Главные принципы
Основополагающий принцип вальдорфской педагогики — не перегружать ребенка новыми знаниями, в процессе обучения ориентироваться на его индивидуальный темп развития. Считается, что в разные периоды взросления малыш тяготеет к разным видам деятельности. Так, детей в детском саду не обучают письму и счету, но развивают их эмоциональную сферу и образное мышление
Большое внимание в дошкольном возрасте уделяется развитию мелкой моторики: с малышами занимаются лепкой, вязанием и вышиванием
В детских садах детей от трех до шести лет объединяют в группы до 20 человек. В них действует принцип дружной многодетной семьи, где старшие дети поддерживают и помогают младшим, а малыши в свою очередь перенимают опыт у старших. Помещения, где проходят занятия, оснащены мебелью из натуральных материалов — деревянными стульями и столами, плетеными креслами. Окна и стены декорированы тканями в светлых тонах. На открытых полках расставлены корзины с материалами для рукоделия.
В школу принимают с семилетнего возраста, обучение там длится 11-12 лет.
Методы воспитания
Правильное развитие памяти ребенка
Так как восприятие и запоминание информации на каждом этапе отличается, разработаны следующие правила обучения:
Ребенок должен быть заинтересован в учебном материале. Умственные занятия сменяются физической деятельностью. Такая смена улучшает потенциал памяти человека.
Все занятия проводятся в соответствии с графиком и строгой очередностью – один урок должен постепенно переходить в другой. До обеда дети обучаются ключевым дисциплинам. Во второй половине дня они занимаются различными видами прикладного искусства (приготовление пищи, ремесла, садоводство, резьба по дереву и т.д.)
Образование «веками», означает, что одна эпоха представлена на изучение, примерно на 3-4 недели. В этот период ребенок должен понимать и чувствовать все вещи, которые учитель пытается объяснить от начала исторического периода до конца.
Основные принципы методики вальдорфской педагогики
Как уже было сказано, главный принцип вальдорфской методики — неопережение. Он реализуется в следующем: родители, учителя и система образования в целом не давят на ребенка, заставляя его опережать собственные возможности. Для того чтобы гармонично развиваться, учащемуся необходимо понимать, на что он способен. И все обучение направлено именно на постепенное раскрытие ребенком собственного потенциала. Это в свою очередь рождает следующие методы и принципы, которые позволяют добиться главной цели — развить гармоничную, знающую свои сильные стороны личность в ребенке.
- Культ детства. Ребенка не торопят с взрослением, дают ему как можно дольше насладиться радостями детской жизни.
- Комфортная обстановка. Школа делает упор на создание семейной атмосферы.
- Близость к природе. Ученики украшают класс природными материалами, самостоятельно делают игрушки, ухаживают за растениями и животными. То есть метод основан на приближении жизни ребенка к естественному миру.
- Метод погружения. Материалы по всем предметам изучаются едиными блоками в течение нескольких недель. Например, если по литературе проходятся сказки Пушкина, то на уроках русского языка в качестве примеров к какому-то правилу будут приводить цитаты из его произведений, а на уроках истории делается акцент на периоде времени, в котором жил поэт.
- Метод “душевной экономии”. На уроках изучается материал, который интересен ребенку в данный момент.
- Близость к народной культуре. Дети на занятиях погружаются в культурный контекст и в рамках него учатся взаимодействовать друг с другом.
- Чередование ритма обучения. У детей есть возможность и повеселиться, поактивничать, так и позаниматься спокойной деятельностью, при этом такие занятия чередуются.
- Вовлеченность семьи в процесс обучения. Семья и педагог согласно методам Вальдорфской школы — сотрудники, а не противники.
- “Особенные” предметы. Предмет с красивым названием “эвритмия” в общеобразовательной школе не встречается, а вот обучающиеся по системе Штайнера отлично знают что это — искусство художественного движения, то есть метод соединения танца и пантомимы.
Основа этой методики — личностно-ориентированные педагогические технологии, учет индивидуальных особенностей ребенка: его темперамента, характера, увлечений, сильных и слабых сторон и т.д.
Отличия вальдорфской школы от традиционной педагогической системы
В целом, можно выделить следующие ключевые отличия вальдорфской методики от традиционной методики образования:
- Основные методы познания — эксперимент (в физике, химии) и наблюдение (в биологии — за растениями и животными).
- Знание педагоги стараются подавать не абстрактно, а максимально приближать его к реальной жизни (экскурсии, практическая деятельность).
- Нет обязательной школьной формы.
- Нет оценок, учебников, привычного расписания уроков на весь год.
- С первого класса преподаются два иностранных языка (как своего рода средство проникнуться культурой другого народа). Причём вначале это просто чтение стихов и песенок.
- Есть особый предмет — эвритмия (его придумал Штайнер). Это танец и пантомима под музыку или чтение стихов (в процессе такого танца может изучаться даже математика).
- Второстепенные для традиционной школы дисциплины (музыка, изо) считаются важными наравне с математикой, историей, географией и пр.
- Как в детском саду, так и в школе отмечаются самые разнообразные праздники, школьники перед уходом на каникулы проводят отчётные концерты.
- Есть социально ориентированные практики: краеведческая (изучение улиц, составление карт), в больницах, детских домах, домах престарелых.
Видео: чем вальдорфская школа отличается от других школ
Смотрите это видео на YouTube
Директор вальдорфской школы г. Новосибирска объясняет, что у выпускников такого учебного заведения совершенно нет страха совершать ошибки, ведь они не привыкли действовать по шаблону. Ребята имеют внутреннюю опору, чтобы идти по жизни, встречаться с трудностями. Дети привыкают творить, принимать нестандартные решения. Кроме того, выпускники вальдорфских школ — это редко люди, работающие на кого-то. Например, согласно западной статистике, это политики, предприниматели разного уровня, люди культуры, шоу-бизнеса.
Вальдорфские игрушки
Важнейшее место в вальдорфской методике занимают игрушки — ведь именно с их помощью ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Но традиционных кукол, машинок и солдатиков вы в школе не найдете, вместо них — необычная альтернатива.
Игрушки для вальдорфских классов подбираются очень тщательно: пластик и другая «синтетика» полностью исключены! Зато в классах можно увидеть очень много природных материалов — ветки и спилы деревьев, шишки, кусочки коры, каштаны, желуди, вот их-то и используют вместо традиционных кубиков и конструкторов. Много в школе и самодельных игрушек. Стройные ряды поделок, созданных учениками и их родителями, присутствуют в каждом классе.
Философия преподавания, предложенная гениальным Штайнером, кардинально отличается от привычных методик обучения: ребёнка не заставляют с малых лет постигать азы математики, чтения и письма. Обучение в школе направлено на развитие воображения, образного мышления и фантазии, именно это и позволяет выпускникам вальдорфских школ вырастать многосторонними и гармонично развитыми личностями.
Gnomik.ru
История создания вальдорфской школы
Рудольф Штайнер
История вальдорфской школы начинается в 1919 году, когда владелец немецкой сигаретной фабрики “Вальдорф Астория” в Штутгарте попросил Рудольфа Штайнера открыть школу для детей работников завода. И Штайнер приступил к делу… в скором времени его школа получила популярность, здесь стали учиться дети со всего города. Так и зародилась знаменитая вальдорфская школа. Надеюсь, вы уже догадались, что названа она так в честь одноименной фабрики. На сегодняшний день в мире насчитывается больше 1000 вальдорфских школ. Многие из них сосредоточены в США. Ну а кто же такой Рудольф Штайнер? Предлагаю заглянуть в Википедию… Итак, Рудольф Штайнер – философ, педагог, оккультист, мистик, эзотерик и создатель антропософии… А если вы знакомы с косметикой немецкой фирмы Weleda, тогда знайте, что Штайнер был основателем этой компании – в 1921 году он создал фармацевтическую лабораторию, занимающуюся лекарственными растениями. Ну а что такое антропософия?
Антропософия – философия, “наука о духе”, как называл ее Рудольф Штайнер, религиозно-мистическое движение… что не удивительно, ведь сам Штайнер был мистиком. Основная идея антропософии заключается в триединстве человека – Дух (мысли, интеллектуальные и познавательные возможности), Душа (чувства и эмоции) и Тело (физические возможности). Естественно. Поэтому ученики вальдорфской школы учатся познавать свой Дух, Душу и Тело. Я не буду вдаваться глубоко в антропософию, ведь главная задача этой статьи – ознакомить вас с плюсами и минусами вальдорфской школы, чтобы вы могли определиться нужна ли она вам и вашему ребенку.
Игры и игрушки в вальдорфской школе
Вальдорфская система в детских садах позволяет особое внимание уделять играм детей. Содержание игр бывает разным: это и свободные, и ролевые игры
Как минимум два часа в день дети играют самостоятельно, так, как подсказывает им их фантазия. Это позволяет развивать их образное мышление, они выпускают наружу свою индивидуальность. Как правило, такие игры устраиваются в первой половине дня. Любимыми играми становятся интерактивные игры-розыгрыши определенного сценария. В таких спектаклях дети импровизируют, основываясь на знакомых сюжетах.
Игрушки – это отдельный аспект воспитания. В вальдорфских школах нельзя встретить неестественных кукл, роботов, монстров, чудищ и других персонажей, любимых детьми. Главное условие для игрушек – они должны быть реалистичны. Дети с интересом увлеченно играют с поленьями, шишками, желудями, веточками, спилами, каштанами, кусочками коры и другими «игрушками» из леса. Естественные формы и материалы позволяют активнее включать воображение, представлять и воспринимать окружающий мир целостным и логичным.
Покой в розовом цвете
Воспитание по вальдорфской системе предполагает, прежде всего, чуткость и внимательность к основным потребностям ребенка. Штайнер считал, что в первые месяцы жизни малышу необходим покой и защищенность, а не обилие впечатлений. Вальдорфская школа считает, что кроха приходит во внешний мир с тем, что он принес с собой из «доземной» жизни. После рождения он должен приспособиться к новым условиям жизни вне материнской утробы, к новому способу дыхания и питания. Значит, нужно обеспечить малышу надежный «домик» и защиту от внешнего мира, суеты и шума.
В качестве такой «оболочки» вальдорфская педагогика рекомендует люльку, накрытую с одной стороны прозрачной розовой тканью или тюлем. Подвешенная в воздухе качающаяся люлька символизирует плавный переход из материнской утробы в физический мир. Каждый новый шаг вперед — познание своего тела, знакомство с близкими, сидение и ползание — для малыша серьезное достижение. По мнению Штайнера, искусственно ускорять развитие не нужно: на освоение новых навыков малышу требуется время. Однако это совсем не означает, что нужно бездействовать! Задача родителей — дать ребенку то, что ему необходимо именно сейчас, в настоящий момент, а не в будущем. Это основной принцип, которым руководствуется вальдорфская педагогика.
Основные принципы[править]
Принцип неопереженияправить
Вальдорфская педагогика считает необходимым для развития человека целостное взаимодействие телесных, душевных и духовных факторов.
Если многие альтернативные педагогические системы позиционируют себя как «кузницу вундеркиндов», то Вальдорфская педагогика считает приоритетом гармоничное интеллектуальное, физическое и эмоциональное взросление. Необходимыми условиями и средствами эмоционального и интеллектуального созревания считаются
- искусство (игра на флейте с 1-го класса, игра на других музыкальных инструментах, танцы народов мира, театр, живопись до 11-го класса),
- чистописание (необходимо для совершенствования мелкой моторики и выработки воли),
- рукоделие и ремёсла: вязание, валяние из шерсти, шитьё и т.д. (в т.ч. для мальчиков), работа с глиной, деревом (в т.ч. для девочек), плетение из лозы;
Вальдорфская педагогика выделяет три стадии развития ребёнка, каждая из которых длится приблизительно семь лет.
Отличительные особенности вальдорфской школы
В соответствии с учебными программами, разработанными в России для учеников Вальдорфской системы образования, предполагается обязательная аттестация учащихся в 4, 9 и 11 классах. Кроме привычных дисциплин преподается ряд специализированных. Например, под музыкальное сопровождение происходит объединение танца или пантомимы, такой предмет называется эвритмией. К тому же дети с 9 лет занимаются ботмеровской гимнастикой (комплекс специальных упражнений, позволяющих привести организм и все его системы в гармонию, сформировать раскрепощенную, творческую и целеустремленную личность).
В основе образования – наблюдения за растениями и животными в биологии, эксперименты и опыты в физике и химии. С самого начала обучения преподаются в основном гуманитарные дисциплины. В программе обучения — два иностранных языка. В расписании занятий есть главный урок, на который отводится не менее 1,5 часов. На нем изучаются история, биология, география, литература. Остальные уроки длятся по 45 минут и следуют дальше по расписанию. Это иностранные языки, музыка и другие.
В школах не приветствуется использование современных гаджетов — это противоречит принципам школы, ее духу.
Задача педагогов – развивать таланты учеников и культивировать интерес к получению знаний, мотивировать к дальнейшему обучению. Ученики должны получать удовольствие от процесса, поэтому соревновательный момент отсутствует. Успеваемость учеников не оценивается, никто не остается на второй год и не получает медали и грамоты. Дети получают удовольствие от процесса обучения, общения с преподавателями и друг с другом. У учеников отсутствует учебная форма.
Для учителя в школе отведена особая роль. Так как учебники отсутствуют, именно учитель определяет, как будет подан материал, будут ли использоваться какие-то пособия или сборники, или достаточно будет устного изложения. Первые семь-восемь лет, большую часть уроков для учеников проводит классный руководитель, он становится наставником, владеет знаниями по всем основным предметам и преподает некоторые ремесла. Именно он после окончания составляет характеристику на учащегося.
Педагоги школы говорят, что при переходе ребенка из Вальдорфской школы в обычную общеобразовательную, могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов. Это связано с различной степенью интенсивности преподавания предметов. Однако все различия проходят к средним классам. Кроме того в школах преподают ремесла и краеведения. Дети составляют карты, изучают здания и улицы, учатся, например, печь хлеб. Старшеклассники проходят социально-ориентированные практики в больницах, домах престарелых, детских домах.
Таким образом, в Вальдорфских школах можно выделить несколько основных методов преподавания.
- Метод «душевной экономии». Всему свое время. Развивать у ребенка необходимо те способности, которые он может освоить сейчас, без внутреннего сопротивления.
- Феноменологический подход. Учащиеся запоминают информацию не через заучивание. А через познание, наблюдение, установление взаимосвязей.
- Рациональное развитие памяти. Процесс изучения и запоминания происходит быстрее и качественнее, благодаря включению движения чувств ребенка. Педагог должен преодолеть безучастное отношение ребенка к материалу.
- Ритмический распорядок дня. Необходим четко разработанный ритм и плавный переход в течение дня от умственной работы к физической деятельности.
- Принцип «гармонизации душевной жизни». Учителя стараются добиться у ребенка равновесия мыслей и чувств. Гармония здорового тела, возможна только при душевной гармонии.
В школах часто проводятся костюмированные праздники, а перед началом каникул все классы готовятся к отчетному концерту. Школы коллегиально управляются учителями. Ответственно подходят к внутреннему стилю и оформлению школы. В интерьере присутствуют в основном натуральные материалы — дерево и камень, керамика. Цвета спокойные, умеренные.
Многие считают Вальдорфские школы единственными, которые не губят индивидуальность ребенка.
ДУХ, ДУША И ТЕЛО
Именно поэтому все больше родителей присматривается к нестандартным вариантам образования. Сегодня мы расскажем вам об одной из самых популярных альтернативных образовательных систем – вальдорфской педагогике.
История вальдорфской школы началась в самом начале ХХ века в Штутгарте. Это был тяжелый для Германии период – только что закончилась Первая мировая, и страна лежала в руинах. Всеобщая разруха коснулась и школ. В какой-то момент работники сигаретной фабрики «Вальдорф Астория» поняли, что система образования, основанная на примитивной зубрежке, безнадежно устарела. Стремительно меняющийся мир требовал совсем иного подхода. Стремясь обеспечить детям хорошее образование, сотрудники фабрики обратились к ее владельцу, Эмилю Мольта. Осознав серьезность проблемы, фабрикант предложил известному педагогу Рудольфу Штайнеру разработать новую уникальную систему образования, которая будет настроена на возрастные особенности детей и поможет развить творческие и познавательные способности каждого ребенка.
В основу программы вальдорфской школы Рудольф Штайнер заложил постулаты созданного им религиозно-мистического учения – антропософии. Согласно этому учению, в человеке объединены Дух, Душа и Тело.
Исходя из этого, главной задачей образования Штайнер считал не только получение знаний и развитие интеллекта, но также эмоциональное становление и формирование воли.
При этом он считал, что педагогика должна быть ориентирована не на конъюнктурные требования позднеиндустриального общества достижений, а на потребности развития ребёнка.
В 1919 году программа Штайнера получила одобрение министерства образования и культуры Германии. Первую вальдорфскую школу построили всего за год. Поначалу в ней учились дети сотрудников «Вальдорф Астория». Очень быстро стало заметно, как разительно ученики новой школы отличаются от своих замученных зубрежкой сверстников. Любознательные, уверенные в себе, увлеченные, счастливые дети послужили лучшей рекламой, что в новой школе пришлось срочно открывать новые классы. А вскоре вальдорфские школы заработали сначала по всей Германии, а затем – и за её пределами.
В 1928 году открылась Свободная высшая школа в Штутгарте – первое учебное заведение, готовившее педагогов для вальдорфских школ. Стоит ли говорить, что большинство ее студентов было выпускниками таких школ!
Пришедшим к власти нацистам система воспитания свободно мыслящих, «слишком» любознательных детей пришлась не ко двору. Вальдорфские школы начали закрывать или перепрофилировать. Однако сразу после окончания Второй Мировой войны все они открылись вновь.
Сегодня в мире насчитывается более 1 150 вальдорфских школ и более 1 857 детских садов в 65 странах. В России первая вальдорфская общеобразовательная школа открылась в 1992 году. В 1995 году была Ассоциация Вальдорфских Школ России. В данный момент в нашей стране работает около 20 таких школ – в Москве, Подмосковье, Петербурге, Владимире, Воронеже, Самаре, Ярославле, Иркутске, Калуге, Никольске, Томске, Уфе. Часть из них – государственные, остальные зарегистрированы как некоммерческие образовательные учреждения. Учится в них около 2 500 человек.
Плюсы системы и минусы системы?
Хотя данная система действительно представляет интерес и является по-настоящему новаторской, несмотря на то, что существует уже более ста лет, у вальдорфской педагогики есть свои плюсы и минусы.
- К сильным сторонам вальдорфской методики относится прежде всего ориентированность на комфорт ребенка. В таких школах нет оценок — главного стрессового фактора для учеников.
- Акцент на развитие творческих способностей. Использование на уроках материалов, сделанных своими руками, развивают фантазию, воображение, а нестандартные креативные задания формируют неординарный взгляд на мир.
- По завершении обучения по данной методике у ребенка развивается высокий эмоциональный интеллект, эмпатия.
- Педагоги заодно с родителями. В общеобразовательных школах между учителями и родителями зачастую наблюдается противостояние, однако согласно принципам вальдорфской педагогики родители вовлечены в процесс образования, поэтому сотрудничают с учителями.
- В вальдорфских школах дети также сдают ЕГЭ и получают общее образование наравне с учениками обычных школ.
Тем не менее, у вальдорфской системы образования есть и существенные недостатки.
- Оторванность от действительности. В соответствии с методикой, дети погружаются в особую образовательную среду и оказываются несколько изолированными от реального мира, поэтому оказываются зачастую не готовы к встрече с ним.
- Навязывание авторитета учителя. Именно педагог — главный взрослый человек для ученика вальдорфской школы. Из-за оторванности от действительности он не учится взаимодействовать с другими взрослыми.
- Болезненная адаптация к общеобразовательной школе. Если родители решат перевести ребенка в обычное учебное заведение, новая обстановка может травмировать ученика, так как покажется слишком непривычной.
Что думают люди?
Задумались? И я. А не даст ли такая свобода плоды вседозволенности? И где та самая дисциплина, которая давно апробированным методом «кнута и пряника» приводит к поставленной цели? Как бороться с элементарной детской ленью, когда не напрягают? Вопросов много. Поискала отзывы о вальдорфском воспитании.
Вот что думают об этом обычные родители.
- Как быть, если нужно будет перевести ребёнка в обычную школу? А оценки? А освоение программ? Невозможно сразу понять, успеваети ученик по всем предметам. А ещё в вальдорфской школе учатся дольше – целых 12 лет! Поэтому таких особенных деток берут при переводе в простую школу на класс ниже: например, из 6 только в 5-ый. Да и как превращают вальдорфскую характеристику в пятибальную систему для простой школы — большой вопрос.
- Попахивает сектой, где осуждаются дополнительные занятия вне учреждения. Только идеализированное и оторванное от реальности в пределах дозволенного школой. Многие мамы отмечают эзотерическо-мистическую направленность.
- Грань предоставления свободы настолько тонка, что часто со свободолюбивыми воспитанниками духа «пуп Вселенной» по мере взросления становится тяжело справляться. Когда ребёнку было всё можно, ему трудно от общества вдруг слышать «нельзя».
Я же лично сделала простой вывод для себя. Такая школа имеет место быть, но не для всех детей. Если вашего ребёнка природа одарила творческими способностями, то это хороший вариант для их развития в комфортной обстановке. Они не будут завистливы, не побоятся сделать ошибку и будут креативно мыслить, а также им будет легко работать в коллективе.
Но ежели ваше дитя – чистой воды технарь, то туда дорога вам закрыта, не потянет он потом ни один физмат! Точные науки там на вторых ролях.
В вальдорфской школе есть, что взять. Это уважение к личности ребёнка и бережное отношение к не возвращающемуся обратно детству. А как это брать, поступая в учебное заведение или факультативно дома — решать вам.
А давайте теперь посмотрим как проходит урок музыки в вальдорфской школе. И, вы знаете, это действительно урок МУЗЫКИ!
Надеюсь, что немного смогла открыть вам тайну вальдорсфского образования. Жду комментариев, очень интересно, что вы об этом думаете.
Всего вам доброго!
Всегда ваша, Евгения Климкович
Критика вальдорфской школы
В современном мире вальдорфская методика переживает кризис адаптации, и ей все чаще приходиться отходить от классических постулатов. Школьная программа все больше усложняется, требуя не только учебников (которые не предусмотрены методикой), но и цифровых устройств, а также более интенсивного изучения естественных наук. Если ребенок заинтересован в естественно-научных предметах, то ему приходиться нанимать репетиторов, чтобы удачно поступить в вуз.
Хорошо ли отсутствие оценок? В идеальном обществе, наверное — да. Но детям приходиться по окончанию школы поступать в вузы и выходить в реальный мир. Где будут не только оценки их работ и знаний, но и оценки их самих. Когда же ребенку лучше столкнуться с системой оценивания? В обычной начальной школе, когда его психика активно формируется и адаптируется, или в 18 лет в вузе? Всегда нужно помнить, что главная задача родителей, способствовать социализации ребенка и его интеграции в мир людей.
Хотя методика и ставит перед собой цель развить полноценную личность, в ней существует большой перевес в сторону художественного и гуманитарного знания. Такой перевес происходит за счет сокращения естественно-научных знаний, которые составляют основу мышления взрослого человека. Школьные педагоги откровенно говорят, что ученики переходящие из вальдорфской школы в обычную, часто имеют пробелы в знаниях и проблемы с адаптацией.
Родители преимущественно выбирают вальдорфскую школу не за ее качества, а как избегание государственной школьной системы, со всем ее бюрократизмом, нагрузкой и иногда жестокостью. Но правильный ли это подход для ребенка? Вальдорфские школы частные и за них приходиться платить, не лучше ли родителям поискать стандартную школу (государственную или частную) более высокого уровня и с более сбалансированный моделью обучения. Ведь ребенку все равно придется войти в стандартную модель обучения рано или поздно.
Если вы боитесь, что ребенок проникнется философским учением вперемешку с религией, то вы правильно боитесь. Ведь основу вальдорфсокй педагогики составляет религиозно-мистическое учение Штайнера — антропософия.
Мы не можем посоветовать данную методику для использования. Да, в ней есть здравое зерно, которое выражается в гуманном подходе к процессу учебы и ученикам. Но такой подход предлагают и многие другие частные школы, в которых не будет религиозно-философского учения и псевдонаучности.
Насколько же Вальдорфская педагогика отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?
Особенности обучения
Вальдорфская педагогика ориентирована на индивидуальные особенности ребенка
Немаловажно, чтобы детям обучение было интересно, они должны быть вовлечены в процесс. Теоретические знания, согласно методике, должны обязательно реализовываться на практике
Цель вальдорфской педагогики — мировоззренческое, социальное и профессиональное самоопределение каждого отдельного ребенка, как личности, в контексте осознания своей индивидуальной свободы и ответственности.
У каждого класса есть специально подготовленный учитель, который ведет основные уроки у детей с 1 по 8 класс. Оценки не ставятся до 9 класса. Преподавание проходит эпохами. Эпохи — это периоды обучения в 3-4 недели, когда каждый день первый сдвоенный урок посвящен одному и тому же предмету. Обучение организовано без учебников, их заменяют рабочие тетради.
Эпоха строительства
В Вальдорфской школе большое внимание уделяется рукоделию. Дети вяжут, вышивают, выжигают, лепят, рисуют, работают с шерстью
А еще играют на флейте и других инструментах, поют и ставят спектакли. Родители активно участвуют в жизни школы: в спектаклях, концертах, мастерских и ярмарках.