Что происходит в организме при недостатке движений?
Достаточная физическая активность обязательно нужна для развития мышц, правильной работы сердца и сосудистой системы. При активных движениях улучшается доставка крови к органам, усиливается обмен, повышается умственная и физическая работоспособность, развивается выносливость, формируется иммунитет и стрессоустойчивость.
Малоподвижный образ жизни не предполагает активной работы мышц, суставов, усиления обменных процессов, поэтому, даже пролежав или просидев весь день, человек чувствует себя очень усталым, причем, даже больше, чем те, кто активно двигался несколько часов подряд.
Влияние гиподинамии на организм человека огромно. Казалось бы, недостаток движений – не болезнь, а всего лишь внешнее условие, которое, к тому же, не доставляет дискомфорта и даже наоборот – лежать на диване вполне приятно, однако список состояний, которые провоцирует гипокинезия, внушителен:
- Атеросклероз;
- Излишний вес;
- Артериальная гипертензия;
- Хроническая ишемия сердца и мозга;
- Инсульты;
- Эндокринно-обменные расстройства;
- Депрессии, неврозы;
- Остеохондроз, сколиоз, остеопороз;
- Заболевания бронхолегочной системы.
Как видно, недостаток двигательной активности так или иначе влияет на все органы и системы, приводя к их дисфункции. Длительная гиподинамия вызывает постепенную атрофию мышечного аппарата, за которой следует обеднение кальцием костей и остеопороз. Повышение аппетита на фоне гипокинезии вызывает ожирение, которое еще больше препятствует выполнению физических упражнений.
Лишний вес, эндокринно-обменные сдвиги, атеросклероз вызывают артериальную гипертензию, поражение коронарных артерий с сердечной патологией. Страдает и головной мозг: недостаточный приток кислорода и поражение его сосудов способствуют снижению интеллектуальных возможностей, памяти, внимания, нарушается умственная работоспособность, появляется склонность к неврозоподобным расстройствам, бессоннице.
Недостаток двигательной активности приводит к атрофии мышц спины и шеи, следом за которой не заставят себя ждать дегенеративные процессы в позвоночнике. Остеохондроз в наше время диагностируется начиная с 30-летнего возраста и даже раньше, а виной всему – гиподинамия. У детей длительное сидение провоцирует искривление позвоночника, которое негативно влияет на развитие и рост внутренних органов, предрасполагая к различной патологии.
Исследование показателей психоэмоционального состояния и функциональной асимметрии полушарий у учащихся 9-х и 11-х классов
Исследование подвижности-инертности нервных процессов проводилось с помощью кинематометра. Это модернизированное устройство, входящее в состав активациометра, предназначенное для диагностики подвижности-инертности нервной системы, уравновешенности нервных процессов.
Испытуемый, сидя лицом к столу, помещал предплечье правой руки на горизонтальной плоскости прибора по центру (между парами пластинчатых электродов) и отводил влево до упора левую ручку кинематометра. Производил по просьбе экспериментатора несколько пробных перемещений ручки прибора на произвольно выбранный отрезок сначала с открытыми глазами, а затем с закрытыми, чтобы почувствовать ход ручки, дистанции ее перемещений, запомнить масштаб шкалы и оценить удобство принятой позы. Движения рукой должны быть плавными, без резких остановок и рывков, в удобном для испытуемого темпе. Далее все действия испытуемый производил с закрытыми глазами согласно следующей схеме: 1.Испытуемый перемещал ручку прибора вправо на произвольно выбранное, расстояние в пределах 40-60 мм. Мысленно запоминал выполненное движение и возвращал ручку в исходное положение (до упора влево); 2.Следующим движением испытуемый должен был попытаться повторить первоначальное движение, но с минимально достижимым превышением (желательно не более 1 мм); 3. В третьем движении он повторял первое движение, но с минимально возможным занижением (также желательно не более 1мм); 4. Результаты всех измерений заносили в протокол (см. табл.№ 4). 5. Заново выбирал новый отрезок движения в тех же пределах (40-60 мм), и мысленно запоминал; 6. Далее повторялись пункты 1.1.-1.4., но в обратной последовательности, то есть вначале выполнялся отрезок с минимально возможным занижением, а затем с минимально возможным завышением. Результаты измерений заносили в протокол. 7. В последующих двух опытах заново повторялись процедуры 1 и 6. Примечание: для того, чтобы испытуемый не нарушал порядок чередования движений, экспериментатор перед каждым движением напоминал ему, движение на прибавление или на убавление необходимо сделать в данный момент. . По мере проведения измерений исследователь подавал краткие команды в следующей последовательности: Процедура №1 а) выбрать интервал, б) увеличить его, в) уменьшить его. Процедура №2 а) выбрать интервал, б) уменьшить его, в) увеличить его. Процедура №3 а) выбрать интервал, б) увеличить его, в) уменьшить его. Процедура №4 а) выбрать интервал, б) уменьшить его, в) увеличить его. Далее испытуемый повторял по схеме процедуры 1-7 по выполнению движений, но на значительно большее расстояние (ориентировочно в пределах 180-200 мм). Результаты по ходу измерений заносились в протокол. Всего выполнялось восемь процедур – четыре с малым интервалом (40-60 мм) и четыре с большим (180-200 мм). После завершения процедуры исследования были заполненными графы 1, 2, 3 и” 5. Начисляли разницы между воспроизведенными интервалами и выбранными, заносили их в графы 4 и 6 протокола. При этом недоводы обозначались знаком «-», а переводы знаком «+». Далее вычислялись суммы недоводов (разниц со знаком «-») и переводов (разниц со знаком «+»). Полученным четырем суммам разниц присваивались следующие буквенные обозначения: переводы графы 4 обозначали буквой al, переводы графы 6 -а2,недоводы графы 4-61, недоводы графы 6 – 62. Для постановки диагноза использовали следующий ключ: б1 62 – инертность возбуждения 61 б2 – подвижность возбуждения al a2 – инертность торможения al a2 – подвижность торможения Для удобства определения степени подвижности-инертности был введен количественный критерий. Его получали путем деления а2 на al и 62 на 61. Если получаемое отношение было меньше 0,80, то испытуемого относили к группе с большой инертностью нервных процессов. Если отношение находилось в диапазоне 0,80-1,20, испытуемого относили к группе со средней степенью инертности. Если отношение было больше 1,20, то испытуемого относили к.группе с малой инертностью, т.е. к подвижным.
Для этого достаточно было сравнить полученные коэффициенты подвижности-инертности нервных процессов отдельно для процессов возбуждения и торможения. Например, если отношение для возбуждения было равно 0,75 (средняя подвижность), а для торможения 1,34 (высокая подвижность), то это означало явное преобладание по быстроте исчезновения торможения.
Причины гиподинамии и ее влияние на организм
Гиподинамия – результат неправильного образа жизни, а основными причинами ее считают:
- Использование автоматизированного труда;
- Урбанизацию;
- Распространение «сидячих» профессий, работа преимущественно за компьютером или с бумагами более востребована;
- Применение достижений технического прогресса в быту;
- Сознательный отказ от двигательной активности.
В большинстве случаев именно эти факторы становятся решающими в ограничении подвижности, но случается, что гиподинамия возникает по независимым причинам и вопреки нашему желанию. К этим случаям относят травмы и тяжелые заболевания, препятствующие двигательной активности. Стоит, однако же, отметить, что и лежачим больным нужна максимально возможная работа мышечного аппарата, так как им как никому другому опасно обездвиживание ввиду повышенного риска тромбоэмболических и других опасных осложнений.
Хроническая гиподинамия у детей – следствие неправильного образа жизни и организации режима дня. Часто вина за это лежит на родителях, которые не только сами не подают положительного примера, но и не способствуют увеличению роли спорта в досуге ребенка.
Интеллектуальные профессии стали более востребованы, а без образования сложно достичь многих желаемых целей, поэтому с первых классов дети ориентированы именно на обучение. Проводя много часов за партой, дети устают, а лучшим отдыхом находят компьютерные игры или просмотр телевизора дома, тем более, если родители этому не препятствуют. Дорога из школы домой не добавляет движений, ведь современные мамы и папы забирают детей на автомобиле, а совокупная двигательная активность состоит из движений кистью руки, в которой – авторучка в школьных стенах, компьютерная мышка – дома.
Помимо воспитания в семье, определенную негативную роль играет низкая квалификация и часто равнодушное отношение к своему труду со стороны учителей физвоспитания. Школьники не стремятся на уроки физкультуры, находя всяческие причины для их прогула. Родители чрезмерной опекой вносят свою лепту и на этом этапе обучения: они могут оградить чадо от занятий, ведь процент не совсем здоровых детей растет, а, значит, если ребенок периодически болеет, то ему незачем посещать физкультуру.
Слайд 20 Комплекс упражнений
1.Ходьба на месте или с передвижением с размашистыми движениями рук, сжимая и разжимая пальцы. Длительность 1 минута.
2. Стоя, ноги на ширине плеч. Левую руку через сторону вверх, правую за спину, прогнуться и потянуться, вдох; вернуться в исходное положение, выдох. Повторить, сменив положение рук. Темп средний.
3. Стоя подниматься на носки, руки поднять через стороны вверх, прогнуться – вдох; вернуться в исходное положение – выдох.
4. Стоя, ноги врозь, левую руку вверх правую на пояс; пружинящий наклон вправо; повторить то же в другую сторону. Дыхание равномерное, темп средний.
5. Стоя, мах левой ногой назад, руки махом вперед, кисти расслаблены – вдох; исходное положение – выдох; повторить то же с правой ноги.
6. Стоя подняться на носки, руки в стороны – вдох; выпад правой ногой, наклон вперед, руками коснуться пола – выдох; исходное положение – вдох; то же с левой ноги. Темп средний.
7. Сидя на полу, руки к плечам. Три пружинящих наклона вперед, взявшись руками за голени – выдох; выпрямится, руки к плечам – вдох. Наклоны постепенно увеличивать. Ноги не сгибать. Поднимая туловище, расправьте плечи. Темп средний.
8. Исходное положение – упор, сидя сзади. Прогибаясь перейти в упор лежа сзади, согнуть правую ногу вперед; повторить то же, сгибая левую ногу. Носки ног оттягивать. Дыхание произвольное.
9. Исходное положение – упор, стоя на коленях. Наклоняя голову вперед и поднимая правое колено, выгнуть спину; исходное положение; выпрямить правую ногу назад и прогнуться; исходное положение. То же с другой ноги.
10. Исходное положение – стойка на коленях. Руки вперед, вверх, в стороны, прогнуться с поворотом туловища направо – вдох; поворачиваясь прямо и садясь на пятки, наклон вперед, руки назад – выдох; исходное положение. То же, делая поворот в другую сторону. Темп медленный.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Для предотвращения гиподинамии необходимо проводить физическую активность не менее 150 минут в неделю. Выберите упражнения, которые вам нравятся, чтобы было легче придерживаться регулярности тренировок.
СОВЕТ №2
Избегайте длительного сидения. Если ваша работа связана с длительным пребыванием в сидячем положении, старайтесь делать перерывы каждый час и проводите небольшие физические упражнения, чтобы активизировать кровообращение и укрепить мышцы.
СОВЕТ №3
Включайте в свой рацион продукты, богатые витаминами и минералами. Правильное питание поможет поддерживать здоровье сосудов и мышц, а также улучшит общую физическую форму. Увеличьте потребление овощей, фруктов, зелени, рыбы, мяса, орехов и злаковых продуктов.
Слайд 10Интересные факты науки Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту
и двигательная активность снижается на 50%.«…Не надо мешать ребенку играть, резвиться…он гораздо правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему прыгать на одной ножке…это заложено природой…Завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь» – подчеркивает И.А. Аршавский.
Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 15-20 тыс. шагов, а дошкольник 12 тыс. шагов.
Сегодня нормальный день младшего школьника – в среднем 5 уроков в день, плюс 2-3 часа дома на самоподготовку, 3-4 часа телевизор и компьютер, плюс чтение книг.
«Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель были одинаково бодры» – убеждал учителей И.А. Сикорский.
Как поговорить о физическом здоровье с учеником?
Если у вашего ученика проблемы со здоровьем, но он о них не знает или знает, но обходит этот вопрос, то с вашей стороны будет неплохо попытаться обсудить это с ним.
С родителями, конечно, тоже иногда стоит поговорить. С ним даже в каком-то смысле проще — они чаще всего сами все знают и стараются помочь.
Первоначально это нужно делать ненавязчиво и аккуратно. Стоит объяснить ребенку, что если он не будет следить за своим здоровьем, то это может привести к страшным проблемам, привести примеры.
Заставлять не надо, к каждому ученику нужен свой подход с кем—то надо пошутить на эту тему, кого-то нужно пристыдить, а с кем—то нужно делать вместе.
У меня был ученик, с которым мы спорили: если он решит правильно задачу — отжимаюсь или приседаю я, а если он ошибется, то физические упражнения делает он. Итого: и занятие, и тренировка.
Одному ученику я рассказывал о пользе здорового питания и даже составлял с ним список покупок, и что самое главное — это произошло во время занятий как небольшое ответвление от урока, так что ученик даже и не заметил.
С другим учеником перед началом занятия, буквально пять минут, мы медитировали и настраивались на урок под легкую музыку.
Ах, да! Если вы будете прекрасным примером здорового образа жизни, то и ваши ученики будут в каких-то вещах вам подражать.
Механизм прогрессирования
Вследствие снижения или отсутствия физической нагрузки, мышечные структуры в теле человека постепенно ослабевают. В тяжёлых случаях даже атрофируются. Выносливость и сила снижается, нарушаются нервно-рефлекторные связи. Данные патологические процессы влекут за собой прогрессирование вегетососудистой дистонии и депрессивного состояния. Также на фоне всего этого сильно страдает метаболизм, и больной человек стремительно набирает вес.
Стоит отметить, что атрофия мышечных структур – не самое опасное, что может произойти при гиподинамии. Постепенно наблюдаются патологические изменения в костных структурах. Вследствие этого прогрессирует остеоартроз, остеохондроз и остеопороз. Если гиподинамию не излечить, то возможно даже развитие ИБС и артериальной гипертензии. К последствиям гиподинамии можно отнести нарушения функционирования органов ЖКТ и обструктивный бронхит. Стоит также отметить, что такое заболевание сказывается на состоянии эндокринной системы. У больного человека может возникнуть инсулинорезистентность, атеросклероз и ожирение. Все это становится причиной того, что жизнь человека сокращается на несколько лет.
Как бороться с гиподинамией?
Все мы знаем, что болезнь легче предупредить, чем лечить. В случае гипокинезии речи о болезни и не зайдет, если вовремя принять соответствующие меры. Медикаментозного лечения для гиподинамии не предусмотрено, а к лекарствам и другим процедурам врачи вынуждены прибегать в тех случаях, когда на фоне отсутствия движений развились те или иные заболевания.
Прежде чем приступить к реализации плана по увеличению доли физической активности в повседневной жизни, стоит отказаться от вредных привычек, самой частой из которых считается курение. Это пристрастие свойственно многим лицам интеллектуального труда, «сидячих» профессий, распространено среди молодежи, не приветствующей спорт и физическую культуру.
Помимо курения, усугубляет ситуацию и характер питания, поэтому рацион тоже желательно сбалансировать, насытив его витаминами, белком в виде овощей, фруктов, нежирного мяса и рыбы, отказавшись от плотного ужина поздно вечером, бокала пива или другого алкоголя.
Если так сложилось, что род деятельности не позволяет активно двигаться, то следует определить время для физических упражнений – утренняя гимнастика, вечерний поход в спортзал, дневная прогулка в парке. Для обеспечения нормальной работы сердца и других внутренних органов необходима как минимум получасовая двигательная нагрузка, например, ходьба пешком не менее 2 км (желательно несколько раз в день). Для активизации всех групп мышц очень полезен бег.
Оздоровиться и «подкачать» мышцы можно и дома. В помощь – гантели, эспандер, скакалка, велотренажер, домашний турник. Нехитрые упражнения помогут укрепить мышцы пресса, спины и шеи, полезны отжимания и приседания, которые вообще не требуют наличия спортивного инвентаря.
Очень хорошим занятием для тех, кто решил бороться с гиподинамией, будет посещение бассейна. Плавание стимулирует кровоток, закаляет, укрепляет мышцы, предупреждает остеохондроз и, вместе с тем, очень безопасно, ведь риск травм при плавании минимален. Кроме того, вода благотворно действует на нервную систему, успокаивает, снимает стресс.
Постепенно распространяется увлечение велосипедом. Многие добираются таким образом даже на работу, развивая при этом мышцы и повышая общий тонус. В крупных городах это средство передвижения даже помогает сэкономить время, которое может быть проведено в многокилометровой «пробке».
Особую категорию людей составляют больные с ожирением. Эта патология появляется в результате малоподвижной жизни, а затем ограничивает ее еще больше. Человеку с ожирением перед началом спортивных занятий нужно обязательно проконсультироваться у врача, определить допустимый уровень нагрузки, возможно – понадобятся услуги инструктора ЛФК. Эта же рекомендация касается и тех, кто страдает повышенным давлением, сахарным диабетом, болезнями сердца и мозга.
В случае вынужденной гиподинамии, например, после перелома, операции, инсульта на помощь придут массажисты и специалисты по лечебной физкультуре, которые помогут увеличить, насколько это возможно, уровень двигательной активности.
Реабилитация после тяжелых заболеваний может потребовать нахождения в специальных центрах, где работают квалифицированные специалисты и есть необходимые тренажеры для восстановления работы конкретных групп мышц. Лечение и реабилитация проводятся под контролем кардиологов, неврологов, травматологов, специалистов по питанию. Физическая активность может быть дополнена физиотерапевтическими процедурами, позволяющими повысить тонус мышц и нормализовать работу внутренних органов.
Если пациент после тяжелого недуга прикован к постели, то первостепенная задача – предупредить тромбоэмболические осложнения. Для этой цели необходимы не только соответствующие препараты, но и специальная дыхательная гимнастика, которой обучает персонал отделения больницы.
Для трудоспособных и относительно здоровых людей отличным способом борьбы с гиподинамией будет посещение фитнесс-клуба, спортивного зала или площадки на улице. Детей с раннего детства нужно приобщать к утренней гимнастике, полезны занятия в спортивных секциях, бассейне, прогулки на свежем воздухе и активные игры.
Гиподинамия – серьезная проблема современности, но с ней нужно и можно бороться. К счастью, в моду постепенно входит здоровый образ жизни, где нет места вредным привычкам, все чаще на улицах можно встретить «бегунов», велосипедистов, все больше открывается спортивных клубов. Человечество осознало проблему и пытается с ней бороться, а это вселяет надежду, что физическая культура станет неотъемлемой частью повседневной жизни и поможет избежать проблем со здоровьем и нам, и нашим детям.
Здоровьесберегающие технологии
Что мешает пониманию значения здоровьесберегающих технологий в учебном заведении?
Отсутствие осознания данной проблемы как одной из первостепенных в культуре организации образовательного пространства. Ведь здоровьесберегающие технологии — это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников — взрослых и детей.
Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения. Здоровьесберегающие технологии — это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.
Почему проблему сохранения здоровья нужно решать комплексно, а не эпизодически?
Давайте заглянем в обычную школу XXI века. Что откроется нашему взгляду? Какой предстанет перед нами работа школы по сохранению здоровья детей? В первую очередь, необходимо заглянуть на урок физкультуры…
Во-первых, часто можно наблюдать такую картину, когда на уроке физической культуры активно работают и участвуют в уроке только те дети, которые мотивированы на участие в уроке физкультуры. Остальные сидят на скамье запасных или в школьной столовой, библиотеке, добросовестно готовясь к следующему уроку. При этом у учащихся масса аргументов в защиту себя. Разрешение родителей не участвовать в уроке, разрешение администрации школы и негласное разрешение учителя, которого не устраивает присутствие на уроке нерадивого ученика, которому безразличны уроки физкультуры.
Во-вторых, во многих школах к уроку физической культуры не предъявляется системных и жестких требований, как к уроку формирования культуры сохранения и развития учащимися своего тела, своего здоровья. Зачастую занятия однообразны, неинтересны, педагоги сетуют на то, что не имеют в достаточном количестве необходимого спортивного инвентаря для проведения занятий. Администрация же больше внимания уделяет посещению уроков я зыка и литературы, математики, а урок физкультуры остается на потом…
В-третьих, во многих педагогических коллективах сохранена тенденция, что урок физической культуры — это урок не главный, не значимый и очень часто дети, которым необходимо заниматься спортом и физкультурой (отличники и т. д.), стараются под любым предлогом увильнуть от этого урока, а педагоги это даже приветствуют и поощряют. Это стратегия поведения не одного, двух педагогов, а зачастую всего коллектива. Во время урока физкультуры дети репетируют праздники, посвященные здоровому образу жизни. Урок безнравственности проводит сама система организации образовательного пространства школы
Если в школе предъявляются одинаковые требования ко всем участникам образовательно-воспитательного процесса, то урок физкультуры имеет одинаково значимую важность для всех педагогов и учащихся
В-четвертых, учителя физической культуры должны сводить свою работу не только к проведению уроков и занятиям секций, а к воспитанию привычки занятиями физкультурой и спортом. Это и вечера, посвященные истории олимпийского движения, видам спорта, встречи с олимпийцами и тренерами, праздники школьных, спортивных секций, праздники спорта и туризма в школе и т. д. Но это касается деятельности самих учителей физической культуры.
Анализ посещенных уроков физической культуры позволяет констатировать тот факт, что урок физической культуры направлен только для того, чтобы показать какое-то физическое упражнение или в лучшем случае потренировать ранее изученное. Очень мало внимания уделяется развитию желания любить занятия спортом, любить себя и свое тело, формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни.
Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы-М.: ВАКО, 2004. -152 с. – (Мастерская учителя). – С. 4-11.
Проявления гиподинамии
Так как недостаточная двигательная активность – это не болезнь, то нет и характерных симптомов, говорящих именно о гипокинезии. С другой стороны, малоподвижные люди испытывают ряд негативных проявлений этого состояния:
- Чувство усталости, слабость;
- Снижение умственной и физической работоспособности;
- Быстрая утомляемость;
- Бессонница ночью и сонливость днем;
- Раздражительность, частые смены настроения, склонность к апатии;
- Снижение или, наоборот, неумеренное повышение аппетита.
Эти же признаки характеризуют гиподинамию в детском возрасте. К ним могут добавляться ожирение, которым страдает все большее число современных детей независимо от пола, патология пищеварительной системы (гастриты, колиты, нарушения работы печени).
Если не задуматься об образе жизни и не принять срочных мер по его нормализации, то к описанным признакам гиподинамии у взрослых присоединятся боли и слабость в мышцах и костях, атрофические изменения мышечной системы. Со временем разовьется ожирение, атеросклероз, гипертония, диабет, ишемическая болезнь сердца – наиболее частые последствия гиподинамии, и тогда негативные симптомы будут связывать уже с конкретным заболеванием, часто забывая и игнорируя первопричину.
Наряду с физическим дискомфортом, лица с недостатком двигательной активности испытывают и массу психологических проблем. Они раздражительны, эмоционально неустойчивы, склонны к апатии, а в ряде случаев дело доходит до серьезной депрессии, вегетативных расстройств, вплоть до панических атак, требующих вмешательства специалиста. Хроническая гиподинамия ухудшает иммунитет, люди становятся подвержены различным инфекциям, часто болеют простудами.
Представительницы прекрасного пола при снижении двигательной активности без удовольствия отмечают характерные изменения внешности: бледность лица, появление морщин и мешков под глазами, увеличение окружности живота, целлюлит. Эти признаки недостатка движений могут стать сигналом к изменению образа жизни.
Вынужденная гиподинамия у пациентов после тяжелых операций или травм – значимый фактор риска тромбозов, тромбоэмболий, ТЭЛА, инсультов, осложнений в виде застойной пневмонии, пролежней. Для профилактики таких последствий рекомендованы посильные упражнения в кровати, при необходимости помощь оказывают инструктор ЛФК и массажист.
После некоторых видов лечения, включая операции, которые не обездвиживают, врачи настоятельно рекомендуют раннюю активизацию для профилактики многих неблагоприятных последствий, улучшения работы сердечно-сосудистой системы, усиления регенерации тканей за счет притока крови, но часть пациентов игнорирует эти советы, ссылаясь на боль или чувство страха, слабость, а иногда – попросту не желая подниматься с больничной кровати, наслаждаясь «законным» лежанием в процессе лечения.
Почему надо следить за здоровьем?
Многие ученые сходятся во мнении, что имеется тенденция к росту заболевания среди студентов вузов России одновременно с трендов на ухудшение умственных способностей в целом.
Кроме того, ученые предупреждают, что замечен у всех слоев населения независимо от возраста. Связанно это с многочисленными факторами: влияние окружающей среды, стрессовые ситуации, сидячий и малоподвижный образ жизни. И всё это в конечном счёте отражается на работе мозга, а впоследствии влияет на все сферы человеческой деятельности.
В школьном возрасте, когда первоочередной задачей человека является именно обучение и развитие, понижение умственных способностей приводит к масштабным проблемам. Словно по цепочке, слабые когнитивные способности порождают проблемы с обучением, что влияет и на психологическую составляющую, и на социальную жизнь.
Получается, из-за обычной болезни, даже не очень серьезной, у ребенка могут возникнуть вполне ощутимые и порой даже тяжелый проблемы в дальнейшей жизни.
Именно поэтому за здоровьем необходимо следить в любом возрасте, а не только в зрелом или когда заболел!
Обучение физически слабых детей
Нередко в моей практике я занимался с физически слабыми или постоянно болеющими учениками. Причины были разные: у кого-то хронические заболевания, у кого-то приобретенные проблемы из-за нарушения здорового образа жизни, а у кого-то просто слабый иммунитет. Конечно, с такими учениками нужен немного другой подход: обычно они быстро устают, достаточно часто пропускают занятия, им сложно сконцентрироваться и проанализировать информацию. Как с этим быть?
У меня уже накопилось несколько методик, которые можно использовать при индивидуальной работе с учеником:
Постараться для таких учеников сделать более гибкий график, чтобы отмененные занятия можно было перенести. И если есть возможность, оставить у себя в расписании один день пустым — чтобы была возможность переноса.
Если вы работаете очно, то необходимо договориться о дистанционных занятиях на случай, если ребенок заболел.
Также лучше проводить занятие чаще, но меньше по времени — это даст детям шанс лучше усваивать информацию.
Для таких учеников нужно подготовить много различных материалов и выдавать после занятия на самостоятельную работу, а занятий сократить до минимума (я сокращал до 45 минут).
Также можно проводить запись занятия на диктофон или — если речь об онлайн-занятиях — записывать эфир. Так у учеников будет возможность еще раз прослушать лекцию и проработать материал.
Делать перерывы. Если ученик помладше, то можно проводить пятиминутную физическую зарядку. Если постарше — можно рассказать интересный случай из истории предмета, который вы преподаете, или даже, если уместно, из вашей жизни.
Пытаться помочь всеми силами, не только в обучении, но и в поддержании или восстановлении здоровья.
Лечение и профилактика
Независимо от возраста, при появлении любых признаков гиподинамии нужно утром делать зарядку. Начните с 10 минут, постепенно увеличвая продолжительность до 30-40 минут, сюда можно включать и пробежку, и прыжки. Вечером нужно гулять как минимум 20 минут, это лучше делать, конечно же, в парке или в лесу, а не возле автострады.
Важно отказаться от вредных привычек, которые усугубляют состояние организма и вызывают все меньше желания двигаться. Полезны занятия физическим трудом на свежем воздухе
Потому лучше чаще бывать на даче или огороде. Поможет и разбивка клумбы под окнами многоэтажки, если вы живете не в частном доме и не имеете дачи.
Можно купить домой тренажер. Подойдет и обычная скакалка, которая намного действеннее беговых дорожек. Еще один вариант лечения и профилактики гиподинамии: танцы, тренажерный зал, боевые искусства, бассейн. Это может быть любая секция со значительной двигательной активностью. Начните делать то, чего вы раньше не делали, и организм скажет вам спасибо. Пейте тонизирующий зеленый чай и фреши утром, чтобы получить достаточный заряд энергии.
Лечение у детей
Детям, как и взрослым, рекомендуется заниматься любым видом спорта или танцами. Нужно не пропускать уроки физкультуры. Если такая привычка присуща для многих учеников класса, нужно поговорить с классным руководителем и учителем физкультуры. Вместе они должны привить детям желание заниматься физкультурой, участие в процессе должен принимать и каждый родитель.
Рекомендуются подвижные игры на свежем воздухе. Если дети сами не могут организовать себя, помогите им. Устройте конкурсы и квесты
Важный момент в лечении гиподинамии у детей: внимание и любовь родителей. Дома должна быть гармоничная обстановка, чтобы у малыша не возникало желания замкнуться в себе и жить в виртуальном мире компьютерных игр и социальных сетей
Некоторым детям, у которых гиподинамия связана с психологическими отклонениями, рекомендуется работа с психологом или детским психотерапевтом. Помните, что от гиподинамии, если она не обнаружена в самом начале, тяжело избавиться. Родители должны быть терпеливы и каждый день прикладывать усилия для излечения ребенка.
Лечение у взрослых
Чтобы восстановить функции разных систем и органов организма, человек должен получать дозированную физическую нагрузку.
Первый вид физнагрузки — аэробная. При аэробной нагрузке задействуется множество мышц тела, кровь лучше бежит по организму, нормализуется пищеварение. Систематические длительные аэробные нагрузки помогают при снижении веса. Рекомендуются:
- быстрая ходьба;
- бег;
- лыжи;
- коньки;
- бадминтон;
- теннис;
- танцы;
Второй вид физической нагрузки: силовые упражнения. Они задействуют конкретную группу мышц, иногда несколько групп. Постепенно мы увеличиваем отягощения, ведь мышцы быстро привыкают к заданным нагрузкам. Силовые упражнения «разгоняют» обмен веществ, что нужно худеющим, и в целом благотворно сказываются на организме.
Третий вид обязательных физнагрузок: растяжка. Благодаря упражнениям на растяжку мышц и связок увеличивается их эластичность. Мышцы становятся готовы выносить большие нагрузки, что сказывается на показателях силовых упражнений. Растяжка снимает мышечное напряжение, потому ее полезно делать после силовой тренировки. Также такие физические нагрузки увеличивают подвижность суставов, являясь профилактикой многих заболеваний. Растяжку можно и нужно делать до и после аэробной активности, до и после силовых упражнений, а также отдельно от них.
Как исправить ситуацию?
В первую очередь, необходимо изменить образ жизни и распорядок дня. Здоровый образ жизни — отличное решение последствий гиподинамии, а это — отказ от вредных привычек, правильное и рациональное питание, движение. Пешие прогулки имеют двойную пользу: двигательная активность, насыщение организма кислородом.
Без сомнений, отличный вариант — это занятие спортом, посещение спортивных и фитнес клубов, плавание, катание на лыжах, роликах, коньках. Не стоит забывать про бег в парке, велосипедные прогулки, активные игры на свежем воздухе, например, футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, теннис.
В профилактику гиподинамии врачи также включают потребление большого количества жидкостей — чаи, морсы, компоты. Фруктовые и овощные соки хорошо повышают иммунитет. Питание должно быть сбалансированное и содержать достаточное количество овощей и фруктов. Также в профилактике важная роль отводится полноценному здоровому ночному сну, не менее 8 часов.
Но иногда происходят случаи, когда гиподинамии возникает не зависимо от людей. Это тяжелые заболевания, при которых нет возможности для двигательной активности, травмы. В этих случаях необходимо проведение лечебной физической культуры, для работы всей мышечной системы, она необходима для профилактики гиподинамии, поддержания мышечного тонуса, профилактики тромбоэмболии и других осложнений.
Также с гиподинамией можно бороться и дома. В этом помогут турник, шведская стенка, гантели, обруч, эспандер, велотренажер, скакалка. Дома можно выполнять такие упражнения, как отжимания, приседания, пресс.
Если на фоне гиподинамии появились заболевания, необходимо обратиться к врачу, который проведет диагностику и в соответствии с ней назначит лечение. Но не забывайте что лекарственные препараты не заменят хорошей двигательной активности.
Люди с ожирением, перед тем как начать заниматься спортом, должны проконсультироваться с врачем, который определит допустимые нагрузки на начальном этапе, возможно, сначала занятия могут проводится с инструктором лечебной физической культуры, так как у таких людей часто присутствуют сопутствующие заболевания: сахарный диабет, гипертония, заболевания сердца.