«Школьная зрелость»
Чтобы не навредить ребенку, сделав неверный выбор, следует правильно оценить степень его «школьной зрелости», которая складывается из нескольких компонентов:
уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);самостоятельность — способен ли он без помощи взрослых аккуратно одеться (пригодится после уроков физкультуры), содержать рабочее место в порядке, отпрашиваться и в одиночку ходить в туалет;здоровье — не слишком ли часто ребенок болеет («часто» — это раз в полтора-два месяца), есть ли хронические болезни, в норме ли состояние «трех китов» организма будущего школьника — зрения, позвоночника и желудка, быстро ли устает, нуждается ли в дневном сне;темперамент — непоседлив малыш или усидчив, способен ли сосредоточиться на одном занятии дольше 15 минут, проносится ли вихрем по детской площадке, расталкивая других детей, или предпочитает спокойно играть со сверстниками;мотивация — хочет ли ребенок поскорее сесть за парту, охотно ли отзывается на предложение почитать или решить простой пример, расстраивается ли при мысли о расставании с детсадом.
Ошибки родителей
Вот вам пример: папа и мама хотят, чтобы их сыночек или дочка учились в языковой школе. Но если у их чада не очень хорошая вербальная память, то они могут только навредить. В дальнейшем можно получить отказ от учебы, низкую успеваемость, потерю желания вообще посещать учебное заведение.
Воспитательная мера
Если у вас шестилетнее чадо с «шилом в попе», а вы решили школой ограничить его «произвольное» поведение, то вы совершаете огромную ошибку. Чтобы ребенок хорошо учился, он должен уметь высидеть урок, выслушать учителя. Это называется самоконтроль. Иногда даже семилеткам это сложно сделать.
Девочки усидчивее мальчишек
Это, на самом деле, неправда
Бывают старательные мальчики, а также девочки с плохим вниманием. Поэтому не стоит торопиться отдавать свою дочку с 6, 5 лет в школу — понаблюдайте и сделайте выводы
Чем младше — тем лучше
Иногда родители просто быстрее хотят отдать кроху в школу, чтобы он учился и не «мешался дома». Увы, но этот фактор сейчас не редкость. Особенно это часто происходит у тех родителей, которые не водят детей в садик. Они полагают, что его всему научат за партой и без их участия.
Уважаемые родители! С детьми нужно заниматься. Если ваше чадо не посещает детский сад, то эта обязанность ложится на вас. Представьте, как будет тяжело ребенку, который даже в 7 лет не умеет читать, писать, считать.
Что положить в ранец первоклашке?
Собственно, для начала необходимо приобрести сам ранец — удобный рюкзак на два плеча. Понадобятся также набор цветных ручек, фломастеры, карандаши, ластик, точилка, обложки для тетрадей и книг, пенал, линейка, краски — гуашь или акварель, набор кисточек, альбом для рисования. Это минимальный набор, он может быть расширен в зависимости от специфики учреждения образования. Необходимые для 1-го класса учебники и тетради выдаются в школе. Что касается школьной формы, то Минобразования рекомендует деловой стиль одежды, в том числе и для первоклашек, но окончательно внешний вид определяет общеобразовательное учреждение. Для маленьких школьников она должна быть удобна, выполнена из натуральных тканей.
Психическая и физическая готовность ребенка к школе.
Решая, со скольки лет в первый класс отдавать
ребенка, родители должны учитывать следующие моменты:
- интеллектуальное развитие дошкольника должно соответствовать возрастным нормам;
- эмоциональная зрелость;
- состояние здоровья;
- мотивация к обучению;
- самостоятельность;
- социализация и др.
Часто родители считают, что если ребенок умеет читать, считать и писать, то он готов к школьному обучению.
Однако, большое значение имеет эмоциональная зрелость, отвечающая за собранность школьника на занятиях, умения принимать решения, налаживать социальные контакты.
Нередко даже у интеллектуально подготовленных детей возникают проблемы в обучении, если они психологически не готовы.
Не рекомендуется спешить
с поступлением в первый класс, если у дошкольника проблемы со здоровьем, в том
числе:
- хронические
болезни; - ослабленный
иммунитет; - недавно
перенесенная операция или травма.
Следует учитывать, что поступление в школу – физическая и психическая нагрузка на ребенка, так как полностью меняется весь режим, добавляются обязанности.
Поэтому у детей со слабым здоровьем возможно ухудшение физического состояния, осложнения после перенесенных заболеваний.
Дошкольники с интеллектуальными или речевыми проблемами, обучающиеся в детском саду по специальным коррекционным программам, выпускаются после ее освоения на основе заключения ПМПк.
Если ребенок соответствует возрастной норме, то он не сможет остаться в детском саду для продолжения обучения (если на 1 сентября ребенку 7 лет).
Поэтому, если он достиг возраста 7 лет, то он будет выпущен из дошкольной организации.
Родители могут обратиться к администрации детского сада для продолжения обучения, если планируют отправить его в школу только в 8 лет, однако, могут получить отказ на законных основаниях.
Каждый случай индивидуален, поэтому необходимо рассматривать психологическое и физическое развитие дошкольника, его готовность к обучению.
Если отдать ребенка в школу раньше, то он может плохо справляться с программой, иметь проблемы со сверстниками и учителями.
Психологи не рекомендуют и слишком затягивать с поступлением в первый класс, если дошкольник полностью готов к обучению и не имеет отклонений в развитии.
Вопрос эксперту
Здравствуйте, ребёнок пошёл в школу в 8 с половиной лет. Сейчас мы переводимся в другую школу рядом с домом, но директор новой школы отказывается нас брать ссылаясь на то, что ребенок взрослый для первоклассника и нужна справка с пмпк. Это законно? Добрый день! Нет это не законно. Подавайте жалобу в Департамент образования.
Справку ПМК требуют для поступления в первый класс после 8 лет, но не для перевода из школы в другую школу.
Степень подготовки ребенка
Стоит учитывать, что важна комплексная оценка готовности детей. Психологи выделили три линии готовности:
Психологическая, которая, в свою очередь, подразделяется на интеллектуальную, личностную, социально-психологическую, а также эмоционально-волевую.
Расскажу немного подробнее об этой линии.
Ребенок, согласно такому критерию должен осознавать, что он уже будет школьником, то есть должен относиться ко всему по-другому. Ему необходимо уметь взаимодействовать и общаться с окружающими, уметь организовывать свое время, рабочее место, без труда управлять собой и своим поведением, стремиться преодолевать трудности.
Кроме этого у него должна быть развита речь, мышление, любознательность, а также прочие личностные качества.
Физическая готовность.
Ребенок должен быть физически развит, то есть уметь прыгать, бегать. Также стоит учитывать развитие анализаторных систем (зрения, слуха), моторики рук, общий уровень развития.
Специальная готовность.
Ученику первого класса нужно уметь писать, считать, читать.
Готовность ребенка к школе
Упомянутые выше законодательные нормы опираются, прежде всего, на статистические данные о принципах физиологического развития человека, согласно которым возраст от 6 до 8 лет оптимален для начала обучения. Память малыша к этому моменту уже достаточно развита для усвоения большого количества нового материала, а его тело способно легко привыкнуть к постепенно увеличивающимся нагрузкам.
Однако, говоря о готовности ребенка к школе, нельзя учитывать только физиологические факторы. То, насколько комфортно будет ощущать себя малыш в учебном заведении, зависит от множества параметров. Не в последнюю очередь – от уровня интеллектуального, эмоционального и социального развития крохи.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как определить психологическую готовность к школе?
Интеллектуальное развитие
Под термином «интеллектуальное развитие» специалисты обычно понимают не столько багаж знаний, с которым малыш приходит в первый класс, сколько готовность крохи к усвоению нового учебного материала. Если ребенок зазубрил таблицу умножения, но при этом не способен строить простые логические цепочки, отдавать его в школу явно равно. Какими интеллектуальными навыками должен обладать будущий первоклассник? Первостепенны среди них следующие:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как максимально быстро научить ребенка таблице умножения?
- умение анализировать информацию и выделять главное;
- способность к логическим выводам и синтезу причинно-следственных связей;
- свободное ориентирование в понятиях «пространство» и «время»;
- достаточное развитие речевого аппарата и богатый словарный запас.
Эмоциональный фон и зрелость нервной системы
Во многом именно от степени развития нервной системы зависит, насколько легко человек справляется с нагрузками и усваивает новую для себя информацию. Понять, есть ли у ребенка проблемы в данной сфере, сможет только специалист. Именно поэтому посещение врача-невролога – обязательный шаг перед подготовкой к школе.
ИНТЕРЕСНО: собираем ребенка в школу: список необходимых покупок для первоклассника
Проблемы с нервной системой оказывают влияние и на поведение. Из-за ее незрелости некоторые дети заторможены; другие – проявляют гиперактивность. То и другое может негативно сказаться на учебе. Понять, как лучше поступить конкретно в их ситуации, родители смогут после консультации у детского психолога. Специалист проанализирует, изменится ли поведение ребенка с течением времени, и расскажет, имеет ли смысл откладывать поступление крохи в первый класс.
ИНТЕРЕСНО: куда лучше поступить после 9 класса: советы
Навыки общения и степень самостоятельности
Если до школы ребенок посещал детский сад, проблем с социализацией и развитием самостоятельности у него, как правило, не возникает
В противном случае родителям придется уделить внимание таким аспектам, как:
- обучение крохи простейшим навыкам самообслуживания;
- развитие у малыша внимательности к чувствам окружающих;
- формирование толерантного отношения к недостаткам других детей.
Зависит ли готовность дошкольников от пола?
Зависит, причем в пользу девочек. Они в 6 лет уже гораздо быстрее и успешнее адаптируются, чем их ровесники-мальчишки. Девочки быстрее развиваются, более покладисты, и у учителей с ними нет проблем. Мальчики психоэмоционально созревают позднее – часто они имеют игровую мотивацию в 6 лет и воспринимают школу как новую забаву. Ответственности и покладистости у них меньше, они часто дерутся и ссорятся, у них могут быть проблемы с коммуникацией.
Поэтому в законном возрастном диапазоне девочек в школу можно отправлять ближе к его нижней границе, а мальчиков – к верхней. Но, разумеется, решение всегда индивидуально. Половой фактор учитывается, но он не основной.
Самые распространенные заблуждения родителей по этому вопросу
Распространенные заблуждения:
- Ребенок готов к школе, если умеет читать. Но у него могут быть комплексы, другие особенности развития, проблемы со здоровьем.
- Мальчики должны идти в школу раньше девочек. Часто девочки более развиты интеллектуально, а мальчики догоняют их лишь к 7-ми годам.
- Если ребенка отдать в школу раньше, успеваемость будет лучше. Это зависит от темперамента.
- Дети не хотят идти в школу из-за лени. На самом деле у них нет мотивации. Им интересно в садике и не нужны новые люди и впечатления.
Дети развиваются индивидуально, могут догнать и перегнать тех, от кого отставали.
Каждый родитель мечтает, чтобы у его ребенка была возможность получить достойное образование. На нашем сайте вы найдете статьи о том, как поступить и сколько учиться в музыкальной школе, а также узнаете об особенностях гимназий и лицеев и чем они отличаются от обычных школ.
Закон об образовании.
В нем указывается, что поступить в первый класс ребенок может, если достиг возраста 6,6 месяцев. Если на 1 сентября будущему первокласснику меньше, то он должен пройти Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПк), которая выдаст заключение о готовности к школе.
Поэтому ребенок может поступить в первый класс после 8 лет, если для этого имеются причины.
Чаще всего, родители отдают документы на обучение позже в случае, когда у несовершеннолетнего имеются проблемы с речевым или интеллектуальным развитием.
В такой ситуации необходимо заключение ПМПк. Если ребенок старше 8 лет, а родители не отдают его в школу, то нарушается его право на получение начального образования.
В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу
Так, эксперты говорят, что в 5 лет ребенок не должен идти в школу. Родители, которые отдают ребенка в школу так рано, совершают большую ошибку, потому что отнимают у него еще год-два детства, когда он мог еще играть. Поэтому в 5 лет малышей точно не стоит вести на уроки.
А детский психолог Екатерина Гольцберг уверяет, что не возраст имеет значение, а готовность ребенка к школе. Так, есть дети, которые абсолютно готовы в 6, а есть и те, кому и в 7 рано.
Ведь некоторые родители считают ребенка готовым к школе, если он имеет определенные знания. Но это не является основным критерием.
Наоборот – из-за этого ребенку может стать неинтересно учиться. Основным критерием готовности к школе должна быть физическая готовность, то есть степень биологического созревания организма, – говорит Екатерина.
Дети должны уметь свободно общаться с другими, соблюдать очередь, контролировать свои действия и эмоции. А если родители видят, что ребенок хочет только играть, не склонен выполнять задачи, то, значит, он не готов к школе.
По словам психолога, чаще всего физически ребенок готов к школе ближе к 7 годам. Но при любом сомнении со стороны родителей спешить не стоит, и лучше опираться на опыт специалистов, а не на советы мам из детских площадок.
Соучредитель альтернативной школы “БеркоШко” Валентина Мержиевская считает, что основным критерием готовности ребенка к школе является не возраст, а психологическая зрелость. У большинства детей нервная система к этому созревает ближе к 7 годам.
Ребенок идет в школу / Фото “Твой малыш”
По ее наблюдениям, начиная с 7 лет дети умело пишут, свободнее отвечают на открытые вопросы, могут понять различные слова, к примеру, “существительное”, “сумма” и другие.
Вместе с тем президент корпорации “Гранд” Владимир Спиваковский уверяет, что иногда кажется, что разница в один год несущественна, но это не так.
На самом деле, психологическая разница между 6 и 7 годами примерно такая же, как во взрослой жизни между 30 и 40 годами. Обычно в 6 лет ребенок еще хочет играть в игрушки. А в 7 лет он уже хочет “работать”, – уверяет эксперт.
Кроме того, важны не только “знания”, но и психологические проблемы в подростковом возрасте, когда, к примеру, большинству в классе уже по 15 лет, а нескольким мальчикам по 14.
А президент Ассоциации практических психологов Евгений Мирошниченко говорит, что чем позже в жизни ребенка начнется школа, тем больше окрепшим и самостоятельным он подойдет к ней.
Кто поможет сделать выбор
Часто родителям трудно самостоятельно определить, готово ли их шестилетнее чадо к школе. В этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам:
- Воспитатель детского сада. Педагог, работающий в группе, всегда сможет сразу выделить наиболее «взрослых», развитых детей, которым вполне можно пойти в школу в шесть лет. Это становится понятно уже в среднем звене. Таких ребят можно порекомендовать перевести в группу постарше за год до их выпуска (из средней сразу в подготовительную).
- Психолог. Специалист поможет оценить эмоциональную зрелость ребёнка, его темперамент, укажет на возможные психические проблемы, даст ценные указания.
- Педагог на курсах подготовки к школе. Даже если родители сомневаются, отдавать ли в будущем году своё чадо в первый класс, можно в любом случае пойти на «подготовку». Занятия покажут, как малыш справляется с обучением. Учитель, работающий там, также поможет семье сделать выбор.
Помочь определиться помогут специалисты — например, воспитатель группы, которую посещает ребёнок
Каждый ребёнок уникален, и никто не знает его лучше, чем родители. Если малыш хочет в школу, демонстрирует высокие параметры развития, то можно отдать его в первый класс и в 6 лет. Однако иногда взрослым лучше умерить свои амбиции и дать сыну или дочери подольше насладиться беззаботным детством — это бывает необходимо для гармоничного становления личности.
Особенности семилетнего и восьмилетнего возраста
Многие педагоги и психологи рекомендуют родителям отдавать детей в школу не ранее семи лет. Учеба – это серьезный процесс, и чем сознательнее будет малыш к его началу, тем значительных результатов он сможет добиться. Впрочем, в этом возрасте ребенка для школы есть свои минусы и плюсы:
- Семилетка быстрее поймет распорядок учебы и привыкнет к нему. Уже через месяц он поймет систему перемен, уроков, домашних заданий и сможет приспособиться к ней.
- У дошкольника к семи годам хорошо развита мелкая моторика, поэтому задания будет записывать гораздо легче.
В семь ребенок уже ответственно относится к выполнению поручений, а на шестилетнего малыша эта ответственность сваливается неожиданно, вызывая стресс.
Тенденция отдавать ребенка в школу с 8 лет также негативно сказывается на первокласснике. На фоне сверстников он выглядит переростком, что значительно усложняет адаптацию.
К тому же, может оказаться, что восьмилетний первоклассник уже умеет хорошо писать и читать, а, значит, он будет скучать на уроках. Такие дети просто потеряют интерес к школьным занятиям.
Естественно, это обобщенные характеристики, поэтому перед тем, как принять решение, когда отдавать ребенка в школу, родители должны взвесить все за и против, проконсультироваться с врачом и психологом.
Если все же сомневаетесь
Если определить готовность ребенка самостоятельно вы затрудняетесь, вам на помощь всегда придут:
воспитатели в детском саду — более «взрослых» детей они часто определяют еще в средней группе и, как правило, рекомендуют перевестись в группу постарше минимум за год до выпуска;педагоги в «подготовишке» — школа дошкольника — оптимальный вариант, если вы хотите посмотреть, как ваш пяти-шестилетка справляется с обучением. По итогам подготовительных занятий с родителями беседует школьный психолог, который помогает принять правильное решение.
Важно!
Если вы сами замечаете, что ребенок в целом развит, но не «дотягивает» до школы по отдельным параметрам, например, не может долго усидеть на одном месте, теряется в незнакомой обстановке, не может справиться с письмом, чтением или счетом, не стоит уповать, что «в школе со всем разберутся». Лучше не подвергать ребенка стрессу и подождать еще год.
Наталья Волошина
Как понять, готов ли ребенок к школе?
Психофизиологическая готовность выражается в способности:
удерживать внимание на учебной деятельности (даже не очень интересной);
произвольно запоминать и воспроизводить определенное количество информации;
владеть такими мыслительными операциями, как синтез, анализ, обобщение, классификация и т.д.
Ключевым здесь является слово “произвольно”, т.е. целенаправленно, через волевое усилие
В возрасте пяти-шести лет память и внимание непроизвольны, это особенность возраста. Все учебные навыки, полученные ребенком до шести лет, усваиваются через игровую, а не учебную деятельность. Формирование произвольности редко происходит до шести с половиной лет
Именно поэтому существует законодательно закрепленное правило не брать ребенка в школу ранее этого возраста. Исключения допускаются в очень редких случаях, после заключения целой комиссии специалистов: психолога, логопеда, педагога
Формирование произвольности редко происходит до шести с половиной лет. Именно поэтому существует законодательно закрепленное правило не брать ребенка в школу ранее этого возраста. Исключения допускаются в очень редких случаях, после заключения целой комиссии специалистов: психолога, логопеда, педагога.
И эту комиссию интересуют совсем не знания и умения малыша, а его общая готовность учиться. Люди, работающие в школе, знают: многие дети не могут произвольно усваивать программу не только в шесть с половиной лет, но и в более старшем возрасте.
Разве вам не встречались очень развитые и умные малыши, которые не могут и пяти минут усидеть на месте? Их знания и умения поражают, но в классе такому ребенку работать очень тяжело. Он постоянно отвлекается, играет, поет, сползает под парту и т.д. “Вроде умный, но постоянно отвлекается, поэтому учиться хорошо не может” — так чаще всего в устах учителей звучит заключение о психофизиологической незрелости ребенка.
Мотивационная готовность — это интерес к учебе, желание узнавать что-то новое, учиться и преодолевать трудности даже тогда, когда что-то не получается. Мотивационная готовность выражается в самостоятельном желании ребенка идти в школу, для того чтобы научиться читать, писать и получать новые знания. У детей пяти-шести лет часто наблюдается интерес к внешним школьным атрибутам (портфель, школьная форма, учебники и тетради) или к общению в школе (друзья из детского сада идут в первый класс). Учебная мотивация в этом возрасте — явление очень редкое.
Социально-коммуникативная зрелость обеспечивает малышу успешную адаптацию в коллективе. Она выражается в умении соблюдать нормы поведения в обществе, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссные решения в сложных конфликтных ситуациях.
Общие условия приема малыша в ясли
На самом деле родители могут оформить ребенка в ясельную группу с 9 месяцев с условием, что он самостоятельно ходит на горшок и умеет кушать. В случае, если дитя не умеет правильно держать ложку и орудовать ею, а также проситься в туалет, в ясельную группу его не возьмут.
К каким факторам можно отнести ещё и дневной сон малыша, насколько он хорошо самостоятельно засыпает или ему требуется петь колыбельную. Часто группы бывают переполнены, а количество воспитателей не увеличивается и ему одному очень сложно справиться со всеми малышами физически
Важно, чтобы ребенок самостоятельно засыпал. В противном случае распорядок дня будет нарушен, и другие детки не смогут нормально заснуть
Если нужно срочно выходить на работу, необходимо в максимально короткие сроки попытаться научить кроху управляться с самым главным. Приучать малыша нужно постепенно, не травмируя ребенка. Если у него это плохо получается, стоит подумать, готов ли он к общению со сверстниками и пребыванию в яслях.
Наиболее подходящим возрастом является полтора – два года. Это время, когда дети хорошо управляются с главными задачами. Также это переходной период, когда дети остро реагируют на отсутствие мамы или папы, нуждаются в повышенном внимании. Если момент адаптации малыш переносят тяжело, можно отложить на некоторое время затею, дать ему подрасти.
По законодательству
Согласно законам РФ правом бесплатного образования могут пользоваться маленькие граждане, независимо от региона проживания и места регистрации. В 2019 году Министерство образования внесло изменения в закон о дошкольных учреждениях. Новые внесённые изменения обязывают дошкольные учреждения принимать малышей, возрастом 3 лет, если есть свободные места. А решение по поводу приема малышей до 3 лет изменений не претерпело, и каждый детский сад решает вопрос самостоятельно. То есть, если родители захотят отдать малыша в сад в раннем возрасте, а мест не хватает, сад вправе отказать в просьбе.
По достижению ребёнком 2,5 лет, его берут в ясли согласно процедуре, если он стоял в очереди. Но если ему не исполнилось 2,5 лет, а очередь подошла, сад в праве не брать малыша. Чтобы очередь малыша дошла вовремя, в больших городах, где часто не хватает мест в яслях, его записывают с момента рождения.
Группа кратковременного пребывания
Согласно законодательству, если оба родителя официально трудоустроены, существует шанс попасть в группу кратковременного пребывания. Она отличается от основной тем, что здесь не нужно спать, и малыша не кормят. То есть, время пребывания ограничивается.
Распорядок дня выглядит примерным образом. С утра мама приводит малыша в садик после завтрака, где он занимается, гуляет, но на обед родители его забирают. Он так лучше адаптируется к новым условиям и может безболезненно оставаться на полный день.
С какого возраста отдавать ребенка в ясли — решать родителям
Возраст и ясельная группа
Времена, когда мама была в декрете ровно год, ясли считались необходимостью. На сегодняшний день эта сфера претерпела реорганизацию, сейчас учреждения готовы принять карапузов, возраст которых превышает полтора года при условии, что ребёнок может за собой ухаживать. Но большинство садиков переполнены.
Потому некоторые мамы вынуждены обращаться к услугам частных садиков, где есть свободные места и попасть туда можно без предварительной записи. Единственным недостатком здесь является высокая стоимость его посещения. В среднем она обходится в 25000 руб. в месяц.
Мнения родителей
Точную информацию и мнении мам и пап можно узнать на различных форумах, где родители делятся опытом. Малыша, возраст которого не превышает 2 лет, устроить в сад намного сложнее. Такой привилегией могли пользоваться родители, которые записали своего малыша сразу после рождения.
Мнение психолога
Специалисты в данной области рекомендуют находиться малышу в окружении родных людей в возрасте до 3 лет, поскольку этот период не требует активно общения со сверстниками, их словарный запас еще недостаточный. А длительное расставание с мамой или папой сильно подкашивают детскую психику.
В случае, если посещения детского сада не избежать, важно окружить чадо вниманием и постоянно спрашивать, как прошёл день. Необходимо объяснить ребёнку, что расставание временное и это вынужденные меры, мама должна идти работать, чтобы купить ему продукты или игрушки. Очень важно не нарушать обещания, данные ребенку
Очень важно не нарушать обещания, данные ребенку
Что лучше – когда самый старший или самый младший в классе?
Что лучше – когда ребенок самый старший или самый младший в классе? Это зависит только от школьной зрелости малыша. Имеет значение открытость и способность легко знакомиться с окружающими сверстниками. Предыдущий опыт адаптации при поступлении ребенка в детсад также имеет значение: быстро ли привык, осваивался и пр.
В 6,5 лет дети в большинстве физиологически и интеллектуально готовы к школе, но у некоторых это проявляется немного быстрее, у других позже – все это норма. Застенчивому и боязливому ребенку сложно осваиваться в коллективе и в 6, и в 7 лет, а общительному и активному сангвинику – легко.
Какой садик выбрать: частный или государственный
На фоне тотальной нехватки мест вокруг появился большой выбор негосударственных образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Они предлагают массу интересных программ, индивидуальное развитие и другие бонусы, но требуют финансовой состоятельности родителей. Муниципальный вариант гораздо экономичнее, но там есть свои достоинства и недостатки. Этот аспект нужно обязательно продумать заранее, взвесив свои желания и возможности
Также важно посмотреть на возможные варианты и узнать, насколько группы оборудованы, какая квалификация у воспитателей, есть ли в штате психолог и инструктор по физической культуре, соответствует ли качество питания принятым нормам
Государственный садик
Основное его преимущество – доступность. Встать на очередь можно буквально в первые дни после рождения ребенка. Система работы учреждения отработана десятилетиями. Преимущества:
- полное соответствие условий требованиям СЭС, Роспотребнадзора и других контролирующих органов;
- невысокая оплата;
- развивающие программы разработаны с учетом последующего перехода в школу, гарантируют подготовку на общем уровне;
- питание сбалансированное;
- режим дня соблюдается строго;
- в штате обязательно есть медсестра и психолог;
- предлагаются дополнительные занятия для раскрытия творческих данных.
Узнав, во сколько лет идут дети в детский сад и уточнив, как принимают воспитанников в соответствии с уставом, можно не спеша подготовить ребенка, пройтись несколько раз до участка для прогулок, посмотреть, как играют другие, приучить его к мысли, что там хорошо и ему будут рады.
Недостатки заключаются в большой численности групп, порой до 30 человек, усредненной системе развития с ориентиром на массовость, проблемах с кадровым составом.
Частный садик
Детей здесь принимают с очень раннего возраста, их количество небольшое, поэтому реализуется индивидуальный подход к каждому. Несомненное достоинство – современное оборудование, яркое оформление игровой зоны, развивающие программы с использованием авторских методик. Можно подобрать несколько видов занятий, сформировав личный вектор с акцентом на интересующую ребенка в данный момент область. Питание более разнообразное, но в рамках рекомендованного диетологами по возрасту.
При посещении можно выбрать почасовой вариант или полный день с дневным сном. В группах кратковременного пребывания ориентируются на насыщенный график работы, с обязательными игровыми минутками и временем свободного творчества.
Основным недостатком многие считают высокую стоимость услуг и отсутствие регулярного контроля проверяющих органов.
Проверить ребёнка и родителя
— Если он на многие вопросы уже знает ответы, можно ли говорить об интеллектуальной готовности?
— Развитый ребёнок и готовый к школе – это не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым его обучили: умение писать, считать, читать. Интеллектуальное развитие – это умственный потенциал, развитие памяти, речи, восприятия. Ребёнок должен уметь обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь, обладать развитой слуховой памятью.
— Как это проверить самим?
— Есть простейшее упражнение. Назовите ребёнку десять слов, и пусть он повторит их. Дети с хорошей слуховой памятью называют не менее семи.
Ребёнок должен внимательно слушать, не отвлекаясь и не вертясь. Он знает: чтобы выполнить задание, надо приложить усилие, и это его не пугает, он не бросает дело на полпути. Он охотно и сосредоточенно в течение 15 минут занимается прописями, заданиями по развитию памяти, мелкой моторики – их сейчас немало в продаже.
— Где гарантия, что шестилетка, не желающий это делать, через год изменится?
— Как правило, за год организм созревает и у ребёнка появляется желание заниматься. Не стоит опережать развитие, если он идёт по своему индивидуальному пути. Этим грешат развивающие кружки, в которых детей заставляют делать то, до чего они по возрасту не созрели. Кроме того, обучение идёт на опережение и многим в первом классе становится неинтересно.
— Если неподготовленный дошкольник отстанет от своих одноклассников?
— Многим детям не нужны дополнительные занятия, они способны сами усвоить учебный материал. Как правило, боится школы не ребёнок, а его родители. Мама не готова отдать малыша в первый класс, она не уверена в его способностях – такое бывает нередко. Психологи рассказывают родителям о сильных сторонах их дошкольника, и неоправданные страхи просто растворяются.
— Приходится ли убеждать родителей, что учиться их отпрыску ещё рано?
— Да, бывает, что по нашей рекомендации дети проводят ещё один год в подготовительной группе. Как правило, речь идёт не только о несформированной мотивационной и интеллектуальной готовности, но и социально-коммуникативной. Это умение ребёнка строить отношения с другими детьми, выполнять требования учителя. От адаптации в школе зависит ощущение успешности своей личности у самого ребёнка, его самооценка.
Если вы сомневаетесь, стоит ли идти с шести лет в школу, обратитесь в территориальную комиссию при местных органах образования. Есть немало тестов готовности к начальному обучению. Используя их дома, вы увидите, справляется с ними ребёнок или испытывает затруднения. Во многих детсадах есть консультационные центры, где можно посоветоваться со специалистом. Их время работы указано на сайте садика.
Психологи
– Начало школьного обучения в 5-летнем возрасте – проявление нездоровой ситуации в семьях, когда с помощью детей и их достижений реализуют себя амбициозные родители. И расширение возможностей для них может превратить исключение в правило. «Мой мальчик уже пошёл в школу, а твоя девочка? Ей ведь тоже уже пять?» – такие диалоги не заставят себя ждать, – считает замдиректора Института психологии Белорусского государственного педагогического университета Сергей ЖЕРЕБЦОВ. – Поэтому государство и законодатели должны подумать не только о мнении некоторых родителей, но и о самих детях, действовать в интересах их развития. К практике выдачи таких разрешений нужно подходить крайне ответственно и давать положительный ответ в исключительных случаях.
Мы хорошо знаем, сколько споров и возражений вызвала ещё советская реформа 1984 года, предусмотревшая возможность обучения с 6 лет. Тогда многими авторитетными учёными, например, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, было высказано мнение, что в 6 лет становиться школьником рано. Почему? Дело в том, что развитие – это последовательный процесс, в котором созревание создаёт предпосылки для обучения, и достижения предыдущих стадий развития определяют успешное прохождение последующих. Если определенные стадии не пройдены, то обучение не развивает, а парализует личностные силы, и ребёнок может регрессировать и часто болеть.
Статья по теме
Психолог: «Нежелание учиться нетипично для начальной школы»
– Чтобы быть готовым к школе, у ребёнка должна быть сформирована способность играть в совместные и сюжетно-ролевые игры с правилами
Это колоссально важно, т.к. правило становится для ребёнка своеобразной абстракцией, средством овладения собой, общения с другими
Игровая ситуация и правила лежат в основе функции символообразования, письма и чтения, способности к понятийному мышлению. Современные дети, «включённые» в смартфоны, планшеты, компьютеры, оказались почти «выключенными» из совместной игры. Несформированность игровых способностей – причина многих бед в личностном развитии (инфантилизм, психологическое отчуждение, конфликтность в общении, психосоматические заболевания). Родителям важно помнить, что лучшее, что можно сделать, если желаешь добра своему ребёнку, – играть с ним.