Вальдорфская школа: что это такое

История вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика родилась в самом начале ХХ-го столетия, а название свое она получила от одноименной немецкой табачной компании – сотрудники предприятия жаловались, что образование их детей далеко от идеального. По их мнению, упор в учебе делался на зазубривании материала, а другим аспектам, например, творческим или развитию логического мышления, педагоги внимания не уделяли.

Собственник компании решил разработать совершенно новые принципы образования, направленные на развитие лучших качеств у учеников. Воплотить идею в жизнь взялся педагог из Австрии Рудольф Штайнер, и в 1919 году была открыта первая школа с его методикой преподавания. Сначала в ней учились только дети сотрудников табачной фабрики, но уже через несколько лет подобные учебные заведения широко распространились не только в Германии, но и за ее пределами.

Сегодня в мире открыто более тысячи вальдорфских школ (из них почти два десятка – в России) и около двух тысяч детских садов, работающих на основе этой педагогической методике. В нашей стране существуют также частные вальдорфские дошкольные студии.

Отдавать ли ребёнка в вальдорфскую школу?

К вальдорфским методикам взрослые могут относиться как угодно. Но детям в таких школах очень нравится — тут нет оценок и так много творчества. Очевидно, что дети здесь учатся без страха и сомнений, с удовольствием и радостным удивлением.

Но решение всё же принимают родители. Скорее всего, вальдорфская педагогика «в чистом виде» подходит только тем, кто безоговорочно разделяет эти принципы. И если родители психологически готовы к тому, что их ребёнок на первых порах будет изучать математику и геометрию посредством вождения хороводов, а письменные буквы освоит только к 9-10 годам, можно поближе познакомиться с вальдорфской системой обучения.

ДУХ, ДУША И ТЕЛО

Именно поэтому все больше родителей присматривается к нестандартным вариантам образования. Сегодня мы расскажем вам об одной из самых популярных альтернативных образовательных систем – вальдорфской педагогике.

История  вальдорфской школы началась в самом начале ХХ века в Штутгарте. Это был тяжелый для Германии период – только что закончилась Первая мировая, и страна лежала в руинах. Всеобщая разруха коснулась и школ. В какой-то момент работники сигаретной фабрики «Вальдорф Астория» поняли, что система образования, основанная на примитивной зубрежке, безнадежно устарела. Стремительно меняющийся мир требовал совсем иного подхода. Стремясь обеспечить детям хорошее образование, сотрудники  фабрики обратились к ее владельцу, Эмилю Мольта. Осознав серьезность проблемы, фабрикант предложил известному педагогу Рудольфу Штайнеру разработать новую уникальную систему образования, которая будет настроена на возрастные особенности детей и поможет развить творческие и познавательные способности каждого ребенка.

В основу программы вальдорфской школы Рудольф Штайнер заложил постулаты созданного им религиозно-мистического учения – антропософии. Согласно этому учению, в человеке объединены Дух, Душа и Тело.

Исходя из этого, главной задачей образования Штайнер считал не только получение знаний и развитие интеллекта, но также эмоциональное становление и формирование воли.

При этом он считал, что педагогика должна быть ориентирована не на конъюнктурные требования позднеиндустриального общества достижений, а на потребности развития ребёнка.

В 1919 году программа Штайнера получила одобрение министерства образования и культуры Германии. Первую вальдорфскую школу построили всего за год. Поначалу в ней учились дети сотрудников «Вальдорф Астория». Очень быстро стало заметно, как разительно ученики новой школы отличаются от своих замученных зубрежкой сверстников. Любознательные, уверенные в себе, увлеченные, счастливые дети послужили лучшей рекламой, что в новой школе пришлось срочно открывать новые классы. А вскоре вальдорфские школы заработали сначала по всей Германии, а затем – и за её пределами.

В 1928 году открылась Свободная высшая школа в Штутгарте – первое учебное заведение, готовившее педагогов для вальдорфских школ. Стоит ли говорить, что большинство ее студентов было выпускниками таких школ!

Пришедшим к власти нацистам система воспитания свободно мыслящих, «слишком» любознательных детей пришлась не ко двору. Вальдорфские школы начали закрывать или перепрофилировать. Однако сразу после окончания Второй Мировой войны все они открылись вновь.

Сегодня в мире насчитывается более 1 150 вальдорфских школ и более 1 857 детских садов в 65 странах. В России первая вальдорфская общеобразовательная школа открылась в 1992 году. В 1995 году была Ассоциация Вальдорфских Школ России. В данный момент в нашей стране работает около 20 таких школ – в Москве, Подмосковье, Петербурге, Владимире, Воронеже, Самаре, Ярославле, Иркутске, Калуге, Никольске, Томске, Уфе. Часть из них – государственные, остальные зарегистрированы как некоммерческие образовательные учреждения. Учится в них около 2 500 человек.

Гениальное — просто

Конечно, как и любая другая развивающая воспитательная система вальдорфская педагогика не может обойтись без игрушек. Игрушки для «вальдорфских» детей просты и самобытны. Вальдорфский детский сад не предложит воспитанникам готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами. Основа — природные материалы (необработанное дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Красители тоже только натуральные: водные краски, соки растений, специи, кофе и т.п.

Категоричное «нет» говорит вальдорфская школа пластмассе, механике и электронике — в общем, всему тому, чем сегодня заполнены полки детских магазинов. Но не только экологичность и ручная работа являются отличительными чертами вальдорфских игрушек. Всех их выделяет из массы остальных «мягкая» форма: даже деревянные кубики не имеют четких острых углов и, кажется, немного несовершенны по форме. В этом и заключается главный принцип вальдорфской игрушки — намек на форму и способ игры с ней. Делается это для того, чтобы получило импульс для развития детское воображение.

Когда фантазия берет старт, любой брусок может стать корабликом, а листочек, опавший с дерева, — парусом, три лоскутка заменяют куколку, а палка — лошадку. Самые маленькие ребята играют с неокрашенными глиняными, лоскутными или деревянными куклами, у которых даже не прорисовано лицо — в игре малютка сам решает, смеется кукла или плачет. Нельзя, однако, сказать, что таким принципом вальдорфская школа обедняет игрушечный детский мир. Вариантов полно: музыкальные игрушки (флейты, ксилофоны, трещотки), фигурки животных и растений, деревянные кубики и конструкторы (в том числе из природных материалов — веточек, палочек, каштанов, желудей, шишек и орехов), игрушки для обучения ремеслам (гончарный круг, ящик с деревянными инструментами, клубки ниток и пр.), мозаики-пазлы, вальдорфские куклы.

Плюсы методики

Нередко вальдорскую педагогику называют лечебной, и этому есть несколько причин. Прежде всего, она направлена на развитие личности, духовное и душевное, процесс обучения ведется без принуждения, личность ребенка является главной ценностью, что помогает воспитанникам стать гармоничными и творческими людьми.

Также к числу преимуществ относится:

  • эмоциональное и эстетическое развитие детей, их знакомство с народной культурой;
  • ритм жизни помогает решить проблемы со здоровьем и психикой;
  • воспитание силы воли в легком, но увлекательном трудовом процессе;
  • знакомство с различными технологиями рукоделия и видами ремесел поможет ребенку определиться со своей дальнейшей профессиональной деятельностью.

Дети для педагогов-вальдорфцев – подлинная ценность, поэтому маленькие ученики будут развиваться в атмосфере любви и заботы, раскрывать свой творческий потенциал, получать удовольствие от посещения школы.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики

  • Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
  • Группы в вальдорфской школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
  • Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизор и компьютеры. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице. 
  • На занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. До пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, обсуждением историй. Это помогает развитию чувственной сферы. С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество: дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — так они учатся абстрактно мыслить. Только в старших классах они приступают к академическим дисциплинам.
  • Метод погружения. Материал изучается «эпохами» — блоками по 3-4 недели.
  • Принцип «душевной экономии». Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе и к чему нет отторжения.
  • Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры.
  • Ритм обучения меняется от смены деятельности: подвижная сменяет спокойную и наоборот.
  • Большая вовлечённость семьи в процесс обучения в вальдорфской школе. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.
  • Есть специальные предметы, например, эвритмия — сочетание танца и пантомимы под чтение стихотворений или музыку.

Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).

‍Занятие в вальдорфской школеИсточник — mel.fm‍

‍Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания. 

Плюсы системы

  • Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка.
  • Развитие различных творческих способностей.
  • Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.
  • Администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий.
  • Аккредитованные вальдорфские школы строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения, дети проходят аттестацию в 4, 9 и 11 классах, сдают ОГЭ, ЕГЭ.

Основы организации вальдорфских учебных заведений

Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в вальдорфской школе и детском саду является интеграция изучаемых предметов, то есть сближение информации из различных уроков при помощи темы года, месяца, недели (так называемые эпохи). До 7-8 класса большинство предметов в школе ведет один и тот же учитель, что позволяет найти к каждому ученику индивидуальный подход в изучении конкретной темы. В каждом классе существует свой главный урок, информация из которого преподается в течение длительного времени (от 2 до 4 недель), параллельно сопровождаясь музыкальными, творческими занятиями на ту же тему. Это позволяет ученикам глубже проникнуть в суть изучаемых предметов, изучить тему с разных сторон, последовательно и вдумчиво.

Каждое занятие построено в определенном ритме, где сменяются фаза вдоха и выдоха. День начинается с “выдоха”, то есть свободной игры. Игра является важнейшим видом деятельности для ребенка, поэтому в вальдорфском саду ей уделяется особое место, дети играют только в то, что им самим интересно. Воспитатель не вмешивается в ход игры, а старается лишь заинтересовывать ребенка и поддерживать этот интерес.

В процессе игры дети конструируют, играют в ролевые игры. Вальдорфцы предпочитают игрушки из натуральных материалов, минимально указывающие на свою основную функцию, что максимально развивает фантазию и воображение. Это могут быть шишки, орехи, желуди, камушки, морские раковины, отрезы ткани, деревянные брусочки, спилы, рукотворные деревянные или вязаные человечки, гномы, животные. Отрицаются современные пластиковые и компьютерные игрушки. Далее идет “вдох”, это главный урок, музыкальное, творческое, ритмическое занятие или сказка

В вальдорфской школе большое внимание уделяется творческой и практической деятельности, это может быть садоводство, сельское хозяйство, вязание, бытовые обязанности. Таким образом, научные знания дополняются не только поэтической и художественной картиной мира, но и реальным жизненным опытом, который в современном мире уже довольно сложно получить

Вальдорфская система воспитания является безоценочнойдо 7 класса, ребенка не сравнивают с другими детьми, а оценивают лишь относительно его собственных предыдущих результатов. В вальдорфском детском саду разновозрастные группы, что побуждает малышей подражать старшим, а взрослых детей учит ухаживать за младшими. Огромная роль в вальдорфском образовании отдана родителям, они активно участвуют в жизни сада или школы, помогают готовить праздники, наводить порядок в группе, изготавливать игрушки.

Модель построения уроков

Предметы в вальдорфской школе преподаются блоками, или эпохами, которые длятся по три-четыре недели. Содержание главного урока составляет какой-либо из основных школьных предметов: родной язык, арифметика, история, физика, химия, биология, геология, геометрия и другие.

Иностранные языки (обычно два) изучают уже с первых классов. Вначале устно, потом и письменно.

Как мы уже сказали, много времени отводится под уроки творческой направленности: музыка, различные искусства (рисование, стихи и пр.) и ремесла.

Отдельно стоит отметить физические упражнения и эвритмию. Эвритмия — это звук, выраженный в движении. Дети прыгают или танцуют, стучат палками и проговаривают стихи, или поют различные звуки алфавита.

Критика вальдорфской школы

В современном мире вальдорфская методика переживает кризис адаптации, и ей все чаще приходиться отходить от классических постулатов. Школьная программа все больше усложняется, требуя не только учебников (которые не предусмотрены методикой), но и цифровых устройств, а также более интенсивного изучения естественных наук. Если ребенок заинтересован в естественно-научных предметах, то ему приходиться нанимать репетиторов, чтобы удачно поступить в вуз.

Хорошо ли отсутствие оценок? В идеальном обществе, наверное — да. Но детям приходиться по окончанию школы поступать в вузы и выходить в реальный мир. Где будут не только оценки их работ и знаний, но и оценки их самих. Когда же ребенку лучше столкнуться с системой оценивания? В обычной начальной школе, когда его психика активно формируется и адаптируется, или в 18 лет в вузе? Всегда нужно помнить, что главная задача родителей, способствовать социализации ребенка и его интеграции в мир людей.

Хотя методика и ставит перед собой цель развить полноценную личность, в ней существует большой перевес в сторону художественного и гуманитарного знания. Такой перевес происходит за счет сокращения естественно-научных знаний, которые составляют основу мышления взрослого человека. Школьные педагоги откровенно говорят, что ученики переходящие из вальдорфской школы в обычную, часто имеют пробелы в знаниях и проблемы с адаптацией.

Родители преимущественно выбирают вальдорфскую школу не за ее качества, а как избегание государственной школьной системы, со всем ее бюрократизмом, нагрузкой и иногда жестокостью. Но правильный ли это подход для ребенка? Вальдорфские школы частные и за них приходиться платить, не лучше ли родителям поискать стандартную школу (государственную или частную) более высокого уровня и с более сбалансированный моделью обучения. Ведь ребенку все равно придется войти в стандартную модель обучения рано или поздно.

Если вы боитесь, что ребенок проникнется философским учением вперемешку с религией, то вы правильно боитесь. Ведь основу вальдорфсокй педагогики составляет религиозно-мистическое учение Штайнера — антропософия.

Мы не можем посоветовать данную методику для использования. Да, в ней есть здравое зерно, которое выражается в гуманном подходе к процессу учебы и ученикам. Но такой подход предлагают и многие другие частные школы, в которых не будет религиозно-философского учения и псевдонаучности.

Насколько же Вальдорфская педагогика отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Вальдорфская школа – что это такое, история создания

Определение

Вальдорфское образование – альтернативная педагогическая система, основанная на антропософских представлениях. Она основана в 1919 году Рудольфом Штайнером и впервые была открыта для детей работников завода «Вальдорф Астория» в Штутгарте.

Основатель Рудольф Штайнер – философ, педагог, оккультист, мистик, эзотерик и создатель антропософии, которая, в свою очередь, связана с теософией (мистическое богопознание). Направление школы также носит религиозно-мистический характер. Основной идеей антропософии является триединство человека: души, духа и тела.

Дети в этой школе изучают не только внешний мир, но и внутренний. Они учатся воспитывать душу. Главная цель данного направления — воспитание свободной, высоконравственной и ответственной личности. На сегодняшний день таких школ можно насчитать порядка 1000, большинство из которых расположены в США.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Вальдорфская педагогика является товарным знаком, и не каждая школа может носить это звание.

Как и у всякой системы образования, она имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы:

данная система учит детей взаимовыручке, ответственности и доброжелательности;
ученики учатся в свободном темпе, нет конкретных временных рамок;
важным условием школы является ограждение детей от гаджетов;
происходит гармоничное развитие личности;
обучение способствует выявлению скрытых талантов у детей;
большое внимание направлено на раскрытие творческих талантов.

Минусы:

  • обучение и воспитание в этом направлении в первую очередь должно идти из семьи, только в этом случае будет достигнута цель;
  • учителя требуют от родителей проводить с детьми очень много времени;
  • ученики всегда должны быть чем-то заняты, отсюда высокий уровень стресса;
  • нет обязательных возрастных рамок, когда дети должны научиться читать и писать.

На каких принципах строится вальдорфское обучение

Есть несколько важных особенностей, которые в корне отличают такую систему обучения от стандартной.

К ним относятся такие, как:

Отказ от деления групп по возрасту. Это позволяет учитывать особенности каждого ученика, создавать более комфортную обстановку, в которой нет отстающих и выраженных лидеров.

Сохранение духа детства. Многие специалисты отмечают, что современные учебные программы требуют от ребенка отказываться от детства, значительно быстрее становиться серьезным не по годам. Все это наносит сильный эмоциональный вред, формирует психологические проблемы, стресс.

Особый подход к созданию оформления учебного помещения

Большое внимание уделяется природным материалам. Не используются компьютеры и телевизоры

При этом многие школы имеют собственные небольшие огороды, животных, за которыми ученики ухаживают. Это помогает формировать стойкое ощущение эмпатии. Дети больше времени проводят на улице, на свежем воздухе.

Учет особенностей детского мозга. Занятия до пятого класса сосредоточены на групповых обсуждениях различных историй, музыки, рисования. В период с пятого по восьмой класс большое внимание уделяется активному творчеству, формированию способности к абстрактному мышлению. Занятия по академическим дисциплинам начинаются только со старших классов.

Разделение изучаемого материала на отдельные блоки. Обычно чтобы изучить один такой блок уходит от трех до четырех недель.

Внимание к творчеству и духовному развитию. При этом социальные навыки тренируются значительно более плодотворно, чем в обычной школе. Ребенок учится тренировать свою способность не просто контактировать с другими людьми, но и лучше их понимать. Серьезный вклад в это вносит использование сюжетно-ролевых игр.

Большая вовлеченность семьи, чем в обычной школе. Чаще проводятся различные мероприятия, в которых участвуют не только дети, но и родители.

Контроль смены ритма в обучении. Активные занятия правильно чередуются с пассивными. Это позволяет не только контролировать затраты энергии, но и улучшать концентрацию внимания.

При этом большой акцент делается
на принцип «душевной экономии». Он направлен на то, чтобы не создавать у
ребенка ощущения отторжения при занятиях самыми разными дисциплинами.

Некоторые предметы, которые есть
в системе вальдорфской педагогики, не встречаются в обычной школе. К ним
относятся такие, как эвритмия.

Уделяется максимум внимания и личности преподавателя. Он умеет оценить темперамент ребенка, особенности его восприятия, тип работы сигнальной системы. На основании такого индивидуального подхода удается формировать прочный авторитет педагога, на который дети ровняются и пропитываются настоящим уважением. Это также создает пример для подражания.

За что критикуют вальдорфскую педагогику

Чаще всего вальдорфскую педагогику упрекают в низком качестве образования, а ещё подозревают в эзотерике и сектантстве. Так, например, зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ и профессор ПСТГУ Александр Дворкин в беседе с газетой «Известия» озвучил такое мнение о вальдорфских школах:

«Дети не получат нужного образования, им будут исподтишка запихивать антропософское мировоззрение, и дальше те из них, кто может показаться полезным, окажутся внутри секты и будут распространять её идеи».

Дворкин также отметил, что, по его мнению, в этих школах часто происходит подмена понятий, а родители упускают из виду сектантские признаки, потому что их очаровывает красивая реклама и учителя, которые трепетно заботятся о детях. По словам профессора, даже если в вальдорфских школах действительно хорошо относятся к ученикам, в них нет главного — собственно образования и развития детей.

Однако, как уже было отмечено выше, проводившиеся исследования не выявили, что вальдорфская педагогика как-то критично сказывается на академических результатах, — она лишь улучшает эмоциональное состояние ученика и форсирует его интерес к обучению, что вряд ли можно назвать недостатком.

Стоит также отметить, что в восьмидесятых три независимых исследователя из Министерства образования ФРГ установили, что люди, которые родились в 1946–1947 годах и окончили вальдорфскую школу, гораздо чаще получали Abitur — сертификат, позволяющий поступить в вуз по окончании среднего образования. Среди «вальдорфцев» доля таких выпускников составила 22%, что в три раза больше, чем у выпускников государственных школ.

В современной России аккредитованные вальдорфские школы составляют учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения — дети проходят аттестацию в 4-м, 9-м и 11-м классах, сдают ОГЭ и ЕГЭ.

Что касается обвинений в сектантстве, то представители вальдорфских школ неоднократно заявляли, что их образование не носит религиозный или сектантский характер

Как разъясняется, например, на официальном сайте Ассоциации вальдорфских школ Северной Америки, вальдорфская педагогика действительно изначально основывалась на учениях Штайнера, однако впитала лишь их гуманистическую составляющую и стремление обращать внимание не только на интеллектуальное развитие, но и на психическое состояние учащихся

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий