В чём суть педагогического приёма «Кубик Блума»?

Содержание

Слайд 1
КУБИК БЛУМА
как приём педагогической инновационной технологии

МБДОУ Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской республики
Воспитатель : Ловыгина Наталия Викторовна
2019г

Слайд 2
Кубик Блума: методика использования
Это обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови
Почему
Объясни
Предложи
Придумай
Поделись
Умеющие мыслить
Умеют задавать вопросы
Алисон Кинг

Слайд 3
Правила применения приёма «Кубик Блума»

Работа с кубиком строится следующим образом:
Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
Педагог бросает фигуру, а ребенок отвечает на вопрос темы,
начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников,
но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия,
прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Слайд 4
Классификация вопросов

Назови. Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д., которые помогают проверить самые общие знания по теме
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  
Объясни. Это вопросы уточняющие

Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы этого блока: Ты действительно думаешь, что…
Ты уверен, что…
Предложи То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности воспитанников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Слайд 5
Кубик Блума в младших группах
Вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:
Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
Сравни

То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
Оцени. То есть, укажи все “плюсы” и “минусы
В старших группах кубик Блума можно представить в виде мнемотаблицы.
Детям предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы сверстников.

Слайд 6
Знакомство с кубиком
Блума

Слайд 7

Слайд 8
Таксономия Блума
Таксономия уровней развития познавательных способностей предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания, на вершине – деятельность

Мышление высокого уровня
Мышление высокого уровня

Предложи ассоциацию
Сравни
Знание
Анализ
Используй
Оценка

Слайд 9
Человек , не знающий ничего, может научиться.
Дело только в том, что бы зажечь в нем желание познавать. Д. Дидро
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Как использовать кубик Блума

Для начала вам понадобится бумажный куб ( еще лучше, если его сделать из плотного картона), на гранях которого написано:

  • назови,

  • почему,

  • объясни,

  • предложи,

  • придумай,

  • поделись.

Развертки “Кубика Блума” можно скачать внизу страницы в хорошем качестве. 

Родитель или педагог формулирует тему и подбирает к каждому слову на кубике круг вопросов, который позволит детям повторить и закрепить изученный материал.

Взрослый подбрасывает кубик. Та грань, которая выпала, указывает на тип вопроса, который следует задать детям (то есть вопрос должен начинаться со слова на грани).

Альтернативный вариант – вопросы формулируют сами дети, а затем задают их своим друзьям (одноклассникам). Один из них отвечает на вопросы. Если ответ неполный, то друзья (одноклассники) могут дополнить его и скорректировать неточности.

Примечание. Каждый раз, когда вы бросаете кубик, вы привлекаете к обсуждению большее количество детей. Что это дает? Это повышает эффективность занятия и понимание темы, помогает выявить пробелы в знаниях. Кроме того, этот метод учит детей анализировать и интерпретировать информацию, строить гипотезы и отстаивать собственную точку зрения.

«Придумай…»

Здесь вам придётся по максимуму использовать своё творческое мышление. Этот вопрос нацелен на активизацию мыслительных процессов и генерацию альтернатив.

Почему это стоит делать? Действительно, кому-то может показаться, что фантазирование не особо помогает при послетекстовой деятельности. Но это не так.

Чтобы придумать иной вариант развития событий, вам необходимо хорошо понять то, что вы прочитали, а такая творческая работа помогает вам лучше «прочувствовать» взаимосвязи внутри текста и, следовательно, лучше его запомнить.

Примеры вопросов данного типа:

  • Придумай, как бы дальше развивались события, если бы герой не узнал об измене.
  • Придумай другое название для всех описанных изобретений.
  • Придумай диалог, который мог состояться между этими политиками при личной встрече.

Просто попробуйте выполнить несколько таких «подумай» по прочтении текста, и вы сразу же убедитесь, что это очень эффективный инструмент.

Суть приема

Создатель техники «Кубик Блума» – Бенджамин Блум, американский психолог, педагог. Суть этого педагогического приема заключается в следующем: после прочтения материала нужно бросить кубик, похожий на игральные кости. На каждой грани написан свой вопрос. Всего их 6:

  • почему;
  • придумай;
  • поделись;
  • назови;
  • предложи;
  • объясни.

Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант – составить задание и выполнить его. Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал.

Внешне кубик представляет собой объемную фигуру с 6 гранями. Его можно смастерить самостоятельно или распечатать, а потом склеить «Кубик Блума» шаблон из интернета. Рассмотрим каждый вопрос подробнее.

Назови

Здесь нужно просто изложить суть текста. Это не анализ или оценка. Также это не пересказ всех мелочей. Изложите самые важные детали. Рекомендуется замечать их уже по ходу чтения. Это можно делать мысленно или делая пометки в блокноте. Итак, что можно назвать?

  1. Когда происходили описанные события?
  2. Фамилии полководцев.
  3. Географические объекты, упомянутые в тексте.

Ответы на подобные вопросы можно помечать стикерами. После вам будет проще их найти.

Почему

Вопрос, побуждающий к активному размышлению. Требует установления связей между событиями и объектами, отдельными частями главы или статьи. Возможно, придется дать описание, характеристику каким-то процессам или явлениям. Пример вопросов для этой грани «Кубика Блума»:

  1. Почему герой сделал так, а не по-другому?
  2. Почему автор рассказывает о прошлом персонажей? Ведь оно никак не связано с сюжетом.
  3. Почему герой не принял помощь окружающих?

Не всегда на эти вопросы можно ответить сразу. Обычно над ними нужно подумать. Это поможет глубже вникнуть в материал, понять, что хочет донести автор, ход мыслей героев. Плюс ко всему, так вы лучше запомните прочитанное.

Объясни

Вопрос этой грани «»Кубика Блума перекликается с предыдущим. Только ответ на него вы вряд ли найдете в тексте. Здесь придется задействовать собственный опыт, знания, умение анализировать, логически мыслить.

Вы можете попросить себя объяснить ценность открытия или мысли главного героя. Также можно объединить «Объясни» с «Почему»: «Объясни, почему эти действия улучшили ситуацию?».

Придумай

На этой грани пригодится умение мыслить творчески, креативно. Главная задача вопроса – активизировать мыслительный процесс, работу головного мозга.

Вопросы из этой части техники «Кубик Блума» выглядят примерно так:

  1. Придумай, как бы жил герой дальше, если бы не узнал о случившемся?
  2. Придумай другие названия сделанным открытиям.
  3. Придумай, о чем говорили бы главные герои, если бы встретились лично.

Задавайте себе такие вопросы по ходу чтения.

Поделись

Теперь вопросы касаются вас самих. Попросите себя поделиться впечатлениями о прочитанном рассказе. Или, например, о том, какие эмоции вызвал тот или иной фрагмент. Ассоциации в этом случае помогут вам запомнить материал, а вызванные эмоции понять его.

Видео:Урок №4: ЦелеполаганиеСкачать

Тюльпан Шренка: описание

Дикие сорта тюльпанов имеют средние размеры. Но тюльпан Шренка может похвастаться отличительными крупными чертами. Он имеет весьма миниатюрную луковицу яйцевидной формы, 1,5-2 см в диаметре. Зато само растение вырастает до 30-40 сантиметров в высоту. Имеет зеленые с голубым отливом листья ланцетной формы, слегка волнистые, как правило, 3 или 4, нижний всегда крупнее остальных.

Цветок имеет достаточно изменчивую форму, чаще всего чашевидное дно и шесть лепестков, заостренных на конце, как у лилий. В отличие от искусственно выведенных сортов, обладает легким и приятным ароматом. Размер цветка 7 сантиметров в высоту. Окрас может быть различным: красным, оранжевым, желтым, белоснежным и даже почти фиолетовым, встречаются также пестролистные формы. Тюльпан Шренка относится к среднецветущим тюльпанам, цветет с конца апреля и весь май. Размножается в природе семенами, которые созревают в достаточном количестве в июне.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Кубик Блума в начальных классах

Например, в начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

  • Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
  • Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
  • Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
  • Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
  • Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
  • Оцени. То есть, укажи все «плюсы» и «минусы».

Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.

Видео:Целеполагание в гибком планировании: соответствие действия целямСкачать

Известные разновидности

В роду бувардии насчитывается около 30 разновидностей, наиболее популярными являются следующие:

  • Бувардия гладкоцветковая – вечнозеленый многолетник, который образует кустик до 60 см в высоту. Листья объединяются по три в мутовки или располагаются в розетках супротивно. На верхушке образуется густое щитковидное соцветие. Цветы трубчатые, 4-лепестковые. Длина трубки – 2 см, окраска лепестков – лососевая снаружи и алая внутри.
  • Бувардия длинноцветковая – более рослая разновидность с длинными стеблями и цветоносами. Высота куста достигает 90 см. Используется для составления букетных композиций. Листья продолговатые, расположены супротивно. Густые соцветия образуются в пазухах верхушечных листьев. Они окрашены в белый или светло-розовый цвет, источают приятный аромат.
  • Бувардия домашняя отличается компактными размерами и менее густой листвой. Простые или махровые цветы собираются в шарообразные соцветия. Листочки яйцевидные с зубчатым краем. Длина листовой пластины не превышает 5 см.
  • Бувардия желтая – высокий кустарник с ланцетными листьями и густыми желтыми соцветиями.
  • Бувардия жасминоцветковая – карликовый вид. Зимой весь кустик густо покрывается белоснежными цветами в форме колокольчика и источает аромат жасмина.

Селекционеры вывели несколько гибридных сортов, которые отличаются размером и окраской бутонов, это позволяет подобрать наиболее интересное сочетание как среди горшечных представителей, так и в букете.

Новые педагогические таксономии

Современные разработки в области личностно-ориентированного обучения также используют таксономические построения.

Одно из них – целеполагание по А. В. Хуторскому – основателю эвристического обучения. Построение целей отражено в таблице.

Эта таксономия, как и многие другие научные таксономии – только «верхушка айсберга», который значительно шире и глубже по содержанию, нежели представлено в таблице.

Педагогические таксономии по своей структуре не отличаются от таксономий других наук, что доказывает универсальность данной структуры и ее огромный потенциал.

Видео:Описываем компетенции с помощью таксономии Бенджамина БлумаСкачать

Современные взгляды на таксономию

Математически таксономией является древообразная структура классификаций определённого набора объектов. Вверху этой структуры — объединяющая единая классификация — корневой таксон — которая относится ко всем объектам данной таксономии. Таксоны, находящиеся ниже корневого, являются более специфическими классификациями, которые относятся к поднаборам общего набора классифицируемых объектов[источник не указан 3686 дней]. Современная биологическая классификация, к примеру, представляет собой иерархическую систему, основание которой составляют отдельные организмы (индивидуумы), а вершину — один всеобъемлющий таксон; на различных уровнях иерархии между основанием и вершиной находятся таксоны, каждый из которых подчинён одному и только одному таксону более высокого ранга. Одна из наиболее фундаментальных проблем таксономии состоит в определении способа бытия таксона.

Термины «таксономия» и «систематика» нередко используют как синонимы, но в строгом смысле таксономия является лишь частью систематики. Обычно в биологии систематику трактуют как раздел знаний о разнообразии организмов и взаимоотношениях между ними, а таксономию как раздел науки, изучающий принципы, методы и правила классификации. Основная задача биологической таксономии — создание иерархической системы соподчинённых рангов, которое служит для построения естественной классификации организмов.

Видео:13. Лень против целеполагания. Точка А (с Еленой Козыревой) 09-01-2023Скачать

Психомоторная область

О том, что такое таксономия в психомоторной области, на данный момент имеется наименьшее количество сведений в сравнении с другими уровнями образовательного процесса. Известно то, что рассматриваемая область охватывает цели, которые имеют отношение к различной двигательной координации. К ним можно отнести: приобретение навыков письма, речи, трудового обучения и т. д.

Навыки, рассматриваемые на психомоторном уровне, имеют один и тот же алгоритм отработки: получение информации о навыке из приведенного примера, его осмысление, самостоятельное применение в практической деятельности и оценка полученного результата. Многократное повторение действий в виде положительного опыта, как правило, со временем улучшает результат.

Психомоторная сфера охватывает сразу два отдела человеческой деятельности: мозговой и мышечный. Исследование литературы в данной области показывает, что рассматриваемая сфера образовательного процесса тесно связана с двумя другими. Но проявление этой связи, как и весь психомоторный уровень, изучено наиболее слабо.

Психомоторная сфера широко распространена в таких областях получения образования, как медицинские дисциплины, искусство и музыка, физическое воспитание, инженерные науки.

Видео:Создание учебных заданий и тестов разного уровня сложности с учетом таксономии целей БлумаСкачать

«Назови…»

Этот тип заданий нацелен воспроизведение информации. Никакого анализа, только репродукция прочитанного текста.

Что следует называть? Обычно вовсе не нужно запоминать каждую мелочь, достаточно обратить внимание на существенные детали. На них мы советуем вам обращать внимание уже по ходу чтения, то есть мысленно или письменно отмечать для себя, что вам обязательно нужно запомнить и суметь назвать в дальнейшем. Примеры таких заданий:

Примеры таких заданий:

  • Назови даты всех описанных событий.
  • Назови фамилии полководцев.
  • Назови географические объекты, вблизи которых происходили сражения.

Вы можете делать пометки для этого задания на стикере, а потом возвращаться к своим заметкам, когда выпадет соответствующая грань кубика.

Как отвечать на вопросы?

Если вам выпало «Расскажи почему», придется вашему мышлению активно поработать. В этом случае необходимо находить причинно-следственные связи, выяснять, как связаны отдельные части текста, давать описания каким-то явлениям или действиям. Почему у героя рассказа была такая реакция? Почему автор так много внимания уделил описанию места, где происходят события? Почему поступок героя рассказа так был воспринят окружающими? Вопросов может быть огромное количество. Хорошо задавать вопросы, на которые нет очевидных ответов. Так вы больше включаетесь в текст. И это еще лучше способствует развитию мышления.

Задание «Объясни» выполняется по аналогии с первым. Но в этом случае ответов в тексте не будет точно. Здесь нужно подключать аналитические способности, оценивать что-либо, исходя из своих знаний и опыта. Например, объясните ход мыслей героя или автора рассказа, объясните пользу или вред природного явления, описанного в тексте.

Задание «Придумай» требует подключения творческого мышления. Например, можно придумать свой вариант развития событий, обстановку в описанном помещении, образ героев. Фантазирование активизирует мыслительные процессы, генерирует альтернативы, позволяет лучше прочувствовать текст и запомнить его. Уже после нескольких таких заданий, вы осознаете, что этот инструмент эффективен.

Если подбросив кубик, вы увидите «Поделись», то вам нужно будет рассказать о своих впечатлениях о тексте или конкретных событиях, героях, сформировать ассоциации, оценить что-либо. Эмоции способствуют лучшему пониманию текста, а построение ассоциативных связей – запоминанию.

Действие «Назови» направлено на работу с деталями. Здесь не нужно ничего анализировать, а просто воспроизводить полученную информацию

Именно для этого задания по ходу чтения необходимо обращать внимание на детали – даты, фамилии, географические объекты, времена года, названия. Если запоминать крайне сложно, можно использовать стикеры и делать пометки

Креативное мышление понадобится для задания «Предложи». Оно направлено на поиск альтернативных решений. Например, можно взять проблему, описанную автором, и попробовать предложить другой вариант ее решения, который даст наилучший результат.

Совсем необязательно расписывать грани кубика только такими заданиями, можно придумать что-то свое. Использовать данный метод можно одному или в компании. Например, он превратится в интересную игру после прочтения книг с детьми. И эта игра будет развивать мышление и память. Кроме того, для указанных целей можно подключить и тренажеры Викиум. Тренируйтесь ежедневно от 10-15 минут, и довольно быстро заметите, что при прочтении текста стали лучше запоминать детали, а после – воспроизводить полученную информацию.

Примеры использования технологии на различных уроках

«Кубик Блума» может использоваться на уроке любого цикла

Русский язык

«Кубик Блума» можно применять на уроках всех циклов. Например, на занятии, посвящённому знакам препинания в бессоюзном сложном предложении, вопросы могут быть такими:

  • Назови признаки бессоюзного сложного предложения (БСП).
  • Почему эта синтаксическая конструкция называется бессоюзной?
  • Объясни, по какому признаку ставятся знаки препинания в БСП.
  • Предложи примеры из литературного произведения по теме.
  • Придумай собственные на употребление каждого из знаков.
  • Как ты думаешь, можно ли все сложные предложения сделать бессоюзными?

Литература

Использование «Кубика Блума» на уроках литературы, посвящённых теме творчества Пушкина, может быть таким:

  • Назови периоды творчества поэта.
  • Почему произведения Пушкина вызывали негодования со стороны царя?
  • Объясни, как французские поэты повлияли на творчество Пушкина.
  • Предложи примеры из стихотворений, подтверждающие влияние Байрона.
  • Представь 3–4 темы, которые волновали бы Пушкина сегодня.
  • Как ты думаешь, почему произведения А.С. Пушкина не теряют актуальности в наши дни?

История

В процессе работы над темой «Политика Петра I» кубик легко сделать таким:

  • Назови основные направления политики Петра I.
  • Почему во времена Петра I Россия переживала небывалый культурно-экономический подъём?
  • Объясни, какие цели преследовал Пётр, отправляясь в поездки за границу.
  • Предложи аргументы в защиту актуальности политики Петра в наши дни.
  • Придумай 5 аргументов в пользу экономических преобразований Петра.
  • Как ты считаешь, какие направления общественно-политической жизни волновали бы правителя сегодня

Обществознание

Для урока обществознания на тему «Рыночные отношения» примерная формулировка граней для «Кубика Блума» может быть следующей:

  • Назови особенности рынка труда в России.
  • Почему рынок труда так важен для общества и экономики?
  • Объясни связь между доходами государства и рынком труда.
  • Предложи свою стратегию расширения рынка труда в стране.
  • Придумай, как изменится экономика с исчезновением безработицы.
  • Как ты считаешь, можно ли по рынку труда судить о развитии общества в целом?

Информатика

На уроке информатики «Кубик Блума» в рамках темы «Интернет» может применяться следующим образом:

  • Что такое интернет?
  • Почему он называется всемирной сетью?
  • Объясни принцип работы интернета.
  • Предложи способы улучшения сигнала сети.
  • Придумай, как использование интернета может облегчить бытовую сторону жизни каждого человека.
  • Как ты думаешь, в чём основные стратегии развития ИТ и интернета в будущем?

Биология

При изучении курса биологии по теме «Строение и жизнедеятельность грибов» стороны кубика наполняются следующим образом:

  • Что такое гриб?
  • Почему грибы не относятся к классу растений?
  • Объясни, в чём особенность строения грибов.
  • Предложи 4 признака сходства грибов с животными и растительными организмами.
  • Придумай, как изменится жизненный цикл природы, если исчезнут грибы.
  • Как ты считаешь, в чём основное предназначение грибов в природе?

Химия

Для изучения темы «Бытовая химия» учитель-предметник может предложить такой кубик:

  • Что такое бытовая химия?
  • Почему химические вещества так активно используются в быту?
  • Объясни компоненты средств для ухода за посудой.
  • Предложи альтернативные органические средства для мытья полов.
  • Придумай, как можно улучшить состав химических моющих средств.
  • Как ты думаешь, смогут ли современные хозяйки отказаться от бытовой химии?

«Кубик Блума» – это действенный приём, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно-эмоционального погружения детей в тему. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия и может использоваться на всех этапах уроках в качестве рефлексии.

Видео:3. Страхи по поводу целеполагания 02-06-2022Скачать

Слайд 7Занятие по экологии «Птицы Прихоперья»Основной прием используемый на этом занятии- это

игра с Кубиком БлумаКидая кубик, дети задают вопросы, начиная с того слова, которое выпало на грани. Это один из приемов развития критического мышления, направленный одновременно на актуализацию знаний, имеющихся у ребенка и определения «области не знания». На фотографиях вы видите черного дятла (желну), большого пестрого дятла, малого пестрого дятла, зададим вопросы о них.
Например, назовите самого большого и самого маленького дятла нашей области (черный дятел – желна самый большой, малый пестрый дятел самый маленький):
– почему дятла назвали трехпалым? (у него всего по три пальца на ногах);
– объясни, какую пользу приносят дятлы лесу;
– предложи три способа обнаружить дятла в парке, лесу;
– придумай, что может случиться, если дятлы исчезнут;
– поделись интересными фактами о дятлах (например, у этих птиц самый длинный язык)

Как использовать таксономию Блума в тестах

Чтобы детально просканировать знания учеников, Блум предлагает разделить тест на шесть групп вопросов. Каждая группа соответствует конкретному уровню таксономии. Например, сперва мы проверяем, насколько хорошо ученик запомнил материал. Затем — что он понял. После — какие знания ученик может применять на практике и так далее. 

Если студент не допускает ошибок по первой группе заданий, он получает доступ к вопросам следующего уровня. Если ошибается, идёт на повторное обучение, а потом проходит тест заново.

Пример. Андрей проходит первую группу вопросов в тесте по тайм-менеджменту. Её главная задача — проверить, насколько хорошо он запомнил материал из курса. Андрей решил правильно 4 вопроса из 10. Тестировать его дальше и проверять практические навыки — бессмысленно. Сотрудник плавает в теории. Хорошо, если тест автоматически отправит Андрея на повторное обучение или покажет дополнительную информацию по проблемным вопросам.

Совет. В структуре презентации в iSpring Suite можно настроить ветвление. Если студент ответил неправильно — его можно автоматически перенаправить на блок с теорией. Статья в блоге iSpring «Как создать ветвление в тесте PowerPoint» →

Дальше мы разберем, как использовать таксономию Блума при создании онлайн-теста в iSpring Suite и правильно формулировать вопросы.

«Объяс­ни…»

Задание, по своей сути схожее с вопросом «Почему?». Только в этом случае вы уже точно не сможете найти ответ в тексте, вам придётся поразмышлять самим, опираясь на свои знания, опыт и аналитические способности.

Примеры задания:

  • Объясни ценность этого открытия для человечества.
  • Объясни ход мыслей главного героя.

Можно прибегать к комбинированию с вопросом «Почему?»:

Объясни, почему эти модификации привели к улучшению результатов?

Не стоит строго ограничивать себя формулировками, предложенными Блумом. Если вы придумали новый тип задания или вопроса, которые помогают вам в усвоении текста, смело используйте их.

Учебные задания по таксономии блума

Таксономия Блума была первоначально создана с целью разработки конкретных задач, которые помогли бы студентам получить знания более простым способом..

Идея заключалась в том, что, понимая, как работает учебный процесс, преподаватели могут создавать цели, которые соответствуют шагу, который делают их ученики..

Чтобы помочь преподавателям разработать конкретные задачи для своих учащихся на основе таксономии, Блум и его сотрудники создали таблицы глаголов, которыми они могли руководствоваться при предложении целей каждого этапа.

Таксономия Блума может использоваться как для создания общих (на уровне целей курса), так и конкретных задач (над которыми мы будем работать на каждом уроке). Способ сделать это заключается в следующем:

  • Во-первых, цели курса установлены. Будучи более обширными, только 3 — 5 из них выбраны. Их сложно измерить, потому что они связаны со всем содержанием, которое будет изучаться на протяжении всего курса..
  • Затем выбираются цели сессий. Они должны быть связаны с общими целями курса таким образом, чтобы при достижении всех целей сессии общая цель была достигнута. Кроме того, цели сессий те, которые будут оцениваться на протяжении всего курса.
  • Чтобы создать цели сессий, преподаватели должны перейти от низшей части таксономии Блума к высшей. Используя списки глаголов, включенные в таксономию, они могут выбрать тип задач, которые больше всего помогут студентам в их обучении..

Разработка целей

Разработка целей будет связана с целью, которая будет варьироваться в зависимости от того, кто подает заявку. Благодаря этому было создано несколько основных инструментов:

  • Определение структуры, общей и конкретной цели будет описано следующим образом: глагол в инфинитиве + содержание. В области контента это относится к понятиям, данным, процессам, отношениям.
  • Список глаголов, которые могут быть использованы для разработки общих и конкретных целей. Чтобы иметь лучшее представление об этом, некоторые примеры представлены ниже:

-Глаголы для общих целей: анализировать, вычислять, классифицировать, сравнивать, формулировать, обосновывать, генерировать, определять, компилировать, делать выводы, указывать, показывать, сопоставлять, направлять, создавать.

-Глаголы для конкретных целей: предупреждать, анализировать, основывать, вычислять, формулировать, уточнять, оценивать, изучать, объяснять, дробить, квалифицировать, классифицировать, сравнивать, дробить, идентифицировать.

Детализация целей в когнитивном измерении будет зависеть от человека, который желает применить его на практике, однако эта иллюстрация поможет лучше проиллюстрировать этот процесс, который требует учета нескольких важных аспектов:

Видео:4.3 Таксономия БлумаСкачать

Формулирование целей обучения. Таксономия Блума.

При создании обучающего курса авторам необходимо сформулировать цели обучения.

Согласно теории Бенжамина Блума, цели обучения зависят от иерархии мыслительных процессов (запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).

Таксономия Блума — таксономия педагогических целей в познавательной сфере , предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом ( 1913 — 1999 ).

Для каждого уровня иерархии существует ряд активностей (глаголов, которые сопутствуют процессу:

понимание

Глаголы: Обсудите, определите, расскажите, объясните, суммируйте, опишите, сформулируйте, проиллюстрируйте, продемонстрируйте.

применение

Глаголы: Примените, вычислите, измените, выберите, классифицируйте, завершите, продемонстрируйте, обнаружьте, инсценируйте, задействуйте, исследуйте, проведите эксперимент, проиллюстрируйте, интерпретируйте, модифицируйте, оперируйте, потренируйте, соотнесите, спланируйте, покажите, сделайте набросок, решите, используйте

анализ

Глаголы: Проанализируйте, оцените, сгруппируйте, вычислите, категоризируйте, классифицируйте, сравните, свяжите, противопоставьте, критикуйте, обсудите, дифференцируйте, различите, разделите, исследуйте, проведите эксперимент, объясните, выведите, упорядочьте, усомнитесь, соотнесите, выберите, разделите, проверьте

синтез

Глаголы: Сгруппируйте, соберите, скомбинируйте, составьте, создайте, разработайте, сформулируйте, обобщите, объедините, придумайте, модифицируйте, организуйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перегруппируйте, перепишите, установите, замените

оценка

Глаголы: заключите, оцените, поддержите, одобрите, рекомендуйте, покритикуйте, одобрите, сделайте выводы.

Каждый уровень пирамиды Блума основывается на предыдущем. Внизу лежит запоминание, а наивысшей точкой когнитивных способностей и целей обучения лежит способность к независимой оценке.

Первые три уровня описывают конкретные результаты обучения (запоминание, понимание, применение). Дальше описываются мыслительные активности, которые необходимы для достижения этих результатов.

С точки зрения ТРЕНИНГА:

Три типа обучения:

KSAs (Таксономия Блума)

A – influence attitude

У Блума Знание- Понимание- Использование- Анализ- Синтез- Оценка

Знание (Cognitive) –также развитие инетеллектуальных навыков. Например, бухучет, стадии развития детей, знание, как издать книгу и т.д.

Навыки (psychomotor) –физические движения, координация. Например, умение пользоваться 3д принтером, хорошо слушать или пинать мяч.

Отношение (affective) –чувства, мотивация, энтузиазм. Хотя этому невозможно научить, тренинг может этот процесс спровоцировать.

Видео:Таксономия Блума – основа эффективного урокаСкачать

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий