “таком формате”.
  10. Вы считаетесь с чувствами и потребностями других и не стесняетесь громко заявить о своих. 
  11. Вам не нужна поддержка других в сложной ситуации, вы способны сами справиться с трудностями.
  12. Ваш девиз : «Я никому ничего не должен и мне никто ничего не должен». нет такой потребности, которую вы не могли бы удовлетворить самостоятельно.
  13. Научились говорить честные  “Да” или “Нет”, не испытывая чувство вины.
  14. Ваше счастье не зависит от вашего статуса на личном фронте: вы чувствуете комфортно в отношениях и вне их. 
  15. Вы отказались от унижения, критики, замечаний, манипуляций, унижений и оскорблений в общении с людьми. 
  16. Вы проработали с психологом свои детские травмы и они больше не влияют на вашу жизнь.
  17. Вы живете настоящим, не боитесь будущего и не жалеете о прошлом.

Психологическая зрелость неразрывно связана с физиологией. Так, высшие психические функции развиваются только к 21 году, а способность контролировать эмоции и принимать рациональные решения вообще формируется к 23 годам. До этого момента все решения человек принимает на эмоциях. У него просто не созрел тот участок мозга, который отвечает за сознательное принятие решений. К слову, в нашей стране совершеннолетие наступает в 18 лет, в то время, как по психологическому развитию в этом возрасте человек остается ребенком. В армию идут по сути ещё дети: учатся управляться с оружием и защищать нашу Родину. Рекомендованный гинекологами возраст для беременности — 20 лет, а значит, дети рожают детей… По статистике первые роды происходят как раз в этот период. Молодые родители не могут найти к малышам подход, дать нормальное воспитание, потому что сами ещё не сформировались как личность. 

Не забывайте о воспитании

Помимо развития многогранной личности огромное значение имеет и воспитание, которое формирует мироощущение ребенка, его социальную адаптивность и дальнейший успех. Специалисты выделяют несколько типов воспитания, влияющих на становление личности в целом.

  • Дети, повзрослевшие в рамках строгого авторитаризма и даже тирании, чаще всего остаются замкнутыми и менее реализованными.
  • Авторитетный стиль воспитания дает возможность мягко воздействовать на ребенка, подавая хороший пример.
  • Индифферентное взаимодействие с детьми порождает большое количество негативных установок и незакрытых гештальтов, которые в значительной мере изменяют личность малыша.
  • Существует множество подходов с разной степенью свободы самовыражения и принятия решений. Такой способ выстраивания воспитательной деятельности дает определенные результаты, в том числе в вопросах формирования гармоничной личности.

В реальной жизни придерживаться одного воспитательного стиля невозможно, это всегда сплав комбинаций. Однако независимо от этого стоит помнить, что помимо установления доверительных отношений и формирования образов родителей, воспитание определяет склонность ребенка к определенным навыкам и характеристикам личности. Подходя к процессу осознанно, родители получают шанс сделать ребенка не только счастливым, но и успешным.

Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, управленческих, педагогических и пр.), соответствующих познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. Интегральным показателем развития выступает развитость личности. Развитие и развитость – процесс и результат степени реализации своих возможностей человеком.

Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.

В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления зависит характер всех приобретенных в ходе дальнейшего обучения знаний. Деятельность учения есть самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из невладеющего определенными знаниями, умениями, навыками во владеющего ими. Психологическим содержанием, предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

2 стр., 618 слов

Факторы речевого развития человека

… 5]. Важным условием для своевременного и правильного протекания речевого развития детей является сохранная психологическая база. Организм человека – это сложная взаимосвязанная система, следовательно, психические процессы оказывают огромное …

Продуктом учебной деятельности является внутренние новообразования психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знания и умения применять их для решения разнообразных практических задач.

Внешнюю структуру учебной деятельности составляют следующие элементы:

1) мотивация;

2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;

3) учебные действия;

4) контроль, переходящий в самоконтроль;

5) оценка, переходящая в самооценку.

По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого учащегося. Учебная задача выступает как система информации о каком-то объекте, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная – неизвестна. Ее и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.

Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня: исполнительные учебные действия и контрольные действия. Наряду с мыслительными, в учебных действиях реализуются перцептивные и мнемические действия и операции, репродуктивные (исполнительские, шаблонные) и продуктивные (направленные на создание нового) действия.

Определение проблемы

Во-первых, проблема развития личности заключается в необходимости обеспечить гармоничное развитие всех сфер личности ребенка. Это включает развитие его интеллектуальных, эмоциональных, физических и социальных способностей. Таким образом, цель педагогики состоит в том, чтобы помочь ребенку стать самостоятельной, социально активной, творческой и счастливой личностью.

Во-вторых, проблема развития личности возникает из-за разнообразия индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Каждый ребенок уникален, со своими талантами, интересами и предпочтениями. Поэтому педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать индивидуальный подход к его образованию и воспитанию.

В-третьих, проблема развития личности связана с постоянно меняющимся социальным контекстом. В современном мире дети сталкиваются с различными вызовами и требованиями, и им необходимо развивать навыки адаптации и саморегуляции. Педагог должен помочь ребенку развить такие важные качества, как самодисциплина, умение принимать решения и справляться с трудностями.

Таким образом, проблема развития личности является сложной и многогранной задачей для педагогики. Она требует не только знаний и навыков, но и эмпатии, терпения и творческого подхода к обучению и воспитанию каждого ребенка.

Понятие развития

Развитие личности является педагогической проблемой, поскольку педагогам необходимо создать условия для оптимального саморазвития каждого ученика. Они должны помогать развивать все аспекты личности, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. Основная задача педагога – развить у ученика все его потенциалы и способности, а также помочь ему стать полноценным и успешным членом общества.

Процесс развития включает в себя образовательные, социальные, культурные и психологические аспекты. Основные факторы, влияющие на развитие личности, включают в себя образование, воспитание, социальное окружение и самостоятельные усилия личности. Развитие позволяет ученику узнать себя, свои интересы, таланты и цели в жизни, а также научиться адаптироваться к изменениям и преодолевать трудности.

Развитие личности является непрерывным процессом, который продолжается на протяжении всей жизни. Оно зависит от многих факторов, включая воспитание, образование, самообразование, личный опыт и взаимодействие с окружающей средой

При всем этом, особое внимание должно быть уделено развитию и формированию позитивных ценностей, этических норм и навыков, которые способствуют гармоничному развитию личности и созданию позитивного вклада в общество

Важность развития личности

Развитие личности помогает формировать уникальные индивидуальные черты каждого человека, такие как творческий потенциал, креативность, самоопределение и самоутверждение. Кроме того, развитие личности способствует формированию ценностей, мировоззрения и нравственных принципов, что является основой для дальнейшего развития как личности, так и общества в целом.

Развитие личности также положительно влияет на повышение мотивации к обучению и саморазвитию. Глубоко развитая личность имеет большие шансы на успешную социализацию, профессиональный рост и достижение личных целей. Поэтому, эта проблема не может быть недооценена или игнорирована в образовательной сфере.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий