Влияние кинематографа на воспитание

Из истории кино и киноведения

На 1-й расширенной сессии Общественного совета по изучению зрителя Союза кинематографистов СССР (май 1968 г.) отмечалось, что кинематограф выполняет много функций, среди которых — и область художественного творчества, достигающая высот большого и подлинного искусства, и вид образной информации, и учебное пособие, и метод научного познания. При этом подчёркивалось, что многие из перечисленных функций кинематографа переплетаются друг с другом, усложняя и без того достаточно трудную задачу по изучению закономерностей этой области человеческой деятельности (Кинематограф сегодня, с. 255). Уже в первой русской книге о кино — популярном очерке В. Готвальда «Кинематограф — его происхождение, устройство и будущее общественное и научное значение» (1909) — встречается немало мыслей, относящихся к проблеме воспитательных возможностей фильма, о применении кинематографа в школе, о роли, которую он может сыграть в просвещении жителей деревни, и т.д. Образовательному и воспитательному значению экрана посвящена книга Е. Самуйленко «Кинематограф и его просветительная роль» (1912). На Западе одна из первых работ об общественно-экономическом и нравственно-эстетическом значении кинематографа — исследование Э. Альтенлох «К социологии кино» (1914), позже была опубликована книга Е. Майрин «Кинематограф в практической жизни» (1916).

В советское время начинаются систематические исследования в области кино. В 1928 г. вышла книга А. Трояновского и Р. Егиазарова «Изучение кинозрителя». Здесь представлены методика и результаты анкетирования и интервью, наблюдений за реакцией зрителей и изучение писем читателей кинопрессы. В первой половине 1930-х гг. в созданном тогда научно-исследовательском секторе ВГИКа была организована секция изучения зрителя (с уклоном в сторону психологии восприятия): в её работе участвовали видные советские психологи Б. Теплов, Н. Жинкин, О. Никифорова и др. Особенно широкие исследования велись по проблеме «Кино и дети». К сожалению, в последующие годы конкретные психологические и социологические исследования в области кино были свёрнуты. Возрождение данной работы произошло лишь в начале 1960-х. …

Рекомендованное редакцией

  • Сбер, Минобрнауки и крупнейшие работодатели предложили улучшить процесс практики студентов

    Программа молодёжного и студенческого туризма «Студтуризм.рф» обеспечит стажировки и трудоустройство студентов

    Яндекс Учебник запустил Математическую олимпиаду для школьников

    > все статьи раздела

  • Армия-2022: марийские и московские учёные предствили  разработки 
для оборонной промышленности и сельского хозяйства

    Молодые ученые БашГУ помогут развитию авиационной промышленности

    Политех провел первую встречу амбассадоров университета

    > все статьи раздела

  • Юных героев наградили нагрудным знаком «Горячее сердце»

    Вторая жизнь Командира

    Ксения Безуглова: «Главное, что я могу дать людям — это надежду и веру в себя»

    > все статьи раздела

  • Конкурс ВКР выпускников исторических факультетов. Заявки до 30 сентября

    Всероссийский конкурс литераторов «Без срока давности». Заявки до 30 сентября

    Успех к 30: взгляд на новый мир

    > все статьи раздела

  • Более 400 студентов из Гатчины посетили фестиваль «Уличные культуры 2022»

    Студенты УрГУПС заняли третье место во Всероссийских соревнованиях «Солнечная регата»

    Фестиваль «Уличные культуры 2022» объединил более 300 студентов из донской столицы

    > все статьи раздела

  • «У самого белого моря» в прокате с 8 сентября

    Алексей Рыбников представляет концерт с участием звёзд «Голоса»

    «У самого Белого моря»: фильм удостоен награды международного кинофестиваля «Одна шестая»

    > все статьи раздела

  • Маршрут к мечте построен: запуск программ молодежного туризма «Больше, чем путешествие»

    Who is Russia: команда иностранных-блогеров миллионников проедется по разным регионам России

    Вышла итоговая версия путеводителя по сельскому туризму

    > все статьи раздела

  • Форум Ладога-2016. Регистрация до 12 мая

    Форум Амур-2016. Регистрация до 1 июня

    Форум УТРО-2016. Регистрация до 21 мая

    > все статьи раздела

Нелюбовь (2017) – в ситуации развода дети особенно нуждаются в нашем внимании

Родители разводятся, и не могут решить, с кем из них останется их единственный сын Алёша. Никто из супругов не хочет в одиночку воспитывать мальчика, и в веренице скандалов ребёнком откровенно пренебрегают. Понимая, что ни одному из родителей он на самом деле не нужен, Алёша убегает из дома. 

Людмила Петрановская: «Нужно понимать, что, когда родители разводятся, дети довольно часто принимают это на свой счёт. Начинают думать: в чем я виноват, что я сделал не так, почему это произошло. Порой во время развода взрослые настолько захвачены своими чувствами, обидой, злостью, что о детях и не вспоминают. Или, наоборот, из переживаний ребёнка делают оружие в борьбе с бывшим супругом. И когда мы смотрим такие фильмы, нам, конечно, очень жаль детей. Как самых беззащитных, наиболее страдающих в этой ситуации. Можно перестать быть мужем и женой, но нельзя перестать быть папой и мамой — это должны осознать родители. Грустная правда состоит также в том, что не получится растить счастливого человека, если у тебя внутри у самого кошмар, если ты сам живешь с негативными эмоциями, если вся твоя жизнь — это сплошное напряжение, борьба. Сложно представить, что в таком состоянии ты можешь дать своему ребенку покой, любовь и хорошие условия для развития. Поэтому начинать нужно со взрослых. С их отношений. Тогда и детям будет хорошо и спокойно».

Чем современный кинематограф отличается от того, что выходило на экраны лет 20 назад

А вы заметили, что старые добрые советские фильмы можно пересматривать бесконечно? И сюжет знаком, и реплики актёров знаешь наизусть, а всё-равно каждый раз смотришь, словно впервые. Добрые фильмы несли в себе глубочайший смысл. Не было спецэффектов, были лишь великолепная работа режиссёра и команды актёров.

Эти фильмы помнишь, но смотришь. Современное кино кишит бесконечной стрельбой, отсутствием искренних эмоций и переживаний. Добрые чувства и человеческие качества в фильмах завуалированы. Убивать – круто, любовь унижена до банального секса. И на этом вырастают наши дети.

Полнота

Ожирение и перекусывание явно связаны с просмотром телевизора. Попав в зависимость от телевизора, дети часто приклеиваются к нему в течение долгих часов за счет игр и других физических нагрузок. Дети также склонны больше перекусывать нездоровой пищей во время просмотра телевизора. Исследование, проведенное Эрнандесом показало, что просмотр телевизора и видеоигры увеличили распространенность ожирения среди детей в возрасте 9-16 лет. Физическая активность подвергалась избиениям во время перекусов на высококалорийных продуктах была центральным элементом телепросмотра. Телевидение также повышает шансы на усталость и отсутствие мотивации у детей. Рекламные ролики вызвают тягу и спрос на нездоровые или переработанные продукты.

«Большой папа» (1999) – поощряйте желание ребёнка самовыражаться, но обозначайте границы

Виктория Шиманская:«С одной стороны, Санни — хороший отец, он проводит с ребёнком всё свободное время и легко включается в его игры, не ограничивая фантазию малыша. Но крайность его воспитания в том, что мальчику совсем не обозначали границ, не рассказали об уважении к родителям, другим людям. И мы видим, что ребёнок начинает вести себя уже неадекватно. И без кино мы такое часто наблюдаем в жизни. Я тоже за то, чтобы везде быть с детьми: и в кафе вместе ходить, и гулять, и на выставку, и на работу прийти. Но вместе с этой свободой ребёнок должен уважать других людей, их жизнь. Если он начинает бегать, кричать, дёргать или (как в этом фильме) даже бить других — это уже неадекватность. Слово “свобода” он воспринимает как нарушение границ других. Но “свобода” — это когда ты можешь найти для себя возможность самовыражения, создавать что-то своё уникальное в этом мире, не нарушая границы и пространство других людей».

Картинка

В мультсериале «Симпсоны» однажды был с юмором показан эпизод, когда главные герои смотрят японские мультфильмы — те самые, где все «рябит перед глазами». Как только Симпсоны видят мельтешение на экране — тотчас падают ничком на пол и начинают биться в конвульсиях.

Появление такого сюжета неслучайно: в Японии был реальный случай, когда после просмотра очередной серии мультфильма «Покемоны» несколько сотен нечастных детей попало в больницы. У всех этих маленьких пациентов наблюдались симптомы эпилепсии. 

Здесь надо добавить, что у всех этих детей была врожденная склонность к эпилептическим припадкам, т.к. определенный процент среди людей — скрытые эпилептики. В аниме про покемонов был мерцающий свет, а именно он может провоцировать проявление эпилепсии. Это означает, что эпилепсию аниме будут вызывать не у всех детей, однако, если ребенок начинает увлекаться просмотром такой специфической анимации — все же лучше предложить ему что-то другое. Тем более, альтернативы есть, существует множество прекрасных мультфильмов, где происходящим любуешься, а не сжимаешься в комок нервов.

Формы работы в кинопедагогике

В каком классе бы ни были дети, всегда можно пользоваться разнообразием форм работы.

Устная форма

Например, кинолекторий: перед просмотром фильма даётся краткая аннотация того, что будет происходить на экране (конечно, без раскрытия сюжетных поворотов). Если просмотр приурочен к какому-то событию, можно рассказать о нём. После просмотра обязательно нужно вовлечь ребят в дискуссию об увиденном. В зависимости от основной цели приготовить нужный список вопросов и следовать ему. 

Когда я училась в 8 классе и ездила в ВДЦ «Орлёнок», нам проводили кинолектории по фильмам «Шаг вперёд» и «Иваново детство». Было очень приятно осознавать, что у меня есть возможность высказаться!

Письменная форма

Это может быть конкурс на лучшую аннотацию к фильму, сборник рецензий. Соревновательный момент или создание готового продукта поможет поддержать мотивацию учеников.

Будучи учителем МХК в школе, я проводила ребятам конкурс аннотаций к фильму, Ребята живо приняли в нём участие, стараясь заинтересовать одноклассников своим описанием.   

Игровая форма

Это могут быть киноквизы, конкурс рисунков и др. — зависит от возраста ваших учеников.

Кроме того, форма киноклуба, где просто проходят просмотры фильмов тоже может заинтересовать учеников. Если подключить инициативную группу детей с подготовкой афиш, рекламой, то можно создать целую тусовку. Ну и сам процесс создания своих фильмов всегда воодушевляет ребят.

Мои школьные ученики умудрились снять целый сериал, задействовать в нём других учителей, много реквизита. Их одноклассники пытались снять свои комедии или философские фильмы. Получилось потрясающе!

Рискованное или девиантное поведение

Телевизионные шоу и рекламные ролики часто пропагандируют рискованное поведение, связанное с алкоголем, курением, наркотиками, неосторожным вождением, мелкими преступлениями и беспорядочной распущенностью. Дети воспринимают их как классные, веселые вещи и усваивают эти ценности. В ходе исследования случайным образом отобранных подростков в возрасте 14-16 лет в 10 городских районах юго-восточной части Соединенных Штатов было установлено, что 8 потенциально опасных поведенческих рисков (половой акт, употребление алкоголя, курение сигарет, курение марихуаны, мошенничество, кражи, прогулы школы и управление автомобилем без разрешения) были замечены более высокими среди подростков, проводивших больше времени за просмотром музыкальных видео и телевизионных фильмов.

Реклама также оказывает глубокое влияние на молодёжь — в конце концов, как отмечает психологическая ассоциация, «ребёнок в среднем возрасте подвергается воздействию более 40 000 рекламных роликов в год». Дети не имеют права по своему усмотрению понимать, что объявление является предвзятым, субъективным и часто далёким от истины. Они также воспринимают расовые и гендерные сигналы из телевидения и усваивают стереотипы.

Актуальные новости

  • Открытие Года семьи в России

    Завершился III Конгресс молодых ученых

    На выставке-форуме «Россия» открылись павильоны «Дом молодёжи» и «Первые в России — стране возможностей»

    Международная выставка-форум «Россия» открылась в Москве

  • Российское общество «Знание» запустило круглосуточную трансляцию Знание.ТВ

    В Ульяновске завершился специальный открытый трек Премии «Студент года. Педагоги»

    В Мордовии наградили лауреатов второй народной премии «Время героев»

    Завершился Международный фестиваль университетского спорта

  • 16 005 000 рублей на поддержку молодежных проектов

    В Крыму открыли Академию творческих индустрий «Меганом»

    В Перми стартовал XXXI всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна»

    300 дней до начала «Игр Будущего»

    В СПбГУ состоялась презентация молодежного сообщества ВЫЗОВ

    В Екатеринбурге открылся всероссийский фестиваль профориентации «Билет в будущее»

    В России запустился проект «Менделеевская карта»

    Президент России дал старт Году педагога и наставника

  • Марафон «Наука в лицах» 2023

    Владимир Путин вручил премии молодым ученым

    Встреча Президента с представителями общественных патриотических и молодёжных организаций

    В России учреждено детско-юношеское объединение «Сила – в знании!»

  • В России появится новое молодежное движение «Вызов»

    Студенты встретились с Президентом России

    Всероссийский просветительский марафон 2023

    2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника

  • Россия: XXI век. Потенциал молодых

    18-23 декабря: трансляции Дом молодёжи-2022

    12-17 декабря: трансляции Дом молодёжи-2022

    Запущен сервис «Навигатор возможностей» для молодежи

  • «Маяковский. Прогулка» — премьера в «Сфере»

    Царство падальщиков

    Новогодний ол инклюзив

    «Чеховские чтения» в театре «Сфера»

  • Встреча Президента с молодыми учеными в Королёве

    Театр иллюзии представит премьеру спектакля «Таланты и поклонники»

Смотри также

8.1

Подробнее

Комедия, Драма

Адам Сэндлер, Стив Бушеми, Аль Серулло

Подробнее

Комедия, Драма, Мелодрама

Том Хэнкс, Робин Райт, Салли Филд

7.0

Подробнее

Драма

Иван Охлобыстин, Ян Цапник, Риналь Мухаметов

7.4

Подробнее

Драма

Евгения Дмитриева, Джан Бадмаев, Артём Манукян

8.6

Подробнее

Биографический фильм, Семейный фильм, Исторический фильм

Марго Робби, Донал Глисон, Саймон Уильямс

7.7

Подробнее

Драма, Спортивный фильм, Мелодрама

Александр Петров , Мария Аронова, Надежда Михалкова

5.4

Подробнее

Комедия, Семейный фильм, Приключения, Фэнтези

Омар Си, Беренис Бежо, Франсуа Дамиенс

Назад
Вперед

Все фильмы>

«Папина дочка» (2020) – не бойтесь конфликтов, выстраивайте доверительные отношения

Людмила Петрановская:«Когда ребёнок становится старше, родителям часто сложно понять, где можно отдать ему ответственность, а где ещё рано, где моя дочь уже взрослая, а где она ещё ребенок. И мы в это ситуации мечемся, то доверяем, то проверяем, но можно и об этом говорить честно. Это нормально, говорить детям, что нам тоже непросто, настаивать на честности и доверии. Ребёнок обманывает, когда боится, что его будут ругать. Но если есть доверие, нам нет смысла его ругать, а ему — обманывать. Не нужно бояться конфликтов с подростками, потому что без конфликтов невозможно договориться, невозможно понять, где проходят границы ответственности. И если мы в конфликте сохраняем честность и хорошее отношение, готовы выслушать и понять вторую сторону, извиниться или проявить твёрдость, то подростковый период пройдёт благополучно».

Сущность нравственности и влияние на нее кинематографа

Определение 1

Нравственность – это система моральных взглядов, которые приняты в данном обществе, а также усвоены каждым человеком.

Определение 2

Кинематограф – это отрасль деятельности человека, предполагающая создание движущихся изображений.

В любой стране в кинопроизводстве создание фильма имеет не только развлекательную цель, но и воспитательную, так как кино – самый массовый вид искусства. Любой человек при просмотре фильма не только получает удовольствие от сюжета, но может найти и пример для подражания.

Пример 1

Например, спектакль в театре могут посмотреть примерно две тысячи зрителей, а фильм могут увидеть одновременно миллионы людей во всем мире.

Именно поэтому кино оказывает сильное воздействие на воспитание людей, в частности подростков. На сегодняшний день, главная проблема подрастающего поколения – это формирование у них нравственности, так как это период закладки мировоззрения. На формирование нравственного воспитания подростков оказывает влияние несколько различных факторов – школа, семья, общение со сверстниками, а также СМИ. В процессе становления мировоззрения подросткам необходима определенная ориентация, решающая две задачи:

  • направлять на истинные произведения киноискусства;
  • уберечь от низких, безнравственных фильмов.

Влияние фильмов на восприятие человека крайне разнообразно. Например, просматривая комедию, человек получает положительные эмоции и у него улучшается настроение. При просмотре фильма ужасов, возникает страх, отвращение и негатив. Нужно заметить, что фильмы оказывают на детей значительно большее влияние, чем на взрослых.

Родители не всегда могут уберечь своих детей от разных необдуманных поступков, но могут и предотвращать их, если уделяют своим детям больше внимания, а не только занимаются работой или своей личной жизнью.

Современные дети могут просто включить телевизор, зайти в интернет, где может просмотреть любой фильм, не зависимо от его возрастного ценза. Сейчас крайне сложно уберечь детей от фильмов, не предназначенных для детской психики.

Кино – наиболее молодой и массовый тип искусства. Влияние кино на человека сегодня очевидно и бесспорно. Оно сильно проявляется именно в молодежной среде. Рассматриваемая тема особенно актуальна сегодня, когда речь идет об отсутствии контроля надо киноиндустрией, неконтролируемой подачи информации различной аудитории, что, в итоге, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей нового поколения.

Сегодня любой человек, имеющий возможность подключиться к интернету, может просто посмотреть фильм онлайн. Это удобно и помогает в решении целого ряда проблем, с которыми ранее сталкивались все кинолюбители. Но вместе с этим нельзя забывать, что далеко не все из известных фильмов подходят для просмотра детьми. С этой целью разработаны специальные программы родительского контроля для гаджетов, которые запрещают просмотр фильмов и видеороликов не подходящего для детей содержания. Таким образом сознательные люди уберегают психику своих детей от пагубного влияния насильственных сцен, которых часто встречаются в фильмах. При подборе фильмов нужного жанра, можно воспитать в ребенке качества, необходимые для каждого современного человека. Именно так киноиндустрия в значительной степени влияет на человека.

«Лёд 2» (2020) – позвольте ребёнку идти своим путём, поощряйте его таланты

Маленькая девочка Надя мечтает о фигурном катании. У неё есть наставница, которая когда-то тренировала её маму, известную фигуристку. Но их занятия проходят в абсолютной секретности: отец Нади против того, чтобы девочка каталась на коньках. Его жена скончалась при родах, и доктора считают причиной трагедии травму на льду. Прошло много лет, а отец до сих пор не может смириться со своим горем и боится, что та же участь постигнет и его дочь.

Людмила Петрановская: «Конечно, бессмысленно запрещать ребёнку заниматься тем, что ему нравится, исходя только из собственного жизненного опыта

И взрослым важно позаботиться о себе и такой опыт проработать, иначе это негативно сказывается на взаимоотношениях с детьми. Когда взрослый живёт с травмой в сердце, это как жить с гранатой в кармане: в какой-то момент чека сорвется, и он выдаст неадекватную реакцию

Как, например, в этом эпизоде, где папа узнает о тренировках дочери, устраивает скандал и выкидывает её коньки. Нельзя переносить свои травмы на детей, с этим надо идти к психотерапевту».

«Форрест Гамп» (1994) – будьте на стороне ребёнка

Фильм о Форресте Гампе известен на весь мир: мальчик с особенностями умственного развития, к тому же с физическими проблемами в детстве, во взрослой жизни фантастическим образом добивается успеха. Он оканчивает университет, встречается с президентами, становится героем войны, известной личностью, миллиардером, а в итоге женится на девушке, которую любил ещё со школы. Возможно, его секрет в том, что с самого детства мама убеждала его: он не инвалид, он такой же, как и все, а может, даже лучше. «Никогда не позволяй другим говорить, что с тобой что-то не так», — эти слова Гамп вспоминает в самом начале своего рассказа.

Виктория Шиманская: «Самое важное, когда мама это говорит, она сама в это верит. Это ключевой момент, когда родители откровенны в своих чувствах

Искренняя любовь, принятие, без каких-либо шаблонов, вне зависимости от того мальчик-девочка, худенький-полненький, с особенностями развития или нет, успешен в математике или нет. Родители принимают ребенка таким, какой он есть. Положительные качества, таланты есть у каждого ребенка, и у каждого его особенности индивидуальны. Лучшая позиция родителя: с тобой всё в порядке, с тобой всё нормально, я тебя люблю. Неважно, какой ребенок, важно, как на него смотрят его родители».

Чем это опасно для психики ребёнка

Давно научно установлено, что все внешние раздражители воздействуют на сознание человека. Видеоматериалы активно используются при обучении малыша и в воспитательных целях. Комбинация видео- и звукового материала максимально воздействует на органы чувств ребёнка.

Лёгкий доступ к фильмам, не предназначенным для детского и подросткового возраста, приводит к тому, что дети ведут себя, как взрослые: они рано начинают пробовать алкоголь и наркотики, вступают в беспорядочные половые связи. При таком образе жизни происходит постепенная деградация человека, а это уже проблема мирового масштаба. Согласны с данным утверждением?

Нелюбовь (2017) – в ситуации развода дети особенно нуждаются в нашем внимании

Людмила Петрановская:«Нужно понимать, что, когда родители разводятся, дети довольно часто принимают это на свой счёт. Начинают думать: в чём я виноват, что я сделал не так, почему это произошло. Порой во время развода взрослые настолько захвачены своими чувствами, обидой, злостью, что о детях и не вспоминают. Или, наоборот, из переживаний ребёнка делают оружие в борьбе с бывшим супругом. И когда мы смотрим такие фильмы, нам, конечно, очень жаль детей. Как самых беззащитных, наиболее страдающих в этой ситуации. Можно перестать быть мужем и женой, но нельзя перестать быть папой и мамой — это должны осознать родители. Грустная правда состоит также в том, что не получится растить счастливого человека, если у тебя внутри у самого кошмар, если ты сам живешь с негативными эмоциями, если вся твоя жизнь — это сплошное напряжение, борьба. Сложно представить, что в таком состоянии ты можешь дать своему ребёнку покой, любовь и хорошие условия для развития. Поэтому начинать нужно со взрослых. С их отношений. Тогда и детям будет хорошо и спокойно».

Чем это опасно для психики ребёнка

Давно научно установлено, что все внешние раздражители воздействуют на сознание человека. Видеоматериалы активно используются при обучении малыша и в воспитательных целях. Комбинация видео- и звукового материала максимально воздействует на органы чувств ребёнка.

Лёгкий доступ к фильмам, не предназначенным для детского и подросткового возраста, приводит к тому, что дети ведут себя, как взрослые: они рано начинают пробовать алкоголь и наркотики, вступают в беспорядочные половые связи. При таком образе жизни происходит постепенная деградация человека, а это уже проблема мирового масштаба. Согласны с данным утверждением?

Звук

Всем нам хорошо знакомы классические приемы нагнетания напряженности с помощью различных звуковых эффектов или тревожной музыки. Вспомните знаменитую тему из «Звездных Войн», предваряющую появление Дарта Вейдера. Чтобы не пугать малыша, лучше заранее узнать, присутствует ли подобное звуковое сопровождение в мульте или фильме, которые Вы планировали ему показать. Можно спросить у знакомых, что они думают по поводу звука, или обратиться на родительские форумы, где единомышленники поделятся с Вами ценной информацией.

Если Вы ведете ребенка в кинотеатр, будьте готовы к тому, что шквал звуков, несущихся из динамиков, может оказаться слишком громким для него. Это мы много лет ездим в метро, передвигаемся по шумному городу, в итоге со временем наш слух слегка притупляется. В кинотеатрах же звук часто выводят на такую громкость, что и взрослым бывает некомфортно. Что уж говорить о детях!

Экологи называют такое воздействие шумовым загрязнением и приводят научное обоснование его вреда для человека. Превышение естественного уровня шума провоцирует возникновение стрессов и нервных заболеваний. Иммунитет снижается, а утомляемость повышается. Более щадящим вариантом может стать домашний просмотр записей фильмов на компьютере, DVD или видео. Главное, чтобы можно было регулировать громкость. Телевизор тоже подойдет. Правда, по нему в больших количествах крутят рекламу. Чем это чревато для детей? Социологи полагают, что просмотр рекламных роликов, в буквальном смысле слова, сводит с ума свыше 2 500 человек в год. Эксперты-психологи уже забили тревогу и призывают не игнорировать проблему негативного воздействия рекламы, поэтому лучше оградить подрастающее поколение от подобных роликов.

«Форрест Гамп» (1994) – будьте на стороне ребёнка

Виктория Шиманская:«Самое важное, когда мама это говорит, она сама в это верит. Это ключевой момент, когда родители откровенны в своих чувствах

Искренняя любовь, принятие, без каких-либо шаблонов, вне зависимости от того мальчик-девочка, худенький-полненький, с особенностями развития или нет, успешен в математике или нет. Родители принимают ребёнка таким, какой он есть. Положительные качества, таланты есть у каждого ребёнка, и у каждого его особенности индивидуальны. Лучшая позиция родителя: с тобой всё в порядке, с тобой всё нормально, я тебя люблю. Неважно, какой ребёнок, важно, как на него смотрят его родители».

Что объединяет большинство современных кинолент?

Современное отечественное и зарубежное кино характеризуется зрелищностью. Яркие спецэффекты и компьютерная графика «прикрывают» однотипные сюжеты и часто – посредственную игру актёров. Пользуются популярностью фильмы, которые ничего не имеют общего с реальной жизнью – боевики (да, стреляют у нас, но не каждый же день и не на каждой улице), фантастика (пришельцы и кибер-человеки заполонили экраны кинотеатров).

Насилие – практически в каждом отечественном телесериале. День за днём, года за годом они не сходят с экранов телевизоров, причём ограничений по времени показа нет – боевики показывают и днём, и вечером. И на это вырастают наши дети.

Есть, конечно, исключения…

Разумные родители ограничивают просмотр телесериалов и кинофильмов для своих детей. Но на популярных центральных телеканалах редко увидишь хорошие добрые мультфильмы. Как правило, они демонстрируются на специальных детских каналах, а возраст зрителей – не старше 3–5 лет.

Ребенку-дошкольнику уже неинтересны приключения Смешариков или трёх забавных котят – Коржика, Компота и Карамельки, Лунтика и его друзей. Большинство же мультфильмов для детей старшего возраста – зарубежного производства и крайне редко демонстрируются на наших телеэкранах.

Что объединяет большинство современных кинолент?

Современное отечественное и зарубежное кино характеризуется зрелищностью. Яркие спецэффекты и компьютерная графика «прикрывают» однотипные сюжеты и часто – посредственную игру актёров. Пользуются популярностью фильмы, которые ничего не имеют общего с реальной жизнью – боевики (да, стреляют у нас, но не каждый же день и не на каждой улице), фантастика (пришельцы и кибер-человеки заполонили экраны кинотеатров).

Насилие – практически в каждом отечественном телесериале. День за днём, года за годом они не сходят с экранов телевизоров, причём ограничений по времени показа нет – боевики показывают и днём, и вечером. И на это вырастают наши дети.

Есть, конечно, исключения…

Разумные родители ограничивают просмотр телесериалов и кинофильмов для своих детей. Но на популярных центральных телеканалах редко увидишь хорошие добрые мультфильмы. Как правило, они демонстрируются на специальных детских каналах, а возраст зрителей – не старше 3–5 лет.

Ребенку-дошкольнику уже неинтересны приключения Смешариков или трёх забавных котят – Коржика, Компота и Карамельки, Лунтика и его друзей. Большинство же мультфильмов для детей старшего возраста – зарубежного производства и крайне редко демонстрируются на наших телеэкранах.

«Временные трудности» (2017) – учите ребёнка преодолевать трудности, но не переусердствуйте

С одной стороны, примерно такой же посыл транслирует Олег Ковалёв в картине «Временные трудности». «Ты не больной, у тебя просто временные трудности», — говорит он своему сыну, страдающему ДЦП. Однако, если мама Форреста Гампа в каждой сцене проявляла любовь и заботу о ребенке, герой Ивана Охлобыстина использовал только жёсткие методы. Каждый день целые часы у Саши Ковалёва уходили на то, что здоровые дети успевают за несколько минут: поесть, завязать шнурки, подняться по лестнице. Отношение к ребенку в этой картине, по мнению кинокритиков и зрителей, граничит с домашним насилием.

Виктория Шиманская: «В этой картине мы видим две противоположности: чрезмерно опекающая мама и жесткий папа, который считает, что никто не должен относиться к ребенку как к больному. Это, безусловно, два перекоса. Да, если всё делать за ребенка, то у него не будет никакого стимула в развитии. Со стороны отца мы видим другую крайность: нельзя требовать много от сына, который в силу объективных причин не может выполнять какие-то действия, и тем более заставлять его страдать физически. Истина, как известно, где-то посредине. Должна быть объективность в оценке возможностей ребенка с ограниченными возможностями. И всё же, мне кажется, зря на Олега Ковалёва обрушилась такая волна критики. Он шёл на эти действия не из желания поиздеваться над ребенком или провести эксперимент, он делал это из любви. Понятно, что в большинстве случаев старший Ковалёв перегибал палку, но с другой стороны, именно этот взгляд на сына, как на человека здорового и полноценного, стал тем ресурсом, который помог потом Саше стать успешным».

Пути противодействия влиянию фильмов на несовершеннолетних

Вредному воздействию кинематографа на массовое нравственное и психическое сознание или подсознание можно противостоять следующими путями:

  • формировать критическое мышление по отношению к методам получения информации от внешнего мира и посредством систем СМИ и СМК и навыков анализа;
  • совместно обсуждать в рамках дискуссионного клуба встреч с интересными людьми, негативным воздействием СМИ, чтобы приобретать навыки анализа различных медиа-текстов;
  • специальные циклы курсов лекций и практических занятий по информационной безопасности;
  • краткое изучение теории средств массовой коммуникации с обязательными практическими занятиями, применением полученных знаний работы в системе СМИ под руководством опытных специалистов;
  • проведение серии популярных лекций и практических занятий на темц противостояния СМИ и массовой культуре.

Таким образом, кинофильмы формируют сознание подрастающего поколения. обогащая или обкрадывая его духовно, но насыщая эмоционально.

Из этого следует еще одна характерная черта кинематографа – психологическое воздействие на человека. Под его влиянием может сформироваться разнообразная гамма неповторимых эмоций. Полнометражный фильм или целый телесериал могут вызывать улыбку или слёзы, радость и грусть, душевный покой, подъем или опустошение. Кино способно изменить внутреннее состояние человека, его характер, поведение и даже отдельные привычки. Здесь обнаруживается очередная особенность кинематографа, а конкретнее – передача замысла создателя. Если намерение режиссера заключалось в том, чтобы человек задумался об отдельных идеях и проблемах, вложенных в киноленту автором, сделав для себя вывод, что именно так оно и произойдет. Фильм – это мир идей, реализуемых человеком в собственном сознании.

Профилактикой асоциального поведения выступают многие фильмы и сериалы, снятые в России. Обычно сюжет таких фильмов выстраивается на демонстрации нравственного падения главных героев, их поступков, а также последствий данных поступков. Криминалистическая составляющая обязательно должна присутствовать в фильмах такого рода. Главная мысль – занятие противоправной деятельностью, а также причинение вреда людям влечет разрушение собственной жизни и будущего. За любое преступление против общества обязательно последует наказание. Такие фильмы, как правило, снимают в жанре криминальной драмы, криминального боевика или детектива.

«Папина дочка» (2020) – не бойтесь конфликтов, выстраивайте доверительные отношения

Джиби один воспитывает дочь, у них прекрасные доверительные отношения. Когда Софии исполняется 12, её интересы меняются: ей не нужны сказки перед сном, ей хочется пойти на вечеринку с мальчиком. Она говорит отцу, что идет в гости к подруге, а сама отправляется на свидание. Когда Джиби узнаёт, что дочь его обманула, в их маленькой семье случается первый большой конфликт.

Людмила Петрановская: «Когда ребенок становится старше, родителям часто сложно понять, где можно отдать ему ответственность, а где ещё рано, где моя дочь уже взрослая, а где она ещё ребенок. И мы в это ситуации мечемся, то доверяем, то проверяем, но можно и об этом говорить честно. Это нормально, говорить детям, что нам тоже непросто, настаивать на честности и доверии. Ребёнок обманывает, когда боится, что его будут ругать. Но если есть доверие, нам нет смысла его ругать, а ему — обманывать. Не нужно бояться конфликтов с подростками, потому что без конфликтов невозможно договориться, невозможно понять, где проходят границы ответственности. И если мы в конфликте сохраняем честность и хорошее отношение, готовы выслушать и понять вторую сторону, извиниться или проявить твёрдость, то подростковый период пройдет благополучно».

Как утверждают специалисты, нет единственно правильной модели воспитания детей, как нет идеальных родителей или универсальных советов. Но некоторые рекомендации всё же можно применить в любой семье.

Первое: мы воспитываем ребенка не словами, а своим поведением. Бесполезно говорить о вреде курения подростку, дымя сигаретой, или рассказывать о том, что врать нехорошо, скрывая от ребенка приближающийся развод. Также бывают ситуации, когда ресурсы рентабельнее вкладывать в себя — проработать свои травмы, избавиться от стресса. Когда у взрослого ад в душе, сложно вырастить ребёнка счастливым. 

Второе: в каждой семье должны быть четкие правила и договорённости. Начиная от бытовых вопросов и заканчивая вопросами взаимоотношений. Они могут быть строгими или не очень, самое главное этих правил придерживаться. Если договорились купить одну игрушку, то игнорируем истерики, когда ребёнок требует вторую и третью. Если мама обещала после обеда поиграть в машинки, то отговорки не принимаются. 

Третье: любовь, принятие и доверие — вот самые важные условия воспитания. Никакие дорогостоящие игрушки не заменят родительского внимания. Никакие престижные школы не гарантируют гармоничного развития. Мы нужны детям, чтобы заботиться о них. Для того, чтобы создавать им чувство безопасности и поддержки на протяжении детства, независимо от их успехов, талантов и достоинств. Да, бывают ситуации, когда заботой будет запрет. Но если мы запрещаем не в гневе, не от злости, что ребенок ведет себя как-то не так, а из любви, из понимания того, что я — взрослый и я ответственен за жизнь и здоровье своего ребёнка, то это не будет иметь негативных последствий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий